Срок действия административной ответственности | Загранник

Срок действия административной ответственности

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

1. Правила ч. 1 ст. 4.5 устанавливают сроки давности привлечения к административному правонарушению:

1) общие. Предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении 2 месяцев со дня, когда было совершено административное правонарушение. При этом:

– речь идет о календарных месяцах;

– отсчет срока начинается со следующего дня (после дня совершения противоправного деяния);

2) специальные. При этом нужно учесть, что такие сроки применяются лишь в случаях, прямо и исчерпывающим образом указанных в ч. 1 ст. 4.5.

Важно знать, что днем совершения административного правонарушения считается день, когда то или иное противоправное деяние (исходя из анализа его объективной стороны) окончено.

Например, днем подделки документов, удостоверяющих личность, является день, когда правонарушитель подделал этот документ (см. коммент. к ст. 19.23). Начиная со следующего дня, следует отсчитывать срок давности по этому административному правонарушению.

Следует учитывать что вступили в силу изменения, внесенные в ч. 1 ст. 4.5:

– Законом N 130 – с 02.11.02 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства о противодействии легализации доходов полученных преступным путем и финансированию терроризма);

– Законом N 94 – с 18.07.03 (годичный срок давности был установлен за нарушения законодательства о референдумах);

– Федеральным законом N 138 от 11.11.2003 "О лотереях" – с 01.01.04 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства о лотереях);

– Законом N 118 – с 01.10.04 (годичный срок давности был установлен за нарушение актов органов валютного регулирования);

– Законом N 214 – с 01.04.2005 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов);

– Законом от 27.12.05 – с 09.01.2006 (годичный срок давности был установлен за нарушение патентного законодательства, а также законодательства об авторском праве и смежных правах");

– Законом от 02.02.06 – с 09.02.06 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства о размещении заказов на поставки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд);

– Федеральным законом N 65 от 08.05.06 "О внесении изменений в КоАП" – с 22.05.06 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства об экспортном контроле);

– Федеральным законом N 139 от 27.07.06 "О внесении изменений в КоАП РФ" – с 09.08.06 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства о несостоятельности (банкротстве);

– Федеральным законом N 189 от 05.11.06 "О внесении изменений в КоАП РФ (в части усиления ответственности за нарушение порядка привлечения к трудовой деятельности в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства" – с 09.11.06 (и при совершении этих правонарушений был установлен годичный срок давности);

– Федеральным законом N 262 от 29.12.06 "О внесении изменений в ст. 4.5 КоАП РФ" – с 21.01.07 (годичный срок давности был установлен за нарушение иммиграционных правил, а также правил пребывания (проживания) в РФ и правил привлечения иностранных работников);

– Федеральным законом N 19 от 09.02.07 "О внесении изменения в ст. 4.5 КоАП РФ" – с 25.02.07 (годичный срок давности был установлен за нарушение бюджетного законодательства);

– Законом N 141 от 19.07.07 – с 01.01.08 (годичный срок давности был установлен за нарушение правил организации деятельности по продаже товаров на розничных рынках);

– Законом N 210 от 24.07.07 – с 01.07.08 (годичный срок давности был установлен за нарушение ПДД повлекшего причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего).

– Законом N 280 от 25.12.08 – с 10.01.09 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства о противодействии коррупции);

– Законом N 281 от 25.12.08 – с 30.12.08 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства о естественных монополиях, об основах регулирования тарифов организацией коммунального комплекса);

– Законом N 9 от 09.02.09 – с 13.04.09 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства об АО, ООО, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах);

– Законом N 160 от 17.07.07 – с 22.08.09 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства об электроэнергетике). Этим же Законом ст. 4.5 дополнена ч. 6. С 22.08.09 установлено, что срок давности привлечения к ответственности за правонарушения в области ограничения конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на рынке (они предусмотрены в ст. 14.9, 14.31-14.33 КоАП, см. комментарий к ним) – начинает исчисляться со дня следующего за датой вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа.

– Законом N 261 от 23.11.09 – с 23.05.2010 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности;

– Законом N 380 от 28.12.09 – с 28.03.10 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия);

2. Специфика правил ч. 2 ст. 4.5 состоит в том, что:

1) они посвящены давности привлечения к ответственности при длящемся административном правонарушении (примером может служить непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов, мест хранения, переработки растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и дикорастущей конопли, см. коммент. к ст. 10.14);

2) по таким административным наказаниям сроки давности (как общие, так и специальные), указанные в ч. 1 ст. 4.5, необходимо исчислять со дня обнаружения административного правонарушения. Речь идет не только о фактическом обнаружении, но и о составлении соответствующих документов (см. например, коммент. к ст. 28.1-28.3), скажем, протокола об административном правонарушении.

Читать дальше  Соседи пожаловались в органы опеки что делать

3. Особенности правил ч. 3 ст. 4.5 состоят в том, что они:

1) касаются лишь таких административных правонарушений, которые влекут назначение такого вида административного наказания, как дисквалификация (последняя заключается в лишении физических лиц прав занимать руководящие должности в исполнительном органе ЮЛ, входить в состав совета директоров (наблюдательного совета), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению ЮЛ в иных случаях, см. коммент. к ст. 3.11);

2) устанавливают, что физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее:

– одного календарного года со дня совершения административного правонарушения (если административное правонарушение не относится к длящимся);

– одного календарного года со дня обнаружения (если административное правонарушение относится к длящимся).

4. Правила ч. 4 ст. 4.5 подлежат применению, поскольку:

1) против лица (совершившего административное правонарушение) было возбуждено уголовное дело, но впоследствии его прекратили (по любому из обстоятельств, предусмотренных в нормах УПК);

2) в возбуждении уголовного дела было отказано в порядке, предусмотренном нормами УПК.

В соответствии с ними сроки давности (как общие, так и специальные) привлечения к административной ответственности исчисляются, начиная со дня принятия постановления:

– об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела;

– о прекращении уголовного дела, уголовного преследования;

– о прекращении уголовного дела, уголовного преследования в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения. Все указанные постановления должны соответствовать (по содержанию и форме) приложениям к УПК.

5. Применяя правила ч. 5 ст. 4.5, нужно учесть, что:

1) ходатайство лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (упомянутое в ч. 5 ст. 4.5):

а) может быть подано как в устной форме, так и в виде письменного заявления;

б) должно быть отражено в протоколе об административном правонарушении, в протоколе судебного заседания и т.п. документах, ведение которых необходимо по закону при производстве дела об административном правонарушении (см. коммент. к ст. 29.8);

в) подается лишь постольку, поскольку дело об административном правонарушении рассматривается вне места жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу (при этом место жительства определяется по правилам ст. 20 ГК);

2) они предписывают приостановить течение срока давности (как общего, так и специального по данному делу):

а) с момента удовлетворения упомянутого ходатайства судьей, органом, должностным лицом (о чем выносится соответствующее определение);

б) до момента поступления материалов дела судье (в орган, должностному лицу) по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Момент этот определяется исходя из данных, указанных в постановлениях и определениях, составляемых (выносимых) при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении (см. коммент. к ст. 29.9).

6. Верховный Суд (в п. 14 Пост. N 5) обратил внимание на следующие особенности применения ст. 4.5:

1) сроки давности указанные в ст. 4.5:

являются безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении. При этом не может быть удовлетворено ходатайство лица, в отношении которого составлен протокол по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по существу;

исчисляются по общим правилам исчисления сроков – со дня следующего за днем совершения деяния (за днем обнаружения правонарушения). Если правонарушение выразилось в бездействии – со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности;

начинают течь с момента наступления указанного в нормативном акте срока (если обязанность не была выполнена к установленному этим актом сроку);

текут без приостановления. Единственный случай их приостановления предусмотрен в ч. 5 ст. 4.5. При этом, удовлетворяя ходатайство о рассмотрении дела по месту жительства лица, судья не должен выносить процессуальный документ о приостановлении течения срока давности;

1) длящимся является такое административное правонарушение, которое выражается в длительном непрекращающимся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей возложенных на нарушителя законом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением;

2) днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения;

3) КоАП не предусматривает возможности перерыва срока давности привлечения к административной ответственности.

О практике арбитражных судов по применению ст. 4.5 (а также ст. 24.5) см. пункты 18-20 Пост. N 2 и п. 21 Пост. N 10.

+7 (499) 653-60-72 доб. 740

бесплатный звонок по России

для Москвы и Московской обл.

+7 (499) 653-60-72 доб. 740

для Москвы и Московской обл.

8 (800) 500-27-29 доб. 717

бесплатный звонок по России

8 (800) 500-27-29 доб. 717

+7 (499) 653-60-72 доб. 740

бесплатный звонок по России

для Москвы и Московской обл.

+7 (499) 653-60-72 доб. 740

для Москвы и Московской обл.

8 (800) 500-27-29 доб. 717

бесплатный звонок по России

Главная » Судебные вопросы » Cрок давности административного правонарушения. Истечение срока давности.

Cрок давности административного правонарушения. Истечение срока давности.

Понятие срока давности может фигурировать в уголовном, гражданском и административном праве. В Кодексе об АП есть статьи, рассказывающие о сроках давности совершенных проступков.

Если истекает установленный законом период времени, то правоохранительные органы не смогут привлечь нарушителя к ответственности. Стоит отметить, что срок давности административного правонарушения, в отличие от других видов нарушений, имеет гораздо меньшую длительность. Это обусловлено минимальной или слабой степенью общественного вреда административных правонарушений.

Содержание:

  1. Общие сроки давности исполнения административного наказания.
  2. Специальные сроки.
  3. Отсрочка административного наказания и рассрочка административного штрафа.
  4. Длящиеся правонарушения.
  5. Давностный срок штрафов ГИБДД.

Сроки могут регулироваться (повышаться) в связи с большим количеством дополнительных нюансов. Они связаны со специфичностью нарушения и тем, относится ли нарушение к одной из сфер, предполагающей повышенный срок, или нет.

Читать дальше  Нужна ли лицензия на вывоз строительного мусора

Общий срок давности административного правонарушения

Законодательный акт, используемый при рассмотрении административных дел и регулирующий порядок определения сроков давности – КоАП РФ, а конкретно положения статьи 4.5. Здесь изложены вопросы применения СД в административном делопроизводстве.
Если рассматривать сроки давности исполнения административного наказания согласно положениям вышеупомянутой статьи в общем виде, то исчисление будет выглядеть так:

1. 2 месяца – срок привлечения к ответственности (3 месяца с учетом судебного рассмотрения, когда решение принимает судья).

2. 2 года – положенное наказание приводится в исполнение.

Специальные сроки


Общие и специальные сроки назначения административных наказаний различаются. Мы разобрались с первыми. Специальные сроки также регламентированы законодательством.
Законность увеличения срока наказания указана в статье 4.5 КоАП. Причем существует достаточно длинный список того, что является исключением. В целом, большинство этих исключений имеет срок длительностью 12 месяцев со дня нарушения. Среди них те, которые так или иначе касаются следующих сфер:

Гео-, карто- графические и другие схожие ошибки или незаконные действия с соответствующими реестрами;

Иммиграционные незаконные действия;

Защита прав потребителей;

Законодательство о страховании;

Выборная процедура, порядок референдумов;

Инвестиционная деятельность и работа других фондов, некоммерческие партнерства;

Продажа акцизной продукции;

Соблюдение норм безопасности;

  • Организация массовых мероприятий (митинги).
  • В пункте 1-ом также установлены сроки давности длительностью 1 год в случае угрозы здоровью населения, посягательства на авторские права, нарушения экспортных условий. Такая же длительность предусмотрена в отношении дел, касающихся экологии, предпринимательства, налогообложения, деятельности лотерей и азартных игр.
    В сфере финансов – это 2 года. Нарушения Таможенного кодекса РФ, операций с валютой, бухгалтерские ошибки, уклонение от выплаты алиментов, а также причинение побоев физическому лицу. По делу коррупции, терроризма и содействия терроризму – 6 лет.

    Отсчет начинается с даты совершения проступка. Если виновное в проступке лицо понесло наказание (приняло и исполнило), то оно считается «белым», как будто не было привлечения к ответственности вообще.

    Если говорить по-другому, то гражданин может считаться, привлеченным к административной ответственности, после вынесенного постановления + время, выделенное на исполнение ответственности + 12 месяцев спустя с момента факта «расплаты». Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию начинается после этого периода.

    Привлечение к ответственности после окончания срока считается незаконным. При инициировании такого дела процедуру немедленно завершают. Это прописано в статье 24.5 пункте 1.6.

    Постановление утрачивает свою силу спустя 2 года с момента вынесения. Его нереализованность в течение этого срока приравнивается к аннулированию. По данному правонарушению привлечь лицо уже не получится (статья 4.1 пункт 5).

    Отсрочка административного наказания и рассрочка административного штрафа

    Отсрочка административного наказания предусмотрена в случае, когда имеются обстоятельства, по которым выполнение постановления невозможно в рамках указанного периода. Тогда тот, кто вынес постановление вправе отсрочить выполнение не более чем на 1 месяц.

    Рассрочка административного штрафа назначается в связи с материальным положением наказуемого. Выдается также либо судьей, либо должностным лицом продолжительностью до 3-х месяцев.

    Все это не предусмотрено для не резидентов РФ, которым помимо штрафа назначено выдворение из страны. Резиденты РФ, совершившие нарушение по статьям 11.26, 29; 12.9, 6 также не могут рассчитывать на рассрочку или отсрочку.

    Длящиеся правонарушения


    Длящимся правонарушением является нарушение, которое совершается на протяжении большого срока и не кончается, пока уполномоченное лицо не обратит на него внимание. (Постановление Пленума Верховного Суда №5 пункт 14).
    То есть, законодательные нормы конкретно определяют сроки обязанности. Если исполнения не последует, то с завершения данного времени начинает свой счет давностный срок по административному правонарушению.
    Итак, период давности при длящемся административном правонарушении начинает считаться с момента обнаружения, а не фактического совершения проступка. Момент обнаружения – день, когда был составлен и подписан протокол.

    Давностный срок штрафов ГИБДД

    Наиболее частые штрафы – за нарушение ПДД. Как и большинство административных, оплачиваются до истечения 2-х месяцев. Оплата штрафа в первые 20 дней уменьшает сумму на половину. (Кодекс о АП статья 32.2). Спустя 10 дней после того, как постановление выдано начинается счет дней.
    Если штраф не был заблаговременно уплачен, судебный пристав возбуждает исполнительское производство. Чтобы в добровольном порядке выплатить долг уклонисту выделяется 5 дней. С этого момента пристав следит за всеми доходами и всем имуществом должника. Если сумма долга равна 10 000 рублей и больше , приставом накладывается временный запрет на выезд нарушителя за пределы страны.
    Итак, срок давности – 2 месяца , при участии суда – 3 месяца , а при обычном нарушении, взыскании средств с нарушителя, – лимит составляет 2 года с дня постановления об административном взыскании. Длительность обжалования разнится в зависимости от органов:

    10 суток у начальника ГИБДД;

    Инспектор обязан выписать штраф сразу же, потому что через 2, и конечно же 3 месяца привлекать нарушителя к ответственности будет бесполезно.

    Пример. 14 февраля 2016 год. Инспектор увидел превышение скорости. Он остановил мужчину и оштрафовал. Актуальным штраф стал 14 января (обжалования не было). С 25 февраля пошли дни срока давности, который перестал действовать ровно через 2 года – 25 февраля 2018. Никто за это период не пытался взыскать с него деньги и принудительно привлечь к ответственности. Инспектор совершил неправомерное действие, потребовав уплату после пройденного срока давности. Мужчина никак не уходил от ответственности, потому что его даже не искали. А постановление уже не имело силы.

    Сроки давности по штрафованию с камер видео наблюдения не имеют каких-либо коренных отличий от традиционного штрафования. Одна особенность – нет законной возможности посадить злостного должника на 15 суток под арест.

    Нарушив законодательство, человек обязан понести ответственность, которую установят уполномоченные лица. Давность предъявления можно обжаловать до 60 дней , а давность исполнения постановления – 2 года. Иногда срок давности позволяет избежать заслуженного наказания. Это происходит исключительно по вине правоохранительных органов.

    Не стоит надеяться на такие случаи и тем более целенаправленно пытаться уходить от ответственности, «пережидать» и скрываться на протяжении 2 лет – в таком случае наказание для уклониста может быть еще суровее.

    Понятие сроков давности используется как в гражданском, так и в уголовном и административном праве. Учитывая отсутствие или минимальный уровень общественной опасности административных правонарушений, сроки давности по ним значительно ниже, чем могут быть в гражданских и, тем более, уголовных процессах. Тем не менее, вопрос их применения строго регламентирован действующим российским законодательством. Также, применение сроков давности по административным проступкам может зависеть от целого ряда дополнительных нюансов.

    Читать дальше  Перечень документов для получения мат капитала

    Правовое регулирование сроков давности по административным делам

    Основным законодательным актом, который регулирует понятие сроков давности и их применение по отношению к административным правонарушениям, является непосредственно КоАП РФ. В частности, вопросы применения сроков давности в административном делопроизводстве рассматриваются конкретно положениями ст. 4.5 КоАП РФ. Данная статья раскрывает исчерпывающий общий порядок применения сроков давности к административным правонарушениям, а также даёт полный перечень ситуаций, в которых может применяться особый порядок рассмотрения дел и исчисления сроков давности по таковым.

    Понятие сроков давности, а также практика их применения в административном делопроизводстве является куда более простым и часто используемым в сравнении с уголовными делами. Обеспечивается это отсутствием общественной опасности в административных правонарушениях и, как следствие, меньшим размером возможных наказаний в большинстве случаев.

    В целом, согласно положениям вышеупомянутой статьи КоАП, сроки давности по делам, касающимся административных правонарушений в общих случаях составляет два месяца с момента совершения такового наказуемого деяния. В случае же, если вопрос о наличии состава административного правонарушения должен быть разрешён непосредственно судьёй – то срок давности исчисляется тремя месяцами с момента совершения проступка.

    Следует различать понятие сроков давности, которые применяются к правонарушению, за которое ещё не было назначено наказание со сроком действия административного наказания.

    Срок действия административного наказания

    Различия между административным наказанием и сроком давности по административным правонарушениям является крайне важным в некоторых ситуациях. В частности, учитывая тот факт, что совершение повторного административного нарушения в период действия наказания является отягчающим обстоятельством и может влечь за собой более тяжелые последствия и санкции, накладываемые по решению суда. Кроме этого, существует и ряд других нюансов, которые вызывают определённые ограничения на время действия административного наказания.

    Порядок длительности административного наказания рассматривается положениями ст. 4.6 КоАП РФ, каковая предусматривает его в едином формате. А именно – длительность административного наказания составляет год со дня составления постановления о применении административного наказания. По прошествии такового года административное наказание снимается и лицо не может подвергаться никаким возможным ограничениям по причине несения им административной ответственности в прошлом. То есть – считается полностью не подвергавшимся административной ответственности.

    Если в качестве административного наказания был выбран арест, максимальная длительность какового по административным правонарушениям может составлять лишь 30 суток, общая длительность наказания всё равно составляет год.

    Исключения из общеустановленных сроков давности

    Возможность применения сроков давности увеличенного размера по отношению к отдельным видам административных правонарушений прямо предусматривается положениями ст. 4.5 КоАП РФ. При этом перечень возможных ситуаций, в которых применяется увеличенная длительность ответственности, крайне широк. В целом, в общих случаях исключений, рассматриваемых частью первой вышеупомянутой статьи, срок давности по означенным административным правонарушениям составляет год с момента совершения проступка.

    В качестве примера таковых исключений можно привести нарушения, касающиеся:

    • Географических, картографических и иных сходных ошибок или неправильных действий с соответствующими реестрами;
    • Иммиграционного законодательства;
    • Защиты прав потребителей;
    • Страхового законодательства;
    • Порядка проведения выборов и референдума;
    • Инвестиций и деятельности иных фондов и некоммерческих организаций;
    • Ряда коррупционных действий;
    • Реализации подакцизных товаров и иных четко означенных веществ;
    • Соблюдения нормативов безопасности;
    • Проведения массовых мероприятий и митингов.

    Двухгодичный срок давности устанавливается для правонарушений, которые касаются ведения бухгалтерского учёта, бюджетных мероприятий, таможенных правоотношений и валютного регулирования. К проступкам, связанным с деятельностью и управлением политических партий предусматривается применение трёхлетнего норматива о сроках давности, а в делах, касающихся финансирования террористической деятельности или нарушения антикоррупционных нормативов, применяются сроки давности размером в шесть лет с момента исполнения правонарушения.

    Порядок расчета сроков давности для длящихся административных проступков является иным, чем для длящихся уголовных преступлений. Вне зависимости от того, было ли завершено течение длящегося проступка, либо он продолжает иметь место, сроки давности высчитываются с момента начала совершения такового правонарушения.

    Приостановление порядка течения и исчисления сроков давности по административным правонарушениям также не зависит от того, скрывается ли подозреваемое в совершении такового правонарушения лицо от правосудия, или нет. И допускается исключительно в единственном случае. Таковым случаем является перенос места рассмотрения дела относительно правонарушения по ходатайству подозреваемого в нём лица для рассмотрения по его месту жительства. В иных ситуациях никакие иные факторы не могут служить основанием для прекращения исчисления сроков давности.

    Отдельные нормативы по исчислению сроков давности и дополнительные ограничения, касающиеся момента начала их исчисления, затрагивают вопросы правонарушений, совершённых на территории Антарктики, применения допинга участниками спортивных соревнований, а также некоторых других вопросов, касающихся государственных оборонных заказов.

    В целом же, как уже оговаривалось выше, по большинству правонарушений административного характера применяются двухмесячные сроки давности, по истечении которых лицо не может быть привлечено к ответственности. Тем не менее, следует помнить, что применение сроков давности возможно, как по инициативе ведущего делопроизводство органа, так и по ходатайству самого подозреваемого в свершении административного проступка.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Adblock detector