Процедура банкротства муп пошаговая инструкция | Загранник

Процедура банкротства муп пошаговая инструкция

Сейчас, когда рынок подвержен колебаниям, вызванного причинами объективного и субъективного характера, практически никто не застрахован от ситуаций, когда невозможно выполнить свои кредитные обязательства. Таким образом, банкротство муниципального унитарного предприятия — такое же обыденное явление. Крайне неприятное для кредиторов, но – обыденное. Поэтому нелишним будет знать каковы важные моменты и особенности процесса ликвидации МУП через признание его банкротом.

Принципиальные отличия банкротства МУП

Обычно, для начала процедуры закрытия фирмы из-за неспособности погасить долги руководитель должен обратиться с соответствующим заявлением в суд, занимающийся делами юридических лиц. Туда может обратиться также и кредитор или работник предприятия, которому не выплачивают заработную плату, то есть, по сути, тот же кредитор. В случае с признанием банкротом муниципального образования есть спорный законодательный вопрос о возможности обратиться в судебные органы именно руководителю предприятии. Это связано с тем, что у предприятий такого типа есть только возможность оперативного управления имуществом. Право собственности принадлежит городу или иному муниципалитету. Таким образом, фактически, решение о направлении в суд заявления о запуске процедуры банкротства унитарного предприятия принимает не руководитель, а собственники имущества, то есть органы власти местного уровня.

Есть еще несколько отличий:

  • учредители фирмы не могут быть его участниками;
  • организация управляется одним руководителем единолично;
  • МУП отчитывается перед учредителями, но управляет имуществом самостоятельно;
  • в случае банкротства сначала используется имущество, находящееся под управлением МУП, а затем, на условиях субсидиарной ответственности – имущество учредителей.

Положения законодательства

На законодательном уровне процедура банкротства регулируется несколькими нормативно-правовыми документами. Прежде всего, это гражданский кодекс. Конкретно, статья 61 дает определение понятия ликвидации предприятия, описываются варианты процесса ликвидации, и при признании несостоятельности фирмы перед кредиторами. К нижестоящим законодательным актам, посвященным банкротству, относится закон, принятый на уровне Совета Федерации №161 от 14.11.2002 г. «О муниципальных предприятиях». В нем подробно описывается весь процесс образования, работы и окончания деятельности.

В законе федерального уровня № 127, принятом тоже в 2002 году 26 октября, регламентируется порядок и особенности процесса банкротства. Банкротство государственных и муниципальных предприятий также фигурирует в этом нормативно-правовом акте. Последние изменения в этом законе вступили в силу 29 октября 2017 года. Некоторые спорные моменты, возникающие при применении этого закона, освещены в Постановлении Высшего Арбитражного суда № 29 от 15.12.2004 г.

Критерии, по которым организацию ликвидируют, как неспособную погасить долги

Несмотря на все отличия унитарной организации от обычной, критерии для признания муниципального предприятия банкротом ничем не отличаются. Таких критериев два:

  • организация в течение трех месяцев не выплачивает заработную плату и выплаты социального характера, имеет налоговую задолженность и не имеет денег для таких выплат;
  • сумма задолженности не менее трехсот тысяч рублей.

Для организаций — коммунальщиков есть еще один дополнительный критерий: неисполнение обещаний перед поставщиками и, следовательно, перед гражданами – конечными получателями услуг.

Кто выступает инициатором процедуры банкротства муниципального предприятия

Сообразуясь с законодательством России и здравым смыслом, можно определить категории физических и юридических лиц, которые имеют возможность обратиться в арбитраж для инициации дела о прекращении деятельности организации в связи с невозможностью оплачивать суммы долга.

  • Сама организация – должник. Если руководство осознает, что сумма долга перед кредиторами превышает обозначенную в законе сумму, и вариантов для положительного разрешения ситуации нет, то руководитель предприятия, заручившись согласием муниципалитета, подает заявление о признании банкротом.
  • Организации – кредиторы. Поставщики природных ресурсов, финансовые организации, поставщики товарно–материальных ценностей, осуществлявшие поставки в кредит. Эта группа подает заявление, после продолжительной, не погашаемой задолженности для взыскания средств за счет муниципального имущества или иным законным способом. Поставщики идут на такие шаги, когда риск получить не всю сумму долга ниже риска полного непогашения, если организация продолжает существовать.

  • Работники МУПа, не получающие оплату за труд или различные пособия установленное законом время. Смысл их действий по признанию организации банкротом – получение своей законной компенсации за труд.
  • Государственные органы. Деятельность организации может быть признана нерациональной. Ее функции передаются другой конторе, с более эффективным управлением.

Порядок процедуры банкротства

Если суд удовлетворит заявление истца, то далее происходит стандартная процедура, включающая в себя несколько пунктов. Начальным этапом будет являться наблюдение. Контролирующие структуры собирают всю информацию о фирме, создают планы выхода из финансового кризиса без ликвидации. Данный этап продолжается максимум 7 месяцев с момента подачи заявления.

Затем наступает этап санации. Здесь внешний управляющий получает некоторую возможность влиять на решения действующего руководителя. Составляется график погашения долгов. Действующий руководитель по-прежнему работает. Может продолжаться до двух лет.

Если на этапе санации восстановления платежеспособности не произошло, процесс переходит в третью стадию. Внешний управляющий полностью контролирует деятельность организации, проводит мероприятия по оздоровлению финансового состояния. Печати организации также находятся у внешнего управляющего. Единственное, что он не может делать – продавать имущество МУП для погашения обязательств перед кредиторами. Этот период длится до года, но может быть продлен еще на полгода. Если в периоде заключаются договора на крупные суммы, этот процесс обычно согласовывается с советом кредиторов организации.

По итогам третьего этапа возможны несколько вариантов. Если действия внешнего управляющего возымели успех, процедура банкротства прекращается и МУП возвращается к обычному режиму работы.

Если с кредиторами удалось договориться, то заключается мировое соглашение, организация продолжает функционировать, долги гасятся по плану.

Важно: мировое соглашение с кредиторами можно заключить на любом этапе банкротства. Если для кредитной организации, по каким-либо причинам важно существование конкретного МУПа, то оно может пойти на соглашение даже на этапе наблюдения.

Если улучшений не наступило, назначается конкурсное производство, в функционал которого входит продажа имущества и погашение долгов за счет полученных средств. Срок устанавливается до полутора лет. В этот период прекращаются все начисления неустоек, документация по кредитным обязательствам находится у внешнего управляющего.

Условия ликвидации

Основные условия ликвидации МУП – непогашение долгов в течение трех месяцев и размер долга свыше 300 тысяч – были описаны выше. Кроме этого, при ликвидации в добровольном порядке муниципалитет должен издать приказ о ликвидации, назначить комиссию для ликвидации. Как правило, она создается при участии сотрудников муниципалитета. Необходимо оповестить налоговые органы, рабочих предприятия, кредиторов.

Официальная информация о предстоящем банкротстве публикуется в средствах массовой информации. Создаются планы погашения долгов, которые затем воплощаются в жизнь. По итогам всех действий ломаются печати организации. Фирма исключается из учета в налоговых органах. Вся документация отправляется в архив.

Читать дальше  Номер телефона узбекского посольства в москве

Последствия и ответственность

К последствиям процедуры банкротства напрямую относится ликвидация унитарной структуры и продажа ее имущества для погашения долгов. Ответственность физических лиц при подобных мероприятиях не выходит за рамки административной и уголовной ответственности. Рабочие МУП, согласно должностным обязанностям, несут ответственность за полноту и правильность бухгалтерского учета, за полное отражение в нем всего имущества организации, а также за создание препятствий внешнему управляющему. Фиктивное преднамеренное банкротство также является наказуемым деянием.

Узнать о банкротстве предприятия можно из видео:

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать – напишите вопрос в форме ниже:

Оповещение в данном случае должно быть составлено в письменной форме и включать данные по численности и должностям сокращаемых сотрудников.

Для погашения долгов компании так же возможно организовать торги для реализации имущества предприятия.

На данном этапе необходимо проанализировать финансовое состояние компании, эта задача возложена на финансового управляющего.

Порядок ликвидации муниципального унитарного предприятия

Унитарное предприятие — правовая форма коммерческой организации, имущество которой не является собственностью предприятия и не подлежит разделу над доли между участниками. Среди видов прекращения деятельности предприятия выделяют: добровольная ликвидация, принудительная ликвидация, банкротство, слияние, присоединение, реорганизация

Оставшееся имущество после погашения кредиторской задолженности передается собственнику.

    Телефоны для Москвы: +7 (499) 703-43-52

Составление соответствующего приказа.

Интересуетесь, как закрыть нулевую фирму ООО? Какие необходимые требования для закрытия, читайте по этому адресу.

  • Спустя 2 месяца после официального оповещения (срок для предъявления требований кредиторов), составление промежуточного ликвидационного баланса (ПЛБ).
  • Погашение задолженностей перед кредиторами происходит в порядке законной очередности (ст. 64 ГК РФ) сразу после утверждения ПБ, в том числе утверждения очередности погашения задолженностей.
  • ликвидация муниципального унитарного предприятия;
  • На основании изученных данных составляется реестр требований кредиторов. Основания и порядок судебной ликвидации прописан в Гражданском Кодексе РФ и других ФЗ. Переход к следующему этапу инициируется собранием кредиторов.
    Проведение деятельности, противоречащей Уставу и целям создания организации.

    Из отражающих процесс ликвидации юридических лиц законопроектов получить однозначный ответ вам не удастся. Поэтому перед началом процесса закрытия МУПа, уточните все «подводные камни», с которыми вы можете столкнуться.

    Конкурсное производство.

      Осуществление деятельности без соответствующих разрешений и лицензий.

    В случае, если денежных средств не хватило для погашения задолженностей, кредиторы имеют право потребовать через суд возмещения задолженности за счет личного имущества собственника предприятия.

  • Нарушение сроков погашения данных обязательств (см. п. 1) более, чем на 3 месяца.
  • Финансовое оздоровление.
  • Далее проводятся мероприятия по максимальному сбору возможной дебиторской задолженности.

    Итогом полного погашения обязательств перед кредиторами станет составление ликвидационного баланса (ЛБ).

    Основным критерием, при наличии которого унитарное муниципальное образование может претендовать на признание банкротства, является:

      Задолженность в государственный бюджет либо внебюджетные органы в размере от 100 тыс. руб.

    Пошаговая инструкция о ликвидации обособленного подразделения в статье по ссылке. .

    Наиболее популярным видом ликвидации предприятия, который влечет его прекращение существования в полной мере, является добровольная ликвидация или банкротство. Ликвидация унитарного предприятия зависит от вида организации:

  • После завершения всех возможных законных способов расчета с кредиторами, оставшиеся долги организации признаются аннулированными. Основные законопроекты, которые регулируют деятельность данного вида организаций, являются Гражданский Кодекс РФ и ФЗ №161 «О государственных и муниципальных предприятиях».
  • Прекращение деятельности МУПа завершается уничтожением печатей, сдачей документации в архив.
  • Поэтому, начиная процесс прекращения деятельности организации независимо от способов ликвидации, придерживайтесь установленного законного порядка.

    • Принятие решения о необходимости ликвидации организации органами местного самоуправления. Кроме собственника имущества унитарного предприятия, подать заявление в суд имеет право кредитор или др. уполномоченные органы. Загвоздка состоит в том, что МУПы не обладают правом собственности, на них возложены лишь обязанности управления и хозяйственного ведения подведомственного имущества. Итак, закрытие предприятия (МУПа) практически не отличается от прекращения деятельности других видов юридических лиц, но имеет некоторые тонкости и нюансы (в том числе в формах заявлений).
    • Реорганизация и ликвидация унитарного предприятия проводится с оповещением сотрудников о предстоящей ликвидации/ реорганизации предприятия (не менее, чем за 2 месяца до закрытия).
    • Грубые и систематические нарушения законодательства РФ, которые имеют неустранимый характер.

    Основания для принудительной ликвидации унитарного предприятия соответствуют общим основаниям для любых юридических образований: Помните, что Арбитражный суд в праве признать недействительным ликвидацию юридического лица даже в том случае, когда оно уже удалено из ЕГРЮЛ.

      ликвидация государственного унитарного предприятия;

    Цены на ликвидацию ООО с долгами, по ссылке.

    На законных основаниях в суд может обратиться собственник, а руководитель унитарного предприятия должен своевременно направить ему письменное предложение при наличии первых признаков банкротства организации (невозможности рассчитаться с кредиторами даже путем продажи имущества с торгов). Согласно ст. 61 ГК РФ ликвидация унитарного предприятия — комплекс правовых мер (юридических и бухгалтерских), направленный на полное прекращение деятельности организации без передачи прав и обязанностей третьим лицам (без правопреемства).

    При необходимости (если средств организации не хватает для погашения всех обязательств) организация публичных торгов для полной или частичной продажи имущества предприятия.

    Причиной тому могут послужить грубые нарушения порядка и сроков ликвидации. Ликвидация унитарного предприятия может быть инициирована органами местного самоуправления либо судебными органами. В итоге полученные средства (конкурсная масса) идут на погашение обязательств перед кредиторами в соответствии с составленным на этапе наблюдения реестром требований кредиторов. При добровольной ликвидации порядок ее проведения таков: Этап конкурсного производства осуществляется по стандартного схеме для любого юридического лица и начинается с инвентаризации имущества предприятия.

  • Исключение предприятия из ЕГРЮЛ. Подготовка обязательной документации для предстоящего сокращения штата, уведомление ближайшей службы занятости.
  • Внешнее управление.
  • Если появляется возможность, оформление мирового соглашения.
  • Основным отличием в процессе признания унитарного предприятия банкротом от других видов юридических лиц является спорный вопрос по законности права руководителя такой организации самостоятельно подавать в арбитражный суд заявление о признании лица банкротом.

  • Размещение соответствующего объявления о начале процедуры ликвидации в официальном издании «Вестник государственной регистрации».
  • Телефоны для СПБ: +7 (812) 309-57-61
  • Все подробности законного проведения процедуры банкротства можно узнать из ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

    ликвидация федерального государственного унитарного предприятия.

    С момента создания комиссии, ее члены выступают полномочными представителями компании с правом ведения дел, в том числе имеют право представляет интересы предприятия в суде.
    Отказ устранения причин, которые послужили основанием для приостановки государственными органами деятельности организации.

    В ФНС направляется заявление по форме P15002

    Форма уведомления о решении по вопросу ликвидации предприятия — P15001, форма уведомления о сборе ликвидационной комиссии — P15002.
    Иные причины, установленные ГК РФ.

    В случае, если по итогам проверки ликвидационной комиссии и составления промежуточного ликвидационного баланса выявляется неспособность рассчитаться по обязательствам организации перед кредиторами, глава комиссии (либо кредитор) должен обратится в местный Арбитражный суд с заявлением о признании юридического лица банкротом. Утверждение данного документа должно проводится на общем собрании участников предприятия либо другими органами, принявшими решение о прекращении деятельности.

    Читать дальше  Президиум волгоградского областного суда адрес

    Итогом процесса банкротства является внесение данных о ликвидации в ЕГРЮЛ и получение соответствующего свидетельства о признании предприятия банкротом.

    В состав комиссии при ликвидации муниципального унитарного предприятия должен входить представитель органов местного самоуправления.

  • Уведомление государственных структур (ФНС) о начале процесса ликвидации унитарного предприятия.
  • Единственный ликвидатор назначается, если предприятие небольшое.

  • Назначение ликвидационной комиссии, в том числе ее главы либо ликвидатора в единственном числе.
  • Непосредственно порядок ликвидации МУПа через процедуру банкротства проводится аналогичным образом, как и для других юридических образований:

    Оповещение кредиторов о начале процесса ликвидации в письменном виде.

    Вам также будет интересно:

    Свяжитесь с нами по телефону:
    +7 (495) 908-6224
    или заполните форму обратной связи, и наш специалист Вам позвонит и ответит на все вопросы.

    Узнать возможное решение своей ситуации с долгами

    менеджер проектов ИКГ «РОЭЛ Консалтинг»,

    начальник отдела внутреннего контроля

    ИКГ «РОЭЛ Консалтинг»

    «Слияния и Поглощения» №2’2003 г.

    Значительная часть предприятий, находящихся в государственной собственности и относящихся к малому и среднему бизнесу, управляется неэффективно, приводя к росту задолженностей по обязательным платежам (налогам и сборам), электроэнергии и газу, по заработной плате.

    Изменить ситуацию к лучшему можно, если у предприятия появляется заинтересованный собственник, имеющий возможность глубоко и целенаправленно его развивать. Основной механизм смены собственника, применяемый государством, – это приватизация. Хотя зачастую используется и банкротство.

    Механизм банкротства акционерных обществ апробирован многими, но дело в том, что правовой статус ГУПов накладывают особенности и на их банкротство.

    Основные моменты законодательства, регламентирующего деятельность ГУПов

    Вступивший в силу 02 декабря 2002 г. Федеральный закон РФ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» № 161-ФЗ от 14.11.2002 г. ввел ограничения в деятельности ГУПов.

    Во-первых, в нем четко прописывается, что руководитель унитарного предприятия назначается на должность собственником имущества.

    Кроме того, назначенный руководитель унитарного предприятия не может быть учредителем или участником другого юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя, а также принимать участие в забастовках. Все, чем руководителю ГУПа дополнительно разрешается заниматься – это преподавательской, научной и иной творческой деятельностью.

    Практика показывает, что руководители ГУПов занимали руководящие должности в других организациях, зачастую в тех, через которые предприятие вело свои операции, тем самым, контролируя финансовые потоки и образование кредиторской задолженности.

    Во-вторых, закон накладывает некоторые ограничения на распоряжение имуществом предприятия. ГУП не может продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным образом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества.

    Кроме того, согласие собственника должно быть получено на совершение сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, заключением договора простого товарищества, а также на совершение крупной сделки. Причем для ГУПа крупной считается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения им прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более 10 % уставного фонда предприятия или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда.

    Ранее, все эти договоры использовались для так называемого вывода ликвидных активов. Теперь же процесс «реструктуризации» ГУПа осложнился.

    Для решения проблем с переоформлением прав собственности на активы можно выбрать уже изученный путь – это инициирование контролируемого банкротства предприятия. Хотя здесь тоже не все так просто.

    Закон о ГУПах запрещает создание дочерних предприятий. Созданные же ранее дочерние предприятия подлежат реорганизации в форме присоединения к создавшим их унитарным предприятиям. А если на «материнском» предприятии возбуждена процедура конкурсного производства? В этом случае вполне благополучное дочернее предприятие должно попасть в конкурсную массу. Парадокс.

    На практике предприятия, попав в такую ситуацию, пытаются решить вопрос, посылая запросы и ходатайства в Минимущество с просьбой позволить дочерним предприятиям стать «независимыми» ГУПами.

    Но, не смотря на все трудности, банкротство ГУПов является возможным.

    Законодательство, регламентирующее банкротство ГУПов

    Банкротство предприятий в России регламентируется Гражданским кодексом РФ (ст. 65) и соответствующими законами.

    Самым первым был Закон РФ от 19.11.1992 г. № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». В нем была прописана возможность для органа, уполномоченного государством управлять имуществом предприятия, в составе которого имеется вклад государства не менее 50 %, внести предложение о проведении санации. В этом случае он обязан был гарантировать удовлетворение имущественных требований всех кредиторов и возмещение арбитражных расходов.

    Закон от 1992 г. перестал действовать с момента введения в действие Федерального закона от 08.01.1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», за исключением продления процедур, введенных до 01 марта 1998 г., в этом случае арбитражные суды должны были руководствоваться первым законом. В настоящее время еще существуют дела, производство по которым осуществляется по закону от 1992 г.

    По второму закону юридическое лицо считалось неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности составляли в совокупности не менее пятисот минимальных размеров оплаты труда и не были им исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения (иной размер требований и сроки непогашения были предусмотрены позднее для предприятий естественных монополий топливно-энергетического комплекса). По этим основаниям, которые имеются практически у любого предприятия, суд принимал заявления о признании предприятия несостоятельным, что привело к использованию процедуры банкротства как механизма для массового передела собственности.

    Немного позднее вышел Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса», который определял, что должник (субъект естественных монополий или организация топливно – энергетического комплекса) считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены организацией – должником в течение шести месяцев с момента наступления даты их исполнения и сумма кредиторской задолженности превышает балансовую стоимость имущества организации – должника, в том числе права требования.

    Данный закон еще действует и признается утратившим силу только с 01 января 2005 г.

    Читать дальше  Устав некоммерческого партнерства образец 2018

    На сегодняшний день действует Федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», вступивший в силу с 03 декабря 2002 г. (по истечении тридцати дней со дня официального опубликования). С этого момента закон от 1998 г. действует только для процедур, введенных при нем. К правоотношениям же, возникшим с момента завершения процедуры банкротства, введенной до вступления в силу нового закона, применяются положения закона от 2002 г., за исключением случая открытия конкурсного производства после завершения процедуры банкротства, введенной по одному из предыдущих законов. В этом случае применяют нормы закона от 1998 г.

    Процедура инициирования процедуры банкротства по новому закону немного усложнилась. Во-первых, минимальный размер задолженности, являющейся основанием для подачи заявления о признании должника банкротом, увеличился до 100 тысяч рублей.

    Во-вторых, право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора по истечении тридцати дней с момента направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику. Право на обращение в арбитражный суд у уполномоченного органа по обязательным платежам возникает по истечении тридцати дней с момента принятия решения о взыскании задолженности за счет имущества.

    То есть для подачи заявления о признании предприятия банкротом необходимо пройти процедуру признания арбитражным судом факта наличия задолженности и процедуру исполнительного производства.

    Следующим интересным моментом в новом законе является обязательное наличие судебного акта с указанием состава и размера кредиторской задолженности для включения ее в реестр кредиторов. Это снимает ответственность с арбитражного управляющего, но существенно добавляет работы для судов в отношении предприятий, которые имеют широкую базу поставщиков или которые в свое время часто прибегали к бартерным схемам, оставляющим за собой большое количество кредиторских задолженностей на мелкие суммы.

    Здесь можно дать только одну рекомендацию для должника, арбитражного управляющего и суда – списание такой задолженности до подачи заявления о признании должника банкротом (как правило, в общем объеме такая кредиторская задолженность не превышает 2 %).

    Существенным отличием от предыдущих законов является возможность собственника имущества оказывать влияние на ход процедуры банкротства.

    Во-первых, он может обратиться к первому собранию кредиторов и в арбитражный суд с ходатайством о введении финансового оздоровления, предоставив соответствующие гарантии погашения кредиторской задолженности, или же в любое время вправе удовлетворить все требования кредиторов с целью прекращения производства по делу.

    Во-вторых, продажа предприятия или замещение активов должника путем создания на базе его имущества ОАО может быть включена в план внешнего управления на основании решения собственника имущества.

    В-третьих, все имущество ГУПа, подлежащее продаже, оценивается оценщиком с предоставлением заключения государственного финансового контрольного органа по проведению оценки, что дает дополнительные гарантии независимой оценки.

    То есть арбитражный управляющий ориентируется теперь не только на решения собрания или комитета кредиторов, но и на мнение собственника имущества.

    Основные причины и инициаторы банкротства ГУПов

    Как показывает практика, механизм банкротства в отношении ГУПов используется в основном для очищения предприятия от кредиторской задолженности или для переоформления прав собственности на активы. Заказчиком в первом случае является само государство, во втором – потенциальный покупатель – будущий хозяин предприятия.

    Положительным моментом при проведении процедуры банкротства в интересах государства является относительно легкое получение его согласия на реализацию части активов или всего предприятия в целом, которое требуется при внешнем управлении или конкурсном производстве. Таким образом, собственник имущества может влиять на проведение процедуры банкротства.

    В зависимости от причин банкротства и его «заказчиком», инициаторами могут быть разные лица.

    По закону «О несостоятельности (банкротстве)» от 2002 г. заявление о признании предприятия банкротом могут подать должник, конкурсный кредитор и уполномоченные органы.

    В случае очищения предприятия от кредиторской задолженности, основными инициаторами могут быть как сам собственник, так и уполномоченный орган, представляющий интересы кредитора по задолженности по обязательным платежам (налогам).

    Сам собственник может инициировать процедуру банкротства, используя механизм добровольной ликвидации предприятия. По закону о ГУПах, при ликвидации унитарного предприятия по решению собственника имущества в случае его неспособности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, руководитель ГУПа или ликвидационная комиссия обязаны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании предприятия банкротом.

    Хотя, надо отметить, что добровольная ликвидация предприятия наблюдается довольно редко, так как собственник имущества, как правило, не готов принимать столь кардинальные решения. Чтобы добиться согласия собственника имущества, необходимо заручиться поддержкой администрации и Министерства, в ведомственном подчинении которого находится ГУП, предлагая новые рабочие места, стабильные налоговые платежи, оптимизацию социального климата, развитие предприятия и т.п.

    Вторым инициатором банкротства в интересах государства может быть ФСФО, при условии, что налоговая инспекция, перед которой у предприятия есть задолженность, выдаст ФСФО доверенность. В этом случае также желательно иметь вышеуказанных союзников.

    В случае переоформления прав собственности на активы предприятия или в целом на все предприятие, «заказчик» банкротства может инициировать процедуру через кредиторов третьей очереди. Это опять же кредиторы по налоговым задолженностям, кредиторы-монополисты и прочие коммерческие кредиторы.

    От лица налоговой задолженности заявителем может выступать как ФСФО (при выполнении вышеуказанных условий), так и сама налоговая инспекция.

    Кредиторы за потребляемую электроэнергию, газ, воду, тепло – монополисты – стараются не инициировать банкротство своего абонента. Для них больше важны текущие платежи, чем вопросы собственности. Для взыскания своей дебиторской задолженности монополисты прибегают к исполнительному производству – целостность предприятия их не волнует. А при введении процедуры банкротства делают все, что возможно, чтобы дольше ее продлить для получения текущей абонентской платы. Инициировать процедуру банкротства монополисты могут только при большой заинтересованности.

    Прочих коммерческих кредиторов можно разделить на кредиторов по обычной хозяйственной деятельности и кредиторов по подконтрольной задолженности.

    Первая разновидность кредиторов относится к процедуре банкротства пассивно. Но их голоса могут оказаться решающими при проведении собраний кредиторов, поэтому целесообразнее проводить с ними переговорную работу, склоняя их голоса на свою сторону или собирая доверенности.

    Подконтрольная кредиторская задолженность чаще всего подвергается «нападкам» со стороны противников процедуры банкротства. Иски об оспаривании сделок, о признании сделок недействительными или ничтожными, подают как недовольные кредиторы, так и прокуратура в интересах государства.

    Для минимизации таких рисков необходимо тщательно оформлять документы по соответствующим сделкам (договоры, доверенности, акты, входящую и исходящую корреспонденцию, журнал ее регистрации, наличие передаваемых ценностей и т.п.), так как прокуратура имеет право запрашивать любую информацию, в том числе по наличию фирм у ИМНС, по подтверждению прохождения денежных средств по счетам в банках и др.

    При проведении процедур банкротства необходимо помнить, что окончательное решение всегда остается за судьей, сильное влияние на которого оказывает местная администрация.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Adblock detector