Содержание
Часто родители, отведя своего ребенка в детский сад, вскоре начинают слышать от него жалобы о том, что его в садике обижает другой ребенок, который толкается, отнимает игрушки и т.д.
Как быть в это ситуации? Учить ребенка давать сдачи? Поговорить с воспитателями? А может вообще проигнорировать, решив, что ваш ребенок все это выдумывает?
Начнем со стороны взаимодействия с детским садом:
1. Дети, которые не могут найти контакт с другими детьми, увы, часто встречаются в группах. Необходимо разговаривать с воспитателем: направлена агрессия только на вашего ребенка или на других, как проблемный малыш общается со взрослыми, как выполняет требования старших.
2. Если ребенок агрессивный или не контактный, то НЕ родители группы, а педагоги должны вести беседу с родителями ребенка, выяснять причины, семейные обстоятельства – это их компетенции. Могут рекомендовать обратиться к специалистам.
3. Если родители такого ребенка никак не реагируют на проблему и рекомендации педагогов, то возможно написание коллективного заявления с просьбой вывести проблемного ребенка из группы. При этом заявление должно быть подписано большинством родителей. НО! Такого ребенка отчислять из сада никто не имеет права, так что заведующая, на основе заявления родителей, просто переведет его в другую группу такого же возраста, если таковая имеется. Если группы нет – то перевод невозможен.
4. И самое последнее, в крайнем случае, если ни беседы других родителей, ни рекомендации педагогов, ничего не может повлиять на отношение родителей к проблемному ребенку, то по настоянию сообщества, либо по собственному решению заведующая вправе обратиться в комиссию по делам несовершеннолетних при управлении образования.
Теперь перейдем к психологической стороне данного вопроса:
Итак, в ситуации, где какой-то ребенок обижает вашего ребенка и вы никак не в состоянии, в режиме реального времени ему помочь/заступиться, следует научить ребенка самому за себя постоять. И тут есть несколько вариантов выхода из фрустрирующей ситуации (ситуации психического напряжения, когда что-то идет не так как задумывалось/хотелось и т.д.):
1. Стратегия решения.
Научить ребенка предъявлять свои границы другому:
«Мне не нравится, что ты меня обижаешь/бьешь и т.д., я так с тобой играть не хочу!»
«Давай поменяемся игрушками, если ты хочешь мою, я могу с тобой поменяться на что-то другое»
«Я сейчас поиграю и потом ты, когда я закончу, ведь я первая взяла!» и т.д.
2. Стратегия поиска социальной поддержки.
Научите ребенка просить помощи. Очень важно, чтобы ребенок умел просить помощи, звать на помощь, если сам не справляется. Ведь и мы взрослые, когда нам не хватает своего ресурса для решения какого-либо вопроса, идем за помощью (к родным и близким, друзьям, разного рода специалистам). Здесь можно транслировать ребенку идею рассказывать о своих трудностях воспитателям/нянечке и конечно же поощрять такое, если ребенок рассказывает Вам (ОН не «ябеда», ему нужна ваша помощь!).
Кстати, слезы и плачь, тоже являются признаками поиска социальной поддержки, но этому ваш ребенок обучен и без вас, правда, чем старше ребенок становиться, тем меньше проявляет эмоции через слезы, и тут важно, чтобы он научился осознанно просить помощи, не слезами, а словами. Обучать чувствам и контейнировать их (учить справляться/понимать) – задача взрослого, не ребенка, он пока сам этого делать не умеет!
3. Стратегия ухода.
Бывают в жизни ситуации, в которых нужно просто уходить, не включаться в борьбу, в которой заведомо потерпишь поражение. Вы ведь не станете вступать в борьбу с человеком, у которого конфликтный потенциал больше чем у вас? Из инстинкта самосохранения, нужно бежать так, чтобы «пятки сверкали». Так и в этой ситуации, бывает другой ребенок по каким-то своим причинам агрессивный, и ваш ребенок с таким в споре не сможет договориться НИКАК, поэтому нужно научить его не играть с ним, обходить его, насколько это возможно, без ущерба своим личным границам.
4. Активно-агрессивная стратегия.
Или, проще говоря, дать сдачи! Хорошо, если ребенок умеет давать сдачи, когда его обижают. Если вы исчерпали все мирные способы донести до человека, что он нарушает ваши границы, то на агрессию нужно ответить агрессией, иначе другой так и будет думать, что вы стерпите, вас можно бить, обижать и т.д.
Это основные стратегии выхода из сложных ситуаций. Очень важно не зацикливаться на какой-то одной, здорово, если ваш ребенок, да и вы сами, можете подбирать стратегию поведения в зависимости от контекста ситуации. Где-то нужно и сразу сдачи дать, а где то уйти, если другие варианты не подходят. В общем, развивать различные стратегии и давать свободу выбора ребенку, в зависимости от ситуации.
Помимо всего этого, нужно чаще разговаривать с воспитателями. Задавать вопросы относительно поведения вашего ребенка, связанные с другим ребенком конфликтных ситуаций, спрашивать то, как ваш ребенок справился или не справился, какую политику ведут воспитатели в группе. Таким образом, воспитатели будут чаще обращать внимание на вашего ребенка и на того, кто обижает и ,возможно, больше контролировать ситуацию.
Теперь посмотрим на ситуацию с точки зрения возможной фантазии ребенка.
Чем ближе ребенок приближается к 4х летнему возрасту, тем более бурно развивается фантазия, а значит, вы можете заметить, что ребенок начинает «привирать», фантазировать про вроде бы реальные вещи. Поэтому отличить правду ото лжи будет сложно, но можно – используя способ бесед и наблюдений. Расспрашивать ребенка о том, что было в течении нескольких дней. Просить рассказать одну и ту же ситуацию несколько раз, например по дороге домой – маме, в вечером – папе. Если это фантазия, то история приобретет много новых деталей.
И неважно насколько реалистичны слова ребенка, ваш вариант обработки ситуации, в данном случае, пойдет по знакомому алгоритму работы со стратегиями (описаны выше). Вы просто обсуждаете как бы поступили вы, или как стоит попробовать сделать в следующий раз и т.д.
Авторки: специалист по дошкольному воспитанию и образованию Елена Авдакова и семейный психолог Любовь Лавренёва г.Рязань
Редактор Аколупина Светлана
Ребёнок не может дать сдачу! А все потому, что воспитательница научила Божьим законам «Если тебя ударили, подставь другую щеку». Он воспринял это все слишком буквально. Теперь ребёнок не может дать сдачу в детском саду, когда его обижают. В группе он самый маленький, поэтому детям выгодно его бить и обзывать. Что делать? Разбираться ли с воспитательницей? Она вроде как ничему такому не учила, просто ребёнок все слишком буквально воспринял.
Узнай мнение эксперта по твоей теме
Психолог, Клинический психолог онкопсихолог. Специалист с сайта b17.ru
Психолог. Специалист с сайта b17.ru
Психолог, КПТ-терапевт. Специалист с сайта b17.ru
Психолог. Специалист с сайта b17.ru
Психолог, Психолог консультант. Специалист с сайта b17.ru
Врач-психотерапевт. Специалист с сайта b17.ru
Психолог. Специалист с сайта b17.ru
Психолог. Специалист с сайта b17.ru
Психолог, Семейный детский психолог. Специалист с сайта b17.ru
Психолог. Специалист с сайта b17.ru
надо поговорить с воспитателем. не важно, как воспринял ваш ребенок, а важно как восприняли те кто задирают и травят других деток. это задача воспитателя – пресекать агрессоров и проводить воспитательную работу среди них. у него профессия так и называется ВОСПИТАТЕЛЬ
Меня тоже в детстве обижали)пока папа не пригрозил им
странно, что воспитанием вашего ребенка занимается воспитательница, а не вы
Бл. хватит нюней растить..пусть сам учиться защищаться
Автор, когда я была маленькая, то моя мама всегда учила меня первой не лезть, а сдачи всегда дать. Этому же самому я научила и своего ребёнка. Божьи заповеди – это прекрасно, но жизнь течёт немного по другим законам и другую щеку подставлять просто глупо. Кроме этого, если у вас садик не с церковным уклоном, я бы пошла к заведующей, так как маленьким детям, которые ещё не могут разобраться в ситуации, нечего навязывать свои жизненные позиции и воспитательница конкретно не права.
Автор, учите ребенка давать сдачу, тем более в группе дети практически все одного возраста и веса. Спускать все на тормоза-это поощрять вседозволенность таким агрессивным детям. Запишите ребенка в спортивную секцию.
Автор, когда я была маленькая, то моя мама всегда учила меня первой не лезть, а сдачи всегда дать. Этому же самому я научила и своего ребёнка. Божьи заповеди – это прекрасно, но жизнь течёт немного по другим законам и другую щеку подставлять просто глупо. Кроме этого, если у вас садик не с церковным уклоном, я бы пошла к заведующей, так как маленьким детям, которые ещё не могут разобраться в ситуации, нечего навязывать свои жизненные позиции и воспитательница конкретно не права.
я работаю в саду ( обычном) приходит препод и рассказывай про Бога
Сколько ж идиотов на свете, дающих сдачу. Вот и вырастает поколение имбицилов, трусов, моральных слабаков, не имеющих авторитета, доказывающих все кулаками.
Дети НЕ СПОСОБНЫ расчитывать силу удара, свое положение и координацию.
Если вас успокоит поведение воспитателя – я знаю три случая с летальным исходом, когда дети давали сдачу. Один толкнул другого, тот упал виском об угол песочницы. Другой пихнул недруга на лестнице, упавший получил открытую черепномозговую и сломанные шейные позвонки, операция шла 13 часов, ребенка не спасли. Третьему небольшой удар в живот привел к разрыву селезенки (третий случай вообще был на тренировке, несчастный случай. А вы учите делать такое осознанно, специально). Первых двух я видела в больнице, когда лежала со своим ребенком в челюстно-лицевой хирургии, третий сын моей близкой подруги.
Учите ребенка уметь договариваться, нравится ВСЕМ, ставить себя в такое положение, чтобы с ним хотели дружить. Покажите ребенку, что врага нужно держать не в обороне, я среди своих, пригодится потом много лет существовать рядом мирно, без побоев . Показывайте ребенку цивилизованные методы разрешения конфликта – обращения к вышестоящим , в саду это воспитатель, у взрослых это суд.
Отдайте ребенка в секцию, где его научат уворачиваться от ударов. Знаете, чему учат первому в борьбе при уличных столкновениях? Сначала словами разговаривать, потом УБЕГАТЬ, но не бить живого человека. И только в самых крайних случаях применять средства защиты.
Потом ваша деточка подрастет, и ему такой опыт ой как пригодится, чтобы не засадили за решетку. Хотите испоганить своему чаду жизнь? Скажите ему "вдарь в ответ, дай сдачи", пойдет по всей статье, может пойти и как соучастник, если будет наблюдать "сдачу" другого .
Автор, учите ребенка давать сдачу, тем более в группе дети практически все одного возраста и веса. Спускать все на тормоза-это поощрять вседозволенность таким агрессивным детям. Запишите ребенка в спортивную секцию.
странно, что воспитанием вашего ребенка занимается воспитательница, а не вы
Воспитатель как раз воспитывает, не допускает рукоприкладства. Или вы хотите, чтобы она там рукопашную устроила, чтобы дети друг друга перекалечили? Ну, ткнут вашему карандашом в глаз в ответ на его сдачу. Желаете такого исхода? Совсем уже обалдели, малолеток учат не мириться, а ввязываться активно в драку.
« а еще я в нее ем»- это пример вашего воспитания, автор. Неправильный пример. Научите для начала ребенка договариваться, быть интересным. И его возраст тут совершенно ни при чем, не надо давить на жалость.
Если в группе прямо ВСЕ дети обижают только исключительно вашего ребенка, думайте, что не так с вашим ребенком. Значит он их провоцирует. Дети, которые умеют дружить таких проблем не имеют.
Ситуация, когда малыш жалуется на обидчиков в детском саду, довольно широко распространена. Одни родители сразу бегут выяснять отношения с преследователем, его родителями, пишут заявление в прокуратуру, полицию, требуя возмездия. Другие стараются не прислушиваться к детским жалобам, считая, что ребенок все это придумывает, чтобы оправдать нежелание идти в дошкольное учреждение. И те и другие действуют не совсем правильно.
В этой статье мы расскажем о том, что нужно делать, если ребенка обижают в детском коллективе.
Для начала нужно выяснить размер «катастрофы»: не игнорируйте жалобы сыночка или дочки на некоего Васю или Колю, который дерется, отбирает игрушки, кусается или плюет вашему ребенку в суп. Расспросите карапуза как можно подробнее о том, кто этот Коля-Вася, обижает ли он и других детей или ограничивается только вашим чадом, как его фамилия, при каких обстоятельствах агрессор начинает переходить к действиям, как часто он ведет себя таким образом.
Не спешите делать выводы и говорить ребенку, что Вася-Коля — плохой мальчик. Нужно во всем трезво разобраться.
Когда карапуза обидели, и он сквозь слезы, всхлипывая, рассказывает об этом, вполне естественно желание родителей грудью броситься на защиту, наказать всех и вся. Но не торопитесь: от того, как вы поведете себя сейчас, зависит, сможет ли ваш ребенок научиться правильно реагировать на агрессоров и обидчиков, а их в его жизни будет еще немало.
Разберем, каким примерно должен быть алгоритм действий мамы (папы).
Говорить с родителями и их ребенком должен воспитатель, психолог детского учреждения, они могут даже рекомендовать родителям показать чадо специалистам по психокоррекции и коррекции поведения.
Описанный выше алгоритм — действия внешнего характера. Но понадобятся еще действия внутренние, которые помогут поддержать вашего ребенка в трудной для него ситуации.
Поддержите малыша, скажите, что вы целиком на его стороне.
А далее выбирайте одну из тактик, которые позволят обучить ребенка защищаться самостоятельно, ведь вы не можете присутствовать с ним рядом весь день, пока он находится в садике.
Психологи отмечают несколько методик.
Обучите сына или дочь четко обрисовывать личные границы для окружающих – «Это мое, это трогать нельзя! Мне это не нравится. Я этого делать не буду!». Ребенок не должен глотать обиды, нужно научиться смело говорить «нападающему», что его поступки некрасивые, неприятные. Ребенок должен четко усвоить «волшебную» детскую фразу: «Я с тобой не играю!».
Ребенок должен в трудной ситуации искать союзников и помощников. Он должен научиться проговаривать проблему и звать на помощь. При этом важно разъяснить, что между ябедой, который бегает жаловаться воспитателю по любому поводу и без него, и нормальным человеком, которому, действительно, нужна помощь, – большая разница.
Помощи у старших нужно просить только тогда, когда другие меры не помогли.
Взрослые отлично знают, что в некоторых ситуациях лучше и безопаснее отступить. Это должен узнать и ребенок.
Если обидчик очень агрессивен (кусается, дерется, причиняет боль), лучше обходить его стороной, не позволяя ему нарушить личные границы.
Это очень спорный метод, который заключается в том, чтобы научить ребенка давать сдачи. Если ударил — ударь в ответ, ущипнул — ущипни в ответ. Обычно на агрессоров действует безотказно, но вот вашему ребенку может навредить. Ведь дети не понимают, где проходит граница между допустимой самообороной и настоящей агрессией, и могут стать такими же агрессорами. Не соизмеряя сил, они могут покалечить обидчика, нанести ему серьезные повреждения.
Лучше всех может защититься тот дошкольник, который обучен всем этим методам и может добровольно выбирать один из них в зависимости от того, чего именно требует ситуация.
Но главные советы – для родителей, только они смогут разрешить ситуацию.
Главное — научите ребенка быть великодушным и прощать.
Человек, который не умеет прощать, менее успешен в жизни, часто страдает самыми разнообразными хроническими заболеваниями, вызванными именно потаенными, давними, глубокими обидами.
Если обидчик просит прощения, лучше всего простить его и больше не вспоминать плохого поступка. Так будет лучше для всех и в первую очередь для вашего чада.
О детских конфликтах и способах их преодоления рассказывает психолог в видео, представленном ниже.
медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей
No related posts.