Содержание
Общедомовые счётчики учёта тепла – метрологические устройства, обязательные к установке во всех многоквартирных домах. Это прописано в Федеральном законе 261-ФЗ, принятом к исполнению 23 ноября 2009 года, и направленном на повышение эффективности использования энергоресурсов. Тепловые счётчики обеспечивают контроль над потреблением тепла жильцами МКД, и позволяют рассчитать стоимость обогрева каждой квартиры в отдельности. Учитывая, что речь идёт о технически сложных устройствах, приборы теплового учёта нуждаются в регулярной проверке. Разберёмся, с какой периодичностью и как проводится эта процедура, кто оплачивает обслуживание общедомовых счётчиков.
Оплата установки счётчиков в многоквартирных домах возлагается на собственников жилья, при этом каждый владелец вправе поставить измерительный прибор в принадлежащей ему квартире. Общедомовые измерительные устройства ставятся на входном коллекторе, который обеспечивает подведение теплоносителя к дому. Индивидуальные – на трубах отопления, ведущих в определённую квартиру.
Для установки тепловых счётчиков характерны такие моменты:
Согласно статистическим данным, установка тепловых счётчиков сокращает расходы на оплату отопления примерно на 30%.
Поверка метрологических устройств – это комплекс мероприятий, направленный на выявление погрешностей в работе и определение точности показаний. Вне зависимости от того, где установлен прибор учёта тепла, процедура проверки его работоспособности проводится только специалистами, имеющими необходимое оборудование и разрешение на проведение таких работ.
Существует 3 периодичности проверки теплосчётчиков:
Общий срок эксплуатации таких устройств составляет 12-14 лет в зависимости от разновидности счётчика.
Закон допускает проведение внеплановых инспекционных испытаний теплосчётчика, если наблюдаются сильные расхождения показаний со среднестатистическими нормами. Инициируется инспекционная поверка представителями службами метрологического контроля, поводом обычно является жалоба жильцов дома на повышенные тарифы по оплате услуг ЖКХ.
Нужно понимать, что слесарь ЖЭК, занимающийся обслуживанием общедомового имущества не вправе выполнять подобные поверки. Это технически сложная процедура, к выполнению которой допускаются специалисты и компании, прошедшие госаккредитацию. Сюда относятся:
С любой, из перечисленных организаций, управляющая компания может заключить договор на регулярное обслуживание приборов общедомового учёта или пользоваться разовыми услугами специалистов.
Поверка выполняется в строгом соответствии с предусмотренным техническим регламентом, и производится в такой последовательности:
Факт исправности теплоизмерительного прибора подтверждается отдельным актом, который подписывается главным инженером тепловых сетей.
Показания теплового счётчика считаются достоверными в течение всего межповерочного интервала. По истечении этого периода, любые измерительные приборы признаются непригодными для последующей эксплуатации, следовательно, снятые показания и выставленные счета за отопление считаются недействительными.
Приборы теплового учёта различаются по способу действия и базовой комплектации. К основным элементам относятся:
Поверка производится для каждого из вычислительных приборов в отдельности, и к оплате выставляется общая сумма. В стоимость тестирования входят:
Тарифы на выполнение работ, каждая из аккредитованных организаций устанавливает самостоятельно. Например, цена поверки теплового счетчика в Москве и центральных регионах варьируется в пределах 20 000-50 000 рублей, в зависимости от типа счётчика и перечня оказанных услуг.
Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в данной статьей могла устареть. Вместе с тем каждая ситуация индивидуальна.
Вопрос :
Ресурсоснабжающая организация установила общедомовые приборы учета (отопление и горячее водоснабжение) в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении" и предлагает управляющей компании принять эти приборы эти приборы в эксплуатацию.
Подскажите, пожалуйста, есть ли законное основание у ресурсоснабжающей организации требовать от управляющей компании подписывать акт первичного ввода?
Установленные приборы учета: дата изготовления июль 2013г., установлены в июле 2014г. поверочный интервал 4 года, дата следующей поверки июль 2017г. Приборы в эксплуатацию хотят ввести с января 2015г. Как только мы принимаем прибор учета, обязанность по поверке ложится на управляющую компанию, а оплачивать должны собственники. Регламентируется ли нормативными актами факт установки прибора учета, у которого поверочный интервал почти наполовину прошел? Можно ли устанавливать и принимать в эксплуатацию такие приборы учета?
Ответ :
После 1 января 2013 ресурсоснабжающие организации сами устанавливают общедомовые приборы учета.
Принимать общедомовые приборы учета в многоквартирном доме установленные ресурсоснабжающей организацией должна управляющая организация, после подписания акта приемки в эксплуатацию, техническая документация на прибор учета должна быть передана в управляющую организацию.
В данной ситуации у управляющей организации есть основание для отказа подписания акта принятия общедомового прибора в эксплуатацию, если заводской гарантийный срок просрочен.
В соответствии с ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении"собственники обязаны обеспечить оснащение своих домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию".
Подкрепляет это утверждение и ст. 158 Жилищного кодекса РФ собственники помещения в многоквартирном доме обязаны нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения".
Согласно п. 38_1. «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» (Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491) (далее – Правила N 491) в случае если собственники помещений в многоквартирном доме до 1 января 2013 года не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с ч. 12 ст. 13 Федерального закона "Об энергосбережении" и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов.
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов (т.е. собственник объекта, при эксплуатации которого потребляются коммунальные ресурсы, в т.ч. жилого дома – п. 5 ст. 13 Закона "Об энергосбережении") должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
В силу пп. "к" п. 11 Правил 491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной игорячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В силу п. 5 Правил N 491 установленные коллективные (общедомовые) приборы учета коммунальных ресурсов входят в состав общего имущества многоквартирного дома.
Порядок ввода общедомовых приборов учета тепловой энергии эксплуатацию определен п. 7 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и п.п. 61-73 «Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя», Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 (далее – Правила N 1034).
Ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией в следующем составе :
– представитель теплоснабжающей организации;
– представитель организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета.
При отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается акт ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя.
Акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты, его подписания (п.п. 67-68 Правил N 1034).
При приемке в эксплуатацию общедомового прибора учета срок первичной поверки, которого превышает 18 месяцев (или другой срок в паспорте) Вы вправе, потребовать от ресурсоснабжающей организации провести поверку этого прибора, потому что заводской срок гарантии на этот прибор 18 месяцев, потому что в каких условиях он хранился Вам неизвестно.
Так же Вы можете предложить установить другой прибор учета с непросроченным гарантийным сроком.
Гарантий срок на прибор у чета указан в паспорте, он может быть и другим.
В соответствии с п. 10.1 ГОСТ Р 51649-2000 (Теплосчетчики для водяных систем теплоснабжения)изготовитель гарантирует соответствие теплосчетчиков требованиям настоящего стандарта и технических условий на теплосчетчики конкретного типа при соблюдении условий эксплуатации, хранения и транспортирования.
Гарантийный срок эксплуатации теплосчетчиков – 18 мес. с даты ввода их в эксплуатацию (п. 10.2 ГОСТ Р 51649-2000).
Так что у Вас есть основание для отказа подписания акта принятия общедомового прибора в эксплуатацию.
Любое метрологическое устройство, которое занимается учетом показаний, нуждается в подтверждении работоспособности. Поверка теплосчетчиков — обязательная процедура, позволяющая получить информацию о функционировании устройства .
Проверка избавляет от необходимости замены ИПУ на новый, ведь констатация работоспособности стоит существенно меньше. Проведение экспертизы должно осуществляться по существующим правилам, иначе механизм не будет признан годным к дальнейшей эксплуатации.
Существует несколько вариантов подтверждения правильного функционирования, которые прибор может проходить на разных этапах:
В зависимости от модели и производителя существуют конкретные сроки, устанавливаемые от заводской (первичной) до периодической диагностики. Чаще всего встречаются следующие варианты:
От срока службы зависит количество возможных экспертиз работоспособности.
В бытовом секторе одной из наиболее популярных моделей считается счетчик тепла «Марс», этот аппарат удачно соединяет в себе приемлемую цену с высоким качеством
Совет! Чем больше временной промежуток до очередной поверки, тем выгоднее. Это объясняется периодом окупаемости, после которого наступает реальная экономия.
Услуги по проведению диагностики могут предлагать разные фирмы, но действительным будет результат, полученный от организации с сертификатом (лицензией) на проведение подобных работ.
Чтобы поверить теплосчетчик, нужно обращаться в следующие учреждения:
При выборе подходящего варианта необходимо обращать внимание на ряд факторов: наличие разрешающих документов, удаленность подрядчика и цена процедуры. Конечная стоимость складывается в зависимости от комплекса предоставляемых услуг. Если собственник сам привозит и забирает счетчик, растраты будут минимальны.
После получения предписания от сбытовой организации или при возникновении потребности во внеочередной поверке владелец жилого помещения должен соблюдать следующую инструкцию:
Когда акт ввода в эксплуатацию передан в обслуживающую компанию, показания учитываются для расчета потребленного ресурса.
Очередность действий при проверке работоспособности теплового ИПУ
Современные технологии значительно расширили возможности проведения экспертизы работоспособности ИПУ. Некоторые приборы учета проходят диагностику непосредственно на дому. Но выполнить поверку счетчика тепла без снятия невозможно.
Это объясняется действующими схемами проведения процедуры, которые утверждены государственными нормативными актами. Любые фирмы, которые предлагают выполнить работу прямо в квартире, вводят пользователей в заблуждение.
Решение, нужно ли собственникам квартир платить за диагностику единого измерительного устройства, всегда вызывает множество споров. Порядок действий отражен в Постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. Пункт 34(д) содержит следующие предписания:
При необходимости внесение суммы за процедуру проверки происходит в виде единого целевого взноса или платеж распределяется на определенный период и вписывается в квитанции.
No related posts.