Профзаболевание тугоухость определение степени | Загранник

Профзаболевание тугоухость определение степени

  • Как доказать профзаболевание
  • Считается ли вредной профессия рентген-лаборант
  • Какой стаж на вредной работе дает право оформить пенсию
  • – выписка, заполненная терапевтом;
  • – заключение профсоюза;
  • – заключение инспектора по труду;
  • – акт комиссии об условиях труда и характере работы;
  • – ваш паспорт;
  • – заявление.
  • как оформить профзаболевание

Содержание статьи

Классификация профзаболеваний

Их подразделяют на острые и хронические. Острые заболевания часто представляют собой отравления и появляются после нештатной утечки или выброса ядовитых веществ.

Хронические недуги развиваются постепенно и незаметно из-за продолжительного воздействия вредных условий. Все эти условия классифицируются по пяти основным группам.

Химические факторы

Токсичные вещества, технологически необходимые во многих производствах, могут проникать в организм с вдыхаемым воздухом, загрязненной водой или пищей, через контакты с кожей.

Распространяясь с кровотоком, одни яды накапливаются в легких, другие – в почках, третьи – в печени, четвертые – в костном мозге и т.п. Они могут раздражать органы и провоцировать их воспаление, разрушающе действовать на кровь или нервную систему, вызывать аллергию или рак.

В числе массовых промышленных токсинов – хлор и его соединения, производные фосфора, серы, азота, фтора, хрома, бериллия, карбонильные соединения металлов. С ними приходится иметь дело рабочим целлюлозно-бумажных комбинатов, стекольных заводов, санитаркам, дезинфекторам, рабочим, производящим химические удобрения, полеводам, металлургам и многим другим.

Пылевые факторы

Попав на кожу, пыль вызывает зуд, покраснения, закупоривает потовые, сальные железы. Постепенно появляются микротрещины, сыпи, гнойничковые заболевания. Нежные слизистые оболочки сильно раздражаются от любых видов пыли, и это приводит к развитию конъюнктивитов, бленнореи, заболеваний легких.

Пневмокониозами страдают горнорабочие, токари, фрезеровщики, текстильщики, рабочие табачных фабрик. Силикозами болеют работники цементных и кирпичных заводов, шахтеры, каменщики. Сидерозами – рабочие золотых, медных, оловянных рудников, ювелиры и граверы, стеклодувы, гончары и мастера изделий из фарфора. Бериллиозами – специалисты, занятые в производстве люминесцентных ламп, рентгеновских трубок, керамики.

Физические факторы

Очень вредна для организма вибрация, исходящая от ручных электроинструментов, пневматических станков, машин. Наиболее чувствительны к ней кисти рук и своды стоп. Вибрационная болезнь часто встречается у шахтеров, бурильщиков, водителей автотранспорта, ткачих.

При работах, связанных с систематическим воздействием ультразвукового, электромагнитного, лазерного излучения, развиваются вегетативные полиневриты, шумовая болезнь, приводящая к снижению слуха. Из-за ионизирующего излучения радиоактивных веществ может возникнуть лучевая болезнь у металлургов-дефектологов, моряков-подводников, рентгенологов. А декомпрессионная болезнь – у летчиков, водолазов.

Факторы перенапряжения

Когда под нагрузкой систематически находятся одни и те же группы мышц, развиваются их заболевания: различные невриты, плекситы, бурситы, радикулиты, деформирующие артрозы и т.п. Ими часто страдают плотники, штукатуры, маляры, кузнецы, портные, работники горнорудной, машиностроительной промышленности, сельского хозяйства.

У людей, которым приходится много писать, развивается разновидность невроза: писчий спазм. У учителей, лекторов, постоянно напрягающих голосовые связки, – фонастения. А у компьютерщиков, ювелиров, часовщиков, архивных работников и многих других – близорукость.

Биологические факторы

Есть профессии, связанные с повышенной инфекционной и паразитарной опасностью. Так, например, туберкулезом нередко болеют медработники противотуберкулезных диспансеров. Бруцеллезом, сапом, ящуром – животноводы. Орнитозом – работники птицефабрик.

Эризипелоидом – инфекцией, поражающей кожу, суставы – нередко болеют продавцы зараженных мяса и рыбы, рабочие мясокомбинатов, консервных заводов. Глистным заболеваниям анкилостомидозам подвержены сельскохозяйственные рабочие и шахтеры.

По данным Федерации независимых профсоюзов России, лидируют среди профзаболеваний снижение или потеря слуха, вибрационная болезнь, радикулиты от перенапряжения и пневмокониозы.

Ключевые вопросы:

Какие профзаболевания характерны для летного состава гражданской авиации?

Какова распространенность нейросенсорной тугоухости?

Какие причины вызывают нейросенсорную тугоухость летного состава?

Как выявляют нейросенсорную тугоухость летного состава?

Можно ли избежать нейросенсорной тугоухости?

Какие профзаболевания характерны для летного состава гражданской авиации

Заболевания и патологии, в возникновении которых решающая роль принадлежит воздействию неблагоприятных факторов производственной среды, относятся к профессиональным. В зависимости от длительности воздействия вредного производственного фактора выделяют острые и хронические формы профессиональных заболеваний. Острое заболевание развивается, как правило, после однократного воздействия (не более одного рабочего дня, одной рабочей смены). Острая профессиональная патология в гражданской авиации (далее – ГА) встречается исключительно редко. Наиболее частой формой является хроническое профессиональное заболевание, которое развивается при длительном воздействии вредного производственного фактора или их группы и приводит к временной или стойкой утрате профессиональной трудоспособности.

К профессиональной патологии летного состава ГА относят нейросенсорную тугоухость (далее – тугоухость) и вибрационную болезнь. Случаи вибрационной болезни встречаются не так часто и характерны для малой авиации (винтомоторные самолеты и вертолеты). За последние 10 лет вибрационная болезнь у членов летного состава ГА была установлена лишь в единичных случаях.

Предупреждает Алла БЫСТРОВА, председатель Центральной врачебно-летной экспертной комиссии гражданской авиации, кандидат медицинских наук

Медицинская дисквалификация лиц летного состава по причине снижения слуха занимает первое место в течение ряда лет. По данным статистических отчетов Центральной врачебно-летной экспертной комиссии ГА (далее – ЦВЛЭК ГА) и врачебно-летных экспертных комиссий (далее – ВЛЭК ГА), в 2013 году было освидетельствовано 22 118 лиц летного состава. Из них 581 были признаны негодными к профессиональной деятельности. Эта проблема является актуальной не только для гражданской авиации как профессиональная, но и для государства в целом как социальная. Пилотам приходится добиваться компенсационных выплат, а государству нести социальные расходы.

Какова распространенность нейросенсорной тугоухости

Основной причиной профессиональной патологии у летного состава ГА является хроническая тугоухость.

Среди медицинских причин признания сотрудников ГА негодными к летной работе ведущее место занимали заболевания ЛОР-органов – 79,1 процента (по сведениям председателя ЦВЛЭК ГА Быстровой А. Г.). С 2008 по 2012 год отмечался рост этой патологии практически в два раза: с 1189 до 2529 человек.

Таблица. Рост количества сотрудников ГА, признанных негодными к летной работе по тугоухости

Количество человек, признанных негодными к летной работе по тугоухости

Как правило, тугоухость развивается у лиц трудоспособного возраста 40–60 лет.

По данным стационарного обследования за первое полугодие 2009 года из 338 лиц возрастом 55 лет и старше нейросенсорная тугоухость была установлена у 70 процентов, что составило 94,8 процента от всех оториноларингологических заболеваний.

Чаще всего патология развивается при стаже работы 15 лет и более (в ранние сроки – при повышенной чувствительности слухового анализатора к шумовому фактору). Процесс носит длительный, постепенный характер. При этом у обследуемых продолжительное время отсутствуют жалобы, несмотря на то, что по объективным данным имеются начальные изменения здоровья.

Какие причины вызывают нейросенсорную тугоухость летного состава

Основная причина тугоухости – воздействие шумовибрационного фактора нередко на фоне действия других неблагоприятных факторов производственной среды. Кроме того, широкая распространенность этой патологии у персонала гражданской авиации связана с широким использованием отечественной техники в течение многих десятилетий.

Оптимаонального заболевания. При расчете шумовой нагрузки учитывается уровень внутрикабинного льным параметром шума является эквивалентный уровень звука до 65 дБ, допустимым – 80 дБ (СанПиН 2.5.1.2423-08). Соответственно уровень шума свыше 80 дБ может стать фактором риска професси шума, а также дополнительная акустическая нагрузка при прослушивании эфира и речевом радиообмене.

Основным источником внутрикабинного шума является, главным образом, работа двигателя. Поэтому уровень шумовой нагрузки зависит от типа воздушного судна и его технических характеристик. Уровень дополнительной акустической нагрузки зависит от типа используемой авиагарнитуры.

Читать дальше  Предупреждение о выселении из квартиры образец

Как выявляют нейросенсорную тугоухость летного состава

Нейросенсорная тугоухость может быть выявлена как на основании жалоб пациентов, так и в результате инструментальных исследований. Однако диагностическая ценность субъективных проявлений не так велика.

В основе ранней диагностики нейросенсорной тугоухости лежит использование инструментальных методов обследования. Так, аудиометрия проводится на первичном медосмотре кандидатов в учебные заведения ГА. Лиц с признаками понижения остроты слуха к обучению не допускают. Выявление признаков тугоухости проводят в ходе предварительного медосмотра при поступлении на работу, а также и в последующем при периодических медицинских осмотрах.

Если на рабочих местах летного состава предельно допустимые уровни вредных производственных факторов превышены, периодические обследования проводят в профпатологоическом центре не реже одного раза в пять лет. Аналогичное обследование проводится при установлении предварительного диагноза о профзаболевании и по решению ВЛЭК.

В состав врачебной комиссии входят врач-профпатолог и врачи-специалисты, имеющие подготовку по специальности «профпатология». Основная цель предварительных и периодических медицинских осмотров:

  • ранняя диагностика профессиональной патологии;
  • динамическое наблюдение за состоянием здоровья сотрудников;
  • своевременное проведение профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на предупреждение заболевания и восстановление здоровья, предупреждение несчастных случаев на производстве.

Скрининговым методом обследования является аудиометрия. По данным аудиологического исследования отоларинголог обращает внимание на изменения, характерные для хронической тугоухости шумового характера.

Это способ выявления заболеваний, когда отсутствуют характерные признаки болезни (клинические проявления). К примеру, проверка на реакцию Манту является скрининговым методом выявления туберкулеза.

Кроме того, отоларингологом используются: акуметрия (шепотная речь), исследование камертонами, тональная пороговая, речевая аудиометрии, отоакустическая эмиссия, коротколатентные слуховые вызванные потенциалы, импедансометрия, тест разборчивости речи. Также применяется проверка слуха на тренажере воздушного судна в процессе ведения двустороннего радиообмена.

При первых подозрениях на тугоухость отоларинголог выдает направление на консультацию к профпатологу для уточнения связи заболевания с профессией. Только он может установить диагноз профзаболевания. Решая вопрос о связи заболевания с профессией, учитываются:

  • характер и тип снижения слуха;
  • в какой период летной деятельности и при работе на каких типах воздушных судов развилось снижение слуха;
  • длительность работы в условиях шума, превышающего ПДУ (80 дБ) на каждом типе воздушного судна за все время летной деятельности;
  • возрастные изменения слуха лиц летного состава (пресбиакузис);
  • сопутствующая патология и анамнез.

При оценке условий труда учитываются результаты замеров на рабочих местах, выполненных в ходе спецоценки.

Можно ли избежать нейросенсорной тугоухости

Как правило, снижение слуха носит необратимый характер, так как в результате шумовибрационного воздействия происходит гибель звуковоспринимающих волосковых клеток. Однако использование профилактических и реабилитационных мероприятий позволяет предупредить прогрессирование заболевания и сохранить остроту слуха.

Для этих целей используются как различные виды медикаментозных вмешательств (витамины группы В, витамины-антиоксиданты, метаболические средства, препараты, улучшающие кровоток и т. д.), так и физиотерапевтические процедуры (эндауральный электрофорез), массаж шейно-воротниковой зоны и другие. Оздоровительное лечение проводится только в межкомиссионный период, вне полетов. Но, к сожалению, применение этих методов на практике не достаточно широко распространено.

Из технических и организационных мер профилактики можно выделить использование наушников с функцией активного шумоподавления, при этом цифровое имеет преимущество над традиционным аналоговым. Персоналу, имеющему хроническую тугоухость, категорически запрещено продление норм полетного времени (раздел приложения № 6 ФАП-МО ГА-2002 «Болезни уха, горла, носа полости рта и челюстей»). Также необходимо тщательнее нормировать труд и отдых летного состава. Авиакомпаниям следует проводить эксплуатационные мероприятия по снижению шума в кабине самолетов4.

При полной или частичной утрате профессиональной трудоспособности освидетельствуемые лица летного состава признаются негодными. Последующее их лечение проводится, как правило, территориальными органами здравоохранения и в отдельных случаях ведомственными медицинскими учреждениями (ЦКБ ГА, медицинским центром ОАО «Аэрофлот», МСЧ ОАО «Международный аэропорт Иркутск» и т. д.).

Ответы на ваши вопросы

Можно ли привлечь к ответственности работника, скрывающего свою болезнь?

Можно ли наказать работника, который скрывает, что у него имеются болезни, препятствующие выполнению трудовых обязанностей?
Игорь НИКИШЕЦ, инженер по охране труда (Бугульма)

Если у сотрудника есть медицинские противопоказания к труду, они должны быть выявлены на медосмотре. В тех случаях, когда работник вводит в заблуждение врачей, заявляя, что здоров, наказать его нельзя. Но и ответственность работодатель в этом случае нести не будет.

Самые необходимые нормативные акты:

Федеральные авиационные правила «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации»,приказ Минтранса России от 22 апреля 2002 г. № 50

Уточнить, как проводят освидетельствование летного состава на наличие профзаболеваний

Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. № 967 «Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний»

Выяснить алгоритм действий при выявлении профзаболевания у работника из числа летного состава

Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н

Уяснить правила проведения предварительного и периодического медицинских осмотров

СанПиН 2.5.1.2423-08 «Гигиенические требования к условиям труда и отдыха для летного состава гражданской авиации»

Уточнить требования к условиям труда и отдыха летного состава

Методические рекомендации «Клиника, диагностика, критерии врачебно-летной экспертизы и профилактика хронической сенсоневральной тугоухости у лиц летного состава гражданской авиации», утвержденныеприказом Минздравсоцразвития России 10 июля 2007 г. № 5864-ВС

Узнать, какие мероприятия необходимы для профилактики тугоухости

1 В зоне риска по нейросенсорной тугоухости находится летный состав ГА со стажем 15 и более лет.

2 Тугоухость возникает в результате воздействия повышенных шумов (свыше 80 дБ) и вибрации в кабине самолета, а также от использования авиагарнитуры для радиообмена.

3 Основным методом выявления тугоухости у летного состава является аудиометрия.

4 Среди медикаментозных методов профилактики тугоухости главными являются: использование витаминов, препаратов, улучшающих кровоток и т. д., а также физиотерапевтические процедуры, массаж шейно-воротниковой зоны и др.

Анна КУЗЬМИНА, кандидат медицинских наук, доцент кафедры авиационной и космической медицины ГБОУ ДПО РМАПО Минздрава России (Москва)

18 Декабрь 2014. Опубликовано в Пенсия

Рейтинг: / 3

Информация ПЛС России о профессиональных заболеваниях (хроническая нейросенсорная тугоухость)

10 ноября 2014г. в Российском Союзе Промышленников и Предпринимателей состоялось заседание Подкомиссии по авиационным перевозкам Комиссии РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре. Одной из тем заседания было: предложение по изменению в нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность ГА по порядку расследования профзаболеваний лётных экипажей. На заседание были приглашены представители ПЛС России и присутствовали Бойчук М.Ю. и Вечирко В.П.

Информацию, полученную на совещании, считаю полезной и нужной. Говорилось об экономической обстановке в стране, уменьшению темпов роста авиаперевозок и сокращению пассажиропотока. В последние годы резко возросла финансовая нагрузка на фонд оплаты труда. В настоящие время авиакомпании уплачивают страховые взносы во внебюджетные фонды в размере 30% от фонда оплаты труда (22% в ПФР, 2,9% в ФСС и 5,1% в ФФОМС) в пределах установленной величины базы для начисления страховых взносов и в размере 10% в бюджет ПФР сверх установленной предельной величины базы. Величина базы ежегодно растет: 2014г. – 624т.р. в годовом начислении (52т.р. в месячном). 2015г. – 673т.р. и 56т.р. соответственно. Кроме этого введен дополнительный тариф страховых взносов в ПФР за досрочно выходящих на пенсию: в 2014г. за членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации – 4% в 2015г. – 6%, а за бортпроводников в 2014г. – 6% и 2015г. – 9%. Если будет проведена специальная оценка условий труда, то взносы будут уплачиваться в зависимости от установленного класса и подклассов условий труда (от 0 до 8%). Опасный класс подкласс 4 – 8%, вредный класс: подкласс 3,4 – 7%, подкласс 3,3 – 6%, подкласс 3,2 – 4%, подкласс 3,1 – 2%, допустимый подкласс 2 и оптимальный подкласс 1 – 0%). Снижение курса рубля к доллару и евро почти на 50% (с начала года) привело к дополнительным расходам по оплате кредитов, лизинговых платежей и других расходов, которые производят в валюте.

Читать дальше  Что нужно знать чтобы поступить на журналиста

На этом не благоприятном фоне шел разговор по наведению порядка и ужесточению требований по оформлению профзаболеваний. Действительно за последние годы возросло количество лиц из числа членов летных экипажей ВС ГА оформивших профзаболевание. Так по данным ЦВЛЭК за 2013г. в 80% случаев причиной профессиональной дисквалификации явилось хроническая нейросенсорная тугоухость.

Во времена СССР мало кто из пилотов знал, что существует профзаболевание по слуху, да и работать в авиации в основном шли по призванию и дорожили долголетием летной работы. Количество оформивших профзаболевание было незначительное.

До 1998г. возмещение вреда, причиненное в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, проводилось непосредственно предприятиями, причинившими вред. После развала СССР многих предприятий не стало, и требовать возмещение вреда стало не с кого. Поэтому был принят Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 02.07.1998г. №125-ФЗ (вступил в силу 06.01.2000г.).

В соответствии с Федеральным законом «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» были установлены 32 страховых тарифа (от 0,2 до 8,5%), дифференцированных по видам экономической деятельности в зависимости от класса профессионального риска. Гражданская авиация относится к XIклассу и тариф составляет 1,2%. По решению Правительства РФ размеры страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов остаются без изменений. Работодатели отчисляют взносы от ФОТ, а ФСС выплачивает возмещение вреда летному составу, как правило, от 10 до 60% среднего заработка в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности и установленным максимальным ограничением (на 2015г. – 65640р.). Рост количества получателей страховых выплат по профзаболеваниям летным составам гражданской авиации вызывает озабоченность ФСС и руководителей авиакомпаний и уже начали приниматься меры по упорядочению и ужесточению требований при установлении связи заболевания с профессией, процента утраты трудоспособности и назначении выплат.

В январе 2014г. был подготовлен законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ». В законе №125-ФЗ предлагается заменить понятие профессиональная трудоспособность на профессиональную деятельность со всеми вытекающими негативными последствиями, которые возникнут при оформлении профзаболеваний.

В действующей редакции закона прописано: «профессиональная трудоспособность – способность человека к выполнению работы определенной квалификации, объема и качества». Предлагается внести следующие изменения: «профессиональная трудоспособность – способность человека к выполнению профессиональной деятельности». Добавляется новое понятие «профессиональная деятельность – это трудовая деятельность человека, владеющего комплексом профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате образования, которая может различаться по уровню квалификации, объему и качеству и видам выполняемых работ».

Объединение профсоюзов гражданской авиации (ОПГА), подготовило аргументированное отрицательное мнение по этому законопроекту и направило в ФНПР и РТК. В настоящее время законопроект пока находится в главном Правовом Управлении Правительства РФ. По последней информации на 27.11.2014г. этот законопроект Главным Правовым Управлением Правительства поддержан не был.

К порядку установления профзаболевания имеется много вопросов и претензий, как со стороны летного состава к ФСС и работодателям (затягивается оформление документов, длительная перепроверка, снижается процент утраты трудоспособности при очередном освидетельствовании, проблемы с расчетом величины выплат и их индексации и т.д.), так и работодателей и ФСС к организациям, устанавливающим предварительный диагноз, связь заболевания с профессией, процент утраты трудоспособности. Подзаконные акты противоречат Федеральному закону №125-ФЗ и даже два Решения Верховного суда неоднозначны в своих Постановлениях (от 10.03.2011г. №2 и от 06.11.2013г. №АКПИ13-1021). И с этим нужно разбираться.

В ноябре 2014г. ОАО «Авиакомпания «Сибирь», ОАО «Аэрофлот РА» и ОАО «АК «Трансаэро» обратились в ФСС Российской Федерации с просьбой провести совещание с участием заинтересованных сторон по процедуре установления профзаболеваний летному составу гражданской авиации. Авиакомпании волнует существенное увеличение количества профзаболеваний летного состава в последние годы и рост финансовой нагрузки на ФСС и авиакомпании.

В газете «Воздушный флот» №44 (ноябрь 2014) размещена статья «Нейросенсорная тугоухость летного состава – угроза будущему гражданской авиации», которая касается заседания комиссии РСПП по транспорту от 10.11.2014г..

В настоящее время в судах находится более 50 дел, связанных с установлением профзаболевания по которым не было принято ФСС положительное решение и не были начаты выплаты.

По имеющейся информации некоторые дела будут пересмотрены, перепроверены и при наличии объективных оснований по ним будет принято положительное решение, и они будут отозваны из судов.

Предлагаю ознакомиться с предложениями РСПП и высказать свое мнение.

Некоторые предложения можно рассмотреть и согласиться, но с таким, например, как «запретить установление заключительного диагноза спустя длительный срок прекращения работы с вредными факторами» конечно нельзя. Это должен решать медицинский специалист с учетом подтверждающих документов о работе в условиях, превышающих допустимые нормы шума и установленным диагнозом, а не запрет. Всем известно, профзаболевание может проявиться и через несколько лет после работы во вредных условиях труда. В итоговом Протоколе совещания сказано: «Действующие санитарно-гигиенические характеристики, утверждённые в 1997г., не актуальны применительно к современным условиям труда летного состава. Содержащиеся в данном документе вредные и опасные производственные факторы свойственны типам ВС отечественного производства, не эксплуатирующимся в настоящее время большинством авиакомпаний в РФ. В связи, с чем назрела насущная необходимость внесения изменений в отраслевое законодательство по установлению, а также расследованию профзаболеваний». Разве с этим можно согласиться? У нас, что изменилось в лучшую сторону воздушная среда и уже на летный состав не действуют: пониженное давление, радиация, повышенное содержание вредных химических веществ, часовые пояса, перепады температур, электромагнитные, ультрафиолетовые и рентгеновские излучения, пониженная влажность, беспорядочное смещение времени работы и отдыха и целый ряд других вредных факторов независимо от типов ВС и когда они эксплуатируются. Напряженность летного труда на современных типах ВС только возросла, так как в кабине вместо 5 членов экипажа стало 2, а автопилоты и автоматический заход на посадку был также и на ВС советского производства. Санитарно гигиеническая характеристика остается актуальной применительно к современным условиям труда летного состава. Если на современных ВС несколько ниже шумовые характеристики, то это нисколько не облегчает труд пилотов, а с учетом шума в наушниках при радиообмене все равно превышаются предельно допустимые нормы в 80 дцб.

11 ноября в Доме Правительства РФ состоялось заседание рабочей группы комиссии по социальному страхованию, социальной защите, развитию отраслей социальной сферы на котором рассматривался вопрос об индексации единовременных и ежемесячных страховых выплат в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями в соответствии с темпами роста средней заработной платы в РФ. Этот вопрос рассматривался по инициативе ПЛС России, так как с индексацией этих страховых выплат сложилась ненормальная ситуация. На заседании присутствовал и выступал Ваш покорный слуга. С докладом от ФСС РФ выступал руководитель Департамента страхования профессиональных рисков.

Читать дальше  Я действую согласно распоряжения руководства

В настоящее время размер единовременной страховой выплаты определяется в соответствии со степенью утраты застрахованным профессиональной трудоспособности исходя из максимальной суммы, установленной Федеральным законом о бюджете ФСС РФ на очередной финансовый год (в 2012г. – 72701,2р., 2013г. – 76699,8р., 2014г. – 80534,8р., на 2015г. – 85366,9р. )

Максимальная ежемесячная страховая выплата также прописывается и ограничивается: 2012г. – 55900р. , 2013г. – 58970р., 2014г. – 61920р. , 2015г. – 65640р. Средний размер ЕСВ в 2013г. составил 8094,7р., в 2014г. ожидается 8378,2р.

Согласно пункту 11 ст.12 Федерального закона №125-ФЗ размер ежемесячной страховой выплаты индексируется с учетом уровня инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете ФСС РФ на соответствующий год.

Казалось бы, все нормально. Но это на первый взгляд. Проблема состоит в том, что эти выплаты ежегодно индексируются ниже инфляции и больше всего страдают те, кто получил увечье или профзаболевание давно и их выплаты уже значительно обесценились. Происходит это потому, что практически ежегодно Минэкономразвития России дает заниженный прогноз по инфляции.

2013г. 2014г. 2015г.

Прогноз инфляции 4,5-5,5% 4,5-5% 5,5%

Фактическая инфляция 6,6% 8% и более на октябрь

Индексация 5,5% 5%

Как видим, индексация в 2014г. проведена по заниженному прогнозу инфляции на 5%, а фактическая инфляция составит 9-10%.

В проекте бюджета ФСС РФ на 2015г. расчеты сделаны по прогнозу инфляции 5,5%, значит и индексация выплат в 2015г. будет на 5,5%, а фактическая инфляция будет значительно выше и опять выплаты будут недоиндексированы, что происходит практически ежегодно.

На 2015г. Центральный Банк России планирует инфляцию в 6,2-6,4%, а Минэкономразвития оценивает инфляцию в 10%. В принятом бюджете оставлен прогноз инфляции в размере 5,5%.

А в бюджете ПФР заложены расходные обязательства на выплату пенсий с учетом индексации с 01.02.2015г. на 7,5% и дополнительно в апреле 2015г. с учетом роста доходов ПФР. Страна одна, а подход к индексации страховых выплат разные. Необходимо отметить, что ФСС РФ имеет профицитный бюджет по компенсационным выплатам по увечьям и профзаболеваниям. Поднимался на заседании вопрос о необходимости проведения дополнительной индексации выплат, как это было сделано в 2008г., когда инфляция прогнозировалась в размере 7% (потом исправили на 10,5%), а фактически получилось 13,3%. Индексация была проведена дважды на 8,5% и 1,9%. Подобная ситуация складывается и в 2014г., но принять решение о дополнительной индексации некому. ФСС РФ кивает на Правительство, а Правительство молчит.

ПЛС России будет инициировать обращение в Правительство по проведению дополнительной индексации выплат по несчастным случаям и профзаболеваниям, так как прогноз и фактическая инфляция в 2014 году имеют существенное отклонение (5%).

Для того, чтобы перестать обижать убогих людей с ограниченными физическими возможностями, необходимо внести поправки в Федеральный закон от 24.07.1998г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

ФСС предлагает внести поправки в закон и индексацию этих страховых выплат проводить с учетом темпов роста средней заработной платы в РФ. В настоящие время темпы роста среднемесячной заработной платы в РФ значительно опережают коэффициенты индексации с учетом уровня инфляции.

За три года (2011-2013г.г.) средний коэффициент индексации ЕСВ составил 1,06, а среднее значение темпа роста номинальной среднемесячной зарплаты в РФ составило 1,125 за те же годы.

Профсоюзная сторона рабочей группы РТК, учитывая все возможные риски, особенно в наше время, предложило написать просто и ясно: индексация страховых выплат проводится по темпу роста средней заработной платы в РФ и не ниже инфляции.

Посмотрим, какое окончательное решение будет принято на заседании РТК по регулированию социально-трудовых отношений.

Вопрос индексации страховых выплат и осовременивания заработков прошлых лет давно назрел и перезрел.

Дело доходило до полного абсурда, когда например средний заработок летчика испытателя ГосНИИ ГА за 1979-1980г.г., который в среднем за 12 месяцев составлял 482р. в 2004г. ФСС осовременил в 389р. и при утрате 40% трудоспособности назначил размер страховой выплаты в размере 155р. 91к. Другим КВС также назначались значительно заниженные выплаты в размере 200-400р. Через суды с участием ПЛС Р эти выплаты были увеличены до 6-7тыс.р.

В связи с многочисленными жалобами по расчетам страховых выплат Пленум Верховного Суда РФ издал Постановление от 10.03.2011г. №2 «О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» дал разъяснение по данной проблеме.

В Постановлении сказано:

«В связи с повышением стоимости жизни и изменениями в уровне оплаты труда суммы заработка, из которого исчисляется размер ежемесячной страховой выплаты, увеличиваются с учетом следующих коэффициентов: за 1971 год и предшествующие периоды – 11,2; за 1972 год – 10,9; за 1973 год – 10,6; за 1974 год – 10,3; за 1975 год – 10,0; за 1976 год – 9,7; за 1977 год – 9,4; за 1978 год – 9,1; за 1979 год – 8,8; за 1980 год – 8,5; за 1981 год – 8,2; за 1982 год – 7,9; за 1983 год – 7,6; за 1984 год – 7,3; за 1985 год – 7,0; за 1986 год – 6,7; за 1987 год – 6,4; за 1988 год – 6,1; за 1989 год – 5,8; за 1990 год – 5,5; за 1991 год – 4,3.

Суммы заработка, из которого исчисляется размер ежемесячной страховой выплаты, дополнительно увеличиваются за период до 1 января 1991 г. с учетом коэффициента 6, с 1 января 1991 г. по 31 декабря 1991 г. – с учетом коэффициента 3.

В связи с повышением стоимости жизни и изменениями в уровне оплаты труда при исчислении размера ежемесячной страховой выплаты суммы заработка, полученные за период с 1 января 1992 г. по 31 января 1993 г., увеличиваются с учетом коэффициента 3.

Суммы заработка, из которого исчисляется размер ежемесячной страховой выплаты, полученные за период до 1 мая 2002 г., увеличиваются пропорционально повышению в централизованном порядке в период по 1 мая 2002 года включительно минимального размера оплаты труда.

В соответствии с пунктом 11 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ размер ежемесячной страховой выплаты подлежит увеличению в связи с инфляционными процессами. Коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством Российской Федерации».

На сегодняшний день остается нерешенной ненормальная ситуация с ежегодной индексацией выплат. Необходимо в 2014г. провести дополнительную индексацию выплат и внести соответствующие изменения в Федеральный закон №125-ФЗ.

Обижать убогих людей непорядочно, негуманно и грешно. Больше всего при занижении индексации выплат страдают те, у кого незначительные выплаты и кто много лет их получает, так как они больше всего обесцениваются.

Вице-президент ПЛС России В.П.Вечирко.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector