Привлечь пешехода к уголовной ответственности | Загранник

Привлечь пешехода к уголовной ответственности

За нарушение ПДД пешеход может быть привлечен к административной, уголовной и гражданской ответственности.

Административная ответственность пешеходов

Если нарушение ПДД не повлекло причинение вреда здоровью или создание помех в движении транспортных средств, пешеход может быть привлечен к ответственности в виде предупреждения или штрафа в размере 500 руб. (ч. 1 ст. 12.29 КоАП РФ).

Если нарушение ПДД повлекло создание помех в движении транспортных средств, пешеход может быть привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 1000 руб. (ч. 1 ст. 12.30 КоАП РФ).

Если нарушение ПДД повлекло причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, пешеход может быть привлечен к ответственности в виде штрафа в размере от 1000 до 1500 руб. (ч. 2 ст. 12.30 КоАП РФ).

Уголовная ответственность пешеходов

Если нарушение ПДД повлекло причинение тяжкого вреда здоровью человека, пешеход может быть привлечен к ответственности в виде ограничения свободы на срок до трех лет, либо принудительных работ на срок до двух лет, либо ареста на срок до четырех месяцев, либо лишения свободы на срок до двух лет (ч. 1 ст. 268 УК РФ).

Если нарушение ПДД повлекло смерть человека, пешеход может быть привлечен к ответственности в виде ограничения свободы на срок до четырех лет, либо принудительных работ на срок до четырех лет, либо лишения свободы на срок до четырех лет (ч. 2 ст. 268 УК РФ).

Если нарушение ПДД повлекло смерть двух или более лиц, пешеход может быть привлечен к ответственности в виде принудительных работ на срок до пяти лет либо лишения свободы на срок до семи лет (ч. 3 ст. 268 УК РФ).

Пример. Случай привлечения пешехода к ответственности по ч. 2 ст. 268 УК РФ

Пешеход, нарушив требования п. п. 1.3, 1.5, 4.3, 4.5 ПДД, вышел в темпе спокойного бега (уверенного шага) на проезжую часть из-за припаркованных справа у обочины транспортных средств, которые ограничивали обзорность. Пересекая проезжую часть не по пешеходному переходу при его наличии в зоне видимости и не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств, пешеход создал помеху и опасность для движения мотоцикла, который следовал со скоростью не более 60 км/ч. Водитель мотоцикла, не имея технической возможности остановиться, наехал на пешехода. В результате столкновения мотоцикл опрокинулся, а водитель мотоцикла и его пассажир упали. Пассажир получил многочисленные телесные повреждения, повлекшие его смерть.

По итогам судебного заседания пешеход привлечен к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 268 УК РФ, что было поддержано вышестоящей судебной инстанцией (Апелляционное постановление Московского городского суда от 16.02.2015 по делу N 10-1368/15), а также подтверждено право потерпевшей стороны на гражданские иски и возмещение вреда.

Гражданская ответственность за причинение вреда

Обязанность возместить вред, причиненный в результате нарушения ПДД пешеходами, наступает по общим правилам гражданского законодательства. Пешеходы несут гражданскую ответственность за причинение имущественного ущерба, а также вреда здоровью и морального вреда на общих основаниях, в том числе и перед владельцами источников повышенной опасности – автомобилей, мотоциклов и иных транспортных средств (ст. ст. 8, 15, 1064, 1085 – 1094, параграф 4 гл. 59 ГК РФ).

Задеть машиной человека — попасть под статью сразу из 3 кодексов. В зависимости от последствий происшествия водитель привлекается к разным мерам ответственности — от штрафа до лишения свободы, но своевременные и грамотные действия могут облегчить его положение или вовсе освободить от санкций. Какие санкции грозят водителю за наезд на пешехода и как их возможно смягчить и даже избежать?

Читать дальше  Последствия отзыва иска в гражданском процессе

Сбить человека — это не только административная или уголовная ответственность, но и психологическая травма как для водителя, так и для пешехода, особенно если это представитель слабой части населения: ребёнок, инвалид, человек преклонного возраста, беременная. В российском законодательстве эта проблема усугубляются частой несправедливостью санкций для обеих сторон.

Общие сведения

В Конституции России установлена презумпция невиновности — она гласит, что обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, пока не будут найдены реальные доказательства его правонарушения.

И эта презумпция применяется и при возникновении дорожно-транспортного происшествия, но на практике виновным автоматически считается управляющий машиной, потому что она — средство высокой угрозы для других участников движения. И водителю приходиться доказывать свою невиновность и нарушения правил пешими участниками движения, а при наличии ущерба автомобилю или своему здоровью — ходатайствовать о компенсации.

Проблематичность судебных споров ещё в том, что пешие люди имеют приоритет на дороге, а водители как источники угрозы несут двойное бремя внимательности и реакции, и даже при пренебрежении правилами пешими гражданами сидящий за рулём должен предотвратить аварию или всеми силами избежать её.

Наказание за наезд зависит от последствий и уровня нанесенного вреда.

Тяжкая степень устанавливается только в ходе экспертизы по специальному методу. А лёгкая и средняя различаются по периоду, в течение которого пострадавший провёл на больничном. Если человек был нетрудоспособным меньше 21 дня, то увечья считаются лёгкими, если больше — то средними.

Чем наезд грозит водителю?

Санкции коррелируют с разными факторами происшествия.

Так, за наезд вне пешеходного перехода управляющему ТС грозят:

  • гражданской;
  • административной;
  • и уголовной ответственностью.

Меры наказания по ГК России являются самыми простыми — нужно возместить причинённый урон. Подразумевается материальный урон — имуществу пешехода, расходы на реабилитацию, так и моральный — ущерб, нанесённый личности пострадавшего. Особенностью гражданско-правового регулирования этой ситуации является то, что к гражданской ответственности может быть привлечён и пешеход — если имуществу и здоровью водителя причинён вред и доказана вина пешего. В судебной практике встречаются оба вида привлечения к гражданской ответственности, но второй — реже.

В российской судебном практике водителю приходиться компенсировать пешеходу расходы и ущерб, даже если виноват именно пешеход — переходил дорогу, нарушая ПДД, но считается, что водитель как источник опасности всё равно должен был предотвратить наезд.

Под административными санкциями понимаются меры наказания, предусмотренные Кодексом России об административных правонарушениях. В КоАП есть специальная статья 12.24 — о наезде на пешехода. За такое деяние водитель наказывается следующими образом:

  • лишение права на вождение на год-полтора или взыскание неустойки в пределах 2 500 — 5 000 рублей; назначается за увечья, на лечение которых ушло не больше 21 дня;
  • лишение права на вождение на 2 года или взыскание неустойки в пределах 10 000 — 20 000 рублей; назначается за увечья средней тяжести. Потеря трудоспособности до 4 месяцев относится к увечьям средней тяжести, если они не опасны для жизни гражданина.

А за вред тяжёлой степени предусмотрена уголовная ответственность. Согласно Уголовному кодексу России водитель наказывается по нарастающей:

  • ограничением свободы передвижения — до 3 лет;
  • задержанием — до 6 месяцев;
  • привлечением к полезному труду — до 2 лет;
  • заключением в тюрьме — до 3 лет.

Если виноват пешеход

Согласно Правилам, переходить дорогу можно на светофоре, пешеходном переходе, на перекрёстке, через подземный и наземный переход, а также позволяется пересечение дороги при достаточной отдалённости движущегося транспорта и по минимальной траектории.

Если наезд произойдёт вне мест для пересечения дороги, то у водителя велики шансы доказать виновность пешего участника движения и вообще избежать любой меры ответственности.

Если же пешеход был нетрезвый или под действием наркотических либо психотропных веществ, так что не мог адекватно оценивать происходящее, то он становится правонарушителем, если создаёт опасное положение на дороге — для прочих передвигающихся лиц. Тогда нетрезвый получит санкцию, даже если переходил дорогу в положенном месте, но и водитель не останется без своей меры наказания.

Читать дальше  Сколько можно провозить багажа в самолете 2018

Если вреда не было

Если машина задела человека, но ни пешеход, ни водитель не пострадали, то может быть применена лишь ответственность по ГК России — компенсация ущерба имуществу и морального урона. А если стороны сумеют договориться, не прибегая к услугам правоохранительных органов, то никакие санкции вообще не будут действовать.

Чем грозит наезд со смертельным исходом?

Если машина задела человека на тротуаре, на прогулочной зоне, во дворе и т. д., и человек не выжил, то водителя неизбежно лишают права вождения — срок определяется органами власти.

Прежде за оставление места происшествия к имеющемуся наказанию пробавлялась санкция по УК России, но она была отменена. Теперь за оставление места ДТП водителю грозит только штраф из Кодекса об административных правонарушения — 1 000 — 1 500 рублей, арест до 15 дней или лишение права на вождение до года.

Другая вариация — если человека задела машина, но он выжил, но нуждается в срочной медицинской помощи, а водитель оставил сбитого пешехода в состоянии, требующем скорой помощи. Здесь действует УК РФ, но доказать факт оставления человека в опасном для жизни положении — очень трудно, поэтому к этой мере граждан привлекают редко.

В последнем случае на практике применяется ответственность по ГК и КоАП России. Пострадавшему возмещаются все траты на лечение и восстановление, а также моральный урон — суд должен взвесить степень его нравственных переживаний и психологического ущерба и определить размер моральной компенсации.

Чтобы привлечь виновника ДТП по "пешеходной" статье, его нужно. как минимум поймать. AUTO.TUT.BY попросил представителей дознания ГАИ и следствия вспомнить, чем закончились спровоцированные пешеходами-нарушителями трагедии, а также разобрался, на какие компенсации может рассчитывать пострадавший от встречи с пешими нарушителями ПДД водитель.



"Водитель троллейбуса выбежал из кабины и погнался за пешеходом"

Уголовные дела в отношении пешеходов возбуждаются только в случаях, если в ДТП по вине пешехода пострадал кто-то, кроме самого нарушителя: водители, пассажиры, другие пешеходы, – пояснил Владимир Гайшун.

В сентябре 2012 года в Минске женщина-пешеход внезапно выбежала на дорогу перед близко идущим троллейбусом. Водитель троллейбуса во избежание наезда вынужден был применить экстренное торможение – и пассажиры, стоявшие в салоне, упали на пол, один из них в результате этого получил серьезные травмы. Водитель выбежал из кабины троллейбуса, догнал и задержал пешехода, вызвал "скорую" и ГАИ. Сейчас по этому делу проводится проверка – ведь, по словам Гайшуна, необходимо доказать, что именно своими действиями пешеход создал аварийную ситуацию. Если окажется, что это именно так, – в отношении пешехода будет возбуждено уголовное дело по ст. 321 УК РБ.

Нарушение пешеходом правил безопасности движения, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается ограничением свободы на срок до 5 лет или лишением свободы на тот же срок.

"А был ли мальчик. "

Дела по "пешеходной" статье возбуждаются редко. Причин тому, по мнению Владимира Гайшуна, две: сложность в поиске предположительно виновного пешехода и неправильный выбор водителя в решении возникшей проблемы.

Все сомнения всегда истолковываются в пользу подозреваемого или обвиняемого. Орган, ведущий дознание или следствие, должен либо опровергнуть версию водителя, либо подтвердить ее. Если нам это не удалось – нет второго участника ДТП, пассажиров, очевидцев, видеозаписей, – значит, мы верим его словам, – поясняет Владимир Гайшун.

Следователи вспоминают, как в конце 2011 года на столичном проспекте Победителей молодой человек, пытаясь избежать наезда на перебегавшего проезжую часть в неположенном месте пешехода, врезался в мачту уличного освещения – погибла его мать, ехавшая на пассажирском сидении. Аварию наблюдали несколько очевидцев – они же позже подтвердили следствию факт нахождения на проезжей части пешехода-нарушителя. Но после аварии свидетели происшествия спасали пострадавших, вызывали ГАИ, "скорую" – задержать пешехода никто не пытался. И он скрылся. Вначале уголовное дело возбудили только в отношении водителя – за нарушение ПДД, повлекшее по неосторожности смерть человека. Позже его осудили по ч.2 ст.317 УК РБ. Через некоторое время после аварии дело возбудили и в отношении неустановленного пешехода. Пешего нарушителя так и не нашли, расследование по уголовному делу приостановили.

Как возместить ущерб, нанесенный пешеходом-нарушителем невиновному водителю?

Вина потерпевшего не учитывается также при возмещении вреда в связи со смертью кормильца (ст. 958 ГК), а также при возмещении расходов на погребение (ст. 963 ГК РБ) – это все тоже придется оплатить владельцу транспортного средства вне зависимости от того, кто был виноват в ДТП.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector