Предметы исключительного ведения субъектов рф | Загранник

Предметы исключительного ведения субъектов рф

Одной из основ федеративного устройства Российской Федерации служит разграничение предметов ведения и полномочий в рамках Российской Федерации.

Перечень предметов исключительного ведения Российской Федерации, предусмотренныйв статье 71 Конституции России,включает в себя 18 пунктов, которые можно разделить на несколько сфер.

В сфере прав и свобод человека и гражданина Российская Федерация регулирует и защищает права и свободы человека и гражданина, решает вопросы гражданства в Российской Федерации, защищает права национальных меньшинств. Помимо Федерации эти вопросы могут регулировать субъекты РФ, но только в тех случаях, когда такое регулирование направлено на расширение этих прав и свобод, укрепление гарантий их реализации.

В сфере государственного строительства кведению Российской Федерации отнесено федеративное устройство и территория, установление и регулирование федеральных государственных органов, а также определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное законодательство, амнистия и помилование, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство, федеральная государственная служба.

К ведению Российской Федерации отнесено принятие и изменение федеральной Конституции, контроль за ее соблюдением, а также федеральные государственные награды и почетные звания.

В экономической сфере в исключительном ведении Федерации находиться федеральная государственная собственность и управление ею, денежная эмиссия (выпуск в обращение денежных единиц), федеральные банки. Российская Федерация определяет правовые основы единого рынка, основы ценовой политики, принимает федеральный бюджет, финансовое и валютное законодательство, устанавливает федеральные налоги и сборы, таможенное регулирование и т.д.

Федеральный законодатель обязан осуществлять в процессе финансового регулирования такую регламентацию финансовых отношений, при которой обеспечение экономического единства не должно приводить к умалению финансовой самостоятельности субъектов РФ.

Часть производственных систем и отраслей экономики, которые имеют общегосударственное (стратегическое) значение, находятся в ведении Российской Федерации: федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы, федеральный транспорт, информация и связь, космическая деятельность и др.

В социально-культурной сфере к ведениюФедерация отнесено немного вопросов: установление основ федеральной политики и федеральные программы развития в этой области.

В сфере обороны, безопасности – только Федерация вправе иметь свои вооруженные силы, заниматься вопросами оборонного производства, определять порядок продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники, другого военного имущества, производить ядовитые вещества, наркотические средства, устанавливать порядок их использования. Особая область федеральной юрисдикции – безопасность государства (конституционная, экономическая, экологическая и др.).

В международной сфере в ведении Федерации находиться внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, вопросы войны и мира, внешнеэкономические отношения Российской Федерации.

К числу иных предметов исключительного федерального ведения относятся установление различных стандартов и эталонов, исчисление времени, геодезия и картография, наименование географических объектов, статистический и бухгалтерский учет.

Следует отметить, что некоторые перечисленные в статье 71 Конституции России предметы ведения конкретизируются в других статьях Конституции. Например, положение о денежной эмиссии – в части 1 статьи 75.

Наряду с перечнем предметов исключительного федерального ведения в статье 71 Конституции РФ существуют также отдельные конституционные положения, указывающие на необходимость регулирования того или иного вопроса в форме федерального или федерального конституционного закона и устанавливающие таким образом исключительную компетенцию Федерации.

Конституция России (статья 72) определяет предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов по их содержанию можно разделить на пять групп.

Сфера государственного строительства включает обеспечение соответствия актов субъектов РФ федеральным, защиту прав и свобод человека и гражданина, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, кадры судебных и правоохранительных органов, административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды, защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

В международной сфере –этокоординация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Читать дальше  Оплатить коммуналку через интернет без комиссии

К экономической сфере отнесено владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, разграничение государственной собственности, установление общих принципов налогообложения и сборов и др.

В социально-культурной сфере находится координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, общие вопросы образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, охрана памятников истории и культуры.

В экологической сфере – этоприродопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9811 – | 7402 – или читать все.

91.146.8.87 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Предметы ведения Российской Федерации – закреплённые в КРФ и положениями Федеративного договора – Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти суверенных республик в составе РФ, круг вопросов, исключительная прерогатива в решении которых принадлежит федеральным органам государственной власти.

В исключительном ведении РФ находятся основные вопросы регулирования и защиты прав человека, государственного строительства, регулирования экономики и социального развития, внешняя политика и внешнеэкономическая деятельность, оборона и охрана границ, создание правовой системы и системы правоохранительных органов, а также вопросы метеорологии, метрологии, бухгалтерского и статистического учета, государственных наград и почетных званий РФ.

По предметам исключительного ведения РФ принимаются ФКЗ, ФЗ, иные федеральные нормативные акты.

Указанные в статье 71 Конституции РФ предметы ведения РФ могут быть изменены только с соблюдением процедур, установленных федеральным законом для внесения поправок в Конституцию РФ. По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. Кроме того, реализуя исключительную компетенцию, федеральные органы государственной власти вправе принимать и иные акты: указы Президента, постановления Правительства, акты федеральных органов исполнительной власти.

Предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Предметы ведения субъектов Российской Федерации.

Предметы совместного ведения — закрепленный в Конституции круг вопросов, в решении которых могут принимать участие органы государственной власти РФ и ее субъектов. П.с.в. — это сфера общественных отношений, регулирование которых отнесено Конституцией РФ и к компетенции РФ, и к компетенции субъектов РФ. К совместному ведению РФ и ее субъектов Конституция относит те вопросы, по которым Федерация и ее субъекты координируют свои усилия и солидарно несут ответственность за состояние дел.

«Ст.72: В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

Читать дальше  Нормы квадратных метров на ребенка в квартире

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.»

Федеральное законодательство по вопросам совместного ведения осуществляется на основе обязательного информирования субъектов о намерениях Федерации. Последняя должна в силу Федеративного договора присылать проекты законов в субъекты РФ.

Предметы исключительного ведения субъектов РФ. Конституция РФ в данном случае исходит из того, что субъекты РФ вправе иметь предметы исключительного ведения, что призвано обеспечить право на самостоятельное осуществление государственно-властной деятельности по предметам исключительного ведения субъекта Российской Федерации с учетом требований статьи 73 Конституции Российской Федерации. Объем и характер таких полномочий определяется в конституциях республик, уставах других субъектов Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.

К ведению субъектов Российской Федерации относится определение политики и программ в области государственного, экономического, культурного, экологического и национального развития субъекта Российской Федерации.

– республики принимают свои конституции, др. субъекты уставы, вносят в них изменения и дополнения, осуществляют контроль за соблюдением конституционных предписаний;
– решают вопросы, связанные с наименованием, переименованием субъекта РФ;
– устанавливают систему законодательных, исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, определяют порядок их формирования и деятельности, исходя из общих принципов, закрепленных в Конституции Российской Федерации и федеральных законах;
– формируют законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; утверждают представленную Президентом РФ кандидатуру на должность высшего должностного лица субъекта РФ;
– устанавливают порядок управления и обеспечивают управление учреждениями и организациями, находящимися в подчинении субъекта Российской Федерации, определяют их структуру, устанавливают их правовое положение и компетенцию в соответствии с требованиями федеральных законов;
– обеспечивают правовое и иное обеспечение организации и деятельности местного самоуправления;
– разрешают вопросы административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации.

Государственная символика Российской Федерации.

Государственные символы РФ – это специальные обозначения России, являющиеся средством официального представительства РФ во внешних и внутренних отношениях, в силу чего они особо охраняются законодательством.

Государственными символами РФ являются: 1) Государственный герб РФ; 2) Государственный флаг РФ; 3) Государственный гимн РФ.

Государственные символы РФ обеспечивают представительство РФ внутри страны и в иных странах мира и выражают наличие суверенитета у РФ.

Они подлежат особой государственной охране, поэтому запрещается и преследуется по закону: 1) надругательство над государственными символами РФ в какой бы то ни было форме (например, публичное уничтожение флага РФ, искажение гимна РФ либо осмеяние и издевательство над гербом РФ); 2) использование государственных символов с нарушением порядка, установленного федеральным законодательством.

Государственные герб РФ, флаг РФ и гимн РФ – официальные государственные символы РФ, выраженные соответственно посредством графического изображения, цветовой гаммы на полотне ткани и посредством музыки и текста. Их формы выражения устанавливаются федеральными конституционными законами.

Официальные государственные символы российского государства могут использоваться субъектами РФ, различными организациями РФ для фирменного или отличительного обозначения только на основании соответствующего разрешения РФ и в установленных законодательством формах.

Государственные символы РФ должны находиться (размещаться) в органах и учреждениях РФ, установленных законами о государственных символах России. Субъекты РФ, муниципальные образования, общественные объединения, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности вправе иметь собственные гербы (геральдические знаки), но эти гербы не должны быть идентичны Государственному гербу РФ.

Государственный герб не может быть использован в качестве геральдической основы гербов субъектов РФ, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; Нарушение авторского права страницы

Конституция России 11 Российская газета. – 1993. – № 237. в статье семьдесят третьей закрепляет остаточную компетенцию за субъектами Российской Федерации. Вне предметов ведения Российской Федерации, предметов совместного ведения субъекты Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативно-правовых актов.

Читать дальше  Трудовой договор гарантии при приеме на работу

Подобный метод определения полномочий и предметов ведения субъектов федерации предполагает установление ими в своих конституциях, уставах, законах и иных нормативных правовых актах своих полномочий, компетенции органов власти. Это позволяет не устанавливать закрытые исчерпывающие перечни, открывает простор для самостоятельности в реализации государственной власти на территории субъекта, разумеется, в соответствии с основами конституционного строя, с учётом верховенства Конституции и приоритета федеральных законов, их действия в случае противоречия им законов и иных правовых актов субъекта федерации 22 Комментарий к Конституции Российской Федерации / под общ. ред.В.Д. Карповича. – М.: Юрайт-М; Новая правовая культура, 2002. С. 559. Вдобавок без законодательного закрепления исключительные полномочия субъектов малоэффективны и реализация их затруднена.

Данная форма разграничения полномочий способствует также развитию инициативы субъектов.

Это положительные моменты данного способа определения исключительных полномочий субъектов Российской Федерации. Но у него есть и отрицательные стороны.А. Бланкенагель выделяет несколько существенных недостатков в российском способе определения исключительных полномочий субъектов Российской Федерации. Во-первых, отделение тех областей государственной деятельности, которые не входят в списки исключительных предметов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения, представляет собой большую сложность. Некоторые предметы не упомянуты буквально и скрываются в других, предполагающих более широкое толкование. Во-вторых, многие появившиеся недавно вследствие технического прогресса области общественной жизни, требующие законодательного регулирования (например, право Интернета или правовое регулирование трансплантации органов, искусственного оплодотворения, биогенетики), автоматически попадают в область исключительного ведения субъектов Российской Федерации, хотя требуют в большей степени федерального регулирования 11 См.: Бланкенагель А. В поисках исчезнувших исключительных полномочий субъектов Российской Федерации // Сравнительное конституционное обозрение. 2007. № 1.С. 7.

К предметам исключительного ведения субъектов Российской Федерации можно отнести контроль за соблюдением конституций, уставов, законов субъектов; установление в соответствии с общими принципами, предусмотренными федеральным законодательством, системы органов государственной власти, порядка их формирования и деятельности; законодательство об органах местного самоуправления; государственная служба в субъекте Российской Федерации; награды, премии и почётные звания субъекта, региональная символика, решение вопроса о столице (в республике), административном центре субъекта. Субъекты Российской Федерации формируют и исполняют бюджет субъекта, устанавливают налоги субъекта, фонды экономического, социального и культурного развития, принимают программы социального, экономического и культурного развития субъекта, экологические программы, распоряжаются собственностью субъекта и природными ресурсами, осуществляют иные полномочия. Круг полномочий субъектов настолько широк, что перечислить их все достаточно сложно.

В настоящее время исключительные полномочия законодательно прописаны не во всех субъектах, что существенно затрудняет их практическое осуществление в таких субъектах.

Договоры, заключаемые между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти её субъектов, не могут сузить или расширить исключительные полномочия субъектов Российской Федерации.

В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации. Это правило может служить основанием злоупотребления органов государственной власти субъектов Российской Федерации своими полномочиями, поэтому необходимо уточнить, что при этом нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не должны противоречить Конституции и федеральным законам, устанавливающим общие начала во всех сферах жизни России.

Таким образом, закрепление в Конституции Российской Федерации остаточной компетенции субъектов федерации предоставляет субъектам большую свободу в осуществлении государственной власти и регламентации жизни населения, что способствует демократизации государственной власти. Тем не менее, немалое число субъектов не способно по своим финансовым возможностям реализовывать все предоставленные им полномочия. Это способствует усилению неравенства субъектов по отношению к федеральному центру. Для реализации своих полномочий субъекты федерации должны прописать их в своих конституциях или уставах. Проблема исключительных полномочий субъектов требует детального, продуманного решения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector