Согласование платы за негативное воздействие | Загранник

Согласование платы за негативное воздействие

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 11 апреля 2016 г. N АС-06-01-36/6155 "О плате за негативное воздействие на окружающую среду"

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в целях урегулирования вопросов, возникающих при осуществлении полномочий по администрированию доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от платы за негативное воздействие на окружающую среду, направляет для информации и использования в работе разъяснения Минприроды России по плате за негативное воздействие на окружающую среду (копия прилагается), а также информирует о следующем.

С 01.01.2016 в соответствии с ч. 3 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее – Закон N 7-ФЗ) плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном ст. 16.3 Закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.

Таким образом, субъекты малого и среднего предпринимательства исчисляют и вносят плату за 2016 г. в срок до 1 марта 2017 г.

При внесении остальными плательщиками ежеквартальных авансовых платежей необходимо обращать внимание, что одна четвертая часть суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду от уплаченной за предыдущий год должна уплачиваться по определенным бюджетным законодательством Российской Федерации кодам бюджетной классификации (далее – КБК).

В 2016 г. КБК для заполнения платежных документов остаются такими же, как и в 2015 г. (048 1 12 01010 01 6000 120, 048 1 12 01030 01 6000 120, 048 1 12 01040 01 6000 120, 048 1 12 01070 01 6000 120).

При определении одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду учитываются суммы платы фактически уплаченные (не начисленные) за I – IV кварталы 2015 г.

За несвоевременное или неполное внесение авансовых платежей и платы за негативное воздействие на окружающую среду начисляются пени.

В случае наличия предложений территориальных органов по доработке ПТК "Госконтроль" в части электронного контроля уплаты пеней, данные предложения просьба направлять в Росприроднадзор.

По вопросу правомерности применения ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ в отношении лиц, не уплативших квартальные авансовые платежи, Росприроднадзор обратился в Минприроды России. Позиция Минприроды России будет направлена по территориальным органам Росприроднадзора дополнительно и использована при подготовке изменений в Методические рекомендации по привлечению к административной ответственности лиц, совершивших административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.41 "Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (направлены в территориальные органы для руководства в работе письмом от 30.11.2012 N ВК-03-01-36/16269).

При определении одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за 2015 г., не учитываются суммы платежей, уплаченные в счет погашения задолженности предыдущих лет (2013 г., 2014 г. и т.д.) вне зависимости от того, осуществлялось ли погашение задолженности в добровольном порядке или по решению суда.

Необходимо обращать внимание, что Закон N 7-ФЗ не содержит исключений из нормы внесения авансовых платежей, следовательно, если хозяйствующим субъектом в 2015 г. плата за негативное воздействие на окружающую среду исчислялась и вносилась за сверхлимитное загрязнение, ввиду отсутствия разрешительной документации, то в 2016 г. квартальные авансовые платежи исчисляются и вносятся строго от суммы, уплаченной за 2015 г.

По итогам года суммы переплаты подлежат зачету в счет будущих платежей или возврату по заявлению плательщика.

В случае если хозяйствующий субъект оплачивал негативное воздействие на окружающую среду в части сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов на водосборные площади (рельеф местности/за сбросы неорганизованным поверхностным стоком в водные объекты), то в 2016 г. уплачивается одна четвертая часть суммы от уплаченной в 2015 г. по тому КБК, по которому вносилась данная плата. По итогам отчетного года (в 2017 г.) при подаче декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду хозяйствующий субъект осуществит перерасчет платы с учетом внесенных авансовых платежей. Как и в предыдущем случае, по итогам года суммы переплаты подлежат зачету в счет будущих платежей или возврату по заявлению плательщика.

Процедуры зачета (возврата) денежных средств планируется предусмотреть в Правилах исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения. Соответствующий проект постановления Правительства Российской Федерации дорабатывается Минприроды России.

Также обращаем внимание, что Методические указания по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты (утверждены Госкомэкологии РФ 29.12.1998) утратили силу с 1 января 2016 г. в связи с изданием приказа Минприроды России от 01.10.2014 N 421.

В случае если предприятие открылось в 2016 г., то авансовые платежи не подлежат внесению в течение 2016 г., а плата по такому предприятию будет подлежать внесению в полном объеме в срок до 1 марта 2017 г. (за 2016 г.).

По итогам отчетного года в срок до 1 марта все плательщики исчисляют плату за негативное воздействие на окружающую среду в порядке, установленном ст. 16.3 Закона N 7-ФЗ. При этом исчисленные суммы платы уплачиваются с учетом внесенных авансовых платежей и указываются в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду. В течение 2017 г. авансовые платежи будут подлежать внесению от сумм платы, уплаченных за 2016 г. и указанных в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Приказ Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 "Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду" сохранял свою актуальность до 01.01.2016. Данный приказ не предусматривает положений об авансовых платежах, как и не предусматривает форму расчета данных платежей.

Таким образом, в течение 2016 г. ежеквартальные авансовые платежи вносятся без подачи какой-либо отчетности. Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду плательщики должны будут представить в срок до 10 марта 2017 г.

Также необходимо отметить следующее.

Согласно ч. 6 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее – Закон N 89-ФЗ) при размещении отходов на объектах размещения отходов, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду, плата за негативное воздействие на окружающую среду не взимается.

Читать дальше  Сколько действует квитанция госпошлины гибдд

В силу ч. 7 ст. 23 Закона N 89-ФЗ исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов достигается за счет осуществления природоохранных мероприятий, наличия технических решений и сооружений, обеспечивающих защиту окружающей среды, и подтверждается результатами мониторинга состояния окружающей среды, в том числе соблюдением нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ.

Порядок подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.

В настоящее время, Минприроды России подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации "О порядке подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов", который проходит процедуру оценки регулирующего воздействия.

До принятия указанного документа плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит исчислению и внесению в соответствии с действующим законодательством вне зависимости от включения объекта размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов.

Кроме того, в связи с многочисленными обращениями территориальных органов по вопросу внесения платы за размещение твердых коммунальных отходов в связи с отсутствием в субъектах Российской Федерации региональных операторов по обращению с отходами необходимо отметить следующее.

Федеральный закон от 29.12.2015 N 404-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предоставил переходный период (до 1 января 2017 года) для введения коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в целях принятия соответствующих нормативных правовых актов субъектами Российской Федерации, введения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, проведения конкурсного отбора регионального оператора и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и т.д.

До дня утверждения единого тарифа регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, применяются положения действующего законодательства.

Учитывая изложенное, в настоящее время плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, должны исчислять и уплачивать юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались данные отходы.

Дополнительно при осуществлении полномочий по администрированию доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от платы за негативное воздействие на окружающую среду необходимо учитывать и разъяснения, данные письмом Росприроднадзора от 29.03.2016 N АА-06-01-36/5099.

Кроме того, в текущем 2016 г. с учетом изменения бюджетного законодательства и законодательства по плате за негативное воздействие на окружающую среду планируется отмена Методических рекомендаций по администрированию Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных приказом Росприроднадзора от 23.10.2015 N 849, и издание нового приказа.

Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы данные разъяснения направляются для сведения и использования в работе.

Приложение: на 2 л.

А.Г. Сидоров

Обзор документа

За 2016 г. субъекты малого и среднего предпринимательства исчисляют и вносят плату за негативное воздействие на окружающую среду в срок до 1 марта 2017 г.

При внесении остальными плательщиками ежеквартальных авансовых платежей необходимо обращать внимание, что 1/4 суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду от уплаченной за предыдущий год должна вноситься по определенным КБК, которые в 2016 г. остаются такими же, как и в 2015 г. При определении 1/4 суммы, уплаченной за 2015 г., не учитываются суммы платежей, внесенные в счет погашения задолженности предыдущих лет.

В случае если предприятие открылось в 2016 г., то авансовые платежи не уплачиваются в течение 2016 г., а плата вносится в полном объеме до 1 марта 2017 г. (за 2016 г.).

В течение 2016 г. ежеквартальные авансовые платежи вносятся без подачи какой-либо отчетности. Декларации о плате за негативное воздействие плательщики должны будут представить в срок до 10 марта 2017 г.

До принятия постановления Правительства РФ о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов плата за негативное воздействие исчисляется и вносится вне зависимости от включения такого объекта в соответствующий государственный реестр.

Плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, в том числе твердых коммунальных, должны исчислять и уплачивать юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образовались данные отходы.

Планируется отмена Методических рекомендаций по администрированию Росприроднадзором доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от 2015 г. и издание нового приказа.

Что такое экоплатежи

Негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками,
  • сбросы загрязняющих веществ в водные объекты,
  • хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду производится в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду".

Кто должен платить экоплатежи

Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Расчет экоплатежей

Платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, и суммирования полученных величин.

Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 №913.

При объеме или массе выбросов или сбросов загрязняющих веществ в пределах лимитов на выбросы или сбросы (ВСВ) на период реализации плана снижения выбросов (сбросов) к ставке платы применяется коэффициент равный 5.

При объеме или массе выбросов или сбросов з агрязняющих веществ, превышающих установленные разрешениями на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух или сброс в водный объект , к ставке платы применяется коэффициент равный 25.

При объеме или массе отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение, а также с превышением объема или массы отходов производства и потребления, указанных в отчетности об отходах, к ставке платы применяется коэффициент равный 5.

Читать дальше  Сколько штраф за курение в общественном месте

Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.

Плата, исчисленная по итогам отчетного периода с учетом корректировки ее размера, вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.

Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.

Не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Декларация о плате составляется на основании приказа Минприроды России от 09.01.2017 №3.

Наши специалисты помогут обоснованно минимизировать плату за загрязнение окружающей среды и размещение отходов, что позволит предприятию значительно сократить расходы на природопользование.

Плановый годовой размер экологических платежей (по желанию заказчика с разбивкой по кварталам) утверждается руководителем предприятия и главным бухгалтером.

Сдача Декларации и внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду

Сдача Декларации и внесение платы за выбросы (сбросы) от стационарных источников негативного воздействия на окружающую среду осуществляется:

  • в случае, если промплощадка предприятия расположена в границах г. Москвы – в Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы;
  • в случае, если промплощадка предприятия расположена в Московской области – в Департамент Росприроднадзора по ЦФО;
  • в случае, если юридическое лицо зарегистрировано в г. Москве, а обособленное подразделение (филиал или представительство) находятся на территории Московской области и осуществляют самостоятельное ведение вопросов экоплатежей – в Департамент Росприроднадзора по ЦФО.

Сдача Декларации и внесение платы за размещение отходов производства и потребления осуществляется:

  • при размещении отходов на полигоне ТБО, расположенном в Московской области – в Департамент Росприроднадзора по ЦФО;
  • при размещении отходов в границах г. Москвы – в Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы.

Экологические платежи за загрязнение окружающей среды поступают в государственный бюджет.

Срок выполнения работ

Срок выполнения расчета платы за негативное воздействие для любых предприятий – 1 неделя.

Документы, необходимые для расчета экоплатежей

С перечнем документов, необходимых для расчета экоплатежей, можно ознакомиться в разделе "Документация" нашего сайта. Наши специалисты окажут необходимое содействие и проконсультируют Вас по всем вопросам, возникающим на этапе сбора документов.

Стоимость услуг

Ориентировочная стоимость услуг по расчету и согласованию платы за негативное воздействие на окружающую среду приведена в разделе "Стоимость" нашего сайта.

Для определения окончательной стоимости работ свяжитесь с нами по телефону (499) 340-65-74, электронной почте Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. или заполните форму обратной связи .

Ключевые вопросы

Каковы условия для уменьшения платы за НВОС за счет затрат на реализацию мероприятий по снижению сбросов?

Что допустимо считать затратами на реализацию мероприятий по снижению сбросов, на размер которых может быть уменьшена плата за НВОС? Являются ли таковыми расходы на мероприятия, по которым после реализации не достигнуты плановые показатели снижения сбросов?

Какими документами должны быть подтверждены расходы на мероприятия по снижению сбросов?

До относительно недавнего времени (а именно до 17.03.2017) в распоряжении отдельных водопользователей (организаций водопроводно-канализационного хозяйства; далее — ВКХ) находился специальный механизм уменьшения платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) за счет затрат на реализацию мероприятий по снижению сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект.

Персональный порядок уменьшения платы за НВОС для организаций, осуществляющих водоотведение, был установлен Правилами уменьшения платы за негативное воздействие на окружающую среду в случае проведения организациями, осуществляющими водоотведение, абонентами таких организаций природоохранных мероприятий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.04.2013 № 347 (далее — Правила № 347, Постановление № 347).

Остальные водопользователи (не являющиеся организациями ВКХ) могли ориентироваться лишь на общие положения законодательства, регулирующие порядок корректировки платы за НВОС, предусмотренный пп. 10–12 ст. 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Начиная с 17.03.2017 порядок уменьшения (корректировки) размера платы за НВОС унифицирован следующим образом:

1. Вступило в силу Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (далее — Постановление № 255), детально регулирующее в том числе универсальный порядок корректировки платы за НВОС за счет затрат на реализацию мероприятий по снижению НВОС, включенных в планы снижения выбросов и сбросов.

2. Постановление № 347 признано утратившим силу.

Однако судебные споры между организациями ВКХ и администратором платы за НВОС по поводу применения Правил № 347 некоторое время еще будут рассматриваться судами, учитывая момент их возникновения во время действия данного подзаконного акта.

Наиболее интересными представляются прения об условиях, соблюдение которых необходимо для уменьшения размера платы за НВОС при реализации мероприятий по снижению сбросов.

Важно обратить внимание, что подобные споры интересны не только организациям ВКХ, но и иным водопользователям, поскольку:

помогают понять действующие в настоящее время требования к условиям корректировки платы за НВОС в части сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект;

характеризуют субъективное отношение судов к вопросу о том, какие именно затраты (расходы) могут учитываться при уменьшении (корректировке) платы за НВОС.

Поводом к созданию данного материала выступило Определение Верховного Суда РФ от 03.04.2018 № 307-КГ18-2179 (далее — Определение № 307-КГ18-2179), посвященное рассмотрению спора:

• о правомерности уменьшения организацией ВКХ суммы платы за НВОС за счет расходов на реализацию мероприятий по снижению сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект, предусмотренных планом снижения сбросов;

• об обязательных условиях для возникновения возможности уменьшения платы за НВОС в указанном случае.

Ключевой вопрос, который рассматривался в рамках данного спора (как правило, это общий ключевой вопрос при рассмотрении подобных споров): что допустимо считать затратами на реализацию природоохранных мероприятий (мероприятий по снижению НВОС), на размер которых может быть уменьшена (скорректирована) сумма платы за НВОС? В частности, являются ли таковыми расходы на мероприятия, включенные в план снижения сбросов, по которым после реализации не достигнуты плановые показатели снижения сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект?

Надо отметить, что в случае со сбросами, затратами и платой за НВОС организаций ВКХ в период с 28.04.2013 до 17.03.2017 вопрос решался судами с учетом п. 3 Правил № 347, согласно которому затратами на реализацию природоохранных мероприятий признаются затраты организаций (абонентов) на капитальные вложения, предусмотренные согласованным в установленном порядке планом снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади и подтвержденные в отчете о ходе исполнения плана, представляемом в Росприроднадзор в установленном порядке.

Читать дальше  Палки резиновые разрешенные для охранных услуг

Итак, суды усматривали два обязательных условия для уменьшения организациями ВКХ платы за НВОС за счет затрат на реализацию мероприятий по снижению сбросов:

1) мероприятия должны быть включены в согласованный план снижения сбросов;

2) затраты на мероприятия должны быть подтверждены в отчете о ходе исполнения плана снижения сбросов.

С проблемой применения второго условия как раз и сталкивались некоторые организации ВКХ при попытке уменьшения платы за НВОС.

Дело в том, что в представлении многих территориальных органов Росприроднадзора, арбитражных судов и, как показывает Определение № 307-КГ18-2179, в представлении Верховного Суда Российской Федерации затраты на мероприятия, включенные в согласованный план снижения сбросов, являются подтвержденными лишь в том случае, если отчет о ходе исполнения плана снижения сбросов содержит достоверную информацию о запланированном (своевременном) достижении эффективности реализованных мероприятий.

Как это должно выглядеть на практике?

Приведем обобщенный пример:

1. Согласно плану снижения сбросов реализация мероприятия «X» должна привести к снижению концентрации загрязняющего вещества «N» в составе сточных вод.

При этом срок реализации мероприятия — 15.02.2017.

2. В отчете о ходе исполнения плана снижения сбросов водопользователь указывает на факт реализации мероприятия «X» в установленный срок.

Идеальная ситуация: водопользователь подтверждает какими-либо данными факт достижения запланированного эффекта от реализации мероприятия (реальное снижение концентрации загрязняющего вещества «N» в составе сточных вод).

Обратная (нежелательная) ситуация: водопользователь не подтверждает какими-либо данными факт достижения запланированного эффекта от реализации мероприятия.

Позиция водопользователя

По мнению водопользователя, достижение запланированного эффекта от реализации мероприятия — дело десятое. Главное, чтобы ранее согласованное мероприятие было выполнено в предусмотренный срок, а запланированные средства на его реализацию были освоены.

Позиция надзорного органа

В свою очередь, надзорный орган смотрит на проблему несколько иначе, полагая, что:

отчет о ходе исполнения плана снижения сбросов «пригоден» только в случае, если все, что предусмотрено планом снижения сбросов, на актуальную дату реализовано; запланированный результат (эффективность мероприятий) достигнут;

сведения о достижении эффективности мероприятий подтверждены документально.

В противном случае, по мнению госоргана, ни о каких подтвержденных затратах речь идти не может. Тезис, разумеется, более чем спорный, т.к. основан на весьма расширительном и вольном толковании Правил № 347.

Позиция Верховного Суда Российской Федерации

Процитируем позицию, изложенную в Определении № 307-КГ18-2179: «…допускается уменьшение платы за негативное воздействие на окружающую среду лишь при соблюдении и достижении плановых показателей в соответствующем отчетном периоде в виде положительного эффекта, путем снижения негативного воздействия на окружающую среду.

Ввиду отсутствия указанного снижения негативного воздействия, суды пришли к выводу об отсутствии у общества оснований для корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду».

Здесь самое время воскликнуть: «Но ведь Верховный Суд рассматривал спор по вопросу уменьшения платы за НВОС организации ВКХ и толковал положения недействующего сегодня подзаконного акта! К ситуациям иных водопользователей подобные выводы не применимы!»

И это будет совершенно справедливое замечание. Поэтому проверим действующий порядок исчисления платы за НВОС, применимый ко всем водопользователям, на предмет наличия нежелательных положений.

Для этого обратимся к Правилам исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденным Постановлением № 255 (далее — Правила № 255).

Извлечение
из Правил № 255

[…]
25. Из суммы платы вычитаются затраты[1] на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, в пределах исчисленной платы по тем показателям (по каждому загрязняющему веществу, по которому производится расчет платы в части выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ), по которым в соответствии с планами снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади предусматривается снижение таких выбросов и (или) сбросов (далее — планы снижения выбросов и сбросов).
26. Затратами на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду признаются документально подтвержденные расходы лиц, обязанных вносить плату, в отчетном периоде на финансирование мероприятий, предусмотренных пунктом 4 статьи 17 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и включенных в планы снижения выбросов и сбросов, а также расходы на реализацию мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа.
[…]

Картина проясняется. Осталось ответить на вопрос: какими документами должны быть подтверждены соответствующие расходы?

Извлечение
из Правил № 255

[…]
29. При корректировке размеров платы расходы на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, подтверждаются следующими документами:
а) планы снижения[2] выбросов и сбросов, проект по полезному использованию попутного нефтяного газа и отчеты о ходе их исполнения;
б) договоры с поставщиками, подрядчиками, исполнителями на поставку товарно-материальных ценностей, выполнение работ, оказание услуг, в том числе приобретение оборудования, проектирование, строительство, реконструкцию объектов и сооружений, и платежные документы, оформленные в установленном порядке, подтверждающие факт оплаты оборудования, работ и иных мероприятий, предусмотренных планами снижения выбросов и сбросов, проектом по полезному использованию попутного нефтяного газа, с начала их реализации;
в) документы, подтверждающие оказание услуг, выполнение работ по проектированию, строительству и реконструкции объектов и сооружений, в том числе акты приема-передачи объектов основных средств и ввода их в эксплуатацию, акты о приемке выполненных работ (услуг) и справки о стоимости выполненных работ (услуг) и затрат, счета-фактуры;
г) заверенная лицом, обязанным вносить плату, пояснительная записка с расшифровкой сумм денежных средств, затрачиваемых на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа.
[…]

Итак, отчет о ходе исполнения плана снижения сбросов представлять все-таки придется любому водопользователю при намерении скорректировать плату за НВОС за счет затрат на реализацию мероприятий по снижению сбросов.

При этом администратор платы за НВОС с большой долей вероятности придаст сведениям, указанным в отчете, если не определяющее, то важное значение, обосновывая, что допустимыми к учету затратами на реализацию мероприятий по снижению НВОС являются исключительно затраты на реализованные мероприятия с подтвержденным «КПД».

Также природопользователям не стоит забывать о претендующем на универсальность подходе и органов госэконадзора, и арбитражных судов, и Верховного Суда Российской Федерации к вопросу о цели проведения мероприятий по снижению выбросов и сбросов, затраты на реализацию которых могут быть учтены при корректировке платы за НВОС, и о надлежащем результате таких мероприятий.

Нельзя не учитывать, что фразы: «…допускается уменьшение платы за негативное воздействие на окружающую среду лишь при соблюдении и достижении плановых показателей в соответствующем отчетном периоде в виде положительного эффекта, путем снижения негативного воздействия на окружающую среду. Ввиду отсутствия указанного снижения негативного воздействия, суды пришли к выводу об отсутствии у общества оснований для корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду» — носят весьма субъективный характер и не следуют с обязательностью из Правил № 347.

Однако это не помешало Верховному Суду Российской Федерации занять позицию администратора платы за НВОС, руководствуясь процитированным убеждением.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector