Содержание
По российским законам любой водитель, выезжающий на дороги, должен иметь соответствующее удостоверение. И не имеет значения, какое количество колес насчитывает ваш транспорт – четыре или всего два. Сравнительно недавно требования к водителям мотоциклов и скутеров были лояльнее. С 2013 года ситуация в корне поменялась и даже водитель скутера обязан пройти обучение в мотошколе.
Закон непреклонен. Если вы не собираетесь вечно сидеть за рулем велосипеда, а планируете хоть изредка пересаживаться за руль хотя бы мопеда, права необходимы. И это не прихоть инспекторов ГИБДД и мотошкол, желающих «вытянуть» из вас побольше денег.
Квалифицированный водитель, прошедший обучение, четко знает, как вести себя в той или иной дорожной ситуации. В то время как «бесправный» водитель лишь догадывается о правильности своего поведения на дороге. И хорошо еще, если такое вождение закончится лишь штрафом и изъятием двухколесного коня.
Зато владельцы кроссовых мотоциклов могут спокойно выдохнуть. Им штрафы и изъятие транспортного средства за езду без прав не грозят. Но до тех пор, пока они остаются на территории спортивных треков.
Причина «поблажки» простая, кроссовый мотоцикл относится к категории спортивного инвентаря. И до тех пор, пока его обладатель гоняет по грунтовому покрытию треков, он не нарушает никаких правил.
Этот параметр напрямую связан с видом двухколесного транспорта, которым водитель планирует управлять. Есть мотоциклы, за руль которых можно сесть не раньше 18 лет. Но есть категории транспорта, доступные для управления с 16 лет.
Скутеры, мопеды | Объем двигателя не выше 50 кубов | С 16 лет |
Легкие мотоциклы | Объем двигателя до 125 кубов | С 16 лет |
Мотоциклы | Объем двигателя больше 125 кубов | С 18 лет |
Трициклы, квадроциклы | Объем двигателя от 50 кубов | С 18 лет |
Приступить к обучению управления мотоциклом разрешено задолго до 18-летия. Но запаситесь терпением, к экзаменам вас допустят лишь при достижении этого возраста.
Моторынок готов предложить огромный выбор мотоциклов. Как не запутаться в этом многообразии и понять, какая категория нужна для управления тем или иным двухколесным конем? Все решила классификация.
Так как мотоцикл мотоциклу рознь, то решено было выделить три категории: «М», «А», «А1». Каждая из них дает возможность управлять мотоциклами с различным весом и объемом двигателя.
Категория «М» |
Появилась в 2013 году
(самая распространенная среди подростков)
максимальная мощность – до 11 кВт.
масса ТС в снаряжённом состоянии до 400 кг
Если будущий водитель уже перешагнул 18-летний рубеж, имеет смысл выучиться на категорию «А». В этом случае «М» и «А1» будут проставлены ему в качестве бонусов. До знаменательной даты далеко, а за руль очень хочется, выбирайте «М» или «А1» – в зависимости от вашего транспорта.
Планируете прикупить мотоцикл с коляской? Поспешите обзавестись правами категории «А». Для собственной безопасности, не поленитесь взять пару уроков езды на таком мотоцикле.
Этот вид транспорта имеет кардинальное отличие от своего двухколесного собрата. Из-за коляски с одного бока он занимает куда больше места на дороге. А это требует особой привычки.
Появление категории «М» облегчило жизнь владельцам скутеров и мопедов. Достигнув 16 лет, пройдите обучение в мотошколе и беспрепятственно ездите на легковесном транспорте.
Если водитель проходил обучение на категорию «А», то «М» проставляется автоматически. Что дает право садиться за руль легкого скутера.
Для получения прав на мотоцикл вам не придется сдавать традиционный для получения любых других прав экзамен по городу. В случае с мотоциклом инспекторы ГИБДД ограничиваются проверкой теоретических знаний правил ДД. Проверка практических навыков проходит в условиях специальных полигонов и площадок.
Часть школ отказывается от набора на курсы по обучению езды на мотоцикле в зимнее время года. Связано это со сложностью дорожных условий. Трудно научить неопытного водителя всем тонкостям вождения на скользкой дороге.
До тех пор, пока претендент на получение прав не сдаст полный пакет документов, к учебе он попросту не будет допущен.
Эта процедура тоже имеет свой ход развития событий.
Экзамен делится на два самостоятельных блока: теоретический и практический. Первый предполагает проверку теоретической базы и правил. Второй нацелен выявить практические умения и навыки.
Сдача теоретической части проходит целиком в компьютерном варианте. В ходе проверки на знание ПДД испытуемый отвечает на 20 вопросов. Идеально, если количество ошибок равно нолю.
На испытание отводится 20 минут времени – по минуте на вопрос. При одной допущенной ошибке, ко времени прибавляется еще 5 минут. За эти минуты нужно ответить на дополнительные 5 вопросов из блока, где допущена ошибка.
Практическая сторона экзамена проходит на свежем воздухе – на полигоне. Здесь все как в школе, за ошибку – минус к итоговой отметке. Достаточно набрать 4 штрафных балла, чтобы «загреметь» на пересдачу.
Минус 1 балл за:
Минус 3 балла за:
Минус 5 баллов за:
При успешном прохождении всех испытаний ученик переходит в категорию «водитель». Теперь осталось лишь получить долгожданные права соответствующей категории.
Срок действия мотоциклетных прав тот же, что и у автомобильных – 10 лет.
От обязательного обучения в мотошколе можно «отвертеться». Но если будущий водитель не планирует управлять транспортом свыше 50 кубов. Хватит уже имеющихся прав с любой категорией.
Если водитель не успел обзавестись водительским удостоверением, то обучение в мотошколе обойти не удастся. Потребуется лишь определиться с получаемой категорией.
Открытая категория «В» не дает своему владельцу право на управление мотоциклом свыше 50 кубиков. Придется снова садиться за парту и заново проходить правила ДД. Только после успешной сдачи устной части экзамена водитель будет допущен к практической.
Кого-то такой подход возмутит – зачем учить правила, все это пройдено. Дело не в самих ПДД, а в специфике управления мотоциклом. Управление автомобилем сильно отличается от езды на двухколесном транспорте.
Впрочем, если чувствуете в себе силы, посещать мотошколу не обязательно. Отрабатывать навыки езды на мотоцикле самостоятельно. Но где гарантия, что вы выполняете все элементы правильно?
Все же стоит перестраховаться и взять пару-тройку уроков у опытного водителя-инструктора. Он доходчиво объяснит требования на экзаменах.
Здесь все индивидуально. Есть несколько факторов, существенно влияющих на итоговую сумму обучения.
Единственная «незыблема» цифра – госпошлина за получение прав. Она едина для всех регионов и не зависит от мастерства педагогов.
По закону управлять мотоциклетной техникой допускается только после получения прав. Выдают их в определенном возрасте, что создает некоторые ограничения на езду на таком транспорте. Права для мотоциклов получают по тому же алгоритму, что и на автомобили – обучение, предоставление справки и сдача экзамена.
На технике мощностью от 125 куб. см допустимо ездить лишь с 18 лет. Если у агрегата меньшая мощность, то законом разрешено ездить на нем с 16-летнего возраста. В любом случае законность передвижения должна быть подтверждена правами соответствующей категории.
На скутерах и мопедах также можно ездить с 16 лет. Особого внимания заслуживают питбайки, которые допускают передвижение без каких-либо документов, но только на специально предназначенных для этого спортивных трассах. Такой транспорт при условии мощности до 50 куб. см причисляют к спортивному инвентарю. На дорогах общего пользования на питбайках ездить запрещается даже при правах категории «А».
Не следует путать возраст, когда допустимо получать права и полноправно ездить на мотоцикле, с возрастом, с которого можно начинать учиться в мотошколе. По закону сделать это можно уже в 14-летнем возрасте. На этом этапе преподают не только теоретические знания, но и навыки управления транспортом.
В соответствии с законодательством получение водительского удостоверения для управления мотоциклетной техникой возможно только после совершеннолетия. Это касается получения прав с категорией «А».
Следует различать также категорию «А1», которая позволяет управлять мотоциклетным транспортом с объемом движка до 125 куб. см при мощности до 11 кВт. Такие права выдают уже в 16 лет, но на категорию «А» придется переучиваться.
Для управления скутером или мопедом необходимы права категории «М», получить которые можно с 16-летнего возраста.
Чтобы получить документальное подтверждение возможности управлять мотоциклом, нужно сдать экзамен, представленный теоретической и практической частью. Для этого сначала следует обучиться в автошколе. Нужно также иметь специальную медицинскую справку по форме 083/У89.
Следует не просто получить права, но и зарегистрировать технику. Пользоваться ею можно только после получения регистрационного знака.
Езда на мотоцикле без прав грозит административной ответственностью. Сумму штрафа ориентируют на конкретную ситуацию: забытые дома документы, полное их отсутствие, лишение прав.
Возрастные ограничения затрагивают не только водителей мотоциклов, но и их пассажиров. Независимо от разновидности техники, на заднем сидении имеет право располагаться пассажир с 12-летнего возраста. Детей младше этой отметки перевозить строго запрещается, при этом родственные связи никакого значения не имеют.
Значение имеет не только возраст пассажира, но и его рост. Если он меньше 150 см, то необходимо обеспечить безопасность пассажира с помощью дополнительного ограждения.
Закон не предусматривает ограничение возраста пассажира, если перевозится он в боковом прицепе (коляске). В этом случае важно иметь только шлем.
Перевозка пассажиров должна осуществлять по правилам. Длина сидения должна позволять перевозку пассажиров. Обязательно должны быть специальные подножки, боковые ручки, шлем, причем надетый до начала движения.
Многие подростки игнорируют необходимость получения прав для вождения мотоцикла, а некоторые садятся на такую технику до достижения требуемого возраста. В таких случаях нерадивых водителей или их родителей ждет административная ответственность:
Ездить на мотоцикле можно только по достижении 18-летнего возраста и после получения прав в соответствующей категории. При этом обучение можно начать раньше, чем допускается выдача прав по закону. Если несовершеннолетний управляет мотоциклом, то ответственность за это несут родители, а также владелец транспорта, пустивший его за руль.
Управление автотранспортом (ТС) при наличии водительского удостоверения — единственный законный способ эксплуатации машины. Водительские права идентифицируют находящуюся за рулём личность, а также удостоверяют легальность эксплуатации конкретной транспортной единицы. Существующие в России критерии допусков разрешают гражданам получать документы на управление ТС, если они пройдут ряд испытаний. Кандидаты должны выдержать и возрастной ценз. Так, со скольки лет можно сдавать на права?
Законодательство указывает, что выдача прав на управление автотранспортом зависит:
Для каждого транспорта установлен свой возрастной ценз. Разнообразие существующих средств передвижения позволило сформировать из них группы, обладающие чёткими специфическими признаками.
На законодательном уровне зафиксировано 5 категорий:
Открытая категория позволяет пользоваться только теми ТС, которые принадлежат её группе. Наличие старшей категории не даёт автоматического доступа к младшей. Отступление от этого правила карается штрафными санкциями.
Законодательство РФ определяет минимальный возраст граждан для получения водительских удостоверений. Почему это важно? Взросление людей сопровождается осознанием новых обязанностей, возможностей и ответственности за совершаемые поступки.
Считается, что 16 лет — возраст, достаточный для формирования у личности: адекватного отношения к обществу, способность к самостоятельному критическому мышлению, что должно выразиться в правильном поведении в общественных местах, в том числе и на проезжей части, при управлении ТС.
Со временем, в семье, владеющей собственным автотранспортом, возникает, требующий решения вопрос о необходимости получении подростком прав на вождение.
Официальный сайт ГИБДД даёт подробное разъяснение касательно эксплуатации автотранспорта гражданами различных возрастных категорий, и указывает на нормативные регламентирующие акты:
Процедура выдачи прав после сдачи итоговых экзаменов, регулируется соответствующим постановлением Правительства РФ от 15.12.1999.
О чём говорят указанные нормативны акты, например, со скольки лет права на мотоцикл получает подросток?
Обучение вождению возможно с 14 и 16 лет, при соблюдении конкретных условий:
Обязательное требование для желающих получить права — сдача экзамена по теории и практике вождения авто в условиях города.
Согласно законодательству, управлять легковым авто, до наступления совершеннолетия, можно только в присутствии инструктора. Несоблюдение данных правил относится к административным правонарушениям и наказывается штрафом.
Изучение теории вождения, ПДД и устройства автомобиля, в России, не ограничено возрастными рамками. Наоборот, подобные начинания приветствуются на федеральном уровне и поощряются местными органами власти.
Если в семье планируют получение водительские права ребёнком при наступлении его совершеннолетия, приступать к учёбе можно в любом возрасте.
Специальную литературу — тесты на знание ПДД и задачи с комментариями, легко приобрести в торговых точках, реализующих печатную продукцию. Кроме того, предварительное обучение проходят на тренажёрах или курсах в интернете.
В соответствии с действующими нормами права, совершеннолетними в РФ, считаются граждане, достигшие 18 лет.
Статус совершеннолетнего предоставляет новые возможности и обязанности, и означает наступление полной юридической ответственности за собственные поступки и действия, что называется дееспособностью.
Закон позволяет несовершеннолетним эксплуатировать отдельные виды ТС:
Для легального использования автотранспорта, кроме достижения указанного в законе возраста, подростку необходимо подготовиться:
Этот документ разрешает ездить на мопеде или мотоцикле с двигателем мощностью менее 125см. куб. Управление мотоциклом без прав наказывается штрафом до 15 тыс. руб. Наказанию подвергается, и владелец ТС, которого могут оштрафовать на крупную сумму, до 30 тыс. руб.
Водительские права в 16 лет позволяют самостоятельное передвижение, без перевозки пассажиров. Перемещение по дороге с пассажирами разрешено с 18 лет.
Закон указывает на нижнюю возрастную границу получения водительских прав — 16—21 год. При этом верхняя граница не регулируется законодательством, а значит преклонный возраст не помеха для получения прав на автомобиль. Единственное препятствие для пожилых людей — состояние здоровья, из-за которого возникают проблемы с допуском к посещению учебного центра.
Также отсутствуют возрастные ограничения при пересдаче и при замене прав. При этом, регулярные медосмотры для мужчин после 55 и — женщин после 50 лет, предусмотрены чаще обычного —1 раз в 2 года вместо 3-х лет.
Часто встречающийся вопрос — на какой период времени выдают права пожилым людям в 60 —70 лет? Водительские удостоверения в РФ выдают на срок до 10 лет независимо от возраста получателя. По истечении 10 лет права считаются недействительными для любых возрастных категорий.
Сколько месяцев занимают занятия в автошколе?
Продолжительность учёбы зависит: от сложности открываемой категории, специфики региона страны, от частоты и регулярности посещений занятий учеником и пр:
Для получения прав на эксплуатацию прицепа ученику понадобиться 1.5 мес., и открытая категория ТС, к которой относится прицеп (обычно — С).
Указанные сроки часто не совпадают с реальными, так как многие ученики, ссылаясь на занятость и личные причины, не посещают запланированное количество занятий, поэтому автошколы вынуждены продлевать время обучения.
Дополнительные занятия в автошколах, в первую очередь, назначают для не сдавших с первого раза итоговые экзамены. Как правило, страдает больше практика вождения, нежели теория. Поэтому, чаще всего, это время отводится на практическое вождение автомобиля. Инструктор добавляет часы обучения с последующей повторной пересдачей экзамена и дополнительной платой.
Дополнительные занятия посещают также желающие получить другую категорию. Например, желающие открыть для себя новую сферу перевозок специфических или опасных грузов (химических, легковоспламеняющихся веществ).
Несколько лекций понадобиться прослушать водителям, желающим получить разрешения, на переоборудование автомобиля с жидкого топлива на газ.
Международные права (МВУ) действуют в странах-участниках Женевской конвенции, подписанной в 1949 году.
Срок действия документа — три года. МВУ созданы дополнением к основному национальному документу и при его отсутствии, считаются недействительными. Для получения прав не нужно дополнительное обучение и сдача экзамена.
Заявление подают в ближайшее отделение Госавтоинспекции или в отделение ГИБДД, занимающееся выдачей международных удостоверений.
Выезд за границу без МВУ чреват последствиями для владельца ТС:
В конечном итоге, при пересечении границы РФ, автомобиль могут не впустить на территорию страны.
Управление автомобилем с национальными правами РФ, кроме России разрешено только на территории государств-участников Венской конвенции 1968 года, договорившихся о признании национальных документов действительными на территориях стран, её подписавших.
No related posts.