Реорганизация предприятия путем преобразования | Загранник

Реорганизация предприятия путем преобразования

Наши услуги

1. Принятие решения на общем собрании о преобразовании;

2. Формирование пакета документов на регистрацию;

3. Регистрация в ФНС;

4. При преобразовании ООО в АО необходима регистрация акций в ЦБ РФ.

от 30 000 руб. / 1,5 месяца

Как мы работаем

Реорганизация в форме преобразования

Под «преобразованием» понимается реорганизация юридического лица, в результате которой возникает новое юридическое лицо с иной организационно-правовой формой. При этом реорганизуемые лица прекращают свое существование, а к вновь созданному юрлицу переходят все права и обязанности реорганизованного лица в соответствии с передаточным актом.

Закон устанавливает ограничения преобразования посредством выбора новых форм юридического лица. Так, ООО может преобразоваться в хозяйственное общество другого вида, хозяйственное товарищество или производственный кооператив. Акционерное общество – в ООО, кооператив, некоммерческое партнерство. Автономная некоммерческая организация – в фонд.

Реорганизация в форме преобразования заключается в изменении организационно-правовой формы юридического лица, например, преобразование общества с ограниченной ответственностью (ООО) в закрытое акционерное общество (ЗАО). Реорганизация в форме преобразования осуществляется по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Реорганизация лица влечет появление правопреемства (даже не будучи связанной с прекращением его деятельности в случае выделения или при отсутствии нового юридического лица в случаях присоединения или преобразования).

Реорганизация есть прекращение деятельности одного юрлица и возникновение на его базе другого. Закон допускает возможность использования преобразования с целью изменения юридическим лицом статуса и форм путем превращения коммерческой организации в некоммерческую и наоборот.

Реорганизация и преобразования содержат обязательные требования к учредителям, наименованию, уставному капиталу. В частности, минимальный размер уставного капитала ООО и ЗАО составляет 10 тыс. руб., а у ОАО – 100 тыс. руб. Различные виды обществ (ООО, ЗАО, ОАО) не могут иметь единственного учредителя – юридическое лицо, состоящее в свою очередь из одного учредителя.

Реорганизация юридического лица в форме преобразования

Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) в соответствии со ст.57 Гражданского кодекса РФ (ч.1) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

Реорганизация в форме преобразования не допускает изменения состава участников (учредителей). Реорганизация лица любых форм собственности посредством преобразования предусматривает подготовку следующих документов:

  • копии учредительных документов со всеми изменениями и дополнениями;
  • протокол общего собрания участников или решение единственного учредителя об образовании исполнительного органа юридического лица;
  • копия свидетельства о регистрации;
  • копия свидетельства о постановке юрлица на налоговый учет и о присвоении ИНН;
  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • сведения о кодах статистики;
  • сведения из внебюджетных фондов;
  • копия бухгалтерского баланса на последний отчетный период;
  • копию уведомления о регистрации выпуска акций и выписку из реестра (для акционерных обществ);
  • расшифровка кредиторской задолженности;
  • сведения о руководителе юридического лица;

Для создаваемого юридического лица необходимо:

  • наименование юридического лица;
  • документы о местонахождении (юридический адрес);
  • сведения об уставном капитале;
  • указание на выбор видов экономической деятельности юридического лица;
  • указание на выбор системы налогообложения;
  • данные о личности руководителя;
  • наименование должности руководителя;
  • данные о личности главного бухгалтера организации;
  • сведения об учредителях юридического лица, о размере их долей в уставном капитале.

Если реорганизация и регистрация ООО проводится гражданами, то необходимы следующие документы:

  • копии документов, удостоверяющих личность (паспортные данные);
  • копии свидетельств о постановке на налоговый учет;

Если реорганизация и регистрация ООО проводится юридическими лицами, то нужны:

  • копии свидетельств о регистрации организации;
  • копии учредительных документов, протоколов или решений о создании юрлица;
  • копии протоколов или решений об избрании руководителя, а также приказа о назначении руководителя;
  • копии свидетельств о постановке организации на налоговый учет;
  • сведения о кодах статистики;
  • личные данные руководителя и наименование его должности;
  • личные данные главного бухгалтера;
  • банковские реквизиты организации;

Реорганизация юрлиц осуществляется в следующем порядке

Общее собрание участников организации, реорганизуемой посредством преобразования, принимает решение о порядке и условиях реорганизации, о порядке обмена долей учредителей общества на акции АО, доли учредителей ОДО, об утверждении устава создаваемого в результате преобразования юридического лица и об утверждении условий передаточного акта.

Юридическое лицо в течение трех рабочих дней после принятия решения о его реорганизации обязано в письменном виде сообщить в налоговый орган о начале процедуры реорганизации и преобразования, на основании которого ИФНС внесет в ЕГРЮЛ сведения о том, что началась реорганизация юридического лица.

Реорганизация юридического лица (после внесения данных в ЕГРЮЛ) предусматривает публикацию в «Вестнике государственной регистрации» соответствующего сообщения. Кредиторы организации в течение тридцати дней с даты публикации сообщения вправе требовать досрочного исполнения обязательства должником.

Учредители новой организации, образуемой в результате преобразования, должны принять решение об избрании его органов в соответствии с законом и определить полномочия данных органов, форм, связанных с госрегистрацией, созданного в результате преобразования.

После госрегистрации организации, созданной в порядке преобразования, и получения свидетельства о прекращении деятельности юридического лица, организация обязана сняться с налогового учета в ИФНС, закрыть банковские счета и уничтожить старую печать. Юридическое лицо, созданное путем преобразования, должно встать на налоговый учет в Инспекцию ФНС и внебюджетные фонды, открыть банковский счет и получить новые статистические коды.

Юридическое лицо, созданное в результате преобразования, становится правопреемником реорганизованной организации. Если кредитор не заявил о прекращении обязательства юридического лица, то он не имеет права требовать досрочного исполнения обязательств от правопреемника.

Если реорганизация организации будет поручена юридической фирме, то специалисты займутся подготовкой документов, предоставляемых в государственные органы, уполномоченных на регистрацию преобразования. В комплекс юридических услуг входит:

  • подготовка всех необходимых документов;
  • реорганизация и снятие прежней организации с учета в налоговой инспекции и во внебюджетных фондах;
  • публикация в «Вестнике государственной регистрации» данных о преобразовании;
  • уведомление кредиторов о начале реорганизации;
  • регистрация новой (правопреемника) в налоговой инспекции;
  • получение в налоговой инспекции учредительных документов;
  • получение выписки из ЕГРЮЛ в отношении новой организации;
  • уничтожение печати реорганизуемой организации;
  • заполнение документов для присвоения кодов статистики новой организации;
  • постановка на налоговый учет и присвоение ИНН;
  • постановка на учет во внебюджетные фонды новой организации;
  • открытие банковских счетов организации – правопреемнику.

Помощь квалифицированных специалистов юридической группы "МИП" не только позволит избежать ошибок при заполнении всевозможных форм, но заметно сократит общие сроки преобразования.

Развитие многих организаций часто приводит к некоторым поправкам в структуре фирмы. Предприятия могут менять правовую форму, собственника, делиться, объединяться. Любое из этих действий должно оформляться строго согласно законодательству.

Одним из видом изменения организационно-правовой формы является преобразование.

Что это такое?

Преобразование — особый вид реорганизации, представляющий собой смену организационно-правовой формы компании, при этом создаётся другое юридическое лицо, а старое прекращает свою деятельность, происходит смена учредительных документов, устава, но все права и обязанности после совершения процедуры сохраняются.

Существенным отличием от других видов реорганизации, то есть слияния, выделения, присоединения, является то, что в процедуре начинает участвовать одно юридическое лицо и в результате образуется тоже одна фирма.

Процесс имеет некоторые особенности:

  • С экономической точки зрения преобразованная организация — одна и та же фирма, которая всего лишь сменила свою структуру менеджмента, юридический статус, а в иных сферах жизни компании не произошло никаких изменений.
  • С точки зрения макроэкономики такая реорганизация является нейтральным действием по отношению к капиталу, так как не происходит разделения или объединения уставных фондов нескольких компаний. Этот нюанс является наиболее существенным отличием. В других случаях имущество и обязательства либо объединяются в один фонд, либо делятся между несколькими организациями.
  • С юридический точки зрения в ходе преобразования создаётся совершенно новое предприятие, которое является полным преемником обязательств и прав своего предшественника. Балансовая стоимость имущества не изменяется.

Преобразование бывает двух типов:

  • Добровольное. Осуществляется только по инициативе владельцев компании. Например, процедура может быть проведена, если собственники или учредители приходят к выводу, что наиболее эффективно предприятие будет работать в другой правовой форме. Чаще всего по этой причине ООО преобразуется в акционерное общество.
  • Обязательное. Проводится при наступлении определённых обстоятельств, определённых законом. Существует несколько таких случаев:
  • участники некоммерческой организации собираются вести предпринимательскую деятельность, при этом она преобразовывается в товарищество или общество;
  • количество участников ООО или ЗАО превысило 50 человек, при этом необходимо реорганизовать предприятие в ОАО или кооператив.

К реорганизации не относится изменение типа акционерного общества, например, переход из ОАО в ЗАО. Это действие регистрируется как изменение наименования.

Регламентация по законодательству

Наиболее важными документами, регулирующими процедуру, являются:

  • Гражданский кодекс РФ. Основные виды реорганизации, определения, особенности устанавливаются статьёй 57 ГК РФ.
  • Федеральный закон №129-ФЗ от 8.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Порядок процедуры, необходимые документы, нюансы указаны в главе V.

Прочие нормативные акты устанавливают некоторые ограничения по выбору правовой формы, в которую можно преобразовать существующее предприятие:

  • ООО — в товарищество, общество иного вида, кооператив;
  • частное учреждение — в фонд, некоммерческую организацию, общество;
  • производственный кооператив — в товарищество, общество;
  • ЗАО и ОАО — в ООО, некоммерческое партнёрство, кооператив.

Определяя новую форму, стоит учесть установленные законом требования к размеру капитала, количеству учредителей и т. д.:

  • Общество не может иметь в качестве учредителя одно юридическое лицо, которое тоже имеет единственного владельца.
  • Учредитель в товариществе обязан быть зарегистрированным как ИП, если он является физическим лицом.
  • Минимальный размер УК:
  • у ООО и ЗАО должен более 10 тыс. рублей;
  • у ОАО эта сумма равняется 100 тыс. руб.
  • Название коммерческой организации должно указывать на вид планируемой деятельности.
  • Количество участников предприятий разных форм собственности:
    • для товариществ — 2 и более;
    • для производственных кооперативов — 5 и более;
    • для некоммерческих партнёрств — не менее 2.
    • Пошаговая инструкция оформления

      Процедура происходит в несколько этапов в определённом порядке. Действия учредителей:

      • Принятие решения о реорганизации. На общем собрании всех владельцев предприятия обсуждаются следующие вопросы:
      • условия преобразования;
      • обмен долями участников или вкладами в уставный капитал будущего предприятия;
      • согласовывается устав новой организации.
    • Сообщение в налоговые органы. О начале процедуры необходимо письменно сообщить территориальной инспекции в течение трёх дней с даты принятия решения. На основании полученного уведомления налоговая служба сделает запись в ЕГРЮЛ о начале реорганизации.
    • Сообщение в СМИ. Предприятие обязано один раз в месяц сообщать в средствах массовой информации о проводимой процедуре. Данное действие необходимо для уведомления кредиторов о преобразовании компании. Контрагенты могут в течение 30 дней с даты последнего объявления письменно потребовать досрочного погашения обязательств. В случае невозможности оплаты — его прекращения, а также возмещения убытков.
    • Избрание органов фирмы. Согласно законодательству, предприятия с разной организационной формой имеют разную структуру. Совет учредителей определяет конкретный состав менеджеров, а также поручает руководству завершить все действия, связанные с регистрацией преобразования:
      • получить требования кредиторов о погашении обязательств, составить реестр контрагентов, сумм к уплате и т. п.;
      • составить и подписать акты сверки с партнёрами;
      • погасить кредиторскую задолженность до окончания процедуры;
      • провести инвентаризацию имущества и обязательств;
      • На основании этих данных учредители составляют и утверждают передаточный акт. Отсутствие документа является причиной отказа в государственной регистрации реорганизации. В акте указывается:

        После оформления всех этих документов они передаются для госрегистрации.

      • Ликвидация реорганизованного лица. После получения свидетельства о прекращении деятельности фирма должна произвести следующие действия:
        • сняться с учёта в налоговой, в органе статистики, во внебюджетных фондах;
        • закрыть все счета;
        • уничтожить печать.
        • После этого нужно заново стать на учёт во всех учреждениях как новое юридическое лицо, изготовить печать, открыть счёт.
        • Более подробную информацию об этапах процедуры вы можете узнать из следующего видео:

          Необходимые документы

          Законодательством установлен перечень документации, необходимой для представления в налоговую службу. Для регистрации преобразования нужно передать следующие документы ликвидируемого предприятия:

          • Заявление по форме Р12001. Документ должен быть подписан заявителем. Предоставляется для каждой возникающей компании.
          • Комплект документов реорганизуемой организации. В него входят:
          • ИНН;
          • коды статистики;
          • устав;
          • выписка из ЕГРЮЛ;
          • свидетельство ОГРН.

          В ИФНС передаются оригиналы или нотариально заверенные копии. Документы предоставляются в двух экземплярах.

        • Решение учредителей о реорганизации фирмы.
        • Копия объявления в средствах массовой информации.
        • Документ, подтверждающий оплату государственной пошлины, то есть чек, квитанция.
        • Передаточный акт. В нём должна содержаться вся необходимая информация.
        • Справка об отсутствии задолженности перед ПФР.
        • Копия бухгалтерского баланса за последний отчётный период.
        • Расшифровка кредиторской задолженности.
        • Контактные данные.
        • Для вновь создаваемой фирмы нужна следующая информация:

          • полное и сокращённое наименование;
          • коды видов деятельности;
          • юридический адрес;
          • размер уставного капитала с указанием формы оплаты;
          • данные руководителя, наименование его должности;
          • данные главного бухгалтера;
          • данные учредителей с указанием их долей в уставном капитале;
          • информация о банке, в котором будет открыт счёт;
          • контактное лицо.

          При наличии этих документов и сведений налоговые органы регистрируют реорганизацию предприятия.

          Меняется ли ИНН?

          С юридической точки зрения при реорганизации предприятие перестаёт существовать, создаётся совершенно новая фирма. В связи с этим меняются все реквизиты компании.

          Во время процедуры номер налогоплательщика преобразуемой фирмы исключается из реестра. В дальнейшем этот ИНН уже не используется. Вновь созданному предприятию присваивается другой номер.

          В случае изменения правовой формы без осуществления реорганизации ИНН остаётся прежним. Например, при переходе ОАО в ЗАО в реестре налоговой службы изменения не производятся.

          Налоговые последствия

          Все обязанности предприятия переходят к его преемнику. То есть, в целях уменьшения налогов осуществлять процедуру не имеет смысла, так как все подлежащие уплате суммы обязательных платежей предшествующей организации должна выплатить новая фирма.

          Но существует единственное небольшое послабление — если налоговая служба до реорганизации не обнаружит каких-либо нарушений, то оштрафовать новое предприятие за ошибки предшественника государственный орган не может.

          Прочие нюансы

          Преобразование — достаточно сложная процедура. Есть ещё несколько нюансов, знание которых позволит провести ее без нарушений:

          • Ликвидируемое предприятие должно составить заключительную бухгалтерскую отчётность на дату, предшествующую дню внесения записи о реорганизации.
          • Новая организация должна предоставить вступительную отчётность. Она составляется путём переноса показателей из заключительной.
          • Если предприятие использовало специальный налоговый режим, то после реорганизации оно может применять УСН или ЕНВД, только если подаст заявление в налоговые органы.
          • Малые организации, желающие перейти на УСН или ЕНВД, могут подать соответствующее заявление в течение пяти дней с даты создания.
          • Срок проведения процедуры составляет примерно 2-3 месяца.
          • Для ее осуществления можно воспользоваться услугами специализированных компаний.

          "Советник бухгалтера", 2010, N 8

          Правовые аспекты реорганизации путем преобразования

          Возможность осуществления реорганизации юридических лиц путем преобразования предусмотрена ст. 57 Гражданского кодекса РФ. Она может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов. К таким случаям, в частности, относится преобразование бюджетных учреждений, унитарных предприятий и т.д.

          Преобразование юридического лица подразумевает смену организационно-правовой формы, и правопреемником становится вновь созданное юридическое лицо. При преобразовании к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

          Перечень документов, предоставляемых при регистрации юридического лица, реорганизуемого путем преобразования, установлен в ст. 14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

          Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами (п. 1 ст. 59 ГК РФ).

          Необходимо также обратить внимание на действие лицензий и сертификатов. Так, например, при реорганизации образовательного учреждения оно вправе осуществлять определенные в его уставе виды деятельности на основании лицензии и свидетельства о государственной аккредитации, выданных до окончания срока действия этих лицензий и свидетельства (Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании").

          Возможные схемы преобразования

          Схема 4 Неприемлемые схемы преобразования

          Согласно п. 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" изменение типа общества не является реорганизацией юридического лица (его организационно-правовая форма не изменяется), поэтому требования, установленные п. 5 ст. 58 ГК РФ, п. 5 ст. 15 и ст. 20 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" о составлении передаточного акта, об уведомлении кредиторов о предстоящем изменении типа акционерного общества, в таких случаях предъявляться не должны. Не применяются при этом и другие нормы, касающиеся реорганизации общества, в том числе предоставляющие акционерам право требовать выкупа принадлежащих им акций общества, если они голосовали против преобразования или не участвовали в голосовании по данному вопросу (ст. 75 Закона N 208-ФЗ). Преобразование акционерного общества одного типа в акционерное общество другого типа осуществляется по решению общего собрания акционеров с внесением соответствующих изменений в устав общества (утверждением устава в новой редакции) и государственной регистрацией их в установленном порядке.

          Так как реорганизации юридического лица не происходит, в орган государственной регистрации представляются документы о внесении изменений в учредительные документы акционерного общества.

          На основании п. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

          Согласно п. 1 ст. 8 Закона N 7-ФЗ некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных п. 2 ст. 2 Закона N 7-ФЗ.

          В силу п. 2 ст. 17 Закона N 7-ФЗ частное учреждение может быть преобразовано в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество.

          ФАС Уральского округа в Постановлениях от 19.01.2006 N Ф09-3681/05-С4 и от 09.06.2005 N Ф09-5225/04-ГК-С4, рассматривая вопросы, связанные с преобразованием государственных учреждений, отметил, что установленный п. 2 ст. 17 Закона N 7-ФЗ (в ранее действовавшей редакции, относившейся к частным учреждениям; в настоящее время редакция статьи относится ко всем учреждениям) перечень форм организаций, в которые может быть преобразовано учреждение, является исчерпывающим.

          В соответствии с Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение.

          Преобразование унитарного предприятия в организации иной организационно-правовой формы осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации.

          Взаимоотношения с дебиторами и кредиторами

          Поскольку обязательства по исполнению договорных отношений переходят к правопреемнику, то контрагенты вправе требовать исполнения обязательств у правопреемника.

          Кроме того, исходя из содержания ст. 1241 ГК РФ, переход исключительного права на средство индивидуализации к другому лицу осуществляется в порядке универсального правопреемства без заключения договора.

          Однако целесообразно перезаключить договоры с правопреемником в целях минимизации рисков по исполнению обязательств.

          Вместе с тем возникает вопрос в отношении исполнения обязательств по государственным контрактам. В Письме Минэкономразвития России от 29.01.2010 N Д22-81 говорится о том, что в соответствии с ч. 6.1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ о госзакупках при исполнении государственного или муниципального контракта не допускается перемена поставщика (исполнителя, подрядчика), за исключением случаев, если новый поставщик (исполнитель, подрядчик) является правопреемником поставщика (исполнителя, подрядчика) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования.

          Вопросы налогообложения при реорганизации путем преобразования

          Обратите внимание, что при реорганизации в форме преобразования закрытого акционерного общества (ЗАО) в общество с ограниченной ответственностью (ООО) идентификационный номер налогоплательщика ЗАО при снятии его с учета в налоговом органе признается недействительным, а вновь возникшему ООО присваивается новый идентификационный номер налогоплательщика (Письмо Минфина России от 12.05.2010 N 03-02-07/1-232).

          Правопреемник наследует от своего предшественника не только обязанность по уплате всех налогов. По некоторым из них он должен еще и отчитаться перед инспекцией, в частности по налогам, для которых налоговый период установлен как год (налог на прибыль, на имущество и т.д.) (Письма ФНС России от 06.07.2007 N 23-3-04/546, УФНС России по г. Москве от 05.03.2008 N 18-11/020810@). При этом реорганизация не может являться основанием для приостановления сроков взыскания налогов.

          Реорганизуемая в порядке преобразования организация, запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности которой внесена, например, 2 марта 2010 г., должна представить в налоговый орган по месту учета итоговую декларацию за период с 1 января 2010 г. до дня завершения реорганизации, то есть за период с 1 января по 1 марта 2010 г. (включительно). Также она обязана подать бухгалтерскую отчетность в объеме, требуемом для данной категории юридического лица, за период с 1 января 2010 г. до даты завершения реорганизации.

          Первым отчетным годом для вновь созданных организаций установлен период с момента создания и до 31 декабря текущего года (ст. 14 Федерального закона "О бухгалтерском учете"). Квартальная отчетность считается промежуточной, составляется нарастающим итогом с начала отчетного периода и представляется в течение 30 дней по окончании квартала (Письмо УФНС России по г. Москве от 13.05.2009 N 16-15/047057).

          По общим правилам, установленным в пп. 2 п. 3 ст. 39 НК РФ, передача основных средств, нематериальных активов и иного имущества организации ее правопреемнику в процессе преобразования не признается реализацией, то есть стоимость основных средств не учитывается при исчислении налога на прибыль (п. 3 ст. 251 НК РФ).

          Правила определения последнего и первого налоговых периодов для реорганизуемых (вновь созданных) юридических лиц не применяются в отношении тех налогов, по которым налоговым периодом является не год, а квартал, например в отношении НДС. В этом случае изменение отдельных налоговых периодов при реорганизации предприятия производится по согласованию с налоговым органом по месту учета налогоплательщика (п. 4 ст. 55 НК РФ).

          Правопреемник представляет декларацию по НДС за налоговый период, в котором зарегистрировано вновь созданное в результате преобразования юридическое лицо, в налоговый орган по месту своего учета.

          Для целей исчисления НДС передача в результате реорганизации имущества и имущественных прав правопреемнику не признается объектом налогообложения (пп. 1, 3, 7 п. 2 ст. 146 НК РФ). Таким образом, реорганизованное (унитарное) предприятие при передаче правопреемнику (ОАО) имущества и имущественных прав не начисляет НДС и не восстанавливает налог, принятый к вычету по указанным объектам (п. 8 ст. 162.1 и пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ). Вместе с тем, согласно п. 5 ст. 162.1 НК РФ, независимо от формы реорганизации суммы "входного" налога, предъявленные (но не принятые к вычету) реорганизованной организацией и подлежащие учету у правопреемника, принимаются к вычету правопреемником (в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ). Вычет может быть предоставлен на основании счетов-фактур (их копий), выставленных унитарному предприятию.

          Также следует рассмотреть частный вопрос преобразования с одновременным увеличением уставного капитала. Данный вопрос рассматривался Минфином России в Письме от 15.02.2010 N 03-03-06/1/69. Ведомство указывает, что согласно пп. 15 п. 1 ст. 251 НК РФ, при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде стоимости дополнительно полученных организацией-акционером акций, распределенных между акционерами по решению общего собрания пропорционально количеству принадлежащих им акций, либо разницы между номинальной стоимостью новых акций. Для налогоплательщиков – участников ООО данная норма не применяется. У налогоплательщиков – участников ООО при увеличении номинальной стоимости долей в уставном капитале без изменения долей участников, как, например, при распределении нераспределенной прибыли прошлых лет, возникает внереализационный доход, учитываемый при обложении налогом на прибыль организаций.

          Перерегистрация ККТ

          В Письме Минфина России от 21.08.2009 N 03-01-10/2-100 рассмотрена ситуация, когда фирма реорганизует дочерние компании в форме преобразования. По мнению финансового ведомства, вновь созданное юридическое лицо – правопреемник реорганизованной компании не вправе использовать контрольно-кассовую технику, которая была зарегистрирована на предшественника, без перерегистрации.

          Перерегистрация и снятие ККТ с учета осуществляются по заявлению пользователя в течение пяти рабочих дней с даты представления заявления в налоговый орган, в котором зарегистрирована ККТ.

          Судебная практика

          Основным вопросом, встречающимся в судебной практике, является вопрос определения стоимости долей, перешедших обязательств и т.д.

          Если участник при реорганизации в виде преобразования захочет выйти из его состава, то действительная стоимость его доли будет соответствовать части стоимости чистых активов, пропорциональной размеру его доли. Действительная стоимость доли будет определяться на основании бухгалтерской отчетности за год, в течение которого было подано заявление. Данный вывод подтверждается судебной практикой, например Постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 06.12.2007 N Ф08-7500/07 по делу N А25-1991/2006-6-11.

          При преобразовании происходит полное правопреемство обязательств. ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 26.10.1999 N Ф08-2241/99 пришел к выводу, что поскольку при реорганизации юридического лица путем его преобразования происходит полное правопреемство, вновь созданное юридическое лицо становится обладателем всех вещных прав правопредшественника. Суд не принял доводы о том, что при преобразовании одного юридического лица в другое имеет место не универсальное (т.е. полное), а сингулярное правопреемство (т.е. частичное, согласно ст. 384 ГК РФ, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали на момент перехода права, если иное не предусмотрено законом или договором).

          В Решении Арбитражного суда г. Москвы от 11.02.2008 по делу N А40-46600/07-51-296 отмечено, что форма реорганизации, за исключением реорганизации в форме разделения или выделения, подразумевает (в соответствии со ст. ст. 58 и 59 ГК РФ) универсальное правопреемство (Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2008 N 09АП-3785/2008-ГК данное Решение было оставлено без изменения). Арбитражный суд Свердловской области в Решении от 02.08.2007 по делу N А60-8477/2007-С2 указал, что правопреемство при реорганизации в форме выделения носит не универсальный (как, к примеру, при преобразовании), а сингулярный характер.

          Судами также рассматриваются вопросы уплаты налогов при реорганизации в так называемый спорный период. В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 29.01.2009 N Ф04-77/2009(19279-А75-46) суд отмечает, что при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо. Таким образом, нормами налогового законодательства РФ не предусмотрено приостановление сроков взыскания инспекцией задолженности с налогоплательщика ввиду его реорганизации.

          Подведем итоги

          При преобразовании одного юридического лица в другое необходимо прежде всего рассмотреть законодательные возможности такого преобразования. Кроме того, целесообразно помнить о том, что все обязательства переходят к реорганизуемому лицу. Таким образом, преобразование имеет ряд негативных последствий:

          1. Необходимость соблюдения процедуры реорганизации, в том числе уведомления всех дебиторов/кредиторов.

          2. Возможные сложности в переоформлении первичных документов (актов, счетов-фактур), а также в перезаключении договоров.

          3. Необходимость перерегистрации ККТ.

          Вместе с тем в некоторых случаях преобразование дает новые возможности для юридических лиц, например акционирование федеральных государственных унитарных предприятий ведет к отмене особого порядка согласования сделок. Также преобразование иногда преследует такую цель, как увеличение уставного капитала.

          На заметку. Учет основных средств при преобразовании

          В Письме Минфина России от 22.06.2010 N 03-05-05-01/21 даются разъяснения относительно учета основных средств и переоценки при реорганизации путем преобразования.

          Отмечается, что налоговая база по налогу на имущество организаций, при определении которой в соответствии со ст. 375 НК РФ учитывается остаточная стоимость основных средств, формируется для целей налогообложения по установленным правилам ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

          Формирование в бухгалтерском учете информации по операциям, связанным с реорганизацией организации, регламентируется Методическими указаниями по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденными Приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н.

          В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств (п. 14 ПБУ 6/01).

          Результаты переоценки не включаются в данные бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного года и принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года (п. 15 ПБУ 6/01).

          Пример: если переоценка основных средств проведена и завершена в 2010 г., то результаты переоценки основных средств должны быть отражены в бухгалтерской отчетности по состоянию на 1 января 2011 г.

          Вид услуги Описание Стоимость/Сроки
          Преобразование – это изменение организационно – правовой формы, в результате которой, возникает юридическое лицо, с иной, организационно-правовой формой.

          Добавить комментарий

          Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

          Adblock detector