Чем отличается устав от положения организации | Загранник

Чем отличается устав от положения организации

Основным учредительным документом общественного объединения является его Устав. Устав общественного объединения должен предусматривать:

– название, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму;

– структуру общественного объединения, его руководящие и контрольно-ревизионные органы, территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность;

– условия и порядок вступления и выхода из общественного объединения, права и обязанности членов данного объединения (только для объединений, предусматривающих членство);

– компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;

– порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения;

– источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом;

– порядок реорганизации и ликвидации общественного объединения.

Помимо перечисленных обязательных требований в уставе общественного объединения могут предусматриваться и иные положения, не противоречащие законам и относящиеся к деятельности объединения.

Кроме устава высший руководящий орган общественного объединения может принимать и другие учредительные документы: декларации, программные заявления, концепции организации и т.д., затрагивающие вопросы деятельности объединений, не освещенные в его уставе.

Закон «Об общественных объединениях» предусматривает ограничения на создание и деятельность общественных объединений: «запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни».

Примерные устав и положение приводятся в приложениях.

Желательно, чтобы инициативная группа заранее подготовила проект устава (положения) студенческой организации с учетом своих желаний, специфики вуза и местности, где он находится, с учетом пожеланий всех заинтересованных людей. Идеальный вариант, когда проект устава (положения) получат на руки все участники собрания перед его началом.

Принятие устава (положения) осуществляется 2/3 голосов учредителей организации, то есть от тех, кто проголосовал "за" по первому вопросу повестки дня, именно от этого числа считается большинство. Например, за создание организации проголосовало 35

человек. Значит, число учредителей 35. При утверждении устава (положения) студенческой организации "за" проголосовало 31 человека, 2 – "против", 2 – "воздержалось". Таким образом, устав (положение) принято, поскольку 31 человек – это больше 2/3 от 35 человек, хотя при этом в зале на собрании вместе с гостями может присутствовать и 100 человек.

По остальным вопросам, кроме избрания руководящего органа, решения принимаются простым большинством голосов, если иное не будет предусмотрено в уставе (положении) студенческой организации (например, в положении может быть предусмотрено, что руководителем организации (председателем, президентом и т.п.) избирается тот, кто на собрании получит большинство не менее 2/3 голосов).

Еще одно важное правило, которое пригодится при проведении любых собраний организации: если вы выносите на обсуждение достаточно объемный документ, написанный более чем на четырех страницах, то для более эффективного обсуждения и учета всех мнений сначала поставьте на голосование вопрос о том, кто за то, чтобы принять предложенный проект за основу. Если большинство "за", тогда переходят к обсуждению поправок к проекту. Обсуждается и голосуется каждая вносимая поправка (дополнение, изменение), причем поправки лучше принимать и обсуждать по порядку, то есть сначала поправки к первому пункту (или первой главе, разделу) проекта, затем ко второму и т.д. Поправка принимается, если за нее проголосовало большинство членов организации, присутствующих на собрании. После обсуждения всех поправок и принятия по ним решений проект документа с учетом принятых поправок ставится на голосование в целом. Документ в итоге считается принятым с учетом всех поправок, если при голосовании в целом за него опять же таки проголосовало большинство (простое или 2/3) присутствующих членов организации. Последнее голосование необходимо, поскольку после принятия ряда поправок проект может так измениться, что те, кто голосовал за принятие его за основу в первоначальном виде, не согласятся уже с измененным вариантом, считая его принципиально другим.

Следующий вопрос учредительного собрания – утверждение плана мероприятий студенческой организации.

Проект плана инициативная группа должна подготовить заранее.

Несмотря на заранее подготовленный проект плана, роль учредительного собрания ничуть не принижается, поскольку на практике в ходе таких собраний поступают очень интересные предложения, порой в корне меняющие отдельные положения проекта.

Порядок принятия плана аналогичен порядку, описанному для случаев принятия больших документов. Сначала принимается проект плана за основу. Затем рассматриваются все поправки. В итоге ставится на голосование вопрос о принятии плана в целом с учетом утвержденных поправок.

Следующий вопрос повестки дня – избрание руководителя (лидера) организации. Как уже говорилось выше, этот вопрос может не стоять в повестке дня, если в уставе (положении) студенческой организации будет указано, например, что деятельностью организации руководит совет, который из своего состава избирает председателя совета. В этом случае следует сразу переходить к выборам руководящего органа организации, то есть в нашем примере – совета организации.

В уставе (положении) может быть указано на то, что деятельностью организации руководит совет, возглавляемый председателем, который в свою очередь избирается на общем собрании.

Рассмотрим подробнее схему избрания руководителя организации на собрании. Поскольку мы имеем дело с общественной организацией, то надо учитывать то, что, даже если инициативная группа заранее проведет какое-то выдвижение кандидатов на должность руководителя организации, организует что-то вроде предвыборной кампании, все равно главное действо разворачивается на собрании. Ибо согласно уставным нормам любой член организации вправе выдвинуть любое количество кандидатур, в том числе и себя. Собрание обязано предоставить каждому кандидату какое-то время для выступления. Если кандидатов достаточно много (более четырех), то имеет смысл ограничить количество выступающих с агитацией за того или иного кандидата, например, не более трех выступающих за кандидата. Можно ограничить и количество выступающих против того или иного кандидата, например, не более трех против кандидата.

Если выдвинутый кандидат взял самоотвод, то имеет смысл его кандидатуру уже не рассматривать и не ставить на голосование.

Читать дальше  Трудовое увечье и его юридические последствия

После обсуждения кандидатур решается вопрос, открыто или тайно будет избираться руководитель. За что проголосует большинство собрания, так в дальнейшем и будет организовано голосование.

Тайное голосование отличается от открытого тем, что в первом случае подготавливаются бюллетени с написанными фамилиями кандидатов, за внесение которых в бюллетень для тайного голосования проголосовало собрание. То есть, прежде чем готовить бюллетени для тайного голосования, собрание принимает решение о внесении в этот бюллетень каждой кандидатуры. Зачем вносить кандидатуру в бюллетень, если собрание заранее большинством голосов выскажется против нее? При голосовании по вопросу внесения кандидатур в бюллетень для тайного голосования каждый член организации вправе голосовать "за" сколько угодно раз.

После того как бюллетени со списком всех кандидатур, внесенных решением собрания (а не всех выдвинутых), подготовлены и розданы участникам собрания, каждый обязан подчеркнуть или поставить "галочку" (или иной знак, который будет оговорен на собрании) около той фамилии, за кандидата которого он голосует. Здесь каждый член организации может проголосовать только за одного кандидата, поскольку вакантная должность только одна.

Бюллетени опускаются в ящик, который предварительно закрыт и опечатан с подписями членов счетной комиссии (при тайном голосовании избрание счетной комиссии обязательно, более того, в члены счетной комиссии не может входить человек, кандидатура которого внесена в бюллетень для голосования).

После того как все проголосовали и опустили бюллетени в ящик для голосования, счетная комиссия вскрывает ящик. Она определяет: не появились ли лишние бюллетени или не того образца, которые выдавались участникам собрания. Затем идет подсчет "нормальных" бюллетеней. Их количество должно быть более 50% от числа участников собрания – членов организации, так как нельзя принимать решение, если при голосовании присутствует не более 50% членов организации или членов руководящего органа, принимающих решение. То есть в нашем примере, если число учредителей было 35, то количество бюллетеней должно быть не менее 18. Далее идет подсчет голосов, поданных за того или иного кандидата. Избранным считается тот, за кого проголосовало не менее 2/3 от участвовавших в голосовании, если иное большинство не установлено уставом (положением) о студенческой организации. Например, если в нашем случае количество бюллетеней было обнаружено в ящике 18, то выборы состоялись и победителем признается тот, кто набрал хотя бы 12 голосов.

В случае открытого – голосования никакой дополнительной работы проводить не надо. После того как выдвинуты все кандидатуры и нет самоотводов, по каждой кандидатуре проводится голосование, причем можно подсчитывать голоса, поданные только "за". Опять, как и в случае с тайным голосованием, каждый член организации имеет право проголосовать "за" только один раз, поскольку вакантная должность одна. Победителем признается тот, за кого проголосовало не менее 2/3 членов организации – участников собрания, если иное большинство не установлено в уставе (положении) о студенческой организации. В нашем примере при количестве участников собрания – членов организации 35 человек победу одерживает тот, кто получил не менее 24 голосов.

Вы, наверное, обратили внимание на разницу в том, с каким числом победа приходит при тайном и открытом голосовании. Это связано с тем, что при открытом голосовании все члены организации, присутствующие на собрании, являются участниками голосования, то есть 35 человек и именно от этого числа необходимо набрать большинство. При тайном же голосовании участниками голосования становятся только те, кто опустил бюллетень в ящик для голосования. Именно бюллетень становится фактом "присутствия при голосовании". Те же, кто не опустил бюллетень (а это право есть у каждого члена организации), уже не являются участниками голосования, они как бы по аналогии с открытым голосованием ушли просто из зала, их волеизъявление непонятно ("за" или "против"). Поэтому для определения большинства они уже не учитываются. Самое главное в данном случае, чтобы соблюдался кворум при принятии решения, то есть

участников тайного голосования было более 50% от числа участников собрания – членов организации.

Следует обратить внимание на то, что любой участник собрания – член организации вправе проголосовать против всех кандидатов.

В случае если ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов для победы, то возможны два выхода из ситуации: либо собрание проводит повторное голосование по двум кандидатам, которые набрали наибольшее количество голосов по сравнению с другими, либо повторно происходит выдвижение кандидатов, как старых, так и новых, и по ним происходит голосование с соблюдением всей процедуры.

Избранный руководитель организации одновременно считается и избранным в состав руководящего органа организации, так как работу именно этого органа необходимо будет постоянно организовывать. Нельзя быть председателем Совета, не входя в состав самого Совета.

Следующий вопрос учредительного собрания – избрание руководящего (координирующего) органа. Это может быть и совет, и комитет, и бюро, и правление и т.п. Наименование руководящего органа (например, Совет) определяет собрание и фиксирует это в уставе (положении) студенческой организации.

Количественный состав Совета определяет также собрание. В то же время можно вообще не обозначать заранее количественный состав Совета, тогда все избранные в него и будут составлять количество членов Совета.

На практике для организации в 20-40 человек наиболее оптимально избрать в состав Совета 5-7 человек.

Выдвижение кандидатов происходит на собрании, даже если до собрания проводилась какая-то предвыборная кампания. Любой член организации вправе выдвинуть любое количество кандидатов, в том числе и себя. Обсуждение кандидатов происходит таким же порядком, как это делалось при обсуждении кандидатов на председателя Совета.

Голосование происходит по каждой кандидатуре отдельно. В случае если заранее определен количественный состав Совета, то каждый участник собрания – учредитель голосует "за" столько раз, сколько членов Совета предусмотрено в его составе. То есть если решено избрать в состав Совета 5 человек, а выдвинуто 8 кандидатур, то каждый заранее для себя перед голосованием должен определиться, по каким четырем кандидатурам или меньшему числу он будет голосовать "за" (пятый член Совета уже избран: им является председатель Совета).

Читать дальше  Срок действия биометрического загранпаспорта

Голосование "против" и "воздержался" в данном случае можно не проводить. Избранными считаются те, кто набрал не менее 2/3 голосов, если иное большинство не предусмотрено для избрания в члены Совета уставом (положением).

Как быть, если вы сначала установили количественный состав 5 человек, а избранными оказались 3 человека (большего числа не может получиться по простой арифметике, так как каждый имеет право

проголосовать "за" только столько раз, сколько мест в Совете предусмотрено или вообще за меньшее количество кандидатов)? В этом случае вы можете на собрании дополнительно выдвинуть еще другие кандидатуры. В том числе, которые были во время первого голосования, но не прошли в члены Совета, и провести снова голосование, но уже на оставшиеся вакантные места. Либо вы можете решением собрания сократить численность Совета до 3 человек, то есть до такого количества, сколько получило большинство при избрании в Совет.

На собрании также избирается контролирующий (контрольно-ревизионный) орган организации (комиссия, комитет), если организация будет регистрироваться как юридическое лицо. Контрольная комиссия проводит ревизию финансовой и хозяйственной деятельности общественного объединения и подотчетен высшему руководящему органу. Число членов контрольно-ревизионного органа не ограничивается. В члены контрольно-ревизионного органа не могут входить члены руководящих органов общественного объединения. Все должностные лица организации обязаны по запросу контрольно-ревизионного органа предоставлять необходимую информацию и документы.

Далее собрание может обсудить другие вопросы в так называемом разделе "Разное". Здесь могут быть какие-то инициативы, предложения участников собрания, по которым необходимо принять решения.

В заключение председательствующий на собрании объявляет о его закрытии.

Как было уже сказано выше, протокол собрания ведет секретарь собрания. Так как собрание идет обычно интенсивно, порой бурно, с множеством выступлений и голосований, то секретарю приходится быстро записывать основные моменты собрания, вводя множество сокращений. Таким образом, получается как бы черновик протокола. Поэтому после собрания, как правило, оформляется чистовой протокол без сокращений. Протокол подписывается председателем собрания (а не председателем Совета, если он не является одним и тем же лицом) и секретарем собрания.

В итоге у вас должен получиться протокол приблизительно такой, как приведен в приложении.

Дата добавления: 2016-10-30 ; просмотров: 1182 | Нарушение авторских прав

Основным учредительным документом общества с ограниченной ответственностью, товарищества, акционерного общества и других организационно-правовых форм образования юридического лица является его устав. Данный документ по большей части регламентирует взаимоотношения предприятия с партнёрами, государственными органами, определяет отношения участников общества между собой.

Устав свод положений и правил, определяющих устройство, деятельность, права и обязанности юридического лица, утвержденный и зарегистрированный в установленном законом порядке. Устав определяет правовое положение юридического лица. Устав организации утверждается его учредителями (участниками).

В уставе организации должны определяться:

· наименование юридического лица,

· место его нахождения,

· порядок управления деятельностью,

· а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

В уставе в обязательном порядке должны быть следующие разделы:

1. Общие положения. В данном разделе указывается полное наименование организации, сокращённое название и сокращение, используемое в содержании устава. Следует перечислить законы, кодексы, на которые должна опираться каждая соответствующая организация. Далее указываются юридический и фактический адреса с обязательным указанием почтового индекса. Важной частью общих положений является прямое указание на цель общества. Если это коммерческая организация, тогда в качестве цели деятельности указывается получение прибыли. Заключающим моментом общей части устава станет перечень видов деятельности общества. Хотя их можно вынести и в отдельный пункт устава.

2. Юридический статус общества. Перечисление прав и обязанностей общества, следующие за его государственной регистрацией.

3. Права и обязанности учредителей. Помимо фамилий, имён и паспортных данных в этом месте как раз и очерчивается круг полномочий участников общества: права и их обязанности. В том числе право выйти из общества и вытекающие из этого решения последствия. Чем подробнее будут прописаны все нюансы, тем больше уверенности в своей защищённости устав придаст учредителям общества. Особенно важно прописать порядок передачи (отчуждения) своей доли. Здесь же прописываются и другие важные детали, не указанные в законодательстве об общества с ограниченной ответственностью, но важные для учредителей данного общества. Например, порядок уведомлений о дате собраний, о продаже доли, о решении выйти из общества и т.д. Уведомить учредители друг друга могут разными способами, чтобы не было лишних недоразумений, следует уточнить, какой из них юридически является состоявшимся. А также следует уточнить, на кого и в каких случаях возлагается обязанность по уведомлению всех учредителей.

4. Собрание учредителей. В данном разделе прописывается:

• повестка дня (круг вопросов), уточняются участники собрания (могут направлять на собрание своих представителей или нет), их права (принимать участие в каждом собрании и т.п.);

• компетенция собрания (перечислите основные решения, принимаемые большинством голосов, и решения, принимаемые только единогласно);

• периодичность собраний (очередное и внеочередное) и сроки, также можно указать случаи, в которых собирается внеочередное собрание;

• способ и сроки уведомления о дате собрания.

В данном пункте устава могут быть прописаны и другие детали, например, возможность осуществления заочного голосования по определённому кругу вопросов.

Если же учредитель в обществе один, вместо собрания в данном пункте отражается перечень его возможных единоличных решений, которые также как и протокол собрания, следует оформлять письменно.

5. Исполнительный орган. Следует указать, что таковым признаётся избранный на должность директора. Указать порядок избрания директора (на общем собрании учредителей), срок избрания (чаще указывается год, иногда два), его права и обязанности по отношению к обществу, срок предъявления отчёта о его деятельности (в основном раз в год).

Читать дальше  Приказ о порядке ношения военной формы одежды

6. Финансовая деятельность общества. Указываются документы, на основании которых общество планирует осуществлять свою финансовую деятельность, например, годовой план. И другие важные моменты: какого рода ресурсами общество вправе распоряжаться; как будет распределяться прибыль между учредителями (этот момент следует прописать в соответствии с законом об обществах с ограниченной ответственностью); фонды общества (например, резервный) и отчисления в них; порядок распоряжения финансовыми средствами общества в критических ситуациях (долги, банкротство). Также в данном разделе следует отразить порядок ведения бух. учёта и финансовой отчётности («в порядке, установленном правовыми актами»).

Порядок управления уставным капиталом (а также его размер, доли учредителей) может быть прописан отдельным пунктом в уставе общества.

7. «Ревизор общества» с указанием полномочий, порядка избрания на эту должность, сроки проведения ревизии, основания.

8. Порядок хранения и передачи информации о деятельности общества. Перечислите документы, которые следует хранить (учредительные, протоколы собраний, правомочную документацию, положения, заключения ревизора и прочее). Укажите место хранения, как правило, это юридический адрес. В этом же разделе следует расписать порядок предоставления документации и иной информации о деятельности общества иным лицам, с которым согласны все учредители общества.

9. Ликвидация, реорганизация общества. Следует перечислить порядок и причины того и другого в соответствии с законодательством; указать возможные формы реорганизации (слияние, преобразования в иную организационно-правовую форму). Этот раздел устава также послужит своего рода положением о ликвидационной комиссии: укажите порядок назначения комиссии, её возможный состав, полномочия, основания для созыва комиссии.

Следует отметить, что специфика создания и функционирования организаций в различных организационно-правовых формах оказывает влияние на их уставы. В связи с этим рассмотрим содержание уставов дифференцированно, с учетом разнообразных организационно-правовых форм организаций. Рассмотрим содержание основных положений устава для коммерческих организаций.

Разница – в цели создания и функциональном назначении видов документов. Вид документа – обобщенное название совокупности документов, принадлежащих к определенной системе документации и связанных между собой по признакам содержания и целевого назначения.

В процессе разработки инструкции по делопроизводству регламентируют прежде всего работу с документами, принадлежащими к системе организационно-распорядительной документации, в которой есть следующие подсистемы:

  • организационная документация (документы этой подсистемы являются правовыми актами);
  • распорядительная документация (документы этой подсистемы – также правовые акты);
  • справочно-информационные документы;
  • документы по личному составу;
  • договорная документация.

Положение, правила, инструкция, а также устав, штатное расписание, структура и штатная численность являются документами подсистемы организационной документации. К организационным документам относятся и новые виды создаваемых в настоящее время документов – концепция, стратегия, политика.

На общепонятийном уровне определения видов организационных документов закрепляются словарями – энциклопедическими, русского языка и специальными отраслевыми.

В профессиональной сфере делопроизводства и архивного дела названия видов документов должны, конечно же, употребляться в терминологическом значении. Рекомендуем проанализировать цели создания и функциональное назначение организационных документов, которые закреплены в определениях их видов, зафиксированных в Единой государственной системе делопроизводства (М., 1974):

  • «положение – правовой акт, определяющий порядок образования, права, обязанности и организацию работы учреждения, структурного подразделения»;
  • «инструкция – правовой акт, издаваемый органом государственного управления (или утверждаемый его руководителем) в целях установления правил, регулирующих организационные, научно-технические, технологические, финансовые и иные специальные стороны деятельности учреждений, организаций, предприятий (их подразделений и служб), должностных лиц и граждан».

Такую же юридическую природу имеют регламент и правила, определения и функциональное назначение которых были зафиксированы отраслевым словарем – Кратким словарем видов и разновидностей документов (М., 1974):

  • «регламент – свод правил, определяющих порядок работы учреждения, предприятия»;
  • «правила – свод обязательных для выполнения требований, норм».

В словарях фиксируется актуальное употребление того или иного слова в конкретном значении. В настоящее время новый словарь видов и разновидностей управленческих документов готовит ВНИИДАД, обобщая современную практику. Регламент как свод правил (название вида известно с 18 века, с петровских времен), правила и положение как свод правил, регулирующих определенную отрасль или направление деятельности, одинаково допустимы для наименования видов издаваемых организационных документов.

Опыт «лучших практик» показывает, что в настоящее время организации самостоятельно устанавливают видовой состав издаваемых организационных документов, разрабатывая и утверждая на высшем уровне принятия решений (совет директоров, правление) соответствующий стандарт или классификатор видов и разновидностей документов, которые подлежат обязательному применению в данной организации (конечно же, с учетом классификатора бизнес-процессов, классификатора функций или вопросов и участков деятельности организации). При разработке подобного стандарта учитываются требования действующего законодательства, указания вышестоящих и контролирующих организаций, «лучшие практики» и обычаи делового оборота, практика государственных органов и органов местного самоуправления. Определяются подробно цель создания, функция и даже структура текста (в общем виде) применяемого организационного документа.

В организации могут издаваться административные регламенты (по функциям и услугам, если брать пример с государственных органов) и технические регламенты (преимущественно по производственным процессам, по процессам контроля и поверки приборов и оборудования; обратите внимание, что на федеральном уровне утверждаются технические регламенты на продукцию, имеющие силу федерального закона).

Исходя из требований законодательства в государственных органах разрабатываются и утверждаются положения о подразделениях и служебные должностные регламенты.

Должностные инструкции, положения о должностях руководителей (например, положение о должности генерального директора, положение о должности члена совета директоров и т.п.) и положения о структурных подразделениях разрабатываются в организациях на основе требований подзаконных нормативных правовых актов.

Производственный процесс в целом может регламентироваться инструкцией, а одна из его составных частей (один из процессов) возможно регламентировать правилами его реализации, схемой или блок-схемой.

Регламентация видового состава документов в процессе разработки и регламентации процедуры, бизнес-процесса, функции и услуги (государственной, муниципальной, оказываемой клиентам организации и т.п.) способствует управляемости организации, повышает качество управления, позволяет оценивать его по показателям эффективности и обеспечивать реальный переход на электронный документооборот.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector