Общий трудовой стаж имеет юридическое значение | Загранник

Общий трудовой стаж имеет юридическое значение

В ФЗ от 15.12.2001 № 166 – ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" закреплено понятие трудового стажа. Трудовой стаж – учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Статья 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц выделяют общий трудовой стаж, под которым понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., учитывая в календарном порядке.

В общий трудовой стаж включаются следующие периоды:

1) периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;

2) периоды творческой деятельности членов творческих союзов -писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;

3) служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны;

4) периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;

5) период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;

6) периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.

Таким образом, содержание общего трудового стажа резко сужено по сравнению с ранее действовавшим пенсионным законодательством. К примеру в общий стаж не включены периоды: обучения, ухода за инвалидом 1 группы, престарелым, проживание за границей жен (мужей) работников советских учреждений и международных организаций и др.

Отсутствие необходимой преемственности в регулировании трудового стажа старым и новыми законами влечет за собой пересмотр размеров пенсий для самых разных категорий пенсионеров, в том числе весьма преклонного возраста. Из общего трудового стажа исключены периоды, связанные с историей нашей страны. Лица, пережившие репрессии, блокаду, оккупацию, крайне обостренно воспринимают данные нововведения.

Юридическое значение общего трудового стажа заключается в том, что с учетом этого стажа производиться конвертация (преобразование) пенсионных прав граждан, приобретенных ими по состоянию на 1 января 2002 г., что влияет на размер страховой части трудовой пенсии.

Кроме того, общий трудовой стаж необходим в пенсионном обеспечении за выслугу лет военнослужащих, когда у них выслуга составляет менее 20 лет.

При наличии общего трудового стажа определенной продолжительности и соответствующих наград возможно получение звания "Ветеран труда" с предоставлением социальных льгот.

Дата добавления: 2016-11-20 ; просмотров: 1824 | Нарушение авторских прав

Читайте также:

  1. Виды трудовых договоров 31.Срочный трудовой договор
  2. Возбудимость, возбуждение и торможение, их участие в трудовой деятельности человека
  3. Вопрос. Материалистическая диалектика как всеобщий метод познания и преобразования мира
  4. Гарантии права на охрану труда в процессе трудовой деятельности.
  5. Инфраструктура аудита в трудовой сфере
  6. Лекция 1. Общий порядок проектирования
  7. Лекция 6. Человек как общий знаменатель культуры
  8. Лекция №3 Физическое воспитание в период основной трудовой деятельности
  9. НА НАКОПИТЕЛЬНУЮ ЧАСТЬ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ
  10. Назначение аудита в трудовой сфере
  11. Назначение аудита в трудовой сфере.
  12. Направления, этапы и методы проведения аудита в трудовой сфере

В Законе 1990 г. «О государственных пенсиях в РФ» содержалось определение общего трудового стажа. Общим трудовым стажем признавалась суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, указанной в этом законе, с учетом которой устанавливалась пенсия по старости, а в соответствующих случаях пенсия по инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца. Закон 1990 г. утратил силу, вместе с ним утратило силу приведенное выше определение общего трудового стажа, изменилось и его значение в пенсионном обеспечении.

Теперь общий трудовой стаж юридически безразличен для установления пенсии по старости. Для назначения такой пенсии необходим соответствующий страховой стаж. То же касается и двух других пенсий. Причем для их назначения не требуется даже страховой стаж, необходим лишь факт выполнения работы в качестве застрахованного.

Какое же юридическое значение имеет общий трудовой стаж с 1 января 2002 г., т.е. со дня вступления в силу Закона о трудовых пенсиях и отмены Закона 1990 г.? Совсем иное, чем прежде, причем легального его определе­ния не содержится в нормативных правовых актах. Общий трудовой стаж имеет юридическое значение при оценке пенсионных прав граждан, приобретенных ими по состоянию на 1 января 2002 г. Значит, он юридически безразличен для граждан, которые начали трудовую деятельность позднее указанной даты. Большинство наших соотечественников приступило к трудовой деятельности до 1 января 2002 г., и, следовательно, их пенсионные права будут оцениваться с учетом общего трудового стажа.

С 1 января 2002 г. изменилось содержание общего трудового стажа. Оно совсем иное. В целях оценки пенсионных прав застрахованных граждан под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., учитываемая в календарном порядке, в которую включаются:

1) периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;

2) периоды творческой деятельности членов творческих союзов — писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;

3) служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны;

4) периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;

Читать дальше  Обязанности воспитателя в детском саду кратко

5) периоды пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;

6) периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.

Надо отметить, что отдельные периоды из числа перечисленных выше, которые подлежат зачету в общий трудовой стаж, при всем желании нельзя отнести к общественно полезной деятельности. Первый – временная нетрудоспособность, начавшаяся в период работы, и инвалидность I и II групп вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания. Период временной нетрудоспособности, наступившей во время работы, т.е. когда работник состоял в трудовых отношениях, не отмечается в трудовой книжке работника, как и отпуск по беременности и родам, и, следовательно, включается в общий трудовой стаж, в стаж работы по специальности, в страховой стаж и в непрерывный трудовой стаж, если трудовой договор не расторгнут. Указанное выше правило имеет в виду другой случай: когда трудовой договор расторгнут в период временной нетрудоспособности, которая продолжается и после расторжения трудового договора. Два других периода также не связаны с осуществлением какой-либо определенной общественно полезной деятельности. Это пребывание в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела, и получение пособия по безработице. Следует иметь в виду, что в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации» более полно раскрывается изложенное выше правило. Согласно этому закону в общий трудовой стаж засчитывается: время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах; время, необходимое для переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей. Из этого следует, что безработные, зарегистрированные в органах службы занятости в качестве таковых, по своему правовому положению в части общего трудового стажа приравниваются к работающим по найму. Периоды, которые ранее учитывались в общем трудовом стаже, а при оценке пенсионных прав граждан по состоянию на 1 января не включаются в него. Среди них обучение в средних специальных и высших учебных заведениях, уход неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения (но не более 9 лет в общей сложности) и многие иные периоды (всего периодов, которые учитывались ранее в общий трудовой стаж, а теперь не учитываются, 10).

Естественно, возникает вопрос, в полной ли мере при оценке пенсионных прав учитываются ранее фактически имевшиеся права, которые предоставлялись гражданам в соответствии с ранее действовавшим законодательством и на которые они ориентировались, подчиняя им свое поведение. Не в полной мере, так как общий трудовой стаж многих граждан стал значительно меньше по своему содержанию (наполнению).

Исключение из общего трудового стажа некоторых периодов для целей оценки пенсионных прав вряд ли обосновано. Не исключается, что в ближайшее время все же такое решение будет пересмотрено.

Это касается, например, периода подготовки к профессиональной деятельности (имеется в виду обучение по очной форме, с отрывом от производства). Раньше подготовка к профессиональной деятельности (обучение в училищах, в школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации) и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре (используется терминология Закона 1990 г.) включались в общий трудовой стаж. При этом не имело значения, окончил ли обучающийся полный курс такого заведения.

Данное правило справедливо, так как трудовая отдача человека, имеющего соответствующую, более высокую профессиональную подготовку, как правило, выше, как и качество его труда. Во многих других странах указанное время засчитывается в стаж, но в некоторых не засчитывается, однако иногда для тех, кто обучался в профессиональных учебных заведениях, стажевые требования для получения пенсии понижаются.

То же касается и ухода за детьми: ограничивать включение в стаж времени ухода за ребенком при крайне низкой рождаемости, сложившейся в последние годы, неразумно.

Включение в общий трудовой стаж некоторых «нерабочих» периодов и даже льготное исчисление отдельных из них было обусловлено особой ситуацией, сложившейся в трудные годы Великой Отечественной войны. К ним относятся три периода. Во-первых, проживание граждан в районах, временно оккупированных неприятелем во время Великой Отечественной войны. Речь идет о лицах, достигших ко дню оккупации или в ее период 16 лет. В их стаж засчитывалось все время их пребывания на оккупированной территории СССР, кроме случаев, когда они в указанный период совершили преступление. Во-вторых, проживание граждан в г. Ленинграде во время его блокады (с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г.)- В-третьих, время нахождения несовершеннолетних граждан в фашистских концлагерях в период Великой Отечественной войны (узники таких лагерей). Условие то же – если они в указанные периоды не совершили преступления.

Почему все эти периоды решили не включать в общий трудовой стаж, учитываемый при оценке пенсионных прав, приобретенных на 1 января 2002 г., объяснить просто невозможно, так же, как и не включение в этот стаж времени нахождения в местах лишения свободы при незаконном осуждении человека по политическим мотивам и последующей его реабилитации.

Общий трудовой стаж имеет значение в пенсионном обеспечении за выслугу лет военнослужащих и других приравненных к ним граждан, когда их выслуга не достигает 20 лет. Пенсия за выслугу лет в этом случае устанавливается при условии, что граждане имеют, в частности, общий трудовой стаж 25 календарных лет. Какие периоды должны в него включаться помимо службы? Ответа на этот вопрос нет: общий трудовой стаж, который указан в Законе о трудовых пенсиях, предусмотрен лишь для целей оценки пенсионных прав при назначении пенсий в соответствии с этим законом, для иных целей он, таким образом, не предназначен; применять прежние правила нельзя, так как они установлены Законом 1990 г., а он утратил силу. Общий трудовой стаж (трудовой стаж) имеет юридическое значение при правовом регулировании многих других общественных отношений. Так, ветеранами труда признаются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками за отличия в труде, имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет (мужчин) и 35 лет (женщины). Все эти граждане имеют звание «Ветеран труда» и им предоставляются соответствующие меры социальной защиты — права и льготы (оплата в размере 50% коммунальных услуг, занимаемой общей площади жилых помещений в пределах социальной нормы и т.д). В недалеком прошлом трудовой стаж в этом случае исчислялся в соответствии с нормами Закона 1990 г. Как он должен исчисляться с 1 января 2002 г.? Ответа нет, а он необходим.

Порядок исчисления Общего трудового стажа урегулирован ст.30 п.4. Общий трудовой стаж исчисляется в календарном порядке, аналогично и Страховой стаж, т.е. день за день, месяц за месяц, год за год без применения льготного кратного исчисления. Календарный порядок установлен для всех с января 2002 года. Льготное исчисление Общего трудового стажа действующим законодательством не предусмотрено, как и льготное исчисление Страхового стажа. Таким образом, Страховой стаж для определения права на трудовую пенсию, а также общего страхового стажа при оценке пенсионных прав граждан, в соответствии со ст. 13, 30 исчисляются календарно. При установлении пенсии до января 2002 года применялись нормы ЗРФ от 20.11.90.года № 340 «О государственных пенсиях в РФ», который предусматривает как льготное исчисление Общего трудового стажа и специального трудового стажа, при определение права на пенсию, включая право на определение её размера без применения индивидуального коэффициента пенсионера, так и календарное исчисление указанного стажа. При определении её размера с применением индивидуального коэффициента пенсионера по ФЗ «О порядке исчисления и увеличения размеров пенсий. » от 20 июля 1997 года № 113. По постановлению конституционного суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П и в соответствии с письмом Министерства здравоохранения и соц. развития РФ от 04.06.2004 года № МЗ-637 установлено, что нормы закона № 173-ФЗ в части исчисления стажа не могут ухудшать условия осуществления права на пенсионное обеспечение и на исчисление пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового закона. В связи с этим при определении права на трудовую пенсию исчисление Страхового стажа или стажа на соответствующих видах работ (Специальный страховой стаж), которые имели место до 1.01.2002 года может производиться по нормам действовавшего на 1.01.2002 г. правового регулирования (независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату). При оценке пенсионных прав застрахованного лица путём их преобразования (конвертации) в расчётный пенсионный капитал при установлении размера Трудовой пенсии может определяться по решению гражданина как в льготном порядке так и календарно. В льготном порядке: а) в случае определения расчётного размера трудовой пенсии при оценке пенсионных прав гражданина по нормам закона 1990года4 без применения ИКП исчисление трудового стажа производиться в льготном порядке. Однако в этом случае расчётный размер пенсии гражданина будет ограничен тремя минимальными размерами пенсии по старости. Такой расчёт выгоден пенсионерам с низкими заработками и длительным стажем в особых условия труда, б) в случае определения расчётного размера трудовой пенсии по нормам закона 1997 года № 113-ФЗ, по нормам исчисления пенсии с применением индивидуального коэффициента пенсионера. Исчисление трудового стажа производится календарно.

Читать дальше  Оформление договора дарения у нотариуса цена

Дата добавления: 2014-01-05 ; Просмотров: 1035 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Понятие трудового стажа, его юридическое значение

Трудовой стаж в наиболее общем виде определяется как «время трудовой деятельности работника», его жизнь в труде. Такое определение слишком широкое, оно не раскрывает правовое содержание и целевое назначение данного понятия. В связи с этим предлагается конкретизировать это определение, указав дополнительные признаки, имеющие юридическое значение. С учетом этих признаков трудовой стаж можно определить, как суммарную продолжительность трудовой, иной общественно полезной деятельности и других, указанных в законе периодов (независимо от того, где и когда они имели место и были ли в них перерывы), с которыми связаны определенные правовые последствия.

Помимо оплачиваемой трудовой деятельности в трудовой стаж в соответствии с правовыми предписаниями иногда включается и неоплачиваемая трудовая деятельность, например уход за инвалидом I группы, престарелым, за ребенком, а также некоторые другие периоды, которые не относятся к трудовой деятельности. Это периоды: временной нетрудоспособности (иногда и инвалидности), отпуска без сохранения заработка, нахождения на оккупированной неприятелем территории во время войны 1941–1945 гг., лишения свободы в случаях необоснованного привлечения к уголовной ответственности и т.д.

Трудовой стаж имеет юридическое значение во многих сферах. Он учитывается при предоставлении оплачиваемых отпусков, занятии определенных должностей и т.д.

Однако наибольшее значение он имеет в правовом регулировании отношений в сфере социального обеспечения. В одних случаях с ним связывается само право на получение соответствующего материального обеспечения, в других — его размер, в третьих — и то, и другое.

Нормативные правовые акты России придают разное юридическое значение различным видам трудового стажа, поэтому трудовой стаж как общее понятие, вбирающее в себя признаки всех видов трудового стажа, не имеет самостоятельного юридического значения.

Многообразие норм, касающихся трудового стажа, различная их значимость в разных институтах права социального обеспечения позволяют выделить трудовой стаж в самостоятельный, сквозной институт этой отрасли права, тесно связанный с рядом других правовых институтов. Изучение норм данного института является необходимой предпосылкой для успешного усвоения последующего материала Особенной части права социального обеспечения.

Российские нормативные правовые акты и наука права социального обеспечения выделяют несколько видов трудового стажа. В недалеком прошлом трудовой стаж классифицировался на три вида: общий, специальный и непрерывный трудовой стаж. Сравнительно недавно стал выделяться как особый, четвертый вид трудового стажа, имеющий специфические содержание и юридическую значимость, — страховой трудовой стаж.

Общий трудовой стаж имеет юридическое значение в пенсионном обеспечении. Он является одним из основных юридических фактов, с которым связано право на пенсию по старости, по инвалидности вследствие общего заболевания и по случаю потери кормильца, умершего вследствие такого же заболевания; длительность общего трудового стажа обычно влияет на размер названных пенсий, в том числе на минимальный и максимальный; в ряде случаев этот стаж учитывается в пенсионном обеспечении, осуществляемом, по нормативным правовым актам.

Специальный трудовой стаж имеет значение в пенсионном обеспечении по старости, предоставляемом многим работникам при пониженном возрасте, а иногда также при пониженном общем трудовом стаже, и за выслугу лет. Продолжительность этого стажа зачастую влияет и на размер пенсии. С учетом специального стажа производятся доплаты к государственным пенсиям, предоставляется пожизненное денежное содержание отдельным категориям государственных служащих. Этот вид трудового стажа дифференцируется по ряду признаков — по условиям трудовой деятельности, службы и. т.д.

Непрерывный трудовой стаж имеет существенное значение для определения размера пособий по временной нетрудоспособности, кроме случаев наступления ее вследствие трудового увечья и профессионального заболевания. В пенсионном обеспечении он утратил юридическое значение.

Что касается страхового трудового стажа, учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов, работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов.

В нем можно выделить количественный и качественный показатели. Первый показатель свидетельствует об общей, суммарной продолжительности трудовой и некоторой иной деятельности, а второй отражает особенности трудовой и иной деятельности (работа в определенных условиях, местностях и т.д.).

С учетом этих двух показателей различаются виды трудового стажа.

Стаж трудовой государственной гражданской службы — это суммарная продолжительность периодов осуществления государственной службы и иной деятельности, учитываемая при определении права на пенсию федеральных государственных гражданских служащих и при исчислении размера этой пенсии.

Перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, в соответствии с которым в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих включаются периоды службы (работы) в следующих должностях:

  • – государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации;
  • – государственные должности федеральных государственных служащих, предусмотренные Реестром государственных должностей федеральных государственных служащих;
  • – государственные должности федеральной государственной службы, предусмотренные перечнями государственных должностей федеральной государственной службы;
  • – государственные должности государственной службы субъектов Российской Федерации;
  • – должности (воинские должности), прохождение службы (военной службы) в которых засчитывается в соответствии с законодательством Российской Федерации в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
  • -должности сотрудников федеральных органов налоговой полиции и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, определяемые в соответствии с перечнем должностей, утверждаемым в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • -должности сотрудников таможенных органов Российской Федерации;
  • – должности прокурорских работников;
  • – выборные муниципальные должности;
  • -должности руководителей, специалистов и служащих, выборные должности, занимаемые на постоянной основе;
  • -должности, гражданами Российской Федерации в межправитественных органах;
  • – должности в профсоюзных органах, занимаемые работниками, освобожденными от должностей в государственных органах вследствие избрания;
  • – должности руководителей, специалистов и служащих, выборные должности.
Читать дальше  Юридическая консультация по трудовому договору

Специальный трудовой стаж — это суммарная продолжительность определенной деятельности (службы). С учетом специального стажа устанавливается, как уже отмечалось, пенсия по старости в связи с особыми условиями труда, работой на Крайнем Севере, а также пенсия за выслугу лет.

Соответственно выделяются три вида специального трудового стажа, с учетом которого назначаются эти пенсии. Причем каждый вид специального трудового стажа подразделяется на несколько подвидов.

Так, в первом виде выделяется:

  • – стаж подземной работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах;
  • – стаж на тяжелых работах; стаж работы женщин в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях народного хозяйства, а также машинистами строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин и т. п.

Во втором виде выделяется стаж работы в районах Крайнего Севера и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

В третьем виде — стаж педагогической деятельности:

  • – в школах и других учреждениях для детей;
  • – стаж лечебной и иной работы по охране здоровья населения;
  • – стаж творческой работы на сцене в театрах и других театрально-зрелищных организациях;
  • – стаж, с учетом которого устанавливаются пенсии за выслугу лет, часто именуется в нормативных правовых актах «выслугой».

Отличие содержания специального трудового стажа по российскому пенсионному закону состоит в том, что в него теперь не включаются многие периоды иной деятельности, которые учитывались ранее: время выборной и ответственной работы в советских и партийных органах и т. д.

Включается в такой стаж лишь соответствующая работа (служба), за исключением отдельных случаев. На общих основаниях включается в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, время выполнения осужденными соответствующих работ в период отбывания наказания в виде лишения свободы или в период исправительных работ.

При установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда вследствие увечья связанного с производством, или профессионального заболевания приравнивается к работе, на которой получено указанное увечье или заболевание.

Нормативные правовые акты, регулирующие пенсионное обеспечение за выслугу лет, не предусматривают возможности суммирования различной по своему характеру профессиональной деятельности, с учетом которой устанавливаются пенсии за выслугу лет. В связи с этим нельзя суммировать, например, педагогическую деятельность в школах и других учреждениях для детей с творческой работой на сцене в театрах и т.д.

Непрерывный трудовой стаж — это время трудовой деятельности (службы) в одной организации без перерывов либо в нескольких (двух и более), если при переходе с одного места работы на другое трудовой стаж по действующим правилам не прерывался. Условия, характер и местность, где выполнялась работа, роли не играют.

Данный вид трудового стажа имеет юридическое значение в обеспечении работающих граждан одним видом пособия — пособием по временной нетрудоспособности. С учетом непрерывного трудового стажа определяется лишь размер пособия, но не право на него, причем даже не во всех случаях временной нетрудоспособности и не для всех работающих.

В недалеком прошлом, до введения в действие российского пенсионного закона, непрерывный трудовой стаж имел юридическое значение в пенсионном обеспечении: с учетом длительного непрерывного трудового стажа к пенсии устанавливалась надбавка (за непрерывный трудовой стаж свыше 15 лет — 10%).

Придание юридической значимости указанному виду трудового стажа — традиция нашей страны с начала 30-х годов. В других странах размер пособия не обусловливается этим видом трудового стажа, как и другими его видами. При обновлении законодательства, регулирующего обеспечение работающих граждан этим видом пособия, непрерывный трудовой стаж утратит, видимо, свое значение, как и в пенсионном обеспечении.

Чтобы подтвердить, свой трудовой стаж нужна трудовая книжка. При ее отсутствии или неточных записях для доказывания трудового стажа могут приниматься другие документы: письменные трудовые договоры, справки, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выплату заработной платы.

Время работы лиц, занимавшихся индивидуальной трудовой деятельностью на основании регистрационных удостоверений или патентов, устанавливается по справкам финансовых органов или архивных учреждений; а лиц, работавших на условиях индивидуальной или групповой аренды, – по справкам государственного фонда социального страхования. время работы указанных лиц подтверждается по справкам об уплате страховых взносов в ПФР.

Время ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или лицом, достигшим 80 лет, определяется на основании: заявления, паспорта лица, осуществляющего уход, документов, удостоверяющих продолжительность нахождения на инвалидности и возраст и др. Время ухода за ребенком до трех лет устанавливается по свидетельству о рождении, выписке из паспорта, свидетельству о браке и другим документам.

Содержание под стражей, пребывание в местах заключения, ссылке (спецпоселении) реабилитированных граждан подтверждается справками управлений внутренних дел.

Периоды творческой деятельности членов творческих союзов, не состоящих в штате организаций, подтверждаются справкой организации-заказчика произведения об уплате с суммы гонорара обязательных платежей в ПФР.

Периоды деятельности частных детективов, нотариусов, адвокатов и других лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, устанавливаются по документам ПФР или налогового органа об уплате ЕСН и взносов в ПФР.

Если причиной утраты документов о работе является их небрежное хранение, умышленное уничтожение или другие подобные причины, то трудовой стаж устанавливается по показаниям двух или более свидетелей, работавших с заявителем у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за указанный период для назначения трудовой пенсии.

Таким образом, непрерывный трудовой стаж в льготном порядке не исчисляется; доказывается он лишь документами. В этом состоит одно из его отличий от общего и специального трудового стажа и несет на себе большое юридическое значение. Трудовой стаж является определенным критерием оценки (измерения) трудового вклада человека, с учетом которого предоставляются конкретные виды социального обеспечения, и устанавливается уровень обеспечения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector