Содержание
Учитель – это звучит гордо. Эта знакомая сентенция подчеркивает, какая ответственная роль принадлежит учителю. Именно педагоги занимаются формированием мировоззрения подрастающего поколения, обеспечивают глубиной знаний детей. Особое место здесь принадлежит учителю начальных классов. Именно он принимает пришедших в школу совсем еще маленьких человечков, закладывает базу всего дальнейшего обучения, исполняет ведущую роль, как в последующем обучении детей, так и в формировании их персональных качеств. Однако есть уязвимое место в положении педагога – это зарплата учителя начальных классов.
Большая ответственность, работа с детьми, серьезная нагрузка, бюрократические сложности – за все это полагается не очень высокая зарплата, которая в большинстве регионов даже не дотягивает до среднего уровня. Неудивительно, что для многих россиян зарплата учителя начальных классов выглядит малопривлекательной. Но есть определенная категория людей, которые готовы и с такой оплатой нести в мир чистое и светлое.
Какая зарплата у учителей начальных классов? Доходы педагогического персонала муниципальных школ четко расписаны в юридических документах. Последние изменения были приняты на 2013/14 учебный год и действуют до сих пор. Под их действие подпадают все учителя, без учета уровня и типа учебных курсов, которые они ведут.
Итак, зарплата учителя начальных классов складывается из одинакового для всех оклада за проработанное время и разных добавочных выплат. К последним причисляются такие формы доплат:
Достижения по любому из отмеченных показателей соединяются в особые баллы, создают добавочный коэффициент на «счету» учителя в бухгалтерии образовательного учреждения. На основе общей суммы баллов и рассчитывается премия, которую учитель дополнительно получает к своему общему окладу.
Кроме того, если работа или положение педагогического персонала подпадают под некоторые действующие законодательные акты, будут дополнительно выплачены коэффициенты за работу:
Коэффициенты могут выплачиваться и по другим причинам:
Руководство учреждения может определять дополнительные коэффициенты за трудность преподаваемой дисциплины, проверку тетрадей, работу с родителями и так далее. Данные выплаты начисляются за счет самой школы, поэтому вышестоящие органы их не контролируют.
Кроме всего прочего, учителю добавочно выдают оплату за координацию деятельности детей в классе вне учебного процесса. Классное руководство – важный вид деятельности учителя, ведь кроме уроков, на которых школьники изучают различные дисциплины, есть внеучебная и внешкольная работа. Контролировать ребят на этом этапе во многом должен классный руководитель, назначенный из педагогического штата. Естественно, что эта работа, сложная, многообразная и трудоемкая, должна оплачиваться дополнительно. А поскольку все учителя начальных классов благодаря специфике своей профессии являются классными руководителями, такая форма денежного поощрения выдается всем.
В части регионов нашей страны, для которых характерны трудные природные и другие условия, что ведет к увеличенным рискам для здоровья, а также более высоким ценам на товары и услуги по естественным причинам, трудящимся выплачивают повышающий коэффициент. Главным образом, это районы, охватывающие большие территории на востоке и севере страны.
Разумеется, эти выплаты распространяется и на учителей, которые проживают на этой территории. Как рассчитывается общий объем зарплаты учителя начальных классов? Выплаты производятся путем начисления коэффициента на официальные доходы согласно утвержденным нормам и прибавлением получившейся суммы к основному окладу.
Средняя зарплата учителя начальных классов в 2015/16 учебном году в нашей стране достигала 25 тыс. руб. Заработная плата педагогов ниже среднемесячных доходов жителей России на несколько тысяч рублей. Так что зарплаты учителей требуют повышения, особенно в рамках постоянной инфляции. Иначе отток квалифицированных кадров из сферы школьного образования увеличится.
Самыми высокими являются зарплаты учителя начальных классов в Москве. Среднемесячный доход педагогов столицы достигает почти пятидесяти тысяч рублей. Высокий уровень зарплат является следствием наличия большого числа частных школ в столице, а также значительной столичной надбавкой.
Высокий уровень дохода учителей в Ненецком регионе. Средние зарплаты педагогов здесь составляют 37,5 тыс. руб. Доходы выше главным образом потому, что регион входит в перечень тех, где действует повышающий коэффициент.
Высокие зарплаты и во Владимирском регионе – выплаты достигают 32,5 руб. Такая зарплата также объясняется местными коэффициентами.
Доходы в Московской области достигают в среднем тридцати тысяч рублей. В этом регионе на зарплату учителя распространяются относительно большие региональные надбавки.
Зарплата учителя начальных классов в Санкт-Петербурге, Ленинградской области и Республики Саха несколько ниже. Средние доходы педагогов не достигают и тридцати тысяч рублей.
Но наряду с благополучными случаями в стране достаточно примеров низкой зарплаты учителя начальных классов. Самый низкий уровень доходов педагогов в Ростовском регионе, здесь учителя зарабатывают чуть более десяти тысяч рублей. Такое трудное положение складывается из-за того, что нет никаких региональных надбавок, а заработать повышающие коэффициенты своими силами (опытом, званиями, квалификацией) молодые учителя пока не могут.
Еще один пример – это финансовое положение учителей в Тюменском и Волгоградском регионах. Там педагоги зарабатывают 24 тыс. руб. Немного больше – в Хакасии, Магадане и Архангельске – 25 тыс. рублей.
Недовольство учителей доходами и снижение престижа профессии заставляют правительство пересмотреть зарплаты. К настоящему времени, по официальным данным, зарплата учителей начальных классов в 2017 году в России в среднем достигла около 27 тыс. руб. Доходы по-прежнему значительно расходятся и зависят от среднего уровня региона.
Так, зарплата учителей начальных классов в Москве в 2017 году составляет 57 тыс. руб. В провинции доходы существенно ниже. Кроме того, нужно понимать, что приведены средние зарплаты, а доходы рядовых учителей существенно ниже.
В ходе последней "Прямой линии" президента В.В. Путина с населением России был поднят насущный вопрос о необходимости повышения зарплаты в сфере образования. В условиях улучшения положения в экономике и предстоящих выборов это вполне реально. Но пока государство не занимает внятной позиции по вопросу повышения зарплат. Скорее всего, положение несколько прояснится осенью, с началом нового учебного года.
Теперь вы можете пожаловаться на комментарий, нарушающий правила сайта. Оскорбление? Неправда? Угроза? Сообщите нам об этом, чтобы мы быстрее увидели плохой комментарий. Нажмите на три точки под комментарием и увидите кнопку «пожаловаться». Чтобы нажать на неё, нужно будет авторизоваться.
Под любым материалом на сайте вы теперь можете оставить не только комментарий, но и дать оценку самому материалу. Как в «Фейсбуке» — вы можете выразить удивление, гнев, сочувствие, посмеяться или просто поставить «лайк». Для этого вам просто нужно выбрать соответствующую реакцию.
Привет! В нашем новом проекте мы отвечаем на вопросы, которые действительно вас волнуют. Первый раунд – квитанции ЖКХ. Спрашивайте обо всем, что вам в них непонятно!
161.RU сравнил официальные цифры и реальный доход преподавателей
Школьные учителя жалуются на низкие зарплаты и высокую нагрузку
Фото: Александр Подопригора
Средний заработок донских педагогов составляет 27 тысяч рублей, сообщили 161.RU в Министерстве общего и профессионального образования региона. При этом ранее одно из федеральных рейтинговых агентств опубликовало исследование, согласно которому большинство учителей региона получают меньше 15 тысяч рублей в месяц.
В ведомстве добавили, что в области действует программа повышения заработка педагогов. Средний доход учителя за месяц в 2018 году по сравнению с предыдущим годом вырос на 1,3 тысячи рублей, заявили чиновники.
161.RU опросил учителей ростовских школ и узнал, сколько денег они получают на самом деле и из чего складывается их зарплата.
Ольга, учитель старших классов:
— Сказки про доход учителей, которые рассказывают по телевидению, уже откровенно раздражают. В месяц я получаю всего рублей при 18-часовой нагрузке в неделю. Давайте вспомним, что с этого года прожиточный минимум в России составляет рублей. Шикуем, получается: целых 20 рублей добавили!
Очень сложно приходится в общении с людьми других профессий. Они думают, что на детях мы заколачиваем какое-то огромное состояние. На самом деле мы работаем за копейки. Но я люблю профессию, люблю учеников. Мне нравится видеть их успехи, и я хочу продолжать заниматься своим делом. Но такое отношение меня порой озадачивает.
Некоторые учителя зарабатывают в месяц чуть больше 11 тысяч рублей
Фото: Евгений Вдовин
Президент на пресс-конференциях говорит, что учителя и врачи — основа нашего общества, что эти профессии нужно ценить и достойно оплачивать труд людей. Но как только дело доходит до регионов, ситуация ухудшается. Я знаю, что в Москве учителя хорошо зарабатывают. А нас как будто проверяют на прочность, ставят эксперименты: посмотрим, смогут они прожить на 11 тысяч или нет? Как будут выкручиваться?
Выкручиваюсь: веду частные уроки на дому, готовлю школьников к ЕГЭ. Нас просто вынуждают это делать — тратить свое внерабочее время на попытки заработать на жизнь.
Ирина, учитель начальных классов:
— Зарплата у всех учителей разная. Она зависит от количества часов, стажа, квалификации, от того, сколько классов они ведут, а также от числа дополнительных занятий с учениками. Квалификационных категорий всего две — первая и высшая. Есть минимум, которые учитель должен выдавать — 18 часов в неделю. Оплачиваются только уроки. Мой час стоит примерно 150 рублей.
У меня первая категория, 24 часа нагрузки в неделю. Зарплата — 13 тысяч рублей. В эту сумму входят и оплата классного руководства, и проверка тетрадей — последнее стоит всего 300 рублей.
Есть те, кто получают больше, но у них и часов больше. Если человек загружает себя донельзя, с утра до ночи, он может получать и рублей. Но на выходе мы получим недееспособного, выгоревшего учителя, который мало что сможет дать детям. Чтобы получать эти 20 тысяч, нужно вкалывать.
Власти идут на хитрость. Нормальные деньги они нам платить не хотят, но дают возможность подзаработать — мол, всё в ваших руках. Они предлагают оказывать платные дополнительные услуги. Эту практику сейчас активно продвигают по всей стране. Школы вводят факультативы по предметам, и учителя могут немного увеличить свой доход. Я за эти допы получаю 2000 рублей — веду факультатив у одной группы два раза в неделю.
За дополнительные занятия учителям платят около 2000 рублей в месяц
Фото: Евгений Вдовин
Нужно понимать, что работа оплачивается несправедливо. График у нас ненормированный. Нам не дают никаких надбавок за то, что мы вечерами готовимся к урокам, регулярно встречаемся с родителями, возим детей на экскурсии. Я не продавец, который пришел в магазин в 8 утра и ушел в 8 вечера — и забыл про работу до следующего дня.
Я зачитываю свою квитанцию: оклад — 7931 рубль. Сверху к нему — 2500 рублей за платный факультатив. Плюс внеурочка дважды в неделю — 900 рублей в месяц. Вознаграждение за классное руководство — 800 рублей. Еще 800 рублей за работу, не входящую в список основных должностных обязанностей (это, в том числе, та самая проверка тетрадей). За 7 лет выслуги получаю в районе 1500 рублей. «Грязными» со всеми надбавками выходит около рублей — до вычета налога в 3500 рублей.
Отмечу, что факультативы необязательные, и родители могут от них отказаться. Учитель предлагает, например платные занятия по русскому языку, а родители могут сказать: нет, в основной программе русский есть, этого нам хватит.
В Ростове я работаю два года. Когда жила в Подмосковье, прибавки к зарплате от государства были ощутимыми. Например, мои бывшие коллеги рассказывали, что в прошлом сентябре всем увеличили выплату на 5000 рублей. В Ростове прибавки настолько крошечные — по 200 рублей, что мы их не замечаем.
Оксана, учитель начальных классов:
— По сравнению с коллегами доход у меня неплохой — получаю в месяц рублей. Я — учитель высшей категории, дополнительные часы нагрузки. Стаж при этом не такой большой — я долго не работала после рождения детей.
У нашей школы есть лицензия на оказание платных образовательных услуг. Есть факультативы, например по духовному воспитанию и основам этики. В некоторых школах эти дисциплины входят в основную программу обучения.
Кроме уроков, я веду группу продленного дня. В месяц за это платят около 4000 рублей. В моем случае прибавки к зарплате случаются и благодаря замещениям: часто приходится подменять коллег. У нас в школе уже никто не питает иллюзий по карьерным амбициям, даже снимают с себя дополнительные занятия — лишь бы время на домашние дела освободить. В противном случае ты приходишь в школу к 7:30 и уходишь в 20:00. Когда жить — не очень понятно.
Самое обидно, что от родителей часто приходится слышать критику, упреки и недовольство. Они говорят, что учителя пытаются на них нажиться. Ответ простой — не хотите платить за дополнительные занятия — не платите. Мы не можем никого обязать. Не хотите дарить что-то на Новый год, 8 Марта и День учителя — это ваше право, обойдемся. Я только хочу, чтобы на учителей обратили внимание в правительстве — не только на словах, но и на деле.
Модернизация российской системы образования, обусловившая изменение порядка выплат финансового вознаграждения за педагогический труд, остается одним из ключевых векторов государственной политики. В последние годы начисление зарплат учителям в школе осуществляется по новым алгоритмам, следование которым способствует:
Долгие годы труд учителей общеобразовательных школ оплачивался на основе урочно-почасовой системы, заложенной в советское время, когда нормируемая часть рабочего времени педработников определяласт в астрономических часах и соответствовала общей длительности проведенных занятий, включая перемены. Применение обновленной тарификации педагогических работников школы в 2019 году обусловлено необходимостью расчета норматива — показателя финансовых затрат, необходимых для обучения одного ребенка в течение учебного года. Определение нормативов возложено на региональные органы власти, регламентирующие управление сферами финансов и образования, поэтому нормативное значение ученико-часа по стране значительно разнится. При начислении зарплаты дополнительно учитывается уровень квалификации специалиста и наименование преподаваемых дисциплин, но на практике соответствие тарифной сетки объему реально выполняемой педагогической работы остается условным.
Узнайте в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения», какие требования по зарплате в 2019 году утвердили правительство и Общероссийский профсоюз образования
В соответствии с правительственными инициативами, которые были озвучены в 2012 году, к 2019-2019 учебному году реальная зарплата педагогов должна была на 200 % превысить показатель среднестатистической ставки по региону, но ввиду кризисной ситуации в экономике оптимистичные новости пока остаются только прогнозами. Вместе с тем в 2019 году было выделено более 14,5 млрд. рублей на повышения уровня оплаты педагогического труда, что является обнадеживающим.
Вместе с тем важно не забывать, что расчет зарплаты учителя в 2019 году, как и в последние годы, будет формироваться из нескольких компонентов, что отражено в таблице.
Из чего формируется зарплата учителя согласно новой системе оплаты труда
Компоненты заработной платы педагога | Пояснения |
Базовый оклад |
К дополнительным факторам, обуславливающим увеличение заработной платы учителей в 2019 году, относится:
Еще одно значимое нововведение, ввиду которого может быть изменена тарификация педагогических работников школы в 2019 году, является введение новых должностей — старшего и ведущего учителя. Систематическое повышение квалификации, утверждаемое независимой комиссией, будет отражаться на финансовом благополучии работников и способствовать повышению уровнях их мотивации.
Обновленный порядок начисления оплаты педагогического труда, реализованный в соответствии с правительственными инициативами, работники сферы образования считают непродуманным, а по многим пунктам — несправедливым, и есть все основания полагать, что данная тенденция сохранится и в 2019 году. Нормативные показатели и то, как рассчитывается зарплата учителя в реальных учебно-воспитательных условиях, являют полное несоответствие, что обусловлено региональными особенностями, необходимостью доработки новой системы тарификации и субъективизмом, подчас проявляемым руководителями ОУ. Как следствие — формируется комплекс факторов, определяющих не только актуальные параметры образовательной парадигмы, но и сложности в вопросах начисления заработной платы педагогам (в т.ч. минимизацию возможностей повышения фактических ставок):
Таким образом, оплата труда учителя школы остается проблемным вопросом, регулирование которого в 2019 году даже при условии выделения дополнительного финансирования требует пристального внимания по стороны региональных властей и правительства, а также корректирования ситуации на местах силами руководителей ОУ.
Проблема мотивации труда в сфере образования — педагогического и управленческого — постепенно осознается в качестве одной из ключевых, ныне выраженных в качестве переосмысления оплаты труда педработников. При поднятии вопроса о том, как рассчитывается зарплата учителя, с целью повышения качества учебно-воспитательного процесса и активации творческой активности сотрудников учитывать частный интерес, который в финансовом эквиваленте могут отразить стимулирующие надбавки к заработной плате.
Разработка системы стимулирования представляет собой комплексный подход в сфере повышения качества труда, реализуемый как способ управления социальной системой посредством мотивации конкретного трудового поведения. Для эффективного стимулирования целесообразно использовать три вида поощрения — финансовое, социальное и психологическое, грамотное использование которых позволяет педагогическим коллективам долгое время успешно функционировать без вмешательства субъекта управления.
Внедрение системы стимулирующих выплат предусматривает:
На данном этапе преобразования системы социально-экономического поощрения сотрудников сферы образования остро стоит проблема оценки работы персонала, которая должна обеспечивать преобразование трудовых усилий в денежный эквивалент. Большинство педработников до конца не понимают, как рассчитывается зарплата учителя, в то время как комплекс действий, реализуемый руководителями ОУ при распределении выплат стимулирующего характера, остается малопонятным для большинства педагогов ввиду низкого порога информированности. С целью повышения уровня контроля фактического заработка и сохранения высокого уровня профессиональной мотивации следует учитывать показатели НСОТ, закрепленные в нормативно-правовых документах. Несоблюдение данных условий в конкретных ОУ является поводом для проверки механизмов начисления заработной платы с целью защиты личных финансовых интересов.
Нормативные условия расчета оплаты труда учителя с начислением стимулирующих надбавок
Совокупность вышепредставленных факторов, которые должны быть понятны каждому педработнику с целью защиты личных финансовых интересов, определяет реальный механизм расчета зарплаты учителю. Вместе с тем на фоне слабой разработки механизмов контроля со стороны трудовой общественности за процессом ежемесячного распределения выплат и ввиду необходимости соблюдения лимитов при внедрении форм подушевого финансирования руководители ОУ нередко вынуждены идти на сознательное нарушение отдельных законодательных норм — изменять показатели предельной наполняемости класса, осуществлять неправомерное сокращение часов учебного плана и ставок младшего педагогического персонала, что обуславливает сложность контроля текущего уровня зарплаты и размывает понимание возможностей ее повышения.
Одним из условий стабильного повышения заработной платы в системе образования на данный момент считается непрерывное повышение уровня профессионального мастерства, которое отражают коэффициенты оплаты труда по категориям учителей. Чаще всего в Положениях о НСОТ различных субъектов РФ используется повышающий коэффициент к окладу за квалификационную категорию. Это единственный коэффициент, позволяющий учитывать квалификационные характеристики педагога в модели оплаты труда, основанной на стоимости ученико-часа.
Согласно Модельной методике, представленной в письме Минобрнауки России от 26.11.2007 № ИК-244/03, повышающий коэффициент А за квалификационную категорию педагога может составлять:
Показатели повышающего коэффициента, рассчитанные на федеральном уровне с учетом стоимости ученико-часа, применяются во многих регионах, но наравне с этим практикуется их пересмотр с учетом реальных бюджетных возможностей.
Еще один значимый коэффициент учителю за категорию определяется с учетом стажа трудовой деятельности, от которого было рекомендовано отказаться с целью привлечения в отрасль молодых специалистов. Вместе с тем многие регионы сохранили данный вид надбавок, максимальный показатель которых ограничен 15-20 %. Бонусом к фактической зарплате для молодых педагогов может стать уровень образования: получение степени «бакалавра», «специалиста», «магистра» дает право на установление базового оклада на уровне, предусмотренном для должностных лиц, имеющих высшее профессиональное образование.
“>
No related posts.