Сколько часов в неделю работают сотрудники дк | Загранник

Сколько часов в неделю работают сотрудники дк

Статьи по теме

Рабочее время работников культуры не совпадает с графиком обычных служащих. Это становиться понятно при ознакомлении с перечнем профессий, относящихся к творческим. Это служащие СМИ, кинематографии, театров, концертов, цирков, кино, теле- и видеосъемок.

Режим работы напрямую связан с выступлениями, гастролями, репетициями. Именно поэтому графики устанавливаются актами самого предприятия и отражаются в коллективных договорах (ст. 351 ТК).

Нормы рабочего времени работников культуры

Продолжительность рабочего времени работников культуры за день, перерывы, отдых, работа в субботу, воскресенье, ночью могут не отражаться во внутренних документах. Такие случаи редки, но вполне возможны. Тогда необходимо основываться на Трудовом кодексе.

Нормы рабочего времени работников культуры согласно законодательству едины для любой категории работников. Основываясь на ст. 91 ТК, устанавливается максимальная нагрузка в неделю, она составляет 40 часов, за исключением тех, кому положен сокращенный режим. Служащим на опасных и вредных производствах срок сокращен на 4 часа (36), инвалидам 1 и 2 групп, не достигшим 18 лет на 5 часов (35), тем, кому не исполнилось 16 на 16 часов (24).

Согласно Постановлению от 25.10.1974 №298/П-22 продолжительность трудового дня составляет 6 часов для:

  • директоров телевидения, радиовещания центральных станций;
  • звукорежиссеров.

Не для всех сотрудников нормы устанавливают в часах. Художественный персонал имеет нормы постановок, для коллективов, театров – проведенных мероприятий.

Для работников культуры допустимо выбрать работу по совместительству. Тогда норма не может составить более 20 часов в неделю.

Каждая должность имеет свои особенности. Рабочее время музыкального руководителя как для педагогических работников не может быть выше 36 часов за неделю. Но согласно приказу Минобрнауки от 24.12.10 №2075 за ставку зарплаты на должности музыкального руководителя 24 часа в неделю.

Но допустимо установить более длительное рабочее время музыкального руководителя ДОУ, в таком случае 24 часа он работает с детьми, а еще 12 с оплатой на условиях совместительства с документацией.

Что относится к рабочему времени?

В рабочее время работников культуры включают не только период фактической деятельности. На основании Положения об условиях и оплате труда к нему отнесут:

  • подготовительные мероприятия для выступления, включая нанесение грима, установление, снятие декораций, переодевание;
  • репетиции, тренировки по фактическому времени с периода прихода и до освобождения (от 2 часов);
  • время поездки в назначенный пункт с момента сбора (до 7 часов в день в обе стороны);
  • перерывы между спектаклями, если сотрудники остаются на работе;
  • пребывание в пути до 8 часов на гастролях;
  • если работник пришел на отмененное выступление или репетицию, о чем не был уведомлен, то половина такого времени;
  • простой согласно ст. 157 ТК РФ;
  • перерывы при репетициях вокалистам, участникам балета, эстрадно-спортивных выступлений по 20 минут за час работы и по 15 минут прочим;
  • подготовка, организация, окончание концертов учитываются индивидуально по внутренним документам за каждое выступление, артистам до 3 часов, работникам, помогающим в организации до 6.

Учет ведется индивидуально по каждому работнику, аналогично иным предприятиям на основании табеля. Он основывается на:

  • графиках проводимых мероприятий и репетиций;
  • журналах учета пребывания служащего на работе по факту.

Законодательно за учет рабочего времени назначается ответственное лицо. На основании квалификационных характеристик это заведующий художественно-постановочной части. Естественно, что соблюсти норму каждого дня, недели для артистов и иных работников культуры затруднительно. Поэтому предпочтительно применять суммированный учет времени. Основываться он будет на норме часов за неделю, компенсироваться, добавляться по итогам учетного периода.

Такой учет допускается вводить не только для артистов, но и прочих работников. Суммированный месячный учет ведется для служащих музыкальных коллективов, концертных работников, которые напрямую связаны с организацией мероприятий, таких как монтировщики, гримеры, водители, костюмеры и иные. Нормальное рабочее время им определяется как произведение длительности рабочего дня и их количества (при этом учитываются сокращения в предпраздничные дни).

Пример оформления табеля учета рабочего времени (унифицированная форма № Т-13) (фрагмент)

Выбор режима работы

Для работников культуры, как и иных областей допустимо установить один из следующих режимов:

  • 5 рабочих дней и 2 выходных;
  • 5 рабочих дней и 1 выходной;
  • гибких график;
  • ненормированный рабочий день;
  • работа по сменам;
  • деление дня на части.

Стандартный «офисный» график 5 через 2 для работников культуры неприемлем. А вот 6 через 1 допустим. Но выходной смещен на понедельник, так как в субботу и воскресенья часто проводят различные спектакли и мероприятия. Продолжительность рабочего дня индивидуальна для каждого учреждения по внутреннему распорядку.

На организациях, где установлены особые условия труда, а нагрузка в различное время отличается, согласно ст. 105 ТК РФ сутки разделяют на части. Если выступления происходят по графику, то рекомендуют выбирать скользящий. В таком случае выходным днем назначается произвольный на неделе.

Если установить рабочее время затруднительно, то используется ненормированный рабочий день в культуре. Он применяется к тем, чье рабочее время регламентировать затруднительно. Категориям работников на неполном рабочем дне выплаты производятся за отработанное время.

Тем, работникам, которые участвуют в спектаклях, могут разделить день. К рабочему времени отнести дневные репетиции, вечерние выступления.

Ненормированный рабочий день в культуре

Список должностей, которым установлен ненормированный рабочий день, устанавливается коллективным договором или иным внутренним документом. Служащие, которые работают по такому режиму, имеют дополнительные гарантии по ст. 119 ТК РФ. Им назначают дополнительный отпуск (конкретное время указывается в договоре) от 3 дней и более.

Ненормированный рабочий день работников культуры не значит, что их можно привлекать к постоянному труду сверх нормального времени. Такие обязанности в нерабочее время должны иметь эпизодический характер и производится на основании решения начальника. Систематическое выполнение обязанностей признается сверхурочными часами и подлежит соответствующей оплате.

Если особенные условия относятся ко всем служащим, то режим устанавливается нормативным актом и коллективным договором, а если ненормированный рабочий день у части сотрудников, то такие условия указаны в индивидуальном трудовом договоре (ст. 100 ТК РФ).

Читать дальше  Управление по обеспечению деятельности письмо

При этом необходимо учитывать, что отдельные категории служащих не могут осуществлять деятельность в ночное время, это беременные. Согласно ст. 268 ТК РФ в отличие от иных сфер допустимо привлекать несовершеннолетних (до 18 лет). Женщины, имеющие ребенка до 3 лет, обязаны предоставить свое письменное согласие и не иметь медицинских противопоказаний. А для иных необходимо согласие самого работника.

Вы успешно подписались.

Теперь все новые платные вопросы будут поступать вам на почту. Отписаться вы можете в ваших Настройках уведомлений

© Юстива
Все права защищены 2017-2019

При поддержке онлайн-чатов

Войдите под именем автора вопроса чтобы оценить ответ юриста и/или добавить комментарий к нему.

Войдите под именем автора вопроса чтобы оценить ответ юриста и/или добавить комментарий к нему.

Время истекло

Время выделенное для редактирования истекло.

Спасибо!

Вскоре наш модератор рассмотрит вашу жалобу.

Правила и рекомендации для написания ответов

  • Запрещено давать бесполезный ответ. Консультация должна быть полной и обоснованной.
  • Запрещено дублировать/копировать ответы других юристов из разных источников.
  • Ваш ответ должен быть авторским и уникальным.
  • Запрещено излишне цитировать законы без разъяснений.
  • Запрещено предлагать свои услуги в обход сайта (указывать контакты).
  • Запрещено давать ссылки на сторонние сайты без острой необходимости или без запроса клиента.
  • Запрещено грубить клиенту
  • Приветствовать клиента;
  • Отвечать полно и обоснованно;
  • Аргументировать указание соответствующих законов;
  • Подводить итог консультации в концентрированном виде.

Консультируя клиентов на Юстиве, вы принимаете правила оказания юридических услуг. В случае нарушения администрация вправе удалять ваши ответы и ограничивать вашу учётную запись в использовании некоторого функционала.

Открыть контакты автора

Контактные данные будут видны
только вам

Режим рабочего времени творческих работников, а конкретно работников театров, кино, концертных организаций, значительно отличается от общепринятого восьмичасового рабочего дня, поскольку зависит от графиков спектаклей, выступлений и репетиций. Кроме этого, таким работникам приходится часто ездить на гастроли в другие города. О том, какой режим рабочего времени и какими документами может устанавливаться творческим работникам и каким образом он учитывается, расскажем в этой статье.

Об особенностях регулирования труда и отдыха творческих работников в Трудовом кодексе говорится не так уж много. Основное положение, которое есть в каждой статье, имеющей отношение к деятельности творческих работников, — это то, что все особенности трудовой деятельности, касающиеся регулирования рабочего времени и времени отдыха (в том числе перерывов технологического и (или) организационного характера, продолжительности ежедневной работы (смены), работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни), оплаты труда, рабочего времени, и времени отдыха, продолжительности рабочего дня (смены), оплаты труда могут устанавливаться коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами (ст. 351 ТК РФ).

К творческим Трудовой кодекс относит работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, перечисленных в перечне профессий и должностей, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 N 252 (далее — Перечень должностей).

Таким образом, при установлении продолжительности рабочего дня (смены) времени, времени отдыха, порядка привлечения к ночной работе и работе в выходные и праздничные дни приоритет в каждой организации, занимающейся творческой деятельностью, будет иметь локальный нормативный акт, их устанавливающий. Если то или иное положение в таком акте не нашло отражения (например, некоторые работодатели не устанавливают свой порядок привлечения к работе в ночное время и праздничные и выходные дни), будут применяться положения трудового законодательства.

В отличие от продолжительности рабочего дня (смены), норма рабочего времени по общему правилу одинакова для всех работников, в том числе творческих, и не может превышать 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ), если только творческий работник не относится к категории лиц, которым установлена сокращенная продолжительность рабочей недели. Это:

— работники в возрасте до 16 лет — не более 24 часов в неделю;

— работники в возрасте от 16 до 18 лет — не более 35 часов в неделю;

— работники, являющиеся инвалидами I или II группы, — не более 35 часов в неделю;

— лица, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, — не более 36 часов в неделю.

В настоящее время продолжает действовать Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 (далее — Список). Разделом XXXVI Списка установлена сокращенная продолжительность рабочего дня при 36-часовой неделе и для некоторых категорий творческих работников СМИ, например:

— диктор телевидения и диктор радиовещания центрального телевидения и центрального радиовещания — шесть часов;

— звукорежиссер на телевидении и радиовещании — шесть часов.

Продолжительность рабочего дня (смены) прежде всего зависит от того, какой режим рабочего времени установлен в организации. В зависимости от творческой направленности организации и должностей режимы рабочего времени могут быть разными. Напомним, что Трудовым кодексом установлены следующие режимы:

— пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями;

— шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем;

— работа в режиме гибкого рабочего времени;

— работа с ненормированным рабочим днем;

— разделение дня на части.

Поскольку в театральных и концертных организациях творческая деятельность (концерты, спектакли, выступления) осуществляется в том числе по субботам и воскресеньям, то во многих из них устанавливается шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем — понедельником. Продолжительность ежедневной работы при этом определяется в соответствии с утвержденными работодателем графиками репетиций и спектаклей (выступлений). Поскольку в основном и репетиции, и спектакли проводятся в утреннее и вечернее время, при шестидневной рабочей неделе можно установить такой режим, как разделение дня на части.

В силу ст. 105 ТК РФ на тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы.

Читать дальше  Травма на производстве со смертельным исходом

Обратите внимание! Одновременно с установлением продолжительности рабочего времени творческим работникам, в частности артистам музыкальных и танцевальных коллективов, театров, устанавливаются нормы выступлений, а художественному персоналу — нормы постановок. Например, по Нормам выступлений артистов в спектаклях и норм постановок художественного персонала театров, утвержденным Приказом Минкультуры СССР от 21.07.1983 N 414, артисты кукольных театров могут проводить не свыше трех спектаклей в день продолжительностью до 1 ч 15 мин. Равномерную загрузку артистов и художественного персонала в пределах нормы должна обеспечивать администрация учреждения.

Творческим работникам может быть установлена и рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, когда выходным может стать любой день недели. Этот режим рабочего времени удобен, когда работники задействованы в спектаклях, концертах, репетициях не каждый день, а также согласно графику.

Скользящий график является основным элементом гибкого рабочего времени, когда регулируется начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня (смены), которая определяется по соглашению сторон (ст. 102 ТК РФ).

Работникам, характер деятельности которых не позволяет строго регламентировать их рабочее время, можно установить ненормированный рабочий день (ст. 101 ТК РФ). Работающие в таком режиме согласно ст. 119 ТК РФ получают дополнительный отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и который не может быть менее трех календарных дней.

Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников.

Устанавливая такой режим рабочего времени, следует помнить, что привлекать к выполнению трудовых обязанностей сверх установленной продолжительности рабочего времени можно эпизодически и по распоряжению работодателя. Если же работник привлекается к такой работе систематически, такое время может быть признано сверхурочной работой.

По соглашению между работником и работодателем как при приеме на работу, так и впоследствии может устанавливаться неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя. При таком режиме оплата труда осуществляется пропорционально отработанному времени. При этом работодатель обязан установить неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением.

Обратите внимание, что если режим рабочего времени одинаков для всех работников, он устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка согласно трудовому законодательству и иным актам, содержащим нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а если для отдельных работников режим отличается от общих правил, тогда его нужно установить трудовым договором (ст. 100 ТК РФ).

Рассмотрим, что включается в рабочее время творческого работника, на примере сотрудников концертных организаций. В соответствии с Положением об условиях и оплате труда работников концертных организаций, музыкальных и танцевальных коллективов, утвержденным Приказом Минкультуры СССР от 29.12.1976 (далее — Положение об оплате), в рабочее время засчитывается:

— время, затраченное на подготовку, проведение и завершение концерта (загримирование, разгримирование, костюмировка, установка и разбор декораций и т.д.);

— время, затраченное на участие в репетициях, включая занятия, тренаж и другие подготовительные работы, с момента явки на работу по распоряжению администрации до момента окончания работы (по фактической длительности, но не менее двух часов в один вызов);

— время, затраченное при выездных концертах с момента явки на сборный пункт в установленный срок до приезда в то место, где назначен концерт, а также время, затраченное на возвращение к месту нахождения концертной организации (но не более семи часов в сутки на проезды в оба конца);

— время, затраченное на ожидание в случае задержки объявленного концерта, и продолжительность концерта;

— перерывы между концертами в пределах одного вызова на работу (например, между двумя утренними концертами);

— время нахождения в пути во время гастролей по фактической длительности (не более семи часов в сутки);

— половина времени, установленного для проведения данного концерта или репетиций, в случае, когда работник явился, не будучи предупрежденным об отмене концерта или репетиции.

Примечание. Артист музыкального и танцевального коллектива может быть вызван на репетиции один раз в течение дня, а при незанятости в концертах — два раза.

Время подготовки, проведения и завершения концертов засчитывается в рабочее время по нормам, устанавливаемым администрацией по согласованию с комитетом профсоюза, за каждый концерт в отдельности. Это время по фактической продолжительности в следующих пределах: для артистов — до трех часов, для рабочих и младшего обслуживающего персонала — до шести часов.

Кроме этого, в рабочее время засчитываются перерывы, предоставляемые во время репетиционной и подготовительной работы (самостоятельные репетиции, занятия):

— артистам-вокалистам (солистам), артистам хора, балета и эстрадно-спортивного жанра — 20 минут после каждого часа работы;

— остальным артистам — 15 минут после каждого часа работы.

К рабочему времени также приравнивается время простоя, о котором говорится в ст. 157 ТК РФ. Статьей устанавливается размер заработной платы за время простоя в зависимости от того, по чьей вине он произошел. Поскольку при осуществлении творческой деятельности не всегда работники могут быть задействованы на все 100%, в ч. 5 ст. 157 отдельно отмечено, что если творческие работники в течение какого-либо времени не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают, то указанное время простоем не является и может оплачиваться в размере и порядке, которые устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором. Получается, что, с одной стороны, творческим работникам предоставлена гарантия получить какой-то заработок, когда они остаются не у дел, но, с другой стороны, выбор, оплачивать или нет такое время, предоставлен работодателю.

Например, в силу Положения об оплате при отмене назначенного концерта не по вине артиста — концертного исполнителя, если он не был своевременно предупрежден и явился на концерт, ему засчитывается половина нормы выступлений либо 0,5 разовой концертной ставки, а при отмене сольного концерта в двух отделениях — одна разовая концертная ставка с соблюдением установленного порядка учета норм выступлений или учета по заработной плате (п. 69).

Читать дальше  Платит ли пенсионер налог при покупке квартиры

А работникам музыкальных и танцевальных коллективов, не занятым в гастрольной поездке, которым администрация не может предоставить работу, оплата простоя производится в размере 50% оклада (тарифной ставки), но не ниже минимума заработной платы (п. 83 Положения об оплате).

Необходимо вести учет рабочего времени каждого творческого работника. При этом основным документом учета, как и во всех организациях, является табель учета рабочего времени. При составлении табеля используются графики работы (репетиций, спектаклей) и журналы фактического учета прихода-ухода работников. В соответствии с разделом "Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии" ЕКС, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 N 251н, учетом рабочего времени в учреждениях культуры, искусства и кинематографии занимается заведующий художественно-постановочной частью.

Говоря об учете рабочего времени, отметим, что если графики репетиций и выступлений для артистов невозможно составить так, чтобы соблюдалась ежедневная или еженедельная норма рабочего времени, устанавливается суммированный учет рабочего времени. Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для работников данной категории еженедельной продолжительности рабочего времени. Для лиц, работающих неполный рабочий день (смену) и (или) неполную рабочую неделю, нормальное число рабочих часов за учетный период соответственно уменьшается (ст. 104 ТК РФ). Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.

При этом суммированный учет может устанавливаться как артистам, так и другим работникам. Согласно Положению об оплате месячный суммированный учет устанавливается работникам концертных организаций, музыкальных и танцевальных коллективов, работа которых непосредственно связана с проведением и обслуживанием концертов и репетиций (монтировщики сцены, костюмеры, гримеры, электроосветители, контролеры, билетеры, гардеробщики, рабочие сцены, водители, занятые в выездных и гастрольных концертах, и др.). Месячная норма их рабочего времени определяется путем умножения установленной продолжительности рабочего дня на количество рабочих дней в данном месяце с учетом сокращения рабочего дня в предвыходные и предпраздничные дни.

В силу ст. 96 и 97 ТК РФ порядок работы в ночное время, а также в выходные и нерабочие праздничные дни творческим работникам может устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором. Напомним, что по общим правилам привлечение к работе в ночное время и к работе в выходные или праздничные дни осуществляется с согласия работника.

Обратите внимание! Продолжительность ночного времени установлена ст. 96 ТК РФ и составляет период с 22.00 до 6.00. Изменить эту продолжительность локальным актом невозможно.

Таким образом, творческого работника можно привлекать к такой работе без его согласия, если это предусмотрено локальным нормативным актом. Кроме того, ст. 268 ТК РФ как исключение установлено, что к работе в ночное время и в выходные и праздники могут привлекаться творческие работники, не достигшие 18 лет. Однако в любом случае нельзя привлекать к такой работе беременных женщин (ст. 259 ТК РФ).

Положения Трудового кодекса при работе в ночное время и выходные и праздничные дни также применяются к женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет (ст. 259), и работникам других категорий, указанных в ч. 5 ст. 96 ТК РФ, даже если они занимают должности из Перечня должностей. Они могут привлекаться к работе в названные периоды времени только с их письменного согласия и при условии, что такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением.

Поскольку определять самостоятельно работодатель может только порядок привлечения к ночной работе, для оплаты труда творческих работников в ночное время применяются общие правила ст. 154 ТК РФ — о повышенной оплате каждого часа работы в ночное время, но не ниже минимума, установленного Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 554 "О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время", или иных размеров, установленных трудовым законодательством и другими актами, содержащими нормы трудового права.

При этом конкретные размеры повышения платы за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором и не могут быть ниже размеров, определенных трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

Что касается оплаты работы в выходные и праздничные дни, для творческих работников она может определяться на основании коллективного договора, локального нормативного акта, трудового договора (ст. 153 ТК РФ). Так, сотрудникам концертных организаций оплачиваются фактически проработанные в праздничный день часы. Когда на праздник приходится часть рабочей смены, то в двойном размере оплачиваются часы, выпавшие на праздничный день (от 00.00 до 24.00).

С согласия работника денежная компенсация за работу в праздничный день, если она не включалась в норму рабочего времени, заменяется предоставлением другого дня отдыха. В этом случае плата за работу в праздник производится в одинарном размере сверх причитающейся зарплаты. При подсчете сверхурочных часов работа в праздничные дни, произведенная сверх нормы рабочего времени, не должна учитываться, поскольку она уже оплачена в двойном размере.

Такой же порядок оплаты работы в праздники применяется при гастрольных поездках и выездных спектаклях (п. 61 Положения об оплате).

Итак, рассмотрев положения о регулировании рабочего времени творческих работников, установленные Трудовым кодексом, можно сделать вывод, что имеющегося законодательного регулирования недостаточно. Эту функцию в основном выполняют работодатели. Не хватает и отраслевых нормативных актов, регулирующих деятельность творческих работников, а некоторые из документов уже давно устарели и требуют доработки, в том числе Перечень должностей творческих работников: профессии и должности, существующие в настоящее время и не включенные в этот перечень, не подпадают под действие положений Трудового кодекса, регламентирующих деятельность творческих работников. В результате сохраняется вероятность ущемления их прав по сравнению с другими. И здесь остается надеяться только на порядочность и сознательность работодателей, устанавливающих нормы трудовой деятельности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector