Содержание
Когда человек сталкивается с трудностями в достижении какой-либо цели, он ищет любые способы преодолеть их. И зачастую эти способы бывают незаконными или весьма сомнительными. Поэтому взятка, то есть получение каких либо незаслуженных или даже противозаконных преимуществ путем их «покупки» у уполномоченного лица, является очень распространенным преступлением. Хуже всего во взятке то, что благодаря ей наиболее сильно развивается коррупция, которая значительно вредит любой сфере государственной деятельности.
Законодательством Российской Федерации взятка рассматривается как уголовно наказуемое преступление. При этом само по себе определение «взятка» в Уголовном Кодексе Российской Федерации весьма гибкое и сложное. Звучит оно следующим образом:
Взятка — получение должностным лицом или иностранным должностным лицом лично или через посредника материальных благ в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера за совершение действий в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям, а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Для человека, знакомящегося с понятием взятки впервые, это определение будет непонятно. Поэтому рассмотрим каждую его часть в отдельности.
Взятку можно передать любому лицу, занимающему высокую должность и способному оказать взяткодателю какую — либо услугу. При этом не имеет никакого значения, какую должность это должностное лицо имеет: будь то сотрудник ГИБДД или министр, статья в любом случае будет одинаковой.
Стоит так же отметить такого возможного фигуранта, как «иностранное должностное лицо». Таковым может выступать любой иностранный гражданин, имеющий какую — либо административную должность и способный оказывать услуги. Таким образом законы РФ карают за взятку даже лицу, не являющемуся гражданином России — важен лишь факт незаконности взятки.
Ну и последнее, но не менее важное дополнение — передача взятки посреднику. Много споров вызывает вопрос — а виноват ли посредник в передаче взятки? Это уже устанавливает суд в ходе разбирательства. При этом если будет доказано, что получатель взятки и посредник действовали по сговору или участвовали в организованном бандформировании, то наказание за взятку значительно ужесточится. В целом посредничеством занимается статья 291.1 УК РФ.
Практически все, что угодно. Определение «Взятка» — одно из самых гибких и обширных в Российском законодательстве. Взяткой могут быть:
И многое другое. Однако взятка не обязательно должна быть какой — то вещью. Она так же может выглядеть как какая — то услуга, как законная, так и противоречащая Российскому законодательству.
Самый важный вопрос — это сам размер взятки. Она делится по размеру на значительную, крупную и особо крупную. Значительной взяткой считается передача материальных благ общей стоимостью выше 25000 рублей, крупной взяткой — свыше 150000 рублей, особо крупной — свыше 1000000 рублей. Именно размер взятки определяет тяжесть преступления и наказание за него. Размер взятки в иностранной валюте рассчитывается по курсу, актуальному в день получения этой самой взятки.
Передача взятки имеет собственную статью в УК РФ под номером 290. Она достаточно длинная и при этом весьма подробная, в ней четко обозначены различные типы взяток и наказания за них.
Рассматривает взятку без каких — либо отягчающих обстоятельств. Часть первая статьи 290 УК РФ отличается тем, что дает основные определения взяточничества и определяет список лиц, которых можно обвинить в получении взятки.
Вторая часть рассматривает получение взятки в значительном размере, то есть свыше 25000 рублей.
Виды наказания:
В третьей части рассматривается взятие взятки за любое уголовно наказуемое или иное преступление.
Виды наказания:
Рассматривает вышеописанные преступления совершенные либо лицом, занимающим государственную должность, либо руководителем органа местного управления.
Виды наказания:
Пятая часть статьи 290 УК РФ рассматривает иные виды взятки, такие как:
Виды наказания:
Рассматривает взятки свыше миллиона рублей (взятки особо крупного размера).
Виды наказания:
Адвокат по уголовным делам. Опыт работы в данном направлении с 2006 года.
наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, или в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.
Полный текст ст. 290 УК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 290 УК РФ.
1. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе –
наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от десятикратной до двадцатикратной суммы взятки или без такового.
2. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере –
наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.
3. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) –
наказывается штрафом в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере сорокакратной суммы взятки.
4. Деяния, предусмотренные частями первой – третьей настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, –
наказываются штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере пятидесятикратной суммы взятки.
5. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой настоящей статьи, если они совершены:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) с вымогательством взятки;
в) в крупном размере, –
наказываются штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.
6. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой и пунктами "а" и "б" части пятой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, –
наказываются штрафом в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.
Примечания. 1. Значительным размером взятки в настоящей статье, статьях 291 и 291.1 настоящего Кодекса признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером взятки – превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером взятки – превышающие один миллион рублей.
2. Под иностранным должностным лицом в настоящей статье, статьях 291 и 291.1 настоящего Кодекса понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.
1. Состав преступления:
1) объект: установленный порядок функционирования органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, а также Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации, законодательных, исполнительных, административных или судебных органов иностранного государства, публичных международных организаций; авторитет государственной власти;
2) объективная сторона: действия, выражающиеся в получении должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе. Обязательным элементом состава преступления является предмет, к которому относятся: деньги, ценные бумаги, иное имущество, а также услуги имущественного характера и имущественные права;
3) субъект: специальный. К субъектам взятки относятся: 1) должностные лица (понятие должностного лица см. в комментарии к статье 285 УК РФ), иностранные должностные лица (любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия), должностные лица публичной международной организации (международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени). В ч.5-6 комментируемой статьи субъектом преступления, наряду с указанными лицами, является лицо, занимающее государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта РФ, а равно глава органа местного самоуправления. В ч.4 субъектом преступления является только лицо, занимающее государственную должность, либо глава органа местного самоуправления. Во всех случаях обязательным признаком субъекта преступления должно быть наличие служебных полномочий по совершению действия (бездействия), за совершение которого лицо получает взятку, либо в силу должностного положения возможности способствовать таким действиям (бездействию);
4) субъективная сторона: характеризуется прямым умыслом.
Преступление считается оконченным с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей. Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лица, пытавшегося получить предмет взятки, содеянное им следует квалифицировать как покушение на получение взятки. Не может быть квалифицировано как покушение на получение взятки высказанное намерение лица получить незаконное вознаграждение в случаях, когда лицо для реализации высказанного намерения никаких конкретных действий не предпринимало.
К квалифицирующим признакам преступления относятся:
1) получение взятки в значительном размере (ч.2). Значительный размер взятки определен примечанием к комментируемой статье и составляет сумму, превышающую 25 тысяч рублей;
2) получение взятки за незаконные действия (ч.3);
3) получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления (ч.4). Государственные должности РФ устанавливаются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственными органами РФ. Государственные должности субъектов РФ устанавливаются конституциями (уставами) и законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственными органами субъектов РФ;
4) получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (п."а" ч.5);
5) получение взятки с ее вымогательством (п."б" ч.5);
6) получение взятки в крупном размере (п."в" ч.5). Крупный размер взятки определен примечанием к комментируемой статье и составляет сумму, превышающую 150 тысяч рублей.
7) получение взятки в особо крупном размере (ч.6). Особо крупный размер взятки определен примечанием к комментируемой статье и составляет сумму, превышающую 1 миллион рублей.
2. Применимое законодательство:
1) Конституция РФ (главы 4-7 – указание на лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации);
2) ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 36 – понятие главы органа местного самоуправления);
3) ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской Федерации" (ст. 2.1 – требования к государственным должностям субъектов РФ);
4) ФЗ "О противодействии коррупции";
5) Указ Президента РФ от 11.01.95 N 32 "О государственных должностях Российской Федерации";
6) Указ Президента РФ от 04.12.2009 N 1381 "О типовых государственных должностях субъектов Российской Федерации";
7) указание Следственного комитета при прокуратуре РФ от 29.12.2008 N 7/224 "Об организации работы в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в сфере противодействия коррупции".
3. Судебная практика:
1) постановление ВС РФ от 09.07.2013 N 24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях";
2) Ангарским городским судом (Иркутская область) (приговор от 27.02.2012) гр.М. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 290 УК РФ (в редакции Федерального закона РФ от 04.05.2011 N 97-ФЗ), с назначением ему наказания с применением ст. 64 УК РФ в виде штрафа в размере 10-ти кратного размера взятки, а именно 29800 (двадцати девяти тысяч восьмисот) рублей с рассрочкой его выплаты равными частями по три тысячи семьсот двадцать пять рублей на срок восемь месяцев, с лишением права занимать должности на государственной службе, связанные с осуществлением функций представителя власти, сроком на 1 год 6 месяцев;
________________
URL: http://docs.pravo.ru/document/view/24763149/24351682/
3) Правобережным районным судом г.Магнитогорска (Челябинская область) (приговор от 26.11.2010) гр.Р. признан виновным в совершении восьми преступлений, предусмотренных ч.2 ст. 290 УК РФ с назначением ему наказания за каждое из совершенных преступлений в виде лишения свободы на срок три года с лишением права заниматься педагогической деятельностью на срок шесть месяцев;
________________
URL: http://docs.pravo.ru/document/view/18136631/15791198/
4) Приокским районным судом г.Нижний Новгород (Нижегородская область) (приговор от 17.11.2006) гр.Г. признан виновным совершении двадцати преступлений, предусмотренных ст. 290 ч.3 УК РФ, и одного преступления, предусмотренного ст. 290 ч.3 УК РФ.
________________
URL: http://docs.pravo.ru/document/view/20006184/40967379/
Если у вас остались вопросы по статье 290 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.
Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.
Довольно часто встречается два типа людей. Одни считают, что все возможно решить за деньги или другие материальные блага. Другие готовы «помочь» в любых вопросах за вознаграждение даже если для этого придется преступить закон, нарушить данные при поступлении на службу и работу клятвы и присяги, обещания выполнять свой долг честно, работать на благо общества и государства. Первым, возможно, придется отвечать за дачу, а вторым – за получение взятки.
За период январь-сентябрь 2018 года правоохранителями зарегистрировано 1 490,9 тыс. преступлений, 0,7% из них – факты, связанные со взяточничеством (10 179). Из этого внушительного количества 2 974 – это получение взятки. Их число возросло на 8,9%.
За это преступление ответственность установлена сразу двумя нормами УК РФ – ст. 290 «Получение взятки» и 291.2 «Мелкое взяточничество». Составы этих преступлений фактически одинаковы, разница – в сумме взятки: по ст. 291.2 наказывается получение взятки до 10 тыс. руб., по ст. 290 – более этой суммы. Административной ответственности за это деяние не существует.
Взяткой применительно к уголовному праву называют незаконное вознаграждение, получаемое должностными лицами за различные действия, бездействие, сопряженные с осуществлением ими полномочий по службе. Это всегда материальная выгода для ее получателя, имеющая денежное выражение.
Таким образом, для ответственности по УК вознаграждение должно быть:
Состав преступления – наличие четырех обязательных составляющих (объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона). При отсутствии одной из составляющих, наказание не последует.
Объектом рассматриваемого преступления, то есть тем, чему наносится непосредственный вред совершенным деянием, выступает нормальная, в соответствии с требованиями закона деятельность органов государственного аппарата.
Из определения взятки следует вывод, что субъектом ее получения, то есть тем, кто может привлекаться к ответственности за это преступное деяние, может являться специальный субъект. К нему, помимо общих требований о возрасте наступления ответственности (16 лет) и вменяемости, предъявляются специфические требования. По ст. 290 будут отвечать:
Субъективной стороной (отношением самого преступника к содеянному) здесь бывает только прямой умысел. Виновный не может не осознавать, что против установленных законом норм и правил получает ценности за действия или бездействие, связанные с его службой, его проступок наносит вред эффективному и отлаженному механизму управления государством, желает его наступления. Здесь имеет место только корыстный мотив.
Объективная сторона (те действия, которые образуют преступное деяние) состоит непосредственно в получении взятки.
Взятка может быть получена за:
Окончание преступления законодатель связывает с принятием взяткополучателем уже части оговоренного объема ценностей. Сам момент передачи – до или после обещанных действий или бездействия, выгодных и желаемых для дающего – значения для оценки деяния не имеет. Не принимается во внимание также, выполнил ли взяткополучатель обещанное, получил ли он возможность распоряжаться полученным как своим собственным.
В зависимости от предмета взятки момент завершения получения взятки условно можно подразделить на следующие:
При получении части оговоренной взятки, взяткополучателю вменяется вся сумма, которая предполагалась, а не только та, которую он получил. Факт пресечения преступления до получения оставшейся части – не причина оценивать содеянное как покушение на ст. 290. Это согласуется с мнением Верховного суда, изложенного в Постановлении Пленума по коррупционным преступлениям.
Именно поэтому обычно сотрудники органов не вмешиваются в процесс получения взятки до принятия ее хоть и мизерной части, позволяют фигуранту ее принять, после чего пресекают дальнейшее совершение преступления.
Покушение на получение взятки — когда оно не состоялось по объективным причинам, которые не зависели от взяткополучателя, при том, что со своей стороны он сделал все, чтобы ее получить. Покушение вводит ограничение на назначение наказания за получения взятки на не более три четверти от самого сурового по ст. 290 УК РФ.
К покушению в данном случае можно отнести, к примеру, получение муляжа денег, копий дорогих предметов и т. д.
Ответственность за получение так называемой «взятки за законные действия» в размере от 10 тыс. рублей, то есть на что взяткополучатель по службе имеет полномочия, предусмотрена ч. 1 ст. 290. Она бывает в виде:
Кара за полученную «взятку за законные действия» в значительном размере (свыше 25 тыс. руб.) последует в соответствии с ч. 2 анализируемой статьи. Это могут быть:
Получение взятки за незаконные действия (бездействие) наказуемо по ч. 3 статьи. Например, прекращение уголовного дела в отсутствие оснований, укрытие преступления, возвращение прав до истечения срока лишения и пр. За это могут последовать:
Четвертой ч. ст. 290 установлена значительно более строгая ответственность за деяния по частям 1-3, совершенные людьми, замещающими:
За это деяние им могут угрожать:
Еще 1 блок усугубляющих наказание обстоятельств представлен ч. 5 ст. 290. Это совершение преступления, предусмотренного частями 1,3 и 4:
За это преступление может последовать:
Наиболее суровое наказание грозит по ч. 6 ст. 290 за деяния по частям 1, 3, 4 и пунктам «а», «б» ч. 5 за получение предусмотренной ими взятки в особо крупном размере (больше млн. руб.):
Дополнительное наказание назначается на усмотрение суда:
Часть статьи 290 | Лишение права занимать должности и заниматься деятельностью, определенными в приговоре (лет) | Штраф, кратный сумме взятки (взятка, умноженная на) |
1 | до 3 | 10-20 |
2 | до 3 | 30 |
3 | до 5 | 40 |
4 | до 7 | 50 |
5 | до 10 | 60 |
6 | до 15 | 70 |
С лишением свободы могут применяться сразу оба вида доп. наказания. С учетом всех обстоятельств и личности виновного суд может вовсе не назначить никакого дополнительного наказания.
Преступления по ст. 290 УК РФ относятся к разным категориям тяжести и, соответственно, имеют различный срок давности привлечения за них к уголовной ответственности, исчисляемый с даты совершения преступления.
Часть ст. 290 УК РФ | Категория тяжести преступления | Срок давности |
1 | Небольшая | 2 года |
2 | Тяжкая | 6 лет |
3 | Тяжкая | 6 лет |
4 | Тяжкая | 6 лет |
5 | Особо тяжкая | 15 лет |
6 | Особо тяжкая | 15 лет |
По истечению этих сроков взяткополучатель наказания за содеянное не понесет, если их течение в предусмотренных законом случаях не приостанавливалось.
Уголовный кодекс не устанавливает конкретной ответственности за действия правоохранителей, провоцирующие должностное лицо принять взятку.
Эти действия совершаются в нарушение правил и порядка реализации оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), нацеленных на установление и закрепление фактов преступного поведения, четко прописанных в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности».
Это передача взятки по согласию должностного лица, когда оно было достигнуто как результат склонения его к получению «мзды» в ситуации, которая говорит о том, что если бы не вмешались сотрудники органов, умысел совершить это деяние не возник бы, и его никто бы не совершил.
Эти условия исключают уголовную ответственность в связи с тем, что в действиях «взяточника» нет состава преступления.
Такая практика наших судов сформировалась, в том числе, с учетом мнения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), рассматривавшего жалобы граждан РФ на необоснованное, противоречащее нормам права привлечение к уголовной ответственности, когда одним из основных доказательств вины являлись именно результаты ОРМ, как и по абсолютному большинству подобных уголовных дел.
Интересен в этом плане ряд решений ЕСПЧ, в частности по делу «Носко и Нефедов против РФ» от 30.10.2014.
Проверки по сообщениям о фактах получения взяток и их расследование относятся к компетенции следователей Следственного комитета РФ.
По общим правилам территориальной подследственности они проводятся по месту совершения преступного деяния, то есть тем отделом СК, на территории обслуживания которого получена взятка.
Сбор, оценка и оформление доказательств совершения преступления происходят по правилам, установленным УПК РФ только уполномоченными сотрудниками правоохранительных органов. Доказательствами могут выступать любые сведения, анализ которых позволит прийти к заключению о том было ли преступление. Их перечень указан в ст. 74 УПК РФ.
Специфическим доказательством именно для уголовных дел о фактах получения взяток и др. являются результаты оперативно-розыскной деятельности, реализуемой по требованиям законодательства, оформленные соответствующим образом. Это одно из важнейших доказательств совершения этих преступлений. Обусловлено это сложностью доказывания факта передачи, получения ценностей, обстоятельств, в которых это происходило.
Однако полномочиями по проведению ОРМ следователи СК не наделены. Их проводят только специально уполномоченные сотрудники правоохранительных органов – полиции, ФСБ, УФСИН и т.д., как самостоятельно в порядке, определенном ФЗ «Об ОРД», так и по поручениям следователей.
Поэтому, можно сказать, что эти органы сопровождают уголовные дела еще со стадии получения сообщения о возможном совершении этого преступления и до направления дела в суд.
Взяточничество, в первую очередь, умаляет авторитет власти, формирует у граждан мнение о возможности избежать ответственности, «решить вопросы» с помощью денег или других материальных благ. Законодательство четко определяет условия ответственности за эти факты, однако существующие сложности в доказывании, множество нюансов, иногда позволяют взяточникам избежать заслуженной уголовной ответственности. С другой стороны эти же обстоятельства способствуют в некоторых случаях излишне строгой ответственности и неверной квалификации действий должностных лиц. Во всех случаях просто жизненно необходимо прибегать к юридической помощи квалифицированных и опытных именно в этой сфере специалистов.
No related posts.