Содержание
Перевозчик обязан качественно в требуемом объеме выполнять услуги, удовлетворяющие спрос населения на передвижение и гарантировать при этом безопасность пассажиров. А также эффективно использовать транспортные средства и снижать транспортные расходы. Правила организации пассажирских перевозок, закрепленные в нормативных документах, призваны обеспечить четкую организацию скорейшей доставки пассажиров с необходимыми им удобствами.
Организация пассажирских перевозок базируется на систематическом анализе направленности и плотности пассажиропотоков с помощью специальных методик.
На основе полученных данных:
Осуществлять пассажирские перевозки может индивидуальный предприниматель или компания, получившие специальное разрешение (лицензию) на этот вид деятельности.
Перевозчик за полученную от пассажира плату обязуется, предоставив место в транспорте, доставить пассажира в место назначения. Право на проезд закрепляется договорами перевозки — билетом, электронным или в бумажном виде, и багажной квитанцией. При льготном проезде, а также на железнодорожном и авиатранспорте, билет оформляется по документам, удостоверяющим личность пассажира и его право на льготу. Перепродажа или передача билетов другим лицам не допускается.
НА ЗАМЕТКУ! Проезд без билета, по поддельному или выписанному на другое лицо билету, или по льготному билету без предъявления документа, удостоверяющего право на льготу, влечет штраф за безбилетный проезд и оплату проезда от пункта посадки до места назначения или пункта, в котором безбилетник покинет транспорт. Если невозможно установить место посадки безбилетника, стоимость проезда рассчитывается от начальной точки отправления транспорта.
Общими правилами перевозки пассажиров определены условия:
Перевозчик вправе установить свои правила, не противоречащие общим правилам пассажирской перевозки и не ухудшающие качество обслуживания пассажиров.
Пассажир может быть удален из транспорта, если он:
Пассажирские перевозки могут подразделяться по степени участия пассажира в определении параметров перевоза.
1. Заказные. Маршрут, время отправления, места остановок определяет пассажир. Транспорт предоставляется на основе договора фрахтования, с условиями, определяемыми соглашением сторон. При предоставлении услуг легкового такси договор фрахта заключается пассажиром непосредственно с водителем. Легковое такси имеет на крыше оранжевый фонарь и цветографическую схему на кузове. В салоне — информация о фрахтовщике, водителе, контролирующем качество перевозок органе и условиях оплаты услуг легкового такси.
2. Регулярные. Осуществляются по заранее составленному расписанию.
2.1. Остановочные пункты оснащаются:
2.2. Транспорт оснащается указателями номера маршрута, с проставлением начальной и конечной остановки. В салоне должны быть указаны адрес, телефон и наименование перевозчика, контролирующий орган, стоимость проезда, места расположения огнетушителей и кнопок остановки и т. д.
Действующие редакции законов Российской Федерации (РФ) определяют условия и основы взаимодействия транспортных структур между собой, с пользователями услуг транспорта (пассажирами), с учетом специфики видов используемого для перевозки транспорта. Основные нормативные акты для каждого вида транспорта представлены в Таблице 1.
Тип перевозки по виду используемого транспорта | Нормативные документы отраслевого и ведомственного характера, определяющие правила организации перевозки пассажиров | Примечание |
Железнодорожные перевозки | «Устав железнодорожного транспорта РФ» от 10.01.2003 N 18-ФЗ |
Постановление Правительства РФ от 02.03.2005 N 111 «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности».
«Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок» (г. Варшава, 12.10.1929)
Регистрация пассажиров заканчивается за 40 мин. до вылета.
На борту обеспечивается:
Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».
Организация перевозки пассажиров требует серьезного обеспечения:
Поэтому пассажирские перевозки как вид деятельности подлежат обязательному государственному лицензированию.
09 декабря, 2016
Поделиться в социальных сетях:
Ознакомьтесь с общими требованиями
В соответствии с законом "О безопасности дорожного движения" №196-ФЗ, юридические лица и ИП, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок.
Изучите перечень медицинских требований
В соответствии с законом "Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения" №196-ФЗ , все юридические лица и ИП, предоставляющие услуги по перевозке пассажиров, должны проводить:
Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы водителей, кроме работников, выезжающих по вызову экстренных оперативных служб. Послерейсовые осмотры проводятся обязательно для всех водителей.
После медицинского освидетельствования медицинскими организациями выдается медицинское заключение о наличии или отсутствии у водителей медицинских противопоказаний или ограничений к управлению транспортными средствами.
Получите путевой лист
Путевой лист – это документ, который необходим для учета и контроля работы транспортного средства и его водителя. Как правило, он выписывается на один рабочий день или смену, однако в отдельных случаях может быть выдан на месяц (при командировке водителя и т.п.).
Документ выдается в организации на каждое приобретенное или арендованное транспортное средство.
В п утево м лист е долж ны быть указаны следующие данные :
Важно : в соответствии с частью 2 статьи 12.13 КоАП, при отсутствии документа при остановке транспортного средства сотрудниками ГИБДД, нарушитель обязан выплатить штраф в размере 500 рублей.
При регулярных перевозках пассажиров
Водитель транспортного средства должен иметь следующие документы:
При регулярных перевозках водитель также обязан иметь копию уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.
В уведомлении должны быть указаны :
При проезде на регулярном маршруте
После заключения договора перевозки (при оплате проезда или подписания необходимых документов) пассажиру выдается один из следующих документов:
При неисправности транспортного средства пассажир имеет право воспользоваться выданным документом на провоз ручной клади в другом транспортном средстве, предоставление которого обязан обеспечить перевозчик.
Пассажир имеет право:
Важно : пассажир обязан хранить билет, багажную квитанцию, квитанцию на провоз ручной клади в течение всей поездки и предъявлять их по первому требованию контролеров.
При перевозке детей
В соответствии с законодательством, для осуществления организованной перевозки группы детей могут быть использованы автобусы:
Для осуществления организованной перевозки группы детей необходимо наличие следующих документов :
Автобус должен быть оборудован знаком "Дети" и противооткатными упорами. Посадка и высадка пассажиров должны осуществляться только на остановках.
В автобусе должны находиться :
Руководитель организации или должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения, обязан за 2 рабочих дня до организованной перевозки группы детей передать водителю копии договора фрахтования, графика движения и схемы маршрута.
К управлению автобусами, осуществляющими организованную перевозку группы детей, допускаются водители, соответствующие следующим требованиям :
Должностное лицо и фрахтовщик по взаимной договоренности обязаны подать уведомление в подразделение Госавтоинспекции в следующих случаях :
Подача уведомления осуществляется не позднее 2 дней до дня начала перевозки.
Важно : в ночное время (с 23 часов до 6 часов) можно производить перевозки детей к железнодорожным вокзалам, аэропортам и от них, но расстояние перевозки не должно превышать 100 километров.
При заказе перевозки детей
Организация перевозки детей (школьной экскурсии) возможна только при наличии следующих данных:
Перед тем, как подписать договор фрахтования с организацией, убедитесь в том, что имеются все необходимые документы :
На каждую из дверей автобуса необходимо назначить по одному сопровождающему и выбрать старшего ответственного за перевозку, в обязанности которого будут входить координация водителей и пассажиров.
Медицинский работник и старший ответственный за организованную перевозку группы детей должны находиться в автобусе, замыкающем колонну.
Важно : если длительность перевозки детей составляет более 3 часов, каждый пассажир должен иметь набор пищевых продуктов (сухие пайки, бутилированная вода и т.п.).
При перевозке по заказу
Перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования , заключенного в письменной форме.
Документ должен включать в себя:
При отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров и багажа по заказу договор фрахтования заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров.
При перевозке легковым такси
В соответствии с "Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009г. №112, перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования.
Сотрудник организации, предоставляющей перевозку, обязан :
Маршрут перевозки определяется фрахтователем. Если маршрут не определен, водитель такси обязан осуществить перевозку по кратчайшему пути.
После прибытия в место назначения фрахтовщик должен выдать пассажиру кассовый чек или квитанцию в форме бланка строгой отчетности, подтверждающие оплату пользования легковым такси.
В них должны быть указаны следующие данные :
Легковое такси, в соответствии с законодательством, должно быть оборудовано :
На передней панели легкового такси справа от водителя должны быть указаны :
При перевозке людей с ограниченными возможностями
Пассажирам-инвалидам при перевозке (в т.ч. транспортным средством по заказу) бесплатно предоставляются следующие услуги:
Штрафы и санкции
При нарушении требований к перевозке детей :
Под нарушением требований подразумеваются следующие правонарушения :
При нарушении требований к перевозке детей в ночное время :
При прочих нарушениях правил организованной перевозки детей (отсутствие списка набора пищевых продуктов, документа со сведениями о водителе и т.п.) предусмотрены следующие штрафы :
При несвоевременном предоставлении транспортного средства :
При задержке отправления транспортного средства, осуществляющего регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении, или прибытии его с опозданием в пункт назначения более чем на час :
При нанесении вреда, причиненного при перевозке пассажира его жизни, гражданам, имеющим право на возмещение вреда в случае смерти кормильца, при отсутствии таких граждан – супругу, родителям, детям умершего пассажира, а в случае смерти пассажира, не имевшего самостоятельного дохода, – гражданам, у которых он находился на иждивении :
Услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного) и автомобильным транспортом в пригородном сообщении не подлежат обложению НДС (пп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ).
При этом указанные услуги освобождаются от налога только при наличии у налогоплательщиков, их оказывающих, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством РФ (п. 6 ст. 149 НК РФ).
Статьей 17 Закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) являются лицензируемым видом деятельности. Следовательно, чтобы воспользоваться рассматриваемой льготой, у налогоплательщика должна быть в наличии соответствующая лицензия на осуществление пассажирских перевозок.
Согласно Уставу автомобильного транспорта (утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 08.01.1969 N 12) к городским перевозкам относятся перевозки, осуществляемые в пределах черты города (другого населенного пункта), к пригородным – перевозки, осуществляемые за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние до 50 км включительно. Следовательно, при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом на расстояние свыше 50 км за пределы черты города льгота по НДС не предоставляется.
В целях ст. 149 НК РФ к услугам по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования относятся услуги по перевозке пассажиров по единым условиям перевозок пассажиров по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке. Это правило касается и перевозок пассажиров автомобильным транспортом в пригородном сообщении.
Следовательно, чтобы воспользоваться льготой, предприятие должно удовлетворять нескольким условиям.
Во-первых, перевозки должны осуществляться по единым условиям перевозок пассажиров.
Во-вторых, тарифы за проезд должны соответствовать тарифам, установленным местными властями.
В-третьих, предприятие должно предоставлять все льготы на проезд.
В соответствии со ст. 789 ГК РФ перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) следует, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.
Как отмечено в п. 5 Обзора судебной практики применения законодательства по НДС (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 10.12.1996 N 9), под услугами городского пассажирского транспорта, а также услугами по перевозке пассажиров в пригородном сообщении, освобождаемыми от налога на добавленную стоимость, понимаются услуги, оказываемые общедоступным транспортным средством, осуществляющим перевозку пассажиров по установленным в общем порядке маршруту и графику с обозначенными остановочными пунктами (остановками).
Это означает, что для того, чтобы воспользоваться льготой, предусмотренной пп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ, налогоплательщик должен предоставить возможность пользоваться своими транспортными услугами всем желающим лицам.
Таким образом, услуги налогоплательщика по перевозке пассажиров на городских и пригородных маршрутах освобождаются от НДС только при условии выполнения им всех указанных выше требований.
Обратите внимание! В соответствии с п. 5 ст. 149 НК РФ отказаться от льготы вправе только налогоплательщики, осуществляющие операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные п. 3 ст. 149 НК РФ.
Что касается рассматриваемой льготы, предусмотренной п. 2 ст. 149 НК РФ, то отказ от ее применения не допускается, поскольку цель этого налогового освобождения – социальная защита населения (жителей городов и пригородов), имеющего ограниченные доходы.
По поводу договора на сбор денежных средств с работников предприятия, находящегося в промышленной зоне, хотелось бы отметить следующее. В пп. 6.7 Методических рекомендаций по применению гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (утв. Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447) указано, что услуги по обслуживанию транспортных организаций, занимающихся перевозками пассажиров, включая услуги по продаже билетов пассажирам, облагаются НДС в общеустановленном порядке как дополнительная платная посредническая услуга, то есть по ставке 18%.
Поскольку с предприятием, работники которого пользуются услугами вашей организации, заключен не агентский договор, а договор на сбор денежных средств, то с сумм, удержанных с доходов работников этого предприятия и централизованно перечисленных на ваш расчетный счет, НДС, по мнению автора, не взимается в связи с отсутствием объекта налогообложения.
Совершенно очевидно, что при такой схеме просто изменена форма оплаты за проезд: деньги за транспортные услуги физическое лицо уплачивает не сразу, а несколько позже, через своего работодателя. Последний лишь централизованно перечисляет их за своих работников из их же средств, поскольку обязательства по перевозке и оплате услуг возникают между перевозчиком и пассажирами. Кстати, в Письме Минфина России от 16.11.2004 N 03-04-11/207 отмечено, что освобождение от НДС транспортных организаций, осуществляющих услуги по перевозке пассажиров, производится независимо от формы их оплаты.
Если автотранспортное предприятие не соблюдает какое-либо из обязательных требований, необходимых для применения рассматриваемой льготы, и соответственно платит НДС со стоимости пассажирских перевозок, то с полученных сумм нужно уплатить НДС. Налог в этом случае уже должен быть включен перевозчиком в стоимость проезда каждого пассажира, в том числе и работника предприятия, находящегося в промышленной зоне, то есть в удержанные с него 30 руб. за каждый фактически отработанный день.
При реализации облагаемых НДС операций суммы налога по приобретенным материальным ресурсам отражаются по дебету счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" до того момента, когда могут быть приняты к вычету. Затем они списываются в дебет счета 68 "Расчеты по налогам и сборам".
Суммы же НДС, уплаченные поставщикам материальных ресурсов (работ, услуг), использованных для осуществления операций, не облагаемых НДС, вычету (возмещению из бюджета) не подлежат, а учитываются в их стоимости (пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ).
Г.Кузьмин
Ведущий эксперт "ЭЖ"
Подписано в печать
09.06.2005
"Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2005, N 23
No related posts.