Содержание
Приложение 1
к Постановлению администрации г.Красноярска
от 4 июля 2003 г. N 308
Правила
планирования и расходования средств, поступающих от оказания
платных услуг населению и иной приносящей доход деятельности,
муниципальными бюджетными учреждениями
21 февраля 2008 г.
I. Общие положения
1.1. Правила планирования и расходования средств, поступающих от оказания платных услуг населению и иной приносящей доход деятельности, разработаны в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.
1.2. Правила определяют единый порядок планирования и расходования средств, поступающих от оказания платных услуг населению и иной приносящей доход деятельности, для муниципальных бюджетных учреждений города (далее – Учреждение).
1.3. Платные услуги предоставляются с целью всестороннего удовлетворения потребностей граждан. Возможность их оказания должна предусматриваться Уставом Учреждения.
1.4. Не могут считаться платой за оказываемые Учреждением услуги добровольные пожертвования, то есть безвозмездная передача Учреждению обучающимися, гражданами, организациями имущества, в том числе денежных средств, выполнение работ, оказание услуг, с целью повышения материальной обеспеченности Учреждения. Учет средств, полученных Учреждением в качестве добровольных пожертвований (взносов), а так же средств, поступивших во временное распоряжение Учреждения, производится в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Постановлением администрации г.Красноярска от 21 февраля 2008 г. N 94 настоящее Приложение дополнено пунктом 1.5, вступающим в силу с 1 января 2008 г.
1.5. Цены на платные услуги, оказываемые муниципальными учреждениями здравоохранения и отделениями муниципальных учреждений здравоохранения, деятельность которых полностью связана с оказанием платных услуг населению и иной приносящей доход деятельностью, формируются в соответствии с порядком определения цен на платные медицинские услуги, утвержденным постановлением Совета администрации Красноярского края от 27.02.2006 N 38-п "Об утверждении порядка определения цен на платные медицинские услуги, предоставляемые краевыми государственными учреждениями здравоохранения".
Цены на платные услуги, оказываемые муниципальными учреждениями культуры, физической культуры и спорта, образования, молодежной политики, формируются в соответствии с порядком (методиками), утвержденными правовыми актами города.
II. Условия предоставления платных услуг
2.1. Для оказания платных услуг Учреждениям необходимо:
– изучить спрос на услуги, определить предполагаемое количество потребителей платных услуг и подготовить экономическое обоснование;
– создать условия для предоставления платных услуг, не ухудшая доступность и качество оказываемых услуг основной деятельности Учреждения;
– указать в Уставе Учреждения перечень планируемых платных услуг и порядок их предоставления;
– наличие текущего или лицевого счета по учету средств, полученных от оказания платных услуг населению, в соответствии с Указанием ЦБ Российской Федерации от 18.06.99 N 579-У (ред.02.07.2001);
– наличие лицензии на виды деятельности, требующие лицензирования, которые будут организованы в данном Учреждении в виде платных услуг с учетом запросов населения;
– наличие Положения о платных услугах, в котором указаны конкретные нормативные документы, в соответствии с которыми оказываются платные услуги, цель организации данных услуг, условия и порядок предоставления услуг, форма их оплаты и порядок распределения полученных доходов, утвержденного руководителем органа, координирующего деятельность Учреждения по соответствующей отрасли;
– наличие утвержденных постановлением администрации города цен (тарифов) на оказываемые Учреждениями услуги.
III. Порядок планирования и расходования средств, поступающих
от оказания платных услуг населению и иной приносящей
доход деятельности
3.1. Доходы Учреждения, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов Учреждения и отражаются в доходах бюджета города как доходы от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности на текущий финансовый год.
3.2. В течение финансового года смета доходов и расходов может уточняться в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации.
3.3. Оплата за оказание платных услуг и иной приносящей доход деятельности производится путем безналичных расчетов через учреждения банков или наличных – непосредственно в Учреждении с применением контрольно-кассовых машин или специальных бланков строгой отчетности.
3.4. Учреждение обязано выдавать лицу, оплатившему услуги, документ, подтверждающий оплату (кассовый чек или квитанцию установленного образца).
3.5. В порядке, установленном Центральным Банком Российской Федерации, наличные денежные средства, поступающие от оказания платных услуг населению и иной приносящей доход деятельности должны перечисляться на открытый текущий или лицевой счет Учреждения.
3.6. Уплата налогов на доходы, полученные от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности, производится Учреждениями в соответствии с налоговым законодательством.
3.7. Расходы Учреждений, осуществляемые за счет средств, полученных от оказания платных услуг населению и иной приносящей доход деятельности, должны соответствовать утвержденным в установленном порядке сметам доходов и расходов и учитываться в разрезе кодов бюджетной классификации.
3.8. Заключение и оплата договоров, исполнение которых осуществляется за счет средств от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности, Учреждениями производится в пределах утвержденных смет доходов и расходов.
3.9. Средства, полученные от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности в 2003 году, Учреждениями направляются на финансирование статей расходов, связанных с предоставлением этих услуг (заработная плата, коммунальные расходы, материальные затраты), а также на развитие и содержание материально-технической базы Учреждений в пределах утвержденных смет доходов и расходов.
Постановлением администрации г.Красноярска от 21 февраля 2008 г. N 94 в пункт 3.10 настоящего Приложения внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г.
3.10. При составлении Учреждениями смет доходов и расходов, поступающих от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности, начиная с 2004 года распределение расходов осуществляется следующим образом (за исключением муниципальных учреждений здравоохранения и отделений муниципальных учреждений здравоохранения, деятельность которых полностью связана с оказанием платных услуг населению и иной приносящей доход деятельностью):
– средства на выплату заработной платы с начислениями не более 50% от общего объема планируемых доходов от оказания платных услуг населению и иной приносящей доход деятельности, если иное не предусмотрено правовыми актами города об оплате труда работников соответствующей отрасли;
– оставшиеся средства на финансирование статей расходов, связанных с предоставлением платных услуг, а также на статьи расходов, по которым из бюджета города предусмотрено недостаточно средств.
Постановлением администрации г.Красноярска от 21 февраля 2008 г. N 94 настоящее Приложение дополнено пунктом 3.11, вступающим в силу с 1 января 2008 г.
3.11. При составлении смет доходов и расходов, поступающих от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности, для муниципальных учреждений здравоохранения и отделений муниципальных учреждений здравоохранения, деятельность которых полностью связана с оказанием платных услуг населению и иной приносящей доход деятельностью, распределение расходов осуществляется следующим образом:
– средства на выплату заработной платы с начислениями в соответствии с порядком определения цен на платные медицинские услуги, но не более 70% от общего объема планируемых доходов от оказания платных услуг населению и иной приносящей доход деятельности;
– оставшиеся средства направляются на финансирование расходов, связанных с предоставлением платных услуг в соответствии с порядком определения цен на платные медицинские услуги.
> Сроки открытия лицевых счетов главных распорядителей, получателей бюджетных средств, муниципальных бюджетных учреждений для. |
Содержание Постановление администрации г.Красноярска от 4 июля 2003 г. N 308 "О порядке использования средств, поступающих от оказания. |
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Бюджетное учреждение представляет собой некоммерческую структуру. Однако такой субъект может осуществлять деятельность, дающую доход. Как правило, это оказание услуг за деньги. Право на коммерческую деятельность обусловлено ФЗ от 12.01.1996 г. №7.
Под коммерческой работой подразумевается предоставление услуг за деньги. Пояснение дано в письме Минфина от 22 октября 2013 года. Это может быть:
Субъект не может заниматься оказанием любых коммерческих услуг. Они должны соответствовать целям формирования субъекта. К примеру, образовательные субъекты не могут заниматься оказанием медицинских услуг. Законной коммерческая работа будет в том случае, если она отвечает этим требованиям:
Цели образования субъекта прописаны в уставе. Это основная бумага, на основании которой создается перечень оказываемых платных услуг.
Целями формирования субъекта являются содержание и совершенствование структуры автомобильных дорог, их ремонт и обеспечение эксплуатации. Такая структура может заниматься оказанием этих услуг:
То есть учреждение может заниматься любой деятельностью, которая связана с автомобильными дорогами.
Введение платных услуг должно быть обосновано. Обосновать подобное решение можно соответствующими целями деятельностями, прописанными в уставе, утвержденном учредителем. Платные услуги могут быть следующими:
Услуги по основному направлению можно оказывать сверх перечня, оговоренного госзаданием. Иногда услуги могут входить в госзадание, однако возможно это только в ситуациях, оговоренных в законе.
В пункте 4 статьи 9.2 ФЗ №7 («О некоммерческих структурах») указано, что порядок расчета основной стоимости определяется учредителем. Стоимость услуг утверждается нормативным актом. Обратная ситуация возможна только в том случае, если это оговорено ФЗ. Учреждение также может оказывать услуги, которые не относятся к перечню основных. Стоимость их определяется бюджетным учреждением.
В письме Минфина от 12 августа 2006 года перечислены ФЗ, в которых указаны конкретные лица, ответственные за установление стоимости услуг:
Обычно тарифы на услуги устанавливаются не самим бюджетным субъектом. Если же учреждение само определяет тарифы, при расчетах нужно учитывать себестоимость оказания услуги. В нее могут входить следующие направления:
Во внимание принимаются нюансы предоставления услуги, а также ее себестоимость. Учитываются накладные траты, рентабельность. Стоимость услуги не может быть меньше нормативных затрат. При данной ситуации контролирующие органы могут сделать следующие выводы:
К СВЕДЕНИЮ! Платные услуги субъект должен оказывать на тех же условиях, что и бесплатные. Нельзя устанавливать разную стоимость на одну и ту же услугу, если это решение ничем не обосновано. Если субъект не имеет ресурсов для оказания платной услуги, к работе может быть привлечена сторонняя компания. В этом случае заключается договор. Он не должен противоречить Закону о конкуренции.
Доход, образованный вследствие оказания услуг, поступает в пользование самого субъекта на основании пункта 3 статьи 298 ГК РФ. Полученный доход направляется на исполнение плана хозяйственной работы. Однако это только рекомендация. Порядок расходования определяется субъектом самостоятельно, так как направления трат не оговорены в законе. Направить средства на совершение крупной сделки можно только с согласия учредителя. Крупной признается сделка, стоимость которой больше 10% балансовой стоимости активов. Стоимость активов определяется на основании бухгалтерской отчетности.
Если платные услуги входят в госзадание, объем финансирования учреждения уменьшается на планируемую сумму поступлений. То есть даже при занятии платной деятельностью некоторые коммерческие структуры существуют на один и тот же объем финансирования.
Каждая хозяйственная операция должна подтверждаться проводкой. К учету доходов и трат, касающихся услуг за деньги, применяются стандартные правила.
Поступления фиксируются на счете 130. Учет проводится на счете 2 205 31 000. Рассмотрим используемые бухгалтерские проводки:
То есть корреспонденция определяется способом перечисления оплаты за услуги.
Затраты могут включать:
Список накладных трат устанавливается учетной политикой структуры. При учете используются проводки в следующей корреспонденции:
Учет предполагает детализацию трат. То есть прописываются траты по каждой операции.
Если учреждение оказывает коммерческие образовательные услуги, они не будут облагаться НДС на основании пункта 2 статьи 149 НК РФ. Однако доход будет облагаться налогом на прибыль за некоторыми исключениями (касаются они образовательных субъектов):
Если платные услуги оказываются казенными структурами, доход не будет учтен при определении налоговой базы.
Одним из источником дополнительных доходов может быть платная деятельность. Она помогает развивать материально техническую базу и выплачивать сотрудникам дополнительный доход. Читайте, как организовать приносящую доход деятельность в учреждении.
Платной деятельностью могут заниматься все государственные учреждения. Об этом – п. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ, ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ. При этом они должны выполнить ряд условий:
3 способа, как загрузить персонал работой по платным услугам в статье журнала Платные услуги учреждения.
Какую стоимость установить, зависит от учредителя. Учреждения культуры могут устанавливать цены самостоятельно. Об этом говоритсяв статье 52 Закона от 09.10.1992 № 3612-1.
Для медицинских учреждений порядок расчета цены устанавливаюторганы, которые осуществляют функции и полномочия их учредителя. Автономные учреждения могут устанавливать цены самостоятельно (п. 8 Правил № 1006).
Руководитель может предоставлять льготы различным категориям клиентов при условии, что они не противоречат законодательству.
Платные медицинские услуги в учреждениях здравоохранения должны быть указаны в лицензии на осуществлении медицинской деятельности. Кроме того, нужно соблюдать следующие условия:
Чтобы получить от пациента деньги, медучреждение заключает с ним договор. Заказчик должен дать письменное добровольное согласие. Иначе Исполнитель не вправе ее оказывать.
Доходы от оказания платных услуг бюджетными учреждениями нужно направить на расходы в соответствии с планом ФХД. Как правило, главной статьей расходов являются выплаты на зарплаты и страховые взносы на основной персонал. Затем они направляют доходы на расходы, которые связаны с уставной деятельностью. Например, на функциональное развитие или лечебный процесс, приобретение предметов хозяйственного пользования, оплату коммунальных и другие нужды. При этом медорганизация может самостоятельно определять направления и очередность использования полученных средств.
Образовательные учреждения должны разработать внутренний локальный нормативный документ. В нем они прописывают порядок, по которому работает платная услуга. Как правило, содержание документа не сильно отличается от правил, которые определены в постановлении Правительства от 15.08.2013 № 706. Образовательная организация может расширить его на свое усмотрение. Например, утвердить в нем форму договора и порядок расчета цены. А может прописать общие правила, что не будет нарушением.
В договоре об образовании нужно уделить внимание формулировкам. Например, в образовательных учреждениях иногда путают понятия «уровень образования», «направленность образовательной программы», «форма обучения». Также некорректно говорить об уровне образования применительно к дополнительному образованию. У допобразования нет уровня, но есть направленность. Форма обучения бывает только очной, очно-заочной и заочной. Она не может быть групповой или индивидуальной. Размер группы – это не форма обучения, а его условия.
Заказчик может отказаться от услуги в любой момент. Об этом также нужно указать в договоре. При этом он должен оплатить только фактически понесенные расходы только за оказанные услуги. Например, если студента отчислили из вуза, нужно будет вернуть оплату за все месяцы, которые остались до конца оплаченного года обучения. То, что организация уже понесла расходы для организации обучения студента до конца года, значения не имеет.
Обязательно укажите, на каких условиях заказчик и исполнитель могут расторгнуть договор в одностороннем порядке.
Смотрите вебинар «Цена платной образовательной услуги» в Системе Госфинансы.
Анна Вавилова, канд. юрид.наук, зам. директора Центра правовых прикладных разработок «НИУ – Высшая школа экономики», рассказывает про платные услуги в образовании и отвечает на популярные вопросы по теме.
Перечень и сроки веденияуслуг учреждение культуры определяет самостоятельнои прописывает в локальный акт. Они могут решать, какие разделы и информацию в него включить на свое усмотрение.
Примеры – проведение концертов, спектаклей, реализация сувенирной продукции (открытки, календари, буклеты), организация свадеб, дней рождений, корпоративов и др. Например, основной доход театр получает от продажи входных билетов на спектакли.
Чтобы привлечь новых потребителей, все всячески пытаются экспериментировать. К примеру, выставки в музеях сопровождают различными театральными представлениями. А парки на своих территориях устраивают корпоративные праздники. При этом нужно помнить, что коммерческая деятельность бюджетных учреждений не может быть оказана взамен некоммерческой.
Единая методика расчета цен на платных услуги помогает оптимизировать и упорядочить ценообразование. Вам будет проще планировать финансово-экономические показатели и следить за их выполнением. Сделайте методику прозрачной для персонала. Это повысит мотивацию.
Общая стоимость равна сумме прямых затрат, накладных расходов и прибыли.Основные статьи прямых затрат:
Для расчета затрат можно использовать метод прямого счета или расчетно-аналитический метод. Чем они отличаются, мы показали в таблице.
Что лежит в основе
Зусл = Зучр : Фр.вр. × Тусл,
где Зусл – затраты на оказание единицы услуги;
Зучр – сумма всех затрат за период времени;
ФР.ВР. – фонд рабочего времени основного персонала за тот же период времени;
Тусл – норма рабочего времени, которое основной персонал тратит
Когда задействован весь основной персонал учреждения в равной степени и все материальные ресурсы. Метод позволяет рассчитывать на основе анализа фактических затрат в предшествующие периоды
1. Расчет средней стоимости единицы времени (человеко-дня, человеко-часа);
2. Оценка количества единиц времени (человеко-дней, человеко-часов)
Зусл = Зоп + Змз + Аусл + Зн,
где ЗОП – затраты на основной персонал;
ЗМЗ – затраты на приобретение материальных запасов;
АУСЛ – сумма начисленной амортизации оборудования;
ЗН – накладные расходы
К платной деятельности привлекают только отдельных специалистов и отдельные виды материальных ресурсов, в том числе материальных запасов и оборудования
В основе расчета затрат лежит прямой учет всех элементов затрат
Как правило, применяют метод прямого счета, поскольку в оказании задействованы не все специалисты, материальные запасы и оборудование.
Пример. Школа организовала курсы английского языка для взрослых.
Сначала посчитаем прямые затраты. Для этого необходимо знать стоимость одного часа работы ценного педагога. Его заработная плата –15 000 руб. в месяц. При средней нагрузке на одного педагога 72 часа в месяц оплата труда за один час занятий составит 208,34 руб. (15 000 руб. : 72 ч).
Потребители услуги будут заниматься в группах по 10 человек и индивидуально. Один курс обучения включает:
Фонд оплаты труда за курс обучения одного человека составит 20 115,23 руб. ((25 ч + 8 ч + 2,5 ч) × 208,34 руб. / 10 чел. + 93 ч × 208,34 руб.). Начисления на фонд оплаты труда – 6074,8 руб. (20 115,23 руб. × 0,302). Итого зарплата с начислениями равна 26 190,03 руб. В нашем случае это сумма прямых расходов.
Коэффициент накладных расходов примем равным 0,63. Накладные расходы составят 16 499,72 руб. (26 190,03 руб. × 0,63).
Себестоимость курса обучения для одного человека – это сумма прямых и накладных расходов. Она равна 42 689,75 руб. (26 190,03 + 16 499,72).
Прибыль при рентабельности 5 процентов составит 2134,49 руб. (42 689,75 руб. × 0,05).
Цена обучения одного человека на курсах с учетом прибыли – 44 824,24 руб. (42 689,75 + 2134,49).
Раньше бухгалтеры учитывали доходы от платных услуг по одной статье КОСГУ – 130. Однако Минфин уточнил ее и ввел в нее еще шесть подстатей. Они понадобятся, чтобы вести бюджетный учет в бюджетных и автономных учреждениях. При этом дополнительную детализацию нужно будет применять только для бюджетного бухучета. При планировании дополнительную детализацию по подстатьям КОСГУ применять не нужно.
Теперь статья 130 КОСГУ называется «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат». По подстатье 131 КОСГУ теперь учитывают доходы от оказания платных услуг и работ, а также поступления от субсидии на госзадание. Но если доходы поступают из медорганизаций, тогда применяют подстатью 132 КОСГУ.
По подстатье 134 КОСГУ отражают в учете доходы от компенсации затрат. Например, плату, взимаемую с персонала при выдаче трудовой книжки или вкладыша в нее, в качестве возмещения затрат при их приобретении. Или доходы, которые поступили в возмещение расходов, направленных на покрытие процессуальных издержек. Туда же относите доходы, взимаемые в возмещение фактических расходов, связанных с консульскими действиями.
Если учреждение сдает в аренду имущество, и арендатор возмещает плату за коммунальные услуги и затраты на содержание, примените подстатью 135 КОСГУ.
Подробнее про учет доходов от платных услуг в учреждении читайте в рекомендации Системы Госфинансы.
Образец. Положение о платных услугах в учреждениях культуры
Казенщики (например, медицинские, культуры) средства от платной деятельности не должны включать в доходы при расчете налога на прибыль. НДС не облагаются.
Бюджетники и автономщики при расчете налога на прибыль средства от платной деятельности включают в доходы от реализации.
При кассовом методе выручку учитывают в момент получения средств. При методе начисления, момент признания выручки доходом зависит от вида платной деятельности. Например. Если услуги длительные, тогда выручку учитывают равномерно в течение периода, в котором они оказываются. Если есть поэтапная сдача, доходы признаются в том налоговом периоде, когда они оказывались. Если же учреждение оказывает разовые услуги, выручку отразите по факту.
Выручку уменьшите на расходы, связанные с оказанием платных услуг: материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации, прочие расходы.
Бюджетники и автономщики реализацию продукции и услуг признают объектом обложения НДС. Поэтому, если они не использует льготы по НДС, начислите налог в момент отгрузки (передачи) продукции или получения аванса.
Не нашли ответ на свой вопрос?
Задайте его экспертам «Системы Госфинансы»
No related posts.