Профессиональное обучение по должности санитар | Загранник

Профессиональное обучение по должности санитар

Содержание

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В связи с вступлением в силу с 1 июля 2016 года поправок в Трудовой кодекс РФ, регламентирующих порядок применения работодателями профессиональных стандартов, применение действующих профстандартов стало обязательным, в том числе применение медицинскими организациями профстандарта по младшим медработникам (приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 января 2016 г. N 2н).
Медицинская организация является государственным бюджетным психиатрическим учреждением с численностью младшего медицинского персонала 428 человек; персонал на текущий момент должен иметь документы об образовании в соответствии с требованиями данного профессионального стандарта. В составе расчетно-нормативных затрат на финансовое обеспечение выполнения государственного задания не предусмотрены средства на обучение медицинских работников, в том числе младшего медицинского персонала.
Целевые субсидии для повышения квалификации медицинских работников, в соответствии с нормативными документами, выдаются для категории средних медицинских работников, врачей, специалистов и служащих. То есть младший медицинский персонал обучать за счет этих средств нельзя. Средства от приносящей доход деятельности в учреждении незначительные и не смогут покрыть расходы на обучение всего младшего медицинского персонала.
Должно ли учреждение обучать своих сотрудников, или это обязанность самого работника?
Существует ли какой-либо официальный документ по этому поводу?
Можно ли принимать на вакантные должности младшего медицинского персонала работников, не имеющих документа о прохождении профессионального обучения, с тем, чтобы обучить его впоследствии?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В приведенной ситуации работодатель вправе руководствоваться требованиями как профстандарта, так и квалификационного справочника, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н. Поэтому, если образование работников соответствует требованиям справочника, дополнительно проводить обучение медицинских работников не нужно.
Законодательством не предусмотрена обязанность работодателя оплачивать обучение уже принятых работников, квалификация которых не соответствует требованиям профессиональных стандартов. Такие работники должны обучаться на условиях и в порядке, определяемых коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Обоснование вывода:
1. В соответствии с частью второй ст. 195.1 ТК РФ профессиональный стандарт представляет собой характеристику квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
Согласно ст. 57 ТК РФ, если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.
Как видно, указанная норма ст. 57 ТК РФ предполагает наличие у работодателя права выбора того, какой именно из поименованных в данной норме документов применять в случае включения одной и той же должности как в квалификационный справочник, так и в профессиональный стандарт (п. 5 информации Министерства труда и социальной защиты РФ по вопросам применения профессиональных стандартов, направленной письмом Минтруда России от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253, письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 06.07.2016 N 14-2/ООГ-6465, письмо Министерства образования и науки РФ от 12.02.2016 N 09-ПГ-МОН-814, письмо Министерства экономического развития РФ от 17.10.2013 N 22405-ОФ/Д26и "По проектам приказов Минтруда России", ответ с портала "Онлайнинспекция.РФ").
Так как медицинским работникам предоставляются компенсации (например, сокращенное рабочее время) и льготы, а занятие медицинской деятельностью связано с определенными ограничениями (необходимость сертификата специалиста и другое), квалификационные требования к должностям этих работников должны соответствовать требованиям, указанным в квалификационных справочниках или в профессиональных стандартах (часть вторая ст. 57 ТК РФ).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.07.2010 N 541н был утвержден раздел Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения". В соответствии с указанным приказом установлены следующие квалификационные требования к должностям младшего медицинского персонала:
– "Младшая медицинская сестра по уходу за больными" должна иметь начальное профессиональное образование по специальности "Сестринское дело" без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование, дополнительная подготовка по направлению профессиональной деятельности без предъявления требований к стажу работы;
– "Санитарка"- среднее (полное) общее образование без предъявления требований к стажу работы.
– "Сестра-хозяйка"- среднее (полное) общее образование и дополнительную подготовку по направлению профессиональной деятельности без предъявления требований к стажу работы;
Также приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 января 2016 г. N 2н утвержден профессиональный стандарт "Младший медицинский персонал" (далее – профессиональный стандарт). В соответствии с п. 3.1, п. 3.2 профессионального стандарта предъявляются следующие требования:
– "Младшая медицинская сестра по уходу за больными" должна иметь среднее общее образование и профессиональное обучение по должности "Младшая медицинская сестра по уходу за больными"; среднее профессиональное образование по специальностям "Сестринское дело", "Лечебное дело", "Акушерское дело" – образовательные программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) по должности "Младшая медицинская сестра по уходу за больными".
– "Санитар"- среднее общее образование, профессиональное обучение по должности "Санитар".
Профессиональный стандарт "Сестра-хозяйка" в настоящее время не принят.
Таким образом, в приведенной ситуации работодатель вправе при установлении квалификационных требований к должностям младшего медицинского персонала вправе руководствоваться требованиями квалификационного справочника.
Отметим, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 N 584 профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установленных ТК РФ, другими федеральными законами, актами Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, применяются в том числе государственными и муниципальными учреждениями поэтапно на основе утвержденных указанными организациями с учетом мнений представительных органов работников планов по организации применения профессиональных стандартов. Реализация мероприятий данных планов должна быть завершена не позднее 1 января 2020 г. (смотрите также Информационное письмо Общероссийского Профсоюза образования от 10.03.2017 N 122 "Об актуальных вопросах применения профессиональных стандартов").
Однако Постановление N 584 не предусматривает для государственных учреждений никаких дополнительных случаев применения профстандартов по сравнению со ст. 195.3 ТК РФ. Данный нормативный акт лишь устанавливает необходимость осуществления данной категорией работодателей мероприятий, направленных на обеспечение соответствия их работников требованиям профстандартов в тех случаях, когда они в соответствии с законодательством являются обязательными к применению в части требований к квалификации работников. Не исключает данное Постановление и права выбора учреждениями применения по одноименным должностям требований профстандартов или квалификационных справочников, установленного частью второй ст. 57 ТК РФ.
Поэтому, на наш взгляд, несмотря на введение профстандарта "Младший медицинский персонал", устанавливающего иные требования к должностям младшего медицинского персонала, нежели установленные квалификационным справочником, государственное учреждение вправе руководствоваться квалификационным справочником, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н.
2. Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности (части первая и четвертая ст. 196 ТК РФ).
Ни Трудовым кодексом РФ, ни другими нормативно-правовыми актами не предусмотрено обязанности работодателя оплачивать обучение уже принятых работников, квалификация которых не соответствует требованиям профессиональных стандартов. Соответственно, такие работники обучаются на условиях и в порядке, определяемых коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (часть вторая ст. 196 ТК РФ, п. 11 письма Минтруда РФ от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253, ответ Роструда с портала "Онлайнинспекция.РФ").
Справедливости ради отметим, что представители Роструда высказывают по данному вопросу также мнение, что повышение квалификации в таком случае должно осуществляться за счет работодателя (ответ 1, ответ 2, ответ 3, ответ 4 с портала "Онлайнинспекция.РФ").

Читать дальше  Сведения об открытых банковских счетах форма 9

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

16 августа 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Трудно переоценить важность работы санитаров и санитарок. Без надлежащего выполнения младшим медицинским персоналом своих трудовых обязанностей не может эффективно функционировать ни одно медицинское учреждение от сельской больницы до частной клиники. Эти сотрудники создают благоприятные для удобного пребывания и быстрого выздоровления пациентов условия, обеспечивают чистоту и гигиену в операционных, палатах и других помещениях.

Существует постоянная нехватка кадров соответствующих квалификационным требованиям, особенно после вступления в силу профессионального стандарта «Младший медицинский персонал». Это не в последнюю очередь связано с тем, что данный документ устанавливает широкий круг компетенций, умений и навыков, которыми должны обладать санитары и санитарки.

Так согласно профстандарту эти работники должны уметь:

  • транспортировать и перемещать медицинские отходы, учитывая класс их опасности, правила инфекционной безопасности и требования противоэпидемического режима;
  • правильно применять упаковку и герметизацию в зависимости от степени опасности отходов;
  • применять с учетом воздействующих факторов средства индивидуальной защиты (СИЗ);
  • выполнять предстерилизационную очистку многократно используемых изделий;
  • обеззараживать и дезинфицировать помещения, оборудование, инвентарь;
  • при необходимости оказать первую медицинскую помощь;
  • поддерживать надлежащее санитарное состояние мест хранения продуктов питания;
  • осуществлять посмертный уход и туалет тела умершего;
  • использовать моющие средства и дезинфицирующие вещества.

Но фактический круг функциональных обязанностей гораздо шире. Помимо вышеуказанных мероприятий и уборки помещений санитары также занимаются: доставкой пищи из пищеблока и раздачей её больным, организацией порядка в столовой и на прикроватных столах лежачих больных после приема пищи, замещением младших медицинских сестер в части обязанностей по смене белья, выполнением курьерских поручений, сопровождением больных к месту проведения процедур и т.п.

Читать дальше  Ремонт это договор подряда или оказания услуг

Цели и задачи программы профессионального обучения

Данная программа нацелена на эффективную и всестороннюю подготовку младшего медицинского персонала с выдачей документа, подтверждающего прохождение профессионального обучения. Для этого в рамках курса слушателям предлагаются к изучению различные дисциплины, как теоретической, так и практической направленности. Мы предлагаем в минимально допустимые законом сроки пройти обучение профессии и получить свидетельство установленного образца по профессии «Санитар». Также данная программа будет актуальна для тех, кто только планирует трудоустройство по данной профессии и не имеет необходимого опыта и знаний. Обязательным условием зачисления является наличие подтвержденного среднего (полного) общего образования.

Содержание и тематический учебный план программы «Санитар(ка)»

Учебный план программы разработан специалистами УКЦ «СПИК-Вероника» в соответствии с законодательством РФ, приказами Министерства здравоохранения и социального развития РФ и другими нормативно-правовыми актами и включает такие разделы:

  1. трудовое законодательство Российской Федерации, регулирующее трудовой процесс, нормы этики и морали в профессиональной деятельности;
  2. правила внутреннего трудового распорядка, лечебно-охранительного, санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима медицинской организации;
  3. перемещение и транспортировка материальных объектов и медицинских отходов;
  4. санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря;
  5. уход за телом умершего человека.

В рамках освоения учебной программы слушатели получат знания о:

  1. алгоритме оказания первой помощи;
  2. средствах и способах перемещения и транспортировки материальных объектов, медицинских отходов и обеспечения их сохранности в медицинской организации;
  3. содержании инструкции по сбору, хранению и перемещению медицинских отходов организации;
  4. правилах инфекционной безопасности при выполнении трудовых действий;
  5. правилах дезинфекции и предстерилизационной очистки медицинских изделий;
  6. методах безопасного обезвреживания инфицированных и потенциально инфицированных отходов (материалы, инструменты, предметы, загрязненные кровью и/или другими биологическими жидкостями; патологоанатомические отходы, органические операционные отходы, пищевые отходы из инфекционных отделений, отходы из микробиологических, клинико-диагностических лабораторий, биологические отходы вивариев; живые вакцины, не пригодные к использованию; методах безопасного обезвреживания чрезвычайно эпидемиологически опасных отходов (материалы, контактировавшие с больными инфекционными болезнями, вызванными микроорганизмами 1-й и 2-й групп патогенности, отходы лабораторий, работающих с микроорганизмами 1-й и 2-й групп патогенности)
  7. Правила санитарной обработки и хранения и транспортировки тела умершего человека и других важных аспектах профессиональной деятельности.
Читать дальше  Порча чужого имущества статья ук рф наказание

Порядок прохождения обучения и перспективы слушателей

После успешного освоения материала и сдачи экзамена, слушатель получает свидетельство установленного образца по профессии «Санитар». Наличие этого документа и приобретенные знания и компетенции помогут Вам быстро трудоустроиться на желаемую должность и квалифицировано реализовывать свои трудовые функции.

Санитар осуществляет обслуживание и уборку мед. помещений, выполняет обработку инструмента, ухаживает за пациентами. Относится к младшему медицинскому персоналу, для работы не нужно профильное образование. Профессия подходит тем, у кого нет интересов к школьным предметам (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Краткое описание

Санитар — сложная, утомительная и не слишком престижная профессия, сопряженная с физическим трудом. Санитары, как и медсестры, подчиняются врачам, выполняя все их указания и требования. Именно санитары производят уборку помещений, занимаются обработкой и стерилизацией медицинского инструмента.

Круг обязанностей этого сотрудника зависит от отделения, в котором он работает. Наиболее сложно трудиться в хирургических и онкологических отделениях. Санитары не должны быть физически и морально слабыми, брезгливыми, ведь часто им приходится работать с грязным постельным бельем, пятнами крови, капризными пациентами.

Для работы в этой сфере не нужно высшее медицинское образование, ведь достаточно прослушать короткий обучающий курс и получить сертификат. Работа санитаром (санитаркой) становится первой ступенью карьерной лестницы, ведь в перспективе можно получить среднее профессиональное образование, переквалифицировавшись в медбрата (медсестру).

Особенности профессии

Санитары, работающие в государственных и коммерческих клиниках, имеют очень низкую заработную плату, ежедневно сталкиваясь со сложной работой. Но эта профессия очень важная, ведь именно санитары отвечают за чистоту кабинетов и палат: выносят утки, помогают лежачим пациентам, производят влажную уборку, выполняя те работы, без которых функционирование медицинских отделений было бы невозможным.

Рассмотрим должностную инструкцию санитаров:

  • санитарно-гигиеническое обслуживание медицинских помещений: палаты, кабинеты врачей, процедурные, сестринские, физиотерапевтические кабинеты, уборные и другие;
  • проветривание и кварцевание помещений, очищение мочеприемников;
  • уборка медицинских отходов;
  • уход за пациентами (вынос мочеприемников, осуществление гигиенических процедур, смена нательного белья, доставка пищи из столовой и т. д.);
  • смена постельного белья, его отправка в прачечную;
  • осуществление ухода за телами умерших пациентов (санитар в морге);
  • надзор за пациентами, страдающими от психических расстройств (санитар в психоневрологическом диспансере);
  • управление спецтранспортом, уход за ТС (санитар-водитель);
  • выполнение или оказание помощи во время проведения дезинфекции;
  • выполнение эвакуации пациентов в случае ЧП;
  • оказание помощи медсестрам (подготовка мочеприемников, инструмента для процедур и т. д.).

Часто именно санитары выполняют процедуры, необходимые для тяжелобольных пациентов: купание, переноска и транспортировка, кормление, профилактика пролежней и другие. Нанимая санитара на работу, кадровик часто оценивает его физическое состояние, ведь для психоневрологических диспансеров, клиник, где содержатся пожилые и тяжелобольные люди, необходимы выносливые и очень крепкие ребята, которые без труда поднимут или перевернут пациента.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Возможность сделать первый шаг по карьерной лестнице, ведь санитар в будущем может стать медбратом (медсестрой) или даже врачом.
  2. Профессия может быть не основной, часто санитарами работаю люди, желающие получить прибавку к стипендии или зарплате.
  3. Постоянное оказание помощи людям, которые очень в ней нуждаются.
  4. Удобный график, ведь санитар может трудоустроиться на полставки, работая 3-4 часа в сутки, как днем, так и ночью.
  5. Студенты медицинских вузов и училищ могут получить бесценный опыт, подрабатывая в свободное время.
  6. Очень много вакансий, что обусловлено текучестью персонала.

Минусы

  1. Огромное количество обязанностей.
  2. Необходимо много работать руками (уборка, вынос мусора и т. д.).
  3. Профессия непрестижная.
  4. Сложная работа, которая может оказать негативное влияние на моральное состояние человека.
  5. Вредные условия труда, ведь санитар ежедневно контактирует с бытовой химией, дезинфицирующими средствами, сталкивается с неприятными запахами.
  6. Капризные пациенты и их родственники, которые часто остаются недовольны работой младшего медперсонала.
  7. Недооцененность профессии, ведь ее сложность могут понять только те люди, которые работают в сфере медицины.
  8. Санитар постоянно работает с биожидкостями, поэтому велика опасность заражения туберкулезом и другими заболеваниями.

Важные личные качества

Санитар — морально устойчивый человек, осознающий, с какой работой ему придется иметь дело. Вакансию часто занимают будущие врачи, которые учатся в вузе. Эта работа позволяет им закалить характер, узнать специфику врачебной деятельности, научиться общаться с пациентами.

Главные черты характера санитара — это исполнительность, ответственность, небрезгливость, плюсом станет хорошее физическое развитие, выдержка, аккуратность и коммуникабельность.

Обучение на санитара

Если есть желание работать в этой сфере, то необходимо пройти обучающие курсы, длительность которых зависит от специализации, региона, образовательного учреждения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector