Сертификация предприятия общественного питания | Загранник

Сертификация предприятия общественного питания

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

Услуги общественного питания имеют непосредственное отношение к жизнедеятельности человека и могут представлять для него потенциальную опасность. Действительно, некачественная продукция общепита может нанести вред здоровью потребителя, а иногда привести и к трагическим последствиям. Чтобы исключить нанесение вреда человеку при потреблении таких услуг, государство предъявляет к ним специальные требования. Такие требования заключены и в федеральных законах и в специальных государственных стандартах.

К основным требованиям, возложенным обществом и государством на предприятия общественного питания, относятся:

наличие необходимых лицензий, установленных законом;

сертификация продукции общепита;

правила оказания услуг общественного питания.

ЛИЦЕНЗИЯ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ УСЛУГ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

В соответствии с российским законодательством под лицензированием понимается получение юридическим или физическим лицом (зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя) специального разрешения (лицензии) на ведение определенного вида деятельности.

СЕРТИФИКАЦИЯ УСЛУГ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

В статье 41 >Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» указывается на необходимость сертификации отдельных видов продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека.

Правила оказания услуг общественного питания, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года №1036 также указывают на то, что услуги общественного питания подлежат обязательной сертификации.

На необходимость санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции прямо указывается и в >Письме Минздрава России от 22 мая 2002 года №2510/5140-02-32 «О санитарно – эпидемиологической экспертизе продукции».

Ранее введение обязательной сертификации услуг общественного питания было подтверждено совместным >Письмом Госстандарта России №230-7/431, Роскомторга №1-1177/32-7 и Госкомсанэпиднадзора России от 7 сентября 1995 года «О введении обязательной сертификации услуг общественного питания», которое не утратило своего действия и в настоящее время.

Кроме того, до недавнего времени, порядок сертификации услуг общественного питания устанавливался Федеральным законом от 10 июня 1993 года №5151-1 «О сертификации продукции и услуг», однако с вступлением в силу Федерального закона от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании»>, он утратил силу. Начиная с 01 июля 2003 года основным нормативным документом, определяющим новые подходы к системе сертификации продукции (работ, услуг) является Федеральный закон от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании». Согласно данному закону услуги общественного питания также подлежат обязательной сертификации.

Под сертификацией услуг общественного питания следует понимать процедуру подтверждения соответствия оказываемых предприятием общепита услуг определенным стандартам. Данное соответствие подтверждается путем выдачи документа в письменной форме – сертификата соответствия, свидетельствующего о том, что предоставляемые предприятием общественного питания услуги, соответствуют установленным требованиям.

Сертификация продукции общепита осуществляется в целях:

создания необходимых условий для деятельности хозяйствующих субъектов в Российской Федерации, а так же для их участия в международном экономическом сотрудничестве;

содействия потребителям в компетентном выборе продукции;

защиты потребителей от некачественной продукции;

контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни и здоровья людей.

Сертификация может быть добровольной и обязательной. Обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмотренных законодательством России. Добровольная же сертификация проводится по собственной инициативе заявителя.

Добровольная сертификация не заменяет обязательную сертификацию.

Сертификация услуг общепита относится в разряд> обязательной сертификации. Правила и процедура проведения обязательной сертификации услуг общественного питания установлены «Временным порядком сертификации услуг общественного питания. Рекомендациями», утвержденными Постановлением Госстандарта России, Роскомторга, Госсанэпиднадзора России от 18 января 1995 года №4/3/3.

Для обеспечения проведения работ по обязательной сертификации указанных услуг разработаны и введены в действие основополагающие стандарты:

-ГОСТ Р 50763-95 «Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению», утвержденный Постановлением Госстандарта России от 5 апреля 1995 года №199>;

– ГОСТ Р 50764-95 «Услуги общественного питания. Общие требования», утвержденный Постановлением Госстандарта России от 5 апреля 1995 года №200.

В Письме Роскомторга от 11 июля 1995 года №1-955/32-7 «О нормативной и технологической документации для предприятий общественного питания»> указывается на необходимость применения вышеназванных основополагающих государственных стандартов.

Все вышеприведенные государственные стандарты направлены на обеспечение безопасности жизни и здоровья населения, окружающей среды, на защиту интересов потребителей.

Требования, заложенные в государственных стандартах, являются обязательными для организаций общественного питания различных организационно – правовых форм собственности и ведомственной принадлежности.

К нормативной документации, регулирующей работу предприятий общественного питания, отнесены государственные, отраслевые стандарты и стандарты предприятий (СТП), а также Сборники рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания, которые являются технологическими нормативами.

В настоящее время для выработки кулинарной продукции можно руководствоваться Сборниками технологических нормативов (издания 1994 года), рецептур блюд диетического питания и рецептур блюд и кулинарных изделий национальных кухонь народов России и стандартами предприятий.

Читать дальше  Снижение затрат на оплату коммунальных услуг

Стандарты предприятий на продукцию и услуги разрабатываются непосредственно самим предприятием общественного питания и утверждаются его руководителем.

Нужно отметить, что сертификация – процедура не бесплатная. В бухгалтерском учете затраты на проведение сертификации включаются в расходы организации в том отчетном периоде, к которому они относятся. Таково требование Приказа Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года №33н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» (далее ПБУ 10/99).

Однако, так как сертификат соответствия выдается на определенное количество лет (для услуг общепита этот срок составляет не более 3-х лет), то и затраты на сертификацию нужно включать в состав затрат организации в течение всего этого срока.

Первоначально, расходы на сертификацию в бухгалтерском учете необходимо учесть на счете 97 «Расходы будущих периодов».

В отношении налогового учета, расходы на сертификацию относятся к прочим расходам организации, которые уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Это следует из пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ).

Если в целях налогообложения прибыли организация использует метод начисления, то затраты на сертификацию в налоговом учете необходимо относить на расходы равными частями в течение действия всего срока сертификата. Такое правило вытекает из пункта 1 статьи 272 НК РФ.

Однако по этому поводу есть и совершено противоположная точка зрения. Некоторые специалисты считают, что расходы на сертификацию организация может не распределять по отчетным периодам, а списать их единовременно. И ссылаются они при этом на все ту же статью 272 НК РФ. А именно, на подпункт 3 пункта 7, где сказано, что для расходов в виде средств, потраченных на оплату сторонним организациям за выполненные ими работы, принимаются к налоговому учету на дату:

расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров;

предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов;

последний день отчетного (налогового) периода.

В случае сертификации мы имеем договор между организацией и сертифицирующим органом, согласно которому последний выполняет некий перечень работ (статья 20 и статья 25 Федерального закона от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании»>). Следовательно, когда эти работы будут завершены, и налогоплательщик получит документы, подтверждающие его расходы, сделка будет закончена, и организация имеет право уменьшить налогооблагаемый доход на эти расходы.

Заметьте: как правило, налоговые органы придерживаются того мнения, что расходы на сертификацию нужно списывать равными частями в течение действия всего срока сертификата. Поэтому если организация спишет данные расходы единовременно, то возможно, что свою правоту ей придется отстаивать в суде.

Теперь, что касается кассового метода. Если организация использует данный метод, то расходы на сертификацию можно учесть в составе расходов единовременно после их фактической оплаты. Такой порядок установлен статьей 273 НК РФ.

И еще на один момент хотелось бы обратить внимание.

Услуги по сертификации попадают под налогообложение по налогу на добавленную стоимость, в связи с этим орган по сертификации выдает заявителю счет-фактуру на стоимость своих услуг, увеличенных на сумму налога.

У бухгалтера, естественно, возникает вопрос можно ли возместить из бюджета сразу всю сумму «входного» НДС или же это нужно делать частями по мере отнесения части стоимости сертификата на расходы?

НДС, уплаченный за проведение работ по сертификации, налогоплательщик имеет право возместить из бюджета, на основании статей 171 и 172 НК РФ.

Причем, согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ, вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг).

Поэтому, если организация оплатила работы, а орган по сертификации оказал ей данные услуги, то НДС организация, осуществившая сертификацию, может возместить> из бюджета в полном объеме сразу.

Покажем на примере.

Организация общественного питания ООО «Богатырь» подала заявку на получение сертификата соответствия. Согласно договору с органом по сертификации, стоимость работ составила 23 600 рублей (в том числе НДС 18% 3600 рублей).

После процедуры сертификации ООО «Богатырь» получило сертификат сроком на 3 года.

Учетной политикой организации предусмотрено, что ООО «Богатырь» определяет доходы и расходы методом начисления. При этом и в бухгалтерском и в налоговом учете организация решила расходы на сертификацию списывать равномерно.

В бухгалтерском учете организации бухгалтер данные хозяйственные операции отразил следующим образом:

Корреспонденция счетов Сумма, рублей Содержание операции
Дебет Кредит
97 «Расходы будущих периодов» 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» 20 000 Получен сертификат соответствия
19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» 3600 Учтен НДС по услугам сертификации
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» 51 «Расчетный счет» 23 600 Оплачены услуги сертифицирующего органа
68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «НДС» 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» 3 600 НДС по услугам сертификации принят к вычету
Затем бухгалтер в течение 3 лет будет ежемесячно в учете делать проводку:
26 «Общехозяйственные расходы» 97 «Расходы будущих периодов» 555,55 Списана на затраты часть стоимости сертификата
Читать дальше  Основные организационно правовые формы бизнеса

В налоговом учете организации бухгалтер будет ежемесячно включать в расходы также по 555,55 рублей.

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

В связи с тем, что продукция общественного питания напрямую связана со здоровьем и жизнедеятельностью человека, то соответственно изготовляемые предприятиями общественного питания пищевые продукты должны соответствовать установленным санитарным правилам.

Такие правила установлены Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, а именно:

СанПиН 2.3.2. 1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов», утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 06 ноября 2001 года;

СанПиН 2.3.6. 1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», утвержденными Главным государственным санитарным врачом России от 06 ноября 2001 года.

Нужно отметить, что санитарные требования предъявляются не только к продукции, изготавливаемой предприятием общественного питания, но и к ее персоналу.

Так работники общественного питания в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний обязаны проходить специальное медицинское обследование. Таково требование статьи 213 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ). Кроме того, аналогичное требование закреплено в статье 34 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»>.

Результаты медицинского осмотра и гигиенической аттестации сотрудников предприятия общественного питания вносятся в личные медицинские книжки работников. Необходимость наличия такой книжки установлена Приказом Минздрава России от 14 апреля 2000 года №122 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте на транспортные средства для перевозки пищевых продуктов».

ПРАВИЛА ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ.

В соответствии со статьей 38 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» правила бытового и иных видов обслуживания потребителей (правила выполнения отдельных видов работ и правила оказания отдельных видов услуг) утверждаются Правительством Российской Федерации. Для сферы общественного питания такие правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года №1036.

Согласно данным Правилам все организации общественного питания, независимо от организационно-правовой формы обязаны соблюдать установленные в государственных стандартах, санитарных и противопожарных правилах, технических и нормативных документах обязательные требования к качеству услуг, их безопасности для жизни и здоровья людей и окружающей среды.>

Более подробно с вопросами учета и налогообложения организаций, оказывающих услуги общественного питания, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Общественное питание».

Предприятия, оказывающие услуги по общественному питанию – это закусочные, кафе, бары, столовые, рестораны, осуществляющие продажу готовой к употреблению пищи и полуфабрикатов.
Сертификацию предприятия общепита проходят в добровольном порядке, но торговать они могут только продуктами питания, которые были сертифицированы.
В процессе сертификации общепита предприятие проверяется на соответствие государственному стандарту из системы ГОСТ Р – 5072-95.
В разделе № 1 стандарта указано, что он используется для идентификации и классификации предприятий общественного питания и устанавливает требования к работе этих предприятий.
Стандарт можно использовать для целей сертификации, которая проводится для присвоения класса и типа предприятиям общественного питания.

Порядок проведения сертификации

Владелец предприятия, работающего в сфере общественного питания, проходит сертификацию добровольно для того чтобы потребитель был уверен в том, что данное учреждение соответствует установленным государственными стандартами нормам, а значит, безопасно для его здоровья и жизни.
Для прохождения сертификации владельцу предприятия общепита необходимо подать заявку в сертификационный центр, которую могут рассматривать в течение месяца. Если заявка будет одобрена, разрабатывается план мероприятий, при помощи которых будет проводиться сертификация:

  • выбирается схема сертификации;
  • проводится идентификация услуг, которые оказывает предприятие заявителя;
  • определяются: наименования кулинарной продукции, которая будет исследоваться, порядок отбора образцов продукции для испытаний, аккредитованная лаборатория, в которой будут проводиться исследования;
  • проводятся испытания продукции;
  • проверяется принадлежность предприятия общепита установленным ГОСТом 5072-95 классификационным признакам;
  • проверяется соответствие оказываемых предприятием услуг имеющимся техническим документам, разработанным в соответствии с требованиями государственных стандартов.

Указанные выше и другие мероприятия направлены на подтверждение соответствия услуг общепита требованиям безопасности.
Кроме выездной проверки на объект, проведения испытаний, может проводиться экспертиза поданных документов. Еще одной важной составляющей сертификации деятельности предприятий общепита является проведение инспекционного контроля.
Пройти сертификацию могут как резиденты, так и нерезиденты России. При этом учитывается, что филиалы предприятия также проходят проверку соответствия, каждый по отдельности.
Проводят проверку соответствия сертификационные органы, у которых есть соответствующая аккредитация.
Отказать в проведении сертификации могут предприятию, о деятельности которого из органов санитарно-эпидемиологического надзора РФ поступила информация негативного характера.

Документы, необходимые для проведения сертификации

Владелец предприятия общепита или его представитель подает в орган сертификации такие документы:

  • копии регистрационных документов, справки из органа статистики, договора аренды или покупки помещения, в котором находится предприятие общепита;
  • письмо с описанием ассортимента продукции;
  • сертификаты (декларации) соответствия на пищевую продукцию, которая производится на предприятии;
  • письмо, в котором перечисляются виды оборудования, измерительных приборов;
  • копии документов, удостоверяющих соответствие оборудования и приборов государственным стандартам;
  • письмо, в котором перечисляются сотрудники предприятия. Здесь же указываются квалификация сотрудников, данные их квалификационных свидетельств;
  • справки, подтверждающие то, что сотрудники предприятия общепита здоровы;
  • лицензия на продажу алкогольной продукции – при необходимости;
  • копии контрактов с предприятиями, осуществляющими обслуживание предприятия общепита, поставку сырья для производства пищевой продукции.
Читать дальше  Рассрочка долга по исполнительному производству

У заявителя при необходимости могут быть запрошены: документы, подтверждающие соответствие предприятия требованиям пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия и пр. У нас Вы можете получить экспертное заключение роспотребнадзора.

Обратитесь в центр «РИМтест» для сертификации Вашего предприятия! Кроме того, в нашем центре Вы можете получить допуск СРО или, например, нотификацию фсб.

Все предприятия общепита: кафе, рестораны, бары, столовые и т.д. обязаны соблюдать установленные в государственных стандартах, санитарных, противопожарных правилах, технологических нормативах обязательные требования к качеству услуг, их безопасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества. Правовым регулированием деятельности предприятий общепита является сертификация услуг общественного питания.

Государственные стандарты

  • ГОСТ Р 50764 — 95 «Услуги общественного питания. Общие требования».
  • ГОСТ Р 50935-96 «Общественное питание. Требования к обслуживающему персоналу».
  • ГОСТ 28-1-96 стандарт отрасли «Общественное питание. Требования к производственному персоналу».
  • ГОСТ Р 50763-95 «Кулинарная продукция, реализуемая населению. Общие технические условия».

Согласно перечню товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации, компании, которые изготавливают кондитерские изделия и кулинарную продукцию и реализуют их, обязаны иметь сертификат на услуги общественного питания.

Декларация и свидетельство о государственной регистрации

Чтобы оформить сертификационный документ, заведению необходимо позаботиться о получении разрешительных документов, подтверждающих качество реализуемой продукции, процесса производства, работы обслуживающего персонала. В связи с основанием нового Таможенного союза с 1 июля 2010 г. не выдаются заключения санитарно-эпидемиологической службы о том, что продукция соответствует государственным санитарным правилам и нормативам. Однако необходимо осуществлять обязательную сертификацию на отдельные виды пищевых продуктов, к примеру, питьевой воды, расфасованной в емкости. По этой причине реализация таких продуктов разрешается только при наличии документа соответствия – декларации о соответствии и свидетельства о госрегистрации.

Далее сертификация предполагает подачу предпринимателем заполненной заявки. Следующим шагом будет проверка экспертной комиссией организации технологического процесса производства и порядка оказания услуг. Если они соответствуют нормативам и требованиям, то выдается сертификат сроком до 3-х лет, а также лицензия, дающая право на использование знака соответствия.

На протяжении установленного срока действия этого документа проводится инспекционный контроль на предприятии общественного питания. Он представляет собой внеплановые проверки качества товара специальной аккредитованной лабораторией. Цель этих тестирований – установить, продолжает ли кулинарная и другая пищевая продукция соответствовать заявленным требованиям.

Добровольная сертификация

Добровольная сертификация в данной сфере распространяется на все остальные виды деятельности в её рамках и гарантированно подтверждает качество услуг, предоставляемых фирмами. Наличие официального документа на услуги вызывает доверие потребителей и позволяет повысить конкурентоспособность заведений общепита.

Пакет документов на сертификацию услуг общественного питания

  • Заявка на сертификацию услуг (работ).
  • Аттестационная карта.
  • Свидетельство о государственной регистрации юридического лица (ПБОЮЛ).
  • Свидетельство о постановке на учет в ИМНС юридического лица (ПБОЮЛ).
  • Документы, подтверждающие выполнение требований к безопасности и качеству сертифицируемой услуги (работы) (гигиенические сертификаты, сертификаты пожарной безопасности и другие сертификаты на материалы, конструкции, изделия).
  • Действующие лицензий на виды деятельности (если требуется).
    Документ, подтверждающий право собственности на производственное помещение, или договор аренды производственного помещения.
    Приказ о назначение ответственного за проведение сертификации и последующего инспекционного контроля.

Дополнительный пакет документов:

  • Ассортимент изготовляемой и реализуемой продукции общественного питания.
  • Разрешение на размещение объекта.
  • Программа производственного контроля.
  • Санитарный паспорт объекта.
  • Санитарно-эпидемиологическое заключение на вид деятельности.
  • Пожарная декларация.
  • Заключение Государственного Пожарного Надзора (УГПН ГУ МЧС РФ).
    Лицензии на розничную реализацию алкогольной продукции.

Иностранное предприятие

Процедура подтверждения соответствия для иностранных предприятий проходит по тем же правилам, что и отечественных, с минимальный сроком действия документа – один год. Добровольный сертификат выступает в качестве заверения потребителей в неопасности продукции для здоровья и окружающей среды, а также гарантией качества предоставляемых услуг и реализуемого товара.

Полезные документы

Изображения документов

Декларация ТР ТС Свидетельство о государственной регистрации Добровольный сертификат

Вопросы по сертификации мёда:

Сертификация услуг общественного питания

Юлия (Нижний Новгород, 5 мая 2014)

Какие документы нужно предъявить заявителю для подтверждения соответствия услуг питания ресторана?

Информация по необходимым документами для предприятия общественного питания

Алексей (Мурманск, 26 апреля 2014)

Необходимо ли иметь сертификаты, декларации или какие-либо еще согласования по рецептуре точки общепита? Можете ли вы подготовить такие документы и какова стоимость?

Интересует не добровольная сертификация, а именно обязанности предпринимателя

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector