Содержание
Одним из ключевых прав гражданина Российской Федерации, утвержденных ее действующим законодательством, включая Конституцию страны, является его неотъемлемое право на труд, соблюдение которого жестко контролируется государством. При этом основным документом, определяющим порядок реализации этого права, возможности по его защите и другие аспекты гражданско-правовой позиции наемного работника, является Трудовой кодекс Российской Федерации.
Помимо этого, для обеспечения соблюдения права граждан на труд в Российской Федерации действует значительное количество специализированных государственных органов, в которые наемный работник может обратиться в случае, если его права и законные интересы на осуществление трудовой деятельности были нарушены, а также в ситуации, когда ему необходимо получить какую-либо информацию в отношении действующего законодательства, регулирующего сферу трудовых отношений.
Наконец, в нашей стране действует Федеральный закон № 10-ФЗ от 12 января 1996 года «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», который предоставляет наемным работникам права объединяться в некоммерческие организации для того, чтобы самостоятельно отстаивать свои права и законные интересы в случае их нарушения.
Таким образом, спектр инструментов и методов, к использованию которых может прибегнуть сотрудник, чьи права были нарушены, достаточно обширен. Вместе с тем необходимо помнить, что действующее законодательство достаточно четко регламентирует большинство процедур, тем или иным образом касающихся реализации трудовых прав работников.
Поэтому в большинстве случаев, для того чтобы обеспечить их соблюдение, директору организации необходимо лишь тщательно изучить действующее законодательство и в точности руководствоваться его положениями при осуществлении каких-либо действий в сфере трудовых прав.
В частности, требование жесткого соблюдения трудовых прав работников распространяется на процедуру увольнения сотрудников. Действующий в настоящее время Трудовой кодекс Российской Федерации предусматривает несколько ключевых оснований, которые могут стать причиной увольнения. Одним из таких оснований является несостоятельность коммерческой организации в отношении своих обязательств, которая, в свою очередь, влечет за собой инициирование в отношении него процедуры банкротства.
В соответствии со статьей 65 Гражданского кодекса Российской Федерации банкротство юридического лица, связанное с его неспособностью к исполнению взятых на себя финансовых обязательств, является основанием для ликвидации такой коммерческой организации. В свою очередь, ликвидация предприятия, в соответствии с пунктом 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, может служить основанием для прекращения трудового договора такой организации, выступающей в качестве работодателя, со своими работниками.
В случае если в отношении такой организации инициирована процедура банкротства, лицам, ответственным за вопросы управления персоналом, например, директору, необходимо тщательно соблюсти юридическую процедуру в отношении увольнения работников предприятия, которая предусмотрена действующим законодательством.
В случае если какой-либо из этапов данной процедуры будет пропущен или исполнен ненадлежащим образом, уволенные сотрудники предприятия вправе обратиться в судебные органы с исковым заявлением об оспаривании процедуры увольнения. В этом случае велика вероятность того, что судебный орган встанет на их сторону, а к расходам предприятия, которое и так находится в достаточно тяжелом финансовом положении, добавятся расходы на выплату компенсаций незаконно уволенным работникам.
Итак, согласно сложившейся практике, в большинстве случаев признание предприятия банкротом влечет за собой начало процедуры его ликвидации.
Ликвидация такого предприятия, в свою очередь, означает, что оно больше не нуждается в услугах своих сотрудников и они должны быть уволены посредством прекращения действующих трудовых договоров.
Как правило, процедура банкротства предприятия сопровождается введением в отношении него конкурсного производства. В рамках конкурсного производства управление всеми его делами осуществляет внешний специалист, в обязанности которого входит ведение дел, связанных с управлением персоналом на данном предприятии.
Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 129 Федерального закона № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)», не позднее чем в течение месячного срока после введения в организации процедуры конкурсного производства конкурсный управляющий должен уведомить работников о том, что трудовые договоры с ними будут расторгнуты.
Срок, в течение которого работники должны гарантированно сохранить за собой рабочее место и соответствующую занимаемой должности заработную плату, определяется статьей 180 Трудового кодекса Российской Федерации.
Так, указанный раздел данного нормативно-правового акта устанавливает, что, в случае если расторжение трудового договора с сотрудниками обанкротившегося предприятия производится по причине его ликвидации, работников следует поставить в известность о предстоящем увольнении не менее чем за два месяца до наступления даты, в которую его планируется произвести.
Кроме того, следует помнить, что та же статья 180 Трудового кодекса Российской Федерации требует соблюдения установленной формы информирования работников о факте предстоящего увольнения в связи с ликвидацией обанкротившегося предприятия. В частности, речь идет о том, что такое распоряжение должно быть зафиксировано в письменной форме, причем соответствующий письменный документ должен быть предоставлен для ознакомления каждому работнику персонально.
В свою очередь, ознакомившись с его содержанием, сотрудник предприятия, которое обанкротилось, должен подтвердить факт доведения этой информации до него собственноручной подписью в соответствующем документе.
Иначе говоря, лицо, осуществляющее руководство предприятием и отвечающее за вопросы, связанные с управлением персоналом, в период проведения процедур, связанных с ликвидацией обанкротившегося предприятия, должно позаботиться об издании достаточного количества уведомлений, соответствующих численности сотрудников данной организации.
Особые требования к процедуре увольнения сотрудников коммерческой организации, ликвидируемой в связи с инициацией в отношении нее процедуры банкротства, предъявляются к компании в случае, если в ее структуре имеется действующий профессиональный союз, в который частично или полностью входит штат имеющихся у нее работников.
В частности, такие требования зафиксированы в Федеральном законе № 10-ФЗ от 12 января 1996 года «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Так, статья 12 указанного нормативно-правового акта предписывает лицу, осуществляющему управление ликвидируемой организацией в этот период, например, директору, провести переговоры с профсоюзными органами.
Целью таких переговоров является, во-первых, информирование руководителя профсоюзного органа о том, что планируется увольнение сотрудников в связи с ликвидацией обанкротившегося предприятия, а во-вторых, достижение консенсуса в отношении перечня мер, которые должны быть использованы в качестве инструментов защиты законных прав и интересов членов профсоюзного органа в трудовой сфере.
При этом требования к порядку информирования профсоюзного органа о том, что планируется увольнение, установленные указанным Федеральным законом № 10-ФЗ от 12 января 1996 года «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», являются еще более жесткими, чем требования, установленные действующим законодательством в отношении информирования об этом факте самих работников.
Так, если в соответствии со статьей 180 Трудового кодекса Российской Федерации уведомить работников о том, что их планируют уволить, следует не менее чем за два месяца, то проинформировать об увольнении профсоюзный орган необходимо не позднее чем за три месяца до предполагаемой даты увольнения сотрудников.
Кроме того, необходимо помнить, что в отношении периода времени, в течение которого трудовые договоры с сотрудниками обанкротившегося предприятия могут быть расторгнуты, действующее законодательство устанавливает особые требования, обусловленные существом процедуры инициации банкротства в отношении коммерческой организации и ее последующей ликвидации на этом основании.
Дело в том, что инициация процедуры банкротства, в рамках которой на предприятии, согласно сложившейся практике, вводится конкурсное производство, не означает начала процедуры ликвидации. Поэтому на стадии банкротства и внешнего управления увольнение работников обанкротившегося предприятия является неправомерным.
Осуществить такое расторжение трудового договора в соответствии с требованиями действующего законодательства лицо, осуществляющее управление персоналом на предприятии, вправе лишь после начала процедуры ликвидации компании.
Она, в свою очередь, признается начатой после того, как в адрес органа государственной регистрации направлено соответствующее уведомление, информирующее это ведомство о том, что данная коммерческая организация находится на этапе прекращения своей деятельности. В этом случае расторжение трудового договора с сотрудниками компании на основании пункта 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации будет признано правомерным.
В противном случае, если расторжение трудового договора с работником обанкротившегося предприятия было осуществлено еще при конкурсном производстве, такое действие может быть оспорено сотрудником посредством обращения с соответствующим исковым заявлением в судебные органы. В частности, такая возможность может быть использована им на основании определения Верховного суда Российской Федерации № 10-В08-2 от 11 июля 2008 года.
При этом лицо, осуществляющее все необходимые процедуры, связанные с увольнением сотрудников обанкротившегося предприятия на основании его ликвидации, должно позаботиться о том, чтобы работники получили все денежные выплаты, причитающиеся им в этой ситуации в соответствии с действующим законодательством.
Так, стандартный размер выплат, предусмотренный статьей 178 Трудового кодекса Российской Федерации, предполагает, что, в случае если работник уволен по причине ликвидации организации, он должен получить выходное пособие в размере одной средней месячной заработной платы. Кроме того, ему также должны быть предоставлены денежные средства на период поиска новой работы в размере средней месячной заработной платы за два месяца.
При этом получить указанные денежные средства работник должен единовременно, в день расторжения с ним трудового договора. Важно иметь в виду, что особые условия предоставления выплат предусмотрены для сотрудников, которым не удалось найти работу в течение двух месяцев со дня увольнения.
В случае если такой сотрудник в течение двух недель после расторжения трудового договора между ним и обанкротившимся предприятием встал на учет в службу занятости, однако в течение двух месяцев со дня постановки на учет он не был трудоустроен, работник получает право на выплату дополнительной денежной суммы в размере средней месячной заработной платы.
Таким образом, в общей сложности при ликвидации предприятия, в зависимости от конкретных условий, выплата средств уволенным сотрудникам может составить от трех до четырех размеров среднего месячного заработка. Эти средства должны послужить работникам финансовым подспорьем в нелегкий период времени, пока они будут искать новую работу.
Такого основания для увольнения, как в связи с банкротством предприятия, ТК РФ не содержит. Единственное исключение предусмотрено для руководителя организации. С ним трудовой договор расторгается после того, как суд признал компанию банкротом (п. 1 ч. 1 ст. 278 ТК РФ, п. 2 ст. 126 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ ). Других же работников увольняют при банкротстве предприятия в порядке, предусмотренном для ликвидации организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).
Решение о ликвидации, вынесенное уполномоченным органом, – это определение суда о завершении конкурсного производства (п. 3 ст. 149 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ , п. 28 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2, ст. 61 ГК РФ), которое начинается после признания компании банкротом. Однако не всегда конкурсное производство заканчивается ликвидацией компании и исключением ее из ЕГРЮЛ. И конечно, весь процесс может занять достаточно большое количество времени.
Вместе с тем, если строго следовать букве закона, то формально переходить к увольнению работников в связи с банкротством, можно только на основании определения суда о завершении конкурсного производства, которое свидетельствует о предстоящей ликвидации компании. До того работникам, которые фактически свои трудовые обязанности уже не выполняют, нужно оплачивать простой, что конечно невыгодно для компании.
Поэтому на практике этот вопрос решается по-разному. Можно попытаться договориться с сотрудниками, чтобы они оформили себе заявление на отпуск за свой счет, естественно, по собственной инициативе (ст. 128 ТК РФ). А можно договориться с ними об увольнении по соглашению сторон. Ведь расторжение трудового договора по данному основанию возможно при любых обстоятельствах. При этом сотрудникам можно предложить выплату компенсации в таком же размере, как и при ликвидации фирмы. То есть в части компенсационных выплат они ничего не потеряют. Также конкурсный управляющий в рамках своих полномочий вправе уволить работников по сокращению штата (п. 3 ст. 129 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ ).
Держать сотрудников непосредственно до момента вынесения судом определения о завершении конкурсного производства проблематично еще и по той причине, что в процессе самого конкурсного производства должник-работодатель должен с ними полностью рассчитаться. Поэтому нередко конкурсные управляющие расторгают договоры с работниками в связи с ликвидацией, когда конкурсное производство еще не завершено. При таких обстоятельствах возникает риск того, что уволенный сотрудник обратится в суд и потребует восстановления на работе и оформления увольнения более поздней датой (Апелляционное определение Московского городского суда от 18.01.2016 N 33-956/2016 ). Однако решение суда не обязательно будет в пользу работника. Некоторые судьи считают, что увольнение в связи с ликвидацией компании возможно в связи с процедурой ликвидации в целом, и не обязательно должно быть «завязано» на ее финальную стадию (Апелляционное определение Ростовского областного суда от 16.11.2015 N 33-17725/2015 ).
Поскольку увольнение работников при банкротстве предприятия происходит по той же процедуре, что и при ликвидации компании, то сотрудников нужно будет уведомить о грядущем увольнении. На это отводится месяц со дня введения конкурсного производства (п. 2 ст. 129 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ ). Ориентировочная дата увольнения определяется в соответствии со сроком, на который введено конкурсное производство, и указывается в уведомлении. Стандартно конкурсное производство вводится на 6 месяцев, но может быть и меньше (п. 2 ст. 124 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ ). Здесь важно соблюдать требование ТК РФ о том, что сообщить работникам о предстоящем увольнении нужно не менее чем за 2 месяца (ст. 180 ТК РФ).
Если срок конкурсного производства будет продлен по решению суда, то нужно будет направить сотрудникам новые уведомления с указанием в них более поздней предполагаемой даты увольнения.
Кроме того, сотрудникам нужно будет выплатить выходное пособие и средний заработок на период трудоустройства (ст. 178 ТК РФ).
Увольнение при банкротстве предприятия является самым болезненным вопросом, который собственник обязан разрешить в первую очередь. Дипломатичность, взаимопонимание и соблюдение действующего законодательства – это три обстоятельства, позволяющие урегулировать сложную ситуацию наименее болезненным способом.
Заявив о банкротстве, предприятие официально признаёт свою несостоятельность в дальнейшем удовлетворять законные требования всех кредиторов.
Для работодателя запуск подобной процедуры является крайней мерой, которая даёт возможность провести увольнение сотрудников по собственной инициативе.
Предпосылками этого выступает комплекс общих и частных обстоятельств.
Во время ликвидации предприятия, большая нагрузка ложится на отдел кадров, который обязан в жёсткие сроки подготовить всю необходимую документацию и выполнять ряд последовательных действий, направленных на массовое увольнение персонала.
При этом крайне важно, чтобы ни одна действующая норма законодательства не была нарушена.
Алгоритм поэтапного увольнения:
Внесение записей в трудовую книжку возможно в таких вариантах:
No related posts.