Уголовный штраф в исполнительном производстве | Загранник

Уголовный штраф в исполнительном производстве

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 326-ФЗ наименование главы 12 изложено в новой редакции

Глава 12. Взыскание штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления. Порядок исполнения исполнительного документа о конфискации имущества и исполнительного документа об уплате судебного штрафа, назначенного в качестве меры уголовно-правового характера

>
Взыскание штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления
Содержание
Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (с изменениями и дополнениями)

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Взыскание штрафа как вида уголовного наказания

Штраф за преступление взыскивается с особенностями, установленными ст. 103 Закона об исполнительном производстве.

Одной из особенностей исполнительных документов о взыскании штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления, являются сроки предъявления указанных документов к исполнению, которые отличаются от общих сроков, установленных ст. 21 Закона об исполнительном производстве.

Так, исполнительные листы о взыскании штрафа за преступление могут быть предъявлены к исполнению после вступления приговора в законную силу:

  • в течение двух лет при осуждении за преступление, за совершение которого УК РФ предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок не более двух лет;
  • в течение шести лет при осуждении за неосторожное преступление, за совершение которого УК РФ предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок более двух лет;
  • в течение шести лет при осуждении за умышленное преступление, за совершение которого УК РФ предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок более двух лет, но не более пяти лет;
  • в течение 10 лет при осуждении за умышленное преступление, за совершение которого УК РФ предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок более пяти лет, но не более 10 лет;
  • в течение 15 лет при осуждении за умышленное преступление, за совершение которого УК РФ предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок более десяти лет или более строгое наказание.

Предъявления к исполнению одного исполнительного листа недостаточно. В соответствии с Законом об исполнительном производстве для начала процедуры принудительного исполнения необходимо одновременно с исполнительным документом направить в подразделение службы судебных приставов копию приговора, на основании которого оформлен исполнительный лист, и распоряжение об исполнении приговора.

Указанные документы передаются судебному приставу-исполнителю в день их поступления в подразделение судебных приставов.

Постановление о возбуждении исполнительного производства или об отказе в его возбуждении выносится судебным приставом-исполнителем не позднее трех дней со дня поступления исполнительного листа в подразделение судебных приставов.

Постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства утверждается старшим судебным приставом или его заместителем и направляется в суд в день его вынесения.

В отличие от двухмесячного срока с момента возбуждения исполнительного производства, установленного ст. 36 Закона об исполнительном производстве, в течение которого судебным приставом-исполнителем должны быть исполнены требования, содержащиеся в исполнительном документе, ст. 103 одноименного закона предусматривает 60-дневный срок исполнения требований, содержащихся в исполнительном листе о взыскании штрафа за преступление. При этом указанный срок начинает исчисляться со дня вступления приговора в законную силу и исчисляется календарными днями.

В случае если исполнительное производство возбуждается через 45 и более календарных дней после вступления приговора в законную силу, требование о взыскании штрафа за преступление должно быть исполнено судебным приставом-исполнителем в течение 15 календарных дней со дня возбуждения исполнительного производства.

В постановлении о возбуждении исполнительного производства для добровольного исполнения требования об уплате штрафа за преступление (первой части штрафа, если судом принято решение о рассрочке его уплаты) устанавливается 30 календарных дней со дня вступления приговора в законную силу.

Читать дальше  Отказ от медицинского освидетельствования 2018

Если исполнительное производство возбуждается через 25 и более календарных дней после вступления приговора в законную силу, то срок для добровольного исполнения устанавливается в пять календарных дней со дня возбуждения исполнительного производства.

Если судом принято решение о предоставлении рассрочки уплаты штрафа за преступление, то судебный пристав-исполнитель в постановлении указывает сроки уплаты частей штрафа за преступление и размеры этих частей.

В постановлении о возбуждении исполнительного производства о взыскании штрафа за преступление, назначенного в качестве основного наказания, судебный пристав-исполнитель в обязательном порядке уведомляет должника о том, что неуплата штрафа в установленный срок в соответствии с ч. 1 ст. 32 УИК РФ является злостным уклонением от уплаты штрафа и влечет замену штрафа другим видом наказания.

Постановление о возбуждении исполнительного производства вручается должнику лично не позднее дня, следующего заднем его вынесения. Кроме того, должник может быть вызван в подразделение судебных приставов для вручения ему постановления.

По заявлению должника или по требованию суда судебный пристав-исполнитель дает заключение об исполнении штрафа за преступление, которое утверждается старшим судебным приставом или его заместителем.

Если по истечении 10 календарных дней со дня окончания срока уплаты штрафа (части штрафа), назначенного в качестве основного наказания, у судебного пристава-исполнителя отсутствуют сведения об уплате должником соответствующих денежных сумм, то он направляет в суд, вынесший приговор, представление о замене штрафа другим видом наказания (приложение № 122 к Методическим рекомендациям, утвержденным приказом ФССП России от 31 января 2011 г. № 28).

Также Законом об исполнительном производстве дается четкий перечень случаев, при наступлении которых судебный пристав-исполнитель вправе применить к должнику меры по принудительному взысканию штрафа за преступление в общем порядке обращения взыскания на имущество должника:

  • штраф за преступление, назначенный в качестве основного наказания, не уплачен должником в срок для добровольного исполнения и суд отказал в замене штрафа другим видом наказания;
  • штраф за преступление, назначенный в качестве дополнительного наказания, не уплачен должником в срок для добровольного исполнения;
  • штраф за преступление, совершенное несовершеннолетним, не уплачен лицом, на которое судом возложена обязанность его уплаты, в срок для добровольного исполнения.

Исполнительное производство о взыскании штрафа за преступление приостанавливается судебным приставом-исполнителем в случаях:

  • направления судебным приставом-исполнителем представления в суд о замене штрафа другим видом наказания;
  • обращения должника в суд с заявлением об отсрочке или рассрочке выплаты штрафа;
  • смерти, объявления умершим или признания безвестно отсутствующим должника — лица, на которое суд возложил обязанность уплаты штрафа за преступление, совершенное несовершеннолетним;
  • утраты должником дееспособности;
  • нахождения должника на лечении в стационарном лечебном учреждении;
  • нахождения должника в длительной служебной командировке;
  • участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством РФ, выполнения должником задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта;
  • просьбы должника, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством РФ.

Одновременное приостановлением исполнительного производства судебный пристав-исполнитель направляет в суд, вынесший приговор, представление об определении порядка взыскания штрафа за преступление, за исключением приостановления исполнительного производства ввиду замены штрафа другим видом наказания либо обращения должника в суд с заявлением об отсрочке или рассрочке выплаты штрафа.

Исполнительное производство по взысканию штрафа за преступление может быть прекращено только в одном случае — отмены приговора в части назначения штрафа. Здесь должнику возвращаются все денежные суммы, взысканные с него в процессе исполнения.

Читать дальше  Платные образовательные услуги в доу документы

В соответствии ч. 15 ст. 103 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство, возбужденное на основании исполнительного листа о взыскании штрафа за преступление, может быть окончено в следующих случаях:

  • выплаты штрафа в полном объеме;
  • замены штрафа другим видом наказания или отмены наказания в виде штрафа в порядке амнистии или помилования;
  • передачи исполнительного документа в другое подразделение судебных приставов (при исполнении в общем порядке);
  • смерти должника-осужденного или объявления его умершим.

Гуманизация уголовного и уголовно-исполнительного законодательства является общемировой тенденцией, которая по-своему проявляется и в нашей стране.

В частности в современной России законодатель последовательно увеличивал роль штрафа среди прочих видов уголовных наказаний. И если в 2003 году к штрафу было приговорено как основному наказанию 6,5% от общего числа осуждённых, а как дополнительному наказанию – 0,1%, то в 2014 году эти величины составили соответственно 15,7% и 1,6%[1]. Таким образом, за десятилетие удельный вес штрафа среди других видов наказаний возрос весьма существенно.

Естественным следствием из увеличения количества приговоров, где в качестве основного или дополнительного наказания устанавливается штраф, является возрастание нагрузки на государственные органы, в чьи обязанности входит исполнение этого вида наказаний.

Таким образом, эффективность этих органов по исполнению уголовного наказания в виде штрафа является залогом успеха всей политики по гуманизации уголовного законодательства и уголовно-исполнительной системы в целом.

В настоящей статье будет предпринята попытка установить насколько эффективно исполняется уголовное наказание в виде штрафа, какие существуют в этой связи проблемы и возможности для их решения.

ст. 46 УК РФ определяет штраф как денежное взыскание, налагаемое в пределах, установленных УК РФ.

В соответствии с ст. 16 УИК РФ Наказание в виде штрафа исполняется судебными приставами-исполнителями по месту жительства (работы) осужденного.

Общие правила исполнения наказания в виде штрафа содержатся в ст. ст. 31, 32 УИК РФ и ст. 103 ФЗ «Об исполнительном производстве».

При этом ни в УИК РФ, ни в ФЗ «Об исполнительном производстве» не указано какой нормативный акт имеет приоритет в случае юридической коллизии.

Так в УИК РФ лицо приговоренное к штрафу обозначено как осужденный, а в ФЗ «Об исполнительном производстве» – как должник.

Правовой статус осужденного, его права и обязанности закреплены в ст. ст. 10 – 14 УИК РФ. Правовой статус должника закреплен в ст. ст. 48 — 51 ФЗ «Об исполнительном производстве». Из сравнительного анализа положений УИК РФ и ФЗ «Об исполнительном производстве» следует, что понятия осужденный и должник не тождественны, при этом статус должника в целом шире статуса осужденного.

Согласно ч. 4 ст. 49 ФЗ «Об исполнительном производстве» должником в рамках исполнительного производства может быть физическое или юридическое лицо, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства и иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом) или воздержаться от совершения определенных действий.

Из ст. 12 «Об исполнительном производстве» следует, что основания выдачи исполнительных документов не ограничиваются приговором суда по уголовному делу. Значит должник-осужденный имеет те же права и обязанности, что и должник по иному исполнительному документу (в сфере гражданских, трудовых, налоговых, административных и т.п. правоотношений), поскольку ст. ст. 10 – 14, 31 — 32 УИК РФ и ст. 103 «Об исполнительном производстве» не предусматривают в этой связи каких-либо изъятий или ограничений.

Несовпадение правового статуса должника и осужденного в свою очередь порождает другие коллизии.

Читать дальше  Виды проверок СРО и способы их прохождения

ст. 12 УИК РФ предусматривает право осужденного на юридическую помощь, оказываемую адвокатами а также иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи.

Ст. 53 ФЗ «Об исполнительном производстве» предоставляет должнику возможность действовать через представителя, которым согласно ч. 5 ст. 54 этого закона может быть в том числе адвокат. Однако ФЗ «Об исполнительном производстве» не связывает напрямую представительство с юридической помощью и не гарантирует её должнику.

В части признания должника-осужденного злостно уклоняющимся от исполнения наказания также имеет место юридическая коллизия.

Согласно ст. 31 УИК РФ Осужденный к штрафу без рассрочки выплаты обязан уплатить штраф в течение 60 дней со дня вступления приговора суда в законную силу.

В соответствии с ст. 32 УИК РФ осужденный не уплативший штраф в сроки предусмотренные ч. 1, 3 ст. 31 УИК РФ признается злостно уклоняющимся от уплаты штрафа.

В отличие от вышеуказанных положений УИК РФ в ФЗ «Об исполнительном производстве» обязанность должника уплатить штраф связывается не только с датой вступления приговора в законную силу, но и с датой возбуждения исполнительного производства.

Согласно ч. 4 ст. 103 ФЗ «Об исполнительном производстве» содержащееся в исполнительном листе требование о взыскании штрафа за преступление должно быть исполнено судебным приставом-исполнителем в течение шестидесяти календарных дней со дня вступления приговора в законную силу, но при этом если исполнительное производство возбуждается через сорок пять и более календарных дней после вступления приговора в законную силу, то требование о взыскании штрафа за преступление должно быть исполнено судебным приставом-исполнителем в течение пятнадцати календарных дней со дня возбуждения исполнительного производства. Исполнительное производство возбуждается в свою очередь лишь при предъявлении исполнительного листа, распоряжения об исполнении приговора и копии приговора в отдел судебных приставов.

При этом случай, когда приговор вступил в законную силу, а распоряжение об исполнении приговора и исполнительный лист не предъявлены в отдел судебных приставов либо предъявлены, но в возбуждении исполнительного производства отказано, является абсолютным пробелом. Если должник-осуждённый в такой ситуации не оплатил штраф самостоятельно, будет ли он считаться злостно уклоняющимся? И кто будет констатировать уклонение?

Другим пробелом в законодательстве об исполнении уголовного наказания в виде штрафа является вопрос погашения и снятия судимости с лица приговоренного к штрафу.

Согласно ст. 86 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. В соответствии с п. б ст. 86 УК РФ судимость погашается по истечении одного года после отбытия или исполнения наказания.

В соответствии с ч. 15 ст. 103 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство по исполнительному листу о взыскании штрафа за преступление оканчивается лишь в случае выплаты штрафа в полном объеме.

Таким образом, если сумма штрафа непосильно велика и должник-осужденный не располагает достаточными средствами и имуществом для выплаты штрафа, то это наказание и наличие судимости могут стать для него фактически пожизненными (!).

Вышеперечисленные юридические коллизии и пробелы в законодательстве об исполнении уголовного наказания в виде штрафа являются не единственными, но типичными проблемами для данной сферы деятельности. Автор настоящей статьи полагает, что их породило отсутствие единого подхода законодателя к способу и процедуре исполнения наказания в виде штрафа. Возможные пути преодоления этих проблем автор видит в устранении противоречий и унификации норм УК РФ, УИК РФ и ФЗ «Об исполнительном производстве», связанных с исполнением наказания в виде уголовного штрафа, и выработке однообразного понимания этого вида наказания для всей правовой системы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector