Разработка паспорта доступности для инвалидов | Загранник

Разработка паспорта доступности для инвалидов

Содержание

6 минут Марина Семенова 3433

Каждое медучреждение, которое планирует работать с недееспособными людьми, должно оформить паспорт доступности для инвалидов. Это важный документ, который наделяет правом на работу в определённой местности. В настоящее время документ доступности оформляется эксклюзивно профильными госинстанциями.

Как контролируется доступность для инвалидов

Основным законодательным документом, обеспечивающим права нетрудоспособного населения, является ФЗ№181. В этот норматив в 2017 году были внесены коррективы, которые приняты ФЗ№116. Редакция закона дополнена статьей, в соответствии с которой уровень открытости различных сфер услуг для инвалидов, а также всевозможных объектов будут контролироваться следующими госструктурами:

  • При совершении госконтроля или надзора за исполнением – Правительством РФ.
  • На региональном уровне госнадзор уполномочен проводить высший исполнительный орган субъектной госвласти.

Регламент осуществления госконтроля за приемлемостью для нетрудоспособных лиц мест социального значения, транспортной инфраструктуры закреплён положениями ФЗ№ 294. «Паспорт доступности объектов для инвалидов» был разработан при внедрении программы «Доступная среда», как специальный сертификат, предоставляющий право на обслуживание граждан любой формы инвалидности. Лечение особенных людей имеет целый список особенностей, характерных только для них и поэтому требуется исполнение определенных мер.

В чем заключается открытость мест

Люди, имеющие постоянные расстройства здоровья, которые вызваны заболеваниями или травмами, остро нуждаются в государственной соцзащите, также маломобильные граждане – инвалиды, испытывающие значительные трудности при самостоятельных передвижениях и ориентировании имеют ограниченные физические данные и поэтому для них не всегда гарантирована приемлемость в необходимых заведениях и возможность получения услуг в различных инфраструктурах.

Для создания оптимальных условий, при которых гарантировано отсутствие барьеров перед недееспособными гражданами, государством внедрён паспорт доступности для инвалидов объекта.

К учреждениям, которые непосредственно занимаются обслуживанием ограниченных по здоровью лиц, где наличие паспортизации строго обязательно можно отнести:

  • Медучреждения всех профилей.
  • Спецмагазины, предназначенные для особенных людей.
  • Сервисные центры по оказанию недееспособным особам спецуслуг.

Только после проверки специализированными госорганами, соискателю реально оформить требуемый сертификат. Процесс исполнения достаточно объёмный. Но на основании этого документа определяется соответствие конкретного учреждения требованиям законодательства об обеспечении открытости для недееспособных людей к соцкультобъектам и услугам.

В своей деятельности все медучреждения должны оформить разрешение на осуществление работы. Сертификат является именно таким разрешительным документом. В нём содержатся сведения о наличии доступа без препятствий неполноценным особам ко всем услугам. При этом пациентам, проходящим лечение в этих учреждениях и имеющим ограниченные физические данные, должны быть предоставлены:

  • Услуги транспортного средства для перемещения больного в обе стороны.
  • Все предписанное оборудование и медперсонал, обученный для обслуживания неполноценных лиц в домашних условиях.
  • Оптимальные условия в медучреждениях для недееспособных граждан.

Каждое из указанных требований контролируется соответствующими органами и при выявлении любых нарушений форма не выдается. Сейчас искомую информацию реально изучить на сайтах органов госконтроля или у профильных специалистов.

Все паспортизированные учреждения любого профиля занесены в единую «Дорожную карту» с целью, чтобы лица с инвалидностью могли определить, насколько выбранное ими заведение подходит для осуществления надобностей.

По закону медицинские учреждения, в которых осуществляется работа с инвалидами, должны иметь паспорт доступности для недееспособных лиц. Данный документ обеспечивает право осуществлять деятельность в определённой местности, а его оформление для профильных госинстанций является эксклюзивным.

Контроль доступности для граждан с ОВЗ

Права лиц, признанных нетрудоспособными, на уровне государства обеспечивает ФЗ №181. Указанный норматив корректировался в 2017 году и соответствующие правки были приняты ФЗ №116. В закон включили статью, касающуюся контроля открытости (доступности) различных объектов и услуг для инвалидов. Контролирующая функция возложена на:

Читать дальше  Социальные льготы для работающих пенсионеров

– Правительством РФ, если речь идёт о надзоре за выполнением конкретных задач по доступности или осуществлении госконтроля;

– высший исполнительный орган власти — здесь тоже осуществляется госнадзор, только на уровне субъекта.

Помимо этого в ФЗ № 294 закреплён регламент, ориентируясь на который должен осуществляться госконтроль за приемлемостью для инвалидов транспортной инфраструктуры и мест социального значения.

Что касается «Паспорта доступности объектов для инвалидов», его разработка напрямую связана с программой «Доступная среда». Разработанный в рамках этой программы специальный сертификат (паспорт) наделяет организацию правом обслуживать любых граждан с ОВЗ независимо от формы инвалидности.

Документ актуален, например, потому, что лечение инвалидов связано с рядом особенностей, обусловленных характеристикой заболевания. То есть во время обслуживания таких граждан должны выполняться определённые требования, а паспорт представляет собой наглядное доказательство приведения в исполнение этих самых требований.

Кто и для чего должен пройти паспортизацию

Граждане, имеющие расстройства здоровья, причиной которых стали травмы, заболевания и тд, признаются нуждающимися в социальной защите и государственной поддержке. Не исключение здесь маломобильные лица, то есть ограниченные физически, испытывающие трудности в плане ориентации в пространстве и передвижения. Так как самостоятельно и свободно посетить необходимое заведение, получить жизненно важную услугу они не в состоянии, возникла потребность в создании для них оптимальных условий. Другими словами, перед недееспособными лицами должны быть устранены все барьеры и препятствия, чтобы им удалось посетить требуемый объект.

В качестве учреждений, которым в любом случае понадобится паспорт доступности, можно обозначить:

– медицинские организации всех профилей;

– специализированные магазины, созданные для лиц с ОВЗ;

– сервисные центры, оказывающие инвалидам спецуслуги.

Оформить сертификат можно будет только по итогам проверки, проводимой специальными госорганами. Процесс трудоёмкий, зато в результате будет определена доступность конкретного учреждения для инвалидов, а также его соответствие требованиям о создании открытости к соцкультобъектам и услугам.

Этапы оформления паспорта доступности

Условно следует обозначить несколько этапов:

– на первом происходит рассмотрение представленной документации, её выправление;

– второй заключается в подготовке объекта, когда руководитель выполняет все требования, следует правилам и устраняет препятствия, обеспечивая доступность для лица с группой инвалидности.

В результате должен быть сформирован официальный документ, сформированный с учётом определённых факторов, и учреждение должно им соответствовать.

С точки зрения последовательности процесс выглядит следующим образом:

– исследование подготовки места, обязательно всестороннее;

– оценка регламента подготовки;

– заполнение кандидатом анкетных шаблонных опросников;

– подача бумаг в соответствующую инстанцию;

– рассмотрение заявки и принятие решения.

Если всё в порядке и вопросов к учреждению нет, выдают паспорт (сертификат) доступности. К слову, его образец на текущий год представлен на информационном стенде исполкома местных советов НП.

Далее рассмотрим основные требования, предъявляемые к некоторым организациям для получения ими паспорта.

Медучреждения

Чтобы осуществлять свою работу, учреждение должно иметь на это разрешение, то есть сертификат. Он включает в себя сведения о беспрепятственном доступе инвалидов ко всем услугам, оказываемым здесь. По факту это означает, что пациент с ограниченными возможностями здоровья обеспечивается:

– услугами транспортного средства для своего перемещения в обе стороны;

– всем предписанным оборудованием и помощью медперсонала, обученного, в том числе, для оказания услуг на дому;

– иными оптимальными условиями, гарантирующими доступность медучреждения.

Отсутствие сертификата грозит наложением санкций. При отсутствии нарушений и соблюдении социальных нормативов, подготовленности объекта и профессиональной готовности персонала владелец предприятия получит паспорт.

Дошкольные и образовательные учреждения

Сертификат указанным организациям (точнее, их руководителям) гарантирован в случае:

– оснащения входа вывеской с использованием шрифта Брайля;

– наличие помещений с индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой;

– свободного доступа для колясок;

– прохождение работниками специального инструктажа и курсов по инклюзивному образованию (последние являются ежегодными);

Напомним, что после изучения объекта на предмет соответствия требованиям можно получить паспорт доступности с прописанными в нём результатами проверки.

Общественные здания

Статья 15 ФЗ № 181 запрещает планировку и застройку городов и НП, если они не приспособлены для инвалидов, малоподвижных граждан. Данное правило призвано обеспечить равными возможностями абсолютно всех людей независимо от состояния здоровья. Каждый гражданин должен быть участником социума. Подчеркнём также удобство адаптированных зданий для пожилых, матерей с прогулочными колясками, покупателей с ручной кладью.

Напоследок отметим важный факт: в 2015 году согласно Приказу Минтранса о порядке создания условий доступности для пассажиров с ОВЗ запустилась работа по приведению всех вокзальных помещений и транспортных средств ЖД в соответствующее состояние, то есть данные объекты также должны иметь паспорт доступности.

Читать дальше  Отпуск без сохранения заработной платы форма

Ознакомиться с перечнем паспартизированных мест и, соответственно, получить представление об их доступности, можно в единой «Дорожной карте».

по проведению паспортизации объектов социальной инфраструктуры

Действующим законодательством Российской Федерации определены требования к органам власти и организациям независимо от организационно-правовой формы по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, информации, а также ответственность за уклонение от исполнения этих требований.

Параметры доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов содержатся в Своде правил СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" (далее – СП 35-01-2001).

При дооборудовании к потребностям инвалидов зданий, построенных до вступления в силу СП 35-01-2001, требуется проведение обследования объектов социальной инфраструктуры и предоставляемых на них услуг в целях вынесения оценки состояния их доступности для инвалидов и выявления нарушений правил доступности.

Приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 01.01.01 г. утверждена методика, позволяющая объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики (далее – Методика паспортизации).

Основные положения Методики паспортизации

Понятие паспортизации

Паспортизация – это технология работы по учету и оценке состояния доступности объектов и оказываемых ими услуг с целью разработки рекомендаций по их адаптации для инвалидов (предусматривает занесение данных в паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры).

Объект социальной инфраструктуры – это организация или часть ее (обособленное структурное подразделение или филиал), являющаяся поставщиком определенных социальных услуг (одной или нескольких), занимающая определенный объект недвижимости (здание полностью или часть его) с прилегающим участком (при его наличии и закреплении за организацией).

Одной из задач паспортизации является вынесение оценки доступности объекта социальной инфраструктуры для граждан 5 форм инвалидности.

Инвалиды с нарушениями слуха

Инвалиды, передвигающиеся на креслах-колясках

Инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Инвалиды с нарушениями зрения

Инвалиды с нарушениями умственного развития

Характеристика параметров доступности структурно-функциональных зон объекта социальной инфраструктуры содержится в приложении Б.1-6 к Методике паспортизации.

В процессе паспортизации заполняются следующие документы:

– анкета к паспорту доступности объекта социальной инфраструктуры;

– акт обследования к паспорту доступности объекта социальной инфраструктуры;

– паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры;

– адресная программа (план) адаптации объекта социальной инфраструктуры и обеспечения доступности услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения;

– отчет об исполнении адресной программы (плана) адаптации объекта социальной инфраструктуры и обеспечения доступности услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения.

Формы документов содержатся в Методике паспортизации.

Основные этапы паспортизации

Проведение паспортизации объекта социальной инфраструктуры осуществляется учреждением (организацией). Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры утверждается руководителем учреждения (организации). Контроль за проведением паспортизации объектов социальной инфраструктуры осуществляется органами исполнительной власти края и органами местного самоуправления.

проведение анкетирования в целях общей характеристики объекта социальной инфраструктуры, сбора первичных сведений о доступности объекта и предоставляемых услуг

анкета к паспорту доступности объекта социальной инфраструктуры

Этап экспертной оценки

оценка состояния доступности объекта социальной инфраструктуры

– акт обследования к паспорту доступности объекта социальной инфраструктуры;
– паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры

формирование рабочей группы (комиссии).
В состав рабочей группы (комиссии) включаются:
– работники учреждения (организации);
– представители общественных организаций инвалидов;
– представители арендодателя (по согласованию);
– представители иных организаций (по согласованию)

список рабочей группы (приказ об утверждении комиссии); план обследования объекта социальной инфраструктуры

организация инструктажа членов рабочей группы о задачах и общем порядке проведения обследования объектов

журнал первичного инструктажа

проведение обследования объекта социальной инфраструктуры

– акт обследования к паспорту доступности объекта социальной инфраструктуры;
– паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры

Этап управленческого решения

разработка и утверждение адресной программы (плана) адаптации объекта социальной инфраструктуры и обеспечения доступности услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения

адресная программа (план) адаптации объекта социальной инфраструктуры и обеспечения доступности услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения

реализация и итоговый контроль исполнения адресной программы (плана) адаптации объекта социальной инфраструктуры и обеспечения доступности услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения

отчет об исполнении адресной программы (плана) адаптации объекта социальной инфраструктуры и обеспечения доступности услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения

Технология оценки состояния доступности объектов социальной инфраструктуры

При заполнении документов по паспортизации особое внимание необходимо уделять информации, отражающей уровень доступности обследуемого объекта.

Читать дальше  Сколько стоит подключить свет после отключения

В пункте 3.3 паспорта доступности объекта социальной инфраструктуры выносится оценка варианта организации доступности объекта или формы обслуживания для всех форм инвалидности. Методикой паспортизации предусмотрены следующие варианты организации доступности.

Вариант организации доступности объекта (формы обслуживания)

Доступность всех зон и помещений – универсальная

Доступны специально выделенные участки и помещения

Доступность условная: дополнительная помощь сотрудника, услуги на дому, дистанционно

Не организована доступность

В пункте 3.4 паспорта доступности объекта социальной инфраструктуры дается оценка доступности отдельных частей или структурно-функциональных зон объекта социальной инфраструктуры для всех форм инвалидности.

Критерии оценки состояния доступности приведены в Классификаторе объектов социальной инфраструктуры по состоянию (уровню) доступности:

Оценка состояния доступности

Обоснование решения о состоянии доступности объекта

Рекомендации по обустройству и адаптации ОСИ

Доступен полностью всем

Соответствие требованиям нормативных документов в проектировании и строительстве по всем 6 функциональным зонам для всех категорий инвалидов – как с точки зрения досягаемости и безопасности, так и информативности и комфорта (территория, прилегающая к зданию; входы в здание; пути движения внутри здания; места целевого назначения; санитарно-гигиенические помещения и системы информирования) – по варианту "А" (п.1.6 СП 35-101-2001)

Соответствует требованиям универсального дизайна.

Мер по адаптации объекта для маломобильных групп населения не требуется.

Объект может быть рекомендован как основной ("базовый") для обслуживания инвалидов всех категорий

Доступен полностью избирательно

Соответствие нормативным требованиям (как досягаемости и безопасности, так и информативности и комфорта) по варианту "А" (согласно п.1.6 СП 35-101-2001) всех 6 функциональных зон – но для отдельных категорий инвалидов: с нарушениями опорно-двигательного аппарата (о), для передвигающихся на коляске (к), для инвалидов с нарушениями зрения (с), для инвалидов с нарушениями слуха (г), либо для инвалидов с нарушениями умственного развития (у)

При наличии технических (архитектурно-планировочных) и финансовых возможностей рекомендованы мероприятия по обустройству (адаптации) объекта в первой очереди для обеспечения доступа по всем функциональным зонам всем категориям инвалидов

Доступен частично всем

1) Соответствие нормативным требованиям основных функциональных зон (2-4) – обеспечен доступ к месту целевого назначения для всех категорий граждан.

2) Обустроены специально выделенные пути и места обслуживания, специальные участки для обслуживания маломобильных граждан варианту "Б" (п.1.6 СП 35-101-2001): "выделены в уровне входной площадки специальные помещения, зоны или блоки, приспособленные и оборудованные для инвалидов, а также устроены специальных входы, пути движения и места обслуживания"

Предлагается обустройство во второй очереди, как требующее больших по сравнению с предыдущим вариантом средств и времени и более сложных технических решений (обустройство территории, санитарно-гигиенических помещений; обеспечение систем информации на объекте)

Доступен частично избирательно

1) Соответствие нормативам лишь основных функциональных зон (досягаемости мест целевого назначения) для отдельных категорий инвалидов

2) Организованы специально выделенные пути и места обслуживания для отдельных категорий инвалидов, а также специальные участков для их обслуживания – по варианту "Б" (СП 35-101-2001)

Решение об обустройстве предлагается отнести на третий этап, т. к. требуются значительные затраты времени и средств на проведение ремонтно-строительных работ

Требования нормативных документов в планировании и строительстве не выполнены и технически невозможны: Решение об условной доступности принимается при исполнении следующих условий:

– согласование с представителями общественных организаций инвалидов в качестве приемлемых имеющиеся нарушения некоторых параметров структурно-функциональных элементов;

– при организации помощи инвалиду (гражданам, относящимся к маломобильным группам населения) со стороны сотрудников учреждения для получения услуги на этом объекте, в том числе при использовании дополнительных индивидуальных технических средств (например, шагающего подъемника, "скаломобиля");

– при организации иной альтернативной формы обслуживания (на дому, в другом месте пребывания инвалида, дистанционно, в другом учреждении)

Проведения мероприятий по техническому обустройству в связи с архитектурно-планировочными особенностями здания:

– может быть выполнено лишь в порядке капитального ремонта или реконструкции.

Для адаптации необходимо организовать:

– помощь со стороны сотрудников объекта социальной инфраструктуры для сопровождения к месту получения услуги;

– иную форму доставки услуги (на дому, дистанционно, на др. объекте социальной инфраструктуры)

Архитектурно-планировочные и организационные решения отсутствуют либо ранее данные не выполнены, требуют дополнительных согласований:

– параметры структурно-планировочных элементов не соответствуют нормативным требованиям;

– нет альтернативных форм обслуживания

Обустройство может быть выполнено лишь в порядке капитального ремонта и реконструкции либо после дополнительного согласования;

Организовать альтернативную форму обслуживания

Не предназначен для посещения инвалидами

1) На объект и его участки не предусмотрен доступ инвалидов

2) Объект подлежит сносу как ветхий, аварийный

Объект обустройству и адаптации не подлежит

Основные понятия и термины приведены в приложении Г к Методике паспортизации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector