Сложносоставные субъекты российской федерации | Загранник

Сложносоставные субъекты российской федерации

Виды субъектов РФ: ( республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономный округ)

правовой статус республики: ( является государством в составе федерации, обладающим всей полнотой гос. власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией РФ находятся в ведении федеральных органов гос. власти.,Своя территория,Конституционно-правовая система,Система своих органов государственной власти,Наличие республиканской собственности,Государственный язык,Международная правосубъектность,Государственная символика,Защита прав и свобод человека и гражданина,Защита прав национальных меньшинств, Обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режима пограничных зон)

Правовой статус краёв, областей, городов федерального значения: (Обладают определённой учредительной властью,Своя территория,Образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей,Своя символика,Участники международных и внешнеэкономических связей,Имеют свои административные центры,Законодательное регулирование)

Правовой статус автономной области: (Национально-государственные образования, Право принимать свои уставы, законы и иные НПА, Образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти,Участники международных и внешнеэкономических связей, соглашений ,Предмет ведения,Законодательное регулирование.)

Согласно Конституции РФ субъектами РФ являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Конституционно-правовой статус субъекта РФ характеризуется следующими основными для всех видов субъектов РФ моментами:

1) В соответствии со ст. 5 Конституции РФ республика имеет свою конституцию и свое законодательство, а край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и свое законодательство. Конституции (уставы) субъектов РФ закрепляют основы конституционного строя, основы правового статуса личности, государственное устройство, избирательную систему, систему органов государственной власти субъекта РФ, порядок изменения конституций (уставов) субъектов РФ;

2) Каждый субъект РФ имеет свою территорию в пределах границ субъекта РФ. Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия. Государственная власть субъекта РФ распространяется только на его территорию;

3) Субъект РФ имеет свою систему органов государственной власти. Система органов государственной власти субъекта РФ, согласно ст. 77 РФ, устанавливается субъектом РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Такой федеральный закон еще не принят, и поэтому субъекты РФ в настоящее время должны руководствоваться основами конституционного строя РФ, которые закрепляют такие общие принципы организации органов государственной власти, как разделение властей, отделение местного самоуправления от государственной власти, светский характер органов государственной власти;

4) Каждый субъект РФ праве иметь свою символику флаг, герб, гимн, а также столицу (центр) субъекта РФ.

Конституционно-правовой статус субъекта РФ, согласно ч. 5 ст. 66 Конституции РФ, может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом (такой закон еще не принят). В настоящее время субъекты РФ различаются по наименованию (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа), а также по особенностям конституционно-правового статуса. По данному критерию выделяются три группы субъектов:

1) Республики. Республики вправе иметь свои конституции, свое гражданство, а также свои государственные языки, гос.символику. Республики образованы по национальному признаку и имеют название в соответствии с названием титульной национальности, проживающей на территории данной республики.

2) Края, области, города федерального значения. Данные субъекты РФ вправе иметь свои уставы, устанавливающие наряду с Конституцией РФ их правовой статус. Москва имеет статус столицы, который выражается в размещении на территории г. Москвы федеральных органов государственной власти, представительств субъектов РФ, а также дипломатических и консульских представительств иностранных государств.

3) Автономная область, автономные округа. Автономные образования образованы, как и республики, по национальному принципу и имеют в наименовании субъекта РФ наименование титульной национальности. В отличие от республик автономные образования не имеют своих конституций (только уставы), своего гражданства, государственного языка. В соответствии с ч. 3 ст. 66 Конституции РФ по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. Существенной особенностью автономных образований (кроме Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа) является вхождение их в состав края или области. В настоящее время в составе Тюменской области находятся Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа, в составе Красноярского края – Таймырский и Эвенкийский округа, и др. Конституционный Суд РФ разъяснил, что вхождение автономного округа в состав края, области означает такое конституционно-правовое состояние, при котором округ, являясь равноправным субъектом федерации, одновременно составляет часть другого субъекта Федерации – края или области. Такое вхождение также означает наличие у края, области единых территории и населения, составными частями которых являются территория и население автономного округа, а также органов государственной власти, полномочия которых распространяются на территорию автономных округов в случаях и пределах, предусмотренных федеральным законом, уставами соответствующих субъектов Федерации и договором между их органами государственной власти.

Конституции федеративных государств содержат различные варианты размежевания полномочий между федерацией и ее субъектами. Но несмотря на все многообразие, можно выделить пять основных способов.

1. В конституции устанавливается сфера исключительной компетенции федерации (обычно это вопросы войны и мира, внешней политики и пр.), все же остальное отнесено к ведению субъектов. Вопросы исключительного ведения федерации могут либо «списком» закрепляться в основном законе, либо определяться «негативным способом», т.е. путем перечисления вопросов, в решение которых субъекты не могут вмешиваться.

2. Конституция содержит перечень вопросов, отнесенных к исключительному ведению субъектов. Такой способ в чистом виде в настоящее время не применяется.

3. В конституции закрепляется сфера компетенции федерации и сфера компетенции ее субъектов.

Полномочия, неупомянутые ни в том, ни в другом перечне (остаточные полномочия), относятся либо к ведению федерации, либо к ведению субъектов, о чем специально упоминается в конституции.

4. В конституции указываются три сферы полномочий:

а) исключительная компетенция федерации;
б) исключительная компетенция субъектов;
в) совместная (совпадающая, конкурирующая) компетенция федерации субъектов. В сфере совпадающей компетенции, как правило, признается приоритет федерального права.

5. В конституции дается перечень исключительных полномочий федерации и полномочий, отнесенных к совместной компетенции. Остаточные полномочия в этом случае принадлежат субъектам федерации. В настоящее время данный подход получил наибольшее распространение.

"Сложносоставными" (сложноустроенными) субъектами РФ считаются области, в состав которых входят автономные округа.

В настоящее время только два субъекта РФ имеют в своем составе другие субъекты РФ – автономные округа: Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа входят в состав Тюменской области, Ненецкий автономный округ входит в состав Архангельской области. Взаимоотношения между автономными округами, находящимися в составе областей, определяются Конституцией РФ, уставами соответствующих областей и автономных округов. Так, согласно Уставу Архангельской области в состав Архангельской области входит Ненецкий автономный округ – государственно-территориальное образование, являющееся субъектом РФ и одновременно частью области (ст. 4). Устав Тюменской области содержит гл. 2, посвященную основам отношений Тюменской области с входящими в ее состав Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским автономными округами.

Согласно ч. 4 ст. 66 Конституции РФ отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и органами государственной власти края или области.

Читать дальше  Правила оформления стандартов организации гост

Соответствующий федеральный закон об автономном округе может быть принят по представлению законодательных и исполнительных органов автономного округа (ч. 3 ст. 66 Конституции РФ).

Читайте также:

  1. III. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации
  2. IV. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации
  3. V. Конкретные основания к рассмотрению обращения Конституционным Судом Российской Федерации.
  4. VIII. Требование, обращенное в связи с жалобой к Конституционному Суду Российской Федерации.
  5. Аппарат Совета Безопасности Российской Федерации с его Управлением экономической и социальной безопасности, Межведомственной комиссией (МВК) и секцией научного совета.
  6. Билет 4 Субъекты трудового права и их характеристика.
  7. Бомба 2 для подрыва единовластия Единой России или как партия чиновников обирает (обворовывает) инвалидов Российской Федерации
  8. Бюджетной системы Российской Федерации
  9. В Российской литературе.
  10. В Российской Федерации
  11. В Российской Федерации юридическую силу имеют
  12. Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск Вооруженных Сил РФ.

Автономные округа: история образования и эволюция правового статуса до 1992 г. Обретение автономными округами статуса субъектов РФ. Непосредственное нахождение автономного округа в составе РФ и вхождение автономного округа в край, область. Правовые проблемы, порожденные провозглашением автономного округа полностатусным субъектом РФ и его вхождением в иной субъект РФ (край, область).

Конституционно-правовые механизмы регулирования статуса автономных округов и их взаимоотношений с краем, областью, в которую они входят, практика применения этих механизмов.

Задания для самостоятельного выполнения и последующего разбора на семинарском занятии:

1. Проанализируйте соотношение статей 71-73 Конституции России. Приведите примеры (из федерального законодательства, ФЗ от 6.10.99, конституций и уставов субъектов Федерации), какие предметы ведения могут быть реально закреплены за субъектами РФ.

2. Как Вы понимаете соотношение полномочий по законодательному регулированию в сфере совместного ведения у Российской Федерации и субъектов РФ? Может ли Федерация принимать достаточно подробные законы в совместном ведении? Должна ли Федерация принимать лишь законы-рамки? Может быть, возможны оба варианта? Возможно ли опережающее регулирование в субъектах РФ по данным вопросам? Что говорил по этим вопросам Конституционный Суд?

3.Изучите ФЗ от 6.10.99 об общих принципах организации государственной власти в субъектах РФ в современном состоянии, в части разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и её субъектами. Охарактеризуйте закреплённую в нём модель.

4. Изучите законодательство и практику Конституционного Суда по вопросам статуса сложносоставных субъектов РФ. Каково соотношение полномочий автономного округа и субъекта РФ, в который он входит?

5. Изучите ФКЗ «О порядке принятия в РФ и образования в её составе нового субъекта РФ» (далее – ФКЗ).

а) Представьте для аудитории в общем виде (можно схематично) стадии принятия в состав РФ нового субъекта Федерации.

б) Как Вы полагаете, не следует ли установить в качестве обязательного условия принятия в состав России нового субъекта РФ проведение всероссийского референдума по данному вопросу (согласны ли граждане России с таким изменением состава Федерации)?

в) Представьте в общем виде для аудитории (можно схематично) стадии образования нового субъекта РФ.

г) Федеральный законодатель установил в ФКЗ лишь один способ образования нового субъекта РФ – объединение субъектов РФ. Как Вы полагаете, позволяет ли Конституция (см.ч.2 ст.65 и иные статьи) предусмотреть в законодательстве другие способы образования новых субъектов Федерации (разделение существующих субъектов на два и более, выход (выведение) автономного округа из состава области, вхождение одного в состав другого и т.д.)? Если да, то почему, на Ваш взгляд, законодатель избрал лишь установленный в ФКЗ вариант?

д) Как, на Ваш взгляд, следует понимать формулировку ч.2 ст.5 ФКЗ «Образование в составе Российской Федерации нового субъекта может повлечь за собой прекращение существования субъектов Российской Федерации, территории которых подлежат объединению»? Выходит, что может и не повлечь? Или это лишь текстуальная ошибка, не несущая особой смысловой нагрузки?

е) В СМИ говорят о возможном объединении России и других государств (Белоруссии, государств ЕвразЭС) в единое государство по аналогии с СССР (где Россия и эти государства будут союзными республиками, т.е.субъектами новой федерации), опираясь на то, что уже идут объединительные процессы. Как Вы полагаете, допускает ли наша Конституция такую возможность, или нет (ответ юридически аргументируйте)? Или же по нынешней Конституции и законодательству возможен лишь вариант, когда иностранное государство входит в состав России на правах субъекта Федерации?

6. Как известно, в настоящее время отсутствует ФКЗ, предусмотренный ч.5 ст.66 Конституции. Что, на Ваш взгляд, следует понимать под изменением статуса субъекта Российской Федерации? Представьте аудитории примерные контуры юридической модели такого способа изменения состава РФ (основания, порядок, последствия). При выполнении этого задания воспользуйтесь, помимо всего прочего, предлагаемыми Вам данными о составе населения в республиках РФ (данных по автономным округам и области не представлено, там большая часть населения – русские; в иных субъектах РФ также преобладает русское население, причём существенно). Дополнительно к этим данным, проведите самостоятельно расчёты и ответьте на вопрос, какая доля титульного населения проживает в «своей» республике по отношению к общей численности данного этноса в России из тех республик, что входят в категорию 1 (см.файл «Состав республик»), а также Карачаево-Черкесии и Якутии (т.е., например, сколько процентов татар проживает в Татарстане от общего числа татар в России, и др.). Пользуйтесь данными переписей населения в РФ.

7. Как Вы полагаете возможно ли изменение состава России следующими способами:

а) выход из состава России какого-либо субъекта Федерации

б) выход из состава России какого-либо этноса (народа) с образованием им вне России государства (по инициативе данного народа)

в) отделение какого-либо этноса с образованием вне России их государства по инициативе самой Российской Федерации (с возможным предшествующим референдумом по этому вопросу, поставленному перед гражданами иных национальностей)?

При ответе на данный вопрос используйте как международно-правовые акты (например, Пакт о гражданских и политических правах 1966 г.), так и законодательство России. Аргументируйте свою позицию юридически!

Тема 15. Административно-территориальное устройство
субъектов Российской Федерации.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)

"Сложносоставными" (сложноустроенными) субъектами РФ считаются области, в состав которых входят автономные округа.

Конструкция "сложносоставного" субъекта РФ впервые была закреплена в Конституции РФ 1993 г. До 1990 г. все автономные округа входили в состав краев или областей России. Законом РСФСР от 15 декабря 1990 г. "Об изменениях и дополнениях Конституции РСФСР" автономным округам была предоставлена возможность самостоятельно решать вопрос о вхождении в состав Российской Федерации через край, область или непосредственно. Этим правом воспользовался только один из десяти автономных округов – Чукотский автономный округ, который в соответствии с Законом РФ от 17 июня 1992 г. N 3056-1 входит непосредственно в состав Российской Федерации. В состав иных субъектов РФ наряду с Чукотским автономным округом не входит Еврейская автономная область.

Читать дальше  Суд мед экспертизы могут быть следующих видов

В настоящее время только два субъекта РФ имеют в своем составе другие субъекты РФ – автономные округа: Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа входят в состав Тюменской области, Ненецкий автономный округ входит в состав Архангельской области. Взаимоотношения между автономными округами, находящимися в составе областей, определяются Конституцией РФ, уставами соответствующих областей и автономных округов. Так, согласно Уставу Архангельской области в состав Архангельской области входит Ненецкий автономный округ – государственно-территориальное образование, являющееся субъектом РФ и одновременно частью области (ст. 4). Устав Тюменской области содержит гл. 2, посвященную основам отношений Тюменской области с входящими в ее состав Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским автономными округами.

Согласно ч. 4 ст. 66 Конституции РФ отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и органами государственной власти края или области.

Соответствующий федеральный закон об автономном округе может быть принят по представлению законодательных и исполнительных органов автономного округа (ч. 3 ст. 66 Конституции РФ). Аналогичные нормы закреплены в уставах автономных округов, например, в ч. 2 ст. 1 Устава (Основного закона) Ямало-Ненецкого автономного округа. В настоящее время федеральных законов об автономном округе нет, хотя попытки его принятия предпринимались . Заметим, что в советский период такой закон действовал .

См.: Княгинин К.Н. Развитие конституционного статуса автономных (национальных) округов в составе края или области: цепь решений "как лучше" // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 21.

См.: Закон РСФСР от 20 ноября 1980 г. "Об автономных округах".

Что касается договоров между органами государственной власти автономного округа и органами государственной власти области, то они заключаются, пролонгируются, хотя сводятся в основном к переизложению положений Конституции РФ и закреплению общих положений о партнерстве и сотрудничестве. Исключение составляют действующие ныне договоры, отражающие перераспределение компетенции органов власти области и округа, о котором пойдет речь ниже.

В 1997 г. был заключен сроком на пять лет Договор между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа. Новый договор между данными субъектами РФ был заключен в 2004 г. и в дальнейшем был пролонгирован до 31 декабря 2015 г.

Первый Договор между органами государственной власти Архангельской области и Ненецкого автономного округа был заключен на два года в 1994 г. Затем в 1996 г. был заключен новый Договор об отношениях между Архангельской областью и Ненецким автономным округом со сроком действия четыре года. Каких-либо особых территориальных и компетентностных аспектов договоры не затрагивали. В последующем договоры между органами государственной власти Архангельской области и Ненецкого автономного округа принимались вначале на один – два года .

См.: Постановление Архангельского областного собрания депутатов от 25 октября 2004 г. N 944 "Об утверждении Договора между органами государственной власти Архангельской области и Ненецкого автономного округа"; Закон Архангельской области от 20 сентября 2005 г. N 77-5-ОЗ "Об утверждении Договора между органами государственной власти Архангельской области и Ненецкого автономного округа и Дополнительного соглашения к Договору между органами государственной власти Архангельской области и Ненецкого автономного округа"; Закон Архангельской области от 22 октября 2006 г. N 280-внеоч.-ОЗ "Об утверждении Договора между органами государственной власти Архангельской области и Ненецкого автономного округа и Дополнительного соглашения к Договору между органами государственной власти Архангельской области и Ненецкого автономного округа"; Закон Архангельской области от 17 декабря 2008 г. N 652-внеоч.-ОЗ "Об утверждении Договора между органами государственной власти Архангельской области и Ненецкого автономного округа об осуществлении отдельных полномочий Архангельской области на территории Ненецкого автономного округа".

22 июня 2010 г. был заключен Договор между органами государственной власти Архангельской области и Ненецкого автономного округа об осуществлении отдельных полномочий Архангельской области на территории Ненецкого автономного округа. Фактически он признает юрисдикцию областных органов государственной власти по отдельным вопросам, например по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной деятельности, по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и др. К Договору принят ряд дополнительных соглашений.

Существенное значение для взаимоотношений между "сложносоставным" субъектом РФ и находящимися внутри его территории автономиями имеет положение ст. 26.6 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Законом расширяется пространственный предел властвования области за счет предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, полномочия по которым "на всей территории области", включая территорию автономного округа, осуществляются органами государственной власти области, если иное не установлено федеральным законом (п. 2). Органам государственной власти автономных областей остаются лишь полномочия по предметам ведения субъекта РФ, и то если договором между ними и органами государственной власти области не будет установлено иное. Ряд полномочий по предметам совместного ведения все-таки может остаться у органов власти автономных округов, но только если органы власти области выразят согласие на заключение об этом договора с органами округа (п. 3).

Безусловно, сложно в такой ситуации говорить об обладании автономными округами на своей территории всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Федерации по предметам совместного ведения. Фактически объем полномочий органов государственной власти одного субъекта РФ ставится в зависимость от решений органов государственной власти другого субъекта. Область может уклоняться от заключения договора и тем самым "присвоить" себе полномочия автономного округа.

В ст. 1 Договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа, заключенного 9 июля 2004 г., предусматривается, что органы государственной власти автономных округов осуществляют на своих территориях полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, в том числе те, которые, не будь этого соглашения, должны были бы перейти к органам государственной власти Тюменской области. Вместе с тем ст. 2 Договора некоторые из этих переданных органам государственной власти автономных округов полномочий возвращает органам государственной власти Тюменской области для осуществления и на территории автономных округов. При этом, как справедливо отмечается в литературе, "описание "возвращенных" органам государственной власти Тюменской области полномочий, приводимое в Договоре, не во всех случаях совпадает с описанием полномочий, данным в Федеральном законе от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ" , что порождает много вопросов с определением компетенции органов государственной власти трех субъектов РФ в пределах их территорий.

См.: Княгинин К.Н. Развитие конституционного статуса автономных (национальных) округов. С. 20.

Уставом Тюменской области предусмотрена возможность включения договора между органами государственной власти области и органами государственной власти входящих в ее состав автономных округов в уставы области и автономных округов в качестве их составной части (ч. 3 ст. 1). Однако в уставах входящих в состав области Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов аналогичные нормы отсутствуют, и вряд ли правомерно закрепление в областном уставе таких предписаний в отношении других субъектов, являющихся равноправными с Тюменской областью.

Читать дальше  Проверка оплаты больничного листа на сайте фсс

Уставы автономных округов не отражают факт вхождения их территорий в состав областей. Так, в ч. 1 ст. 2 Устава (Основного закона) Ямало-Ненецкого автономного округа закреплено: "Автономный округ находится в составе Российской Федерации в качестве равноправного субъекта Российской Федерации". В Уставе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры зафиксировано лишь, что его территория является неотъемлемой частью единой территории РФ (ч. 1 ст. 4). В то же время в Уставе Тюменской области содержится положение о том, что в состав области входят Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, которые являются равноправными субъектами РФ (ст. 1).

Устав Ненецкого автономного округа также игнорирует факт вхождения его территории в состав Архангельской области. Согласно ст. 1 Ненецкий автономный округ является равноправным субъектом РФ и обладает на своей территории всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения.

Не признавая Устав Тюменской области в качестве регулятора отношений с другими субъектами РФ, уставы автономных округов допускают помимо федеральных и окружных актов лишь договоры и соглашения. Устав Ненецкого автономного округа в перечне актов, составляющих правовую основу округа, не называет даже договоры с другими субъектами РФ (ст. 4).

Отечественная юридическая доктрина уделяет феномену "сложносоставных" субъектов РФ немало внимания . Острой критике подвергается конституционная модель "полноправного субъекта РФ в другом полноправном субъекте". Так, справедливо отмечается, что если исходить из реальности вхождения территории автономного округа в территорию области, то реальным должно быть и распространение юрисдикции органов государственной власти области на территорию округа, но тогда равноправие (полноправие) округа как субъекта РФ становится формальным. Если же исходить из реальности равноправия (полноправия) автономного округа, то полномочия органов государственной власти области не должны распространяться на территорию округа, но это значит, что вхождение округа в состав края или области становится формальным .

Подробный обзор теоретических источников по проблемам статуса автономных округов, входящих в "сложносоставные" субъекты РФ, см.: Кутафин О.Е. Российская автономия. М., 2006. С. 665 – 702.

См.: Княгинин К.Н. Развитие конституционного статуса автономных (национальных) округов. С. 21.

Разрешая эту дилемму, Конституционный Суд РФ в разное время высказывал разные позиции. Сначала Суд говорил о полном равноправии автономных округов, фактически формально входящих в состав области, о том, что в целом на территории автономного округа органы его государственной власти вправе осуществлять все полномочия, которыми они обладают в связи тем, что автономный округ является полностатусным субъектом РФ . В последующем, оценивая конституционность ст. 26.6 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Суд пришел к выводу, что и после перераспределения полномочий в пользу органов государственной власти области с оставшимися полномочиями собственных органов автономный округ не становится административно-территориальной единицей области и не утрачивает статус равноправного субъекта РФ .

См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. N 12-П.

См.: Определение Конституционного Суда РФ от 12 мая 2005 г. N 234-О.

Позицию федерального законодателя и поддержавшего его Конституционного Суда РФ ученые справедливо признают вынужденной, обусловленной необходимостью разрешения абсурдной ситуации, созданной конституционной конструкцией "равноправный субъект Федерации в другом равноправном субъекте Федерации" в ее трактовке, формально оставляющей территорию автономного округа в юрисдикции органов государственной власти области, но фактически блокирующей осуществление этой власти на данной территории. Но при этом возникает вполне обоснованный вопрос: сколько еще полномочий у органов государственной власти автономного округа следует отнять, чтобы он перестал считаться субъектом РФ, по крайней мере "равноправным" ?

См.: Княгинин К.Н. Развитие конституционного статуса автономных (национальных) округов. С. 21.

Некоторые авторы видят выход из создавшейся ситуации в принятии федерального конституционного закона об изменении статуса субъекта РФ (ч. 5 ст. 66 Конституции), предусматривающего возможность выхода автономного округа из состава области .

См.: Бессонова В.В. Указ. соч. С. 17.

Ряд исследователей полагают невозможным в рамках действующей Конституции РФ изменение статуса автономного округа, входящего в состав области, т.е. его выход из ее состава. По их мнению, ч. 2 ст. 137 Конституции РФ согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. N 15-П не допускает изменения состава Российской Федерации или статуса субъектов РФ в упрощенном порядке. Кроме того, ст. 65 Конституции РФ не содержит ссылок на вхождение автономных округов в состав области, а значит, вносить в нее изменения в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 137 Конституции РФ, нельзя; а в ст. 66 не упоминается возможность изменения состояния вхождения в какой-либо правовой форме .

См.: Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В. Лазарев. М., 2001. С. 295; Усс А.В., Безруков А.В., Кондрашев А.А. Проблемы образования субъектов Российской Федерации и изменения их конституционно-правового статуса в контексте перспектив российского федерализма // Журнал российского права. 2004. N 7. С. 18, 19.

Существует еще одно мнение: выход автономного округа из состава области означает изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ. Хотя он сохраняет свои название и видовой статус, но лишается части прав и обязанностей. Например, отношения автономных округов, входящих в состав области, уже не могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и органами государственной власти области, как это предусмотрено в ч. 4 ст. 66 Конституции РФ. Нет необходимости даже вносить изменения в ч. 1 ст. 65 Основного Закона. Даже если такие изменения и будут вноситься, то в соответствии с ч. 1 ст. 137 Конституции РФ на основании федерального конституционного закона об изменении конституционного статуса субъекта РФ, а следовательно, позиция Конституционного Суда РФ, выраженная в Постановлении от 28 ноября 1995 г. N 15-П, предусматривающая упрощенный порядок включения нового наименования субъекта Федерации в текст Конституции по ч. 2 ст. 137, к изменению структуры не относится. Статья же 66 Конституции РФ, хотя не упоминает возможность изменения состояния вхождения, но и не препятствует этому. Такое развитие событий допускается иными статьями Конституции РФ, если рассматривать их правовое содержание системно .

См.: Кульчевский В.В. Указ. соч. С. 44.

Как видим, конституционная конструкция "сложносоставного" субъекта РФ далеко неоднозначна как в теоретическом, так и в практическом плане. Объединение автономных округов с областями, в состав которых они входят, не повлекло за собой отказа от округов как особой территориальной единицы. При этом природа новой юридической формы этих территорий – "административно-территориальных единиц с особым статусом" пока не вполне ясна .

См.: Княгинин К.Н. Развитие конституционного статуса автономных (национальных) округов. С. 22.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector