Профессиональный стандарт педагога доу по фгос | Загранник

Профессиональный стандарт педагога доу по фгос

Уважаемые коллеги!

На сайте ПРОФСТАНДАРТ ПЕДАГОГА. РФ вы можете ознакомиться с ходом внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога.

1 января 2017 года должно было стать началом применения трех профессиональных стандартов в сфере общего образования:

10 января Минтруд России приказом от 10 января 2017 г. № 10н утвердил еще один профессиональный стандарт – «Специалист в области воспитания» (далее – Профстандарт специалиста в области воспитания) .

Связь между требованиями к воспитателю ДОУ по ФГОС и профстандарту

Образование всегда было областью, которую государство не упускало из внимания. Именно поэтому для того, чтобы воспитанием занимались профессионалы, была в свое время введена профессиональная стандартизация, касающаяся уровня квалификации педагога. Не являются исключением и дошкольные образовательные учреждения. К этой категории относятся организации, занимающиеся образованием детей в возрасте до 7 лет.

К педработникам ДОУ (воспитателям, специалистам и т. д.) сейчас применяется 2 вида стандартов:

  • ФГОС, утвержденный Минобрнауки РФ;
  • профстандарт, утвержденный Минтруда РФ.

Оба стандарта разработаны в 2013 году, однако относятся к разным сферам: ФГОС касается образовательных учреждений в целом, а профессиональный стандарт относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по должности и другим действиям, касающимся конкретных работников. Кроме того, ФГОС уже действует, а профстандарт в отношении педработников вступает в силу лишь с 2019 года.

Тем не менее и ФГОС, и профессиональный стандарт воспитателя ДОУ между собой тесно связаны. Дело в том, что с 2019 года, когда вступят в силу профстандарты для педагогических работников, ФГОС должны будут разрабатываться с учетом заложенных в профстандарте требований.

Что включает в себя профстандарт воспитателя детского сада?

Профстандарт воспитателя в ДОУ включает в себя следующие структурные части:

  • Общие сведения о стандарте
    В этом разделе определяется, к какому конкретно виду деятельности относится профстандарт педагога дошкольного образования,
    какие коды ОКЗ и ОКВЭД должны применяться при учете этого вида деятельности. Здесь нужно отметить, что по профстандарту понятие «педагог» шире, чем «воспитатель». К педагогам относятся как воспитатели, так и учителя в школе и других учреждениях общего образования. Разделение происходит на уровне кодов ОКЗ (к воспитателямотносится код 3320) и ОКВЭД (80.10.1 — услуги дошкольного образования).
  • Функциональная карта
    Здесь описываются функции, которые в своей работе должен осуществлять педагог. Применительно к профессиональному стандарту воспитателя ДОУ главными по отношению к детям будут функции:
    • Читать дальше  Ст 208 налогового кодекса российской федерации
    • обучения;
    • воспитания;
    • развития.
    • Характеристика функций
      В этой части профстандарта педагога ДОУ
      функции, упомянутые в функциональной карте, подробно характеризуются.
      Кроме того, здесь устанавливаются официальные названия для должностей
      («воспитатель», «педагог» и т. д.), требования к образованию и другие
      квалификационные условия. Надо отметить, что здесь используются и данные
      единого квалификационного справочника, утвержденного
      Минздравсоцразвития РФ в 2010 году.
    • Сведения о том, какие организации разработали профстандарт
      Упоминание разработчиков профстандарта выносятся в отдельный раздел.
    • Так, профессиональный стандарт педагога ДОУ по ФГОС был разработан МГППУ при участии ЦО № 109 г. Москвы. В заключение остается сказать, что профстандарт для педагога ДОУ,
      подлежащий введению в 2019 году, должен стать новым и эффективным
      способом упорядочения работы дошкольных
      образовательных учреждений, повысить эффективность воспитательной и образовательной
      деятельности в них, а также добиться большей компетентности от
      работников. Насколько полезным окажется введение профстандартов, покажет
      время…
    • Министерством труда Российской Федерации был разработан реестр профессиональных стандартов, которые фиксируют требования и функциональные обязанности работников многих специальностей. Некоторые из них имеют рекомендательный характер и нужны для того, чтобы работодателю было легче оценить навыки сотрудника, которого он принимает на работу. Однако, существуют и такие, обязательное следование которым закреплено законодательством. Соответствие им – непременное условие для работы в соответствующей должности. К таким относится и профстандарт воспитателя.

      Понятие, задачи и функции профстандарта воспитателя

      Сам по себе профстандарт воспитателя ДОУ (дошкольного образовательного учреждения) – это документ, систематизировавший все функции, которые должен выполнять сотрудник. Кроме этого, в нем закреплены умения и навыки, которыми он должен обладать, а также уровень его образования.

      То есть, профессиональный стандарт педагога дошкольного образования – это, по сути, перечень критериев, позволяющих определить, кто может работать воспитателем, а кто – нет.

      Данный профстандарт был принят еще 10 октября 2013 года, однако, в обязательном порядке стал применяться лишь с 2017 года. Это связанно с тем, что уже принятый документ находился в стадии доработки. 5 августа 2016 года в него внесли ряд изменений и дополнений. Параллельно разрабатывался профстандарт помощника воспитателя, но он так и не был принят.

      Основная задача, поставленная перед профессиональным стандартом – помочь дошкольным образовательным учреждениям набрать подходящий для работы с детьми профессиональный штат. Неудивительно, что профстандарт воспитателя считается обязательным, ведь к обучению детей дошкольного возраста можно допускать только настоящих профессионалов, чей кругозор не ограничен базовыми педагогическими умениями.

      Читать дальше  Почему нельзя принимать просроченные лекарства

      В частности, воспитатель должен обладать следующими навыками:

      • Умение применять методы перехода от игры к образовательной программе;
      • Обеспечивать учеников всеми необходимыми условиями для наиболее благоприятного и эффективного восприятия информации;
      • Умение находить подход к детям дошкольного возраста и вызывать у них доверие;
      • Готовность нести ответственность за малолетних подопечных;
      • Умение принимать во внимание индивидуальные качества каждого отдельно взятого ребенка и разрешать вопросы, которые выходят за границы образовательного процесса.

      Воспитатель имеет большое количество трудовых функций. Условно их можно разделить на следующие категории:

      1. Обеспечение общепедагогической деятельности;
      2. Организация воспитательного процесса;
      3. Обеспечение развивающей деятельности посредством организации учебных занятий и различного ряда мероприятий;
      4. Преподавание дошкольной общеобразовательной программы;
      5. Обеспечение начального образования ученикам;
      6. Организация и проведение занятий по основному и среднему образованию;
      7. Предметная квалификация по направлению «Математика»;
      8. Предметная квалификация по направлению «Русский язык».

      Структура профстандарта воспитателя

      Профессиональный стандарт воспитателя имеет шаблонную структуру, установленную для всех профстандартов, занесенных в реестр Министерства Труда Российской Федерации.

      Документ состоит из четырех разделов, первые три из которых содержат информацию о профессии, требованиях к ней и обязанностях, которые она подразумевает.

      В последнем разделе имеются справочные сведения о разработчиках стандарта.

      Выглядит структура профессионального стандарта воспитателя дошкольного учреждения следующим образом:

      1. Общее описание;
      2. Таблица, которая содержит описание всех функций, входящий в профстандарт – функциональная карта;
      3. Более детальная характеристика функций, прописанных во втором пункте;
      4. Сведения об организациях, которые занимались создание данного документа.

      Содержание и функциональная карта

      В первом разделе определена основная цель деятельности педагога-воспитателя. В качестве нее указано предоставление обучающих услуг, основанных на общеобразовательных программах, в организациях, которые осуществляют обучение.

      В функциональной карте обозначены две категории трудовых функций, отличающиеся упором на воспитательную либо образовательную деятельность.

      В третьем разделе всем трудовым функциям дается более подробная характеристика.

      Профстандарт педагога-воспитателя предполагает работу на одной из двух должностей: учитель или воспитатель.

      Для работы на этих должностях требуется шестой (в некоторых случаях – пятый) уровень квалификации. Выдвигаются достаточно четкие требования к образованию: оно должно быть высшим или средним и связано с данной специальностью. Направление подготовки, как правило, именуется «Образование и педагогическая деятельность».

      С опытом работы все гораздо проще. К данному параметру практически не предъявляется никаких требований. Конечно, работодатель может отказаться взять на работу сотрудника без опыта работы, но профессиональным стандартом этот вопрос никак не регулируется.

      Данная профессия имеет массу дополнительных ограничений. Так, к работе не допускаются:

      • лица, которым ранее было запрещено заниматься педагогической деятельностью по решению суда;
      • недееспособные граждане;
      • имеющие заболевания, которые предусмотрены в специальном перечне.
      Читать дальше  Срок исполнения заявки управляющей компанией

      Уровень квалификации воспитателя
      К работе воспитателем допускаются лица, имеющие пятый или шестой уровень квалификации. Для получения данных уровней квалификации выдвигаются следующие требования:

      • Пятый уровень квалификации предполагает наличие среднего профессионального образования по соответствующей специальности или же начальное профессиональное образование по программе, предусмотренной в профстандарте с дополнительной переподготовкой;
      • Шестой уровень квалификации обязывает работника иметь высшее образование как минимум по программе бакалавриата или же среднее специальное образование. Он требует от специалиста не просто осуществления и реализации готовых образовательных программ, но и умения находить новые способы решения тех или иных задач.

      Почти во всех случаях педагог-воспитатель должен иметь шестой уровень квалификации, чтобы устроиться на работу.

      Профстандарт младшего воспитателя

      Для младшего воспитателя профессиональный стандарт выдвигает менее жесткие требования. Достаточно будет иметь среднее профессиональное образование. Прохождение программы бакалавриата для работы на должности младшего воспитателя не требуется. К опыту работы также никаких требований не предъявляется.

      Младшему воспитателю вменяются следующие трудовые функции:

      • Участвовать в планировании и организации жизнедеятельности воспитанников, а также в проведении занятий, организуемых воспитателем;
      • Осуществлять под руководством полноценного воспитателя ежедневную работу, по обеспечению и созданию условий для социально-психологической реабилитации, а также социальной и трудовой адаптации подопечных;
      • Совместно с медицинскими работниками и под руководством воспитателя обеспечивать сохранение и укрепление здоровья воспитанников, проведение мероприятий, способствующих их психофизическому развитию, соблюдению ими распорядка дня;
      • Организовывать с учетом возраста воспитанников их работу по самообслуживанию, соблюдение ими требований охраны труда, оказывает им необходимую помощь;
      • Участвовать в работе по профилактике отклонений в поведении, возникновения вредных привычек у воспитанников;
      • Следить за состоянием помещений и оборудования, соблюдать соответствующие санитарно-гигиенические нормы их содержания;
      • Взаимодействовать с родителями воспитанников или же с их опекунами;
      • Обеспечивать охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса;
      • Выполнять правила по охране труда и пожарной безопасности.

      Существует перечень необходимых знаний для того, чтобы занимать должность младшего воспитателя:

      • Знание законодательства Российской Федерации в сфере педагогической и образовательной деятельности;
      • Медицинские знания (физиология ребенка, психология, гигиена, умение оказывать первую медицинскую помощь, основы педагогики и т.д.);
      • Правила охраны жизни и здоровья ребенка (правила пожарной безопасности, санитарные нормы, правила охраны труда и т.д.)

      Итак, профессиональный стандарт педагога дошкольного учреждения – это обязательный профстандарт, который предъявляет определенные требования и предполагает высокую квалификацию сотрудников. Игнорировать его положения при приеме на работу сотрудников работодатель не имеет права.

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

      Adblock detector