Основания возникновения публичного сервитута | Загранник

Основания возникновения публичного сервитута

Основания для возникновения сервитута и публичного
сервитута

Условия возникновения сервитута:
1. Требование собственника земельного участка или иной недвижимости (а также лица, обладающего земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненно наследуемого владения).
——————————–
В п. 3 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утв. Президиумом ВС РФ 26.04.2017, разъясняется, что поскольку лицо, создавшее самовольную постройку, не приобретает право собственности на нее, то такое лицо не может требовать установления сервитута для обеспечения прохода или проезда к самовольной постройке.

2. Адресатом требования является правообладатель соседнего или (если это необходимо) другого земельного участка.
В качестве такого правообладателя выступает по общему правилу собственник участка, в случае, если находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение либо в аренду или безвозмездное пользование на срок более чем 1 год, – землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка.
3. Сервитут устанавливается по соглашению между правообладателями, при невозможности достижения соглашения – в судебном порядке.
——————————–
Структура соглашения определяется сторонами; в отношении сервитутов полосы отвода автомобильных дорог целесообразно руководствоваться Приказом Минтранса России от 25.10.2012 N 385 "Об утверждении форм примерных соглашений об установлении частных сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях строительства, реконструкции, а также капитального ремонта объектов дорожного сервиса и их эксплуатации, а также в целях установки и эксплуатации рекламных конструкций, и соглашений, предусматривающих размер платы за публичный сервитут в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций и их эксплуатации".

Отметим, что существуют особенности установления сервитута в отношении земельных участков в границах полосы отвода автомобильных дорог – он устанавливается по согласованию с органом власти, осуществляющим полномочия собственника земли.
4. По общему правилу сервитут подлежит государственной регистрации в ЕГРН.
Цели установления сервитута:
– для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок;
– для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов;
для иных нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Специальные цели установления сервитута:
– для создания и эксплуатации объектов дорожного сервиса, рекламных конструкций в границах полосы отвода автомобильной дороги (ст. 25 Закона N 257-ФЗ);
– для размещения специальных информационных знаков и защитных сооружений; проведения изыскательских работ; ведения работ, связанных с пользованием недрами (дополнительно к общим основаниям – в отношении земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности (гл. V.3 ЗК РФ)).
——————————–
Здесь и далее речь идет об автомобильных дорогах в государственной и муниципальной собственности. Сервитуты в отношении земельных участков в границах полос отвода частных автомобильных дорог устанавливаются по общим правилам земельного и гражданского законодательства.

Следует отметить, что юридическая конструкция, предусмотренная ст. 25 Закона N 257-ФЗ для создания и эксплуатации объектов дорожного сервиса, рекламных конструкций, несмотря на отсылку к ГК РФ, не отвечает необходимым признакам сервитута. Так, по общему правилу требовать установления сервитута можно в целях эксплуатации уже существующего объекта недвижимости, а обременение устанавливается в отношении соседнего или другого земельного участка. Объекты автодорожного хозяйства на момент обращения за сервитутом отсутствуют, а обременение устанавливается в отношении того земельного участка, на котором они будут создаваться, что больше похоже на пока несуществующий в российском праве институт права застройки чужого земельного участка .
——————————–
http://www.kolasc.net.ru/russian/tradeunion/documents/52.pdf

Дополнительные основания для установления сервитута в отношении участков, находящихся в публичной собственности (размещение информационных знаков, изыскательские работы, пользование недрами), также не в полной мере отвечают признакам сервитутов (наличие недвижимого имущества, для эксплуатации которого необходимо установить обременение), однако, как и в случае с автомобильными дорогами, к ним применяются положения ГК РФ о сервитутах в части, не урегулированной специальными нормами.

В рамках гражданского законодательства сервитут является правом, которое позволяет одному собственнику участка пользоваться участком соседа в специально оговоренных случаях.

Понятие земельного сервитута. Форма и виды земельных сервитутов

Понятие сервитута – специальная юридическая конструкция, при помощи которой человек получает возможность воспользоваться чужим участком земли в специально оговоренных случаях.

В рамках гражданского законодательства сервитут является правом, которое позволяет одному собственнику участка пользоваться участком соседа в специально оговоренных случаях.

В зависимости от целей установления законодательство выделяет следующие формы и виды сервитутов:

1. Частный сервитут, который в свою очередь может быть установлен на основании составленного между сторонами договора или путем вынесения соответствующего решения суда.

Установление частного сервитута на соседний участок, а также в некоторых случаях, выделенных законодательными актами, может распространяться и на другой участок, имеющий полезные свойства.Частный сервитут может быть установлен:

  • личные сервитуты для возможности осуществления прохода или проезда через чужой участок;
  • личные сервитуты для прокладки водоснабжения или линий электропередач;
  • частный сервитут для удовлетворения прочих нужд собственника участка.
Читать дальше  С чего начинается закупка товара работы услуги

2. Публичный сервитут, или иначе – право ограниченного пользования чужим земельным участком, устанавливается на основании соответствующего нормативно-правового акта федерального, регионального или местного уровня. Установление публичного сервитута допускается, если данный участок земли необходим для удовлетворения государственных нужд.

Исчерпывающий перечень ситуаций, в которых происходит установление сервитута, в частности публичный сервитут на земельный участок, представлен в Земельном кодексе РФ:

  • чтобы обеспечить возможность прохода людей к водному объекту общего пользования, в том числе, к его береговой зоне;
  • для осуществления ремонта объектов, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность граждан;
  • публичный сервитут для проведения дренажных работ;
  • при необходимости осуществить прогон сельскохозяйственных животных;
  • публичный сервитут при сенокосе.

Срочный и постоянный сервитуты. Безвозмездный и возмездные сервитуты

Согласно условиям законодательства любой земельный сервитут, который не содержит ни в каких основополагающих документов сведений о своем сроке, признается бессрочным. В качестве таких документов могут выступать:

  • договор, заключенный между сторонами об установлении данного вида ограничения.
  • нормативно-правовой акт, в котором устанавливается необходимость установления данного сервитута.
  • решение суда, если сторонам по каким-либо причинам не удалось самостоятельно прийти к решению о целесообразности установления подобного вида ограничения.

Отдельно стоит обратить внимание на то, что не всегда бессрочный земельный сервитут будет являться таковым. В некоторых случаях точный срок действия сервитута устанавливается на уровне федерального законодательства. К примеру, когда речь идет о рекультивации участка, сервитут не будет иметь статус временного, так как это будет вредить государству.

Согласно условиям, установленным в законодательстве, сервитут является бесплатным правом, в котором пользователь чужого участка не должен оплачивать свой проход или проезд по данному объекту недвижимости.

Исключение составляет право на оперативное управление, при котором сервитут является возмездным. Стоимость на личные сервитуты высчитывается согласно земельному налогу на объект недвижимого имущества, попадающий в пользование.

Основания для возникновения сервитута. Субъекты и объекты данного права

Субъектами права ограниченного пользования чужим земельным участком являются:

  • собственник земельного участка, располагающегося на определенной территории и в отношении которого устанавливается сервитут;
  • сосед или прочее лицо, нуждающееся в пользовании чужой недвижимостью;
  • государство, в качестве которого может выступать орган государственной, региональной или местной власти.

Объектами данных правоотношений является участок земли, на который устанавливается ограничение в виде сервитута.

Установление сервитута, в частности, когда речь идет о частном и публичном сервитуте, требует для себя наличие одного из нижеперечисленных оснований:

  • необходимость прохода или проезда через чужой участок, чтобы попасть к своему объекту недвижимости;
  • необходимость прокладки линий электропередач или водоснабжения на данной территории.

Установление публичного сервитута требует одного из следующих оснований:

  • необходимость проводить через данную территорию животных;
  • необходимость прохода людей к территории общего пользования;
  • необходимость осуществления ремонта объектов, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность.

Установление сервитута для проезда. Порядок установления сервитута. Договор об установлении сервитута

Установление сервитута происходит на основании соглашения, заключенного между сторонами, где одной из сторон является непосредственный собственник участка земли, а второй – человек, которому в силу каких-либо обстоятельств требуется воспользоваться данным объектом недвижимости.

В заключенном между сторонами договоре обязательно должна быть указана следующая информация:

  • кадастровый номер данного участка;
  • его кадастровый план;
  • копия кадастрового паспорта.

Сам процесс оформления частного сервитута должен включать в себя следующие этапы:

  • заключение соглашения;
  • подача заявления для проведения государственной регистрации;
  • предоставление всех необходимых документов, подтверждающих право собственности на данный объект.

Если по каким-либо причинам сторонам не удается прийти к соглашению по возникновению права собственности на участок, можно обратиться в суд.

Исковое заявление об установлении сервитута. Срок, на который устанавливается сервитут

При этом суд дает соответствующее определение на наложение или снятие права на пользование чужим участком земли только в случаях, когда данное право соответствует всем условиям, оговоренным на уровне закона, среди которых:

  • разумность возникновения права;
  • справедливость возникновения права;
  • законность возникновения права;
  • цель возникновения данного ограничения.

Согласно законодательным актам сервитут может быть бессрочным и срочным. Точный срок действия данного права может быть установлен следующими актами:

  • соглашением об установлении частного сервитута;
  • решением суда, содержащим в себе все условия возникновения такого права;
  • нормативно-правовым актом.

Во всех случаях, когда точный срок данных правоотношений не устанавливается, он считается действующим бессрочно, за исключением некоторых случаев, установленных на государственном уровне.

Регистрация сервитута

Любой сервитут подлежит соблюдению порядка обязательной государственной регистрации. Для осуществления правильного порядка проведения данной процедуры требуется предоставление определенного документа, в котором:

  • указывается причина установления данного вида обременения;
  • прилагается кадастровая схема объекта недвижимого имущества. Кадастровая схема требуется даже при регистрации сервитута только на отдельную часть участка земли.

Все сведения о сервитуте содержатся не только в едином государственном реестре прав на недвижимость, но также в межевом плане и кадастровой схеме на данный объект недвижимого имущества. Каждая кадастровая схема должна быть в установленном порядке заменена на новую, содержащую актуальную информацию.

Иные виды сервитутов: сервитут на отдельную часть участка, предиальный сервитут

В некоторых случаях допускается установление сервитута только на отдельную часть участка. Данное ограничение обязательно должно быть установлено в соглашении, заключенном между сторонами, а также в решении суда, вынесенном если стороны не смогли самостоятельно определить цели установления данного обременения.

Предиальный сервитут – необходимость восполнения участку недостающих ему полезных свойств.

Данное понятие, равно как и созвучное с ним понятие «городские сервитуты» действовало в римском праве и на данный момент практически не используется.

Оценка и расчет стоимости сервитута участка. Платный и бесплатный сервитут

В нововведениях к Земельному кодексу РФ содержится исчерпывающая информация об оценке и расчете стоимости такого права как личные сервитуты. Согласно данному нормативно-правовому акту сервитут предоставляется на бесплатной основе.

Читать дальше  Нужно ли платить штраф за просроченный паспорт

Однако в некоторых случаях, когда проведение оценки и расчета все-таки необходимо, устанавливается стоимость за данный вид права в размере земельного налога, который, в свою очередь, рассчитывается исходя из общей пропорциональной площади зданий и сооружений, а также различных помещений.

Предоставление платного сервитута, а, следовательно, оценка и расчет, допускается только в случаях возникновения права на оперативное управление.

Прекращение сервитута на участок

Право на пользование чужим участком земли, равно как и другим объектом недвижимого имущества прекращается в нескольких случаях.

Основания прекращения сервитута:

  • прекращение сервитута по истечении срока договора, заключенного между сторонами данного правоотношения;
  • при вынесении соответствующего решения суда, содержащего в себе нормы, направленные на отмену или изменение действующего сервитута.

Общественные отношения требуют от людей взаимодействия, которого они не всегда могут достичь, особенно в случаях, связанных с имущественными интересами лиц. В подобных ситуациях граждане ведут себя по-разному. Иные вступают в конфликт и решают вопросы эмоционально, другие договариваются.

Третьи решают вопросы имущественных прав на законных основаниях, не требующих дополнительных договорённостей сторон. Одним из таких примеров является установление сервитута.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-83 . Это быстро и бесплатно !

Особенно безапелляционным оказывается установление публичного сервитута, позволяющего государству проводить необходимые работы в условиях расположения на территории собственника, обременённого зависимостью от имущественных интересов государства или муниципалитета.

Общая информация

Публичный сервитут в отношении земельных участков возникает в условиях взаимозависимости разных видов объектов, принадлежащих разным лицам и располагающимся на совместном участке земли.

Ответ на вопрос «Что такое публичный сервитут в отношении земельных участков» вы можете узнать здесь.

Использование участка, попадает под ограничение с обеих сторон.

Государство, муниципалитет или организация вынуждены проводить соответствующие действия на участке гражданина, которому он принадлежит или устанавливать на его части собственный имущественный объект: трубу газопровода, бойлер, трансформатор и т.п.

Осуществляя правоустанавливающее взаимодействие на участке для нужд муниципалитета, на него налагается публичный сервитут.

Наиболее приемлемый и взаимовыгодный вариант – ограничение, принятое на основании взаимных договорённостей. При отказе со стороны собственника – через суд. Установление сервитута представлено по двум типам субъекта ограничения:

  • частный (общественный) сервитут, возникающий для нужд ограниченного количества лиц;
  • публичный сервитут, имеющий муниципальное значение.

Частный характер сервитута возникает из отношений частных лиц или общественных интересов групп людей, взаимодействующих в пределах общих земель или на участках, соединяющихся друг с другом.

Эти отношения обременены в связи с реальным положением вещей: стены домов, межевые заборы, трубы, стены надворных построек зачастую устанавливаются вплотную к землям соседствующих участков.

На сегодняшний день существуют требования при планировании строительных работ, связанные с эксплуатацией или обслуживанием зданий. Но в кварталах старинных построек, эти требования не всегда были соблюдены, что приводит к некоторым неудобствам.

Обременённость участка сервитутом среди частников не столь распространённое явление, здесь в приоритете устные договорённости.

Но когда, например, сосед затеял ремонт своего дома, его строительство, прокладку водопровода или газопровода через близлежащий участок, где ему не позволяют проводить соответствующие работы, то возникновение сервитута может стать насущным.

В некоторых случаях сосед собственник предложит занять часть участка гражданина за приемлемую плату, собственным имущественным объектом. Если это предложение будет принято, то сервитут, как способ пользования участком, станет гарантией сохранности имущества на чужой территории.

Возможны случаи установления общественного сервитута дачными или гаражными кооперативами, когда на участок одного из членов, устанавливается общественный имущественный объект, с взаимным предоставлением преимуществ. Чтобы эти отношения носили правоустанавливающий характер, их скрепляют отношения сервитута.

Однако для жителей городов некоторые обременяющие их, муниципальные объекты не являются сервитутами. К таковым, в первую очередь, относятся линии электропередач, налагающие на собственника участка ограничения и ряд запретов.

Он утрачивает право строить здание под проходящими над участком проводами и даже вырубать деревья. Подобные ограничения могут налагать и другие линейные объекты, а также – линейно-кабельные сооружения.

Границы зон действия

Границы зон действия публичных сервитутов оформляются путём составления межевого проекта.

Этот документ не основной, он дополняет данные межевого плана, в котором содержатся сведения из кадастровых записей и указаны кадастровые номера.

Когда сервитут охватывает комплекс земельных участков, межевой проект наносится на всю территорию зоны обременения. Межевой проект составляется кадастровыми инженерами и проектировщиками соответствующей квалификации.

Если отдельный муниципальный объект располагается на одном участке, принадлежащем собственнику, то межевой проект составляется на основании межевого плана соответствующего участка, с учётом соответствующих кадастровых записей.

Для этого копируется снимок с интерактивного плана, затем на него наносятся межевые линии, выделяющие зону участка, обременённую сервитутом. Межевой проект утверждается муниципалитетом и составляется по типовому образцу.

Основания возникновения

Основания для возникновения публичного сервитута продиктованы муниципальными нуждами. Основанием будет служить поданное главе местной администрации заявление о насущной необходимости пользования участком, с обоснованием причины.

Здесь определяется необходимость пользования на основании:

  • прохода или проезда;
  • проведения коммунальных, электротехнических, инженерных и прочих, действий;
  • размещения межевых и геодезических знаков;
  • проведения дренажных работ;
  • прогона или выпаса животных;
  • сенокоса, охоты или рыболовства;
  • проведения геологоразведочных изысканий.

К числу оснований могут относиться и другие причины. Особенно важны те, что позволяют населению отдыхать на природе, ходить на озёра или в леса.

Читать дальше  Форма производственной характеристики для втэк

Порядок установления

Порядок установления публичного сервитута осуществляется на основании 23 статьи ФЗ от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ. Он определяет наименьший ущерб для лица, позволяя ему предельно свободно пользоваться своим участком. Сервитут может быть установлен на определённый срок, в пределах проводимых работ, а может быть бессрочным.

По окончании работ, когда необходимость ограничения отпадает, гражданин может просить отмену сервитута. При распоряжении имуществом, сервитут продаётся, меняется или дарится вместе с землями. Сервитут регистрируется в отделении Росреестра после получения административного акта.

Алгоритм действий

Рассмотрим алгоритм установления публичного сервитута.

Для его производства, нужно подать заявление в органы местную администрацию.

Обратиться с заявлением могут:

Это нормативный акт, однако, его действия носят индивидуализированный контекст, который рассматривает узкую проблему пользования землями с точки зрения широкой общественности. Поэтому при обращении должны учитываться все нюансы.

Составление заявления

Заявление пишется на имя главы местной администрации, в соответствии с муниципальными нормативами. Его фамилия, инициалы и должность пишутся в верхнем правом углу, ниже указываются данные подателя заявления. После этого посередине листа указывается наименование документа (заявление) и в основной части содержится подробная информация по следующим моментам:

  • сведения об участке;
  • цели сервитута и объяснения причин правомерности;
  • планируемый срок его установления (исходя из объёма и сроков проводимых работ) или бессрочно;
  • сведения о собственниках и их отношении к проводимым работам;
  • сведения о заявителе;
  • дата, подпись (с расшифровкой).

После подачи заявления, будет указана дата слушания по поставленному вопросу. До начала слушаний, уполномоченная комиссия тщательно рассмотрит материалы дела для установления наиболее полной и объективной картины.

При установлении обременения федерального значения, сроки рассмотрения вопроса комиссией, не устанавливаются.

Полученные материалы и поданное заявление станут предметом рассмотрения для вынесения решения.

Материалы слушаний оформляются протоколом, на основании выписки из которого, подготавливаются административные решения.

В течение трёх дней после вынесенного решения и подготовки необходимых документов, инициатор может подойти лично и получить решение на руки, под расписку о его выдаче. Кроме того, результаты слушаний должны быть представлены на сайте государственных услуг. Далее оформление сервитута потребует регистрации в кадастровых записях участка.

Значительно быстрее вопрос будет урегулирован, если при обсуждении возникнет прецедент соглашения . Добровольно договориться можно ещё до подачи заявления в муниципалитет.

Составление соглашения потребует указать наименование сторон, с полным указанием данных, в том числе – и паспортных, а также реквизитов (юридические лица) и формы собственности предприятия.

После сведений о сторонах, указывается наименование документа (соглашение об установлении сервитута), и в основной части указывается:

  • причина, с подробным объяснением необходимости проводимой деятельности;
  • все имеющиеся сведения на основании записей учёта и характеристик земельного участка;
  • срок, или претензия на установление бессрочно;
  • подписи сторон (с расшифровкой), дата составления соглашения.

Публичный сервитут всегда имеет вид акта федерального или муниципального значения, поэтому его легализация требует административного утверждения. В связи с этим, главе администрации подаётся заявление вместе с соглашением.

По решению администрации, вопрос может быть решён на основании представленного соглашения.

При необходимости (значимости обременения сервитутом), оба документа будут представлены на слушания.

После полученного нормативного решения от административного органа, сервитут должен быть зарегистрирован.

Регистрация

При регистрации потребуются следующие документы:

  • паспорт или доверенность представителя;
  • нормативный акт об установлении сервитута;
  • межевой план участка;
  • квитанция об оплате госпошлины.

Госпошлину оплачивает лицо, в чью пользу которого регистрируется сервитут. Она составляет 6 000 рублей, так как в данном случае в процессе участвуют юридические лица.

Если новый владелец не зарегистрировал участок в Росреестре, значит – регистрации участка не будет, так как регистрацию нужно обновлять с момента любого изменения, проводимого в отношении имущественного владения. Это нарушение условий существования сервитута, который всегда должен отражать реальное положение вещей.

Здесь возможны два решения:

  • провести регистрацию по предварительному согласованию с административным ответственным органом;
  • отменить обременение и кадастровую запись через суд.

Вполне вероятно, что срок обременения участка сервитутом завершился, но не была произведена регистрация отмены сервитута.

В любом случае, кадастровые учётные записи должны быть в полном порядке, поэтому с этим вопросом надлежит разобраться.

Прекращение

Прекращение публичного сервитута возникает тогда, когда заканчивается срок его действия, установленный нормативным актом. Если работы, в соответствии с которыми, налагалось обременение участка, закончены досрочно – землевладелец имеет право обратиться в административный орган к уполномоченному лицу с заявлением об отмене сервитута.

В этом случае, при приобретении в собственность участка с собственным обременением, сервитут можно устранить и использовать участок в соответствии с целями и находящимся на нём имуществом. Прекращение публичного сервитута возникает при условии утраты причин, в соответствии с которыми был установлен сервитут.

Итоги

Собственнику земельного участка необходимо понимать, что обременение его земель публичным сервитутом – это необходимость, связанная с использованием его территории для нужд населения. Это потребность, которая по своей значимости стоит выше, чем индивидуальные интересы собственника.

Тем не менее, условия обременения должны быть сведены к минимуму, гарантируя возможность беспрепятственного пользования обеим сторонам.

При условии перегибов со стороны муниципалитета, собственник имеет право отстаивать свои интересы в суде или требовать равноценной замены.

Образец соглашения о публичном сервитуте земельных участков.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 938-46-83 (Москва)
+7 (812) 425-67-01 (Санкт-Петербург)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector