Сколько поправок в конституции рф количество | Загранник

Сколько поправок в конституции рф количество

Главы Конституции РФ, их краткое содержание

Конституция — основной закон государства, обладающий высшей юридической силой. Принимают, изменяют и отменяют конституцию особым порядком. Она закрепляет основы организации государства и его отношения с обществом и индивидами.

Конституция обычно принимается после существенных изменений в политическом и социально-экономическом положении страны. Она юридически закрепляет такие изменения и стабилизирует новое состояние общества.

Российская Конституция была принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. Она подвела итог изменениям в политической, социальной, экономической сферах нашей страны, стала Основным законом нового государства — Российской Федерации.

Сколько глав в Конституции РФ?

Конституция России состоит из двух разделов.

Первый раздел состоит из 9 глав, 137 статей:

  • 1-я глава — основы конституционного строя;
  • 2-я глава — права и свободы человека и гражданина;
  • 3-я глава — федеративное устройство;
  • 4-я глава — президент Российской Федерации;
  • 5-я глава — федеральное собрание;
  • 6-я глава — правительство Российской Федерации;
  • 7-я глава — судебная власть;
  • 8-я глава — местное самоуправление;
  • 9-я глава — конституционные поправки и пересмотр конституции.

Второй раздел содержит заключительные и переходные положения, он состоит из 9 пунктов.

Структура, т.е. порядок расположения глав (разделов), играет немаловажную роль в уяснении и восприятии конституции. Конституции разных стран различны по структуре. Это объясняется формой правления в стране, существующим политическим режимом, территориальным устройством, историческими условиями принятия конституции и иными факторами. Но в структуре конституций много общего. Так, структуру большинства конституций можно свести к следующим элементам: преамбула (введение), основные положения, заключительные, переходные и дополнительные положения, могут быть приложения.

Преамбула — это важная часть конституции, в которой указываются цели принятия конституции, описываются исторические условия принятия конституции, кратко излагается исторический путь, пройденный народом, могут провозглашаться основные права и свободы. Например, преамбула Конституции РФ является органической частью текста Конституции РФ, она поясняет смысл Конституции РФ.

Основная часть конституции состоит из глав, закрепляющих основы конституционного строя, глав о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина, о территориальном устройстве, о системе органов государственной власти и их взаимодействии, об органах местного самоуправления, о государственной символике, о порядке изменения конституции.

Например, в главе 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя» закрепляются принципы народовластия, верховенства права, государственный суверенитет Российской Федерации, признание и утверждение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью, идеологический и политический плюрализм, свобода экономической деятельности, признание и защита различных форм собственности, гарантии местного самоуправления и др.

В главе 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» включены статьи, касающиеся всех прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в международных актах. Права и свободы признаются Конституцией РФ непосредственно действующими, т.е. поведение человека, реализующего их, является правомерным. Каждый гражданин обладает всеми правами и свободами и несет равные конституционные обязанности.

Глава 3 Конституции РФ «Федеративное устройство» определяет Россию как федеративное государство, состоящее из субъектов Федерации. Федеративное устройство государства основано на государственной целостности и единстве системы государственной власти и строится на принципе разделения предметов ведения и полномочий между органами власти Федерации и органами власти ее субъектов.

Глава 4 Конституции РФ «Президент Российской Федерации» закрепляет правовое положение и полномочия Президента РФ.

Соответственно глава 5 «Федеральное Собрание», глава 6 «Правительство Российской Федерации», глава 7 «Судебная власть» посвящены системе органов государственной власти РФ.

В главе 8 Конституции РФ «Местное самоуправление» определяется, что местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти и обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

В главе 9 Конституции РФ «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» закреплена процедура изменения конституции.

Во втором разделе Конституции РФ «Заключительные и переходные положения» определяются порядок вступления в силу Конституции РФ, действие актов СССР и РСФСР, полномочия органов государственной власти, сформированных до принятия Конституции РФ. Со временем заключительные и переходные положения утрачивают силу ввиду преодоления переходного периода.

Таким образом, структурно Конституция Российской Федерации 1993 г. состоит из преамбулы, двух разделов, в первом из которых 9 глав, второй раздел не поделен на главы. В Конституции РФ 137 статей.

Содержание, структура и форма конституции

Содержание конституции состоит из разнообразных ее установлений (положений, предписаний), которые сформулированы предельно обобщенно, лаконично, сжато. Они выражают их обобщенный, абстрактный характер. Часто в научной литературе все установления конституции рассматривают в качестве конституционных норм, подразделяющихся на нормы-цели, нормы-определения, нормы-принципы, нормы-правила и т. д.

На наш взгляд, в качестве обобщающей, родовой категории правильнее взять категорию установлений конституции, которые по своему онтологическому статусу разнообразны. Это закрепленные в конституции цели и задачи, определения (дефиниции), принципы, нормы-правила, презумпции, преюдиции, символы, модели, конструкции.

Характер содержания и степень обобщенности установлений конституции неодинаковы. Общим свойством всех установлений конституции служит не только то, что они имеют обобщенный, абстрактный характер, но и то, что они являются регуляторами общественных отношений, имея нормативно-правовой характер, так как конституционные установления непосредственно связаны с определенными правовыми требованиями и последствиями.

В силу своих правовых свойств конституционные установления занимают особое место в правовом регулировании общественных отношений, в системе источников права.

В научной литературе подчас высказываются суждения о необходимости полного пересмотра содержания Конституции РФ как не соответствующего определенным идеалам. Чаще встречаются мнения о пробелах и противоречиях в содержании Конституции, о несовершенных, нечетких и непродуманных положениях, допущенных в результате работы над Конституцией ошибках и торопливости в ее принятии (С. А. Авакьян, Э. Э. Баринов, С. А. Денисов, А. А. Кондрашов, В. А. Лебедев, Н. В. Щербакова и др.). При этом ученые-конституционалисты предлагают восполнить пробелы, дополнить и изменить существующий текст Конституции, основываясь на собственных представлениях о том, каким должно быть ее содержание. Нередко они не учитывают высокую степень абстракции и системность, свидетельствующие не о ее недостатках, а о смысловой глубине, обобщенности, всеобщем, универсальном характере Конституции. Вес это даст прочную юридическую базу, основу для разнообразной динамичной конкретизации в соответствии с развитием и изменением социальной обстановки и политической ситуации в обществе и государстве.

Конституция РФ — это системный акт, в котором все установления по своему содержанию взаимосвязаны, дополняют друг друга и находятся в неразрывном единстве. Ее содержание самодостаточно, оно определено волей народа и исчерпывающим образом изложено в тексте. В содержании Конституции РФ нет пробелов и нет противоречий.

Конституция РФ предусматривает механизмы снятия неопределенности в понимании ее установлений путем их официального толкования и интерпретации, в том числе применительно к новым жизненным условиям и обстоятельствам.

Форма Конституции

Форма конституции — это способ внешнего выражения ее текста и структура ее содержания. Иными словами, различают внешнюю и внутреннюю форму конституции.

Внешняя форма конституции представляет собой словесное выражение конституционных установлений в едином кодифицированном акте (конституции, уставе, уложении и т. д.), способы их формулирования согласно требованиям законодательной техники. Деление конституций на писаные и неписаные на сегодняшний день утратило свой смысл. Писаные конституции в современном мире имеют форму единых кодифицированных актов за некоторым исключением, когда в отдельных странах (Великобритания, Канада, Новая Зеландия, Финляндия, Швеция) под конституцией понимают несколько взаимосвязанных нормативных правовых актов.

В царской России не было конституции как единого кодифицированного акта. В начале XX в. под воздействием общедемократического движения и революционных выступлений рабочего класса парламентская монархия получила оформление в октроированных нормативных правовых актах. Важнейшими из них были Основные государственные законы 1906 г., получившие условное название «первая русская конституция». С установлением советской власти в 1918 г. впервые была принята Конституция РСФСР в качестве писаного кодифицированного акта.

Внутренняя форма конституции есть способ ее организации, структура ее содержания, обеспечивающая согласованность ее составных частей, последовательность их расположения. Уяснение структуры конституции имеет важное значение для понимания смысла и содержания ее концепции.

Структура Конституции

Конституция РФ 1993 г. по своей структуре состоит из преамбулы, 137 статей, объединенных в первом разделе, состоящем из девяти глав, и заключительных и переходных положений, являющихся вторым разделом.

В преамбуле Конституции РФ выражена концепция Конституции, сформулированы положения, характеризующие конституционно-правовое мировоззрение. Преамбула Конституции РФ входит составной частью во всю ее нормативную систему.

Глава 1 «Основы конституционного строя» содержит совокупность установлений, являющихся первичной нормативной базой как для остальных норм Конституции РФ, так и для всей системы действующие законодательства. Положения названной главы утверждают в качестве высшей ценности человека, его права и свободы; закрепляют принципы народовластия, верховенства права; фиксируют государственный суверенитет Российской Федерации; устанавливают идеологический и политический плюрализм, свободу экономической деятельности, признание и защиту различных форм собственности, гарантии местного самоуправления.

Согласно ч. 1 ст. 1 Конституции РФ Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Демократический характер государства раскрывается прежде всего в положении о том, что единственным источником власти в России является ее многонациональный народ и что сам народ эту власть и осуществляет как непосредственно, гак и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Именование государства правовым означает, что его организация и деятельность определена и ограничена правом, а не мотивами политической целесообразности. Правовое государство связано правом, исходит из признания неотчуждаемости основных прав и свобод человека.

Понятие республиканской формы правления характеризует государство, в котором все высшие органы государственной власти избираются либо формируются представительными учреждениями.

Федеративное устройство указывает на сложный состав государства, на особые взаимоотношения между Федерацией и ее субъектами.

Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством. Это означает, что оно должно служить обществу, заботиться о человеке.

Конституционная характеристика Российского государства как светского предполагает отделение церкви от государства, отсутствие государственной или обязательной религии, свободу совести, вероисповедания (ст. 14, 28).

Единство всей системы государственной власти сочетается с ее осуществлением на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10). Реализуя данный принцип, государственные органы, относящиеся к разным ветвям власти, осуществляют свои полномочия самостоятельно, взаимодействуя между собой и уравновешивая друг друга. При этом ни один государственный орган не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для него Конституцией РФ.

Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина». Ее место в структуре Конституции РФ свидетельствует о том значении, которое придается правам и свободам в свободном демократическом обществе. Правовое положение человека и гражданина характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права. В Конституцию РФ включены права и свободы человека и гражданина, закрепленные в международных актах. При этом Конституция РФ исходит из неотчуждаемого характера основных прав и свобод человека и их принадлежности каждому от рождения (ч. 2 ст. 17). Каждый гражданин РФ обладает всеми правами и свободами и несет равные конституционные обязанности. Права и свободы человека и гражданина признаются Конституцией РФ непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18).

Читать дальше  Премия за дополнительный объем работ образец

Глава 3 «Федеративное устройство» определяет состав Российской Федерации. Субъектами РФ являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Федеративное устройство базируется на принципах разделения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, равноправия субъектов РФ во внутрифедеративных отношениях. Федеративное устройство России основано на ее государственной целостности и единстве системы государственной власти.

Главы 4-7 («Президент Российской Федерации», «Федеральное Собрание», «Правительство Российской Федерации», «Судебная власть») устанавливают систему федеральных органов государственной власти, их полномочия, регулируют взаимоотношения между ними. На общефедеральном уровне государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды Российской Федерации (ч. 1 ст. 11). Президент РФ не является органом какой-либо из трех ветвей государственной власти, а призван обеспечивать «согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти» (ч. 2 ст. 80).

Глава 8 «Местное самоуправление» закрепляет принципы организации и функционирования местного самоуправления, организационно-правовые формы и гарантии его осуществления.

Раздел первый завершается главой 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции», в которой устанавливаются случаи полного пересмотра Конституции и внесения в нее поправок.

Раздел второй — заключительные и переходные положения — Конституции РФ имеет девять пунктов. В п. 1 устанавливается, что Конституция РФ вступает в силу со дня ее официального опубликования по результатам всенародного голосования и что одновременно прекращается действие Конституции РСФСР (Основного Закона), принятой 12 апреля 1978 г. Кроме того, предусматривается, что положения Конституции РФ действуют даже в случае их несоответствия положениям Федеративного договора, заключенного 31 марта 1992 г. В п. 2 определяется порядок действия законов и других правовых актов, действовавших на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ 1993 г. В п. 3-6 говорится об осуществлении полномочий Президентом РФ, Правительством РФ и судами Российской Федерации в связи с их новыми полномочиями, установленными Конституцией РФ.

В п. 7-9 закрепляются порядок созыва Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ и возможность совмещения депутатской деятельности с деятельностью в качестве члена Правительства РФ.

Конституция российской федерации

Весь документ можно разделить на три части: преамбула (вводная, вступительная часть) 1 раздел 2 раздел Преамбула Российской Федерации Во вступительной части данного нормативного акта перечисляются и характеризуются цели, мотивы и условия применения Конституции.

Сколько глав в Конституции РФ? Судебная власть (ст. 118-129) Глава 8. Местное самоуправление (ст. 130-133) Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (ст. 134-137) Спаанч Бооб 7 месяцев назад Очень замечательный вопрос, на который приходится с удовольствием отвечать, потому что Конституция Российской Федерации это главный документ Российской Федерации. Всего в Российской Федерации присутствует 9 глав.

Свойствами, необходимыми для признаниям ее юридическим документом, обладает и Конституция.

2 Часть 2 статьи 4 Конституции РФ закрепляет ее верховенство по отношению ко всем остальным нормативным актам. Это верховенство, действующее на всей ее территории, делает Россию правовым и суверенным государством.

Благодаря тому, что Конституция является нормообразующим документом, на всей российской территории обеспечивается единство, согласованность и стабильность правовой системы, единообразие действующих правовых норм.

Все нормотворческие органы при разработке остальных нормативных актов руководствуются ее положениями. 3

Часть 1 статьи 15 определяет Конституцию как нормативный акт прямого действия.

Это свойство означает, что положения Конституции носят не политический, не пропагандистский и не декларативный характер, а правовой. Они являются руководством для судебных и государственных органов.

>Сколько глав в конституции российской федерации Михаил Обухов | Налоговое право | 03.03.2018 23:22 0 Comments

Похожие темы:

Тема 2. Уголовный закон •Ано впо цс рф •Введение •Словарь терминов •Общая часть •2. Задачи…

Статья 31 кзот рф запись в трудовой Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда…

Правительство Российской ФедерацииПравительствоРоссийской Федерации Эмблема правительства Российской Федерации Дом правительства Российской ФедерацииМосква, Краснопресненская набережная, 2…

Поправки к Конституции Российской федерации. 2008-2014 гг.

Первые две поправки были приняты по инициативе президента Д.А. Медведева. Важнейшая из них, увеличивавшая срок полномочий президента с 4 до 6, а Государственной думы – с 4 до 5 лет, обосновывалась необходимостью удлинить промежуток между парламентскими и президентскими выборами, а также укрепить политическую стабильность. Вторая ввела ежегодные отчёты Государственной Думы перед правительством.

Третья поправка, инициированная президентом В.В. Путиным, исключила упоминания об упраздняемом Высшем арбитражном суде, а также увеличила полномочия президента по назначению прокуроров.

Четвертая поправка, принятая по предложению 91 депутата Государственной думы, ввела в состав Совета федерации членов по назначению президента с неопределенным сроком полномочий (до мая 2015 г. не были назначены), а также запретила досрочный отзыв членов Совета от регионов.

Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации. Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы. 30.12.2008 г. [1]

Внести в Конституцию Российской Федерации, принятую всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (Российская газета, 1993, 25 декабря), следующие изменения:

1) часть 1 статьи 81 изложить в следующей редакции:

«1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.»;

2) часть 1 статьи 96 изложить в следующей редакции:

«1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.».

Настоящий Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации вступает в силу со дня его официального опубликования после его одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации. Настоящий Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации применяется в отношении Президента Российской Федерации и Государственной Думы, которые избраны после его вступления в силу.

Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации. О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской федерации. 30.12.2008 г. [2]

Внести в Конституцию Российской Федерации, принятую всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (Российская газета, 1993, 25 декабря), следующие изменения:

1) в части 1 статьи 103:

а) дополнить новым пунктом «в» следующего содержания:

«в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой »

б) пункты «в» — «ж» считать соответственно пунктами «г» — «з»;

2) пункт «а» части 1 статьи 114 изложить в следующей редакции:

«а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;».

Настоящий Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации вступает в силу со дня его официального опубликования после его одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации. О Верховном суде Российской федерации и Прокуратуре Российской Федерации. 5.2.2014 г. [3]

Внести в Конституцию Российской Федерации, принятую всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (Российская газета, 1993, 25 декабря), следующие изменения:

1) пункт «о» статьи 71 изложить в следующей редакции:

«о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;»;

а) пункт «е» изложить в следующей редакции:

«е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;»;

б) дополнить пунктом «е¹» следующего содержания:

«е¹) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров;»;

3) в части 1 статьи 102 :

а) пункт «ж» изложить в следующей редакции:

«ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации;»;

б) пункт «з» изложить в следующей редакции:

«з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;»;

4) часть 1 статьи 104 изложить в следующей редакции:

«1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.»;

5) наименование главы 7 изложить в следующей редакции:

«Глава 7 Судебная власть и прокуратура»;

6) часть 2 статьи 125 изложить в следующей редакции:

«2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.»;

7) статью 126 изложить в следующей редакции:

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.»;

8) в статье 127 текст заменить словами

«Исключена поправкой к Конституции Российской Федерации (Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации „О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации“).»;

Читать дальше  Полис накопительного страхования жизни что это

9) статью 128 изложить в следующей редакции:

1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

2. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.»;

10) статью 129 изложить в следующей редакции:

1. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

2. Генеральный прокурор Российской Федерации и заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

4. Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

5. Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.».

1. Настоящий Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации вступает в силу со дня его официального опубликования после одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

2. Со дня вступления в силу настоящего Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации устанавливается переходный период сроком на шесть месяцев, в течение которого Высший Арбитражный Суд Российской Федерации упраздняется, а вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению, передаются в юрисдикцию Верховного Суда Российской Федерации.

3. Судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, назначенные до дня вступления в силу настоящего Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, продолжают осуществлять свои полномочия до начала работы Верховного Суда Российской Федерации, образованного в соответствии с настоящим Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации.

4. Верховный Суд Российской Федерации, образованный в соответствии с настоящим Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, формируется в составе 170 судей.

5. В целях формирования первоначального состава Верховного Суда Российской Федерации, образованного в соответствии с настоящим Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, создается Специальная квалификационная коллегия по отбору кандидатов на должности судей Верховного Суда Российской Федерации. Указанная коллегия состоит из 27 членов коллегии. В состав коллегии входят по одному представителю Президента Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации и общероссийских общественных объединений юристов. Остальные 24 члена коллегии избираются советами судей субъектов Российской Федерации из числа членов этих советов по три члена коллегии от действующих на территории каждого федерального округа советов судей субъектов Российской Федерации.

6. Специальная квалификационная коллегия по отбору кандидатов на должности судей Верховного Суда Российской Федерации в переходный период:

1) объявляет в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей судей Верховного Суда Российской Федерации;

2) рассматривает в установленном порядке заявления граждан, претендующих на указанные должности;

3) принимает в установленном порядке решения о рекомендации кандидатами на указанные должности.

7. Специальная квалификационная коллегия по отбору кандидатов на должности судей Верховного Суда Российской Федерации после осуществления процедур, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, представляет Президенту Российской Федерации кандидатов для назначения в установленном порядке на должности судей Верховного Суда Российской Федерации.

8. Прием квалификационного экзамена на должность судьи Верховного Суда Российской Федерации, образованного в соответствии с настоящим Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, при формировании его первоначального состава осуществляет Специальная экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи Верховного Суда Российской Федерации. Указанная комиссия состоит из 11 членов комиссии. В состав комиссии входят три члена комиссии, избираемые общероссийскими общественными объединениями юристов, и восемь членов комиссии, избираемых советами судей субъектов Российской Федерации из числа членов этих советов, – по одному члену комиссии от действующих на территории каждого федерального округа советов судей субъектов Российской Федерации.

9. Члены Специальной экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи Верховного Суда Российской Федерации не могут входить в состав Специальной квалификационной коллегии по отбору кандидатов на должности судей Верховного Суда Российской Федерации.

10. Порядок формирования Специальной квалификационной коллегии по отбору кандидатов на должности судей Верховного Суда Российской Федерации и порядок отбора кандидатов на указанные должности, а также порядок избрания членов Специальной экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи Верховного Суда Российской Федерации и порядок приема этого экзамена устанавливаются федеральным законом.

Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации. О Совете федерации Федерального собрания Российской Федерации. 21.7.2014 г. [4]

Внести в Конституцию Российской Федерации, принятую всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (Российская газета, 1993, 25 декабря), следующие изменения:

1) статью 83 дополнить пунктом «е.2» следующего содержания:

«е.2) назначает и освобождает представителей Российской Федерации в Совете Федерации;»;

2) статью 95 изложить в следующей редакции::

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

2. В Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации – по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации – представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

3. Член Совета Федерации – представитель от законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации наделяется полномочиями на срок полномочий соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

4. Президент Российской Федерации не может освободить назначенного до его вступления в должность члена Совета Федерации – представителя Российской Федерации в течение первого срока своих полномочий, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

5. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.».

Настоящий Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации вступает в силу со дня его официального опубликования после его одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

  • Опубликовано в №230 от 12.12.2015

Сегодня, 12 декабря, в России отмечается День Конституции. Принятая в 1993 году, она действует уже 23 года (это один из самых «долгоиграющих» основных законов нашей страны). Но в последнее время, в связи с резким изменением международной обстановки, а также проходящими в стране экономическими и политическими преобразованиями, всё громче звучат разговоры о необходимости принятия новой, отвечающей современным реалиям Конституции. В этом году депутаты Госдумы дважды пытались перевести призывы о пересмотре основного закона в законодательную плоскость. «ОГ» опросила представителей обоих лагерей — и сторонников сохранения нынешней Конституции, и их оппонентов.

Как изменяют Конституцию

Правила изменения Конституции РФ зависят от глав, которые планируется менять.

  • Положения первой, второй и девятой глав считаются основополагающими, и поэтому их изменение возможно лишь принятием нового основного закона Конституционным собранием. В свою очередь, для созыва Конституционного собрания необходим соответствующий Федеральный Закон, которого до сих пор не существует. С 1998 года проект в Госдуму РФ вносили пять раз. Последний — осенью этого года на рассмотрение нижней палаты парламента внёс депутат «Единой России» Евгений Фёдоров. Кроме того, он же летом внёс законопроект «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Оба документа отклонили в первом чтении из-за того, что не был набран кворум — решение не голосовать приняли более 80 процентов народных избранников.
  • Обновление статей в главах с третьей по восьмую происходит через принятие парламентом соответствующего Закона РФ о поправке к Конституции. Для вступления его в силу необходима также ратификация законодательными органами субъектов РФ.
  • В особом порядке происходит обновление 65-й статьи Конституции, где перечислены субъекты РФ. Здесь есть два способа. Наименование субъекта в связи с его решением меняется указом Президента России. А новый субъект РФ в состав существующих включается принятием парламентом соответствующего Федерального Закона. Так же меняется конституционно-правовой статус, например, с области на республику.

Изменения, внесённые в действующую Конституцию РФ

С 1993 года и по сегодняшний день в Конституцию было внесено 14 поправок.

Первое изменение произошло 9 января 1996 года, последнее (на данный момент) — 21 июля 2014 года.

10 поправок, если так можно выразиться, «технические»: они внесли изменения в статью 65, где перечислены субъекты РФ.

  • 5 поправок касались объединения субъектов РФ (например, 1 декабря 2005 года Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ объединились в Пермский край).
  • 4 поправки — это изменения названий субъектов.
  • 1 поправка — о вхождении в состав РФ новых членов (Республики Крым и города Севастополь).

Существенных поправок было 4:

  • 30 декабря 2008 года сроки полномочий Президента РФ увеличены до шести лет, а Государственной думы — до пяти лет,
  • 30 декабря 2008 года Правительство РФ обязали предоставлять ежегодный отчёт Государственной думе,
  • 5 февраля 2014 года расширены полномочия Президента РФ, связанные с назначением прокуроров, и исключены упоминания о Высшем Арбитражном суде РФ (в связи с объединением Верховного суда и Высшего Арбитражного суда),
  • 21 июля 2014 года в состав Совета Федерации дополнительно введены представители РФ, назначаемые президентом государства и составляющие не более 10 процентов остальных членов СовФеда.

Надо менять, и как можно скорее

Анатолий ВАССЕРМАН — инженер-теплофизик по образованию, публицист, политолог. Известен участием и победами в интеллектуальных играх («Своя игра» и «Что? Где? Когда?»). Родился в 1952 году в Одессе. Имеет украинское гражданство, которого летом нынешнего года депутаты Верховной Рады призвали его лишить. Причина — пророссийская позиция эрудита в оценке нынешних украинских катаклизмов. Кроме того, в сентябре 2015 года Служба безопасности Украины возбудила уголовное дело в отношении Анатолия Вассермана: его обвиняют в сепаратизме. Фото: Станислав Савин

Известный эрудит и политический консультант Анатолий ВАССЕРМАН — ярый сторонник создания новой Конституции.

— Какими вы видите время и условия, в которых 22 года назад создавалась Конституция Российской Федерации?

— Насколько я могу судить и по собственному настроению, и по наблюдениям за другими, тогда, в 1993 году, была общая и полная уверенность в том, что при как можно более точном воспроизведении западной структуры государства и общества мы получим и западные результаты. И ради этой цели считалось оправданным практически всё (в том числе то, что сейчас мы по долгому и печальному опыту расцениваем как пагубное). Тогда всё это казалось необходимым минимальным злом ради достижения максимального добра. И соответственно, Конституция писалась по западному образцу (в основном — по американскому) и с участием американских советников. Но это никого не смущало — наоборот, считалось свидетельством высокого качества будущего результата.

Читать дальше  Сроки начисления и выплаты больничного листа

— Сейчас настроения изменились?

— Сегодня мы по большей части уже видим, что поговорка: «Что русскому хорошо, то немцу смерть» — работает и в обратном направлении. Стало очевидно, что воспроизводить западные образцы бессмысленно. Во-первых, потому что сами эти образцы создавались для совершенно других целей и в иных условиях. Во-вторых, потому что в них есть ещё довольно много нюансов, невидимых со стороны. Скажем, американцы очень бурно хвастаются своими успехами в борьбе с коррупцией. Но главный их успех в этом — переименование коррупции в лоббирование, что даёт возможность отчитаться в победах, но не уменьшает явление. Есть и другие нюансы подобного рода. Сейчас в России, конечно, ещё есть люди, искренне верящие, что подражать Западу полезно, но, по-моему, их с каждым днём все меньше. Соответственно, и Конституция, 22 года назад казавшаяся большинству (в том числе и мне) колоссальным достижением, сейчас, с точки зрения многих, в том числе и моей, — серьёзное препятствие к нашему дальнейшему развитию. И препятствие это желательно убрать как можно скорее.

— Какие американские принципы заложены в нашу Конституцию?

— Практически весь текст Конституции написан в полном соответствии с американскими примерами государственного строительства, американским политическим языком. Если говорить о тех положениях, которые в наибольшей степени мешают — это вся начальная часть Конституции. Первые 12 статей содержат основы либерального мировоззрения, причём в современном его понимании. Когда концепция либерализма только возникала, этим термином обозначали исследование вопроса о том, какие свободы личности совместимы с существованием и благополучием общества. Но в современной трактовке либерализм — это учение о благотворности неограниченной свободы личности безо всякой оглядки на общество. У меня есть несколько теоретических трудов, объясняющих, почему эта концепция несовместима с реальной жизнью. Но и без подробностей, по-моему, понятно, что человек неспособен существовать вне общества и уж тем более, находясь внутри общества, не обращать на него внимания.

— России, согласно 13-й статье Конституции, запрещено иметь идеологию. Появление этого положения обычно связывают с тем, что в начале 1990-х годов власть пыталась оградить страну от возможности возрождения коммунизма. Сейчас этот запрет — оправдан или опасен?

— Статья 13 официально запрещает существование государственной идеологии, то есть создание системы, способной критиковать либеральную концепцию, на которой базируется Конституция. То есть — фактически — 13-я статья представляет собой не обеспечение свободы мысли, а, наоборот, её запрет. Оформленный, действительно, в виде заявления о её поддержке. Это, наверное, самый яркий пример, показывающий подводные камни нынешней Конституции.

Возможности создать государственную идеологию лишает нас и фраза о многонациональном народе. Как ни крути, а государственная идеология должна опираться на представление о том, что нужно для народа. Все ценности, выработанные на протяжении нашей истории, укладываются в понятие, которое исследователи называют русской цивилизацией. А заявление о многонациональном народе как раз игнорирует это понятие, тот факт, что русские — это именно цивилизация, то есть явление качественно большее, нежели народ. Фактически всё население страны, за исключением очень немногих людей, старающихся от неё дистанцироваться, представляют собой эту русскую цивилизацию. Отрицая её, мы теряем возможность внятно сформулировать свои ценности и выстроить на их основе единую идеологию.

— Вы считаете, что сейчас мы готовы к её созданию? И не будет ли специальное формулирование идеологии, документально зафиксированное, искусственным?

— Думаю, сейчас возможно сформулировать все эти ценности, но это большая работа. Несомненно, идеологию необходимо разрабатывать сознательно и целенаправленно. Но невозможно сказать, что идеология — явление искусственное. Она представляет собой концентрированное выражение естественных понятий и процессов.

— Осенью этого года на рассмотрение Госдумы вносили законопроект о создании Конституционного собрания — органа, без которого невозможно изменение основополагающих (1-й, 2-й и 9-й) глав Конституции РФ. Но более 80 процентов депутатов не стали голосовать, в результате чего проект был отклонён «по техническим причинам»…

— Такое отношение депутатов к закону о Конституционном собрании показывает, что большинство из них считают рискованными любые дебаты на тему нашей Конституции. А это, в свою очередь, свидетельствует, что наша Конституция достаточно спорная, и депутаты опасаются перевести дискуссию в публичную плоскость. Боюсь, что такое решение принципиально ошибочно, ибо отсутствие официального обсуждения влечёт за собой множество неофициальных дебатов, вряд ли более разумных и полезных, чем официальные.

— Председатель Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин объясняет необходимость отклонять законопроекты об изменениях в текст Конституции тем, что её стабильность — «одна из гарантий развития нашего демократического федерального правового государства». Может, поправки в основной закон действительно могут негативно отразиться на России?

— Не исключено, что изменения Конституции могут повлечь за собой некоторые негативные последствия. Но приведу вам такую аналогию. Ребёнок, вышедший из манежика и пошедший по комнате, может обо что-нибудь ушибиться. Но разве это основание держать ребёнка в манеже до совершеннолетия?

— Конституция РФ за 22 года практически не изменилась. Это долгий период?

— Да, это достаточно много. То, что наша Конституция продержалась так долго, на мой взгляд, показывает, что она действительно длительное время способствовала стабильности всей страны. Но сейчас Россия вошла в новый период своей истории, и это новое развитие требует множества изменений, в том числе изменения Конституции.

Достаточно адаптировать

Тамара МОРЩАКОВА родилась в Москве в 1936 году. Окончила юридический факультет Московского государственного университета и аспирантуру Института государства и права Академии наук СССР. С 1971-го по 1991 год была главным научным сотрудником Всесоюзного научно-исследовательского института советского государственного строительства и законодательства. В 1991 году на V съезде народных депутатов России была избрана членом Конституционного суда. С 1995-го по 2002 год была заместителем председателя Конституционного суда РФ. Ушла в отставку в связи с достижением предельно допустимого возраста. Сегодня — заведующая кафедрой судебной власти в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики». Фото: youtube.com

Судья Конституционного суда в отставке, заслуженный юрист РФ Тамара МОРЩАКОВА считает, что большинство возникающих противоречий можно решить (и уже не раз решалось) путём принятия соответствующих конституционных законов.

— Тамара Георгиевна, Конституции РФ исполнилось 22 года…

— Когда в 1993 году принимали Конституцию, то немногие верили, что она проживёт так долго. Тогда страна находилась в глубоком кризисе, того и гляди вспыхнет очередная гражданская война. У Конституции в то время первоочередная задача была — сплотить народ, восстановить в стране согласие, стать тем фундаментом, на который могут опереться люди. Естественно, первым делом в Конституции прописали базовые ценности, о которых никто не спорил. Среди них: высшая ценность прав и свобод человека, разделение властей, идеологическое многообразие и так далее. Стоит понимать, что в основном законе были закреплены не инструкции по применению, а лишь процедуры, в рамках которых должны приниматься решения и разрешаться споры. Следить за исполнением Конституции Российской Федерации должен был Конституционный суд.

— Как вы считаете, не устарел ли основной закон за столько лет? Не нужно ли его изменить?

— Авторы Конституции, безусловно, понимали, что со временем страна будет меняться, и основному закону придётся адаптироваться к этим изменениям, развиваться. Но совсем не обязательно не то, что менять Конституцию, но даже вносить в неё поправки — большинство возникающих противоречий решаются путём принятия соответствующих конституционных законов.

— Согласно 13-й статье Конституции РФ, никакая идеология в стране не может устанавливаться в качестве государственной. Сегодня многие выступают против этого пункта основного закона.

— Как правильно однажды сказал Сергей Шахрай (один из авторов российской Конституции. — Прим. «ОГ».), государственная идеология России — это, по сути, первый раздел основного закона. Там закреплены вечные ценности, признанные всеми гражданами. Другой идеологии нам не надо.

— Как Конституционный суд РФ регулировал и регулирует исполнение основного закона?

— Можно сказать, что благодаря Конституционному суду основной закон и начал функционировать в нашей стране. Нам дали чрезвычайные полномочия. Мы проверяли каждый указ и закон на соответствие Конституции. Другими словами, мы привели страну в соответствие с основным законом. Далеко не в каждой стране есть подобный судебный орган.

Конституция должна меняться только вместе со сменой исторической эпохи

Михаил КАЗАНЦЕВ родился в 1955 году в Невьянском районе. Окончил Свердловский юридический институт. С 1988 года работает в Институте философии и права УрО РАН. С 1997 года заведует отделом права. Активно занимается законопроектной деятельностью. Участвовал в подготовке более 20 законопроектов, в том числе Гражданского кодекса Российской Федерации и Устава Свердловской области. Фото: Сергей Новиков

Михаил КАЗАНЦЕВ, заведующий отделом права Института философии и права Уральского отделения РАН:

— Ценность Конституции как правового акта состоит в том числе и в том, что она должна быть стабильной. И создаваться она должна именно с таким расчётом. В принципе, в существующем тексте основного закона это заложено — его очень сложно сейчас изменить. Конституция — это некий фундамент, смена которого повлечёт за собой и другие изменения, причём необязательно благоприятные и положительные для страны.

На мой взгляд, можно было бы обойтись даже без тех поправок, которые уже внесены в нашу нынешнюю Конституцию. Это касается и увеличения сроков полномочий Президента РФ и депутатов Госдумы, и объединения судов — Верховного и Высшего Арбитражного. Никаких оснований для этого, по-моему, не было.

Тем более ничего такого не произошло, что обусловило бы необходимость полного пересмотра Конституции. И сейчас, и в ближайшие десятилетия даже речи об этом не может быть. Потому что основной закон государства меняется только тогда, когда меняется историческая эпоха, а она пока остаётся прежней.

Конечно, Конституция — не священная корова, и при необходимости в неё можно вносить поправки. Но даже в том случае, когда в процессе применения основного закона выясняется, что какие-то его положения не вполне удачны, определённы и ясны, их лучше не менять. Необходимо стараться обойтись такими средствами, которые не влекут изменения основного закона. Например, путём толкования спорных положений основного закона Конституционным судом — он многое в этом плане может сделать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector