Продажа земли под скважиной нефтяной порядок | Загранник

Продажа земли под скважиной нефтяной порядок

Аренда нефтяных и газовых скважин

В научной литературе последних лет предлагается для обеспечения ремонта и восстановления законсервированных скважин, а также повышения нефтеотдачи пластов нефтедобывающему предприятию – держателю лицензии сдавать в аренду скважины другой организации, обладающей необходимыми материальными и интеллектуальными возможностями для повышения продуктивности эксплуатации участка месторождения. Однако могут ли они делать это?

При решении вопроса об определении нормативной базы регулирования аренды скважин следует обратиться в первую очередь к положениям ГК РФ об аренде, как к общим, так и к специальным, регламентирующим аренду сооружений. Особенное регулирование аренды сооружений заключается в тесной связи таких объектов с землей. Владение и пользование такими объектами со стороны арендатора предполагает наличие у него определенных прав и в отношении земельного участка, на котором находится здание (сооружение). Здесь возможны две ситуации: арендодатель здания или сооружения является собственником земельного участка и земельный участок, на котором находится здание (сооружение), не принадлежит арендодателю на праве собственности. В первом случае в договоре аренды здания (сооружения) одновременно решается вопрос о передаче арендатору в аренду и земельного участка, на котором находится это здание (сооружение). Арендатору в соответствии с договором земельный участок может быть предоставлен и на ином праве. Если же договор аренды здания (сооружения) не содержит каких-либо указаний о праве арендатора на земельный участок, считается, что к арендатору переходит на срок аренды здания (сооружения) право пользования частью земельного участка, занятой зданием (сооружением) и необходимой для использования его по назначению (п.2 ст.652).

Во втором случае (собственник здания (сооружения) не обладает правом собственности на земельный участок) такое здание (сооружение) может быть передано в аренду без согласия собственника земли при условии, что подобные действия собственника здания (сооружения) не будут противоречить закону или договору с собственником земельного участка (п.3 ст.652 ГК РФ).

Согласно ст.653 ГК РФ арендатор здания (сооружения) сохраняет за собой право пользования частью земельного участка, на котором находится здание (сооружение), необходимой для его использования по назначению, и в случае изменения собственника земельного участка, в том числе в результате его продажи другому лицу.

Особенностью аренды нефтяных и газовых скважин является не просто тесная связь с земельным участком, но и непосредственная связь с участком недр. В рамках действующей системы недропользования возможность применения аренды существенно ограничена и сводится лишь к тем случаям, когда арендодателем выступает государство – собственник природных ресурсов. Так, в Удмуртской Республике в соответствии с постановлением от 20.12.99 N 1265 "Об утверждении Положения о передаче в аренду и определении величины арендной платы за разведочные скважины на нефть и газ, включенные в реестр объектов государственной собственности Удмуртской Республики" нефтегазовые разведочные скважины, пробуренные на территории Удмуртской Республики за счет средств государственного бюджета, отнесенные к государственной собственности Удмуртской Республики, передаются в аренду юридическому лицу, получившему в установленном порядке право пользования недрами с целью добычи нефти или азотного газа. Договор аренды заключается по каждой скважине или группе скважин в срок не позднее двух месяцев со дня получения лицензии на право пользования недрами. На недропользователе лежит бремя расходов по расконсервации скважин, по их содержанию, консервации по окончании срока аренды, при необходимости по изменению конструкции и профиля ствола скважины. Причем договор аренды скважин следует судьбе лицензии на право пользования недрами. При принятии решения о продлении срока действия лицензии на право пользования недрами договор аренды скважин на данном участке недр продлевается на новый срок. Комментируемое постановление не противоречит действующему Закону "О недрах", поскольку предусматривает передачу в аренду только государственных скважин и лишь юридическому лицу, получившему в установленном порядке лицензию на право пользования недрами. Такая практика, очевидно, сложилась ввиду отсутствия в Удмуртской Республике собственных добывающих компаний.

Итак, по действующему законодательству арендодателем скважин может быть только государство. На практике отсутствие возможности сдавать в аренду держателю лицензии бездействующих или низкопродуктивных скважин оборачивается немалыми финансовыми потерями.

Для разрешения этой непростой ситуации, в частности в целях развития предпринимательской деятельности в области рационального использования недр, активного вовлечения в разработку трудноизвлекаемых запасов нефти, определения порядка использования недр с применением инновационных методов и новых технологий повышения нефтеотдачи пластов 5 мая 1998 г. был введен Временный порядок привлечения организаций к недропользованию*(1). В соответствии с ним между недропользователем и привлекаемой для повышения уровня использования недр и т.п. организацией возможно было заключать договор аренды – договор на предоставление основных фондов месторождения или основных фондов участка месторождения во временное владение и пользование. Предметом договора аренды являлись основные фонды месторождения (подземное и наземное оборудование скважин, замерные установки, трубопроводы, емкости и т.д.) или основные фонды участков месторождений.

По сути, Временный порядок предусматривал договор аренды в качестве формы проведения отдельных работ: производства ремонтно-восстановительных работ по выводу из бездействия простаивающих скважин; применения специальных технологий, повышающих производительность скважин и увеличивающих нефтеотдачу пластов; применения комплексных технологий по разработке низкорентабельных, сильно обводненных запасов нефти и др.

Анализ положений об аренде основных фондов месторождений приводит нас к выводу, что Временным порядком была предусмотрена завуалированная аренда скважин. В документе было прямо оговорено, что скважина в качестве горной выработки предметом аренды не является, однако арендатор фактически владел и пользовался именно скважиной, более того, допускалось приобретение арендатором права собственности на добытую нефть, а бремя внесения платежей за пользование недрами лежало на арендаторе.

Временный порядок противоречил действующему законодательству, в частности ст.7 Закона от 21.02.92 N 2395-1 "О недрах", в соответствии с которым пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией (исключительность предоставленного права означает, что никто более не может осуществлять недропользование в границах данного горного отвода). Тем не менее, руководствуясь Временным порядком, определенная группа, как правило, малых нефтяных предприятий на основе договоров с недропользователем об аренде основных средств фактически непосредственно осуществляла добычу нефти и газа.

Очевидно, что предоставление недропользователем скважин глубокого бурения в аренду может благотворно влиять на состояние добычи нефти и газа, поскольку предметом деятельности таких договоров являются низкопродуктивные скважины, а целью заключения договоров – применение арендатором специальных технологий, повышающих производительность скважин и увеличивающих нефтеотдачу пластов.

Прилегающий к арендованной скважине нефтяной пласт предметом договора аренды не может являться в силу исключительности государственной собственности на недра и их ресурсы. Но скважина предоставляется в аренду в целях разработки месторождений, а, следовательно, если мы говорим о возможности использования аренды нефтяных и газовых скважин, то вопрос о правах на разработку месторождения также должен быть урегулирован.

По нашему мнению, если бы юридическому лицу-арендодателю права на разработку залежи были бы переуступлены собственником, то тогда можно было бы смело говорить об аренде скважины. Однако, до тех пор пока такой механизм переуступки не будет предусмотрен в действующем законодательстве, аренда скважин не может иметь место.

Определимся с объектом

В последнем варианте проекта Закона "О недрах"*(2) предусмотрен институт аренды скважин. Согласно ст.67 проекта на основании договора аренды в пользование могут быть предоставлены одиночные низкодебетные скважины по добыче углеводородного сырья. Однако никакой специальной регламентации договора аренды скважин в тексте проекта не содержится. Поскольку, согласно проекту договор аренды скважины не может являться основанием предоставления права пользования недрами, а право недропользования в принципе является исключительным, то необходимо урегулировать и вопрос, каким образом и в каком объеме будут переходить права пользования недрами. Проект допускает, по сути, ничем не ограниченную возможность переуступки права пользования недрами. Полагаем, что право пользования недрами при заключении аренды скважин должно переходить не в полном объеме, а лицензия переоформляться не должна, поскольку основным пользователем недр должен оставаться арендодатель.

Читать дальше  Транспортная накладная при транзитной торговле

Другим немаловажным аспектом предоставления скважин нефти и газа в аренду является определение собственно объекта аренды.

Специфика разработки месторождений нефти и газа такова, что в результате освоения месторождения на земельном участке в границах горного отвода строится комплекс недвижимого имущества, на котором устанавливается соответствующее оборудование. Элементами технологического комплекса обустройства месторождения являются скважины, установленное на них оборудование, кустовые насосные и дожимные насосные станции, внутренние трубопроводы, соответствующая аппаратура и тому подобное имущество, непосредственно обеспечивающее процесс добычи нефти и газа из пласта. Все составляющие элементы технологического комплекса технически и технологически связаны между собой и составляют одно целое, отсутствие какого-либо технологического звена приведет к неблагоприятным последствием, например к аварии. Предлагаем рассматривать технологический комплекс обустройства месторождения как единый объект права. Необходимо отметить, что наличие объектов в составе технологического комплекса обустройства месторождения должно быть доказано и обосновано. В границах конкретного лицензионного участка может существовать несколько технологических комплексов обустройства месторождений.

Скважины нефти и газа признаются самостоятельными объектами прав лишь в отдельных случаях, когда такие скважины не "обвязаны" комплексом оборудования и сооружений, неотделимых от недр (это преимущественно поисковые и разведочные скважины). Законченная строительством, но не вскрывшая продуктивный пласт скважина остается самостоятельным объектом недвижимого имущества. Именно в таких случаях и можно говорить об аренде собственно скважин. Если поисковая скважина обнаружила нефть или газ, то тогда она переходит в категорию эксплуатационных, на ней устанавливается соответствующее оборудование, строится комплекс дополнительных наземных и подземных сооружений, которые все вместе используются для извлечения нефти и газа из пласта. Этот комплекс имущества уже отвечает требованиям технологического комплекса обустройства месторождения, и добывающие скважины в его составе не должны рассматриваться как самостоятельные объекты права. Поэтому передача таких скважин в аренду невозможна без одновременной передачи во владение и пользование (или в пользование) остальных элементов технологического комплекса. Объектом аренды здесь будет признаваться весь технологический комплекс обустройства месторождения. Важно сделать оговорку, что на практике зачастую выделяют такой объект права как куст скважин. Полагаем, что куст скважин не может рассматриваться в юридическим смысле, как недвижимая вещь, поскольку он входит в общую систему единого технологического комплекса. Самостоятельно как физически, так и юридически куст скважин не существует как объект, и в этом смысле не может быть объектом сделок, в том числе и аренды. Подводя итог, отметим, что институт аренды скважин нефти и газа требует специальной правовой регламентации в законе. Активное применение данного института целесообразно и положительно сказалось бы на отечественной экономике в целом, но для этого необходимо кардинальным образом изменить действующее законодательство о недропользовании, в частности предусмотреть возможность переуступки права пользования недрами.

аспирантка отдела правовых проблем

нефтегазового комплекса Тюменского

научного центра СО РАН

"эж-ЮРИСТ", N 36, сентябрь 2003 г.

*(1) Утв. Приказом Минтопэнерго РФ от 6 мая 1998 г. Приказом Минтопэнерго РФ от 5 января 2001 N 3 отменен в связи с отказом в государственной регистрации Минюстом РФ.

*(2) Проект закона "О недрах" [www-документ] // Минприроды России [www-сайт]: URL: http:/www.priroda-online.ru/gazeta/doc1514. html (30.07.2003)

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"

Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"

41019 – для индивидуальных подписчиков

41020 – для предприятий и организаций

Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14

Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41

Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41

Действующим федеральным законодательством установлен критерий отнесения объектов к недвижимому имуществу – прочная связь с землей и невозможность перемещения объектов без несоразмерного ущерба их назначению. При этом объект, права на который подлежат государственной регистрации, должен обладать характеристиками самостоятельного оборотоспособного объекта недвижимого имущества (в частности, такой объект не может являться составной частью иного объекта недвижимости).

Об этом Письмо Минэкономразвития РФ от 03.07.2009 N Д23-2053.

Действующее законодательство не содержит норм, регулирующих вопросы отнесения нефтяных скважин к объектам недвижимости.

Вместе с тем в соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс) объект капитального строительства – здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Иными словами, объекты капитального строительства являются объектами недвижимости.

Таким образом, применительно к нефтяным скважинам специалисты Минэкономразвития полагают целесообразным рассматривать вопрос об их отнесении к объектам недвижимости (сооружениям) в случае, если в результате демонтажа соответствующей скважины исключается возможность ее обустройства на другом участке.

В соответствии с п. 2 ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс) использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий. Разведочные, поисковые и оценочные скважины к указанным объектам не отнесены. Вместе с тем в случае, если нефтяные скважины, расположенные на земельном участке в составе земель сельскохозяйственного назначения, входят в состав соответствующих нефтепроводов, их использование также может осуществляться без перевода земельного участка в земли иных категорий.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ ”О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую” (далее – Закон о переводе) допускается перевод земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий для целей добычи полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.

Необходимо отметить, что законодательством четко не установлено определение ”добыча полезных ископаемых”, в связи с чем на практике возникают вопросы о возможности перевода земель по вышеуказанному основанию для целей размещения нефтяных скважин.

Согласно Временной классификации скважин, бурящихся при геолого- разведочных работах и разработке нефтяных и газовых месторождений (залежей), утвержденной Приказом МПР России от 07.02.2001 N 126 ”Об утверждении временных Положения и классификаций”, эксплуатация поисково-оценочных скважин, бурение разведочных, поисковых и оценочных скважин связаны с добычей полезных ископаемых.

Читать дальше  Правила размещения строений на дачном участке

В связи с чем перевод земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий для целей размещения разведочных, поисковых и оценочных скважин возможен по основанию, указанному в п. 8 ч. 1 ст. 7 Закона о переводе.

Следует отметить, что многие проблемы, указанные в обращении ОАО, могут быть решены в случае принятия разработанного Минэкономразвития России проекта федерального закона ”О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием нормативно-правового регулирования сервитутов”, которым предусматриваются, в частности:

  1. возможность осуществления изыскательских и исследовательских работ, геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых на условиях публичного сервитута;
  2. отсутствие необходимости изменения категории земельного участка и его разрешенного использования в целях осуществления изыскательских и исследовательских работ;
  3. возможность получения разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию на основании документа, подтверждающего установление публичного сервитута, наряду с иными предусмотренными Градостроительным кодексом требованиями;
  4. отсутствие необходимости образования земельных участков и проведения связанных с этим кадастровых работ, в целях установления публичного сервитута;
  5. внесение сведений в государственный кадастр недвижимости о границах действия публичного сервитута в порядке информационного взаимодействия как сведений о зонах с особыми условиями использования территории, предоставляемых органом власти, принявшим решение об установлении сервитута;
  6. отсутствие необходимости регистрации публичного сервитута в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП).

В настоящее время указанный законопроект находится на стадии согласования с федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ ”О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2010 г. в соответствии с правилами ст. 36 Земельного кодекса.

Арендная плата за использование таких земельных участков определяется в соответствии с п. 3 ст. 65 Земельного кодекса, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, – органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом размер арендной платы на год устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.

Особый порядок определения выкупной цены незастроенных земельных участков законодательством не предусмотрен. Следовательно, выкупная цена земельного участка должна определяться по общему правилу – на основании материалов оценки ( ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ ”Об оценочной деятельности в Российской Федерации”).

Для приобретения прав на земельный участок заинтересованному лицу необходимо обратиться в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный распоряжаться земельным участком, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта и перечня документов согласно Приказу Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370 ”Об утверждении Перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения”. При этом предоставление выписки из ЕГРП о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, необходимо только при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке. Также не требуется представления документов, предусмотренных п. 7 указанного Перечня, поскольку отсутствуют особый (льготный) порядок определения цены земельного участка и иные особые условия приобретения права.

В соответствии с п. 6 ст. 30 Земельного кодекса в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется на торгах, если Земельным кодексом не установлен иной порядок. Согласно п. 2.2 ст. 30 Земельного кодекса пользователю недр земельные участки, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Поскольку в соответствии с п. 2 ст. 30 Земельного кодекса предоставление земельных участков без предварительного согласования места размещения объекта без проведения торгов осуществляется исключительно в случаях, когда заключен договор о развитии застроенной территории, в целях предоставления земельного участка по правилам п. 2.2 ст. 30 Земельного кодекса необходимо осуществление процедуры выбора земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

Минэкономразвития России разработан и Письмом от 28.05.2009 N 8374-ЭН/Д23 внесен в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации ”Об утверждении Общих начал определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и об утверждении Порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации”.

В соответствии с п. 4 ст. 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ ”О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” (далее – Закон о регистрации) в случае, если в связи с изменением сведений об объекте недвижимого имущества требуется внесение соответствующих изменений в ЕГРП, уточненные данные о таком объекте недвижимого имущества вносятся в ЕГРП без повторной регистрации на основании одного из следующих документов:

заявления правообладателя такого объекта недвижимого имущества и прилагаемого кадастрового паспорта или кадастровой выписки, содержащих внесенные в ГКН новые сведения о таком объекте недвижимого имущества;

представленного органом кадастрового учета в соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ ”О государственном кадастре недвижимости” (далее – Закон о кадастре) документа о проведенном государственном учете такого объекта недвижимого имущества.

В соответствии с п. 62 Порядка ведения ГКН, утвержденного Приказом Минюста России от 20.02.2008 N 35, внесение сведений в Реестр объектов недвижимости в случаях внесения сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, постановки на учет объекта недвижимости, учета изменений объекта недвижимости, снятия с учета объекта недвижимости, исправления технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях завершается подготовкой:

  1. кадастрового паспорта объекта недвижимости;
  2. кадастровой выписки об объекте недвижимости.

По мнению Департамента недвижимости Минэкономразвития России, в целях внесения уточненных сведений об объекте недвижимости в ЕГРП в результате исправления технической ошибки в сведениях ГКН могут быть использованы процедуры информационного взаимодействия между органом кадастрового учета и органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.

При этом согласно ч. 1 ст. 15 Закона о кадастре в порядке информационного взаимодействия орган кадастрового учета в срок не более чем пять рабочих дней со дня завершения кадастрового учета представляет документы о данном учете в государственные органы, определенные Правительством Российской Федерации. В случае если в соответствии с кадастровыми сведениями право на объект недвижимости зарегистрировано, орган кадастрового учета в срок не более чем три рабочих дня со дня завершения кадастрового учета, который осуществлялся в связи с изменением сведений о таком объекте недвижимости (если изменение этих сведений требует внесения соответствующих изменений в ЕГРП) или прекращением существования такого объекта недвижимости, представляет документ об указанном учете в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

При поступлении кадастрового паспорта (кадастровой выписки) орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, вносит изменения в ЕГРП в порядке информационного обмена без уплаты государственной пошлины.

Внесение уточненной информации об объекте недвижимого имущества в ЕГРП по заявлению правообладателя должно осуществляться при условии представления документа об уплате государственной пошлины в размере 300 руб., установленном для организаций пп. 21 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации.

Читать дальше  Сколько метров между столбами электропередач

За повторную выдачу правообладателям свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество (взамен утерянного, пришедшего в негодность, в связи с внесением в содержащуюся в ЕГРП запись о праве изменений, в том числе исправлением в данной записи технической ошибки, за исключением ошибок, допущенных по вине органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним) пп. 26 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина для организаций установлена в размере 300 руб.

Согласно п. 1 ст. 20 Закона о кадастре с заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться представители заявителей, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

При этом с заявлением о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники объектов недвижимости или любые иные лица.

Таким образом, Законом о кадастре не предусмотрена возможность обращения в орган кадастрового учета представителей заявителей, полномочия которых основаны на доверенности, оформленной в простой письменной форме, в том числе в порядке, установленном ст. 185 Гражданского кодекса.

Аналогичная норма, устанавливающая, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, содержится в п. 1 ст. 16 Закона о регистрации.

Что касается положений п. 5 ст. 185 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающего, что доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации, полагаем, что данная норма является общей, тогда как Закон о кадастре устанавливает особенности, связанные с кадастровым учетом объектов недвижимости.

Сроки, установленные ст. 17 Закона о кадастре, для проведения кадастрового учета, в том числе кадастрового учета объектов недвижимости на основании документов, поступивших в порядке информационного взаимодействия, на данный момент являются оптимальными и отражают реальные предельные возможности органов кадастрового учета по обработке представляемых для кадастрового учета документов.

Законодательное сокращение сроков проведения кадастрового учета в настоящее время приведет к неоправданному увеличению нагрузки на специалистов, осуществляющих обработку документов и принятие решений о проведении учета, и, как следствие, снижению качества работы органов кадастрового учета.

В связи с изложенным внесение в настоящее время в Закон о кадастре изменений, направленных на сокращение установленных им сроков проведения кадастрового учета, специалисты Минэкономразвития полагают нецелесообразным. При этом следует обратить внимание, что Законом о кадастре установлен только предельный (максимальный) срок осуществления кадастрового учета.

© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения" при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

Андрей Туманов: Если вы добываете не артезианскую воду и не более 100 л, лицензия скважине не нужна

Эту телепередачу специально показали, чтобы разъяснить, что не всем нужна лицензия на скважину, а только тем, у кого артезианская скважина, например, у садового общества.

Рубрика «Территория: дача». Лицензирование скважин и колодцев на территории СНТ. И налог на добычу воды на участке обсуждаем с председателем Общероссийской общественной организации «Садоводы России».

Разъяснение юриста по поводу нового закона о воде

Меняются правила пользования водой: что ждать садоводам?


В прошлом году был принят важный закон, предусматривающий серьезные изменения в правилах ведения гражданами дачного хозяйства (садоводства и огородничества для личных нужд).

Отдельно следует остановиться на новых правилах пользования подземными водами, ожидающих садоводов в рамках этой общей реформы.
Владея дачным участком, гражданин может не только сажать на нем различные плодовоовощные культуры и возводить строения, но и пользоваться его недрами.
Но следует учитывать, что недра земли по закону принадлежат исключительно государству, поэтому даже собственники земельных участков не получают их в собственность, а могут только использовать в порядке, предусмотренном законом.
В частности, землевладельцам разрешается пользоваться в границах своего участка (не применяя взрывных работ):
– общераспространенными полезными ископаемыми для бытовых нужд (без права их перепродажи),
– подземными водами из водоносных горизонтов первого, второго и т.д. уровня от поверхности земли, если они не являются источниками централизованного водоснабжения и суточный объем добываемых вод не превышает 100 куб. метров.
Также разрешено строить на своих земельных участках подземные сооружения глубиной не более 5 метров (сюда относятся скважины, колодцы, погребы и т.п.).
Это предусмотренные законом виды разрешенного использования недр земли в личных целях землевладельца, не связанных с предпринимательской деятельностью. Соответственно, во всех иных случаях для пользования недрами необходимо получать лицензию.
Отсюда следует, что первоочередная необходимость в садоводческом хозяйстве – вода – может добываться из земных недр по тем же правилам.
То есть дачникам на своих садовых участках разрешается добывать подземные воды для личных нужд без получения лицензии.
Но сейчас в большинстве садоводческих товариществах устроены централизованные скважины с водонапорными башнями, поставляющие воду по инженерным системам на садовые участки.
С учетом действующих правил недропользования садоводческие товарищества теперь должны получать лицензии на добычу подземных вод.
Новый закон о правилах ведения гражданами садоводства и огородничества, вступающий в силу с 1 января 2019 года, временно приостанавливает обязанность садоводческих товариществ получать лицензии на водопользование до 1 января 2020 года.
Поэтому пока у них есть только право оформить лицензию, но не обязанность.

А вот уже начиная с 2020 года лицензирование станет обязательным, причем за получение лицензии придется заплатить государственную пошлину (пока ее размер составляет 7 500 рублей).
Разумеется, расходы на оплату лицензии в итоге лягут на самих садоводов в виде дополнительных взносов.
Добыча подземных вод без лицензии повлечет огромные штрафы (до 1 млн рублей на юридическое лицо).
Буквально на днях парламент принял законопроект об освобождении садоводческих товариществ от уплаты государственной пошлины за лицензию, если они обратятся за ней до 1 января 2020 года.
Цель такой меры очевидна: стимулировать садоводческие товарищества поторопиться с оформлением лицензии, пока она не стала обязательной.
Поэтому после подписания закона Президентом у садоводов появится возможность сэкономить на оплате пошлины, получив лицензию досрочно.
Знайте свои права и не переплачивайте!
© Сивакова И. В., 2018 г.
Источник: zen.yandex.ru

Какую скважину необходимо лицензировать?

Федеральный Закон «О недрах», статья 19 – владельцы частных домов и земельных участков имеют право добывать воду только с первого водоносного горизонта (песчаного), который не используется и не может использоваться для центрального водоснабжения и не состоит на государственном балансе.

Проще говоря – лицензия на скважину не нужна только в том случае, если она пробурена на песок, как колодец. Есть проблема, касающаяся Московской области. Есть участки в МО, на которых глубина залегания известняка составляет менее 20-ти метров. В этих районах добывать воду без лицензии нельзя вообще. Но это не мешает частным владельцам пользоваться скважинами.


Ст. 19 закрепляет право собственников территорий использовать подземные воды для личных нужд. При этом оговариваются условия, которым должен соответствовать объект недропользования. Характеристики водозабора, не подлежащего лицензированию:

  • колодец, пройденный без применения взрывных работ на глубину до 5 м;
  • скважина, пробуренная на первый водоносный горизонт, если он не используется как источник централизованного водоснабжения;
  • забор воды из недр

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector