Содержание
Одним из крупнейших перевозчиков Российской Федерации являются «Деловые линии». Несмотря на то, что компания крупная и достаточно опытная, от клиентов часто слышны жалобы, что «Деловые линии» почему-то потеряли перевозимый груз.
Негативные отзывы не работают на имидж организации, поэтому «Деловые линии» предлагают своим клиентам оплатить страхование груза. Застраховать имущество можно на все время перевозки, и не важно, какой вид транспорта используется и в какие сроки производится доставка. Агент сделки – «Группа Ренессанс страхование».
Условия страхования Ренессанс следующие:
Застраховать сроки можно только на междугороднюю доставку. Сделать это можно только после того, как сам груз будет застрахован. То, наступил страховой случай или нет, определяться будет во время выдачи имущества.
Так, компания предлагает клиентам обезопасить себя от самых распространённых жалоб на компанию:
Клиенты отмечают, что даже если при перевозке с посылкой случились неприятности, то страховая возвращает назначенную стоимость в полном размере.
Первое, что нужно сделать, если «Деловые линии» потеряли груз, – оформить жалобу. Разрешить конфликт с грузоперевозчиком будет достаточно не просто, так что придётся подготовиться к долгому процессу. Рекомендуется оценить приблизительный размер ущерба, если клиент не застраховал свою посылку и не назначил ей стоимость на этапе оформления.
Большинство разбирательств клиентов и грузоперевозчиков проходит в суде. Каков порядок действий грузополучателя при возникновении проблем:
После составления жалобы отправитель может встать на сторону получателя и сам начать разбираться с компанией. Либо отправитель может отказаться от участия. В такой ситуации клиенту нужно составить полноценный акт, в котором будет сообщаться, что груз потеряли.
Жалоба составляется в свободной форме. Опираться надо при составлении на действующее законодательство. При этом есть негласные правила оформления претензии. Только при соблюдении всех нюансов жалоба будет иметь юридическую силу. В документе обязательно должно быть:
Заканчивается претензия подписью с расшифровкой и датой, когда она написана. Юристы также рекомендуют сделать ксерокопию претензии или сразу писать её в трех экземплярах, так как в процессе разбирательства могут возникнуть различные проблемы.
Претензию можно оставить и на сайте компании. Для этого необходимо зайти на сайт «Деловых линий» и зарегистрироваться. Там в личном кабинете можно составить жалобу и отправить её сразу в компанию. Порядок такой же:
Все прикрепляемые документы, которые указывают на ошибку транспортной компании, должны быть правильно составлены в рамках юридических документов. Обязательно в приложениях должны быть все необходимые печати и подписи. Если требуется, то копии должны быть заверены у нотариуса.
Если вдруг во время доставки повредили груз, например, посылка была разбита или приведена в непригодность, то алгоритм грузополучателя следующий:
Далее отправитель груза может встать на сторону получателя и начать разбираться с «Деловыми линиями» самостоятельно, либо он имеет полное право отказаться от разбирательства.
Важно! Ни в коем случае не оплачивайте доставку, так как потраченные деньги вам не вернут! Необходимо составить акт, в котором будет описано, какие именно имеются повреждения, приложить к нему фото и/или видео в качестве доказательства и затем написать претензию.
Необходимо, чтобы «Деловые линии» также составили такой акт. Если компания отказывается, то клиент может привлечь к составлению документа эксперта, работающего в комитете по защите прав потребителей.
Сама компания предлагает обезопасить себя от утери или повреждения груза с помощью страховки, но стоит отметить, что это не панацея. Перед отправкой посылки обязательно нужно объявить стоимость груза. Услуга бесплатная, но тогда, в случае если транспортная компания не довезла груз, можно будет сразу подать на оплату компенсации в виде объявленной стоимости.
В сотрудничестве с грузоперевозчиком есть несколько простых советов, чтобы сохранить время и нервы в непредвиденных ситуациях:
Экспертиза делается за счёт клиента, по решению суда стоимость экспертизы возмещается.
Транспортные компании предоставляют услуги по перевозке грузов из отправной точки к пункту назначения. Эта отрасль предпринимательской деятельности пользуется огромной популярностью как среди физических субъектов, так и среди предпринимателей. Быстрая, удобная, выгодная с финансовой позиции, надёжная доставка товаров – так свои услуги регламентируют большинство товаротранспортных компаний. В нынешнее время, согласно статистическим подсчётам, за сутки отправляется более миллиона стандартных бандеролей и габаритных грузов посредством транспортных организаций. Большинство из них доставляются в целости и сохранности адресату в положенное время, однако нередкими являются и ситуации, когда товар не доходит до получателя, привозится в неполной комплектации или испорченном виде. В этой статье рассмотрим, как поступить в ситуации, если произошла утрата груза перевозчиком, кто виноват в подобном прецеденте, есть ли возможность компенсировать потери и каким образом это сделать.
Как действовать при порче или утере транспортной компанией груза.
При частичной или полной утере груза транспортной организацией или его повреждении во время перевозки получатель и грузоотправитель являются лицами, получившими ущерб. Чтобы определиться, что делать, если транспортная компания повредила груз или потеряла его, необходимо ознакомиться с законодательной базой урегулирования форс-мажорных прецедентов. Согласно действующей законодательной базе, в главе 40 Гражданского кодекса РФ, статье 796, ответственность за сохранность груза возлагается на перевозчика или экспедитора. В соответствии с нормативно-правовым актом, при повреждении или пропаже товара после его поступления к исполнителю и до момента выдачи потребителю в обязанности перевозчика входит полная компенсация финансового ущерба, доставленного заказчику.
Дополнительно при доказывании факта утраты груза при перевозке стоит ссылаться на статьи 223 и 224 ГК. В них указано, что исполнитель берёт на себя абсолютную ответственность за товар, с момента его поступления в компанию и подписания соответствующей товаротранспортной накладной до факта выдачи груза адресату, если в договоре по предоставлению услуг компанией не оговорены иные нормативные стандарты. Доказательством приёма товара грузоперевозчиком является подписанный договор и акт приёма-передачи.
Исходя из материалов, изложенных в нормативных документах, можно сделать вывод, что при утрате транспортной компанией материальных ценностей или их повреждении при погрузке, разгрузке или в процессе следования по маршруту доставки, относительно к грузоперевозчику применяется презумпция виновности. При подаче соответствующих документов грузоотправителем, получателем или страхователем товара в исполнительные инстанции, ответственность за утрату или повреждение груза понесёт перевозчик, если не представит суду неопровержимые доказательства своей невиновности.
Для заведения судебного дела у истца обязательно должны быть в наличии документы, подтверждающие факт принятия транспортной компанией груза, с подписями уполномоченных лиц перевозчика. В ином случае судебное дело открыть невозможно, прецедент будет считаться безосновательным с юридической позиции. Сроки подачи исков на транспортные компании за порчу или потерю груза являются ограниченными, составляют один год с момента обнаружения утери, при этом отсчёт временного промежутка регламентируется дополнительными нормативными документами, варьирующимися от типа перевозки и условий транспортирования товара.
Транспортная компания является официальный, с правовой позиции, структурой, которая представляет свои услуги частным и физическим лицам. Соответственно, ответственность, если произошла порча или утеря груза транспортной компанией, регламентируется на законодательном уровне, в соответствии с правовыми документами. Изначально позиция законодательных структур стоит на стороне пострадавшего, а именно потребителя услуг.
Если в процессе доставки груза в период с поступления его на склад и до момента полной выгрузки, произошла его порча, частичная или полная потеря, у потребителя имеются подтверждающие принятие товара организацией документы в форме акта приёма-передачи или договора, потребитель имеет право в судовых инстанциях добиваться возмещения ущерба. Ответственность транспортной компании может быть следующей:
Рассмотрим наиболее распространённые причины повреждения или утери груза, а также ответственность грузоперевозчика в каждой конкретной ситуации.
Нередкими являются прецеденты, когда повреждение багажа происходит в результате ДТП при перевозке в пункт назначения. Компания в этой ситуации с целью уклонения от ответственности может аргументировать свою правоту тем, что аварийная ситуация случилась по вине третьего лица. При ДТП, независимо от факта, кто является виновником аварии, грузоперевозчик или третье лицо, ответственность за повреждение груза, согласно юридическим нормам, перед заказчиком несёт исполнитель.
Предусматривается, что грузоперевозчик сможет обратиться в судовые инстанции с целью разбирательства по поводу аварии и с требованием компенсации материального ущерба, в том числе и оплату повреждённого груза. Аварийные ситуации на дороге, поломка автомобиля, его возгорание и другие ситуации, связанные с транспортом перевозчика, которые повлияли на выполнение его обязанностей перед заказчиком, не являются поводом для отказа судом в компенсации убытков грузовладельцу.
Кража, так же как и ДТП, не считается прецедентом, которым исполнитель может доказать свою правоту в суде перед заказчиком, избежать возмещения ущерба потребителю. При возникновении ситуации с воровством, компания имеет право на законодательном уровне обратиться в правоохранительные структуры, а соответственно и перспективы возместить свой ущерб, потому ответственность за утрату груза в результате кражи не снимается с перевозчика.
Освободить ответчика от возмещения ущерба могут предоставленные убедительные факты, подтверждающие возникновение прецедента по обстоятельствам, не зависящим от перевозчика. К таковым могут причисляться стихийные бедствия, природные катаклизмы, форс-мажорные прецеденты, возникшие в результате непредсказуемых условий.
Суд – это инстанция, которая руководствуется при рассмотрении дела исключительно документально подтверждёнными аргументами. В интересах грузополучателя сразу же после обнаружения недостачи груза или его полной утери корректно оформить документы, подтверждающие прецедент. Первым делом грузополучатель должен составить акт по утрате груза, ориентируясь на официальный образец, который можно получить в компании. Оформить документ желательно в день обнаружения пропажи багажа или же на второй день после выявления прецедента. В документе важно указать информацию о масштабах ущерба, дополнительно можно сфотографировать повреждения, если речь идёт о порче товара. Они помогут доказать правоту грузополучателя в суде, если дело будет доведено до исковых тяжб.
Немаловажно при заполнении бланка корректно оценить сумму ущерба пострадавшей стороной. Если товар штучный, указывается количество единиц продукции, пришедших в негодность или отсутствовавших при выдаче. Когда груз невозможно посчитать в единицах, проводится его контрольное взвешивание, при заполнении бланка указываются весовые размеры недостачи. Если уполномоченное лицо организации отказывается подписываться под документом, тогда грузополучатель заполняет акт утраты груза в одностороннем порядке, уведомив об этом представителей компании грузоперевозчика.
Дальнейшим действием пострадавшего лица является написание претензии в транспортную компанию, повредившую или потерявшую груз. Об оформлении жалобы необходимо сообщить в организацию посредством отправления на адрес грузоперевозчика дублирующего образца заполненного документа заказным извещением или передав лично, если исполнитель не отказывается от признания своей вины. Законодательством предусмотрены сроки рассмотрения жалобы клиента в период, не превышающий месяца. На этом этапе вопрос о возмещении ущерба может решиться во внесудебном режиме.
Дальнейшая инстанция – Арбитражный суд, в который направляется исковое заявление пострадавшим, если он получил отрицательный ответ на претензионный запрос от грузоперевозчика или же в установленный законодательством период жалоба не была рассмотрена. Пострадавший имеет право обратиться в суд на протяжении одного года с момента происшествия. Образец претензии об утере или повреждении багажа, акт, исковое заявление и другие необходимые шаблоны документов, применяемые в области грузоперевозок и других сферах услуг, можно найти на сайте https://dogovor-blank.ru или же взять у своего юридического консультанта.
Страховка – это один из действенных методов обезопасить себя от непредвиденных обстоятельств, которые могут произойти с багажом в процессе следования к адресату. Применяется страхование зачастую в ситуациях, когда отправляемый багаж имеет значительную материальную ценность. В случаях, когда при транспортировке произошла утрата застрахованного груза, процесс возмещения ущерба ложится непосредственно на страховую организацию. Субъект, застраховавший багаж, должен обратиться в страховую компанию с полисом, а также заполненной документацией, свидетельствующей о пропаже или повреждении груза при перевозке, на основании которых страховщик будет заниматься взысканием убытка с виновника происшествия. Если материальная ценность груза велика, лучше позвонить в компанию страховщика при обнаружении его пропажи или порчи и проконсультироваться о дальнейших действиях. Для освидетельствования прецедента компания может выслать своего представителя для оценки масштабов ущерба.
На вопрос, что делать, если транспортная компания повредила или потеряла груз при процессе перевозки, законодательство даёт вполне конкретные ответы в нормативных документах, касающихся области грузоперевозок. Согласно правовым нормам, первым делом, вопрос о возмещении ущерба необходимо попытаться решить в досудебном режиме. Для этого составляются все фиксирующие прецедент документы, оформляется претензионный запрос в компанию грузоперевозчика.
Если решить таким способом конфликт не удаётся, необходимо подготовить исковое заявление в суд, где должны быть указаны все обстоятельства спорного вопроса.
Иск подаётся по месту официального расположения транспортной компании, так как законодательством предполагается подсудность грузоперевозчика. В дополнение к исковому заявлению, истец должен приложить следующие документы:
В исковом заявлении пострадавший должен детально описать сложившуюся ситуацию, указать максимально точную сумму ущерба, а также дополнительные растраты, если таковые имеются. От корректности заполненной документации напрямую зависит вердикт Арбитражного суда. Пострадавший от действий грузоперевозчика при подаче искового заявления также должен помнить о сроках исковой давности: ГК РФ регламентирует рассмотрение прецедента утери или повреждения груза транспортной компанией в течение одиннадцати месяцев, за исключением месячного периода на досудебное решение спора. По истечении этого срока пострадавший не сможет компенсировать ущерб, привлечь грузоперевозчика к ответственности, в связи с исковой давностью прецедента.
Несмотря на презумпцию виновности товаротранспортной компании при любых прецедентах с уверенным ей грузом, потребитель услуг должен быть готов, что при утере или повреждении товара, ему предстоит затяжной процесс доказывания своей правоты. Чтобы добиться возмещения ущерба, пострадавшему лицу необходимо безотлагательно действовать согласно законодательным стандартам. Специалисты рекомендуют при возникновении подобного прецедента заручиться поддержкой юриста, который поможет корректно составить претензионную и фиксирующую ущерб документацию, что отобразится на повышении вероятности добиться компенсации.
В данной статье я расскажу Вам о некоторых тонкостях работы с транспортными компаниями, ведь отправляя груз, вы доверяете экспедитору его доставку в полной сохранности и после того как вы передали груз на транспортную компанию, по идее ответственность за сохранность и все полученные в ходе перевозки повреждения несет экспедитор (транспортная компания)! Так ли это на практике и какие проблемы могут возникнуть при повреждении груза во время перевозки, мы расскажем в нашей статье.
Как вы понимаете при перевозке грузов товар может повредиться может потеряться какая-то его определённая часть либо полностью. Именно договор по которому вам будет оказываться услуги перевозки груза необходимо очень внимательно проанализировать и понять все ключевые моменты. Только после того когда грамотно заполнены все необходимые документы в дальнейшем будет зависеть ваши возможности для предъявления конкретных претензий в случае некачественно оказанных услуг.
В рамках данной статьи я хочу рассмотреть ситуации которых происходит утрата либо порча груза в случаях когда транспортная компания оказала услуги по перевозке.
Давайте сначала определимся с основными понятиями, такими как повреждение груза и его утрата.
Повреждением груза будет считаться физическое либо механическое изменение форм груза что влечет за собой снижение его стоимости, частичную либо полную, что привело к невозможности его использования по назначению. Само по себе повреждение груза – это химическое или биологическое его изменение что влечет за собой соответствующее снижение ценности груза либо вообще в дальнейшем отсутствие возможности его использовать по назначению.
Утратой груза является отсутствие возможности перевозчика предоставить или выдать на руки перевозимый груз по истечении установленного срока доставки. Недостача также относится к этому моменту и означает собой утрату перевозчиком определённого количества груза который изначально представлял с тобой одно целое, к примеру это может быть комплект каких-либо запчастей, утраченная деталь тренажера, утрачены определенные комплектующее оборудование и прочие ситуации.
Несомненно в вышеперечисленных ситуациях необходимо привлекать экспедитора к ответственности. В Гражданском Кодексе РФ имеется статья 803 которая регламентирует ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязанности по договору экспедиции. За ненадлежащее исполнение обязанностей по договорам экспедитор несет ответственность на основании главы 25 Гражданского кодекса Российской Федерации и по основанием данной главы экспедитор несет полную ответственность за ненадлежащее выполнение своих обязанностей то есть либо за утрату частичную или полную либо за повреждение груза.
На основании Федерального закона о транспортной экспедиционной деятельности а именно по пункту 1 статьи 7 экспедитор несет ответственность перед клиентом по возмещению реального ущерба за недостачу либо утрату а также повреждение груза после принятия его экспедитором и до выдача груза клиенту который указан в договоре транспортной экспедиции либо уполномоченному им лицо. Экспедиторы освобождаются от ответственности в случае если будут иметь место доказательства о том что недостача, утрата или повреждение груза произошло по причине возникновения обстоятельств которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых не могло от него зависеть.
Стоит отметить один Важный момент, ведь невнимательному клиенту в ТК могут подсунуть на подпись документ соглашение и в данном соглашении может находиться информация о том, что клиент освобождает экспедитора от ответственности или заранее уменьшает ее размер. Не беспокойтесь, даже если такое соглашение будет подписано клиентом, оно считается ничтожным.
И пару слов о сроках исковой давности, ведь на основании статьи 13 Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности" срок исковой давности для требований вытекающих из договора транспортной экспедиции составляет 1 год и данный срок начинает течь с момента возникновения права на предъявления иска, то есть с момента нарушения условий договора одной из сторон.
Экспедитор несет ответственность:
На самом деле существует так называемая презумпция вины перевозчика и в ситуации когда произошла недостача, утрата либо повреждение груза, перевозчик обязан доказать, что повреждение, утрата либо недостача груза произошла по причинам обстоятельств которые экспедитор не смог предотвратить и устранение которых от него не зависело. А задача клиента в свою очередь, это доказать размер причиненного ущерба.
Однако перевозчик освобождается от ответственности в случае повреждения, утраты или недостачи груза, в случае если будет доказано, что перевозчик проявил необходимую степень осмотрительности и заботливости которая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, а так же перевозчик принял все меры для качественного исполнения обязательства по перевозке груза. Но данный факт требуется еще доказать, так что здесь не все так просто и как Вы понимаете ничего не бывает идеально.
В случае когда имеет место доказанная вина экспедитора, либо третьего лица на которое экспедитор возложил исполнение конкретных обязанностей, то возмещается не только реально причиненный ущерб, так же возмещению подлежит упущенная выгода, частичный или полный возврат уплаченного клиентом за услуги перевозки денежных средств. Однако условие о возврате вознаграждения за перевозку в случае утраты, недостачи или повреждения груза, не всегда имеет место и денежные средства могут быть не возвращены в случае если в договоре не указаны обязательства экспедитора вернуть вознаграждение за ненадлежащее оказание услуг, то вознаграждение и не возвращается.
Услуга по страхованию груза это добровольный вид страхования и никто навязать страховку клиенту не может. В отдельных транспортных компаниях которые тесно сотрудничают со страховыми при отправке груза напоминают от возможности страхования, но клиент сам выбирает, платить ли за страховку или нет.
Несомненно страховка груза осуществляется в интересах грузоотправителя и грузополучателя и здесь риски которые могут возникнуть в процессе перевозки будут покрыты суммой страховой выплаты и лучше конечно застраховать груз, так как это поможет избежать в дальнейшем лишних финансовых проблем и убытков.
Если застрахованный груз будет поврежден после передачи его транспортной компании для перевозки, то все убытки будут покрыты выплатами страховой компании, однако прежде чем получить выплаты от страховой, необходимо доказать факт и размер причиненных убытков, а так же факт наступления страхового случая. Несомненно при недостаче груза, его утрате или повреждении необходимо сообщить о данном факте в страховую компанию, которая в свою очередь должна направить эксперта, что бы он осмотрел поврежденный груз. Представитель страховой не просто осматривает груз, он должен составить акт, в котором зафиксировать факт недостачи, повреждения или утраты груза полностью. В процессе составления акта должны присутствовать все заинтересованные лица, в акте отражаются все повреждения груза, потери и прочие моменты, так же обязательно необходимо сделать фотографии самого груза, упаковки и средств крепления груза.
Страховое возмещение возможно получить в случае когда вам предоставят следующие документы которые должны быть как у экспедитора и перевозчика:
Не скажу, что указанный список документов является полным, это типовой набор, но ситуации бывают разными и могут потребоваться документы из ГИБДД, МЧС, акт осмотра составленный представителем страховщика и прочие документы соответствующие конкретной ситуации.
Так же скажу Вам, что на основании закона «О транспортно- экспедиторской деятельности», факт предоставления экспедиторских услуг подтверждается наличием товарно-транспортной накладной, а в ней уже должен быть указан маршрут по которому следует груз от пункта отправления до пункта назначения. ТТН это самый важный документ, поэтому обратите внимание на его наличие.
Необходимо правильно действовать, что бы страховая не обвинила Вас в нарушении правил страхования и по данному основанию не попыталась отказать в возмещении:
Сам факт повреждения, частичной или полной страты груза необходимо зафиксировать и по данному факту на основании пп. «в», пункта 79 Постановления Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (ред. от 12.12.2017, с изм. от 16.03.2018) "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом" составляется акт в котором фиксируются все претензии клиента относительно качества перевозки.
На основании пункта 80, акт составляется заинтересованной стороной, к тот же день когда были обнаружены соответствующие обстоятельства (повреждение или недостача, утрата). Не смотря на то, что можно вызвать представителя страховой, не лишним будет составить акт самостоятельно в присутствии уполномоченных лиц транспортной компании и сделать все необходимые фото, а уже потом сообщить в страховую компанию, если груз конечно был застрахован, но акт нужно обязательно составлять.
Если нет возможности составить акт в момент обнаружения, то акт должен быть составлен, в течении следующих суток. Бывает, что транспортная организация отказывается составлять акт, в такой ситуации клиент должен письменно уведомить транспортную компанию о том, что у него есть намерения составить акт без их участия и уже после этого клиент составляет акт без участия представителей транспортной компании.
Акт о повреждении и о частичной или полной утрате груза должен содержать:
Акт должен быть составлен в том количестве экземпляров, что бы каждому заинтересованному лицу достался один экземпляр акта.
К акту могут быть приложены заключения экспертов которые определяют размер недостачи или объем повреждений груза.
Обязательно в товарно-транспортной накладной, заказ-наряде и путевом листе делается отметка о составлении акта и кратко указываются обстоятельства послужившие основание для составления акта.
Когда у Вас на руках есть составленный акт где зафиксированы повреждения, есть заключения эксперта, самое время начать требовать от транспортной компании определенную сумму достаточную для возмещения ущерба.
В таких ситуациях обязательно в первую очередь направить перевозчику претензию в требованием возместить ущерб в добровольном порядке.
Претензия перевозчику должна содержать в себе следующую информацию:
Помните, что претензия обязательно должна быть составлена в 2-х экземплярах. Подать претензию Вы можете принеся ее лично в транспортную компанию и передав на подпись уполномоченному на принятие лицу. На вашем экземпляре лицо принимающее претензию должно поставить печать ТК, дату и подпись и передать экземпляр с отметками Вам. Либо Вы направляете претензию почтой России с описью вложения и уведомлением о вручении.
Если в отведенный Вами срок для урегулирования спора в претензионном порядке транспортная компания не ответила на претензию, то в таком случае спор придется решать в судебном порядке. Не советую идти в суд самостоятельно, так как без юридической практики и опыта такой спор не решить. Прежде всего обратитесь за консультацией к нашему транспортному юристу, он подскажет Вам с чего начать и так же защитит Ваши интересы в суде.
No related posts.