Содержание
Руководство компаний должно соблюдать положения трудового законодательства. Каждая фирма обладает собственными документами, регулирующими отношения между сотрудниками и руководством. В частности, это положение о приеме на работу. Составляется оно в соответствии с Трудовым кодексом.
Положение о приеме на работу требуется, чтобы иметь возможность осуществлять процедуру трудоустройства работников по единой схеме. Документ позволяет избежать возникновения спорных ситуаций с контролирующими органами, работниками. Если в ходе проведения проверки выявляются нарушения административного законодательства, то к нарушителю применяется наказание.
Положение является разновидностью локального нормативного акта. В него могут включаться пункты, не отраженные в законодательстве. Разрабатывается он с целью фиксирования нюансов, которые могут возникнуть в трудовых отношениях. Чаще всего в положении отражаются пункты об испытательном сроке, который установлен для сотрудников. Указываются особенности, присущие процедуре отбора кадров, типов соглашений, включенных в них оснований и условий.
Когда человек устраивается на предприятие, работодатель имеет право требовать предоставления дополнительной документации, не отраженной в статье 65 Трудового кодекса, при условии, что это закреплено Положением. В остальных случаях выполнение требований работодателя не обязательно. Бесконфликтный оборот кадров будет тогда, когда документ учитывает пожелания проверяющего органа, а также профсоюза.
Законодатель не предусматривает унифицированной формы Положения. Процесс разработки ложится на плечи работодателей. Образец можно скачать с нашего сайта и внести свои коррективы. Есть перечень пунктов, которые должны отражаться в рассматриваемом акте, к ним относят:
При устройстве в общеобразовательное учреждение или другую организацию, работодатель должен заранее уведомить соискателей о необходимости предоставления дополнительной документации. Уведомлять не требуется, если перечень документов совпадает с тем, что отражен в статье 65 ТК РФ.
В ДОУ и прочих организациях процесс разработки Положения должен носить коллегиальный характер. Это говорит о том, что единолично руководитель фирмы не может разработать документ и применять его. Кроме того, следует учитывать, что акт должен пройти одобрение профсоюза. Такой орган выдает письменное разрешение на использование.
Подписывается Положение руководителем компании, а также лицами, которые имеют в этом заинтересованность профессионального характера. Это сотрудники отдела кадров, юридических подразделений, лица, руководящие отделами, входящими в состав фирмы. Для утверждения требуется вынести соответствующий приказ внутри компании, либо наложить гриф. После утверждения Положения необходимо ознакомить действующих сотрудников с ним.
Документ разрабатывается сотрудниками отдела кадров. В него включаются пункты:
Посредством данного акта регламентируются положения относительно прохождения испытаний при устройстве на работу. В зависимости от того, какую направленность имеет организация – может меняться структура.
Для трудоустройства в школу разрабатывается отдельный акт, который включает в себя несколько обязательных положений:
Если документ содержит положение о зачислении на вакантные должности на конкурсной основе, то он регулирует порядок относительно проведения конкурса, перечень должностей, принимающих участие в нем, тип конкурса. Кроме того, отражаются стадии проведения, подписание договоров с соискателем, который успешно прошел испытание.
Для трудоустройства иностранных граждан следует установить статус, которым он обладает при нахождении в государстве. Если человек имеет РВП, то устроиться на работу он сможет только в том регионе, где проживает. При наличии вида на жительство имеется возможность выбрать любой регион страны. В типовой документ включаются следующие пункты:
Учитывая направленность деятельности организации, а также усмотрение руководителя, структура документа может дополняться.
Инвалидов рассматривают как особую категорию. Для них разрабатывает отдельное Положение при трудоустройстве. В него включаются такие пункты:
Состав может видоизменяться, однако должны быть сохранены основные разделы.
"Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 3
Согласно ст. 32 Закона об образовании образовательное учреждение вправе самостоятельно заниматься подбором и расстановкой кадров в пределах, установленных законодательством РФ, типовым положением об образовательном учреждении соответствующего типа и вида и его уставом. В то же время перечень лиц, которые не могут быть допущены к педагогической деятельности, определен Трудовым кодексом. В него Федеральным законом N 387-ФЗ внесены изменения, затронувшие и перечень документов, предъявляемых при заключении трудового договора. Ознакомимся с ними.
Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1.
Федеральный закон от 23.12.2010 N 387-ФЗ "О внесении изменений в статью 22.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Трудовой кодекс Российской Федерации".
Прежде чем заключить трудовой договор с педагогическим работником при его приеме на работу, следует выяснить, не относится ли он к той категории лиц, которые не могут быть допущены к педагогической деятельности. В настоящее время перечень таких лиц расширен.
Специфика педагогической деятельности заключается в особой социальной значимости, высоком уровне ответственности, поэтому определены дополнительные условия (требования), которым должны отвечать лица, допускаемые к такой деятельности. Перечень данных условий приведен в ст. 331 ТК РФ, согласно которой к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз (определенный уровень и профиль образования), который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утвержденными Правительством РФ.
Однако помимо этого ст. 331 ТК РФ предусмотрены определенные ограничения в приеме на работу педагогических работников. Так, нельзя принимать на работу педагогических работников:
а) лишенных права заниматься ею в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
б) имеющих неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
в) признанных недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
г) имеющих заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения. В настоящее время следует руководствоваться:
Медицинские противопоказания к осуществлению педагогической деятельности выявляются в результате прохождения педагогическими работниками предварительных и периодических медицинских осмотров, что предусмотрено ст. 51 Закона об образовании и п. 22 Перечня работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 N 83.
При выявлении заболеваний, препятствующих осуществлению педагогической деятельности, педагогические работники подлежат в соответствии со ст. 73 ТК РФ переводу с их письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу, не противопоказанную им по состоянию здоровья. Если педагогический работник, нуждающийся в соответствии с медицинским заключением во временном переводе на другую работу:
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом N 387-ФЗ в Трудовой кодекс, с начала текущего года к педагогической деятельности не могут быть допущены также лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности.
Согласно ст. 65 ТК РФ при заключении трудового договора педагогический работник, поступающий на работу, должен предъявить работодателю следующие документы:
До внесения в эту статью изменений работодателю было трудно узнать, имеет ли педагогический работник, принимаемый на работу, неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления. Получалось, что работодатель, на которого возложена ответственность за несоблюдение законодательства о труде, в том числе за прием на работу лиц, судимых за тяжкие и особо тяжкие преступления, обязан был обращаться в МВД за получением соответствующей информации.
С введением Федеральным законом N 387-ФЗ в ст. 65 ТК РФ нового абзаца теперь при заключении трудового договора педагогический работник, кроме перечисленных выше документов, должен представлять также справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
К сведению. Справку о наличии (отсутствии) судимостей предоставляет Главный информационно-аналитический центр МВД и информационные центры МВД, ГУВД, УВД (п. 2 Инструкции о порядке предоставления гражданам справок о наличии (отсутствии) у них судимости, утвержденной Приказом МВД России от 01.11.2001 N 965).
Настоящий нормативно-правовой документ, именуемый профессиональным стандартом, является своего рода усовершенствованным заменителем тарифно-квалификационного справочника. Его ключевое назначение — определение требований к образованию, опыту, личностным качествам представителя определенной профессии. Читайте также статью ⇒ Прием работника на постоянную работу.
В части образовательной сферы утверждены и действуют с 2017 года 5 профстандартов педагога.
Назначение действующего профстандарта | Основание для применения, требования к квалификации |
Для учителя (воспитателя)
(проектирование, общеобразовательный процесс в детсадах, школах, для специалистов 5 и 6 уровня)
Педагогу-психологу
(учреждений образования разного типа)
Стандартно шаблон подобного документа (приказ Минтруда РФ № 147н от 12.04.2013) включает 4 раздела и преимущественно содержит:
Применять данные нормы обязаны все наниматели, организации всех форм собственности сообразно ст. 195.3 ТК РФ. С учетом действующего профстандарта уровень квалификации педагогов в 2019 году также оценивается сообразно новым установкам. На основе данного документа на локальном уровне составляется план его реализации.
Правила допуска к педагогической деятельности
Наниматель не вправе отказать в работе лицам, перечисленным в ст. 64 ТК РФ (к примеру, гражданину РФ без постоянной регистрации либо инвалиду, направленному согласно имеющейся квоте вакансий).
Основные ограничения по допуску (трудоустройству) к педагогической работе определяются ст. 331 ТК РФ. Речь идет не о квалификационных требованиях, а об особых случаях, при которых на законодательном уровне конкретным лицам запрещено работать по данной специальности.
Эти условия наниматель обязан учитывать при приеме на работу, дабы не совершать ошибок при оформлении работника либо нарушений трудового законодательства. Итак, запрещено допускать к педагогической деятельности следующие категории физлиц:
Прием на работу в школу производится стандартно общим порядком.
Основные этапы трудоустройства педработника | Пояснения |
Написание, оформление заявления о приеме на работу | Составляется произвольно, регистрируется, подается на согласование нанимателю |
Представление документов для приема на работу вкупе с заявлением | Пакет документов готовится и отдается сообразно ст. 61 и 65 ТК РФ. Обычно он включает: |
· документы об образовании;
· справку из суда об отсутствии судимостей;
· медсправку на предмет отсутствия противопоказаний к педагогической работе
(в 2 экземплярах)
Трудовой договор для учителя школы
Ключевой момент в оформлении — соответствие будущего работника предъявляемым требованиям, наличие надлежащих документов, отсутствие запретов на занятие педагогической деятельностью.
Описание ситуации | Правильное применение законодательных норм к рассматриваемой ситуации |
Наниматель отказался брать на работу учителем женщину. Единственная причина — ее мужу по решению суда запрещено заниматься педагогической деятельностью | Данная причина не может служить основанием для отказа в трудоустройстве женщины. |
Отказ в данной ситуации необоснованный, т. к. на нее основание ст. 331 ТК РФ (по части привлечения к уголовной ответственности) не распространяется, а применяется только по отношению к мужу
Примечательно, все основания сообразно ст. 331 ТК РФ при трудоустройстве действуют только в отношении тех лиц, к которым они непосредственно относятся. Речь идет о недееспособности, наличии судимости, заболеваний, при которых нельзя допускать педагога к работе, и пр. При этом родственников они не касаются
К вопросу о времени реализации профстандарта педагога обращается в письме № 08-241 от 3.03.2015 Минобрнауки РФ. В частности, было предписано не применять нормы профессионального стандарта к педагогическому составу организаций, ведущих образовательную деятельность, вплоть до 1.01.2017.
Соответственно, новые требования к квалификации, аттестации, профподготовке педагогов сообразно профстандарту предъявляются в полной мере только с 2017 года.
Письмо удостоверено директором Департамента А. В. Зыряновой.
Пример 1. Работа педагога по совместительству
Е. В. Поленова при наличии основной работы в школе (на полной ставке), по совместительству подрабатывает в другой организации образования. Во второй организации с ней заключен отдельный трудовой договор. Суммарно, в неделю она трудится 54 часа (36 основных + 18 дополнительных).
Вопрос №1: Какой деятельностью, на каких условиях вправе заниматься педагоги по совместительству?
Педагоги имеют полное право работать по совместительству. Для них это может быть воспитательная, учебная, иная педагогическая деятельность. Правовую сторону данного вопроса регулируют:
По совместительству работник образования вправе трудиться у другого нанимателя, выполняя иные обязательства, что непременно оформляется отдельно полноценным трудовым договором.
На совместителя будут распространяться все привилегии сообразно ст. 287 ТК РФ. Ему должны будут предоставить отпуск вкупе с отдыхом по основному месту работы (ст. 286 ТК РФ). Аттестацию работник вправе проходить на любом месте работы.
Если педагог подрабатывает на основном месте работы, то это будет уже совмещением, что, соответственно, фиксируется посредством допсоглашения.
Вопрос №2: Сколько часов педагог-совместитель по закону вправе работать дополнительно и будет ли этот период засчитываться в стаж?
Законодательно для работника образования на основной работе предусмотрена 36-часовая рабочая неделя. При этом по совместительству этот же педагог вправе трудиться не более 18 часов в неделю (ст. 284 ТК РФ).
Стаж будет учитываться только при работе на полной ставке. Это касается и основной, и дополнительной (по совместительству) работы.
No related posts.