Предоставление персональных данных налоговой | Загранник

Предоставление персональных данных налоговой

В ИФНС нужно предоставлять всю запрашиваемую документацию, в том числе персональные сведения сотрудников организации.

Требования о предоставлении в ИФНС персональных сведений сотрудников являются законными, поэтому за их несоблюдение на организацию может быть наложен штраф.

В письме от 02.08.2018 г. №ЕД-4-2/14951 содержится предупреждение налоговой инспекции о штрафных санкциях, если организация не предоставит налоговикам персональные сведения работника.

Сотрудники юридического отдела организации выразили сомнения в отношении законности данных требований по двум причинам:

  • интересующий инспекторов сотрудник не имеет отношения к проверяемому контрагенту;
  • чтобы передать персональные сведения третьим лицам, нужно получить согласие в письменном виде.

Налоговая инспекция обосновала законность своих требований: в данном случае закон о защите персональных сведений не действует. В НК РФ отсутствуют ограничения в отношении количества и содержания документации, которую сотрудники ИФНС имеют право запросить при проверке организации.

Вопрос-ответ по теме

Вопрос

Помогите разобраться с вопросом. Налоговая инспекция выставила требование о предоставлении паспортно-адресных данных и телефонов сотрудников по списку только с ссылкой на ст. 93 НК РФ. Обязаны ли мы предоставлять эти данные и надо ли разрешение сотрудников на предоставление их персональных данных третьей стороне? Если да, то как такое разрешение получить от уволенных сотрудников? В ст. 24 НК РФ, на которую Вы сослались, указано:представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;Но в данном случае налоговый орган требует не документы по начислению и уплате НДФЛ, а совершенно отвлеченно паспортно-адресные данные сотрудников. Мне кажется, данная статья не дает им такого права

Ответ

В рассматриваемой ситуации целесообразно направить в инспекцию запрос на предоставление пояснений, в котором попросить указать в рамках какой именно проверки и по какому налогу они запрашивают сведения и как эти сведения могут быть связаны с исчислением и уплатой определенного налога. Представляется, что паспортно-адресные данные и телефоны работников не могут использоваться для проведения проверки правильности исчисления и уплаты налогов.

Статья 93 НК РФ позволяет истребовать документы в рамках проверки. То есть в отношении Вашей организации должна проводиться камеральная или выездная проверка. При этом, в требовании о предоставлении документов должно быть указано конкретное мероприятие налогового контроля, в ходе которого и требуются документы.

Критериев, позволяющих определить, какие именно документы (и в каких случаях) могут считаться необходимыми для проверки налогоплательщика, НК РФ не установлено, что предоставляет на практике налоговым органам возможность запрашивать документы, руководствуясь собственным усмотрением. Перечень документов, которые налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы для целей налогового контроля, не является исчерпывающим (Письмо Минфина письмо от 22.02.2012 № 03-02-08/16). Вместе с тем, учитывая норму п. 12 ст. 89 и п. 7 ст. 88 НК РФ, налогоплательщик обязан представлять только документы, которые связаны с исчислением и уплатой определенного налога, правильность исчисления которого проверяется в ходе проверки (постановления ФАС МО от 19.04.2010 № А40-91995/09-107-571, ПО от 14.11.2006 № А57-26422/05-25).

Что касается передачи персональных данных, то необходимо исходить из того обоснованно ли налоговики их требуют. Если это действительно необходимо в рамках проверки по ст. 93 НК РФ (для контроля правильности исчисления и уплаты налога) и требование оформлено надлежащим образом, то такие сведения можно предоставить без согласия работников.

Если же требование оформлено ненадлежащим образом, сведения истребуются не в рамках проверки и не для проверки правильности исчисления налога, но Вы все-таки решили предоставить эти сведения, то необходимо получить согласие от работников (см. ниже).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Кадры».

1. Ситуация: Как должно быть оформлено требование о представлении документов при камеральной налоговой проверке

«Чтобы получить необходимые документы, инспекция должна направить в организацию требование. Его форма утверждена приказом ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189. Запрашивать документы в устной форме (по телефону) инспекция не вправе.

Такой порядок следует из положений пункта 1 статьи 93 Налогового кодекса РФ.

В требовании о представлении документов должно быть указано:

  • в соответствии с какой статьей истребуются документы;
  • в какой срок должны быть представлены истребуемые документы;
  • сведения об истребуемых документах (их наименования, реквизиты, период, к которому они относятся);
  • полное и сокращенное наименование проверяемой организации, ее ИНН, КПП;
  • конкретное мероприятие налогового контроля, в ходе которого истребуются документы (например, камеральная проверка по НДС за III квартал 2014 года)*.

Подписывает требование о представлении документов налоговый инспектор, который проводит камеральную проверку (п. 1 ст. 93 НК РФ). Наличие печати налоговой инспекции на требовании не обязательно – в налоговом законодательстве нет соответствующего условия (ст. 93 НК РФ), в форме требования данный реквизит также не предусмотрен (приложение 15 к приказу ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189)».

2. Ситуация: В каких случаях согласие сотрудника на передачу персональных данных не требуется

«В отдельных случаях обработка персональных данных возможна и без согласия сотрудника. Например, если обработка персональных данных необходима в целях исполнения заключенного с сотрудником договора либо для достижения целей, предусмотренных законом для осуществления и выполнения возложенных законодательством России на оператора функций, полномочий и обязанностей, – она может осуществляться без согласия сотрудника – субъекта персональных данных. Об этом сказано в статье 6 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ.

Читать дальше  Томск районный коэффициент и северная надбавка

К таким случаям относится передача сведений в*:

  • Пенсионный фонд РФ (ст. 9 Закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ);
  • налоговые органы (ст. 24 НК РФ);
  • ФФОМС, ФСС России (ст. 15 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ);
  • военные комиссариаты (ст. 4 Закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ);
  • иные органы, когда обязанность передачи им сведений, относящихся к персональным данным сотрудника, закреплена за работодателем законом либо необходима для достижения установленных законом целей (например, суды, прокуратуру и т. п.).

Кроме того, согласие не требуется в следующих случаях*:

  • обязанность по обработке предусмотрена законодательством, в том числе опубликование и размещение персональных данных сотрудников в сети Интернет (например, Законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ, Законом от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ и рядом иных актов);
  • проводится обработка персональных данных близких родственников сотрудника в объеме, предусмотренном личной карточкой (по унифицированной форме № Т-2 или самостоятельно разработанной форме), а также в случаях получения алиментов, оформления социальных выплат и допуска к государственной тайне;
  • обработка сведений о состоянии здоровья сотрудника относится к вопросу о возможности выполнения им трудовой функции;
  • обработка данных связана с выполнением сотрудником должностных обязанностей, в том числе при его командировании;
  • обработка персональных данных проводится при осуществлении пропускного режима на территорию служебных зданий и помещений работодателя при условии, что организация пропускного режима осуществляется работодателем самостоятельно.

Об этом говорится в пунктах 1–5 разъяснений Роскомнадзора от 14 декабря 2012 г.

Также работодателю следует помнить, что не требуется получать согласие уволенного сотрудника на обработку его персональных данных для целей налогового и бухгалтерского учета. Не распространяется законодательство о персональных данных и на материалы, переданные в архивную организацию для архивного хранения, поэтому такое хранение не требует получения согласия сотрудника на обработку его персональных данных. Это следует из положений абзацев 6–10 пункта 5 разъяснений Роскомнадзора от 14 декабря 2012 г.

Все возможные случаи, когда согласие на обработку персональных данных не требуется, приведены в пунктах 2–11части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ».

3. Ситуация: Как получить согласие сотрудника на обработку его персональных данных

«По ходу деятельности у работодателя возникает необходимость в обработке персональных данных сотрудников. Обработка таких данных за исключением отдельных случаев происходит только с письменного согласия сотрудников. При этом согласие должно включать в себя следующую информацию:

  • фамилию, имя, отчество, адрес сотрудника, реквизиты паспорта (иного документа, удостоверяющего его личность), в том числе сведения о дате выдачи документа и выдавшем его органе;
  • наименование или фамилию, имя, отчество и адрес работодателя (оператора), получающего согласие сотрудника;
  • цель обработки персональных данных;
  • перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие;
  • наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению работодателя, если обработка будет поручена такому лицу;
  • перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых работодателем способов обработки персональных данных;
  • срок, в течение которого действует согласие сотрудника, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом;
  • подпись сотрудника*.

Такие требования установлены в части 4 статьи 9 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ.

При недееспособности сотрудника письменное согласие на обработку его персональных данных дает его законный представитель: родитель, опекун (ч. 6 ст. 9 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ).

Сотрудник может в любое время отозвать согласие на обработку своих персональных данных, направив работодателю отзыв в произвольной форме. В такой ситуации организация вправе продолжить обработку персональных данных без согласия сотрудника с учетом ограничений, указанных в пунктах 2–11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ, например, для осуществления правосудия или защиты жизни (здоровья) самого сотрудника. Об этом говорится в части 2 статьи 9 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ.

Следует отметить, что при возникновении спора обязанность представить доказательства того, что согласие сотрудника на обработку его персональных данных получено, возлагается на работодателя (ч. 3 ст. 9 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ).

С согласия сотрудника организация вправе также поручить обработку персональных данных другому лицу (ч. 3 ст. 6 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ). В этом случае ответственность перед сотрудником за действия указанного лица по-прежнему будет нести работодатель, а лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению работодателя, будет отвечать непосредственно перед работодателем (ч. 5 ст. 6 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ).

Необходимо отметить, что согласие на обработку персональных данных работодателю необходимо получать не только от сотрудников, то есть лиц, с которыми он состоит в трудовых отношениях, но и от соискателей, а также от лиц, с которыми заключены в организации гражданско-правовые договоры. Об этом сказано в пункте 5 разъяснений Роскомнадзора от 14 декабря 2012 г».

Вопрос-ответ по теме

Вопрос

ФНС запросила в организации (в целях налогового контроля) сведения о договорных отношениях с определенными контрагентами, а также сведения о работниках организации, которые взаимодействовали с этими контрагентами (ф.и.о., служебный телефон, должность, домашний адрес). Вправе ли организации на основании такого запроса предоставить сведения, относящиеся к персональным данным – о местах регистрации/проживания сотрудников? Если да – то в каком порядке? Спасибо.

Ответ

Согласно статье 6 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ, если обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных законом для осуществления и выполнения возложенных законодательством России на оператора функций, полномочий и обязанностей, она может осуществляться без согласия сотрудника – субъекта персональных данных.

Читать дальше  Письмо об отзыве платежного поручения образец

Статья о персональных данных работника поможет вам не допускать ошибок в работе.

Согласно п. 4 ч. 3 ст. 24 НК РФ, налоговый агент (в данном случае – работодатель) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Таким образом, по запросу налогового органа работодатель обязан передать ему персональные данные работников, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Перечень сведений, которые работодатель обязан передать по запросу налогового органа, законодательно не установлен. В каждом конкретном случае перечень документов определяется сотрудником контролирующего органа в зависимости от ситуации. Единственное ограничение – запрещено требовать представления документов, не имеющих отношения к предмету проверки.

Интересная информация о проверке персональных данных при приеме на работу размещена здесь.

Пунктом 1 ст. 93 НК РФ определено, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.

В силу п. 4 ст. 93 НК РФ отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.

По смыслу ст. ст. 88 и 93 НК РФ требование о представлении необходимых для налоговой проверки документов должно содержать достаточно определенные данные о документах, которые истребуются налоговым органом, а сами истребуемые документы должны иметь отношение к предмету налоговой проверки. Если такое требование не исполнено налогоплательщиком по причине истребования документов, которые не относятся к предмету налоговой проверки, или по причине неопределенности истребуемых документов, оснований для применения ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ, не имеется (Постановления Президиума ВАС РФ от 08.04.2008 N 15333/07, ФАС Северо-Западного округа от 30.07.2012 N А05-13017/2011).

Следовательно, если домашние адреса работников организации имеют отношение к предмету налоговой проверки, требование налогового органа правомерно, и эти сведения нужно предоставить.

Согласно ст. 93 НК РФ, представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий (например, копий личных карточек работников).

На основании сказанного, рекомендуется уточнить у сотрудников ФНС, каким образом сведения о домашних адресах сотрудников относятся к предмету проверки. Если данные сведения не относятся к предмету проверки, работодатель не вправе их предоставлять, а сотрудники ФНС не вправе требовать их предоставления.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ответ: В каких случаях согласие сотрудника на передачу персональных данных не требуется

Нина Ковязина, заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

В отдельных случаях обработка персональных данных возможна и без согласия сотрудника.* Например, если обработка персональных данных необходима в целях исполнения заключенного с сотрудником договора либо для достижения целей, предусмотренных законом для осуществления и выполнения возложенных законодательством России на оператора функций, полномочий и обязанностей, – она может осуществляться без согласия сотрудника – субъекта персональных данных. Об этом сказано в статье 6 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ.

К таким случаям относится передача сведений в:

  • Пенсионный фонд РФ (ст. 9 Закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ);
  • налоговые органы (ст. 24 НК РФ);
  • ФФОМС, ФСС России (ст. 15 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ);
  • военные комиссариаты (ст. 4 Закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ);
  • иные органы, когда обязанность передачи им сведений, относящихся к персональным данным сотрудника, закреплена за работодателем законом либо необходима для достижения установленных законом целей (например, суды, прокуратуру и т. п.).

Кроме того, согласие не требуется в следующих случаях:

  • обязанность по обработке предусмотрена законодательством, в том числе опубликование и размещение персональных данных сотрудников в сети Интернет (например, Законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ, Законом от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ и рядом иных актов);
  • проводится обработка персональных данных близких родственников сотрудника в объеме, предусмотренном личной карточкой (по унифицированной форме № Т-2 или самостоятельно разработанной форме), а также в случаях получения алиментов, оформления социальных выплат и допуска к государственной тайне;
  • обработка сведений о состоянии здоровья сотрудника относится к вопросу о возможности выполнения им трудовой функции;
  • обработка данных связана с выполнением сотрудником должностных обязанностей, в том числе при его командировании;
  • обработка персональных данных проводится при осуществлении пропускного режима на территорию служебных зданий и помещений работодателя при условии, что организация пропускного режима осуществляется работодателем самостоятельно.

Об этом говорится в пунктах 1–5 разъяснений Роскомнадзора от 14 декабря 2012 г.

Также работодателю следует помнить, что не требуется получать согласие уволенного сотрудника на обработку его персональных данных для целей налогового и бухгалтерского учета. Не распространяется законодательство о персональных данных и на материалы, переданные в архивную организацию для архивного хранения, поэтому такое хранение не требует получения согласия сотрудника на обработку его персональных данных. Это следует из положений абзацев 6–10 пункта 5 разъяснений Роскомнадзора от 14 декабря 2012 г.

Читать дальше  Приказ о начале строительства объекта образец

Все возможные случаи, когда согласие на обработку персональных данных не требуется, приведены в пунктах 2–11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ.

2. Нормативная база: Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)

Статья 93. Истребование документов при проведении налоговой проверки

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

1. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ)

В случае нахождения должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, на территории налогоплательщика требование о представлении документов передается руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку.

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 248-ФЗ)

Если указанным способом требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется в порядке, установленном пунктом 4 статьи 31 настоящего Кодекса.

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 248-ФЗ)

(п. 1 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

2. Истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2012 N 97-ФЗ, от 04.11.2014 N 347-ФЗ)

Читайте о уничтожении персональных данных больше информации в статье по ссылке.

Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В случае, если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронной форме по установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2012 N 97-ФЗ, от 04.11.2014 N 347-ФЗ)

Порядок направления требования о представлении документов и порядок представления документов по требованию налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2012 N 97-ФЗ, от 04.11.2014 N 347-ФЗ)

В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

3. Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней (20 дней – при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков) со дня получения соответствующего требования.

(в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 229-ФЗ, от 16.11.2011 N 321-ФЗ)

В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного настоящим пунктом срока, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.

(в ред. Федерального закона от 16.11.2011 N 321-ФЗ)

В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.

Читайте подробнее об общедоступных персональных данных по этой ссылке.

При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков продление сроков осуществляется не менее чем на 10 дней.

(абзац введен Федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ)

4. Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 настоящего Кодекса.

В случае такого отказа или непредставления указанных документов в установленные сроки должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 94 настоящего Кодекса.

5. В ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков) документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков), а также документы, представленные в виде заверенных копий в ходе проведения налогового мониторинга. Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.

С уважением и пожеланием комфортной работы, Юлия Месхия,

эксперт Системы Кадры

Пожалуйста, оцените полученный ответ, проставив под ним в Системе соответствующее количество звездочек от 1 до 5.
Это поможет нам убедиться, что ответ Вами получен и не требует дополнительных пояснений.
Если уточнения все-таки понадобятся, то Вы можете оставить свои комментарии там же – в форме оценки.
Если Вы хотите изменить оценку, то нажмите на крестик рядом со «Спасибо за оценку» и поставьте новую.
Ответ на Ваш вопрос подготовлен в соответствии с правилами работы экспертной поддержки Системы Кадры.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector