Среднее профессиональное образование профессии | Загранник

Среднее профессиональное образование профессии

Если вы не до конца понимаете разницу между профессиями и специальностями среднего профессионального образования, то вы попали на нужную страницу. Расскажем простыми словами.

Десятилетиями в нашей стране существовала система профессионального образования, включавшая в себя три уровня:

  1. Начальное профессиональное образование (училища и профессиональные лицеи)
  2. Среднее профессиональное образование (техникумы и колледжи)
  3. Высшее профессиональное образование (институты, университеты, академии)

Все было просто и понятно. Выбираешь желаемый уровень образования и подаешь документы в соответствующее учебное заведение.

Вступивший в силу в 2013 году закон Федеральный закон «Об образовании» исключил такой уровень как начальное профессиональное образование. Уровня НПО не стало. Училища были преобразованы в техникумы.

Возникла путаница. Обращаясь в техникум или колледж люди не всегда понимают, образование какого уровня им предлагают там получить.

Сейчас в колледжах и техникумах можно получить образование двух уровней:

  1. Квалифицированный рабочий. Студент, обучающийся на этом уровне, получает профессию. Это как раз тот уровень образования, которое ранее давали в училищах. Рабочее профессия и ничего более. Занимать даже незначительные руководящие должности с таким образованием не получится.
  2. Специалист среднего звена. Закончив техникум или колледж, такой студент получит специальность. Этот тот уровень образования, которое раньше называли средне-специальным или техникумовским.

Простой совет

Когда вы подаете документы в колледж или техникум и при этом сомневаетесь того ли уровня образования вам предлагают программу обучения, просто спросите:

А это профессия или специальность?

Если получите ответ, что это профессия, значит это уровень училища. Если это специальность, то это более высокий уровень образования, что предпочтительнее.

Остались вопросы? Задавайте в комментариях.

Наверное, ни один ведомственный документ не привлекал столько внимания депутатов Госдумы РФ, как проект приказа Минобрнауки РФ «О внесении изменений в Перечень профессий среднего профессионального образования», вынесенный министерством на всеобщее обсуждение в сеть интернет.

Пока неясно, где поставить запятую

Наверное, ни один ведомственный документ не привлекал столько внимания депутатов Госдумы РФ, как проект приказа Минобрнауки РФ «О внесении изменений в Перечень профессий среднего профессионального образования» 1 , вынесенный министерством на всеобщее обсуждение 2 в сеть интернет.

Профессии живут, видоизменяются и умирают, приобретают и теряют популярность. Экономика и социальная сфера развиваются, и процесс обновления сферы труда идет постоянно. Сегодня мало кто сокрушается о том, что в разряд редких переходят профессии печника или конюха. Люди ездят на автомобилях, летают на самолетах и в основном отапливают квартиры газом или по крайней мере стремятся к этому. Прогресс никаким ведомственным актом не отменить. Работа над списком профессий и специальностей продиктована самой жизнью. Тогда в чем же дело?

Оказалось, из перечня предполагается исключить огромное количество профессий: депутаты Госдумы РФ называют цифру 150, пресса – 97. В черный список попали часовщик-ремонтник, скорняк, раскройщик материалов, овощевод, цветовод, кулинар изделий из рыбы и морепродуктов, охотник промысловый, архивариус, фотограф, художник росписи по эмали и много подобных. Умирающими эти профессии не назовешь, но погоды в промышленном производстве и социальной сфере они не делают. Проблема возникла по другому поводу.

Читать дальше  Сколько стоит поменять газовый кран в квартире

Выступая 8 октября на пленарном заседании Госдумы РФ, член Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Валерий Трапезников привлек внимание коллег к перечню, сказав, что из него исключают «ряд ключевых рабочих профессий». Во­-первых, это относится к машиностроению, которое останется без шлифовщиков и наладчиков шлифовальных станков, в то время как детали со шлифовальных станков идут на топливную аппаратуру, двигатели для СУ и МИГов, являясь нужной военной продукцией. Во­-вторых, если приказ министерства вступит в действие, потеряет наладчиков оборудования бумажного производства и Соликамский бумкомбинат, поставляющий продукцию в 23 страны мира. Еще депутат возмутился, что из списка исключены слесарь­-электрик по обслуживанию и ремонту эскалаторов и слесарь-­электрик по ремонту и обслуживанию метрополитена, необходимые московскому метро, так как недавняя трагедия доказала, что там должны работать квалифицированные специалисты.

Ознакомившись с предполагаемыми исключениями, высказали свое мнение и другие депутаты. Партия «Единая Россия» организовала круглый стол, пригласив к дискуссии представителей Минобрнауки, Минтруда и социальной защиты РФ, профильных образовательных учреждений, профсоюзов, работодателей. Тема была обозначена так: «Кризисная ситуация с подготовкой рабочих кадров в России».

Участники обсуждения обратили внимание на состояние системы профессионального образования: устаревшую материальную базу, недостаточный уровень подготовки кадрового состава, низкие зарплаты преподавателей колледжей и техникумов – словом, на то, о чем идет речь в течение всего перестроечного периода. Прозвучал и обобщающий вывод. Пожалуй, наиболее четко его сформулировал руководитель Департамента социально-­трудовых отношений и социального партнерства Федерации независимых профсоюзов России Олег Соколов, отметивший, что на сегодняшний день профессиональное образование фактически погибает, существуя не благодаря, а вопреки проводимой политике. Говоря о проекте приказа, представитель профсоюзов отметил, что документ не прошел обсуждение ни у работодателей, ни в российской трехсторонней комиссии.

С неодобрением отозвался о министерском документе и председатель Комитета Госдумы РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов Андрей Исаев, заявивший, что фактически документ дает сигнал к свертыванию профессионального образования, тогда как «квалифицированный рабочий класс – опора нашей страны». По мнению депутата, обучение ряду специальностей действительно надо пересматривать. Однако делать это, не проведя предварительные консультации, более чем неправильно. Сегодняшнее профессиональное образование он назвал увядающим, что никак не соответствует задаче создания 25 млн. рабочих мест и увеличению стоимости человеческого капитала на рынке труда.

На отсутствие четко выстроенной и подготовленной программы подготовки кадров рабочих специальностей указал Михаил Тарасенко, первый заместитель председателя комитета. По его словам, следует вести речь о возрождении профессионального образования, потому что подготовка кадров не соответствует нынешним запросам. Необходимо развивать механизм частно-государственного партнерства, а также содействовать работникам в повышении квалификации. Все это требует кардинальных решений со стороны государства. Парламентарий уверен, что просто вычеркивать профессии из списка ошибочно и недопустимо. Другое дело, замена или обозначение более широкой специализации.

В целом депутаты пришли к выводу, что в таком виде проект приказа может пагубно отразиться на перспективах российской экономики, ведь причинно-следственная связь между уровнем профессиональной подготовки рабочих и качеством выпускаемой продукции очевидна. Квалификация рабочих во многих секторах производства не отвечает минимальным требованиям, а иногда и просто отсутствует. Как следствие, к работе привлекаются мигранты, хотя в нашей стране огромный потенциал для формирования сообщества высокопрофессиональных рабочих. Председатель объединения потребителей России, депутат Алексей Корягин, комментируя итоги круглого стола, привел такие цифры: сейчас в России, по разным оценкам, от 2 до 3 процентов высококвалифицированных рабочих, а в странах с развитыми экономиками – от 30 и выше. Например, в Германии – примерно 45, а в США – около 50 процентов занятого населения.

Читать дальше  Перевод деревни в подчинение другого поселения

В ситуации, когда промышленность и сфера услуг испытывают постоянный дефицит рабочих и специалистов, владеющих востребованными квалификациями, а одним из приоритетов становится развитие отечественного производства, сокращать подготовку по такому большому числу нужных профессий не предусмотрительно.

Позиция Минобрнауки РФ отражена в пояснительной записке к проекту приказа. В документе названы две причины исключения профессий. Одна – отсутствие либо низкий набор студентов на обучение по определенным программам подготовки. Другая – в некоторых случаях, чтобы как можно скорее удовлетворить нужды производства, предприятия могут готовить кадры самостоятельно.

Как показала дискуссия, в Минобрнауки и Государственной Думе России к проблеме невостребованности некоторых профессий подходят с разных сторон. Те, кто готовил проект приказа, ориентируются на запросы молодежи и, разумеется, учитывают стоимость неэффективного обучения, когда для неполной группы студентов приходится иметь и соответствующую материальную базу, и содержать штат преподавателей. Депутаты оценивают черный список с точки зрения бизнеса: если профессии необходимы на производстве, значит их нельзя исключать из перечня. Обе позиции основаны на веских аргументах. И исключить профессии нельзя, и оставить в перечне накладно. Что же предпринять для устранения кризисной ситуации с подготовкой рабочих кадров?

Участники круглого стола упрекнули министерство в том, что оно идет по пути наименьшего сопротивления и вместо повышения престижа рабочих специальностей, который сейчас и в самом деле низок, занимается их ликвидацией. Вспомнили и о том, что Владимир Путин в двух президентских посланиях говорил о необходимости возрождения не только системы подготовки рабочих кадров, но и школьной профессиональной ориентации, а также о повышенном внимании к человеку труда. Некоторые выступающие связали проблему невостребованности с легкой доступностью высшего образования, что тоже привело к падению спроса на профессиональное обучение.

В качестве мер, которые могут оказать положительное влияние на подготовку рабочей силы, были названы возврат образовательных программ СПО на федеральный уровень, объединение высшего и среднего профессионального образования, а также укрупнение колледжей и создание базовых центров. Несколько выступающих обратили внимание на необходимость государственной поддержки профессионального образования. Очень важно, чтобы федеральная власть в лице различных министерств и ведомств, особенно Минэкономразвития РФ, и профсоюзы взаимодействовали с региональными системами СПО.

Депутаты предложили подойти к задаче по преодолению кризиса рабочих кадров масштабно и системно. Обсуждение должно быть не констатацией факта, а импульсом для изменения ситуации. В завершение Андрей Исаев отметил, что необходимо провести анализ рынка труда и с помощью профессиональных сообществ уточнить, какие кадры нужны стране, затем проработать вопрос в рамках всероссийской трехсторонней комиссии, а ближе к весне организовать парламентские слушания и создать рабочую группу для определения специальностей, которые важно сохранить в обязательном порядке.

В дискуссии приняла участие руководитель Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров Минобрнауки РФ Наталия Золотарева. Она охарактеризовала вопрос как острый, согласилась, что по необходимым производству профессиям нужна разъяснительная работа с молодежью, и поблагодарила депутатов за то, что проект приказа вынесен на общественное обсуждение.

Сре́днее профессиона́льное образова́ние (СПО) — средний уровень профессионального образования.

Содержание

Среднее профессиональное образование в России [ править | править код ]

Образовательные учреждения СПО [ править | править код ]

В советское время существовало среднее специальное образование, которое можно было получить в техникумах, а также в некоторых училищах (например, медицинское училище, педагогическое училище, ветеринарное училище, юридическое училище).

Читать дальше  Почему посылка гуляет по сортировочным центрам

В постсоветское время часть техникумов переименована в колледжи. В настоящее время среднее профессиональное образование может быть получено в техникумах и колледжах (Средние специальные учебные заведения). Они, в свою очередь, могут быть как отдельными образовательными учреждениями, так и быть составной частью ВУЗов. Различия в терминах определены в Типовом положении об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) [1] :

7. Устанавливаются следующие виды средних специальных учебных заведений:
а) техникум — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки;
б) колледж — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углублённой подготовки.

По словам Hoppiut’а следующие степени образования принято считать законными:

Иными словами, техникум и колледж обучают по специальностям, по которым среднее профессиональное образование может быть получено за 3 года (по некоторым специальностям — за 2 года). При этом в колледже обязательно наличие обучения также и по программам углублённой подготовки (4 года).

С точки зрения организационно-правовых форм, в сфере среднего профессионального образования действуют:

  • Государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования (ГОУ СПО), в том числе — автономные учреждения;
  • Частные образовательные учреждения среднего профессионального образования (ЧОУ СПО);
  • Автономные некоммерческие организации среднего профессионального образования (АНО СПО).

Приём в образовательные учреждения СПО [ править | править код ]

Приём в образовательные учреждения СПО осуществляется на базе основного общего образования (9 классов), а также на базе среднего (полного) общего образования (11 классов). В настоящее время основной контингент обучающихся в техникумах и колледжах имеет основное общее образование, из-за низкого конкурса на многие специальности в высших учебных заведениях, абитуриенты, имеющие среднее (полное) общее образование предпочитают получить высшее образование.

Перечень специальностей среднего профессионального образования утверждён приказом Минобрнауки России от 12.04.2005 № 112 [2] (в редакции от 18.05.2006 [3] ). С 1 января 2010 года при приёме на основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, реализуемые в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, применяется перечень специальностей среднего профессионального образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 28.09.2009 № 355 [4] .

Особенности СПО в сравнении с начальным профессиональным образованием [ править | править код ]

С 2013 года согласно новому закону «Об образовании» система начального профессионального образования включена в структуру среднего профессионального образования.

Учреждения НПО (Начального профессионального образования) и СПО объединяют и реализуют двухступенчатую подготовку по программам начального и среднего профессионального образования. В соответствии с типовым Положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования образовательное учреждение также называется термином ССУЗ (Среднее специальное учебное заведение).

  1. Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.
  2. Граждане, имеющие начальное профессиональное образование соответствующего профиля, получают среднее профессиональное образование по сокращенным программам.
  3. Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) или на первой ступени образовательных учреждений высшего образования.
  4. Образовательное учреждение среднего профессионального образования может реализовывать образовательные программы начального профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector