Содержание
Особенности использования труда служащих транспорта установлены главой 51 ТК РФ. Гражданин должен пройти профессиональный отбор и профильное обучение. Прием на работу производится после прохождения медицинского осмотра. Трудовой договор с водителем содержит специальные условия, касающиеся оплаты труда, режима рабочего времени, материальной ответственности. Желательно подбирать кандидата с безаварийным стажем вождения, без вредных привычек, большим опытом работы.
При приеме на работу гражданина помимо стандартного пакета бумаг истребуют дополнительные документы.
В пакет документации входит:
Важно! Берется во внимание тип транспорта, на котором будет ездить сотрудник. Для управления грузовым автомобилем, автобусом необходимо иметь категорию прав D и C. Иначе он не сможет управлять транспортным средством.
В целом трудовое соглашение с шофером содержит стандартные условия за исключением некоторых особенностей. Он может подписываться на определенный срок или быть бессрочным. Рассмотрим подробнее, на какие моменты стоит обратить внимание.
Место работы относится к существенным условиям трудового договора. При оформлении соглашения с водителем нужно помнить, что он постоянно находится в разъездах. Маршрут может постоянно меняться, поэтому конкретное место работы указать нельзя.
Нежелательно вписывать в договоре данный параметр. Иначе придется регулярно вносить в него изменения. Рекомендуется написать, что работа носит разъездной характер, указать адрес нахождения нанимателя.
Трудовая функция шофера связана с управлением транспортным средством. Поэтому предъявляются требования к квалификации. У гражданина должны быть права определенной категории в зависимости от типа автомобиля. Для получения допуска нужно пройти медицинский осмотр.
Работа водителя может носить ненормированный характер, поэтому в договоре следует уточнить условия оплаты в выходные, ночное время, праздники, за сверхурочный труд.
Также следует выбрать один из видов системы оплаты труда: повременную, сдельную, бестарифную, с надбавками, прочими параметрами.
Режим рабочего времени определяют исходя из правил, содержащихся в Приказе Минтранса России от 20.08.2004 года № 15. Для водителей устанавливается особый режим. Он зависит от графика движения транспорта. Предельная длительность рабочего времени не может быть больше 40 часов в неделю, 8 часов в сутки. Разрешается использоваться суммированный учет, при котором смена должна длиться не больше 10 часов (в особых случаях – не больше 12).
Условия труда должны предусматривать безопасность. Шофер проходит предрейсовый и послерейсовый техосмотр автомобиля механиком. Нельзя использовать транспорт в личных целях во внерабочее время без путевого листа. Должен соблюдаться режим отдыха.
Условие о полной материальной ответственности вносится в договор с водителем-экспедитором, водителем-инкассатором, водителем, в обязанности которого входит получение, заготовка, хранение, учет, выдача, перевозка материальных ценностей. В прочих ситуациях шофер несет ограниченную ответственность.
В соглашение могут вписывать дополнительные условия в зависимости от характера выполняемого труда.
В примерный перечень входят:
Рекомендация! Если автомобиль не требует разборки, можно предусмотреть, что несущественные неисправности водитель исправляет самостоятельно.
При заполнении договора нужно учитывать специфику деятельности, вид транспорта.
Таксист трудится в ненормированном режиме. Устанавливается особый график работы, в который вносят ночные дежурства. Эти моменты нужно отразить в договоре, заключенном с водителем такси.
При подписании трудового соглашения с водителем автобуса прописывают особенности вождения транспорта. В квалификационные требования вносят обязательное условие о наличии категорий Д, ДЕ, Д1, Д1Е.
При перевозке грузов на большие расстояния невозможно установить определенный маршрут. Гражданин трудится в ненормированных рабочих условиях. Поэтому в договор с дальнобойщиком вписывают гарантии и компенсации на случай переработок, условия отдыха. Также должна быть указана обязанность иметь открытую категорию прав C, CE, C1, C1E.
При заключении договора с водителем, который работает на личном автомобиле дополнительно можно оформить контракт на аренду транспортного средства. Это необходимо для разделения ответственности, возмещения расходов гражданину за пользование его транспортным средством.
Таким образом, при заключении трудового договора с водителем следует обратить внимание на наличие требуемой категории водительского удостоверения. Общие условия соглашения по рабочему графику, материальной ответственности, режиму труда рекомендуется конкретизировать в должностной инструкции, локальных нормативных актах, которые будут являться приложением к договору.
Рекомендованные для вас статьи:
Автотранспорт имеет преимущества перед другими видами транспорта по гибкости и универсальности, он наилучшим образом обеспечивает надежность и своевременность доставки. Грузовые автомобили (особенно автопоезда – грузовик-тягач и прицеп или полуприцеп) успешно конкурируют с другими видами транспорта и перевозят практически все виды грузов. Люди, занятые перевозками грузов, составляют одну из самых массовых профессий в мире. Поэтому образец трудового договора с водителем грузового автомобиля должен быть тщательно выверен.
Особенностям регулирования труда работников транспорта посвящена 51 глава ТК РФ . Предположим, уже подобран достойный кандидат, имеющий права на управление транспортным средством нужной нам категории, приличный опыт работы, безаварийный стаж вождения и т.п. и не имеющий вредных привычек.
Теперь пора заполнять трудовой договор с водителем.
В документе обязательно указывают ( ч. 2 ст. 57 ТК РФ ):
Договор также может содержать дополнительные условия. Остановимся подробнее на некоторых основных пунктах. Раскрывая трудовую функцию водителя, в контракте необходимо указать, например, что трудящийся обязан:
Если работник контролирует сопроводительную документацию, оформляет приемо-сдаточную документацию, то необходимо заключать трудовой договор с водителем-экспедитором. В таком случае не лишним будет составить и подписать договор о полной материальной ответственности, т.к. работа экспедитора входит в Перечень из Постановления Минтруда России N 85 от 31 декабря 2002 г.
Приведенное выше не исчерпывает всех возможных обязанностей водителя. Правильным будет для каждой организации вынести свои требования к нему в должностную инструкцию.
Обратите внимание, что с 14 июня 2016 года действуют Профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утв. Приказом Минтранса России от 28.09.2015 N 287 ). Т.е. при разработке должностной инструкции необходимо учесть и этот документ.
Если организация занимается перевозками крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза, то нужно заключать трудовой договор с водителем грузового автомобиля, имеющим рабочий стаж не менее пяти лет. При этом, как минимум, один последний год стажа ему нужно проработать в качестве водителя автомобиля такой категории. Среди важных требований к лицам, которые перевозят опасные грузы, отметим запрет на управление автомобилем для тех, кто в течение последнего года был лишен прав.
Как определить характер работы водителя-дальнобойщика, исходя из предлагаемых статьей 57 ТК РФ вариантов: он подвижной, разъездной или в пути?
Если подвижной характер работы понимать, как частые передислокации работников или оторванность от постоянного места жительства, а работу в пути, как осуществление трудовой функции в процессе движения транспортного средства (например, проводник в поезде, кондукторы на междугородних автобусах, экспедиторы), то работа водителя-дальнобойщика, скорее, разъездная, т.к. у сотрудника нет неподвижного рабочего места и большая часть рабочего времени проходит в разъездах. От того, как охарактеризовать работу сотрудника, зависит возможность возмещения расходов в соответствии со ст. 168.1 ТК РФ .
Обозначая режим рабочего времени и времени отдыха водителя в трудовом договоре, можно сослаться на Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей, составленное с учетом Приложения к Приказу Минтранса России от 20 августа 2004 г. N 15 и утвержденное работодателем. В нем подробнее определено, из чего состоит рабочее время водителя, как часто в течение рабочей смены он обязан отдыхать, как суммируются эти интервалы, какие возможности отдыха есть у работника, если окончание маршрута выпадает на выходной день, кому надо сообщать об этом и пр. Также в этом пункте указывается информация о том, нормированным или ненормированным является рабочий день, какие предусмотрены ежегодный оплачиваемый и дополнительный отпуска.
Условия труда. Рабочим местом водителя является кабина автомобиля, гараж, стоянка. Работодатель предоставляет технически исправное транспортное средство. Насколько будет комфортно в нем работать и при необходимости отдыхать, зависит и от работника в том числе. О том, какие меры безопасности надо соблюдать в начале работы, при движении, после окончания движения, что нужно проверить, что отключить на рабочем месте, как закрепить автомобиль на стоянке и прочее, вряд ли стоит указывать в самом трудовом договоре, достаточно сделать отсылку на Положение об охране труда, в котором будут содержаться все эти подробности, и ознакомить сотрудника с этим Положением под подпись.
Условия оплаты труда водителей также имеют ряд особенностей. В контракте необходимо указать систему оплаты труда, принятую у работодателя (повременная, сдельная и бестарифная и пр., с надбавками, доплатами). Как правило, водители находятся на повременной оплате труда, при которой их основная заработная плата состоит в выплате тарифной ставки (оклада) за месяц, исходя из присвоенного им тарифного разряда (оклада) и в зависимости от того, полностью или нет отработана норма рабочего времени за месяц. Во всех случаях тарифная ставка (оклад) за полностью отработанный рабочий месяц должна быть не менее минимального размера оплаты труда. Оплата труда водителей может быть организована также и на сдельной основе, при которой заработок работника зависит от объема выполненных работ в натуральных величинах (количества перевезенного груза, пройденных километров и т.п.) и предусмотренной расценки за выполнение единицы объема работ в натуральном измерении. Бестарифной считается оплата, когда заработок работника зависит от конечных результатов работы структурного подразделения, в котором он работает, или всего предприятия и от объема средств, направляемых работодателем на оплату труда.
В структуру оплаты труда включаются и дополнительные выплаты в виде доплат и надбавок, например:
В договоре может быть оговорена доплата за совмещение профессий. Например, если заключен контракт с водителем-экспедитором, или сотрудник готов сам ремонтировать закрепленный за ним автомобиль. На основании ч.1 ст. 168.1 ТК РФ дальнобойщикам работодатель возмещает следующие расходы, связанные со служебными поездками, при условии, что эти расходы обоснованы в соответствующем ЛНА и документально подтверждены:
Составив и согласовав с работником трудовой договор, подписав приказ о приеме, личную карточку, НЛА, мы вроде бы закончили оформление документов на сотрудничество с дальнобойщиком. Если у кандидата есть карта водителя и она подходит для тахографа, установленного в транспортном средстве, то он может приступать к выполнению своих обязанностей. В случае если его карта не подходит к вашим тахографам или ее вообще нет, начать работать новый сотрудник сможет в лучшем случае через месяц, т.к. на ее изготовление в специализированной организации уходит некоторое время. Управление транспортным средством без карты грозит административной ответственностью:
Поскольку в административном праве действует презумпция виновности, то никто не будет на дороге разбираться, по какой причине происходит нарушение. Подтверждение этому можно найти в Постановлении Ярославского Областного суда от 28 сентября 2015 г. N 4А-410/2015. Поэтому без карты для тахографа работника отпускать в рейс нельзя.
Согласно ст. 57 ТК РФ, если работа носит особенный характер, то условия, которые определяют ее выполнение, должны стать обязательными в контракте с работодателем. Поэтому в соглашении с шофером традиционные разделы заполняются более подробно.
В частности, при указании места работы необходимо вписать не только данные о фактическом месте нахождения организации-работодателя, но и сведения о транспортном средстве, которым будет управлять сотрудник. Кроме того, следует уточнить, что данная работа носит разъездной характер, поэтому устанавливается конкретный режим отдыха и работы с учетом отраслевых соглашений и утвержденных нормативных актов.
Что касается оплаты труда, то в связи с разъездным характером трудовой договор с водителем автобуса (образец мы приведем в этой статье) обязательно описывает условия о надбавках и выплатах за работу сверхурочно, в выходные и/или праздники. Одновременно прописывают размер и порядок возмещения расходов, связанных с разъездами, например, на питание или проживание.
Особое внимание к разделу о должностных обязанностях шофера. Указать необходимо самые важные из них, а остальные можно пропустить, ограничившись формулировкой о том, что работник ознакомлен и обязуется соблюдать должностную инструкцию. При этом саму инструкцию нежелательно делать приложением к контракту, иначе из-за любых поправок в ней надо будет подписывать дополнительные соглашения.
В образец трудового договора с водителем грузового автомобиля могут быть включены дополнительные условия. В зависимости от типа управляемого транспортного средства и перевозимого груза работодатель вправе вписать в контракт материальную и административную ответственность работника. В частности, именно сотрудник отвечает за нарушение ПДД и привлекается к ответственности за аварии, он в ответе за сохранность самого авто, а если перевозятся грузы, то и за качество доставки. Полную или частичную ответственность назначить, работодатель определяет самостоятельно.
No related posts.