Руководители органов управления образованием | Загранник

Руководители органов управления образованием

Название Руководителям муниципальных органов управления образованием
Тип Документы

от 26.12.2007г. № 286

Руководителям муниципальных органов управления образованием

О порядке информирования о несчастных случаях
В соответствии с Положением «О расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками в системе Гособразования СССР», утвержденным приказом Государственного комитета по народному образованию СССР от 01.10.1990 г. № 639, о несчастном случае, происшедшем с обучающимся (воспитанником) во время учебно-воспитательного процесса и в быту, администрация образовательного учреждения немедленно информирует вышестоящий орган управления образованием.

О тяжелом несчастном случае, групповом несчастном случае (два и более пострадавших) и несчастном случае со смертельным исходом, происшедшем с обучающимся (воспитанником) во время учебно-воспитательного процесса и в быту, администрация образовательного учреждения немедленно информирует также прокуратуру по месту, где произошел несчастный случай.

Муниципальный орган управления образованием обязан передать соответствующее сообщение в течение суток в:

– Государственную инспекцию по труду в Свердловской области (факс 262-56-05, телефоны: 262-65-30, 375-79-73, 375-86-74, 262-77-18; 620095, г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 101, а/я 140, к. 500);

– Министерство общего и профессионального образования Свердловской области (специалист отдела специальных образовательных учреждений, гражданской обороны и оборонной подготовки Загайнова Е.В., кабинет 108, телефон 371-62-38, e-mail: zev @minobraz.ru).

С целью своевременного информирования о несчастных случаях, происшедших с обучающимися (воспитанниками) образовательных учреждений, Министерство общего и профессионального образования Свердловской области направляет для использования в работе документы, определяющие порядок расследования несчастных случаев.

Приложение: на 18 л. в 1 экз.

Министр В.В. Нестеров
Загайнова Е.В.

Приложение №1
Порядок расследования несчастного случая
Целью расследования несчастного случая является выявление причин, разработка мер, направленных на предупреждение повторения подобных случаев.

Расследование обстоятельств и причин несчастного случая во время учебно-воспитательного процесса (который не является групповым и не относится к категории тяжелых или со смертельным исходом) проводится комиссией в течение трех дней.

Все несчастные случаи, в результате которых наступила временная (более одного учебного дня) или стойкая утрата трудоспособности, либо смерть подлежат расследованию, оформлению и учету.

Акт о несчастном случае по форме Н-2 составляется в 4 экземплярах в течение трех суток.

Комиссия составом не менее трех человек утверждается приказом руководителя образовательного учреждения.

О каждом несчастном случае, происшедшим с учащимся (воспитанником), руководитель образовательного учреждения обязан немедленно сообщить в вышестоящий орган управления образованием, родителям пострадавшего (лицам, представляющим его интересы), и запросить заключение из медицинского учреждения о характере и тяжести повреждения у пострадавшего.

Степень тяжести травмы определяет лечебное учреждение, в котором лечится пострадавший. Заключение о степени тяжести травмы выдается лечебным учреждением по запросу руководителя образовательного учреждения в срок до трех суток с момента поступления запроса.
Приложение № 2
Порядок заполнения актов о несчастном случае
По каждому несчастному случаю на производстве или во время образовательного процесса, вызвавшему потерю трудоспособности работника или учащегося (воспитанника) на один и более рабочих (учебных) дней, либо смерть, оформляется акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1 (в 3-х экземплярах) или акт о несчастном случае с обучающимися по форме Н-2 (в 4-х экземплярах).

Акты по форме Н-1 или Н-2 заполняются на основании показаний очевидцев несчастного случая, пострадавшего, руководителей работ (учебно-воспитательного процесса), по результатам места происшествия, по результатам медицинского заключения, выданного лечебным учреждением, в котором находится пострадавший на излечении и др. К акту о несчастном случае прилагается комплект документов по ходу расследования.

Перечень материалов по расследованию несчастного случая:

– приказ о создании комиссии по расследованию несчастного случая, издаваемого руководителем образовательного учреждения;

– планы, схемы, эскизы, фото-киноматериалы места происшествия;

– документы, характеризующие состояние рабочего (учебного места), результаты предыдущей аттестации рабочих мест, наличие опасных факторов;

– выписки из журналов регистрации инструктажей, протоколов проверки знаний по охране труда;

– протоколы опросов, объяснения пострадавшего (пострадавших), очевидцев несчастного случая и лиц, ответственных за организацию безопасного производственного (учебно-воспитательного) процесса;

– экспертные заключения специалистов, результаты лабораторных исследований и экспериментов;

– медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения пострадавшего;

– другие документы, материалы на усмотрение комиссии.
Форма акта Н-1 стандартизирована, разработана Министерством труда и социального развития и является приложением к Положению о порядке расследования и учета несчастных случаев.

Акт по форме Н-2 утвержден приказом Госкомобразования СССР и является приложением к Положению о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью.

Формы актов позволяют упростить их заполнение, облегчить поиск информации в актах для целей учета, анализа и разработки мероприятий по улучшению условий труда и предупреждению травматизма.

Акты по форме Н-1, Н-2 имеют обязательные реквизиты (почтовый адрес, наименование учреждения, данные о пострадавшем), которые заполняются в обязательном порядке. Пункты (разделы) актов, заполняемых комиссией, должны содержать полную достоверную информацию о пострадавшем, о виде происшествия, об обстоятельствах и причинах несчастного случая, о разработке мероприятий по устранению причин несчастного случая, установлении лиц, допустивших нарушения, установлении степени вины пострадавшего.

Акт по форме Н-1 составляется в 3-х экземплярах, 2 из которых направляются в образовательное учреждение, работником (учащимся) которого является пострадавший. 3-й экземпляр акта и материалы расследования остаются в учреждении, где произошел несчастный случай.

Несчастный случай с обучающимся на производственной практике оформляется актом по форме Н-1.

При несчастном случае с обучающимся (воспитанником) во время воспитательно-образовательного процесса оформляется акт по форме Н-2 в 4-х экземплярах, которые направляются:

– пострадавшему (его родителям или законным представителям);

– в вышестоящий орган управления образованием;

– в учреждение, где произошел несчастный случай;

– в Госинспекцию Минобразования РФ.
Акт о несчастном случае в течение суток после окончания расследования утверждается руководителем учреждения. Не позднее 3-х дней после утверждения акт должен быть выдан на руки пострадавшему или его законным представителям.
Приложение № 3
Специальное расследование несчастных случаев
Специальному расследованию подлежат:

– групповой несчастный случай (2 и более пострадавших);

– несчастный случай со смертельным исходом.

О групповом несчастном случае, несчастном случае со смертельным исходом руководитель образовательного учреждения обязан немедленно сообщить:

– вышестоящему органу управления образованием по подчиненности, включая Гособразование СССР;

– родителям пострадавшего или лицам, представляющим его интересы;

– в прокуратуру по месту, где произошел несчастный случай;

Управление образованием – один из актуальных и важных вопросов государственного управления, особенно в такой сложный в социально-экономическом отношении период, каким является начало нового столетия. В настоящее время политика Российской Федерации в отношении управления государственными организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования, определяется следующими принципами:

  • – обеспечение конституционных прав граждан на образование:
  • – интеграция высшего образования и науки;
  • – вовлечение всех государственных организаций образования в решение поставленных задач;
  • – обеспечение развития образования как социально значимого блага, обладающего выраженными положительными внешними эффектами, с учетом необходимости сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации;
  • – ориентация на обеспечение прогресса в экономике;
  • – содействие гармонизации интересов государства, населения, бизнеса, менеджмента, педагогических коллективов образовательных организаций, а также институтов гражданского общества.

В Российской Федерации управление образованием осуществляется на трех уровнях: федеральном, региональном и местном (муниципальном).

Федеральный уровень управления включает в себя две разновидности органов управления: а) федеральные (центральные) государственные органы управления образованием (Министерство образования и науки РФ); б) федеральные ведомственные органы управления образованием (многие министерства и ведомства имеют свою систему образования и сеть образовательных учреждений, готовящих специалистов для конкретной сферы деятельности).

Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России) согласно соответствующему решению Правительства РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере молодежной политики, воспитания, опеки и попечительства, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

→ На региональном уровне управления функционируют государственные органы управления образованием субъектов РФ [1] . Здесь созданы различные органы управления образованием, например Департамент образования г. Москвы, Управление образования и науки Тамбовской области, Министерство общего и профессионального образования Чеченской Республики и т.д. Деятельность органов управления образованием в субъектах РФ направлена на обеспечение проведения единой государственной политики в области образования, создание системы непрерывного образования населения, реализацию программы всеобщего среднего образования молодежи, оказание практической помощи районным (окружным) органам и учреждениям образования в систематическом обновлении содержания образования, совершенствовании воспитания, обучения, развития учащихся; финансирование программ и проектов развития образования, лицензирование, аккредитование, аттестацию и экспертизу подведомственных учреждений и др.

→ На местном (муниципальном) уровне функционируют районные и городские органы управления образованием (управления образованием при местных администрациях). К их компетенции Законом РФ "Об образовании" отнесены такие важные функции, как реализация права граждан на получение общего образования, осуществление государственной политики в области образования, создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений и т.п.

Основные направления развития управления образовательными системами различного уровня. Произошло разграничение компетенции между местными (муниципальными) органами управления и администрацией общеобразовательного учреждения, осуществляющей управление образовательной системой учебного заведения. В различных моделях самоуправления, реализующихся в учебных заведениях, отмечаются такие положительные явления, как:

  • – повышение уровня автономности;
  • – появление возможности формулировать свою миссию, стратегию, переходя от позиции пользователя действующих систем управления к позиции проектировщика и создателя новых систем;
  • – высвобождение творческой энергии, инновационного потенциала работников образования;
  • – развитие плюрализма мнений;
  • – привлечение квалифицированных специалистов из вузов;
  • – получение дополнительных источников финансирования;
  • – изменение штатного расписания.

Наряду с традиционными органами общешкольного управления (педсовет, родительский комитет, ученический совет) в настоящее время появились советы школ, попечительские советы, приемные комиссии, научно-методические советы, советы лицеистов, советы гимназистов, школьные парламенты и др.

Ряд общеобразовательных учреждений, реализуя планы собственного развития, перестраивает структуру управления на основе поиска "золотой середины" между централизацией и децентрализацией управления. Централизованные подходы характеризуются в разработке планов школы, а децентрализованные – в их реализации. В школах, работающих в режиме развития, введены группы нововведений, проектные группы, группы разработчиков, экспертные группы. Внедрение в школе элементов менеджмента содействует процессу демократизации и гуманизации школьной жизни, эффективному управлению школой, педагогическим и ученическим коллективами.

1. Общие положения

В соответствии с Положением об Управлении общеобразовательных учреждений и инспектирования (далее – Управление) Министерства образования РФ (далее – Министерства):

1.1. Начальник отдела инспектирования органов управления образованием (далее – начальник) назначается по представлению начальника Управления приказом Министерства для оперативного и квалифицированного решения задач, стоящих перед отделом.

1.2. Начальник отдела непосредственно подчиняется начальнику Управления и его заместителям, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на отдел задач.

2. Основные задачи и обязанности

2.1. В целях обеспечения работы отдела и в соответствии с планом работы Управления начальник отдела планирует и организует работу отдела по:

– решению основных задач, определенных Положением об отделе инспектирования органов управления образованием;

– разработке методологии, научно обоснованных форм, методик инспектирования органов управления образованием;

– разработке подпрограммы "Инспекционно-аналитическая деятельность в сфере образования" Концепции и механизма функционирования единой федеральной государственной системы инспектирования в порядке надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ в области образования;

– контролю за исполнением законодательства РФ и государственной (федеральной) политики в области образования, нормативных правовых документов Минобразования России;

– устранению нарушений и недостатков в деятельности органов управления образованием, выявленных в ходе инспектирования;

– сбору информации о состоянии системы образования, формированию банка данных о системе образования региона, подготовке аналитических справок, информационно-методических писем по итогам инспекторских проверок;

– координации совместной деятельности со структурными подразделениями Минобразования России по вопросам инспектирования органов управления образованием;

– планированию, подготовке и проведению совещаний-семинаров, практикумов управленческих кадров, ответственных за вопросы инспектирования;

– подбору и определению необходимой нормативной правовой документации, регулирующей деятельность органов управления образованием всех уровней;

– изучению и обобщению опыта работы органов управления образованием;

– анализу и экспертной оценке результатов деятельности органов управления образованием (по заданию руководства Министерства);

– осуществлению контроля за соблюдением порядка лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, аттестации педагогических кадров в соответствии с компетенцией, определенной Законом РФ "Об образовании";

– организации разработки критериальной основы оценки деятельности органов управления образованием;

– оказанию помощи органам управления образованием в регионах РФ в проведении государственной (федеральной) политики в области образования и осуществлению инспекторско-контрольной деятельности.

2.2. Начальник отдела:

– предлагает руководству Управления распределение функциональных обязанностей сотрудников отдела и распределяет разовые поручения;

– организует разработку методических материалов по вопросам инспектирования органов управления образованием, оценки эффективности их работы, формирования нормативной правовой основы деятельности в соответствии с планом работы Управления;

– осуществляет контроль за выполнением Правил внутреннего трудового распорядка и техники безопасности сотрудниками отдела;

– составляет график командировок сотрудников отдела и представляет его на согласование начальнику Управления;

– принимает участие в организации учебы сотрудников отдела по вопросам, входящим в их компетенцию;

– осуществляет сбор информации об использовании научных исследований, методических материалов, результатов экспериментальной работы, международного опыта инспектирования в практике работы органов управления образованием;

– организует работу с письмами, обращениями, поступившими в отдел, участвует в подготовке проектов ответов авторам обращений;

– способствует информированию руководителей органов управления образованием, образовательных учреждений о результатах проведенного инспектирования;

– анализирует итоговые материалы инспектирования, вносит в установленном порядке руководству Управления предложения по актуальным проблемам развития управления в системе образования;

– курирует определенные территории.

3.1. Организовывать сотрудничество (взаимодействие) специалистов отдела и подразделений Министерства, создавать временные творческие коллективы для реализации планов и заданий руководства Управления в соответствии с компетенцией отдела.

3.2. Запрашивать от структурных подразделений Министерства, региональных органов управления и образовательных учреждений необходимую информацию о результатах инспектирования ими органов управления образованием.

3.3. Делегировать право проверки и изучения деятельности органов управления образованием и объективного рассмотрения на местах обращений граждан.

3.4. Рекомендовать органам управления образованием:

3.4.1. Структуры отделов управлений образованием;

3.4.2. Структуры инспекторских служб;

3.4.3. Методические материалы по разработке нормативной правовой основы, регулирующей деятельность органов управлений образованием, инспекций.

3.5. Вносить в установленном порядке предложения по устранению недостатков в деятельности органов управления образованием, по организации повторного контроля.

3.6. Приостанавливать незаконные распоряжения и действия руководителей органов управления образованием, образовательных учреждений, которые противоречат действующему законодательству РФ, приказам и другим нормативным актам Минобразования России. Сообщать об этом руководству и органам управления образованием субъекта РФ.

3.7. Участвовать в независимых проверках учредительной документации и ведения документооборота органов управлений образованием.

3.8. Визировать итоговые справки специалистов отдела и корректировать выводы, предложения в итоговых справках.

3.9. Представительствовать в министерствах и ведомствах, производственных объединениях, местных администрациях по вопросам деятельности органов управления образованием, образовательных учреждений и инспекторских служб.

3.10. Выходить с предложениями к руководству Управления по перераспределению в связи с производственной необходимостью должностных обязанностей сотрудников отдела.

3.11. Вносить руководству Управления предложения о поощрении или наложении дисциплинарных взысканий на сотрудников отдела.

4.1. Законодательство РФ, указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ в области образования, нормативные документы Министерства образования РФ, Положения об Управлении инспекционно-аналитической работы и его структурных подразделениях.

4.2. Стратегические цели политики Министерства в области образования, направления деятельности Министерства в вопросах совершенствования образования, Федеральную программу развития образования, пути внедрения новых форм организации труда и хозяйствования в системе образования, программу стандартизации образования в части управления и инспектирования.

4.3. Организационную структуру системы образования (органов управления образованием и образовательных учреждений), методы разработки нормативной правовой основы, регулирующей деятельность органов управления образованием и образовательных учреждений.

4.4. Формы, методы сбора, изучения, анализа и хранения информации о состоянии системы образования на различных уровнях управления.

4.5. Виды деятельности и формы контроля по проведению государственной политики в области образования.

4.6. Состояние учебно-материальной базы для обеспечения качественного образовательного процесса в учреждениях образования в субъектах РФ.

4.7. Систему работы органов управления образованием по подбору, расстановке и повышению квалификации педагогических, инженерно-педагогических и руководящих кадров.

4.8. Основы трудового законодательства РФ, правила внутреннего трудового распорядка в органах управления образованием.

4.9. Формы и методы организации помощи органам управления образованием в субъектах РФ в создании системы инспектирования и обучения инспекторских кадров.

4.10. Методику разработки законодательной и нормативной правовой документации инспекторской деятельности.

4.11. Международный опыт деятельности инспекторских служб в области образования.

4.12. Инструкцию по работе с обращениями граждан, ведение делопроизводства и хранения документации.

5. Квалификационные требования и организация работы

5.1. Начальник отдела должен иметь высшее профессиональное образование.

5.2. Начальник отдела назначается из числа наиболее опытных руководящих работников системы образования, обладающих организаторскими навыками, хорошо знающих виды деятельности учреждений и органов управления образованием, имеющих стаж управленческой деятельности 5 лет.

5.3. Начальник отдела несет дисциплинарную ответственность за низкое качество работы, неправомочные действия, нарушения Правил внутреннего трудового распорядка, законодательства о труде и настоящей должностной инструкции.

Ознакомлен: (подпись, дата)

* Рекомендована Управлением общеобразовательных учреждений и инспектирования Минобразования России в качестве методического материала. Его содержание может быть использовано как примерное для составления должностных инструкций или явиться основой для разработки трудовых договоров начальников инспекций и специалистов органов управления образованием всех уровней, осуществляющих инспекционно-контрольные функции.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector