Разделение рабочего дня на части для водителей | Загранник

Разделение рабочего дня на части для водителей

Р азделение рабочего дня на части является одним из видов режима рабочего времени (ч. 1 ст. 100, ст. 105 Трудового кодекса РФ).

Такой режим не может быть установлен произвольно или по желанию одной из сторон трудовых отношений. В случае возникновения трудового или налогового спора работодатель должен будет доказать, что для подобного деления существовали объективные причины.

Составляющие разделенного рабочего дня отдельных категорий работников определены отраслевыми нормативными правовыми актами. Работодателю нужно учесть их положения при разработке локального документа.

Вместе с тем наличие нормативно закрепленных перечней профессий и должностей сотрудников, рабочий день которых разрешено делить на части, не исключает возможности применения этого режима к иным работникам.

В статье 105 ТК РФ указано, что рабочий день разделяется на части работодателем на основании локального нормативного акта (далее – ЛНА), принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (если в компании есть профсоюз). А значит, такой режим можно установить любому сотруднику, если для этого есть объективные причины и соблюдена определенная процедура.

Основания для разделения рабочего дня на части

Как видно из определения обсуждаемого режима, при разделении рабочего дня на части действуют некоторые ограничения. Так, общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленной продолжительности ежедневной работы. При этом работодатель должен вести строгий учет отработанного времени в табеле учета рабочего времени. В нем проставляется общее количество фактически отработанных часов, которое должно соответствовать установленной продолжительности ежедневной работы.

К примеру, если рабочий день (смена) составляет 8 часов, то независимо от деления на части рабочее время должно также составлять 8 часов.

При этом в верхней строке графы «Отметки о явках и неявках на работу по числам месяца» напротив фамилии работника проставляется код «Я» или «01», а в нижней строке указывается продолжительность работы в таком режиме.

Категории работников, чей рабочий день может быть разделен на части

Неоплачиваемые перерывы

Обратите внимание

Работа при разделении рабочего дня на части не относится к сменной (ст. 103 ТК РФ). Это разные режимы рабочего времени, регулируемые различными нормами ТК РФ.

Время перерывов в рабочее время не включается и не оплачивается. Количество частей, на которое может делиться рабочий день, а также продолжительность неоплачиваемых перерывов между ними ТК РФ не регламентированы и определяются работодателем. Как правило, это две приблизительно одинаковые части с перерывом более двух часов.

Разделение рабочего дня на части создает неудобства сотрудникам, которые вынуждены оставлять рабочее место, а затем возвращаться на работу. Поэтому несмотря на неоплачиваемость перерывов такие издержки работодателю все-таки придется возместить.

При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, работнику производятся соответствующие выплаты. К таким условиям относится в т. ч. режим разделения рабочего дня на части. Указанные выплаты могут быть предусмотрены законодательством, коллективным договором, соглашениями, ЛНА, трудовым договором (ст. 149 ТК РФ). Они относятся к числу компенсационных и не учитываются в размере оклада (определение Верховного Суда Республики Коми от 13.01.2011
№ 33–8/2011)
.

пример

Женщинам (независимо от места их проживания), работающим в сельской местности, где по условиям труда рабочий день разделен на части (с перерывом более двух часов), предусмотрена оплата труда, повышенная на 30% (п. 1.7 постановления Верховного Совета РСФСР от 01.11.1990 № 298/3–1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе»).

Руководителям структурных подразделений железных дорог при работе с разделением рабочего дня (смены) на части (с перерывом в работе более двух часов) может устанавливаться доплата в размере до 30% тарифной ставки (оклада) за фактически отработанное время (п. 4.4 Положения об оплате труда работников филиалов открытого акционерного общества «Российские железные дороги», утв. решением Правления ОАО «РЖД» от 15.04.2004, протокол № 8).

НА ЗАМЕТКУ

Работнику, у которого рабочий день разделен на части, нужно предоставить перерыв для отдыха и питания

Норма о предоставлении перерыва обязательна для исполнения всеми работодателями вне зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности, а также от режима рабочего времени, установленного в организации, продолжительности рабочего дня (смены) и т. д.(определение Верховного Суда Республики Коми от 25.06.2012 № 33-2603АП/2012).

Время, предоставляемое для отдыха и питания, может быть использовано в любой части рабочего дня, его также можно присоединить к одному из перерывов между частями. Главное, чтобы оно составляло не менее 30 минут и не более двух часов. Такой перерыв не включается в рабочее время и не оплачивается (ч. 1, 2 ст. 108 ТК РФ).

Читать дальше  Невыплата заработной платы в день увольнения

Процедура оформления

Введение режима разделения рабочего дня на части предполагает следующий алгоритм действий.

ЭТАП 1. Разрабатываем проект ЛНА

Это может быть специальный раздел правил внутреннего трудового распорядка или отдельный ЛНА, устанавливающий порядок и условия разделения рабочего дня на части, например Положение о режимах рабочего времени (приложение 2).

В таком документе нужно указать следующую информацию:

  • категории, должности работников, для которых вводится разделение рабочего дня;
  • количество частей рабочего дня;
  • продолжительность, время начала и окончания каждой части;
  • количество и продолжительность неоплачиваемых перерывов в течение рабочего дня;
  • продолжительность, время начала и окончания перерыва для отдыха и питания;
  • дата, с которой вводится разделение рабочего дня на части;
  • период, в течение которого действует данный режим (при установлении определенного срока);
  • размер доплаты работнику за разделение рабочего дня на части;
  • иные условия (при необходимости).

ЭТАП 2. Получаем мотивированное мнение профкома (при его наличии)

Если в компании создан профком, то ЛНА принимается с учетом его мнения (ст. 105, 372 ТК РФ). Соответственно, если профсоюза в организации нет, этот этап исключается.

Шаг 1. Направляем ЛНА в профком

Документ прилагается к сопроводительному письму (приложение 1). В содержательной части письма нужно изложить причины утверждения режима разделения рабочего дня на части и обратиться к профкому с просьбой об оформлении мотивированного мнения.

Важно зафиксировать факт получения профкомом такого письма (например, отметкой о получении на копии), так как с этой даты начнется отсчет срока, в течение которого профком обязан направить мотивированное мнение.

Шаг 2. Получаем мотивированное мнение профкома

Профком должен направить работодателю письменное мотивированное мнение по проекту ЛНА не позднее пяти рабочих дней со дня его получения. Если этого не произошло или профком представил немотивированное мнение, работодатель имеет право утвердить ЛНА в первоначальном виде.

Обратите внимание

Учет мнения профкома не означает согласования с ним ЛНА. Работодатель вправе прислушаться к мотивированному мнению профкома или решить вопрос на свое усмотрение и утвердить ЛНА в том виде, в каком считает целесообразным.

Шаг 3. Учитываем мотивированное мнение профкома

Если профком согласен на утверждение ЛНА в представленном виде, то после получения его письменного мотивированного мнения на ЛНА делается отметка: «Мнение профкома учтено (протокол от “____” _________ 20 ___ г. № ______)». Такая отметка может быть проставлена под подписью составителя документа или визами согласования.

Если же профком не согласился на утверждение ЛНА в представленном виде и работодатель согласен с внесенными поправками, ЛНА направляется на доработку с учетом внесенных замечаний и только после этого утверждается с той же пометкой об учете мнения представительного органа работников.

Если работодатель не согласен с внесенными поправками, в течение трех дней после получения мнения он должен:

  1. Известить профком о времени и месте проведения дополнительных консультаций.
  2. Провести дополнительные консультации.
  3. Оформить протокол по результатам консультаций, указав в нем:
    • (или) достигнутые договоренности по ЛНА;
    • (или) факт недостижения согласия сторон по возникшим разногласиям.

После оформления протокола работодатель утверждает ЛНА и делает отметку об учете мнения профкома.

ЭТАП 3. Утверждаем ЛНА

ЛНА, в котором предусмотрено разделение рабочего дня на части (приложение 2), должен быть утвержден руководителем организации путем:

  • проставления в верхнем правом углу на титульном листе ЛНА грифа «Утверждаю», наименования должности лица, утверждающего документ, его подписи, Ф. И. О. и даты утверждения;
  • или издания приказа по основной деятельности, вводящего в действие этот документ (с указанием конкретной даты введения, а также лиц, ответственных за контроль исполнения ЛНА).

ЭТАП 4. Знакомим работников с ЛНА

Работодатель должен ознакомить работников, для которых введен режим разделения рабочего дня на части, с соответствующим ЛНА под подпись как при приеме на работу (до подписания трудового договора), так и в том случае, когда трудовой договор с ними уже заключен.

ЭТАП 5. Заключаем дополнительные соглашения к трудовым договорам

Режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя) относится к числу условий, обязательных для включения в трудовой договор (абз. 6 ч. 2 ст. 57 ТК РФ).

В связи с этим введение режима разделения рабочего дня на части в соответствии с утвержденным ЛНА признается изменением обязательных условий трудового договора. Оно может быть произведено только с согласия работника, т. е. после внесения соответствующих изменений в письменной форме в заключенный с ним трудовой договор (ст. 72 ТК РФ).

В дополнительном соглашении к трудовому договору нужно предусмотреть условия о новом режиме разделения рабочего дня на части, времени отдыха и доплате за такой режим.

В отношении вновь принимаемых на работу сотрудников, чей рабочий день разделен на части, все перечисленные условия будут прописаны в тексте трудового договора (приложение 3).

Читать дальше  Удалена матка и яичники положена инвалидность

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Если работодатель не установит доплату за разделение рабочего дня на части, работник может обратиться за защитой своих прав в государственную инспекцию труда. Рассмотрев жалобу, ГИТ может предъявить предписание об устранении нарушений трудового законодательства, обязательное для работодателя (ст. 356, абз. 6 ч. 1 ст. 357 ТК РФ).

Комментарий к статье 105

1. Статья устанавливает основания, при которых вводится разделение рабочего дня на части: особый характер труда в организациях (например, организации, обслуживающие население); производство работ, интенсивность которых не одинакова в течение рабочего дня (смены) (например, городской пассажирский транспорт). Установить разделение рабочего дня на части, или раздробленный рабочий день, можно при соблюдении условия – общая продолжительность рабочего времени не может превышать предусмотренную продолжительность ежедневной работы.

Законодательством не определяется, на какое количество частей может быть разделен рабочий день. На практике рабочий день делится на две части с перерывом более 2 часов. Возможно установление большего количества перерывов. Указанные перерывы не оплачиваются. Обеденный перерыв включается в указанные перерывы.

2. Разделение рабочего дня на части вводится работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Локальный нормативный акт, регулирующий разделение рабочего дня на части, должен предусматривать: круг работников, для которых вводится раздробленный рабочий день; величину продолжительности частей, на которые разделен рабочий день, величину продолжительности перерыва между ними; срок, на который вводится раздробленный рабочий день (или срок не указывается), и др. Поскольку режим, при котором рабочий день разделен на части, неудобен работнику, в локальном нормативном акте может предусматриваться выплата работнику доплат.

3. Для некоторых категорий работников разделение рабочего дня на части установлено законодательством. Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. Приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. N 15, предусмотрено, что водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через 4 часа после начала работы. Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более 2 часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены). Перерыв между двумя частями смены предоставляется в месте дислокации или месте, определенном для отстоя автобусов и оборудованном для отдыха водителей.

Приказом Минсвязи России от 8 сентября 2003 г. N 112 утвержден Перечень профессий и должностей работников связи, для которых работодатель может устанавливать разделенный на части рабочий день. В него включены: начальники отделений связи (включая передвижные отделения связи) 5, 6 и 7 групп; операторы связи по приему и выдаче почтовых отправлений и телеграмм, а также по организации доставки почты; сортировщики почтовых отправлений и произведений печати в доставочных организациях связи; почтальоны по доставке почтовых отправлений, периодической печати, телеграмм и денежных средств; телефонисты переговорных пунктов; электромонтеры станционного оборудования по обслуживанию бюро ремонта телефонов ГТС и СТС; телефонисты справочной службы справочно-информационного узла телефонной сети и др.

Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей, утв. Приказом Минтранса России от 18 октября 2005 г. N 127, определено, что водителям с их согласия рабочий день (смена) может быть разделен на две части. Перерыв между двумя частями рабочего дня (смены) устанавливается не позже чем через 4 часа после начала работы. Продолжительность перерыва между частями рабочего дня (смены) при разделении рабочего дня (смены) на части в дневное время должна быть не более 2 часов без учета времени для отдыха и питания, в ночное время – не более 6 часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительной ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены). Перерыв между двумя частями смены предоставляется в месте, оборудованном для отдыха водителей.

Разделение рабочего дня на части — мера, к которой прибегает работодатель в том случае, если в течение суток труд работника требуется лишь время от времени. Разберемся на примере водителей, как это выглядит и как регулируется нормами трудового права.

Как производится разделение рабочего дня на части для водителей

Скачать приказ о разделении рабочего дня

Одним из ярчайших примеров разделения рабочего дня на части является труд водителей. В частности, такое активно практикуется для тех из них, кто управляет рейсовыми автобусами на пригородных и междугородних маршрутах. Дело в том, что водители должны подчиняться графику отправления автобусов, устанавливаемому местными предприятиями пассажирского транспорта. В результате промежуток, охватывающий все поездки, может превышать стандартные для 40-часовой недели с 5 рабочими днями 8 часов в день. При этом ни сверхурочные (ст. 99 ТК РФ), ни ненормированный день (ст. 101 ТК РФ) применить не получится, т. к.:

  • общее количество сверхурочных часов не может быть больше чем 120 за учетный год, рейсы же часто требуется совершать каждый день;
  • использовать ненормированное время постоянно, а не эпизодически, от случая к случаю, прямо запрещают и ст. 101 ТК РФ, и разъяснение, данное письмом Роструда от 07.06.2008 № 1316-6-1.
Читать дальше  Полоса отвода железной дороги сколько метров

Возможно использование сменного графика при суммированном учете времени труда, однако при таком режиме работы составить график достаточно сложно. Кроме того, работа в течение 2 смен подряд по закону недопустима, а на практике вполне реальна — например, когда водитель выполнил один рейс, затем прождал пару часов и поехал на другой, потому что работника, который бы заменил его между сменами, не было.

Выходом является разделение рабочего дня на части, т. к. в этом случае за счет нерабочего промежутка общее количество отработанных часов за день не превышает установленной законом нормы. При этом службам по персоналу транспортных и иных предприятий, осуществляя разделение рабочего дня на части для водителей, необходимо руководствоваться как ст. 105 ТК РФ, так и конкретно положением, утвержденным приказом Минтранса РФ «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени…» от 20.08.2004 № 15. В частности, п. 13 вышеуказанного положения, говоря о рабочем дне для водителей, указывает, что с согласия самих работников допускается деление трудового времени на 2 части с таким расчетом, чтобы общая их продолжительность не превышала установленной нормы.

При этом важно учесть следующие моменты:

  1. Разрыв между обеими частями должен начинаться не позже чем через 5 часов после начала смены.
  2. Если разрыв составляет больше 4 часов, водитель вправе рассчитывать на перерывы для отдыха в первой части работы (продолжительность каждого перерыва — не меньше 15 минут). Правило это касается, впрочем, только водителей на городских и пригородных маршрутах (т. е. не междугородних).
  3. Разрыв между частями рабочего дня — не свыше 2 часов. В это время не входит ни обеденный перерыв, ни время отдыха. Увеличение перерыва до 3 часов допускается, если есть соответствующее соглашение по отрасли, локальный акт и сам работник на такие условия согласился.

Необходимость получения согласия водителя легко объяснима: при разделении рабочего дня на части время перерыва не учитывается и не оплачивается, работник же при этом лишен возможности заниматься своими личными делами. Именно поэтому важно, чтобы его самого устроил такой режим работы.

Разделение дня для водителей электротранспорта и метро

Применительно к водителям, управляющим не автобусами, а трамваями и троллейбусами, действует другой нормативный акт — положение, утвержденное приказом Минтранса РФ «Об утверждении Положения об особенностях…» от 18.10.2005 № 127. Основными отличиями от разделения рабочего дня на части для водителей автобусов в этом случае являются следующие пункты:

  1. Перерыв между обеими частями дня должен начинаться не позже чем через 4 часа.
  2. Длительность перерыва: не более 2 часов — днем и не больше 6 часов — ночью. Варианты удлинения не предусмотрены, но время обеда и отдыха не учитывается (как у водителей автобусов пригородных и городских маршрутов).
  3. На время перерыва при разделении рабочего дня на части водителю должно быть предоставлено место для отдыха.

В том случае, если речь идет не о водителях, а о машинистах метро (хотя суть их работы та же — управление пассажирским электротранспортом), действуют уже п. 17 и 18 положения, утвержденного приказом Минтранса РФ «Об утверждении Положения об особенностях режима…» от 08.06.2005 № 63. Согласно этим нормам, разделение рабочего дня на части машинистов метро производится по следующим правилам:

  • вводится либо 1 перерыв на 2 часа, либо 2 — по часу;
  • отдых и питание в перерыв включаются;
  • у работников, занятых в составе локомотивных бригад при разделении рабочего дня на части в ночное время перерыв между частями не может быть меньше 2,5 часов.

Условия и порядок оформления разделения трудового дня

Скачать форму трудового договора

Для того чтобы сотрудник работал в режиме разделения рабочего дня на части, необходимы следующие условия:

  1. Труд должен носить особый характер. Это уже было рассмотрено на примереразделения рабочего дня на части в случае с водителями, но то же самое касается, в частности, уборщиков офисных и производственных помещений. Заниматься своей работой в то время, когда трудятся остальные сотрудники, им крайне неудобно, поэтому разделение рабочего дня на части для них — естественное решение проблемы.
  2. Интенсивность должна быть неодинаковой в течение дня (смены). Грубо говоря, работник качественно трудится несколько часов в начале и несколько часов в конце дня, а в остальное время ничего не делает. Естественно, что работодатель не горит желанием оплачивать ему все время.

При этом в любом случае для разделения рабочего дня на части требуется, чтобы на предприятии был принят локальный акт соответствующего содержания. Обычно разделениепроизводится на основании локального положения, утвержденного работодателем после согласования с профсоюзом либо иным органом, представляющим интересы работников. Также сведения об этом заносятся в трудовые договоры работников, трудящихся в таком режиме.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector