Нерациональное использование земельного участка | Загранник

Нерациональное использование земельного участка

Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон от 7 июня 2013 г. № 123-ФЗ, уточняющий основания и порядок изъятия земельных участков в случае их ненадлежащего использования.

Так, согласно закону в ст. 45 Земельного кодекса РФ закрепляется, в частности, что право постоянного (бессрочного) пользования, а также право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются принудительно при ненадлежащем использовании земельного участка, а именно при:

  • использовании земельного участка с грубым нарушением правил рационального использования земли – если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;
  • порче земель;
  • невыполнении обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;
  • невыполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
  • неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, и время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

По этим же основаниям арендодатель сможет требовать прекращения аренды земельного участка. Отметим, что такое основание как систематическая неуплата земельного налога исключено из оснований изъятия участка.

Принудительное изъятие земельных участков при их ненадлежащем использовании осуществляется на основании вступившего в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка. Во всех случаях изъятию участка должна предшествовать выдача предписания об устранении нарушений.

Законом также вводится внесудебный порядок изъятия ненадлежащим образом используемых земель у государственных (муниципальных) учреждений и казенных предприятий. Соответствующее решение будет принимать исполнительный орган государственной власти (орган местного самоуправления). В таком же порядке изымают земли, ранее предоставленные унитарным предприятиям в постоянное пользование.

Кроме того, уточняется срок подачи органами власти в Росреестр пакета документов для госрегистрации прекращения права на участок. На это отводится 10 дней после вступления в силу решения суда об изъятии участка или принятия такого решения соответствующими властями.

Федеральный закон вступает в силу через 90 дней после его официального опубликования.

Современное состояние использования земельных ресурсов во многом определяется сильным влиянием на него общей неблагоприятной экономической ситуацией в стране, существенным сокращением государственной поддержки аграрной сферы.

Для успешного функционирования сельского хозяйства требуется экономно и с наибольшей отдачей использовать каждый гектар земли. В ближайшей перспективе увеличение производства сельскохозяйственной продукции должно достигаться не за счет расширения площадей сельскохозяйственных угодий, а главным образом за счет повышения плодородия почв, эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с их экономической оценкой.

Экологическое стимулирование рационального использования и охраны земель имеет целью повышение заинтересованности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов в сохранении и воспроизводстве плодородия почв, защите земель от негативных последствий производственной деятельности.

Экономическое стимулирование рационального использования и охраны земель осуществляется путем:

– выделения средств республиканского или местного бюджетов для восстановления земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли;

– освобождения от платы за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения, в период, предусмотренный проектом производства работ;

Читать дальше  Хулиганство это административное или уголовное

– частичной компенсации из средств бюджета снижения дохода в результате временной консервации земель;

– поощрения граждан, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство, сельскохозяйственных производственных кооперативов и других формирований, лесхозов и иных предприятий, а также их руководителей и специалистов за улучшение качества земель, повышение плодородия почв, продуктивности земель лесного фонда;

– установления повышенных цен на экологически чистую продукцию.

Задачами государственного контроля за использованием и охраной земель являются обеспечение соблюдения всеми государственными и общественными органами, государственными, кооперативными предприятиями, учреждениями, организациями, а также гражданами требований действующего законодательства в целях эффективного использования и охраны земель.

Государственный контроль за использованием и охраной земельосуществляется органами государственной власти, Государственным земельным комитетом Российской Федерации и его органами на местах и другими государственными органами.

Ответственность за нерациональное использование земель предусмотрена в частности Законом Омской области "О прекращении прав на земельные участки на территории Омской области".

Согласно ст. 4-6 этого закона:

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается в случаях:

1) отказа пользователя от земельного участка;

2) использования земельного участка не в соответствии с его целевым назначением;

3) нерационального использования земельного участка;

4) неиспользования в течение трех лет земельного участка, пред назначенного для сельскохозяйственного производства, за исключением времени, необходимого для мелиоративного строительства, а также времени, в течение которого участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;

5) неиспользования в течение трех лет земельного участка, пред назначенного для жилищного или иного строительства, за исключением времени, в течение которого участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;

6) перехода прав собственности на строение, сооружение к другим юридическим лицам или гражданам;

7) изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

8) ликвидации юридического лица.

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращается в случаях:

1) отказа от земельного участка;

2) использования земельного участка не в соответствии с его целевым назначением;

3) нерационального использования земельного участка;

4) неиспользования в течение трех лет земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства, за исключением времени, необходимого для мелиоративного строительства, а также времени, в течение которого участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;

5) неиспользования в течение трех лет земельного участка, предоставленного для жилищного или иного строительства, за исключением времени, в течение которого участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

6) изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд.

Право собственности на земельный участок или его часть прекращается в случае:

1) отказа собственника от земельного участка;

2) изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

3) использования земельного участка не в соответствии с его целевым назначением;

4) нерационального использования земельного участка;

5) неиспользования в течение трех лет земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, за исключением времени, необходимого для освоения участка, а также времени, в течение которого участок не мог быть использован по назначению из-за стихийного бедствия или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;

Читать дальше  Расчет пенсионного стажа газоэлектросварщика

6) неиспользования в течение трех лет земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, за исключением времени, необходимого для освоения участка, а также времени, в течение которого участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;

7) утраты права собственности на земельный участок в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Таким образом, нерационального использование земельного участкаявляется основанием прекращения прав на него.

Рациональное использование и охрана земли – одна из главных задач в любом обществе. Рациональное использование земель предполагает использование их по целевому назначению с соблюдением установленных требований и ограничений, а также с учетом соответствия цели и характера использования конкретных земельных участков их свойствам. Это использование земель, не приводящее к снижению их качества [31].

Перед обществом стоит сложная задача: так организовать использование земель, чтобы, с одной стороны, прекратить процессы деградации почв, осуществить их восстановление и улучшение, а с другой – добиться повышения эффективности производства за счет организации рационального землепользования. Эта задача может быть решена только в ходе землеустройства, главная цель которого – организация рационального, эффективного использования и охраны земли, создание благоприятной экологической обстановки, улучшение природных ландшафтов и реализация земельного законодательства.

Рациональным может считаться использование земли, при котором:

1) осуществляются охрана и воспроизводство продуктивных и иных полезных свойств земли;

2) наиболее полно учитываются природные и экономические условия и свойства конкретных земельных участков;

3) достигается высокая эффективность производственной и иной деятельности;

4) обеспечивается оптимальное сочетание общественных, коллективных и личных интересов в использовании земли [38].

При нерациональном использовании земли в зависимости от природных условий и характера хозяйственной деятельности пользователей возникают разнообразные формы ее деградации:

– водная, ветровая эрозия;

– загрязнение сельскохозяйственных и лесных земель отходами промышленного и аграрного производства, минеральными удобрениями и пестицидами;

– иссушение территории при мелиорации и добыче минерального сырья и топлива;

– подтопление земель при гидроэнергетическом строительстве и орошении;

– нарушение земель при горных работах и строительстве;

– переуплотнение почв ходовыми частями машин и механизмов.

Эффективное использование земель – использование земель, приносящее экономический, социальный, экологический или иной полезный результат [1].

Особенности использования земли требуют обязательной ее охраны, т. е. защиты от эрозии, деградации, загрязнения, заражения и других неблагоприятных факторов, а также от нерационального расходования для нужд промышленности, транспорта и других несельскохозяйственных целей; организации рационального использования земли, то есть такого ее использования, которое не только отвечает экономическим интересам государства, предприятий, различных отраслей и граждан, но и обеспечивает оптимальное взаимодействие с окружающей природной средой, охрану земли при ее предоставлении и в процессе эксплуатации.

Чем выше научно-технический потенциал общества и интенсивнее природопользование, тем острее ощущается потребность в охране земель и других природных ресурсов. Главная задача заключается в том, чтобы использование земельных ресурсов во всех сферах жизни общества не приводило к необратимому нарушению экологического равновесия в природе.

Под охраной земель в землеустроительной науке и практике понимают комплекс организационно-хозяйственных, агрономических, технических, мелиоративных, экономических, правовых и других мероприятий по предотвращению и устранению процессов, ухудшающих состояние земель, а также по необоснованному их изъятию из сельскохозяйственного и другого использования [11].

Читать дальше  Сколько можно ездить без страховки при покупке

Охрана земель должна осуществляться на основе комплексного подхода к экосистемам как сложным образованиям с учетом зональных и региональных особенностей, предусматривать сохранение почв, ограничение вредных воздействий на растительный и животный мир, геологические породы и другие компоненты окружающей среды.

Состав мероприятий по охране земли зависит от возможных форм ее деградации, особенностей состояния и предполагаемого использования соответствующих территорий. Отдельные мероприятия целесообразно объединять в земельно-охранные комплексы с учетом совместного действия различных негативных процессов – эрозии, засоления, загрязнения и т. д.

Предотвращение эрозии почв достигается при рациональной организации территории и производства, применении ресурсосберегающих технологий земле- и водопользования.

Загрязнение, подтопление земель могут быть преодолены за счет устранения источника вредного воздействия, рациональной организации территории, возделывания подходящих культур, технических и технологических усовершенствований.

Нарушения земель при добыче минерального сырья и строительства можно избежать при ограничении их масштабов и своевременной рекультивации нарушенных площадей.

Землепользователи должны осуществлять в границах предоставленных им земельных участков следующие мероприятия по охране земель [1]:

‑ благоустраивать и эффективно использовать землю, земельные участки;

‑ сохранять плодородие почв и иные полезные свойства земель;

‑ защищать земли от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания, засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами, химическими и радиоактивными веществами, иных вредных воздействий;

‑ предотвращать зарастание сельскохозяйственных земель древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями) и сорняками;

‑ сохранять торфяно-болотные почвы при использовании сельскохозяйственных земель, предотвращать процессы минерализации торфяников;

‑ проводить консервацию деградированных земель, если невозможно восстановить их исходное состояние;

‑ восстанавливать деградированные, рекультивировать нарушенные земли;

‑ снимать, сохранять и использовать плодородный слой земель при проведении работ, связанных с добычей полезных ископаемых и строительством.

Мероприятия по охране земель должны включаться в:

‑ региональные схемы использования и охраны земельных ресурсов, схемы землеустройства административно-территориальных и территориальных единиц, территорий особого государственного регулирования, проекты внутрихозяйственного и межхозяйственного землеустройства и иную землеустроительную документацию;

‑ проектную документацию на размещение, строительство, реконструкцию, эксплуатацию, консервацию и снос объектов промышленности, транспорта, связи, обороны, коммунального лесного, водного и сельского хозяйства, а также иных объектов, оказывающих воздействие на землю;

‑ проектную документацию по мелиорации земель;

‑ технические нормативные правовые акты, устанавливающие технические требования к технологическим процессам, непосредственно связанным с использованием земель в хозяйственной и иной деятельности [1].

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, хозяйственная или иная деятельность которых непосредственно связана с использованием земель или вредным воздействием на них, осуществляют мероприятия по охране земель в соответствии с утвержденными планами, согласованными с территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь. Планы по охране земель должны содержать сведения о гарантированных объемах и источниках финансирования мероприятий по охране земель.

Финансирование мероприятий по охране земель осуществляется за счет собственных средств землепользователей, средств республиканских и местных бюджетов, направляемых на эти цели в соответствии с законодательством, а также иных источников, не запрещенных законодательством.

Для оценки состояния земель устанавливаются в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемическом благополучии населения, об охране окружающей среды нормативы предельно допустимых концентраций химических и иных веществ в почве.

Дата добавления: 2016-09-20 ; просмотров: 1081 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector