При повороте налево какую полосу занимать пдд | Загранник

При повороте налево какую полосу занимать пдд

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о том, как поворачивать налево на перекрестке без нарушения требований ПДД.

Поворот налево является одним из самых сложных маневров на перекрестке, т.к. при его выполнении траектория машины может пересечься с траекториями других автомобилей.

Многие серьезные ДТП на перекрестках происходят именно при выполнении поворота налево.

С какой полосы разрешен поворот налево?

Для начала рассмотрим самый обычный перекресток, на котором нет знаков и разметки, определяющих направления движения по полосам:

В данном случае выбор полосы движения регламентируется пунктом 8.5 ПДД:

8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

Таким образом выполнить поворот разрешается только из левой полосы. Причем нужно не просто занять левую полосу, но и крайнее левое положение на этой полосе (белый автомобиль на рисунке выше). То есть автомобиль должен располагаться максимально близко к разметке, отделяющей встречное направление.

Нужно понимать, что поворот налево из правого ряда повлечет штраф в размере 1 000 – 1 500 рублей:

Поворот налево с двух полос

В правилах дорожного движения существуют специальные знаки и разметка, которые позволяют установить иной порядок движения по полосам. При наличии таких знаков и (или) разметки поворот налево можно выполнять из нескольких полос:

На рисунке выше знаки 5.15.2 разрешают выполнить поворот налево как из левой полосы, так и из средней. Обычно такая ситуация не вызывает проблем у водителей. Белая машина поворачивает на левую полосу, а оранжевая – на правую. То есть траектории не пересекаются.

Однако если внимательно изучить текст ПДД, то можно заметить неоднозначность. С одной стороны, пункт 8.5 требует перед поворотом налево занять крайнее левое положение. С другой стороны, знаки 5.15.2 разрешают поворачивать из двух полос. Причем в правилах не говорится о том, что при наличии знаков 5.15.2 пункт 8.5 перестает действовать. То есть если понимать ПДД буквально, то получается, что использование знаков, разрешающих одновременно поворачивать из нескольких полос, бессмысленно, т.к. водители все равно должны поворачивать только из левой полосы. Однако на практике за поворот из средней полосы при наличии знака 5.15.2, разрешающего поворот, не штрафуют.

На практике вопросы могут возникнуть в случае ДТП при одновременном повороте налево. Поскольку ситуация не регламентирована другими пунктами правил, то применяется пункт 8.9:

8.9. В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа.

То есть оранжевый автомобиль находится справа и имеет преимущество, а белый должен уступить ему дорогу.

Поворот налево с трамвайных путей

Отдельного внимания заслуживают перекрестки, через которые в одном уровне с асфальтом проходят трамвайные пути:

Ситуация регламентируется вторым абзацем пункта 8.5 ПДД:

При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.

То есть в примере выше белый автомобиль может повернуть налево только с попутного трамвайного пути. Более подробно ситуация рассмотрена в статье:

Кому нужно уступить дорогу при повороте?

Автомобилям на главной дороге

Если Вы въезжаете на перекресток по второстепенной дороге, то Вы должны уступить дорогу автомобилям, находящимся на главной:

Информация об этом приведена в пункте 13.9 ПДД:

13.9. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.

Встречным транспортным средствам

Уступить дорогу встречному автомобилю при повороте налево нужно в следующих случаях:

  • на равнозначном перекрестке (пункт 13.12 ПДД);
  • на неравнозначном перекрестке, если главная дорога не меняет направление (пункт 13.12 ПДД);
  • на неравнозначном перекрестке, если Вы въезжаете по второстепенной (пункт 13.12 или 13.9 ПДД);
  • на регулируемом перекрестке (пункт 13.4 ПДД).
Читать дальше  Стоимость оформления договора дарения квартиры

Единственная ситуация, когда не нужно уступать дорогу встречному при повороте налево:

  • Вы въезжаете на нерегулируемый перекресток по главной дороге, а встречный – по второстепенной.

На практике имеет смысл уступить дорогу абсолютно всем встречным транспортным средствам, в том числе движущимся с нарушением требований ПДД. Однако, если произойдет столкновение, например, с машиной, едущей по обочине, то виновником ДТП будет признан водитель именно этой машины. Вопрос более подробно рассмотрен в отдельной статье:

Пешеходам и велосипедистам

Пункт 13.1 ПДД требует, чтобы на любом перекрестке водитель поворачивающего автомобиля уступил дорогу пешеходам и велосипедистам:

13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

Примечание. При этом пешеходы не обязательно должны идти по пешеходному переходу. Уступить нужно в любом случае.

Как правильно поворачивать налево на перекрестке?

Правила дорожного движения позволяют выбрать любую траекторию движения в пределах пересечения проезжих частей.

Разберемся с тем, как выбрать оптимальную траекторию при повороте налево. Для этого нужно рассмотреть 2 ситуации:

  • Транспортные средства со встречного направления не поворачивают налево (им горит запрещающий сигнал светофора, поворот налево для них запрещен знаком или просто нет желающих повернуть).
  • Встречные автомобили поворачивают налево.

Встречные автомобили не поворачивают налево

В этом случае ничто не мешает Вам проехать по перекрестку прямо и остановиться напротив необходимой полосы движения. Как только появится возможность для поворота налево, нужно повернуть налево и покинуть перекресток.

Такая траектория решает одновременно несколько проблем:

  • автомобиль не мешает проезжать встречным машинам, т.к. находится на "попутной" стороне перекрестка;
  • при выезде с пересечения проезжих частей машина случайно не заедет на встречную;
  • если одновременно с Вами решит повернуть еще один автомобиль, то он всегда окажется слева, т.е. уступать ему не придется.

Встречные автомобили поворачивают налево

Не существует единых правил разъезда на перекрестке при повороте налево. Разъезжаться со встречными можно как левыми, так и правыми бортами:

На практике выбор схемы разъезда зависит от конфигурации перекрестка. При этом чаще используется разъезд правыми бортами, т.к. автомобили не мешают друг-другу.

Примечание. На перекрестке с разделительной полосой следует разъезжаться левыми бортами, т.к. в противном случае при выезде с пересечения проезжих частей Ваш автомобиль окажется на встречной полосе, а это запрещено правилами.

Какую полосу занять после поворота?

8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

После выполнения поворота налево водитель может выбрать для движения любую попутную полосу движения, правила не накладывают никаких ограничений.

Как правило, водители выбирают для движения левую полосу, чтобы не пересечься со встречными автомобилями, поворачивающими направо. Однако это не обязательно. Можно пропустить встречные машины и повернуть в том числе на правую полосу.

Примечание. Не забывайте, что при повороте направо действуют другие правила. Необходимо двигаться как можно ближе к правому краю проезжей части. То есть выбрать любую полосу нельзя.

Модератор: Serpiph

Поворот налево

isuimin » 24 окт 2011, 10:55

Поворот налево

Pddclub » 24 окт 2011, 10:55

Re: Поворот налево

sclar » 24 окт 2011, 14:33

Re: Поворот налево

Serpiph » 24 окт 2011, 22:13

Если поворачиваете на дорогу с реверсивным движением, то занять можно только крайнюю правую полосу (п.9.8 ПДД).

Если в городе выезжаете на дорогу с одной или двумя полосами в данном направлении, то можно занять любую полосу (за исключением дорог, на которых максимальная разрешённая скорость выше 80 км/ч или которые обозначены знаком 5.1 или 5.3 (п.9.4 ПДД) ).

В противном случае (три полосы и более в данном направлении) можно занять любую полосу кроме левой, если имеются свободные правые полосы и нет опережения ТС, нет подготовки к повороту налево или развороту (п.9.4 ПДД).

За городом можно выезжать только на правую полосу. На левые можно поворачивать только если по правым едут автомобили (п.9.4 ПДД).

Re: Поворот налево

NAA » 25 окт 2011, 05:10

Небольшое уточнение к Вашему комментарию. Пример со знаками 5.1 и 5.3 неудачный, на таких дорогах по определению не может быть левых поворотов.
Так же в тексте ПДД нет такого явного утверждения – "попадать в первый" или какой другой ряд. Никакой пункт Правил не запрещает произвести поворот налево, допустим в 3 – 4 полосу ( т.е. в крайние левые) . Другое дело, что после выполнения поворота, водитель должен перестроиться на правые, если они не заняты ( при 3-х и более полосах в городе).

Читать дальше  Порядок регистрации недвижимости в росреестре

Re: Поворот налево

sclar » 25 окт 2011, 09:16

Serpiph писал(а): Если поворачиваете на дорогу с реверсивным движением, то занять можно только крайнюю правую полосу (п.9.8 ПДД).

Если в городе выезжаете на дорогу с одной или двумя полосами в данном направлении, то можно занять любую полосу (за исключением дорог, на которых максимальная разрешённая скорость выше 80 км/ч или которые обозначены знаком 5.1 или 5.3 (п.9.4 ПДД) ).

В противном случае (три полосы и более в данном направлении) можно занять любую полосу кроме левой, если имеются свободные правые полосы и нет опережения ТС, нет подготовки к повороту налево или развороту (п.9.4 ПДД).

За городом можно выезжать только на правую полосу. На левые можно поворачивать только если по правым едут автомобили (п.9.4 ПДД).

Абсолютно неверно, кроме реверсивного движения.
Согласен с NAA.

Re: Поворот налево

Serpiph » 26 окт 2011, 08:40

Re: Поворот налево

sclar » 26 окт 2011, 10:33

Re: Поворот налево

Serpiph » 26 окт 2011, 14:33

sclar! Про вопрос на pddclub.ru я имел в виду фразу инспектора о нарушении ПДД из-за движения по левой полосе трёхполосной проезжей части после разворота. С точки зрения поворота налево прямого запрета на выбор полосы нет, о чем и говорит вопрос 8 билета 28.

Не путайте движение "в пределах перекрёстка" (точнее, в пределах пересечения проезжих частей) и движение сразу после перекрёстка. Вы должны расположиться так, чтобы дальнейшее движение после перекрёстка не являлось нарушением ПДД. Тоже самое относится и к обоюдному повороту налево двигающихся встречным курсом (имеется в виду когда каждый из водителей выполняют для себя поворот налево). Сюда же входят и понятия "разъезд правыми бортами" и "разъезд левыми бортами".

При повороте налево со второстепенной дороги я сначала дождусь проезда ТС, следующего по главной дороге, а потом поеду сам. Почему? Потому что он имеет преимущество в движении и я не имею права ему мешать, если он вдруг решит вывернуть на левую полосу даже в нарушение ПДД. В Вашем варианте в случае ДТП виноваты будете только Вы, так как заставляете его выбирать другую полосу движения. Кстати, я не понял Ваших 2 варианта безопасного проезда.

А в случае пустой дороги Вы как будете поворачивать налево по ПДД, если у Вас 3 полосы для дальнейшего движения?

В данной, первой части темы, посвященной поворотам налево на перекрестке, будут рассмотрены случаи поворотов налево с крайней левой полосы в том смысле, как следует выполнять данный маневр (левый поворот) в соответствии с ПДД, и какие опасные моменты могут подстерегать водителей в этих ситуациях. Разумеется, все опасные случаи охватить невозможно, но наиболее часто встречающиеся, так сказать, базовые, рассмотрим.

Некоторые возможные конфликты между участниками движения на перекрестке, связанные с поворотом налево, были уже рассмотрены ранее, в статье Поворот налево и разворот на перекрестках. Опасные ситуации. Те конфликтные ситуации, большей частью связаны либо со встречными участниками, либо с теми, кто движется в поперечном направлении.

Здесь же будет представлено взаимодействие участников, которые движется попутно, осуществляя левый поворот с крайней левой полосы.

Начнем с того, что установленные перед перекрестком знаки 5.15.1 «Направления движения по полосам» и 5.15.2 «Направления движения по полосе» действуют на весь перекресток, если другие знаки 5.15.1 и 5.15.2, установленные непосредственно на нем (чаще всего над проезжей частью перекрестка) не указывают другое направление. Вышеупомянутые знаки, разрешающие поворот налево из крайней левой полосы, разрешают и разворот с этой полосы.

Какую полосу дороги можно занять, поворачивая налево с крайней левой полосы?

Прямых указаний, как должен выполняться левый поворот, в Правилах нет. В пункте 8.6 ПДД говорится, что поворот (как левый поворот, так и правый) должен осуществляться таким образом, чтобы, выезжая с пересечения проезжих частей, транспортное средство НЕ оказалось на встречной полосе. Совершая же правый поворот, транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части. Более подробно о выполнении правого поворота изложено в статье Поворот направо. Опасные ситуации.

Таким образом, Правила разрешают повернуть налево на любую полосу той дороги, на которую совершается поворот, например, как на рисунке ниже. В качестве примера взят обычный стандартный перекресток.

Читать дальше  Окуд 0504835 акт о результатах инвентаризации

Каким образом следует «строить» траекторию движения на перекрестке во время поворота налево, а также в случае разъезда со встречным, поворачивающим налево автомобилем, можно прочесть в статье Проезд перекрестков. Въезд и выезд — общие правила. В общих случаях линия поворота должна проходить через условный центр перекрестка или около него, а когда на одной из дорог есть разделительная полоса, то поворот налево вдоль такой полосы должен проходить только за линией, проходящей через центр перекрестка, т.е. в правой половине данного «разрыва» по ходу движения автомобиля.

Казалось бы, здесь нет ничего необычного, выбирай траекторию и поворачивай, но нужно понимать, что участников дорожного движения много, каждый едет в соответствии со своими планами, и желающих повернуть налево за один цикл светофора также может быть несколько.

На регулируемых перекрестках время движения через него ограничено «длиной» сигналов светофора, а ждать следующего цикла, обычно, никому не хочется. Поэтому всегда существует вероятность, что кто-то из участников захочет «успеть проехать» любой ценой. Это может выразиться либо в поспешных действиях, либо, в так сказать, разумном игнорировании чужого приоритета. Несколько вариантов, как такое происходит, рассмотрим ниже.

Вариант первый. Поворот «под прикрытием» т.е. поворачивающий следом «режет» угол поворота.

Один или несколько участников по зеленому сигналу выезжают к середине перекрестка друг за другом, эдаким «звеном» из нескольких машин, и останавливаются, пропуская встречных. Появляется момент для поворота, ожидающие его водители начинают движение друг за другом, но кое-кто из них может выехать из «звена» и движением слева «срезать» угол поворота. Когда такое происходит, то есть вероятность столкнуться с этим автомобилем на выезде с перекрестка, например в левой полосе. Поэтому, чтобы избежать столкновения, всегда нужно обращать внимание на ситуацию слева-сзади вашего автомобиля.

Вариант второй. «Помеха справа».

Ситуация такого рода может произойти в следующем случае. Первый участник с левым «поворотником» выезжает не до середины перекрестка, а едва заехав на пересечение проезжих частей, останавливается. Т.е. между ним и условной серединой перекрестка остается приличное расстояние. Так делать не рекомендуется, хотя бы из солидарности к тем водителям, которые находятся сзади и также ждут поворота налево. Им, ведь, тоже нужно успеть заехать на перекресток, чтобы позже была возможность даже после включения запрещающего сигнала завершить свой маневр и выехать с перекрестка.

Но подобные поступки встречаются нередко, и они вполне могут кого-нибудь нервировать. Что происходит далее?

Ожидающий своей очереди позади того, «первого», объезжает его справа и ставит свой автомобиль впереди, т.е. теперь он на поворот первый! Такие «маневры» еще применяют в местах для разворота и на Т-перекрестках, чтобы первым стать на разворот. Если при этом не пересекается сплошная разметка, движение автомобиля обозначено включением соответствующих «поворотников» и не создается помех движению, то нарушения нет.

И после того, как появляется возможность закончить левый поворот и выехать с перекрестка, кто-то из этих «первых» захочет сделать это действительно первым, не исключено, что на эмоциях. Т.е. возможны «варианты» пересечения их путей, в т.ч. и столкновения. Юридическое преимущество будет у водителя, чей автомобиль находится справа.

Примерно такая же ситуация может сложиться, когда кто-то из участников будет поворачивать налево из средней или с правой полосы в случае, когда такой маневр Правилами запрещен. Т.е. никто не ожидал, а он взял и повернул налево с правого ряда, и таким образом, оказался «помехой справа».

Самое интересное, что преимущество в движении в сложившейся ситуации, у того нарушителя, поскольку он теперь находится справа. Если произойдет ДТП и станут искать виновного, то кроме помехи справа еще обратят внимание на характер столкновения, т.е. кто кого догнал или «притер». Чтобы неприятности не произошло, подобную ситуацию исключать из возможностей нельзя, и требуется постоянно следить за обстановкой вокруг своего автомобиля, а не только слева-сзади. Если кто-то упорно игнорирует ваш приоритет, то целесообразно пропустить того вперед и не портить себе нервы.

Это, разумеется, далеко не весь перечень спорных ситуаций, которые могут возникнуть с левым поворотом на перекрестке. Каждый случай индивидуален, а универсального «рецепта» как избежать ДТП не существует. В следующей, второй части, рассмотрен поворот налево на перекрестке, когда он разрешен Правилами и с других полос, кроме крайней левой.

Будьте внимательны за рулем, берегите себя и окружающих.

Автор: Сергей Довженко
Последнее обновление: 12.08.2019

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector