Содержание
Дикая история разыгралась в детском оздоровительном лагере «Уральские самоцветы» в Анапе, который принадлежит одному из предприятий Перми.
Этим летом здесь отдыхали школьники из сибирского городка Железногорска. Вернувшись домой, они рассказали, что в лагере их унижали, избивали и насиловали старшеклассники.
Воспитатели про дедовщину якобы знали, но ничего не делали. Корреспондент НТВ Татьяна Панихина выехала в Железногорск, чтобы разобраться в этом мрачном деле. По этическим соображениям имена родителей и детей не называются.
Они приехали на Черноморское побережье из маленького сибирского городка за здоровьем, а вернулись искалеченные душой и телом. Месяц отдыха в оздоровительном лагере «Уральские самоцветы» в Анапе для детей из закрытого города Железногорска Красноярского края превратился в ад. Когда родители встречали их на перроне, ребята плакали.
Отец пострадавшего: «Желтые синяки еще были видны. Ребенка я вообще своего не узнал похудел очень сильно. 47 килограммов весил, когда уехал, а приехал 38. Не кормили его там, что ли?»
Детей из одного города определили вместе в отряд. Через неделю после приезда там установилась суровая дедовщина. 13- и подростки начали издеваться над младшими.
Пострадавший: «Это происходило почти каждый день. Друга моего, когда он к ним переехал, бывало, даже лестницей били. Там на пляж надо было обязательно выходить, а он лежал все болело».
По мобильным телефонам дети стали посылать настоящие сигналы SOS родителям. За тысячи километров от Анапы в маленьком Железногорске в истерике бились папы и мамы.
Мать пострадавшего: «Он уже был в Анапе, но два года назад и от другого предприятия. Съездил тогда прекрасно. А тут пишет: забери меня домой или я зарежусь, или уйду домой пешком. Я сначала обратилась к вожатой, она мне говорит: мамочка, спасайте детей, мы ничего сделать не можем».
Родители посоветовали ребятам обратиться в медпункт лагеря и зафиксировать побои.
Пострадавший: «А когда пришли к медикам, чтобы осмотрели синяки, они нас отправили и ничего не сказали. Родители поговорили с вожатыми, на них наорали, чтобы не портили репутацию лагеря».
По словам школьников, над ними издевались четверо подростков, которые вели вольную жизнь в лагере: не ходили на утреннюю зарядку, возвращались в корпус поздно, пили вино, отбирали у младших деньги и ценные вещи.
Позже жуткую картину издевательств в оздоровительном лагере дополнили новые сведения. Говоря языком протокола, над мальчишками совершались «развратные действия сексуального характера».
Юрий Шамаль, следователь прокуратуры закрытого образования г. Железногорска: «Статья работающая, и подобные дела попадаются, но чтобы в отношении детей, отдыхающих в лагерях таких случаев у нас, конечно, не было».
По заявлениям родителей пострадавших прокуратурой Железногорска возбуждено уголовное дело по статье «Насильственные действия сексуального характера». К ответственности привлекаются двое подростков из четырех остальные еще не достигли возраста.
Не исключено, что к уголовной ответственности за преступную халатность также привлекут администрацию и воспитателей лагеря «Уральские самоцветы».
Опасные для жизни летние каникулы закончились, но впереди у пострадавших детей новое испытание 1 сентября. Некоторые жертвы и их мучители учатся в одной школе и живут в соседних дворах. Ежедневные встречи лицом к лицу могут быть гораздо тяжелее, чем очные ставки в кабинете у следователя.
Несмотря на то, что статистика случаев буллинга в Татарстане не ведется, такие факты есть. Не только в школах, но и в летних лагерях. Примерно половина родителей республики сталкивалась с этим явлением.
С травлей в школе так или иначе сталкивалось большинство учеников. Зачастую эта проблема замалчивается. По данным исследования психологического климата в казанских школах 2018 года, 11-16% детей хотели бы перейти на домашнее обучение из-за травли. В Татарстане дети стали чаще отказываться от их посещения.
Очередной учебный год закончился — в разгаре сезон летних лагерей, которые позволяют родителям занять детей на долгий период каникул.
Буллинг есть и в летних лагерях.
«Родительское сообщество Татарстана» провело опрос в своей группе «ВКонтакте», поинтересовавшись у пользователей, сталкивались ли они или их дети с травлей в детских лагерях. За 10 дней в нем приняли участие 45 человек. 15 из них ответили «да», 9 человек выбрали вариант «лично меня (моих детей) не травили, а вот видеть, как травят других, приходилось». 21 участник опроса заявил, что с такими фактами не сталкивался. Буллинг — явление возрастное, когда ребенок осознает себя через противопоставление друг другу.
В школе или летнем лагере, где дети собраны вместе, травля возникает довольно часто. Зачастую дети сплачиваются против кого-то. Буллинг в детских лагерях — это система, состоящая из жертвы, организатора, семьи, откуда приходят обе стороны, и воспитателей. Лагерь — замкнутая система, в ней есть свои роли. От школьного буллинга травля в лагерях отличается тем, что в школе дети расходятся по домам и хотя бы там ребенок отдыхает, а здесь он непрерывно страдает, ему не дают спать, ему негде спрятаться.
Обычно травлю организует человек с проблемами в семье. Так он защищается от личных проблем и «подпитывается» от реакции жертвы. Тот, кто страдает, бывает пассивным, в большинстве случаев терпит насилие дома. Однако семья должна поддерживать детей. «Все родители проходили через это. Любой папа служил в армии и был жертвой армейского буллинга — дедовщины. Лагерь — эта та же самая армия, поэтому лагерный буллинг похож на армейский. И отец должен сопереживать, своему ребенку.
Жертва буллинга зачастую имеет какие-то дефекты: речевые, внешностные, дефекты роста — эти дети входят в группу риска, за которой должен внимательнее следить педагог. Воспитатели в детских лагерях являются неотъемлемой частью системы травли: они либо пустили ситуацию на самотек, либо специально используют это в своей работе.
Исследование психологического климата в казанских школах показало: несмотря на то, что учителя отчитываются, об отсутствии буллинга в школах, это не так. «Якобы у них есть некоторые мероприятия, которые должны быть профилактикой. А глубже начинаешь копать, оказывается, что это показуха. Этой показухи много, надо это признать. Зачастую ребенок остается с проблемой травли один на один. Ключевыми являются первые три дня в новом коллективе, когда ему нужно занять правильную позицию.
Ребенку нужно себя поставить. Вовремя дается отпор: словесный, физический, вербальный, невербальный. Если не удалось дать отпор и проблема усугубляется, то нужно это озвучить среди всей группы: педагог и отряд должны знать. Ситуацию необходимо обсудить, и каждый член отряда должен выразить свое мнение по отношению к происходящему. При этом дискуссию с отрядом должен вести педагог. Главная задача которого, не воспринимать это как формальность.
Если и это не помогло решить проблему, то информация должна выходить за пределы лагеря и отряда. Буллинг — это объективный процесс, который происходит в детских социальных группах во всем мире. Не советую родителям спешить изолировать ребенка иначе он «перестанет развиваться» как член социума. Изоляция нужна, когда ситуация опасна для жизни ребенка.
Такие случаи есть в лагерях, вплоть до того, что ребенка могут убить. Если ребенок не справляется, ему не дают спать, вставляют и поджигают спички так, что у него ожоги остаются. Отнимают еду, требуют деньги. Здесь информация уходит за пределы. В таких случаях решения принимаются правоохранительными органами, привлекая виновных к уголовной ответственности.
Летом особенно часто бывает, что ребенок не вписывается в коллектив и оказывается отверженным: в детском лагере, куда поехал первый раз, а многие в отряде знакомы; на даче или в деревне, где у него нет близких друзей. Случается такое и в школе. Если происходящее напоминает травлю , то разбираться в ситуации должны, конечно, взрослые: родители, вожатые, учителя. Если же ребенок страдает скорее от непопулярности и насмешек, можно попробовать повысить его уверенность в себе и научить отвечать обидчикам. Не бойтесь — не кулаками. Советует психолог и отец 5 детей.
— Ты чего туда залез, надулся как сыч, а? Слезай, обедать пора.
Это мама меня зовет. А вон там, на дубе, на во-он той толстой ветке — видите? — это я.
— Не слезу! — буркнул я. Я не слезу, потому что никто меня не понимает и не любит. Родители целыми днями на работе, им не до меня, а друзья. был у меня друг Васька, но теперь нет у меня друга. На прошлой неделе не стал, видите ли, решать ему задачу на контрольной, так он теперь меня очкариком дразнит. А если у меня у самого мало времени было? И вижу я плохо. теперь сразу — очкарик?
— Слезай, сынок, поговорить надо.
Это папа. Слезаю.
— Что ты, молодец, не весел? Проблемы в школе?
— Двойку получил, что ли? — Папа сел на лавку под деревом и жестом пригласил меня сесть рядом.
— Если бы. хуже. Васька дразнится и другие тоже за ним. Я же говорил, не нужно мне было эти очки покупать. Ведь и так видно, если прищуриться. Помнишь Ленку из 2-го «Б»? У нее очки, как у пирата, один глаз заклеен был. Ее так довели, что родители ее из школы забрали, теперь дома учится.
— Да, проблема есть, — нахмурился папа.
— Еще какая! Давай я больше не буду их надевать? — с надеждой спросил я.
— Понимаешь, сын, если не носить очки, то ты будешь видеть все хуже и хуже. Мы решим проблему по-другому. Ты знаешь, чего хотят те, кто дразнится?
— Конечно! Хотят, чтобы я им в глаз дал!
— Ха-ха! Не думаю. Секрет в том, что эти ребята просто не уверены в себе. Такие дети на самом деле трусливые и несчастные, родители не играют с ними, не смеются вместе. Им не хватает внимания, вот они и задираются. Они хотят, чтобы ты вышел из себя, разозлился, почувствовал себя таким же несчастным, как они. Понимаешь? Они хотят достать тебя, почувствовать себя победителями, ведь в жизни они все время проигрывают. Не дай им победить тебя. Знаешь, как?
— Не обращать внимания?
— Можно, но трудно. Если не обращать внимания, они своей цели — достать тебя — не достигнут и отстанут. Но будут пытаться долго, пока не поймут, что тебя не проймешь, не выведешь из себя, что ты крепкий орешек. Если чувствуешь, что сможешь продержаться, то попробуй. Как такой выход?
— Не знаю, не думаю, что они отстанут.
— Отстанут, но не сразу, и только если ты будешь смотреть на них как на несчастных, недолюбленных и туповатых зверьков. С сожалением. Вот так.
И тут папа скорчил такую жалкую физиономию, что я рассмеялся. Как-то сразу отлегло на душе.
— Если не сработает, — продолжал папа, — то есть еще один способ. Называется «Скажи мне еще». В ответ на дразнилки посмотри ему прямо в глаза с веселой улыбкой (так ты показываешь обидчику, что он для тебя — как маленькая собачка для слона) и скажи: «О, как интересно! Расскажи мне еще!». Если он будет продолжать, то получится, что он тебе подчиняется, а ты продолжай: «О, молодец, хороший мальчик! Продолжай! Слушаю тебя внимательно». А если он поймет, что ты его поймал на удочку, и прекратит, то дело в шляпе. Ты выиграл.
— А если он драться полезет?
— На этот случай мы с тобой должны подготовиться. Знаешь, когда я был в твоем возрасте, у нас в классе был мальчишка-драчун, Колька, здоровый такой. Он меня «картавым» дразнил, я тогда еще «р» плохо выговаривал. Так вот, мой папа договорился с нашим соседом — старшеклассником Никитой, и мы проделали такую штуку. На перемене Никита подошел к нашему классу, а я говорю Кольке: «Колька, вон видишь Никиту? Он хочет с тобой обсудить проблему моего „р“». «Чё?» — скривался Колька. «Я говорю, пойди, он тебе объяснит, картавый я или нет». После этого Колька что-то пропыхтел себе под нос, развернулся и пошел к выходу. Больше он меня не трогал. У тебя же такой сосед есть!
— Точно. Поговорю с ним сегодня. Но есть еще одно средство. Самооборона. Самбо, дзюдо, карате, бокс, айкидо. Давай сегодня посмотрим видео про эти единоборства, запишемся в секцию. Ок?
— Давай! Я бы на карате пошел, как Мишка. Его никто не трогает, все знают, что у него уже желтый пояс.
Для некоторых младших школьников одной из серьезных проблем становится неприятие их одноклассниками в силу различных объективных и субъективных причин. Такая отверженность имеет массу негативных последствий: дети начинают хуже учиться, плохо вести себя в школе. Часто впадают в депрессии, нередко развивается комплекс неполноценности.
Обычно отвергнутыми оказываются чересчур агрессивные или же, напротив, слишком застенчивые и чувствительные дети. Часто это гиперопекаемые мальчики — с одной стороны, и девочки, которых не любят матери, с другой. Мальчики, которых мамы слишком оберегают, как правило, не могут похвастаться подвижностью, независимостью, умением идти на риск и адекватно воспринимать насмешки, то есть всеми теми качествами, которые вызывают уважение со стороны сверстников. У девочек же, отвергаемых в семье, плохо развиты социальные навыки сопереживания, сотрудничества, участия.
Первое, что может родитель (прежде всего мама) сделать, чтобы помочь своему ребенку, столкнувшемуся с проблемой неприятия, — изменить свое к нему отношение, а также вселить в него чувство уверенности в себе и способствовать развитию необходимых навыков общения.
Выяснив, что из себя представляет систематически повторяющаяся (а часто это именно так) травмирующая ситуация, придумайте вместе эти 2–3 волшебные фразы и отрепетируйте их в ролевой игре так, чтобы ребенок произносил их уверенно, даже несмотря на волнение и накал страстей.
Много ли детей умеют поддерживать своих товарищей по игре, говоря, например: «Отличный бросок!», или «Вот это классно!», или «Как ты этому научился?!»? У детей, которые привыкли это делать, нет отбоя от друзей — такой источник укрепления самооценки встретишь редко. Почему бы и вашему ребенку не овладеть этими простыми приемами?
No related posts.