Продолжительность малых перемен между уроками | Загранник

Продолжительность малых перемен между уроками

С начала учебного года в адрес Управление Роспотребнадзора по Томской области поступает много вопросов от родителей по поводу организации образовательного процесса и распределению учебной нагрузки обучающихся в школах.

Гигиенические требования к режиму образовательного процесса в школах регламентируются санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Количество часов, отведенных на урочную и внеурочную деятельность, не должно в совокупности превышать величину максимальной недельной образовательной нагрузки.

Максимально допустимая нагрузка в академических часах:

при 6-ти дневной неделе, не более

при 5-ти дневной неделе, не более

В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводят только в первую смену. В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9 и 11 классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

Объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:

– для обучающихся 1-х классов – не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю – не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;

– для обучающихся 2 – 4 классов – не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;

– для обучающихся 5 – 6 классов – не более 6 уроков;

– для обучающихся 7 – 11 классов – не более 7 уроков.

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Поэтому для обучающихся 1 классов наиболее трудные предметы необходимо проводить на 2 уроке; 2-4 классов – 2-3 уроках; для обучающихся 5-11-х классов – на 2-4 уроках.

Неодинакова умственная работоспособность обучающихся и в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели. Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду.

Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением 1 класса. Обучение «первоклашек» осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

– учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;

– использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь – май – по 4 урока по 45 минут каждый);

– обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;

– дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.

Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, для организации питания детей после 2 и 3 уроков устанавливают две перемены по 20 минут каждая.

Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3-х уроков физической культуры в неделю. Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков, после уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.

В случае нарушения требований к режиму образовательного процесса в школах можно с письменным заявлением обратиться в Управление Роспотребнадзора по Томской области: будет проведена проверка учреждения на соответствие его деятельности санитарно-эпидемиологическими правилам и нормам.

Версия для печати Версия для MS Word Санитарный надзор

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области, 2006-2019 г.

Читать дальше  Пособие на детей неработающим пенсионерам мвд

Адрес: 634021, город Томск, проспект Фрунзе, 103а

Снижение двигательной активности детей в сочетании с нервно-психическими перегрузками – это постоянная печальная составляющая школьной жизни. Результаты мониторингов подтверждают нарастающую подверженность детей хроническим заболеваниям, ухудшение общего состояния их здоровья. Облегчить сложившееся положение поможет введение различных форм телесно-двигательной практики на уроке и на переменах

Фото А. Степанова

Догонялки или гляделки?

Перемены дети проводят по-разному. Специалисты организовали в перерывах между уроками наблюдение за младшими школьниками, результаты которого четко фиксировались.
Сбор и обработка полученной информации показали, что не все ребята одинаково проводят свободное время, но общая для них деятельность – это игра. В шумной возне, в играх они создают себя, строят свои характеры. Игра учит отличать хорошее от плохого, в игре дети познают доброту и дружбу, развивают физические способности.
Какие же игры интересуют учащихся младших классов? Это зависит от ряда факторов:

во-первых, большое значение имеют психологические особенности: чем ребенок подвижнее, эмоциональнее, тем чаще он играет в более азартные игры, спокойный ребенок предпочитает игры, связанные с умственной деятельностью;

во-вторых, сказываются особенности пола;

в-третьих, на выбор игр влияет окружающая действительность.

Дети играют постоянно в «вольные игры» – игры «в кого-то», «во что-то». Источником таких игр в настоящее время стали телевидение, компьютер. Получая наглядные, зрительные примеры поведения и поступков, мальчишки и девчонки подражают им, интерпретируют их по-своему и не всегда положительно.
При наблюдении за особенностями поведения детей младшего школьного возраста специалисты отметили 3 группы учащихся.
1-я группа: включает детей резвых, эмоциональных, которые большую часть свободного времени заполняют подвижными играми, спонтанным бегом соревновательного характера; таким детям интересно выявить самого сильного; мальчики и девочки заигрывают друг с другом – играют в догонялки (преобладающий перевес на стороне мальчиков).
2-я группа: дети, предпочитающие игры средней подвижности. Они более серьезно относятся к учебной работе и играют в игры, связанные с умственной деятельностью (мальчики и девочки; преобладающий перевес на стороне девочек).
3-я группа: дети, которые заняты игрой с малой подвижностью. В эту группу входят практически только девочки. Они почти всю перемену сидят за партой, обычно бывают очень спокойны.
Кроме того, было проведено анкетирование, включающее следующие вопросы:
– Устраивает ли вас продолжительность перемен? Ответили положительно 92%. Были и отрицательные ответы – 8%. Например, с такой аргументацией: «Нет, потому что после бега нет времени отдышаться».
– Чем вы занимаетесь на перемене? Все 100% детей ответили: играем.
Самой распространенной была игра «Стеночки» – 18%. Встречаются такие ответы: играю в боевиков, в медведя.

Публикация произведена при поддержке портала "БИБОСС". Навигатор по бизнес-возможностям в России и СНГ от команды специалистов FRANSH Стратегия роста – коммерческая недвижимость, ежегодный рейтинг франшиз и торговых центров, готовый бизнес, опт, бизнес-идеи и бизнес-планы, инвестпроекты и инвестиционные предложения, советы экспертов. Оффлайн-мероприятия – конференции и выставки франшиз и коммерческой недвижимости. Узнать подробную информацию Вы сможете на сайте портала, перейдя по ссылке: www.beboss.ru/franchise/2395/reviews, а также мобильные приложения для iOS, Android и Winows Phone.

По результатам наблюдений и высказываний в анкетах были сделаны следующие выводы:
1) Игра для них – смысл жизни, они не могут жить без активности, испытывают ее дефицит.
2) В свободное время предпочтение отдается игре, но игр дети знают очень мало.
3) Учащиеся делятся на группы для совместного времяпрепровождения, деление зависит от психологических особенностей и особенностей пола.
4) Школьные перемены проходят однообразно. Ребята часто предоставлены самим себе и не всегда умеют организовать свое свободное время (таких 49%).

Как следствие – возникновение конфликтных ситуаций. Их можно уменьшить (или искоренить), если учитель проведет игры на перемене (имея арсенал игр с учетом интересов и психологических особенностей учащихся). Хорошо и грамотно организованный отдых воспитывает ребят, положительно влияет на их поведение и здоровье.

Читать дальше  Сколько времени займет сделать загранпаспорт

Учимся играть

Подвижные перемены, даже если им придать игровой, релаксационный и оздоровительный характер (снимающий утомление), все равно требуют от ребенка сообразительности, внимания, учат выдержке, вырабатывают умение быстрее ориентироваться и находить правильные решения.
Для эффективной организации динамической перемены необходим определенный эмоциональный подъем, ведь только при наличии положительных эмоций улучшаются реакции организма – двигательная, зрительная, слуховая.
При подборе игр и упражнений нужно дифференцированно подходить к мальчикам и девочкам, к детям с разной физической подготовленностью. И еще – в норму должны войти систематичность, регулярность активных игр.
Обязательным условием является окончание игр за 3 минуты до звонка на урок.
Ребят надо учить играть: показывать на практике наиболее целесообразные и экономные игровые приемы, выгодные тактические действия, применяемые в различных игровых ситуациях. В ходе каждой игры ученикам надо разъяснять ее значение для укрепления здоровья. Ознакомление детей с новой игрой желательно провести четко, лаконично, образно, эмоционально.

Алгоритм объяснения игры может быть следующим:

роли играющих и их расположение;

Особое значение приобретает наличие четких правил. Они упорядочивают взаимодействие играющих, устраняют случаи излишнего возбуждения, благоприятно влияют на проявление положительных эмоций у игроков.
В подвижных играх дети проявляют самостоятельность, не только выполняя определенные движения, но и контролируя свои действия, так как перед игрой происходил разбор игровых правил, распределялись роли. После окончания игры обязательно подведение итогов, в которое включается коллективный разбор выполнения заданных условий, а каждый ученик может проверить не только правильность своих действий, но и объективность своей оценки личного участия в игре.
При использовании подвижных игр как вида контроля можно выделить следующие уровни выполнения игровых заданий:

1-й уровень – учащийся не может сам выполнить игровое задание, поэтому выбирает коллективный вид взаимодействия в игре. Задача ребенка – отделить правильный выбор игрового действия от неправильного;
2-й – ученик в состоянии верно выполнить задание, предусмотренное игровыми правилами, как коллективно, так и самостоятельно;
3-й –
ученик в состоянии организовать подвижную игру по заданию учителя;
4-й –
ученик может совершать самостоятельный выбор игровых действий, но у него есть несколько вариантов выполнения правил игры;
5-й –
ученик в состоянии сам организовать подвижную игру;
6-й –
учащийся в состоянии придумать подвижную игру по заданию учителя;
7-й –
учащийся в состоянии провести подвижную игру по заданию учителя.

Любая умственная деятельность в перерывах между уроками (подготовка к следующему занятию; чтение художественной литературы; сражения в шашки, шахматы; электронные игры) нежелательна. Лучшие занятия на переменах – танцы, ритмические движения под музыку, игры.

Динамика работоспособности

Каждому периоду детства соответствует свой особый вид деятельности, который в психологии и педагогике принято называть ведущим, влияющим на все стороны жизни.
В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. В школе – учебная деятельность. Как показывает практика, большинство учителей применяют в основном репродуктивную методику обучения, недостаточно используя активные методы.
Далеко не все педагогические ресурсы, доступные учителю, применяются в сфере воспитания. К таким недостаточно используемым средствам относятся подвижные игры. А между тем они создают благоприятные возможности для тренировки функций головного мозга, что положительно сказывается на усвоении учащимися знаний и представлений, и создают предпосылки к успешному овладению элементами учебной деятельности. Знание об этом позволяет использовать время, отведенное на перемены, как резервное для организации активного отдыха с применением подвижных игр.
От содержания и организации активного отдыха во время перемен в значительной степени зависит работоспособность детей на уроке, которая не остается постоянной даже в течение одного занятия: первые 2–7 минут наблюдается фаза врабатывания, затем работоспособность устанавливается на относительно высоком уровне в течение 20 минут (фаза оптимальной устойчивой работоспособности), далее начинается снижение. Это отмечают в своих работах многие педагоги-исследователи.
Зная это, педагоги вплетают в ход урока различного рода физкультпаузы. Достаточно потратить 1–2 минуты на отдых, чтобы было преодолено утомление, повысилось активное внимание учащихся.
Анализ дневной динамики работоспособности тоже показывает ее непостоянность. Можно сказать, что 1-й урок не очень продуктивен, 2-й и 3-й соответствуют периоду оптимальной устойчивости работоспособности, 4-й попадает в фазу некомпенсированного утомления и является малоэффективным. Таким образом, после третьего урока необходима реализация потребности ребенка в движении.
Существует различная классификация двигательной активности, направленной на преодоление переутомления и длящейся примерно 10 минут.
Одной из форм работы выбрана организованная (под управлением) подвижная перемена. Но если учитель видит, что небольшая кучка ребят занята другим делом, не надо отрывать их от этого, принуждение, да еще при отрыве детей от игры, недопустимо – важны доброжелательность, двигательный и эмоциональный комфорт, желание детей участвовать в игре.
Работоспособность ребенка претерпевает изменения не только в течение учебного урока, дня, но и на протяжении недели. Самые низкие ее показатели отмечаются в понедельник и субботу, а младшие школьники нуждаются в организации облегченного режима дня в середине недели, так как с этого времени показатели работоспособности заметно снижаются и резко ухудшается самочувствие детей. Как видно, успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут рассматриваться изолированно друг от друга, поэтому следует в среду и четверг третью перемену организовать так, чтобы дети могли максимально восстановить физиологические функции и работоспособность.

Читать дальше  Признаки банкротства физического лица статья

Наблюдения показали некоторую закономерность:

после первого урока детям не требуется организация перемены, потому что в это время они еще не успели устать;

после второго урока школьники посещают столовую, а оставшееся время используют по своему усмотрению;

к концу третьего урока дети устают больше всего, и им необходимо сбросить физическое утомление, эмоционально «зарядиться».

При анализе анкетирования выявлено, что большинству учащихся нравятся музыкальные паузы и игры соревновательного характера (эстафеты).
Владея такой информацией, можно предложить организацию перемен (cм. табл. 1).

В нашем лицее директор решила сократить время перемен. Дети учатся по семь и даже восемь уроков и уходят с занятий затемно, и, по ее мнению, такая мера позволит ребятам раньше приходить домой. Но они же не успевают передохнуть между уроками. Правомерно ли решение директора?

Инга. Екатеринбург.

Санитарными нормами предусмотрено, что продолжительность перемен между уроками должна составлять не меньше 10 минут. А большой перемены (после 2 или 3 уроков) – 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устраивать две перемены по 20 минут каждая. При проведении ежедневной динамической паузы разрешается удлинять большую перемену до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке или в спортзале. Сокращать время отдыха учеников нельзя.

Законно ли требовать деньги за охрану школы с родителей?

В школе, где учится мой ребенок, администрация заявила, что мы должны платить за охрану по 200 рублей в месяц. Правомерны ли такие требования? Вправе ли директор просить, чтобы мы покупали для школы разные технические приспособления, например, прибор для очистки питьевой воды?

Анна Константиновна Пручкина. Москва.

Согласно п. 8 ст . 41 Закона «Об образовании» школы, гимназии, лицеи, детсады независимо от их организационно-правовой формы вправе привлекать дополнительные финансовые средства, предоставляя платные дополнительные или иные предусмотренные уставом услуги. Кроме того, они могут принимать добровольные пожертвования и целевые взносы физических и юридических лиц.

В уставе образовательного учреждения обязательно должен быть указан перечень платных услуг и порядок их предоставления.

Охрана школы к перечню платных услуг не относится.

Поэтому родители не обязаны платить, а лишь вправе оказывать посильную материальную помощь на добровольной основе.

Требовать деньги принудительно – незаконно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector