Прокурор в делах о лишении родительских прав | Загранник

Прокурор в делах о лишении родительских прав

1. Лишение родительских прав производится в судебном порядке.

Дела о лишении родительских прав рассматриваются по заявлению одного из родителей или лиц, их заменяющих, заявлению прокурора, а также по заявлениям органов или организаций, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и других).

2. Дела о лишении родительских прав рассматриваются с участием прокурора и органа опеки и попечительства.

3. При рассмотрении дела о лишении родительских прав суд решает вопрос о взыскании алиментов на ребенка с родителей (одного из них), лишенных родительских прав.

4. Если суд при рассмотрении дела о лишении родительских прав обнаружит в действиях родителей (одного из них) признаки уголовно наказуемого деяния, он обязан уведомить об этом прокурора.

5. Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда о лишении родительских прав направить выписку из этого решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации рождения ребенка, а в случае государственной регистрации рождения ребенка многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг — в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту государственной регистрации рождения ребенка для информирования органа записи актов гражданского состояния, в котором хранится соответствующая запись акта о рождении.

Комментарий к Ст. 70 СК РФ

1. Лишение родительских прав является крайней мерой ответственности, применяемой в семейном праве, и допускается исключительно в судебном порядке в рамках искового производства (подразд. II разд. II ГПК). Перечень лиц, которые могут подать заявление о лишении родительских прав, дан в п. 1 комментируемой статьи и конкретизирован п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей».

К указанным лицам относятся:

— один из родителей независимо от того, проживает ли он вместе с ребенком;

— лица, заменяющие родителей: усыновители, опекуны, попечитель, приемные родители;

— орган или организации, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: дома ребенка, школы-интернаты, детские дома, дома инвалидов, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, территориальные центры социальной помощи семье и детям, социальные приюты для детей и подростков, интернаты для детей с физическими недостатками и др.).

В судебной практике возникал вопрос: вправе ли Уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации обратиться в суд в интересах несовершеннолетнего гражданина с заявлением о лишении одного из родителей родительских прав, когда такое полномочие определено в законе субъекта Федерации?

Согласно ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.

Пунктом 1 комментируемой статьи предусмотрено, что дела о лишении родительских прав рассматриваются по заявлению одного из родителей (лиц, их заменяющих), прокурора, а также по заявлениям органов или организаций, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и др.). Приведенный выше перечень не является исчерпывающим.

Частью 1 ст. 1 ГПК РФ установлено, что порядок гражданского судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции определяется Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», Гражданским процессуальным кодексом РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами, а порядок гражданского судопроизводства у мирового судьи — также Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации». Следовательно, право на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц может быть установлено только федеральным законом.

Закон субъекта Российской Федерации не относится к нормативным правовым актам, регулирующим порядок гражданского судопроизводства, и поэтому не может предоставить право Уполномоченному по правам ребенка в субъекте Федерации обратиться в суд в интересах несовершеннолетнего гражданина с заявлением о лишении одного из родителей родительских прав.

Читать дальше  Сколько стоит госпошлина на подачу алиментов

Таким образом, действующее процессуальное законодательство исключает возможность обращения Уполномоченного по правам ребенка в субъекте Федерации в суд в интересах несовершеннолетнего гражданина с заявлением о лишении одного из родителей родительских прав (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2004 г. (по гражданским делам), утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 6 октября 2004 г.).

2. Участие прокурора и органов опеки и попечительства является обязательным независимо от того, подали они заявление о лишении родительских прав или нет. Однако согласно ч. 3 ст. 45 ГПК РФ неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела. Правовое положение прокурора в процессе определяется прежде всего ст. 45 ГПК РФ, согласно которой прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий.

3. Разрешение споров о лишении родительских прав осуществляется судом на основании акта обследования условий жизни ребенка и заключения со всеми собранными по делу доказательствами. К таким доказательствам относятся показания свидетелей, заключение эксперта (например, об освидетельствовании ребенка в целях установления факта нанесения ему телесных повреждений), письменные доказательства (приговор суда по делу о злостном уклонении от уплаты алиментов) и др.

4. Пункт 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 10 содержит разъяснения относительно подготовки дела о лишении родительских прав к судебному разбирательству. При подготовке к судебному разбирательству дела о лишении родительских прав одного из родителей судье в целях защиты прав несовершеннолетнего и обеспечения надлежащих условий его дальнейшего воспитания, а также охраны прав родителя, не проживающего вместе с ребенком, необходимо в каждом случае извещать этого родителя о времени и месте судебного разбирательства и разъяснять, что он вправе заявить требование о передаче ему ребенка на воспитание.

С момента принятия судом заявления о лишении родительских прав в отношении ответчика могут быть применены обеспечительные меры, в частности отобрание ребенка у этого родителя.

Дела о лишении родительских прав рассматриваются районными судами (п. 4 ч. 1 ст. 23, ст. 24 ГПК). Территориальная подсудность определяется местом жительства ответчика. В случае если место нахождения ответчика неизвестно, суд объявляет розыск. Согласно ст. 50 ГПК РФ суд назначает адвоката в качестве представителя в случае отсутствия представителя у ответчика, место жительства которого неизвестно. Государственная пошлина по искам о лишении родительских прав как искам неимущественного характера составляет 100 рублей для физических лиц.

В ходе рассмотрения дела суд вправе в соответствии со ст. 184 ГПК РФ произвести осмотр на месте (по месту жительства ребенка (детей), ответчика) и непосредственно ознакомиться с условиями жизни ребенка. В том случае, если ребенок родителя, в отношении которого подано заявление, достиг 10 лет, то его мнение может быть учтено судом. Однако согласия ребенка на лишение родительских прав не требуется.

5. В решении суда о лишении родительских прав должно быть указано, кому передается ребенок на воспитание: другому родителю, органу опеки и попечительства или опекуну (попечителю), если он уже назначен в установленном порядке.

В случае если невозможно передать ребенка другому родителю или в случае лишения родительских прав обоих родителей, когда опекун (попечитель) еще не назначен, ребенок передается судом на попечение органа опеки и попечительства. При этом необходимо иметь в виду, что передача ребенка на воспитание родственникам и другим лицам допускается только в случае, когда эти лица назначены его опекунами или попечителями.

При передаче ребенка на попечение органов опеки и попечительства (п. 5 ст. 71, ст. 121 СК) суду не следует решать вопрос о том, как должна быть определена этими органами судьба ребенка (помещение в детское учреждение, школу-интернат, назначение опекуна и т.п.), поскольку выбор способа устройства детей относится к компетенции указанных выше органов.

Выписка из решения суда о лишении родительских прав в течение трех дней со дня вступления его в законную силу в соответствии с п. 5 ст. 70 СК РФ должна быть направлена судом в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации рождения ребенка (п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 10).

Читать дальше  Сколько нужно зарабатывать чтобы взять ипотеку

Прокурор входит в перечень лиц, имеющих право подавать в суд иски о лишении родительских прав. На прокурора, как на истца, возложена обязанность доказывать обстоятельства, изложенные в иске. Так как прокурор это лицо государства, то и подходить к подаче подобного заявление ему следует очень ответственно. Следует тщательным образом провести проверки, собрать достоверную информацию, привести неопровержимые доказательства.

Прокурор, как инициатор процесса, первым высказывает свою позицию и участвует в прениях сторон, отвечает на вопросы суда и не вправе заключать мировых соглашений.

Если иск о лишении прав родителя на ребенка был подан иным лицом, то прокурор в любом случае должен вступить в процесс. Подобная категория дела относится к таким разбирательствам, в которых участие представителя прокуратуры является обязательным.

Позиция прокурора в уже начатом судебном процессе по лишению прав должна быть в высшей степени активна. Он задает вопросы сторонам, принимает участие в опросе свидетелей (если таковые имеются), изучает представленные факты и доводы, исследует доказательственную базу. Если родители являются противными сторонами по делу, прокурор изначально не занимает ничью из сторон. Он объективно выслушивает мнения и матери и отца.

Так же как и судья, прокурор формирует свое восприятие сложившейся ситуации. После исследования всех доказательств и опроса всех лиц, участвующих в деле, свое мнение высказывает представитель органов опеки. Прокурор принимает к сведению и его позицию.

В самом конце судебного процесса, перед тем как судья удалится для принятия решения, прокурор дает свое заключение об исходе процесса, основывая его на услышанном и увиденном в ходе рассмотрения дела. Прокурор выражает свое мнение об обоснованности принятия того или иного решения, дает оценку обоснованности заявленного требования о применении крайней меры ответственности для родителей, высказывается о возможности применения ограничения родительских прав.

Участие прокурора в процессах по лишению родительских прав является дополнительной гарантией принятия обоснованного решения, основанного на требованиях закона. На практике нередко случается так, что прокурор в определенной степени поддерживает ответчика и предлагает предоставить ему второй шанс и время для исправления. Часто с инициативой применить ограничение родительских прав вместо их лишения выступает именно представитель прокуратуры.

Прокурор в деле о лишении родительских прав наделен всеми правами иных лиц, присутствующих в процессе. Его независимое мнение формируется на основании объективного и ответственного подхода к разрешению ситуации.

Полезные статьи

Возможность лишения отца родительских прав существует и при проживании отца совместно с ребенком, и в том случае, когда семья распалась, а ребенок остался с матерью.

Решение о лишении прав родителя принимается только в судебном порядке. Такое исковое заявление может подать ряд лиц, круг которых определен законодательством.

Определенные действия или необоснованное отсутствие таковых, если это причиняет вред здоровью и развитию ребенка, могут послужить основанием для лишения таких родителей их прав на ребенка.

Нас рекомендуют

Я в ноябре 2009 года обратилась к юристу из центра по лишению родительских прав, понравилось то, что специалисты работают только с этими проблемами, возможна оплата частями, заключается письменный договор где все четко указано. Рекомендую. Валерия С.

Очень долго искал подходящего специалиста для решения своей проблемы. В январе обратился за помощью к юристам по лишению родительских прав, заключил договор, начали работу, дело длилось чуть дольше чем мы предполагали, однако для меня главное то, что мы добились результата. Теперь я спокоен за будущее своего ребенка. Рекомендую. Виктор Константинович.

По рекомендации подруги обратилась к юристам по лишению родительских прав, мы добились выигрыша за 3 месяца, хотя ответчик был против наших требований о лишении.

Дата публикации: 12.06.2018 2018-06-12

Статья просмотрена: 297 раз

Библиографическое описание:

Сальникова Т. М. Проблемы участия прокурора в судопроизводстве по делам о лишении и ограничении родительских прав в форме дачи заключения // Молодой ученый. — 2018. — №23. — С. 130-131. — URL https://moluch.ru/archive/209/51356/ (дата обращения: 02.09.2019).

Статья посвящена проблемным вопросам участия прокурора в судопроизводстве по делам о лишении и ограничении родительских прав в форме дачи им заключения, которые выражаются в отсутствии законодательного закрепления понятия, признаков, формы и составных частей заключения прокурора, а также в его необязательности при вынесении решения по делу.

Ключевые слова: заключение прокурора, лишение и ограничение родительских прав, гражданский процесс.

Согласно статье 70 Семейного кодекса РФ, участие прокурора по делам о лишении и ограничении родительских прав, с целью поддержания законности и защиты прав несовершеннолетних, является обязательным [1]. Так, статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрены права прокурора по участию в гражданском процессе в форме инициирования судопроизводства, а также дачи заключения по делу [2]. На практике часто возникают проблемы со второй формой участия — дачей заключения по делу. Такая ситуация вызвана слабым законодательным урегулированием, неясностью процессуально-правового значения и содержания, а также отсутствием единообразия в применении заключения прокурора по делам о лишении и ограничении родительских прав.

Читать дальше  Подоходный налог с зарплаты если есть ребенок

По мнению автора, ключевой проблемой является отсутствие нормативно закрепленной дефиниции заключения прокурора и требований к его форме. Таким образом, заключение может быть дано в устной или письменной форме. Письменное заключение оглашается во время судебного заседания и приобщается к материалам рассматриваемого дела. Устное заключение прокурора просто вносится в протокол судебного заседания. Считаем, что такой важный акт, как заключение прокурора не может не иметь требований к форме, т. к. в нем выражается отношение государства к правоотношениям, возникшим в результате рассмотрения дела о лишении и ограничении родительских прав. А указание о заключении прокурора в одной лишь норме, а именно статье 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, без его более детального описания, недостаточно для эффективного функционирования данного института.

Также отсутствуют требования к содержанию заключения прокурора, которое предопределяет цель участия прокурора в данной категории дел. Так, Р. В. Габеев выразил следующее мнение: «…содержание заключения прокурора должно отвечать требованиям, предъявляемым к содержанию решения суда. В частности, оно должно содержать оценку требований истца и возражений ответчика; определение круга обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела; указание на обстоятельства, установленные судом; нормы материального и процессуального права, подлежащие применению» [3; с. 50]. Перечисленные требования к содержанию заключения прокурора по делам о лишении и ограничении родительских прав вполне удовлетворяли бы цель участия прокурора в деле — обеспечение права на семью, материнство и детство, путем защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов ребенка, как самого незащищённого члена семьи.

На следующую проблему, а именно — необязательность заключения прокурора при принятии решения судом, указывает Конституционный Суд Российской Федерации. В своем определении от 25.02.2013 № 200-О суд отметил, что заключение прокурора не может предопределять позицию суда по конкретному делу, которая должна формироваться в результате установления фактических обстоятельств, а также беспристрастного, всестороннего и полного исследования всех материалов и доказательств, заслушивания мнений, доводов сторон и других лиц, участвующих в деле [4]. Как верно замечают О. А. Гуреева и А. Е. Скачкова: «Исходя из принципа независимости судей и подчинения их только Конституции РФ и федеральному законодательству, заключение прокурора не является обязательным для суда и, как следствие, носит рекомендательный характер» [5; с. 118]. Однако, мнение прокурора, содержащееся в заключении, дает возможность суду точнее уяснить позицию представителя государства, воспринять его аргументацию, сопоставить с доводами сторон по делу и в полной мере сформировать свое внутреннее убеждение относительно оценки доказательств, круга установленных обстоятельств, обоснованности и правомерности заявленных требований по делам о лишении и ограничении родительских прав. Ю. Г. Насонов считает, что: «Вступление прокурора в процесс призвано содействовать суду в объективном рассмотрении социально значимых гражданских дел и вынесении законного и обоснованного решения. Задача прокурора — добиваться реального устранения нарушения закона и восстановления прав граждан, организаций, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в интересах которых поданы исковые заявления в суд» [6; с. 52].

Проанализировав существующие проблемы заключения прокурора по делам о лишении и ограничении родительских прав, можно прийти к выводу, что существование дефиниции заключения является важным для уточнения его процессуального содержания, для уяснения механизма взаимодействия прокурора и суда, а вместе с этим и роли прокурора, участвующего в судебном процессе. Понятие заключения прокурора можно сформулировать, как основанное на правовой оценке фактических обстоятельств дела и внутреннем убеждении мотивированное мнение прокурора о том, как должно быть разрешено дело, выражаемое им в судебном заседании. Фактически заключение прокурора является одним из эффективных средств гарантирования законности в сфере гражданского судопроизводства, так как оно способствует обеспечению полного, всестороннего и объективного исследования судом обстоятельств дела, в связи с чем необходимо внести дополнения в Гражданский процессуальный кодекс РФ, которыми определить понятие и обязательную письменную форму заключения прокурора по гражданским делам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector