Содержание
Сервитут — (от лат. servitus, служащий) установленное законом, обычаем или договором ограниченное право пользования чужой вещью.
Земельное право различает следующие виды сервитутов:
Важно! Следует иметь ввиду, что:
Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:
Ст. 23 ЗК РФ устанавливает, что частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.
Ст. 274 ГК РФ устанавливает, что с обственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения:
а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.
Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.
Таким образом, законодательство рассматривает сервитут не только в качестве вторичного вещного права, но и в качестве обременения земельного участка :
Можно говорить о нескольких условиях, при наличии которых собственник недвижимости вправе требовать от соседа установления сервитута:
От сервитута как ограниченного вещного права следует отличать ограничения прав на землю.
Под ограничениями прав на землю в земельном законодательстве понимаются запреты на осуществление определенных видов деятельности и требования о воздержании от совершения определенных действий, связанных с использованием земли, которые предусмотрены законодательством.
Данные запреты различаются по своей природе в зависимости от местоположения земельных участков, в связи с чем они не применяются в отношении других земельных участков, имеющих аналогичное целевое назначение (например, в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут устанавливаться охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков).
Собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации (субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления) в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков . Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний .
Согласно ст. 23 ЗК РФ могут устанавливаться публичные сервитуты для:
Срочный сервитут устанавливается для проведения временных работ, например осуществления прокладки трубопровода на территории участка, находящегося в собственности.
Срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.
Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.
В случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.
В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.
Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
После установления сервитута он считается неотъемлемой принадлежностью земельного участка и не может быть отчужден отдельно от участка.
Порядок, условия и случаи установления сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог для прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации, а также для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, размещения и эксплуатации рекламных конструкций устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Сервитут – право ограниченного пользования чужой недвижимостью в личных целях. Понятие частной собственности подразумевает, что владелец может распоряжаться имуществом по своему усмотрению. Однако права обладателей земельных участков могут быть нарушены вынужденными действиями других лиц.
Статья 217 Гражданского кодекса РФ определяет сервитут на земельный участок как вещное право граждан, не входящих в число собственников. Статья 274 ГК РФ регламентирует общие правила установления обременения.
Отличительные особенности сервитута заключаются в следующем:
Если право на землю переходит к другому владельцу, обязательства по обременению не исчезают.
В статье 23 Земельного кодекса РФ раскрываются цели, основания, виды и сроки сервитута.
Содержание договора использования чужой территории очень похоже на соглашение об аренде. Основное различие между сделками заключается в вынужденном характере сервитута. Возможность арендовать участок не означает приобретения права на сервитут.
Статьи 39.25 и 39.26 ЗК РФ регламентируют содержимое и порядок оформления документа.
Российское земельное законодательство выделяет два варианта сервитута: публичный и частный. Разделение производится в зависимости от правового значения возникновения договора.
Выделяют следующие различия между видами:
Публичное обременение осуществляется в интересах большого круга лиц. Частное соглашение заключается между конкретными людьми (организациями).
Публичное ограничение предусматривает эксплуатацию земли государственным или муниципальным образованием.
Основания наложения обременения включают:
Договор о публичном использовании участка должен быть обязательно зарегистрирован в Росреестре.
Пользователи общественного сервитута должны соблюдать санитарные нормы, правила пожарной защиты, заботиться о сохранении земли.
Соглашение об ограниченном использовании участка заключается владельцами смежных наделов.
Установление частного обременения применяется в следующих ситуациях:
Если владельцы участков не смогут договориться о совместной эксплуатации, то решение будет приниматься в судебном порядке.
Практика показывает, что простой сервитут оформляется по согласию сторон при наличии нескольких обстоятельств:
Величина выплат определяется размерами предполагаемого ущерба.
Обременение земельного участка можно классифицировать по сроку действия. Срочный договор имеет силу на протяжении определенного периода (к примеру, на время ремонта). Бессрочный сервитут не ограничен временными рамками и является постоянным.
Существует разделение соглашений об эксплуатации земельных территорий по объектам:
Кроме того, сервитут предоставляется бесплатно или на возмездной основе.
Чтобы рассчитать размер платежей следует учитывать реальные расходы, интенсивность использования и стоимость утраты выгоды. Если с требованием обременения обращается юридическое лицо, компенсация дополнительно облагается НДС.
Земельный сервитут (все виды) по общим правилам назначается в соответствии с требованием лица о его применении.
Законом определено три способа наложения обременения:
Одной из причин заключения договора выступает наличие у заявителя права пожизненного владения.
Требование об установлении порядка эксплуатации землей вправе выдвигать муниципальные органы, организации, садоводческие товарищества (СНТ) и другие группы граждан.
Последовательность назначения публичного сервитута состоит из следующих этапов:
Действие сервитута начинается после его официального оформления.
Длительность процедуры утверждения обременения определяется административным регламентом региона. Общий срок составляет от трех месяцев до полугода.
Договор частного обременения – соглашение собственников наделов, имеющих общую границу.
Заключение соглашения проводится по схеме:
В договоре отражаются все существенные условия. К составлению документа по желанию участников привлекается нотариус. Если форма соглашения не соблюдена, оно может быть признано недействительным.
Пункты договора включают:
Если земля находится в собственности нескольких лиц, в соглашении разграничено участие всех правообладателей.
Сервитут устанавливают на территорию, границы которой зафиксированы документально.
Обратиться в отделение Росреестра может как владелец, так и пользователь спорного участка.
Перечень необходимых бумаг включает:
При нахождении участка в ипотеке требуется согласие кредитной организации.
Российское законодательство предусмотрело возможность прекращения сервитута.
Обременение отменяется по следующим причинам:
Для снятия обременения собственнику необходимо обратиться в органы Росреестра с заявлением о погашении договора.
Земельный кодекс РФ (ст. 48) закрепляет дополнительные основания для прекращения публичного сервитута:
Действие договора можно прекратить в одностороннем порядке или по обоюдному согласию сторон.
Установление обременения – сделка, предметом которой выступает пользования объектом недвижимости. Любая сделка оспаривается в судебном порядке.
Собственнику, на имущество которого налагается обременение, следует подготовить исковое заявление. Истец должен доказать, что условия, при которых возникает сервитут, лишают его возможности использования земли в своих целях.
Индивидуальный предприниматель А. обратился в Хостинский районный суд Сочи с иском к частной компании об отмене бессрочного сервитута. Суд выяснил, что через соседние участки проходит подземная сеть водоснабжения. На территории, принадлежащей А., находился инженерный узел. Обслуживание оборудования организацией существенно ограничила использование А. своей собственности.
Проведенная экспертиза показала, что инженерный объект можно переместить на участок, находящийся во владении компании. Судья отменил обременение и обязал фирму выполнить работы по перемещению.
Наложение сервитута подразумевает причинение наименьшего неудобства собственнику. При рассмотрении дела об оспаривании суды стараются добиться соблюдения баланса интересов всех участников соглашения.
Право собственности, как уже говорилось, хотя и является наиболее обширным по объему вещным правом, всегда сопровождается определенными ограничениями. Особенно когда его объектом выступает земля, характеризующаяся особой публичной значимостью и многофункциональностью. Объективная неизбежность и обусловленность установления определенных законных ограничений в отношении права собственности на землю проявляются, в частности, в существовании института земельных сервитутов.
Для сервитута ограничение права собственности – не самоцель. Сервитут – это такое ограничение права собственности, которое устанавливается с целью наделения посторонних лиц определенными правами на земельный участок. Участок, в интересах пользования которым устанавливался сервитут, назывался господствующим участком; земельный участок, пользование которым в том или ином отношении составляло содержание сервитута, назывался служащим участком. В земельном законодательстве страны прямо не проводится деление сервитутов на вышеуказанные виды. Однако в нем есть нормы, предусматривающие сходные виды сервитутов. Например, право лица свободно, без каких-либо разрешений находиться на незакрытых для общего доступа земельных участках, можно отнести к категории личных сервитутов. Право прохода и проезда через соседний или иной земельный участок, если другой путь частного собственника или землепользователя к своему участку невозможен, крайне затруднен или требует несоразмерных расходов, в соответствии с вышеприведенным делением, представляет собой типичный пример земельного (предиального) сервитута.
Сервитуты объективно обусловлены экономическими причинами, столкновением интересов субъектов земельных правоотношений, вызванными неравномерностью распределения естественных благ, полезных свойств между отдельными земельными участками, различиями в местоположении участков, их неперемещаемостью и другими факторами. То есть неизбежны ситуации, когда возможность и эффективность пользования одним земельным участком полностью зависит от предоставления заинтересованному субъекту в определенных пределах и целях права пользования другим и, как правило, соседним земельным участком. Чаще всего возникает необходимость закрепления в законе или гарантирования другим способом: а) права нахождения лица на чужих земельных участках; б) права прохода и проезда через них; в) права на ограниченное пользование полезными свойствами соседнего или иного земельного участка. Исходя из этого можно сделать вывод, что назначение сервитута заключается в обеспечении сбалансированности, согласованности прав и интересов собственников земельных участков и землепользователей, оптимального сочетания публичных и частных интересов в сфере земельных отношений.
Изложенное положение проявляется и в способах возникновения сервитутов. Право ограниченного целевого пользования чужим участком (сервитут) может возникать: а) непосредственно из нормативно-правового акта; б) на основе договора заинтересованного лица с частным собственником или землепользователем; в) на основе акта местного исполнительного органа; г) на основании решения суда.
Если нормативный правовой акт предусматривает установление сервитута на основании договора заинтересованного лица с частным собственником или землепользователем, то отказ последних заключить такой договор или условия договора, предлагаемые частным собственником или землепользователем, могут быть оспорены в судебном порядке заинтересованным лицом путем предъявления иска к собственнику или землепользователю.
Если нормативный правовой акт предусматривает установление сервитута на основе акта местного исполнительного органа, то этот акт может быть обжалован в судебном порядке заинтересованным в установлении сервитута лицом, собственником или землепользователем.
Таким образом, согласно этим нормативным положениям сервитут, как право на чужую вещь, может возникнуть как с согласия, так и без согласия собственника земли (землепользователя).
Непосредственно из нормативно-правового акта возникает сервитут, заключающийся в праве нахождения физического лица на чужих земельных участках и прохода через них. Согласно Земельному Кодексу физические лица имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках.
Если земельный участок, находящийся в чьей-либо частной собственности или землепользовании, не огорожен, или если частный собственник или землепользователь иным способом не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через этот участок, если это не причиняет ущерба или беспокойства частному собственнику или землепользователю.
На основе договора заинтересованного лица с собственником или землепользователем сервитут может устанавливаться для обеспечения: а) прохода и проезда через соседний или иной земельный участок, если другой путь частного собственника или землепользователя к своему участку невозможен, крайне затруднен или требует несоразмерных расходов; б) прокладки и эксплуатации необходимых линий электропередачи, связи, обеспечения водоснабжения, водоотвода, теплоснабжения, мелиорации и других нужд частного собственника или землепользователя, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута на соседний или иной участок.
Земельный Кодекс предусматривает установление сервитутов на основе акта местного исполнительного органа для проведения изыскательских работ и прогона скота.
Скотопрогонные трассы относятся к сервитутам, если они имеют временный (сезонный) характер использования, без изъятия земли у частных собственников или землепользователей. Срочный характер данного сервитута отличает его от других разновидностей земельных сервитутов, действие которых не ограничивается временными пределами. В отношении этих земель сервитут возникает на основе постановлений районных (на территории района) или областных (на территории двух или более районов) исполнительных органов, по согласованию с частными собственниками или землепользователями, по землям которых пролегает трасса. Владельцы скота несут перед частными собственниками или землепользователями ответственность за убытки, причиняемые при перегоне скота по отведенной трассе.
Разрешение на использование земельных участков для изыскательских работ, с указанием срока его действия дает районный, городской, поселковый, аульный, сельский исполнительный орган, а на пашне, улучшенных сенокосах и пастбищах, на землях, занятых многолетними насаждениями, а также на землях особо охраняемых природных территорий и землях лесного фонда – областной исполнительный орган.
Данный вид сервитута позволяет провести геологические, геофизические, поисковые, почвенные, землеустроительные, археологические и другие виды изыскательских работ без изъятия земельных участков у частных собственников или землепользователей.
С другой стороны, указанные сервитуты предупреждают возможность необоснованного изъятия земель для государственных и общественных надобностей без достаточных на то оснований. Тем самым обеспечивается стабильность земельных прав собственников и землепользователей, сохраняются предпосылки для их эффективного и хозяйственно целесообразного использования в соответствии с целевым назначением.
Сроки проведения, место указанных работ, размеры платежей за использование земель, обязанности по возмещению убытков и приведению земель в состояние, пригодное для их использования по целевому назначению, а также другие условия определяются в договоре, заключенном изыскателем с частным собственником или землепользователем.
Приведение земельных участков, используемых для изыскательских работ, в состояние, пригодное для использования по прямому назначению, определяется договором между частным собственником или землепользователем и изыскателем с учетом того, что работы по приведению участков в пригодное для использования по назначению состояние должны проводиться в ходе изыскательских работ, и при невозможности этого – не позднее чем в месячный срок после завершения работ, исключая период промерзания почвы.
Исходя из анализа действующего земельного законодательства, можно выделить следующие виды сервитутов: а) право нахождения физического лица на чужих земельных участках; б) право прохода физического лица через чужие земельные участки; в) право использования чужого земельного участка под скотопрогонные трассы временного (сезонного) пользования; г) право использования чужого земельного участка для изыскательских работ; д) право ограниченного пользования соседним или иным земельным участком.
Обладатель сервитута – субъект права ограниченного пользования чужим земельным участком – обязан возместить частному собственнику или землепользователю все убытки, связанные с сервитутом. Договором может быть установлена плата за сервитут.
Сервитут, выражающийся в ограниченном целевом пользовании соседним или иным земельным участком как вещное право, характеризуется рядом особенностей:
Кроме того, для характеристики сервитута в качестве вещного права важны следующие положения.
Одним из определяющих признаков сервитута рассматривается конкретная (индивидуальная) определенность обладателя сервитутного права. Исходя из этого в литературе ставится под сомнение закрепленная в земельном законодательстве система земельных сервитутов. В целом в вопросах о признаках сервитута, его соотношении с другими видами имущественных и вещных прав, построения системы земельных сервитутов очень много спорных, неразрешенных положений и моментов.
Таким образом, в перечень основных вещных прав на землю входят: право собственности, право землепользования, право временного пользования земельным участком, находящимся в частной собственности, а также сервитут. Право собственности на землю содержит полный набор правомочий по владению, пользованию и распоряжению землей. Поэтому именно оно занимает главенствующее место в системе вещных прав на землю. Сущностью и содержанием права собственности на землю предопределяется количественное разнообразие и система вещных прав на землю. Все иные вещные права, будучи производными от права собственности на землю, в то же время обладают относительной самостоятельностью, представляют собой различные правовые формы реализации собственности на землю. Система вещных прав наполняется реальным содержанием, возрастает их функциональное значение в гражданском обороте земель.
No related posts.