При реорганизации внесение изменений в устав | Загранник

При реорганизации внесение изменений в устав

Институтом, который следует рассмотреть как аналог реорганизации, является изменение учредительных документов.

Формально изменение учредительных документов никогда в качестве аналога реорганизации не рассматривалось. Такое изменение рассматривалось в качестве самостоятельного института, который мог быть задействован только для отражения последствий реорганизации. К примеру, п. 25 Положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 19 июня 1990 г. N 590, содержал такое правило: “при реорганизации общества вносятся необходимые изменения в учредительные документы и реестр государственной регистрации…”.

Действующее гражданское законодательство изначально вообще мало придавало значения этому институту. Достаточно сказать, что ст. 52 ГК РФ в этой части не менялась с момента принятия: “изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, – с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений”. Обратим внимание: статья ничего не говорит о том, как, когда, в каких случаях организация вправе менять учредительные документы, в чем такие изменения могут состоять, могут ли отличаться по последствиям различные изменения и другие нюансы. Право на изменение рассматривается ГК РФ как абсолютное. Порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, урегулирован Федеральным законом “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” (ст. ст. 17 – 19). Однако никакой детализации ни в ГК, ни в упомянутом Законе не содержится.

Со специальными законами ситуация неоднородная. Часть Законов повторяют или часть, или все положения ГК РФ (ст. 12 Федерального закона “Об обществах с ограниченной ответственностью”, ст. 8 Федерального закона “О кредитной кооперации”), или отражают специфику порядка изменения для отдельных видов организаций (ст. 14 Федерального закона “О некоммерческих организациях”, ст. 9 Федерального закона “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”). Другая же часть существенно дополняет их.

Прежде всего, конечно, речь идет о положениях Федерального закона “Об акционерных обществах”. Уже ст. 12 этого Закона, повторяя часть правил ГК, вводит возможность утверждения устава в новой редакции. Но наиболее интересна для анализа ст. 75 этого Закона, которая устанавливает право предъявления акционером своих акций к выкупу при совершении акционерным обществом ряда действий. Среди таких действий помимо реорганизации и крупной сделки отдельно упоминается и внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава общества в новой редакции, ограничивающих права акционеров, если они голосовали против принятия соответствующего решения или не принимали участия в голосовании. Как видно, в этой статье изменения в устав рассматриваются наряду с реорганизацией как разные явления. Однако важно другое – законодатель признает, что изменения изменениям рознь. Одни изменения не оказывают никакого существенного влияния на права и обязанности организации, ее членов (если речь идет о корпорации) и кредиторов, а другие, напротив, столь существенны, что могут прямо умалять права участников, что требует представления им соответствующей адекватной компенсации, каковая и предоставляется в форме права на выкуп. Интересно, что такая логика “работает” только на примере законодательства об акционерных обществах и только относительно прав участников. А вот относительно прав кредиторов ситуация принципиально иная – общего правила о соотнесении объема и содержания изменений с правами кредиторов нет. Между тем как в некоторых случаях, как было показано выше, отдельные изменения в устав, которые сопровождают некоторые организационные изменения, влекут возникновение дополнительных прав кредиторов. Речь, конечно же, идет об изменении типа государственного или муниципального учреждения. Повторимся – такое изменение не является реорганизацией, признается по существу самостоятельным феноменом, но осуществляется в оболочке внесения изменений в устав (ст. 17.1 Федерального закона “О некоммерческих организациях”: “при изменении типа государственного или муниципального учреждения в его учредительные документы вносятся соответствующие изменения”).

Читать дальше  Экспертиза автомобиля после ремонта для суда

Сам факт наличия таких законоположений, очевидно, должен вести к возможности и необходимости более детального регулирования института внесения изменений в учредительные документы, дифференциации регулирования последствий различных изменений в устав, тем более что попытки такого рода регулирования уже сделаны в ст. 12 Федерального закона “О сельскохозяйственной кооперации”. Сама модальность в части изменения устава здесь изменена: “допускается внесение изменений в устав кооператива и дополнений к нему при условии их соответствия настоящему Федеральному закону”.

Является ли изменение учредительных документов реорганизацией? Как уже было отмечено, законодательство рассматривает такие изменения как самостоятельный феномен. Однако на практике в форме таких изменений реализуются и другие юридические феномены.

С нашей точки зрения, изменение устава – это существенное изменение юридической личности, по аналогии с лицом физическим, – это как смена паспорта у гражданина. И она может рассматриваться в широком контексте как реорганизация.

16.1. Внесение изменений и дополнений в Устав ГСК находится в исключительной компетенции Общего собрания его членов. Решение о внесении изменений и дополнений в Устав принимается правомочным собранием простым большинством голосов членов ГСК. По данному вопросу может быть проведено заочное голосование.

Проект изменений и (или) дополнений к Уставу может быть внесен на обсуждение Общего собрания Правлением или членами ГСК, обладающими в совокупности не менее чем 50% от общего числа членов ГСК.

Государственная регистрация принятых общим собранием изменений и дополнений в Устав осуществляется в установленном законодательством порядке. Ответственность за подачу документов на государственную регистрацию несет Председатель ГСК.

16.2. Реорганизация ГСК (слияние, присоединение, разделение, выделение, изменение организационно-правовой формы) осуществляется на основании решения, принятого на Общем собрании членов ГСК и в соответствии с действующим гражданским законодательством.

При реорганизации ГСК вносятся соответствующие изменения в его Устав либо принимается новый Устав. При реорганизации ГСК его права и обязанности переходят к правопреемнику в соответствии с передаточным актом или разделительным балансом, в которых должны содержаться положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного ГСК перед его кредиторами и должниками.

Передаточный акт или разделительный баланс ГСК утверждается общим собранием членов ГСК и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или для внесения изменений в Устав ГСК.

Читать дальше  Со скольки градусов алкоголь считается крепким

Если разделительный баланс ГСК не дает возможности определить его правопреемника, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного либо реорганизуемого ГСК перед его кредиторами.

16.3. ГСК считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь создаваемого некоммерческого объединения, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения.

При государственной регистрации ГСК в форме присоединения к нему другого ГСК, первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного ГСК.

16.4. Ликвидация ГСК осуществляется в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ, и другими федеральными законами. Требование о ликвидации ГСК может быть предъявлено в суд органом государственной власти или органом местного самоуправления, которым законом предоставлено право на предъявление такого требования. При ликвидации ГСК как юридического лица сохраняются права его бывших членов на принадлежащие им на праве собственности земельные участки, другое недвижимое и иное имущество.

16.5. Общее собрание ГСК или орган, принявшие решение о ликвидации ГСК, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что ГСК находится в процессе ликвидации.

Общее собрание ГСК или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию и устанавливают порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами ГСК. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого ГСК выступает в суде.

Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации ГСК, порядке и сроке предъявления требований кредиторов ГСК. Срок предъявления требований кредиторов не может быть менее, чем два месяца с момента публикации сообщения о ликвидации ГСК.

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации ГСК.

16.6. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации ГСК.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия ГСК составляет промежуточный ликвидационный баланс, который должен содержать сведения о составе имущества ГСК, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается Общим собранием ГСК или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. Если имеющиеся у ликвидируемого ГСК денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества ГСК с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Читать дальше  Организатор семейного доступа ps4 как убрать

После принятия решения о ликвидации ГСК его члены обязаны погасить полностью задолженность по взносам в размерах и в сроки, которые установлены общим собранием членов ГСК.

16.7. Распоряжение земельным участком ГСК осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ и законодательством субъекта РФ.

16.8. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия ГСК составляет ликвидационный баланс, который утверждается Общим собранием ГСК или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

16.9. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество ГСК передается его членам в порядке, определяемом Общим собранием ГСК.

16.10. Ликвидация ГСК считается завершенной, а ГСК – прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

16.11. Документы и бухгалтерская отчетность ГСК передаются на хранение в архив по указанию администрации г. Щелково, который обязан в случае необходимости допускать для ознакомления с указанными материалами членов ликвидированного ГСК и его кредиторов, а также выдавать по их просьбе необходимые копии, выписки и справки.

По всем вопросам, не нашедшим своего отражения в положениях настоящего Устава, но прямо или косвенно вытекающим из характера деятельности ГСК, его отношений с членами ГСК и третьими лицами и могущим иметь принципиальное значение для ГСК и его членов с точки зрения необходимости защиты их имущественных и иных охраняемых законом прав и интересов, ГСК и его члены должны руководствоваться положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, применяемых к деятельности потребительских гаражных кооперативов.

Вопрос: Допускается ли внесение изменений в устав коммерческой организации и их регистрация в налоговом органе, если организация находится в процессе реорганизации и об этом внесены сведения в Единый государственный реестр юридических лиц?
Ответ: Согласно ст. 60 части первой Гражданского кодекса РФ и ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее – Закон N 129-ФЗ) юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации. На основании данного уведомления орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации.
Вместе с тем ни ГК РФ, ни Закон N 129-ФЗ, ни другие законодательные акты в отношении юридических лиц определенных организационно-правовых форм коммерческих организаций не содержат ограничений во внесении изменений в их уставы и их последующей регистрации в регистрирующих (налоговых) органах, если организация находится в стадии реорганизации.
Законом N 129-ФЗ не допускается государственная регистрация лишь в случае нахождения юридического лица в стадии ликвидации (п. 2 ст. 20 Закона N 129-ФЗ).
Нахождение юридического лица в процессе реорганизации не включено в состав предусмотренных ст. 23 Закона N 129-ФЗ оснований для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
С.В.Гладилин
Советник государственной
гражданской службы РФ
2 класса
17.09.2009

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector