15 октября |
За незаконное отключение электроэнергии надо отвечать
Источник: Мировая энергетика
Коллектив авторов, VEGAS LEX
Ответственность за незаконное прекращение подачи электроэнергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения предусмотрена в уголовном законодательстве в том случае, если прекращение повлекло за собой причинение крупного ущерба, тяжком вреда здоровью или иные тяжкие последствия, например, смерть человека. При отсутствии таких последствий незаконные действия по отключению различных объектов от источников жизнеобеспечения правонарушением на законодательном уровне не признано. Поэтому группа депутатов внесла в Госдуму законопроект, согласно которому предлагается штрафовать должностных и юридических лиц за незаконное прекращение или ограничение подачи электроэнергии.
Правонарушением не могут быть признаны действия по прекращению или ограничению подачи электроэнергии, предусмотренные действующим гражданским законодательством. В соответствии с ним перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. При этом о перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.
Одним из оснований для прекращения и ограничения подачи энергии энерго-снабжающей организацией без согласия покупателя является нарушение сроков оплаты. В этом случае энергоснабжающая организация обязана предупреждать абонента о прекращении или ограничении подачи энергии и соблюдать порядок прекращения ее подачи, установленный Правилами функционирования розничных рынков электроэнергии в переходный период реформирования электроэнергетики.
Законодательством также определен льготный порядок, распространяющийся на организации-потребители, прекращение или ограничение подачи топливно-энергетических ресурсов которым может привести к опасности для жизни людей и тяжелым экологическим последствиям. Эта же норма распространяется на медицинские учреждения, организации связи, объекты жилищно-коммунального хозяйства, объекты вентиляции, водоотлива и основные подъемные устройства угольных и горнорудных организаций, метрополитен. Льготный порядок определяет последовательность действий энергоснабжающей или газоснабжающей организации по прекращению или ограничению подачи топливно-энергетических ресурсов (тепловой энергии и газа).
Необходимо отметить, что судебная практика не считает отключение потребителей из-за неплатежей правонарушением при соблюдении установленного порядка, т.к. такие действия энергоснабжающей организации основаны на нормах закона.
В Кодексе об административных правонарушениях (далее Кодекс) предусмотрена гл. 9 «Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике», согласно которой устанавливается административная ответственность при повреждении электрически* и тепловых сетей, нарушении правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 В, ввод в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющих объектов без разрешения соответствующих органов, непроизводительное расходование энергоресурсов и др.
Авторы законодательной инициативы предлагают дополнить указанную главу нормой, согласно которой незаконное прекращение или ограничение подачи потребителям электроэнергии либо отключение их от других источников жизнеобеспечения влекло бы наложение на должностных лиц административного штрафа от тысячи до двух тысяч руб.; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
При этом в пояснительной записке к законопроекту отмечается, что лишь за прошлый год только в правоохранительные органы, суды Ростовской обл. поступило свыше трехсот обращений на действия энергоснабжающих организаций, направленные на частичное или полное ограничение подами электроэнергии, газа и т.д.
Например, ООО «Ростоврегионгаз» и ОАО «Энергосбыт» попытались ограничить подачу газа и электричества муниципальному предприятию «Теплокоммунэнерго», обеспечивающему теплоснабжением значительное количество многоквартирных жилых домов, учреждений здравоохранения, образовательных учреждений, в том числе детских дошкольных учреждений; ООО «Сельмашэнерго» ограничило подачу тепла и т.п. Лишь после вмешательства органов прокуратуры и других государственных структур данные действия были пресечены. Подобную ситуацию можно наблюдать в целом ряде субъектов РФ.
По мнению авторов законопроекта, в результате действий энергоснабжающих организаций, в основном являющихся монополистами, могут быть нарушены права граждан, юридических лиц, добросовестно оплачивающих коммунальные услуги, могут создаваться неблагоприятные условия для здоровья и безопасности населения. Полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях данной категории предлагается возложить на органы государственного энергетического надзора.
Стремление перевести в ранг правонарушений незаконное ограничение или прекращение поставки электроэнергии имеет под собой основания. Осуществляемое без предусмотренных законом оснований, оно не должно оставаться безнаказанным.
При включении указанной нормы в Кодекс об административных правонарушениях объектом правонарушения выступит установленный порядок энергоснабжения. Объективную сторону правонарушения составят действия, направленные на незаконное: а) прекращение подачи потребителям электроэнергии; б) ограничение подачи им электроэнергии; в) отключение их от других источников жизнеобеспечения. Перечисленные действия могут быть связаны с незаконным лимитированием снабжения электроэнергией или другими источниками жизнеобеспечения. Возможно и преступное бездействие, например, в случае незаконного отказа виновного лица от эксплуатации источника энергоснабжения (от подачи энергии в должном объеме). Обязательным признаком объективной стороны правонарушения будут являться средства его совершения: а) электроэнергия; б) другие источники жизнеобеспечения.
Субъектом правонарушения выступят организация и должностные лица, занимающие должность или выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, в круг обязанностей которых входит решение вопросов о прекращении, ограничении подачи электроэнергии потребителям либо отключении их от других источников жизнеобеспечения. Субъективная сторона деяния будет выражаться в форме как умысла, так и неосторожности.
Наличие статьи, закрепляющей правонарушение,- должно дисциплинировать должностных лиц организаций при принятии решения по ограничению или прекращению подачи электроэнергии.
Кроме того, необходимо отметить, что лицо, в отношении которого было применено незаконное ограничение или прекращение подачи электроэнергии, не лишено права обратиться в суд за защитой своих интересов. Если лицу был причинен ущерб либо существует упущенная выгода, то в рамках гражданского или арбитражного судопроизводства его права могут быть защищены. Однако, основываясь на судебной практике, можно сказать, что если реальный ущерб доказать в суде не так затруднительно, то с упущенной выгодой будет гораздо сложнее, поэтому, чтобы фактически возместить убытки такого рода, защищать интересы обратившегося в суд должны профессиональные юристы.
Таким образом, трудно прогнозировать, будут ли законодательно приняты указанные изменения в Кодексе. Однако, учитывая тенденцию возрастания роли государства на рынке электроэнергетики и в то же время продолжающуюся его либерализацию, введение административной ответственности за незаконное прекращение подачи электроэнергии было бы логичным индикатором усиления контроля власти.
Отсутствие электроснабжения доставляет дискомфорт человеку. Если об ограничении в подаче ресурса предупредили, пользователь может подготовиться: отключить сложные электроприборы, поменять планы или уехать к родственникам. Другое дело, когда о выключении не уведомили. В случае аварии остается только ждать ее устранения. Если причины другие, тогда потребитель должен определить правомерность действий ответственной компании. Незаконное отключение электроэнергии признается, когда нарушен утвержденный порядок ограничения.
Законные основания для отключения

Исполнение договорных обязательств между поставщиком электричества и потребителем регламентируется Постановлением Правительства РФ No 442 от 4 мая 2012 года. В документе утверждены правила прекращения электроснабжения, а также законные основания для отключения электроэнергии, которые можно разделить на три группы.
Прекращение действия договора
Договор на электроснабжение по умолчанию заключается на неопределенный срок, если в нем не указано иное. Причины прекращения его действия следующие:
- Ввод режима ограничения по заявлению потребителя. Например, собственник не хочет платить за электроэнергию в помещении, которым никто не пользуется. Пользователь отправляет просьбу организации, с которой заключен договор на поставку ресурса. В течение одного дня она передается исполнителю, который отключит электроснабжение.
- Окончание срока использования временной схемы электроснабжения или появление повода для досрочного отсоединения от сети. Такая схема применяется преимущественно на стройплощадках и действует в течение 12 месяцев.
- Расторжение соглашения на поставку ресурса по согласованию сторон. Ограничение вводится через 3 рабочих дня после получения поставщиком услуги информации о разрыве договора.
Прежде чем расторгнуть договор, потребитель обязан оплатить поставленный ресурс.
Необходимость проведения ремонтных работ или устранения аварии
Системы электроснабжения функционируют круглосуточно и требуют постоянного контроля за их состоянием, так как являются высоким источником опасности. Обеспечение их нормальной работы и соблюдение безопасности иногда требует остановки в подаче ресурса, необходимость возникает в следующих случаях:
- Обнаружение представителем поставщика неудовлетворительного технологического состояния электроустановок пользователя, повышающего риск аварии или угрожающего жизни людей. Решение об отключении выносит представитель Ростехнадзора. Перед вводом режима ограничения абонента заранее уведомляют.
- Угроза или возникновение аварийной ситуации. Законом не регламентируются сроки устранения последствий. Для минимизации ущерба вследствие аварии, если отсутствие электричества может вызвать серьезные и необратимые проблемы, с энергоснабжающей компанией составляется акт согласования технологической и аварийной брони. В документе определяется минимальная величина нагрузки, обеспечивающая нормальную работу электрооборудования.
- Плановый ремонт. Сроки и время проведения работ прописываются в договоре. Утвержденные ПП РФ от 27.12.2004 No 861 «Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг» в п.31 (6) устанавливают лимит допустимого времени ограничения электроснабжения: до 24 часов единовременно и не более 3-х суток в год.
Своевременное выявление и ремонт неисправностей способствуют непрерывному электроснабжению.
Нарушение потребителем обязанностей
Недобросовестные потребители могут оказаться без электроснабжения, не выполняя условия договора или преступив закон. Поводами для отключения являются:
- Наличие законного требования судебного пристава об ограничении поставки ресурса. Вводится незамедлительно либо в установленный в судебном решении день, о чем инициатор обязан уведомить потребителя.
- Выявление факта самовольного подключения к сети (бездоговорное потребление). Отключение производится немедленно или, если требуются дополнительные мероприятия, не позднее 3-х дней с момента обнаружения нарушения.
- Безучетное потребление ресурса (воровство). Отключение от сети производят сразу, как поступает информация о нарушении. Предварительное предупреждение нарушителя не требуется.
- Наличие задолженности по оплате более трех месяцев. Долг считается на основании нормативов потребления, а не показаний счетчика. Ограничение вводится по требованию поставщика ресурса с обязательным соблюдением законного порядка: уведомление абонента о применяемых санкциях за 30 дней и составление в день отключения акта. Документ составляется в присутствии должника или двух незаинтересованных лиц. Отказ признать задолженность не препятствие для применения санкций.
ВАЖНО! Если потребитель устранил причины отключения до даты, указанной в уведомлении, режим ограничения к нему не применяется.
Предупредить об отключении можно любым доступным способом: сообщить лично (по смс, в квитанции на оплату, письмом с уведомлением), опубликовать сообщение на сайте компании или в СМИ.
При установлении факта нарушения потребителем режима ограничения электроснабжения, уполномоченная компания отключает его от сети незамедлительно.
Согласно п.20 Правил полного и (или) частичного ограничения режима электропотребления, утвержденных ПП РФ 04.05.2012 No 442, мероприятия по ограничению и подключению подачи электроэнергии проводятся на платной основе. Если отключение признано незаконными, исполнитель не вправе требовать компенсацию.
Когда отключение незаконно
Отключение потребителя от сети электропередач на законном основании проводится с соблюдением всех правил. Однако нередки ситуации, когда ограничение подачи электроэнергии носит незаконный характер.
- Службы ЖКХ не имеют права отключать свет за неуплату коммунальных услуг при отсутствии задолженности непосредственно за электричество.
- Отключение при наличии задолженности невозможно зимой в домах, которые, согласно технической документации, отапливаются электроприборами.
- Согласно ст. 38 ФЗ «Об электроэнергетике», запрещено веерное ограничение режима потребления электроэнергии. Это значит, что отключение света неплательщику не должно затрагивать права его добросовестных соседей. Энергосбытовая компания обязана обеспечить возможность индивидуального ввода режима ограничения электроснабжения.
- Каждый субъект РФ ежегодно до 1 июля устанавливает список потребителей электричества, отсутствие электроснабжения у которых повлечет экономические, социальные или экологические последствия. Например, собственник может предоставить справку о проживании на территории тяжелобольного человека, жизнедеятельность которого зависит от подключенных к сети аппаратов, или маленького ребенка, требующего особого питания.
- Нарушена процедура введения режима ограничения подачи электрической энергии.
- Отключение электроэнергии на плановый ремонт происходит часто и превышает допустимое время ограничения.
- Электроснабжение не восстановлено в течение 48 часов с момента предоставления справки о погашении долга или его реструктуризации.
Факт отключения подтверждается подписями соседей. По возможности нужно пригласить представителя ответственной за поставку ресурса компании и создать специальную комиссию, которая составит акт о нарушении.
Ответственность за незаконное отключение
Ответственность за незаконное ограничение электроснабжения зависит от степени причиненного ущерба. Абонент вправе потребовать возмещения моральной и материальной компенсации.
Административная ответственность
Наступает в ситуациях, когда отключение без соблюдения законной процедуры привело к сбою в работе электрооборудования и является причиной его поломки.
Незаконные действия должностного лица могут быть расценены по ст. 19.1 КоАП РФ как самоуправство и наказываться наложением административного штрафа.
Если свет отключают часто, то к ответственной за поставку ресурса организации или должностному лицу могут быть применены штрафные санкции по ст. 7.23 КоАП РФ за нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами.
Так как энергосбытовая компания – естественный монополист на рынке энергоресурса, то неправомерные действия могут наказываться наложением штрафа на ответственных лиц по ст. 14.31 КоАП «Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке».
Компенсацию морального ущерба можно требовать, ссылаясь на ст. 15 ФЗ «О защите прав потребителей». Закон действует в ситуациях использования электроэнергии в личных целях.
Уголовная ответственность
Незаконное отключение электроэнергии может быть расценено как самоуправство и привлекаться по ст.330 УК РФ. Лицо, ответственное за прекращение электроснабжения, облагается штрафом либо приговаривается к исправительным работам, аресту или лишению свободы, если применялось насилие или была угроза его применения.
Согласно п. 1 ст. 215.1 УК РФ, если незаконное отключение повлекло за собой крупный ущерб, тяжкий вред здоровью или иные последствия, должностное лицо будет наказываться денежным штрафом, исправительными работами или лишением свободы.
Если неправомерные действия привели к смерти человека, должное лицо привлекут к ответу по п.2 ст. 215.1 УК РФ. Возможными мерами наказания будут: принудительные работы с лишением возможности работать на определенной должности или заниматься определенной деятельностью либо лишение свободы.
Куда жаловаться
Если выяснилось, что отключение света происходит незаконно, необходимо составить 2 образца жалобы в произвольном виде. В ней содержатся сведения о потребителе, договоре поставки, дате и времени незаконного отключения и его последствиях. Претензию направляют в компанию, осуществляющую поставку: УК, ТСЖ или сразу в энергосбыт. Если просьбу проигнорировали, жалобу можно подать:
- в районную администрацию;
- в роспотребнадзор;
- в прокуратуру.
Претензию к нарушению правил предоставления коммунальных услуг отправляют заказным письмом с уведомлением либо относят лично в офис компании и передают под роспись. Ответ должен прийти в течение месяца.
ВАЖНО! При возникновении ущерба вследствие незаконного выключения света можно привлечь к ответственности поставщика, подав иск в районный суд.
В иске указать причины, по которым действия по ограничению подачи света были незаконны, ссылаясь на соответствующие статьи законов, и последствия отсутствия электроснабжения.
Законодательством страны четко определены основания и порядок отключения электрической энергии. Выключение света без предупреждения или явных на то причин вызывает неудобство и возмущение со стороны потребителя. В этих ситуациях закон встает на сторону гражданина и дает возможность отстаивать свои права в суде.