Принципы контрактной системы в сфере закупок | Загранник

Принципы контрактной системы в сфере закупок

В данной статье рассмотрим принципы контрактной системы, которые используются при осуществлении государственных закупок – товаров, услуг и работ. Основной закон Федерации, в котором регламентируются торги государственных предприятий – это 44-й закон, который был принят 5 апреля в 2013 году. В нем указывается шесть основополагающих принципов закупок. Рассмотрим их более детально: что они означают и как реализуются.

Сфера действия

В отрасли государственных закупок все участники должны действовать согласно принципам контрактной системы закупок. Это относится и заказчику, и поставщику/подрядчику, и оператору электронной площадки, на которой проходят торги. Также это касается и федеральных контролирующих органов и организаций, которые предоставляют услуги заказчикам по закупкам – помощь в составлении документации и ее размещению.

Данные принципы сопровождают участников закупочных процессов во всех этапах – от формирования и планирования до контроля за исполнением договора, заключенного с поставщиком по результатам закупки. Если данные принципы не соблюдаются, то действия участников будут считаться неправомерными.

Где в законе перечисляются данные принципы?

Все принципы контрактной системы государственных закупок указаны в статье 6 федерального закона. В статьях 7-12 более подробно прописано содержание этих принципов. Они являются ключевой частью закона в редакции 2013 года, когда федеральный закон был принят, и действуют в таком виде и в настоящее время.

Догмы о закупках для государственных (или муниципальных) нужд можно определить как фундамент, на котором базируются их законодательные нормы. Итак, рассмотрим эти шесть принципов более подробно.

1. Открытость и прозрачность закупок

Контрактная система основывается на принципе открытости и прозрачности. Это один из основных, базовых правил отрасли закупок.

Данный принцип означает, что сведения о государственных контрактах в пределах Российской Федерации должны быть открыты для всех граждан страны и находиться в публичном доступе. Информация о договорах для государственных нужд не должна утаиваться, кроме случаев, если речь идет о государственной тайне, закупках для обороны страны и других предусмотренных законов обстоятельств.

Инструментами для выполнения прозрачности закупок является банковское сопровождение контрактов: это предоставление помощи в проведении закупок – от поиска подрядчиков до контроля за распределением средств заказчиками по назначению.

Также к таким способам относят Единую информационную систему – главный портал закупок по адресу zakupki.gov.ru. В заглавной странице сразу можно произвести некий анализ закупочных процессов по России.

Например, с 2017 года совокупный объем всех закупок составил около 7,1 триллионов, а за 2016 год – примерно 6,4 триллиона. Относительно заказчиков, наибольший объем закупок приходится на Министерство внутренних дел России – 13,8 млрд руб., а также на предприятие "Черноморнефтегаз" (11,5 млрд руб.). По стоимости проведенных закупок среди электронных площадок наибольший процент у РТС-тендера и ЗАО "Сбербанк-АСТ" – 28,8 % и 31,39 %.

Читать дальше  Нужна ли лицензия для частного детского сада

2. Обеспечение конкуренции

Данный принцип контрактной системы в сфере закупок реализуется путем добросовестной конкуренции по стоимостным критериям и другим – квалификации, качеству, количеству выполненных договоров и так далее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8, всем участникам закупок должны предоставляться равные условия, то есть любое заинтересованное лицо – юридическое или физическое, включая индивидуальных предпринимателей, может стать поставщиком согласно предмету закупки.

Также ко всем участникам выказываются единые требования, перечень которых можно прочесть в статье 31 федерального закона о контрактной системе. К этим требованиям относятся: отсутствие налоговой недоимки, конфликта интересов, административной ответственности в течение двух лет и другие.

Заказчики при выполнении данного принципа должны придерживаться правил описания объекта закупки для обеспечения должного уровня конкуренции:

  • не писать товарные знаки или названия фирм;
  • не прописывать страну, где производится товар или услуга;
  • поставщики должны предоставить новый товар;
  • предоставлять в техническом задании чертежи и эскизы, если это предусмотрено в документации и прочие требования.

Этим принципом контрактной системы также предусмотрено сокращение торгов у единственного поставщика и регламентированный годовой объем закупок через запрос котировок.

3. Профессионализм заказчика

В соответствие с данным принципом, закупки в отрасли государственных и муниципальных заказов должны проводиться квалифицированными кадрами, к которым относятся:

  • заказчики – государственные или муниципальные учреждения, проводящие закупки для своих нужд;
  • специализированные организации – компании, которые предоставляют услуги по закупкам – подготавливают документацию, размещают закупку (аукцион или конкурс);
  • органы в сфере контроля и надзора закупок – ФАС (антимонопольная служба), Счетная палата, Казначейство.

Должностные лица, работающие в отрасли закупок, должны регулярно улучшать свои теоретические знания и практические навыки. Для этого они повышают квалификацию и проходят профессиональную переподготовку на базе высшего образования.

4. Стимулирование инноваций

Данный принцип указан в статье 10 закона – заказчик в ходе планирования, оформления закупки и ее размещения должен выбирать модернизированную продукцию, с улучшенными качественными и функциональными характеристиками.

Критерии, по которым продукцию и услугу можно отнести к категории "инновационная", регламентируются нормативными документами федеральных органов. К примеру, Приказом министерства образования и науки от 1 ноября 2012 года №881. Так, инновационными считаются объекты, соответствующие в совокупности следующим критериям: новизна, экономическая эффективность и критерий внедрения товара (работы/услуги), также продукция должна быть наукоемкой.

Высокотехнологичной же считается продукция, которая разработана в соответствии с направлениями развития науки и технологий России, а также если она изготовлена по новым технологиям с участием профессиональных кадров.

Также принцип инноваций применяется для закупок по научно-исследовательским работам. Для них наиболее важными критериями являются качество и квалификация сотрудников (до 80 % значимости критериев оценки), а не стоимость контракта.

5. Единство контрактной системы

В статье 11 закона о контрактной системе принцип, согласно которому все процессы закупок должны осуществляться в четкой последовательности на всех стадиях закупочных процедур: от планирования закупок и составления графиков на следующий год, до контроля за уже заключенными контрактами.

Также выражение принципа единства представляется через Единый портал закупок – все извещения о закупках сначала публикуются на данном сайте и уже позже интегрируются с торговыми площадками – РТС-тендером, Единой электронной торговой площадкой (Росэлторг) и другими. На данном портале также размещаются торги по 223-ФЗ.

Читать дальше  Образец претензии банку по кредитному договору

Исполнение принципа единства контрактной системы в сфере закупок осуществляется наличием единого федерального органа, который регулирует сферу закупок – Министерство финансов России.

6. Ответственность за результативность и эффективность

Что входит в понятие данного принципа? Закупки, прежде всего, должны быть ориентированы на обеспечение нужд государства – в лице его учреждений. Также закупки должны быть эффективными. Как это рассчитывается? Эффективность равняется отношению затраченных ресурсов на проведение торгов (оплаты по контракту, обучения сотрудников закупочной системе в институтах) к получаемым выгодам – то есть исполнению плановых показателей деятельности органа власти.

Заказчики в виде их должностных лиц несут персональную ответственность за исполнение норм законодательства в отрасли государственных заказов – то есть закона о контрактной системе и других нормативных актов. За их нарушения, например, за использование бюджетных средств не по назначению, заказчики могут быть привлечены к ответственности – административной, дисциплинарной уголовной и прочей.

Статья 6. Принципы контрактной системы в сфере закупок
Комментарий к статье 6
В комментируемой статье перечислены принципы, на которых основывается контрактная система в сфере закупок. Определение данных принципов является нововведением, поскольку Закон о размещении заказов принципы размещения заказов не называл. В то же время в названном Законе, как говорилось выше (см. комментарий к ст. 1 Закона), были обозначены цели его регулирования, в том числе: обеспечение единства экономического пространства на территории РФ при размещении заказов, эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечение гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов. Данные положения по своему характеру близки к положениям, определявшим принципы размещения заказов.
Содержание перечисленных в данной статье принципов контрактной системы в сфере закупок раскрыто в следующих статьях комментируемого Закона, а именно: принципы открытости и прозрачности — в ст. 7; принцип обеспечения конкуренции — в ст. 8; принцип профессионализма заказчика — в ст. 9; принцип стимулирования инноваций — в ст. 10; принцип единства контрактной системы в сфере закупок — в ст. 11; принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок — в ст. 12 Закона.

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней статье речь пойдет о принципах, на которых основывается контрактная система в сфере закупок. Данные принципы отражены в статьях 6-12 44-ФЗ.

И так, контрактная система в сфере закупок основывается на:

— принципе открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок (статья 7 44-ФЗ);
— принципе обеспечения конкуренции (статья 8 44-ФЗ);
— принципе профессионализма заказчиков (статья 9 44-ФЗ);
— принципе стимулирования инноваций (статья 10 44-ФЗ);
— принципе единства контрактной системы в сфере закупок (статья 11 44-ФЗ);
— принципе ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 12 44-ФЗ).

Читать дальше  Отсыпка шлаком территории это твердое покрытие

Давайте теперь более подробно рассмотрим с вами каждый из перечисленных принципов.

Содержание:

1. Принцип открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок

Данный принцип заключается в том, что в РФ обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к полной и достоверной информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность указанной информации обеспечивается за счет размещения её в единой информационной системе (ЕИС) – www.zakupki.gov.ru .

2. Принцип обеспечения конкуренции

Данный принцип заключается в том, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок. Т.е. любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами (НПА) о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Запрещено ограничение конкуренции, в частности необоснованное ограничение числа участников закупок.

3. Принцип профессионализма заказчиков

Данный принцип заключается в том, что деятельность заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок осуществляется на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. Заказчики, специализированные организации должны принимать меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования своих сотрудников.

4. Принцип стимулирования инноваций

Данный принцип заключается в том, что заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции. Критерии же отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

5. Принцип единства контрактной системы в сфере закупок

Данный принцип заключается в том, что контрактная система в сфере закупок основывается на единых принципах и подходах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок. Т.е. такие единые принципы и подходы предусмотрены непосредственно 44-ФЗ, на что и указано в статье 11.

6. Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок

Данный принцип заключается в том, что все государственные органы, учреждения и юрлица при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. Должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 44-ФЗ.

Вот мы с вами и рассмотрели принципы, на которых основывается контрактная система в сфере закупок. Однако на практике не все так гладко, как это выглядит на бумаге. Те поставщики, которые регулярно участвуют в закупках, об этом знают не понаслышке, а те, кто только планирует начать участвовать в торгах, в скором времени сами в этом убедятся.

На этом все. До встречи в следующих статьях. Желаю вам удачи и новых побед!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector