Программа развития сибири и дальнего востока | Загранник

Программа развития сибири и дальнего востока

Социально-экономического развитие Сибири и Дальнего Востока является без преувеличения стратегической задачей, основой будущего благополучия России и ее граждан.

Освоение необъятных и богатых природными запасами территорий, привлечение народонаселения, создание передовой производственной базы, основанной на последних достижениях научно-технического прогресса – это не только благие намерения, но и вполне конкретные задачи.

В течение 2012г. в верхних эшелонах власти рассматривались различные варианты, кто и каким образом на федеральном уровне будет руководить процессом освоения дальневосточных территорий.

В результате в правительстве РФ наряду с существовавшим Минрегионом было создано новое Министерство – по развитию Дальнего Востока.

Недолго проработав, в ноябре 2012г. ведомство было подвергнуто Президентом РФ В. Путиным серьезной критике, а правительство РФ дало указание министерствам разработать и внести в срок до 25 февраля 2013г. предложения по вопросу развития дальневосточного региона.

И вот, по данным агентства «Финмаркет», Минэкономразвития направило премьер-министру России Д. Медведеву соответствующий доклад, а также законопроект «О развитии Сибири и Дальнего Востока», в котором предлагается для успешного и эффективного развития региона учредить новую государственную компанию с особым статусом.

Предполагается, что местом дислокации некоммерческой организации «Государственная компания развития Сибири и Дальнего Востока» станет г. Владивосток.

Её генеральный директор будет назначаться Президентом РФ и подчиняться напрямую главе государства, получит право принимать участие в заседаниях правительства.

Окончательная юридическая форма организации пока не утверждена, это может быть госкомпания либо госкорпорация.

Госкомпания будет вести работу в 12 субъектах Российской Федерации: Республиках Бурятия и Якутия, Приморском, Хабаровском, Забайкальском, Камчатском краях, Амурской, Иркутской, Сахалинской и Магаданской областях, Еврейской автономной области, Чукотском автономном округе.

Она сможет создавать филиалы в России и за границей, направлять своих сотрудников (в составе дипломатической миссии) на работу в иностранные государства.

Основными направлениями деятельности станут участие в государственных и частно-государственных программах (будет являться заказчиком от имени государства), оказание содействия российским экспортерам в ходе подготовки, финансировании, реализации внешнеторговых контрактов.

Важнейшая задача госкомпании – достижение показателей, обозначенных в Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025г.

Для освоения дальневосточного региона потребуется создание новых производств, в том числе металлопроката, продукция из которого (например, круг латунный) широко применяется в судо- и машиностроении, космической и авиационной промышленностях, производстве автомобилей.

Законопроектом пока не предусматриваются льготы по налогообложению.

Однако поручения Президента РФ, касающиеся особого налогового режима для дальневосточных территорий, могут быть включены в окончательный вариант закона.

Предположительно, госкомпании предоставят право пользоваться недрами без конкурсных процедур, а инвесторы получат право пользования землей на срок 50 лет.

Российские граждане, желающие переехать на Дальний Восток на постоянное место жительства, смогут получить «подъемные» и оплату проезда к новому месту проживания.

Иностранцам, получившим на Дальнем Востоке высшее либо среднее профессиональное образование, предоставят вид на жительство, а после трех лет проживания и работы они смогут претендовать на получение гражданства России.

Планируется, что госкомпания будет ликвидирована через двадцать пять лет после ее создания, все имущество подлежит возврату в бюджет.

В настоящее время проект закона находится в стадии согласования в правительстве РФ.

Постановление от 15 апреля 2014 года №308. Госпрограмма направлена на создание условий для ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона, формирование конкурентоспособного региона с диверсифицированной экономикой, улучшение в регионе социально-демографической ситуации.

Документ

Постановление от 15 апреля 2014 года №308

Документ разработан Минвостокразвития России во исполнение Бюджетного послания Президента России о бюджетной политике в 2014–2016 годах и поручений Правительства России.

Читать дальше  Уход за пожилыми за право наследования жилья

Госпрограмма направлена на создание условий для ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона, формирование конкурентоспособного региона с диверсифицированной экономикой и улучшение социально-демографической ситуации на территории макрорегиона.

Ответственным исполнителем госпрограммы является Минвостокразвития России, государственными заказчиками – Минрегион России, Минздрав России, Минобрнауки России, Минэнерго России, Минстрой России, Россвязь, Росавиация, Росавтодор, Росморречфлот, Росжелдор, Росрыболовство.

В состав госпрограммы включено две федеральные целевые программы и одна подпрограмма:

– федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года»;

– федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007–2015 годы»;

– подпрограмма «Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" и прочие мероприятия в области сбалансированного территориального развития».

Целями госпрограммы являются ускоренное развитие макрорегиона и улучшение социально-демографической ситуации на его территории.

Срок реализации госпрограммы – 2014–2025 годы.

Общий объём бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий госпрограммы на 2014–2020 годы составляет 346 165,03 млн рублей, в том числе 2014 год – 26 105,23 млн рублей; 2015 год – 73 259,5 млн рублей; 2016 год – 77 420,7 млн рублей; 2017 год – 37 672,1 млн рублей; 2018 год – 41 962,3 млн рублей; 2019 год – 43 930,1 млн рублей; 2020 год – 45 815,1 млн рублей.

Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года утверждена распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2009 г. № 2094-р.

Разработанная Стратегия – это документ стратегического планирования развития крупнейшего макрорегиона страны на 15 лет вперед. Во-первых, это комплексный документ. Он вобрал в себя совокупность стратегических решений, принятых в государственных отраслевых и корпоративных стратегиях, с учетом стратегий субъектов Федерации. Речь идет не о механическом сложении, а о достигнутом балансе интересов по целому ряду направлений развития. Достаточно сказать, что заложенный в Стратегии облик энергетики Дальнего Востока и Байкальского региона прогнозный баланс выработки и потребления электроэнергии стал результатом сложнейших процедур согласования между участниками рынка.

Во-вторых, сама фиксация в едином публичном документе стратегических приоритетов государственной политики – четкий сигнал бизнес-сообществу о наших долгосрочных планах. Да и для людей важно понять, что интеграция Дальнего Востока и Восточной Сибири в единое экономическое пространство страны будет силой постоянно действующей, а не сиюминутной компанией. Значит, здесь можно жить и работать, видеть перспективу. экономический восток байкальский

В-третьих, изложенные в Стратегии основные положения в области международного и приграничного сотрудничества, базирующиеся на четко заявленных интересах государства в Азиатско-Тихоокеанском регионе – свидетельство тому, что этот макрорегион видится не как сырьевой придаток динамично развивающихся соседей, а как геостратегический центр сопряжения экономик на выгодных для России условиях.

В документе зафиксирована все возрастающая степень участия государства в создании мощного инфраструктурного каркаса на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири. Речь идет о широтных транспортных коридорах, проектах увеличения пропускной способности Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей, а также, что важно – о создании меридиональных транспортных артерий, таких как железная дорога Беркатит – Томмот – Якутск.

В совокупности со строительством и модернизацией автодорог в широтном и меридиональном направлениях, а также интенсификацией воздушного сообщения, это даст синергетический эффект качественного улучшения транспортной доступности, наращивания транзитного потенциала, включая создание Дальневосточного зернового коридора.

Масштабные проекты в базовых экономических специализациях потребуют превентивного создания генераций и мощного сетевого хозяйства, ориентированного на преодоление автономности отдельных энергорайонов, повышение надежности энергоснабжения в труднодоступных местностях. Реализация заложенных в Стратегии приоритетных направлений развития энергетики позволит поэтапно создать на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири мощный и целостный сегмент единой энергетической системы страны.

Читать дальше  Правила установки внешнего блока кондиционера

Формирование внутренних источников саморазвития макрорегиона при государственной поддержке инфраструктурных проектов – основной стержень, на который опирается весь документ.

В качестве важнейшего направления предусматривается реализация комплекса взаимосвязанных стратегических решений по расширению Единой системы газоснабжения страны на восток, начало которым положено сваркой первого звена газопровода «Сахалин-Хабаровск-Владивосток». Широкая газификация энергетики позволит отказаться от дорогих и неэкологичных источников энергии. Энергоемкость производств перестанет быть сдерживающим фактором их развития.

Прогнозные экспертные оценки о добыче к 2020 году на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири порядка 150 млрд. м 3 газа, позволили заложить в документ создание крупных энергетических и газоперерабатывающих комплексов в Иркутской области, на Камчатке, в Республике САХА (Якутия), на Сахалине, Хабаровском и Приморском краях. Также предусмотрено существенное повышение уровня газификации территории, уровня ее социальной обустроенности и привлекательности.

Рис.1. Зоны опережающего экономического роста

Значительное место в Стратегии отведено комплексным проектам территориального развития, в рамках зон опережающего экономического роста и развития опорной сети поселений. В частности, поддерживаемому средствами Инвестфонда России проекту «Южная Якутия», который носит межотраслевой характер и способен дать мощный импульс развитию страны в целом, в том числе, расширить район угледобычи за счет ввода Эльгинского месторождения.

В стратегические планы входит так же создание крупного межрегионального горно-металлургического территориально-производственного комплекса в Забайкалье на базе, прежде всего, Удоканского месторождения. Решение этой и других связанных задач позволит задействовать Байкало-Амурскую магистраль в полном объеме на всем ее протяжении.

Увеличение глубины переработки природных ресурсов, наращивание добавленной стоимости, структурный маневр в сторону увеличения доли перерабатывающих отраслей, является безусловным стратегическим приоритетом социально-экономического развития макрорегиона.

Дальний Восток и Восточная Сибирь в стратегической перспективе станет крупнейшим центром развития химии, нефтегазохимии. В соответствии с поручениями Председателя Правительства, по итогам недавнего совещания в Нижнекамске в документах, принимающихся на основе Стратегии, будут предусмотрены проекты развития соответствующей инфраструктуры.

Значительная роль использования конкурентных преимуществ высшего порядка, модернизации экономики будут принадлежать формируемым научно-образовательным комплексам.

Дальневосточный и Северо-Восточный федеральные университеты, Байкальский центр нанотехнологий в Иркутске, Восточно-Сибирский научно-образовательный комплекс в Улан-Удэ, другие образовательные центры в интеграции с отделениями Российской академии наук способны, сформировать механизм генерации инноваций, генерации бизнеса в инновационной сфере.

Стратегией предусмотрена реализация ряда проектов, направленных на модернизацию машиностроения, включая судостроение. Здесь выделяются проекты реконструкции и строительства предприятий в порту Восточный, формирование Дальневосточной судостроительной лизинговой компании, Дальневосточного инновационно-технологического центра морских технологий. Важным представляется строительство платформ добычи нефти и газа на шельфе. Знаковым проектом является создание автомобильного производства ОАО «Соллерс» во Владивостоке, где организуется автосборочное производство японских и корейских марок.

Существенный импульс должно получить авиастроение, в том числе, производство самолетов Суперджет-100 в Хабаровском крае. Хорошие перспективы у производства оборудования для добывающих отраслей, малой энергетики, высокотехнологичной продукции и материалов для космической техники. Создание на Дальнем Востоке космодрома «Восточный» – станет примером масштабного воплощения политики инновационного развития и внедрения высоких технологий.

Рис.2. Перспективы развития рыбохозяйственного комплекса региона

В стратегии особо выделена «океанская» специфика макрорегиона, в частности, важнейшая роль рыболовства, перспективы развития его береговой инфраструктуры, рыболовецкого флота, повышения роли отрасли в формировании оптимальной структуры продовольственного баланса страны, в наращивании ее экспортного потенциала. Предполагается создание механизмов сопряжения отрасли с рынками европейской, центральной части страны.

Читать дальше  Повторное нарушение за проезд на красный свет

Дополнительным мощным стимулом закрепления населения и привлечения трудовых ресурсов должны стать качественные изменения в социальной сфере. Полноценное обеспечение населения качественным жильем, услугами образования и здравоохранения вне зависимости от труднодоступности территории является приоритетом Стратегии.

На мероприятия по повышению сейсмоустойчивости домов в Камчатском крае и Сахалинской области в 2009 году из средств федерального бюджета перечислены субсидии в объеме 6 млрд. рублей. В дальнейшем объем помощи будет только нарастать. Стратегия также предусматривает поэтапное наращивание обеспеченности населения жильем, которая за время реализации этого документа возрастет почти на 70%.

Федеральная сеть медицинских учреждений будет развиваться за счёт создания двух центров высоких технологий федерального уровня и в двух крупнейших агломерациях Дальнего Востока. Этот процесс увязан с одновременным развитием фармацевтической промышленности, работающей на местном сырье. Расходы на здравоохранение в расчете на одного жителя к 2025 году возрастут в 3 раза.

Предлагаются дополнительные преференции гражданам, проживающим или желающим проживать на Дальнем Востоке и Байкальском регионе.

Рис. 3. Дополнительные преференции гражданам, проживающим или желающим проживать на Дальнем Востоке и Байкальском регионе

В документе также изложены стратегические направления развития культуры, физической культуры и спорта, развитие рекреации на основе уникальных природных объектов.

Реализация стратегических приоритетов в экономической и социальной сфере позволит достичь следующих целевых индикаторов:

  • – обеспечить динамику ВРП на уровне 5,8-6,8%;
  • – увеличить численность занятых в экономике с 75,5% от экономически активного населения в настоящее время до 84,7% в 2025 году;
  • – снизить уровень бедности за этот же период практически вдвое с 18,8% до 9,6%;
  • – увеличить обеспеченность жильем с 19 до 32 м2 на человека;
  • – на 10 лет увеличить продолжительность жизни.

Совокупность этих факторов обеспечит рост населения Дальнего Востока и Байкальского региона составляющего в настоящее время 11,5 миллионов человек, на 2,5-3 миллиона, повысит престижность проживания на данных территориях.

Рис. 4. Основные индикаторы социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года

Основным инструментом реализации Стратегии развития являются План мероприятий по реализации Стратегии, ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года», а также «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы».

Минрегионом России в соответствии с пунктом 3 распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении Стратегии совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов, Аппаратами полномочных представителей Президента Российской Федерации в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах разработан проект Плана мероприятий по реализации Стратегии.

Утверждена программа развития Дальнего Востока

Правительство РФ утвердило госпрограмму развития Дальнего Востока и Байкальского региона на 2014-2025 годы. Соответствующее постановление опубликовано на официальном сайте кабинета министров. Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий госпрограммы на 2014-2020 годы составляет свыше 346 миллиардов рублей. В том числе на 2014 год – более 26 миллиардов.

Госпрограмма направлена на создание условий для ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона, формирование конкурентоспособного региона с диверсифицированной экономикой, улучшение в регионе социально-демографической ситуации.

В ее состав включены две федеральные целевые программы: «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года», «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы», а также одна подпрограмма «Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона и прочие мероприятия в области сбалансированного территориального развитии».

Ответственный исполнитель госпрограммы – Минвостокразвития России.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector