Содержание
По объекту и субъекту преступного посягательства состав превышения должностных полномочий совпадает с составом злоупотребления должностными полномочиями. Различаются составы этих двух преступлений по объективной стороне (точнее, по признаку деяния в объективной стороне) и субъективной стороне.
Объективная сторона состоит: а) из общественно опасного деяния в виде совершения должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий; б) общественно опасных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; в) причинно-следственной связи между деянием и последствиями.
Состав превышения должностных полномочий — материальный. Преступление признается оконченным с момента наступления последствий.
Деяние в рассматриваемом составе представлено исключительно действием. В доктрине и на практике принято выделять следующие виды действий, явно выходящих за пределы должностных полномочий: 1) относящиеся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного но статусу); 2) которые могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц); 3) которые могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом; 4) которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.
Превышение должностных полномочий всегда связано с осуществлением служебной деятельности. Совершение действий вне связи со служебной деятельностью (например, применение насилия в процессе личного конфликта с потерпевшим), не подлежит квалификации по ст. 286 УК РФ.
При превышении должностных полномочий совершаются действия, выходящие за пределы полномочий, при злоупотреблении — лицо действует в рамках своих полномочий, но использует их вопреки интересам службы. В то же время при превышении полномочий должностное лицо наряду с действиями, выходящими за пределы полномочий, использует свои должностные полномочия. Превысить полномочия без использования полномочий практически невозможно. Использование полномочий, которое выступает технологической необходимостью превышения должностных полномочий, не требует дополнительной квалификации по ст. 285 УК РФ.
Общественно опасные последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства по своему содержанию совпадают с последствиями злоупотребления должностными полномочиями, предусмотренными ч. 1 ст. 285 УК РФ.
Субъективная сторона превышения должностных полномочий состоит из вины в виде прямого или косвенного умысла. Лицо осознает, что явно выходит за пределы своих полномочий, предвидит наступление общественно опасных последствий, желает их наступления или допускает их, либо относится к ним безразлично.
При превышении должностных полномочий лицо осознает, что осуществляет выход за пределы полномочий в связи с выполнением служебной задачи (или в том числе в связи с выполнением служебной задачи).
Мотив на квалификацию не влияет. Если злоупотребление может совершаться только из корыстной или иной личной заинтересованности, то превышение полномочий — по любому мотиву, в том числе и из личной заинтересованности. Неверно считать, что превышение полномочий не может совершаться из корысти. Например, применение по оплаченному заказу насилия к подозреваемому при допросе с целью выбить показания будет квалифицироваться как превышение должностных полномочий, а не как злоупотребление должностными полномочиями. Хотя и имеет место корыстная заинтересованность.
При вменении преступления, предусмотренного ст. 286 УК РФ, следует учитывать, что эта статья содержит общую норму. УК РФ предусмотрены и специальные виды превышения должностных полномочий. Если имеет место специальное превышение должностных полномочий, то вменение ст. 286 УК РФ должно исключаться.
Верховный Суд РФ исключил из приговора осуждение 3. по ч. 1 ст. 286 УК РФ. Было установлено, что превышение должностных полномочий 3. выразилось в том, что он незаконно освободил от уголовной ответственности С. и вместо него незаконно привлек к уголовной ответственности заведомо невиновного Г. Поскольку такое превышение должностных полномочий предусмотрено специальными нормами, а именно ст. 299, 300 УК РФ, по которым 3. осужден судом, дополнительной квалификации содеянного но совокупности с ч. 1 ст. 286 УК РФ не требуется [1] .
Квалифицирующим признаком преступления (ч. 2 ст. 286 УК РФ)
является его совершение лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления. Содержание квалифицирующего признака совпадает с аналогичным признаком в составе злоупотребления должностн ыми полномочия ми.
Особо квалифицирующие признаки преступления (ч. 3 ст. 286
УК РФ) — его совершение: с применением насилия или с угрозой его применения (п. «а»); с применением оружия или специальных средств (п. «б»); с причинением тяжких последствий (п. «в»).
Применение насилия может выражаться в ограничении свободы, причинении физической боли, совершении действий, причинивших либо создавших реальную опасность причинения вреда здоровью (легкого, средней тяжести или тяжкого). При этом умышленное причинение тяжкого вреда, предусмотренное ч. 2—4 ст. 111 УК РФ, или смерти требует дополнительной квалификации по статьям о преступлениях против жизни и здоровья, поскольку санкции за их совершение установлены более строгие.
Не охватывается п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ сексуальное насилие, похищение человека. В случае их совершения содеянное требует дополнительной квалификации: в случае сексуального насилия — по ст. 131, 132 УК РФ, а в случае похищения человека — по ст. 126 УК РФ.
Оружие — это устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели. Применение оружия означает применение его поражающих свойств. По смыслу закона, угроза применения оружия должна расцениваться как угроза применения насилия и квалифицироваться по и. «а» ч. 2 ст. 286 УК РФ. Угроза применения оружия без его применения нс образует состава преступления, предусмотренного и. «б» ч. 2 ст. 286 УК РФ.
К специальным средствам относятся резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, светозвуковые средства отвлекающего воздействия, средства разрушения преград, средства принудительной остановки транспорта, водометы, бронемашины и т.д.
Верховный Суд РФ указал, что к специальным средствам применительно к п. «б» ч. 3 ст. 286 УК РФ относятся приспособления и устройства, которыми, как и оружием, может быть причинен вред жизни или здоровью людей, а также объектам материального мира и окружающей среды. Специальные технические средства, применяемые в оперативно-разыскной деятельности, в том числе технические средства, предназначенные для негласного получения информации, к специальным средствам не относятся [2] .
Понятие тяжких последствий является оценочным. Его содержание было определено при анализе состава должностного злоупотребления. Хотя конструкция превышения должностных полномочий, повлекшего тяжкие последствия, не исключает неосторожного отношения к тяжким последствиям и соответственно возможности совершения преступления, предусмотренного п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ, с двумя формами вины, тем не менее большинство авторов настаивают на том, что данное преступление можно совершить только с умышленной виной.
Верховным Судом РФ исключено указание об осуждении за умышленное причинение вреда здоровью, поскольку причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего вследствие превышения должностных полномочий охватывается составом ст. 286 УК РФ и дополнительной квалификации по ч. 1 ст. 111 УК РФ не требует [3] .
Умышленное причинение смерти при превышении должностных полномочий требует квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 105 и 286 УК РФ.
Неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа (ст. 286 [3] УК РФ)
В данной статье предусмотрена ответственность за умышленное неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа начальника, отданного в установленном порядке и не противоречащего закону, причинившее существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.
Основным объектом этого преступления является установленный в органах внутренних дел порядок исполнения приказа, регламентированный ст. 34.1 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 № 4202-1.
Приказ начальника в органах внутренних дел РФ — служебное требование начальника, обращенное к подчиненным сотрудникам органов внутренних дел, об обязательном выполнении определенных действий, о соблюдении правил или об установлении порядка, положения.
Приказ должен соответствовать федеральным законам и приказам вышестоящих начальников и является обязательным для исполнения подчиненными. Он может быть отдан в письменной форме, устно или посредством использования технических средств связи одному подчиненному или группе подчиненных. Приказ, отданный в письменной форме, является основным распорядительным служебным документом (правовым актом), издаваемым начальником на правах единоначалия.
Отдавая приказ, начальник не должен допускать злоупотребление должностными полномочиями или их превышение. Начальнику запрещается отдавать приказ, не имеющий отношения к исполнению подчиненными служебных обязанностей или направленный на нарушение законодательства РФ. Приказ формулируется ясно, кратко и четко без употребления формулировок, допускающих различное толкование.
Приказы отдаются в порядке подчиненности. При крайней необходимости прямой начальник может отдать приказ подчиненному, минуя его непосредственного начальника. Приказ начальника должен быть исполнен беспрекословно, точно и в срок. Отменить приказ имеет право только начальник, его отдавший, или вышестоящий прямой начальник.
Если подчиненный, исполняющий приказ, получит от вышестоящего прямого начальника новый приказ, который может воспрепятствовать исполнению ранее полученного приказа, он докладывает об этом вышестоящему прямому начальнику, отдавшему новый приказ, и в случае подтверждения нового приказа исполняет его.
Объективная сторона преступления состоит: а) из общественно опасного бездействия — неисполнения приказа, отданного в установленном порядке и не противоречащего закону; б) общественно опасных последствий в виде существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства (понятие существенного вреда было рассмотрено при анализе состава преступления, предусмотренного в ст. 285 УК РФ); в) причинной связи между общественно опасным бездействием и общественно опасными последствиями. Если будет установлено, что последствие наступило бы вне зависимости от того, исполнен приказ или нет, ответственность по ст. 286 1 УК РФ исключена.
При оценке бездействия как неисполнения сотрудником органа внутренних дел приказа начальника следует устанавливать наличие возможности исполнения этого приказа. В силу перегрузки работников органов внутренних дел, когда сотрудник выполняет обязанности, что называется «за себя и за того парня», зачастую возникает ситуация, при которой нет возможности исполнить конкретный приказ, не отказываясь при этом от исполнения иных приказов. В подобных случаях следует учитывать приоритетность исполнения соответствующих приказов.
Состав преступления по конструкции материальный. Преступление признается оконченным при наступлении указанных последствий.
Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной. Умысел может быть прямым и косвенным. По признакам вины данное преступление следует отличать от халатности, которое является неосторожным преступлением и также может являть собой неисполнение приказа.
Цели и мотив для квалификации содеянного по ст. 286 1 УК РФ значения не имеют. Если неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа начальника совершается по мотиву корыстной или иной личной заинтересованности, то содеянное, по-видимому, при наличии иных признаков состава следует квалифицировать по ст. 286 1 УК РФ, а не как злоупотребление должностными полномочиями.
Субъект преступления специальный — сотрудник органа внутренних дел. Сотрудниками органов внутренних дел РФ являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах МВД России, которым в установленном порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.
Квалифицирующими признаками преступления (ч. 2 ст. 286 1 УК РФ) являются его совершение группой лиц (ч. 1 ст. 35 УК РФ), группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а также наступление тяжких последствий.
Совершение преступления группой лиц по предварительному сговору предполагает совместное неисполнение приказа начальника двумя и более сотрудниками органов внутренних дел, совершенное по предварительному соглашению. Совершение преступления организованной группой — неисполнение приказа устойчивой группой лиц, заранее для этого объединившихся.
Тяжкие последствия — признак оценочный, его наличие устанавливается с учетом всех обстоятельств содеянного. В основном содержание этого признака было раскрыто при анализе состава злоупотребления должностными полномочиями. Типичным тяжким последствием для данного преступления является совершение особо тяжкого преступления в результате того, что сотрудник органа внутренних дел не исполнил отданный в установленном порядке приказ и тем самым не предотвратил это преступление.
Исходя из буквального смысла закона можно заключить, что психическое отношение к тяжким последствиям может быть как умышленным, так и неосторожным, а преступление в целом соответственно умышленным или с двумя формами вины.
Деятельность представителей власти неотъемлемо связана с развитием государства. Нередко госслужащими допускается нарушение правового порядка.
Иногда недобросовестные чиновники преступают черту, хотя знают, что превышение должностных полномочий по ст. 286 УК РФ карается уголовной ответственностью.
Полномочия каждого сотрудника госслужбы детально описаны в этом законе. Что означает злоупотребление должностными полномочиями, и какое наказание предусмотрено за эти действия?
Что такое превышение должностных полномочий? Согласно ст. 286 УК РФ, под этим понятием признаются конкретные действия, которые выходят за рамки служебных обязанностей должностного лица.
Превышение полномочий устанавливается только в действиях лиц:
Особенно закон уделяет внимание злоупотреблению властью чиновниками, состоящими на должностях муниципального, регионального или федерального значения.
Были разработаны нормы профильных законодательных актов, такие например, как превышение должностных полномочий сотрудником полиции, которые рассматриваются в рамках ФЗ РФ от 2011 года № 3-ФЗ «О полиции».
Недопустимость превышения полномочий в некоторых случаях зафиксирована законодательным актом. Например, если для сотрудника полиции отсутствует угроза жизни от беременной женщины, то установлен полнейший запрет на применение огнестрельного оружия.
Также нельзя без оснований применять специальные средства, такие как наручники, резиновые палки, водометы, слезоточивый газ, бронемашины, натравливание служебных собак.
Согласно примечанию 1 ст. 285 УК РФ, к представителям власти относятся лица, осуществляющие функции представителя власти и выполняющие административные, организационные, хозяйственные и распорядительные функции в:
Должностные лица, наделенные властью, ведут свою деятельность в:
Согласно статье за превышение должностных полномочий № 286 УК РФ, к субъекту преступления не относится лицо, занимающее служебное положение не в сфере государственной власти. В качестве наказания к нему могут применить дисциплинарное взыскание.
Превышение должностных полномочий всегда ведет к нарушению прав граждан и предприятий.
Зачастую к проявлениям превышения полномочий относится использование возможностей начальства в собственных интересах. Если вышестоящее руководство знало об использовании своих прав, но не предприняло никаких действий, то к нему могут применить дисциплинарное взыскание или инкриминировать ст. 285 УК РФ.
Составом преступления считается реализация полномочий, которые недоступны должностному лицу. К превышению прав не относятся действия, когда чиновником были использованы имеющиеся возможности.
Необходимо установить причинно-следственную связь между возникшими нарушениями прав и действиями представителя власти. Мотив поступка может материальным или личным, а в части умысла нет ограничений – он может быть прямой или косвенный.
Данное преступление отличает отсутствие этапа планирования и подготовки. Главным преступным действием является наступление последствий.
Особенно тщательно рассматривают случаи, когда превышение власти привело к тяжким последствиям, с применением насилия. Потребуется дополнительно установить факт использования угроз или насилия с оружием.
При квалификации действий подследственного учитывается отграничение превышения от злоупотребления властью.
Судебная практика четко обозначает, что к уголовной ответственности можно привлечь обвиняемого лишь в случае действия. Превышением должностных полномочий не является пассивное бездействие.
Прежде всего, следует понимать отличие превышения должностных полномочий от злоупотребления. Злоупотребляя своими полномочиями, госслужащий может умышленно действовать вопреки своим обязанностям, когда в качестве мотива выступают корыстные цели или месть.
Превышение полномочий соответствует общим интересам службы лица, позволяя добиваться результата незаконным путем. Например, полицейский избил гражданина, который не оказывал ему сопротивления при задержании.
Не стоит путать превышение полномочий и злоупотребление, от различий в составах преступления зависит доказательная база.
Хотя состав преступлений в разных делах может быть одинаков, тяжесть наказания степень и ответственности может быть различна.
Уголовный кодекс РФ предусматривает наказание в виде:
Минимальная санкция за превышение полномочий составляет 80 тыс. рублей, по максимуму можно лишиться свободы на 10 лет.
Согласно статистике, судьи редко назначают минимальное наказание, однако и максимальное наказание в судебной практике тоже применяется редко.
Тяжесть преступления снижается не из-за недостатка судебной системы, а благодаря квалифицированной работе адвокатов подзащитного.
Достаточно легко можно доказать превышение полномочий представителя по доверенности, которая может установить рамки компетенции госслужащего.
Также нарушением закона является любое неподтвержденное действие, например, начальник получил за вас деньги, но в доверенности этого пункта нет, что считается явным превышением рабочих полномочий.
Для привлечения к ответственности руководителя, перешагнувшего за пределы своей компетенции, следует подать заявление в Следственный комитет РФ, прокуратуру или полицию.
Рассмотрев ваш иск, они должны будут провести проверку и вынести решение либо отказать в возбуждении уголовного дела.
Правоохранительные органы обязаны доказывать превышение должностных полномочий.
Со своей стороны, в решении этого вопроса вы можете обратиться за помощью к адвокатам. Они оценят все обстоятельства событий при превышении полномочий, предложат тактику защиты и эффективную позицию доказывания в суде.
Для начала следственного расследования понадобится установить факт поступления заявления в следственный орган. Его может отправить любое лицо, не принимается только анонимная жалоба.
Подать иск можно лично или отправить его заказным письмом, но написан он должен быть заявителем.
Направляется жалоба в следственный отдел прокуратуры по месту пребывания обвиняемого. Для заявления не существует единого образца, однако общие правила есть.
Документ должен быть составлен на русском языке и написан разборчивым почерком. Также можно применить компьютерную технику.
Жалоба обычно состоит из:
Жалоба должна быть рассмотрена судебным приставом-исполнителем в течение 10 суток. По результатам следствия может быть возбуждено уголовное дело или вы получите отказ.
Советуем вам внимательно подготовить иск, изучив судебные решения по схожим делам. Для примера можно взять образцы удачных заявлений, в результате рассмотрения которых дело закончилось в пользу заявителя.
В Российской Федерации существует уголовная ответственность за превышение полномочий. Ст. 286 УК РФ устанавливает наказание, если:
Предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы сроком от 3 до 10 лет с лишением права занимать государственные должности.
К статье 286 УК РФ имеется комментарий, когда власть служащего была превышена с применением насилия, что может понести за собой обвинение по совокупности.
Применение санкций допускается по статьям, которые устанавливают ответственность за преступления, например, в совокупности со ст. 105 УК РФ за убийство.
В Уголовном Кодексе установлены сроки для определения возможности привлечения виновного к ответственности. Момент совершения преступления является началом этого периода, а вступление в силу судебного приговора – его концом.
В ст. 78 УК РФ установлены временные рамки в соответствии с положениями. В соответствии со степенью тяжести действия происходит градация давности.
Если превышение служебной компетенции относится к проступку средней тяжести, то срок давности будет 6 лет.
Течение срока давности приостанавливается, если обвиняемый уклоняется от исполнения наказания или следствия.
Если представителем государственной власти были совершены деяния, превышающие рамки его компетенции, то нарушителя могут призвать к дисциплинарной ответственности, согласно нормам трудового законодательства.
Если тяжесть проступка невысока и превышению полномочий не предшествовали другие дисциплинарные взыскания, то правовые последствия окажутся для виновного незначительными.
Судебные дела обычно завершаются дисциплинарным взысканием, где виновный может компенсировать ущерб. В качестве меры наказания может быть выговор или увольнение. Данные об этом вносятся в личное дело.
Признаки превышения полномочий:
Должностное лицо, превышая свои полномочия, всегда совершает какие-либо действия — принимает правовые акты, дает обязательные указания, издает распорядительные акты.
Своими действиями он может нарушать интересы граждан, публичных органов власти и организаций, причиняя им материальный вред. Приведем несколько примеров превышения должностных полномочий.
Пример. Сотрудник районной администрации проходила в обеденный перерыв мимо кабинета канцелярии, и приняла документы от пенсионерки Петровой, руководствуясь чувством сострадания. Работник администрации знала, что не имеет право принимать документы от граждан и действовала из личных побуждений, без существенных последствий. Служебное расследование привело к дисциплинарному взысканию в виде выговора.
Другой пример. Глава районной администрации, совершила действия, руководствуясь личными корыстными целями. Она использовала государственное жилье из фонда для переселения жителей аварийных домов в обход общей очереди, и передала права владения имуществом своему зятю. В результате этих действий пострадала гражданка Иванова, инвалид ВОВ, не реализовав свое право на получение жилья. Мера наказания к руководителю будет применена согласно ст. 286 УК РФ.
Проанализировав данные нарушения, можно установить, что вред от действий нарушителя имеет длительный характер.
Проблема кроется также не только в причинении неимущественного или материального вреда, но и в подрыве веры в правовую систему, правовых устоев общества и верховенство закона.
Кроме самого ущерба возникает побочный вред – неуверенность в защите интересов граждан и в непоколебимости государственной власти.
Используя в личных целях инструменты государственного контроля, представитель власти может понести наказание в рамках Уголовного кодекса.
Должностное лицо, занимающее в системе трудовых и общественных отношений определённое место, выполняет соответствующие функции, являясь элементом государственной системы.
Когда все элементы работают согласованно – государственная машина движется в том направлении, которое ей задано системой управления.
Этот оптимальный режим деятельности общества будет оставаться утопией до тех пор, пока против государственной власти будут совершаться преступления.
Каждое преступление этой категории ставит под удар развитие общественных, политических и экономических отношений внутри государства, а также – с её внешними партнёрами.
Преступное превышение должностных полномочий связано с действиями должностного лица, которые не входят в круг его непосредственных обязанностей, но которые он, тем не менее, выполнил, что повлекло негативные последствия.
Должностные обязанности лица, которые он намеренно исказил, выполнил произвольно, с нарушением компетенции, квалификации и должностных инструкций, предусматривали определённый результат.
Виновный обязан был предусмотреть, что выполняемые им обязанности могут нанести существенный или иной вред, но проигнорировал это.
К негативным последствиям может быть отнесён как моральный, так и материальный ущерб, нанесённый отдельным лицам, группе лиц, предприятию или обществу.
От масштаба нанесённого ущерба будет, в определённой степени зависеть квалификация преступления.
В особом режиме рассматриваются преступления этой категории в том случае, когда они совершаются:
Преступление вменяется исключительно в соответствии с занимаемой должностью.
Поэтому определение факта преступления основано на рассмотрении должностного статуса лица.
Важную роль играют его должностные инструкции и функциональные обязанности. Если он проводил соответствующие действия в соответствии с вменяемыми обязанностями, состав данного преступления исключается.
К категории виновных по этому преступлению не могут относиться простые рабочие, обслуживающий персонал и другие специалисты, которые не наделены специальными полномочиями.
В случае нарушений, им вменяется уголовная ответственность по другим параметрам.
Превышение должностных полномочий считается оконченным с момента наступления деструктивных последствий в отношении граждан или общественного благополучия.
При этом данное преступление рассматривается отдельно от наступивших последствий, если они повлекли деяние, предусматривающее ответственность по другим статьям УК.
Превышение должностных полномочий имеет два вида:
Кроме этого, превышение должностных полномочий различается по формам:
Преступление считается совершённым лишь в том случае, если при превышении должностных обязанностей, произошли последствия, нанёсшие соответствующий урон.
В том случае, если превышения полномочий осуществились, например, при исполнении должностным лицом функций другого должностного лица – то ему могут вменить дисциплинарное взыскание, если это не повлекло каких-либо последствий.
Кроме этого, преступные последствия, которые наступили в результате превышения должностным лицом, своих полномочий, необходимо логически связать.
Без этой взаимосвязи, состав преступления определён не будет.
Для определения уголовно-правовой характеристики преступления используются методы сравнительного анализа и синтеза с целью констатации фактов:
Так как основой преступления является материальный состав, то криминалистическая экспертиза, в некоторых случаях, может носить характер правоустанавливающей базы при сборе доказательств, которые могут состоять из фактов нанесённого материальным объектам, ущерба.
Кроме этого, криминалистические характеристики важны в случаях насилия, которые совершались должностным лицом, а также – в случаях незаконного удержания.
Представленные криминалистами улики могут сформировать более чёткую картину преступления и определить причинно-следственную связь между деянием должностного лица и причинённым этим деянием, непосредственным вредом.
Преступление рассматривается в общем контексте преступлений, совершаемых против государственной власти.
Государственная власть распределила должностные полномочия между ответственными лицами, с целью подведомственного контроля, за их исполнением.
Нарушая установленный порядок, должностное лицо совершает преступное деяние, если оно повлекло деструктивные последствия.
Объект преступления родовой – общественные отношения в интересах государственной власти.
Объект преступления видовой — предусмотренная соответствующими правовыми актами деятельность:
Их деятельность регламентируется чётким номенклатурным производством, в соответствии с поставленными целями и задачами, имеющими приоритетное развитие для государственной власти.
Они должны осуществляться на законной и справедливой основе, а её представители обязаны сверять все свои действия с интересами граждан и общества в целом.
Субъект преступления (специальный) – должностное лицо, которое распространило незаконно свои полномочия за его пределы, что привело к нанесению вреда.
Субъективная сторона определяется прямым умыслом и нежеланием предвидеть опасность совершаемого им, деяния.
Как доказать превышение должностных полномочий?
В случае проведения следственных мероприятий, доказательством превышения должностных полномочий, будут, в первую очередь, считаться несоответствия действий должностного лица с его функциональными обязанностями.
Доказать это можно при тщательном рассмотрении и изучении трудового договора или контракта, должностных инструкций и функциональных обязанностей.
К доказательствам вреда, который произошёл по причине неправомерных действий должностного лица, могут относиться справки, счета о расходах, заключения независимой экспертизы.
Доказательство причинно-следственной связи между действиями виновного и наступившими последствиями устанавливаются путём выстраивания цепочки действий: от деяния должностного лица – к нанесённому этим деянием, ущербу.
К ним могут относиться как документальные подтверждения, так и свидетельские показания.
Для того чтобы подать жалобу в прокуратуру, вам необходимо собрать только те документы, которые подтверждают наличие причинённого вреда.
Неправомерность действий должностного лица, вы изложите в заявлении. Все остальные факты и соответствия – в компетенции прокурорского расследования.
Скачать образец заявления (жалобы) о превышении должностных полномочий.
Квалификация преступления зависит от тяжести наступивших последствий в результате деяния с превышением должностных полномочий.
Квалифицирующими признаками в соответствии со 2 и 3 частями, считаются:
Отягчающим основанием будет применение предметов насилия: наручников, резиновых дубинок и других специальных средств.
Кроме этого, к ним будут относиться угрозы, в том числе угроза расправой, с демонстрацией оружия.
Последним квалифицирующим признаком будет являться:
Каждый этап усиления квалификации преступления будет отягчаться, если жертвой преступления стал несовершеннолетний.
Сегодня к руководителям детских садов, школ, специальных детских учреждений привлечено особо пристальное внимание.
Превышение должностных полномочий в этой сфере вменяет серьёзную ответственность, при наступивших последствиях вреда для психического или соматического здоровья ребёнка.
Данное преступление по составу очень близко преступному злоупотреблению должностными полномочиями, за которое вменяется ответственность в соответствии со ст. 285 УК РФ.
Они идентичны в том, что в обоих случаях служебное положение используется незаконно. Тем не менее, в них просматривается существенное различие.
Злоупотребление должностными обязанностями не предусматривает выхода за пределы функциональных обязанностей должностного лица, оно осуществляется в рамках предусмотренных полномочий, но искажает, гипертрофирует их функции, нарушает правомочность их применения.
При злоупотреблении должностные полномочия не превышаются, но используются не по назначению.
Рассмотрим примеры. Следователь в рабочее время проводит следственные мероприятия по своему личному вопросу, по просьбе друзей и т.п.
При этом, используя своё служебное положение, он может допрашивать граждан или совершать иные незаконные действия. Но эти действия были бы законны в том случае, если бы он выполнял их в отношении служебного задания.
Если следователь незаконно удерживает гражданина на основании собственных подозрений – он превышает свои полномочия, так как в данном случае подменяет функцию судьи, который имеет исключительное право на вынесение приговора о лишении свободы.
Наказание за превышение служебных полномочий:
В соответствии с частью 1:
В соответствии с частью 2:
В соответствии с частью 3 – лишение свободы сроком от 3 до 10 лет, с лишением (или без) права занимать определённые должности на срок до 3 лет.
Следователь отдела по борьбе с экономическими преступлениями задержал подозреваемого в мошенничестве, который нанёс одной из компаний, крупный материальный ущерб.
На основании следственного материала, он заключил его в следственный изолятор, после чего передал материалы в суд.
В течение судебного разбирательства, до момента вынесения судебного приговора, виновный находился в заключении в следственном изоляторе незаконно, в общей сложности в течение трёх месяцев.
Капитан торгового судна РФ уличил одного из членов экипажа в краже. Он заключил его под арест и стал проводить дознание и следственные эксперименты.
Он имел такие полномочия в условиях, которые исключали доступ к органам правосудия. Но судно неоднократно заходило в порты российских городов, где он обязан был передать виновного в соответствующие органы.
В связи с длительным заключением в ненадлежащих условиях, здоровью матроса был нанесён значительный вред и он получил инвалидность.
В заключение необходимо отметить, что должностные преступления против государственной власти отличаются несанкционированной деятельностью, с использованием служебного положения.
Должностное лицо проявляет преступную недальновидность, действуя вопреки организованной системе, которая движется в своём развитии благодаря слаженной деятельности.
No related posts.