Резиденты рф по валютному законодательству это | Загранник

Резиденты рф по валютному законодательству это

Кто по законодательству является резидентом, а кто нерезидентом. Кого относит к понятию «нерезидент» законодательство

Резидент обладает политико-правовой связью с государством. Согласно ст. 1 закона № 173 резиденты — это:

  • физлица, которые являются гражданами РФ;
  • граждане других государств и не имеющие гражданства лица, на постоянной основе живущие на территории РФ;
  • юридические лица, учрежденные в РФ согласно законам России, и их представительства, находящиеся за пределами страны. Исключение из этого правила составляют международные компании (см. закон «О внесении изменений…» от 03.08.2018 № 293-ФЗ);
  • консульства, представительства и посольства РФ, представительства органов федеральной власти, находящиеся в других странах;
  • РФ, ее административные единицы, государственные образования в составе РФ.

Нерезидентом считается любое другое лицо, не подпадающее под указанные категории.

Кто именуется резидентом в валютном праве (2018 — 2019)

Резидентами в валютном праве именуются все граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на проживание согласно ст. 8 закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 № 115, — вид на жительство.

Касательно лиц юридических, определяя их статус резидента, нужно учесть 2 фактора:

  • адрес регистрации;
  • самостоятельность.

Дочернее предприятие иностранной компании признается резидентом и независимым хозяйствующим субъектом.

Филиалы, представительства и иные подразделения юридических лиц-резидентов, находящиеся за пределами РФ также являются резидентами.

Правомочия и обязанности, возникающие в валютных отношениях между их участниками

Резидентам и нерезидентам в валютных правоотношениях нормами российского права предоставляются равные правомочия. Так, к ним в соответствии со ст. 24 закона № 173 принято относить:

  • ознакомление с актами осуществленных агентами валютных операций ревизий;
  • подачу жалоб в специальные органы на противозаконные действия или халатность агентов валютных операций;
  • возмещение ущерба, ставшего результатом действий агентов валютных операций.

Обязанности субъектов валютных правоотношений:

  • представлять всю запрашиваемую по валютным переводам документацию в указанные учреждения и органы власти;
  • в соответствии с установленными правилами осуществлять учет своих валютных операций;
  • исполнять в установленный срок указание органа власти в сфере валютного регулирования.

Данные правомочия и обязанности резидентов и нерезидентов в валютных правоотношениях считаются обобщенными и не регулируют определенные случаи проведения операций с валютой. В таком смысле все субъекты имеют свои особенности в правомочиях и обязанностях.

Особых правовых положений, касающихся нерезидентов, не так уж много. Это говорит об отсутствии действенных механизмов государственного воздействия на самих нерезидентов и их участие в валютных операциях.

Правомочие открывать счета в национальной валюте России или валюте другой страны ограничено ст. 13 закона № 173. Согласно ей такие счета могут открываться только уполномоченными банками (подробнее – в статье Особенности открытия банковского счета нерезиденту).

Правила учреждения и ведения подобных счетов определяются постановлением Центрального Банка России от 04.05.2005 № 269-П. Для ведения валютных счетов у банков должна быть специальная лицензия.

Резидент РФ в рамках валютного законодательства — это…

Резиденты могут осуществлять только обозначенные ст. 9 закона № 173 операции с иностранной валютой. Запрещается проводить подобные операции лицам, определенным в ст. 2 закона «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета…» от 07.05.2013 № 79. В основном к ним отнесены депутаты, чиновники и т. д.

Резиденты РФ в рамках валютного законодательства — это не только участники валютных отношений, но и ответственные за возврат валютных средств в страну. Такое обязательство, согласно ст. 19 закона № 173, имеет место в 3-х случаях при:

  • экспорте товаров за пределы РФ;
  • неисполнении контрагентами резидента обязательств по импорту товаров;
  • получении на свои счета денежных средств, причитающихся по договорам займа.

Обязанность по контролю за своевременным поступлением валютных средств на счета резидента в банках России возлагается на самого резидента. Поступить средства должны согласно временным рамкам, указанным в договоре. Если сроки нарушаются, то согласно п. 4 ст. 15.25 КоАП РФ на резидента может быть наложен штраф.

При принятии резидентом всех допустимых мер по обеспечению поступления штраф может быть обжалован в суде. Например, постановлением президиума ВАС РФ от 28.04.2009 № 15714/08 по делу № А40-15595/08-147-214 валютный резидент РФ был оправдан.

Некоторые валютные операции между нерезидентами и резидентами, как указано в ст. 20 закона № 173, документируются в паспорте сделки, оформляемом уполномоченными банками. Однако действующая инструкция Банка России от 16.08.2017 № 181-И не содержит такого понятия. В соответствии с ней производится постановка сделки на электронный учет в банке (подробнее об этом – в статье Отмена паспорта сделки в 2018 году – что взамен?).

В целом валютное законодательство направлено на обеспечение защиты интересов резидентов во внешнеторговых отношениях. Вместе с тем нерезидентам предоставляются максимально упрощенные условия для проведения ими валютных операций.

Статья оказалась полезной? Подписывайтесь на наш канал RUSЮРИСТ в Яндекс.Дзен!

Читать дальше  Что означает ожидает адресата в месте вручения

► Правовые услуги по валютному регулированию ► Валютные резиденты и нерезиденты

Извлечение из Федерального закона от 10.12.2013 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле":

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации;

(пп. "а" в ред. Федерального закона от 28.12.2017 г. № 427-ФЗ)

б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте "в" настоящего пункта;

д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иные официальные представительства Российской Федерации и представительства федеральных органов исполнительной власти, находящиеся за пределами территории Российской Федерации;

(пп. "д" в ред. Федерального закона от 28.12.2017 г.

Резиденты в валютном законодательстве

а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 6 настоящей части;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;

е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах "б" и "в" настоящего пункта;

ж) иные лица, не указанные в пункте 6 настоящей части;

8) уполномоченные банки — кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте;

Федерального закона от 14.03.2013 г. № 29-ФЗ)

1. Характеристика Закона

2. Валютные операции

3. Внутренний валютный рынок

4. Ввоз и вывоз валюты и ценных бумаг

Список используемой литературы

29 июня 2004 года начали действовать положения Федерального закона № 173-ФЗ от 10.12.2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» в отношении порядка открытия и использования счетов юридических лиц – резидентов в банках за пределами территории Российской Федерации

Закон предусматривает довольно серьезную либерализацию валютного режима. Прежде всего, отменяется разрешительный порядок проведения валютных операций, связанных с движением капитала (включая инвестиции российских резидентов за рубежом). Отныне никакие валютные операции резидентов с нерезидентами не требуют особого разрешения Центрального банка. Взамен, однако, вводятся меры экономического сдерживания: правительству и ЦБ России дано право введения резервирования по некоторым видам валютных операций. Это значит, что сумма, пропорциональная сумме данной операции, блокируется на отдельном счете на определенный срок. Кроме того, некоторые виды операций можно проводить только через специальные счета, предназначенные для облегчения государственного контроля.

Автор ставит перед собой следующие цели: дать характеристику ФЗ № 173-ФЗ от 10.12.2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле», рассмотреть основные положения данного закона.

1. Характеристика Закона

Федерального закона № 173-ФЗ от 10.12.2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» содержит в себе 25 статьей, которые объединены в 5 глав. К ним относится общее положение, валютное регулирование, репатриация резидентами иностранной валюты и валюты РФ и обязательная продажа части валютной выручки, валютный контроль и заключительное положение.

Целью Закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты РФ и стабильность внутреннего валютного рынка РФ.

Общее положения включает принципы валютного регулирования и валютного контроля, основные понятия, используемые в данном Законе, к ним относиться валюта РФ, иностранная валюта, внутренние ценные бумаги, валютные ценности, резиденты, нерезиденты, валютные операции и другие.

Закон вносит определенные изменения в понятийный аппарат законодательства о валютном регулировании и валютном контроле.

Прежде всего, уточнены понятия валюты РФ и иностранной валюты, резидентов, нерезидентов, уполномоченных банков. Определения этих понятий приведены в соответствие с другими отраслями законодательства, и прежде всего с ГК РФ.

В главе валютное регулирование содержатся положения об органах валютного регулирования, к ним Закон относит Центральный банк РФ и правительство. А также в 5 главе рассмотрены валютные операции между резидентами и нерезидентами, валютные операции между резедентами, валютные операции между нерезидентами, права и обязанности резидентов и нерезидентов и т.д

Валютный контроль в соответствии с Законом осуществляет правительство РФ, ЦБ РФ, федеральные органы исполнительной власти уполномоченные правительством РФ.

Закон фиксирует понятие паспорта сделки, ранее содержавшееся лишь в актах ЦБР. Так называется документ, содержащий основные сведения о валютной операции, который оформляется резидентами в своих уполномоченных банках при осуществлении валютных операций с нерезидентом. Правила оформления паспорта сделки устанавливает ЦБР; этот документ затем может использоваться для целей валютного контроля (в частности, передаваться в таможенные органы для контроля за экспортом и импортом).

Читать дальше  Что делать если ручная кладь превышает норму

Таким образом, закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

2. Валютные операции

В Законе уточнено понятие "валютные операции". Теперь это любые операции, связанные с переходом прав собственности на валютные ценности, переводы средств одним и тем же лицом со счета на счет или ввоз-вывоз валюты на территорию России.

Валютные операции между резидентом и нерезидентом

На практике наибольший интерес представляют, по-видимому, валютные операции между резидентами и нерезидентами. Согласно данному закону, они осуществляются без ограничений, кроме некоторых операций по определенному закрытому списку.

В предыдущей версии закона валютные операции делились на текущие (в частности, экспорт и импорт) и капитальные (в частности, инвестиции и кредиты). При этом текущие операции осуществлялись без ограничений, а на осуществление капитальной операции требовалось, по общему правилу, особое разрешение ЦБР или отдельный разрешительный нормативный акт. Таким образом, действовал принцип «запрещено все, что не разрешено». Теперь ситуация противоположная: разрешены любые операции с нерезидентами, но с некоторыми ограничениями.

Ограничения, впрочем, не означают запрета. Предполагается лишь возможность введения для определенных (капитальных) операций между резидентами и нерезидентами требования о резервировании и (или) использовании спецсчета. По некоторым операциям решение принимает правительство, по некоторым — ЦБР. Если такое решение не принято, операции проводятся без ограничений.

Как бы извиняясь перед согражданами, законодатель сообщает непосредственно в тексте закона, что «ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации», и что эти ограничения «отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление».

Правительство может вводить ограничения по следующим видам операций между резидентами и нерезидентами:

— расчеты по экспорту определенных видов товаров (продукция машиностроения, транспортные средства, оружие и боеприпасы), с отсрочкой свыше трех лет;

— расчеты за строительство за рубежом, с отсрочкой свыше пяти лет;

— расчеты по внешнеторговой деятельности, где резидент предоставляет нерезиденту отсрочку платежа более 180 дней;

— расчеты по кредитам, предоставленным резидентами нерезидентам на срок свыше 180 дней;

— расчеты по кредитам, предоставленным резидентами нерезидентам на срок свыше трех лет в виде предоплаты по импорту определенных видов товаров (продукция машиностроения, транспортные средства, оружие и боеприпасы);

— расчеты при приобретении резидентами у нерезидентов долей в капитале юридических лиц.

Центральный банк может вводить ограничения по следующим видам операций между резидентами и нерезидентами:

— расчеты по кредитам и займам (в валюте);

— расчеты по кредитам и займам (в рублях);

— операции с внешними ценными бумагами (включая расчеты);

— исполнение резидентами обязательств по внешним ценным бумагам

— операции по приобретению внутренних ценных бумаг (включая расчеты);

— исполнение резидентами обязательств по внутренним ценным бумагам;

— операции кредитных организаций, кроме банков .

Предусмотрена возможность введения спецсчетов и резервных требований как для резидентов, так и для нерезидентов.

Резиденты и нерезиденты в валютных правоотношениях

Резервные требования — до 20% на срок до года или до 100% на срок до 60 дней; они устанавливаются ЦБР по согласованию с правительством.

При этом расчеты по внутренним бумагам осуществляются в рублях, а по внешним могут осуществляться в валюте, если иное не установлено ЦБР.

Физическим лицам-резидентам разрешено без ограничений приобретать у нерезидентов (а также продавать и производить другие операции) внешние ценные бумаги на сумму до 150 тыс. долл. в год (сумма выросла вдвое по сравнению с предыдущей версией закона).

Валютные операции между резидентами

Валютные операции между резидентами запрещены, кроме операций по определенному закрытому списку. В список входят:

  • расчеты в магазинах беспошлинной торговли;
  • операции между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) по договорам с нерезидентами;
  • операции по вспомогательным договорам при экспорте, импорте, транзите через РФ (перевозка, страхование);
  • операции с внешними ценными бумагами, выпущенными от имени РФ (на организованном рынке РФ и через депозитарии в РФ);
  • операции юридических лиц с внешними ценными бумагами (через депозитарии в РФ и с расчетами в рублях);
  • уплата налогов в валюте;
  • некоторые операции физических лиц (включая дарение валюты близким родственникам, переводы в РФ и из РФ и др.).

Валютные операции между нерезидентами

Может показаться странным, что валютные операции между нерезидентами также регулируются рассматриваемым законом РФ. Напомним в связи с этим, что операции между нерезидентами с рублями и рублевыми ценными бумагами закон относит к валютным операциям.

К счастью для нерезидентов, им разрешено безо всяких ограничений переводить иностранную валюту с одного счета на другой, как в пределах РФ, так и за границу или из-за границы, как на свои собственные счета, так и на счета других нерезидентов.

Читать дальше  Ходатайство об отсрочке уплаты госпошлины гпк

Операции с рублевыми ценными бумагами нерезиденты производят в рамках законодательства РФ (антимонопольное и о ценных бумагах). Порядок ведения операций устанавливается ЦБР, при этом возможно введение для них спецсчетов.

Извлечение из Федерального закона от 10.12.2013 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле":

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации;

(пп. "а" в ред. Федерального закона от 28.12.2017 г. № 427-ФЗ)

б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство , пре­ду­с­мот­рен­но­го законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства ;

в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом " О международных компаниях ";

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 г. № 293-ФЗ);

г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте "в" настоящего пункта;

д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, меж­пра­ви­тель­ст­вен­ных) организациях, иные официальные представительства Российской Федерации и представительства федеральных органов исполнительной власти, находящиеся за пределами территории Российской Федерации;

(пп. "д" в ред. Федерального закона от 28.12.2017 г. № 427-ФЗ)

а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 6 настоящей части;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;

е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах "б" и "в" настоящего пункта;

е.1) иностранные юридические лица, зарегистрированные в соответствии с Федеральным законом "О международных компаниях ";

(пп. "е.1" введен Федеральным законом от 03.08.2018 г. № 293-ФЗ)

ж) иные лица, не указанные в пункте 6 настоящей части;

Извлечения из Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации":

Статья 2. Основные понятия

1. В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

иностранный гражданин – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

лицо без гражданства – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

вид на жительство – документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность. Вид на жительство не может быть выдан в форме электронного документа;

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 г. № 227-ФЗ)

постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, получившее вид на жительство;

2. В целях настоящего Федерального закона понятие "иностранный гражданин" включает в себя понятие "лицо без гражданства", за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.

Извлечения из Федерального закона от 03.08.2018 г. № 290-ФЗ "О международных компаниях":

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

1. Настоящий Федеральный закон определяет правовое положение хозяйственного общества со статусом международной компании, зарегистрированного в едином государственном реестре юридических лиц в связи с изменением иностранным юридическим лицом личного закона в порядке редомициляции (далее – международная компания), права и обязанности его участников, особенности его деятельности, реорганизации и ликвидации.

2. Международной компанией может стать иностранное юридическое лицо, являющееся коммерческой корпоративной организацией и принявшее решение об изменении своего личного закона в установленном таким личным законом порядке (далее – иностранное юридическое лицо).

Статья 5. Особенности государственной регистрации международной компании

1. Международные компании подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации международных компаний.

Новости

12.08.2019
Об открытии и использовании филиалами юрлиц – резидентов РФ счетов в банках за пределами РФ

Аналитические правовые услуги по ВЭД, счетам за рубежом, КИК, Испании
Описание услуг на сайте не является публичной офертой услуг
Правовое бюро "Проект-ВС" (Москва) • 2001-2019 • Контакты
© Автор сайта: Славинский В. Ч. Все права сохранены

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector