Нужно ли заставлять ребенка ходить на кружки | Загранник

Нужно ли заставлять ребенка ходить на кружки

Ходить в какие-нибудь кружки, а не только в школу, сейчас стало признаком качественного обучения и воспитания ребенка. Начинается это с самого раннего возраста, с тех самых «развивашек» для малышей от года или даже раньше. Хорошо это или плохо – активно обсуждается на многих интернет ресурсах – кто-то за дополнительные занятия, кто-то против. У тех и у других свои аргументы. Однако мы все живем в социуме и «настроения» в нем царящие, не могут не сказываться на том, что выбирает каждый из родителей. Очень многие родители чувствуют себя «не в тренде», если их ребенок не ходит на развивающие занятия пока он еще малыш, или у него нет дополнительных занятий вне детского сада. А школьник, у которого нет занятий после школы,считается чуть ли не педагогически запущенным ребенком, даже если он в целом хорошо учится. Поэтому, чаще всего, дети все-таки хоть чем-нибудь да занимаются, и родители придают этому достаточно большое значение.

Мамы и папы вкладывают в детские дополнительные занятия колоссальное количество энергии и средств. Одно только то, что всюду нужно водить или возить уже отнимает очень много сил, а если занятия подразумевают еще и достаточно интенсивную домашнюю подготовку, как например, музыка, затраты даже не удваиваются… Это просто становится еще одним «делом жизни» родителя. Поэтому, когда ребенок вдруг начинает активно сопротивляться и говорить, что он больше не хочет заниматься, родителям становится очень непросто: «Столько вложено, а он теперь не хочет? Как это так? А как же теперь? Все бросить? Но ведь сам же потом пожалеет! Ведь не понимает еще ничего!» Начинаются уговоры, если не помогает, то в ход идет «подкуп», «шантаж», прочие манипуляции, с целью сохранить имеющиеся занятия. Все это имеет очень недолговременный эффект. Так как невозможно заниматься творчеством или спортом, когда это совсем не приносит радости, удовлетворения. Ребенок может заболеть, что бы была причина не ходить в кружок или заниматься так, что не будет никакого результата, и радоваться, гордиться вам и ребенку будет собственно нечем. Занятия потеряют смысл для всех участников.

Иногда, родители все же пытаются прояснить, что же такого случилось, что ребенок вдруг расхотел заниматься тем,что ему нравилось. И это самый верный путь. Не самый простой, конечно, но эффективный. Причины того, что ребенок охладел к занятиям, могут быть очень разные. В этой статье мы поговорим про основные, с которых можно начать, если вы хотите разобраться в том, что произошло, когда ребенок отказался ходить заниматься.

1. Отношения с учителем. Для детсадовцев и младших школьников не сложившиеся (или испортившиеся по какой-либо причине) отношения со взрослым, который ведет кружок, – это одна из основных причин нежелания заниматься тем или иным делом. Дело само по себе может быть совсем не причём и при решении проблемы, возникшей с учителем, или если занятия будет вести другой человек, ребенок сможет снова получать от них удовольствие.

2. Отношения со сверстниками. В дошкольном и школьном возрасте отношения в коллективе во многом зависят от того, как относится к каждому из детей педагог. Дети считывают его отношение и неосознанно принимают это за норму. Или же, кружок может вести человек, неспособный поддержать дисциплину таким образом, чтобы на его уроке было недопустимо детям обижать или задирать друг друга. Поэтому, если ребёнок жалуется на нескладывающиеся отношения со сверстниками присмотритесь к тому, как педагог строит отношения с детьми, следит ли он за тем, чтобы отношения между ними были в рамках цивилизованного общения.

3. Количество нагрузки на ребенка не соответствует его силам. Тут может быть два варианта. Первый – нагрузка в кружке увеличилась таким образом, что стало очень сложно или очень много объёмных заданий. Второй – постепенно выросла нагрузка вне кружка, например, в школе, и делать и то и другое ребенку стало сложно, у него сильно сократилось время на отдых и восстановление сил.

Читать дальше  Неосторожное обращение с огнестрельным оружием

4. Родители изначально неосознанно выдали свое желание за желание ребенка. Например, мама всю жизнь мечтала заниматься танцами и решила, что дочка непременно должна танцевать. Пока девочка была совсем маленькой, ей возможно, не составляло труда приходить танцевать, особенно если учительница добрая. Но потом, когда она подросла,ей стало не интересно или может быть тяжело или она стала понимать, что у нее не получается так как у других детей (может быть и не было способностей) и она сама это видит, а мама все еще нет. Подумайте, чье это было желание и действительно ли у ребенка есть склонности к тому, чем вы его привели заниматься?

Прежде чем окончательно решить, что делать с кружком, спортшколой или музыкой, возьмите себе тайм-аут. Подумайте, посмотрите, что происходит что можно изменить, послушайте ребёнка, поговорите с педагогом, с другими родителями и их детьми. Это даст вам необходимую информацию для принятия взвешенного решения.

Принято считать, что чем раньше и плотнее мы нагрузим ребёнка различными знаниями и умениями, тем успешнее он вырастет. Сами же дети крайне редко покорно следуют нашим планам. В этой статье попробуем разобраться, кто прав и что делать.

Итак, вы полны решимости воспитать ребёнка правильно и сразу же хотите лепить из него физически развитого, дисциплинированного физика-ядерщика, умеющего постоять за себя, общительного и не чурающегося музыкальных импровизаций на фортепиано. Записываете его на подходящие под цели кружки, желательно с двух лет, потому что — вы же наверняка знаете — нет предела возможностям детского мозга и организма в целом. Единственной проблемой на пути к вашей мечте становится невыносимое детское нытьё. Потому что ваше лучшее творение оказалось на редкость ленивым и упрямым. Что можно в этой ситуации сделать? Ищите выход вместе с ребёнком!

Сразу договоримся о том, что автор этой статьи не считает проблемой:

  1. Если упрямится и капризничает ребёнок младше трёх лет. Совершенно нормально, что в таком возрасте малыш боится оставаться без мамы или очень быстро устаёт от занятий. Ваш ребёнок ничего не потеряет, если их проигнорирует (это вы, возможно, потеряете 40 минут передышки). Все дети разные, если ваша подруга со своим активным ребёнком успевает за неделю обежать все группы раннего развития в округе, не нужно думать, что это норма и вы должны следовать за ними. Пока вполне можете рассматривать ваши попытки социализации как начало трудного пути хождения по кружкам.
  2. Если ваш ребёнок с удовольствием посещает хотя бы одну секцию два-три раза в неделю после детского сада или школы, но противится посещению второй, третьей, пятой. Вам повезло: ребёнок нашёл то, что ему интересно. Может, лучше оставить его в покое?

Вопросы-помощники

Тем не менее, если вы уверены, что спускать всё на тормоза нельзя, для начала задайте себе несколько вопросов о занятиях, с которыми возникли проблемы, и постарайтесь максимально честно на них ответить. Так вам будет намного проще искать выход из ситуации вместе с ребёнком.

  1. Насколько необходимы эти занятия? К иностранному языку можно относиться как к полезному факультативу, а можно как к обязательному учебному минимуму. Можете ли вы отказаться от этих занятий? Стоит ли за них бороться?
  2. Есть ли у ребёнка стремление и способности к деятельности, предлагаемой в данной секции? Активен и подвижен ли он для спортивных секций, музыкален ли, проявляет интерес к технике или математике?
  3. Какую цель преследуете лично вы? Каким вы видите будущее ребёнка? Будет ли ваша девочка профессиональной балериной или вы просто хотите, чтобы она не стояла у стеночки в клубе?
  4. Можно ли реализовать ваши цели и талант ребёнка через другую деятельность? Физическое развитие — это в равной степени и борьба, и плавание, и гимнастика, и танцы. Музыкальность ребёнка может быть показанием и к танцам, и к пению, и к игре на музыкальных инструментах. И даже музыкальный инструмент можно несколько раз сменить в поиске призвания.
Читать дальше  Срок возврата исполнительного листа приставам

Поиск причины

Возможные причины капризов со стороны ребёнка очень сильно зависят от возраста и темперамента. Со школьником постарайтесь поговорить без лишних эмоций. Вспомните себя в этом же возрасте: вы тогда ко многому относились иначе. Ребёнок трёх-четырёх лет не сможет даже объяснить вам, что именно его раздражает. Фраза «Не хочу туда!» у малышей охватывает сразу все неприятности, попробуйте методом исключения найти причину каприза.

  1. Долгая утомительная дорога. Дети нетерпеливы. И чем они меньше, тем меньше у них терпения. Попробуйте сократить дорогу, воспользоваться транспортом. Прогулка по дороге на занятия — это не самый лучший вариант. Ребёнок так или иначе знает, что сейчас будет заниматься вполне конкретной деятельностью, и уже внутренне готовится, да и постоянный контроль за временем не способствует расслаблению. Если есть возможность, лучше будет гулять уже после посещения кружка, по дороге домой, выгуливая и выветривая усталость и эмоции.
  2. Отсутствие контакта с преподавателем. Это вопрос, который, конечно, лучше бы выяснить сразу. Нет смысла отдавать ребёнка, особенно дошкольника, преподавателю, который не сможет найти к нему подход. Понаблюдайте, с каким настроением ребёнок выходит с самых первых занятий. Для младших дошкольников, пожалуй, лучше сразу поискать другого преподавателя. Даже если вы с большим трудом попали в этот спортивный клуб. В этом возрасте главное — начать заниматься, где именно — пока не так уж важно. Школьники не так разборчивы, но будет лучше, если преподаватель — человек, увлечённый своим предметом. Равнодушных нам достаточно в школах. Сделать тут можно немногое: мягкие увещевательные беседы, ожидание момента, когда в группе появятся друзья.
  3. Слишком высокая нагрузка для ребёнка. В попытке дать всё лучшее вы записали его в спортивный клуб, выпускающий олимпийских чемпионов, хотя ваши с ребёнком цели были очень скромные: хорошая осанка, физическая выносливость. Выход очевиден — смена секции на аналогичную, но с меньшей загруженностью.
  4. Нехватка друзей на дополнительных занятиях. Возможно, у вашего ребёнка вообще нет друзей. Попробуйте узнать, с кем он общается, какие отношения с детьми в группе. Если в кружках хотя бы иногда устраивают праздничные неформальные встречи, постарайтесь их посещать. Новый год, чаепитие перед 8 Марта, отчётные выступления старших групп, выставки работ — всё это отличный способ пообщаться с детьми из своей группы в свободной обстановке.
  5. Большой отрыв от группы. Иногда одно-два пропущенных по болезни занятия могут очень сильно сказаться на успеваемости ребёнка. Объясните, что это временные трудности, такое случается со всеми, нужно немного терпения и упорства. По возможности посоветуйтесь с преподавателем о том, как лучше преодолеть этот разрыв.
  6. Ребёнок не видит конечной цели. Даже если вы уверены, что ему нужны именно танцы, ни один танцевальный кружок не даст ребёнку возможности свободного неограниченного танца в течение всего занятия. Вряд ли, выбирая этот путь, он представлял себе бесконечное повторение одного и того же элемента или часы, проводимые в растяжке. Старайтесь посещать отчётные выступления и выставки старших групп, поищите мотивирующие фильмы, поговорите с ребёнком о том, что без определённого труда не ловится и рыбка из пруда.
  7. Ошибка в планировании дня перед занятием. Слишком большая загруженность в школе именно в день дополнительных занятий; нет времени перекусить или комфортно переодеться; два занятия в разных кружках проводятся в один день, и ваша девочка с растрёпанной головой и мокрым купальником в сумке идёт на английский язык, где встретится с мальчиком, который ей нравится. Подумайте, как сгладить эти неприятные моменты, конкретных советов тут быть не может, каждая ситуация индивидуальна.
  8. Ребёнок узнал всё, что хотел, и готов попробовать что-то новое. Тут не стоит ставить палки в колёса, вы всегда успеете вернуться. Не прощает бездействия только профессиональный спорт, но не нужно бросать спорт в принципе, попробуйте новое направление. Даже если сами вы были в аналогичной ситуации и до сих пор жалеете, что ваши родители в своё время не настояли на продолжении занятий, гораздо полезнее будет именно вам заняться своими упущенными возможностями, чем пытаться навязать их ребёнку. Возможно, вы поймете, что поздно начинать не так уж и страшно.
Читать дальше  Проверить регистрацию документов в росреестре

Советы на все времена

Общие рекомендации, пожалуй, универсальны для любой неприятности с ребёнком.

  1. Вы можете всё, если не будете пытаться сделать всё сразу. Трезво оценивайте свои моральные и финансовые возможности. Кружки — это траты не только на расходные материалы и экипировку, но и на праздники, экскурсии, дни рождения новых друзей и преподавателей. Оставляйте немного свободного времени для досуга и лени, чтобы в случае непредвиденных обстоятельств не пришлось мучительно навёрстывать упущенное сразу на пяти секциях.
  2. Не обещайте того, чего не собираетесь или не можете выполнить. Пообещали подарок — извольте купить. Также не нужны пустые угрозы, хотя лучше бы вообще не угрожать, иначе кружки начнут ассоциироваться с наказанием. Поощряйте за успехи на занятиях, а не за факт их посещения. Так у ребёнка скорее сформируется желание развиваться.
  3. Соблюдайте режим! С самых первых дней жизни ребёнка режим — ваш лучший друг. Да, иногда вы становитесь его заложником, но в большинстве случаев намного проще управляться с выспавшимся, сытым и спокойным человеком, сколько бы лет ему ни было.
  4. Позвольте ребёнку совершить свои ошибки. У каждого из нас есть история о том, как родители вовремя не настояли на продолжении занятий и погиб ваш редкий талант, или о том, как 10 лет музыкальной школы были настоящей каторгой и после экзаменов вы ни разу не прикоснулись к инструменту. Вы не угадаете, как именно закончится эта история. Постарайтесь помочь ребёнку справиться с ленью и неудачами, но не решайте всё за него.

Здравствуйте! Как вы относитесь к кружкам, вернее, к их выбору? Нашей дочери 4.5 года и целый год мы её водили на кружок Капоэйры (спортивная гимнастика) — 3 раза в неделю по 1.5 часа. Все это время она с трудом ходила, я её еле уговаривала… И так я её продержала весь год. Мне кажется, что нужно приучать к постоянству, нельзя прыгать с кружка на кружок (где гарантия, что другое ей будет по душе), нужно преодолевать трудности. А с другой стороны, кружок — это приз, это должно быть любимым, доставлять радость. Ещё столько в жизни будет обязательного! Что вы думаете по этому поводу? Заранее благодарю. N.

Отвечает Ципора Харитан

Очень приятно слышать, как родители стараются развить ребёнка и дать ему максимальные возможности. Но, к сожалению, метод, которым Вы при этом пользуетесь, может вызвать у ребёнка совершенно противоположную реакцию. Ребёнок в 3,5 года, какой была Ваша девочка, когда начались занятия в кружке, практически не обладает способностью сосредоточиться на каком-то занятии более получаса (и то не всегда). Поэтому мы в таком возрасте и посылаем детей не в школу, а в детские сады. Полуторачасовой урок, пусть даже надо выполнять физические упражнения, а не сидеть на одном месте, — это чрезмерная психологическая нагрузка для такого маленького ребёнка, и неудивительно, что дочь восставала против неё.

Что касается преодоления трудностей, то я готова Вам гарантировать, что по жизни будет огромное количество их, и не надо их искусственно создавать в таком раннем возрасте. Вы совершенно правы, когда говорите, что кружок должен быть удовольствием и развлечением, а не работой, т.к. вашей дочке ещё очень рано работать (разве что вы планируете сделать из неё профессиональную спортсменку, тогда, конечно, нужно начинать в очень раннем возрасте с преподавателями, которые знают, как работать с такими малышами). Если же Вы просто заботитесь о здоровье, осанке, подвижности и т.д., то следует поискать кружок спорта или гимнастики, который будет доставлять ей игровые ощущения. Но ни в коем случае не стоит заставлять её, потому что таким образом Вы рискуете отбить у неё желание на всю жизнь.

Желаю вам продолжить развивать свою девочку с удовольствием — для вас и для неё.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector