Основные права собственника земельного участка | Загранник

Основные права собственника земельного участка

1. Собственник земельного участка имеет право:

1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды (в том числе образованные водоподпорными сооружениями на водотоках) и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;

4) осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.

2. Собственник земельного участка имеет право собственности на:

1) посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, за исключением случаев, если он передает земельный участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное пользование;

Комментарий к Ст. 40 ЗК РФ

1. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования заинтересованы в предоставлении земельных участков различным гражданам и организациям, поскольку это означает возложение на них обязанностей собственников имущества.

Поскольку земельные отношения определяются ст. 3 ЗК как отношения не только по использованию, но и по охране земель, часть обязанностей участников земельных отношений закреплена в гл. II «Охрана земель» ЗК (в ст. 13). Поэтому в ЗК в отдельную главу VI выделены «права и обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при использовании земельных участков».

Права участников земельных отношений определяются не только земельным, но и гражданским законодательством сходно. Так, с правом собственника земельного участка использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством РФ (подп. 1 п. 1 ст. 40 ЗК) корреспондирует право собственника использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами и не нарушает прав других лиц (п. 3 ст. 261 ГК). С правом возводить здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением различных нормативов (подп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК) корреспондирует право возводить на земельном участке здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка (п. 1 ст. 263 ГК).

Согласно ст. 19 Закона РФ «О недрах» собственники, владельцы земельных участков имеют право по своему усмотрению в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых (песка, гравия и т.п.), не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до 5 м, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ. Несоблюдение хотя бы одного из этих условий, например строительство подземного сооружения на глубину более 5 м, является нарушением ст. 19 Закона РФ «О недрах».

Осуществление прав на земельные участки зачастую допускается лишь при соблюдении обязанностей. Например, право на возведение зданий можно осуществлять только при соблюдении целевого назначения земельного участка (например, на земельном участке сельскохозяйственного назначения не допускается строительство торгового комплекса) и градостроительных регламентов, разрабатываемых в соответствии с Градостроительным кодексом (см. комментарий к гл. XV ЗК). При несоблюдении этих условий постройка на земельном участке является самовольной и в силу статьи 222 ГК РФ подлежит сносу по решению суда.

Право строить и использовать водные объекты (воды) на своем земельном участке и под ним (подп. 1 и 3 п. 1 ст. 40 ЗК) допускается при соблюдении требований водного законодательства , а проведение мелиоративных работ — в соответствии с ФЗ «О мелиорации земель».
———————————
Подробнее см.: Мазуров А.В. Комментарий к новому Водному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации». М.: Частное право, 2006

2. Перечень прав собственника на использование земельного участка, содержащийся в п. 1 ст. 40 ЗК, является открытым, допускающим осуществление собственником других установленных законодательством прав. В комментируемой статье названо только одно из них — собственник земельного участка имеет право собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, за исключением случаев, если он передает земельный участок в пользование иному лицу (подп. 1 п. 2 ст. 40 ЗК).

Подпункт 2 п. 2 ст. 40 ЗК, устанавливавший, что собственник земельного участка имеет право собственности на «расположенные на земельном участке многолетние насаждения, за исключением случаев, установленных Лесным кодексом Российской Федерации», признан утратившим силу ФЗ о введении в действие ЛК, «что лишило собственников любых земельных участков права законной бесплатной рубки любых, в том числе нелесных, многолетних растений» .
———————————
Подробнее см.: Мазуров А.В. Комментарий к новому Лесному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации». М.: Частное право, 2007.

Среди других прав собственника земельного участка следует назвать право совершения со своим земельным участком сделок, не противоречащих нормам земельного права.

Поскольку комментируемая статья 40 Земельного кодекса РФ действует в редакции федеральных законов, вступивших в силу с 2007 г., судебная практика их применения пока не сформировалась.

1. Собственник земельного участка имеет право:

1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды (в том числе образованные водоподпорными сооружениями на водотоках) и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;

4) осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.

2. Собственник земельного участка имеет право собственности на:

1) посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, за исключением случаев, если он передает земельный участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное пользование;

Читать дальше  Положение о создании комиссии по охране труда

2) утратил силу. – Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ.

Комментарии к ст. 40 ЗК РФ

1. Представленный в комментируемой статье перечень прав собственников земельных участков оставлен российским законодателем открытым. В статье 40 ЗК РФ содержатся лишь основные, самые распространенные права собственников земельных участков на их использование.

Подпункт 1 п. 1 комментируемой статьи устанавливает право собственников земельных участков использовать для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые.

Нормы комментируемого Кодекса, закрепляющие названное право, коррелируют с нормами Федерального закона "О недрах", устанавливающими условия реализации права собственника, владельца земельного участка использовать для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые. В соответствии с положениями ст. 19 Федерального закона "О недрах" собственники, владельцы земельных участков имеют право по своему усмотрению в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Закрепленное на федеральном уровне право собственников земельных участков использовать для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые находит отражение и в законодательстве субъектов РФ. Так, согласно положениям ст. 16 Закона Республики Тыва от 29 декабря 2004 г. N 1105 ВХ-1 "О порядке предоставления в пользование участков недр для геологического изучения и добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в иных целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в Республике Тыва" собственники земельных участков имеют право по своему усмотрению осуществлять в их границах без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, непосредственно для своих нужд. При этом устанавливается правило, согласно которому в случае реализации полезного ископаемого либо созданной на его базе продукции организация обязана оформить лицензию .

Закон Республики Тыва от 29 декабря 2004 г. N 1105 вх-1 "О порядке предоставления в пользование участков недр для геологического изучения и добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в иных целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в Республике Тыва" // Тувинская правда. 2005. 25 марта.

Более чем в 50 субъектах РФ действуют региональные перечни общераспространенных полезных ископаемых, которые в соответствии со ст. 3 Федерального закона "О недрах" формируются совместно федеральными и региональными органами государственной власти. Такие перечни утверждены в Астраханской , Мурманской , Ростовской , Тверской областях и других субъектах РФ. Как правило, указанные перечни включают такие общераспространенные полезные ископаемые, как галька, гравий, валуны, диатомит, трепел, опока, спонголит, доломиты, известняки и др.

Распоряжение МПР России N 35-р, Правительства Астраханской области N 319-ПР от 4 июня 2007 г. "Об утверждении Перечня общераспространенных полезных ископаемых по Астраханской области" // БНА ФОИВ. 2007. N 28.

Распоряжение МПР России N 66-р, Администрации Мурманской области от 10 декабря 2007 г. N 355-рп "Об утверждении Перечня общераспространенных полезных ископаемых по Мурманской области" // БНА ФОИВ. 2008. N 3.

Распоряжение МПР России, Госгортехнадзора России, администрации Ростовской области от 26 сентября 2003 г. N 441-р "Об утверждении Перечня общераспространенных полезных ископаемых по Ростовской области" // Российская газета. 2004. N 5.

Распоряжение МПР России N 50-р, Администрации Тверской области N 469-РА от 23 октября 2006 г. "Об утверждении Перечня общераспространенных полезных ископаемых по Тверской области" // БНА ФОИВ. 2006. N 49.

Из содержания ст. 19 Федерального закона "О недрах" следует, что порядок добычи общераспространенных полезных ископаемых, строительства подземных сооружений, устройства и эксплуатации бытовых колодцев и скважин собственниками, владельцами земельных участков определяется региональными государственными органами исполнительной власти самостоятельно.

В качестве иллюстрации представим Порядок добычи общераспространенных полезных ископаемых, строительства подземных сооружений, устройства и эксплуатации бытовых колодцев и скважин собственниками земельных участков на территории Ставропольского края, утв. Постановлением правительства Ставропольского края от 29 января 2007 г. N 10-П. Сразу отметим, что названный порядок распространяется на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, осуществляющих в их границах без применения взрывных работ:

добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе;

строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров (хранилища, гаражи, погреба, выгребные ямы, котлованы, бассейны и т.п.);

устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения .

Постановление Правительства СК от 29 января 2007 г. N 10-п "О порядке добычи общераспространенных полезных ископаемых, строительства подземных сооружений, устройства и эксплуатации бытовых колодцев и скважин собственниками, владельцами земельных участков на территории Ставропольского края" // Сборник законов и других правовых актов Ставропольского края. 2007. N 17. Ст. 6256.

До начала выполнения перечисленных выше работ собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы обязаны получить:

1) в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края:

а) для осуществления добычи общераспространенных полезных ископаемых:

разрешение на добычу общераспространенных полезных ископаемых;

заключение об отсутствии (или наличии) в границах земельного участка запасов общераспространенных полезных ископаемых, числящихся на государственном балансе;

б) для осуществления устройства и эксплуатации бытовых колодцев и скважин – заключение о том, что намечаемый к эксплуатации водоносный горизонт не является (или является) источником централизованного водоснабжения;

2) в органе местного самоуправления поселения или городского округа Ставропольского края, в границах которого предполагается осуществить строительство подземного сооружения или устройство и эксплуатацию бытового колодца и скважины, – разрешение на строительство подземного сооружения или соответственно разрешение на устройство и эксплуатацию бытового колодца и скважины.

Названные разрешения и заключения выдаются на основании письменных заявлений собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов, которые рассматриваются указанными выше органами публичной власти в течение 10 дней после их поступления.

К числу прав собственника земельного участка отнесено такое важное право, как право на возведение жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, строений, сооружений.

Обязательным требованием земельного законодательства, которому должен следовать собственник земельного участка, реализуя названное право, является соблюдение целевого назначения земельного участка и его разрешенного использования. Целевое назначение земельного участка и вид разрешенного использования определяются отнесением его к той или иной категории земли (см. настоящий комментарий к ст. 7).

Реализация права собственника земельного участка на возведение жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, строений, сооружений возможна только при условии соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, установленных законодательными и иными нормативными актами РФ.

Показательно в этом отношении Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 6 апреля 2006 г. N А39-1473/2005-78/16. Суд признал строение самовольно возведенным ввиду отсутствия разрешения на строительство, ссылаясь в том числе и на норму подп. 2 п. 1 комментируемой статьи.

В соответствии с положениями ст. 1 ГрК РФ градостроительный регламент – это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства. Таким образом, именно градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Читать дальше  Ошибочно перечислили ндфл в другую налоговую

При установлении градостроительных регламентов всегда учитываются: фактическое использование земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональные зоны и характеристики их планируемого развития, определенные документами территориального планирования муниципальных образований; виды территориальных зон; требования охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.

Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования. Исключение из этого правила составляют земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются вновь выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия; в границах территорий общего пользования; занятые линейными объектами; предоставленные для добычи полезных ископаемых. На указанные земельные участки действие градостроительных регламентов не распространяется.

Возведение объектов капитального строительства на земельном участке собственником такого участка возможно только при условии соблюдения природоохранных требований, предусмотренных экологическим законодательством.

Так, согласно положениям ст. 37 Федерального закона "Об охране окружающей среды" строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды. При этом запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений до утверждения проектов и до установления границ земельных участков на местности, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды. Также при осуществлении строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений должны приниматься меры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В числе прав собственника земельного участка в комментируемой статье названо право на проведение оросительных, осушительных, культуртехнических и других мелиоративных работ в соответствии с разрешенным использованием и в соответствии экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями законодательства РФ.

Поскольку мелиорация земель осуществляется в целях сохранения и повышения плодородия земель, то собственник земельного участка вправе осуществлять проектирование, строительство, эксплуатацию и реконструкцию мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, обводнение пастбищ, создание систем защитных лесных насаждений, проведение культуртехнических работ, работ по улучшению химических и физических свойств почв, научное и производственно-техническое обеспечение указанных работ.

Общий порядок проведения мелиоративных мероприятий в РФ регламентируется Федеральным законом от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель". Указанным Законом определяются типы и виды мелиорации земель, которые вправе проводить собственники земельных участков в зависимости от природно-климатических особенностей соответствующих территорий и нужд сельского хозяйства. Так, в целях улучшения заболоченных, излишне увлажненных, засушливых, эродированных, смытых и других земель, состояние которых зависит от воздействия воды, собственник земельного участка может проводить гидромелиорацию земель. В случае возникновения необходимости улучшения земель посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств защитных лесных насаждений собственником земельного участка может быть проведена агролесомелиорация земель. Кроме того, собственники земельных участков вправе осуществлять культуртехническую и химическую мелиорацию земель. Культуртехническая мелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий по коренному улучшению земель, а химическая – в проведении комплекса мелиоративных мероприятий по улучшению химических и физических свойств почв.

Мелиорация земель проводится на основе проектов, разработанных в соответствии с технико-экономическими обоснованиями и учитывающих строительные, экологические, санитарные и иные стандарты, нормы и правила. Порядок разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель устанавливается Министерством сельского хозяйства РФ.

2. Комментируемым пунктом закрепляется правило, согласно которому объекты права собственности – посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученная сельскохозяйственная продукция и доходы от ее реализации – следуют судьбе земельного участка, т.е. являются собственностью собственника земельного участка. Исключение из этого правила составляют случаи, когда собственник земельного участка передает свой участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное срочное пользование.

Земля, находящаяся в собственности, может принадлежать как частному владельцу, так и государственным инстанциям. Если на территорию имеет право физ. лицо, всегда необходимо знать, какую ответственность возлагает подобное владение и придерживаться прав и обязанностей собственника земельного участка.

Итак, какими же правами обладает собственник территории, и если у него группа обязанностей? Также следует узнать, как определить собственника земли, и что делать, если законные права человека нарушаются?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-83 . Это быстро и бесплатно !

Собственники участков: кто они, и как определяются их права на землю?

Собственник — это лицо, имеющее юридическое право владеть земельной территорией и распоряжаться ею по своему желанию, человек, который произвел оформление земельного участка и дома в собственность. Он имеет возможность продавать или обменивать землю, заключать под нее сделки или брать кредиты. Также собственник может подарить территорию, завещать или сдать в аренду.

Все эти функции и возможности широко оговариваются п.1 ст.25 ЗК РФ. Однако на человека возлагаются и определенные обязательства. О каких же обязательствах идет речь?

  1. Регулярная выплата налога.
  2. Отслеживание состояния земли с целью увеличения ее плодоносности.
  3. Недопущение загрязнения окружающей среды из-за деятельности на участке.
  4. Соблюдение границ участка, во избежания конфликта с соседями.
  5. Соблюдение порядка пользования угодьями и природными богатствами, находящимися в общем пользовании.

Обычно собственники больше внимания уделяют своим правам, игнорируя обязательства. Подобное невнимательное отношение может довести до отчуждения земель в том случае, если, например, не выплачиваются существующие налоги или нарушаются права других собственников.

Именно поэтому существующее законодательство обязует строго соблюдать все возложенные обязательства.

Как определить и найти собственника земельного участка? Как узнать собственника земельного участка по кадастровому номеру? Для проверки прав на территорию можно использовать несколько методов. Сведения о владельце земли можно получить в следующих инстанциях:

  1. Регистрационный центр, где в соответствии со Ст131 ГК РФ и законом 122-ФЗ содержится вся информация о владельцах земельных территорий на конкретном участке.
  2. Местная администрация и муниципалитет.
  3. Федеральное управление по единому учету земли, кадастру и картографии содержит все сведения о собственниках.
  4. Налоговая инспекция всегда может предоставить данные о владельце земли.
Читать дальше  Образец договора комиссии на реализацию товара

Как узнать собственника земельного участка если нет кадастрового номера?

Чаще всего права частной собственности определяется с помощью кадастрового номера. Если же его нет, следует обратиться в другие организации, и в первую очередь, в Регистрационный центр. Там имеются все сведения о земельных территориях на конкретном участке.

Сразу же после покупки недвижимости, ее необходимо зарегистрировать в кадастровом управлении. Это зафиксирует право собственности и позволит налоговым инспекциям начислять плату за территорию. Помните, изъятие земельного участка у собственника возможно только через суд.

Что делать, если права нарушаются?

В том случае, если права владельца земли нарушаются, он имеет возможность подать соответствующее заявление в Гражданский суд.

Все права и обязанности земельных собственников широко обговариваются в ст.11 ГК РФ, а также Ст 46 Конституции РФ. В частности, там упоминается, что владелец земельной территории имеет право распоряжаться имуществом по своему усмотрению. Человек может спокойно продать недвижимость или сдать ее в аренду. При сдаче территории в аренду, необходимо выплачивать специальный налог.

В том случае, если права человека нарушаются из-за действия других собственников, ему необходимо обратиться в соответствующие инстанции, апеллируя на Ст.12 ГК РФ. Там строго оговариваются способы защиты от нарушающих права или создающих угрозу подобного нарушения. Там же оговариваются и возможные варианты компенсации морального и материального ущерба.

Чаще всего уязвление прав собственника происходят из-за оспаривания степени его владения землей. Если у человека имеются соответствующие документы, подтверждающие его права на земельные территории, ему необходимо обратиться в суд, апеллируя на Ст 59 Земельного кодекса.

Если кто-то самовольно занимает землю без разрешения владельца, он имеет право обратиться в суд, руководствуясь статьей 60 Земельного кодекса. В соответствии с этой статьей, при подтверждении права на собственность, человек получает обратно в свое владение землю. Все постройки, возведенные субъектом, самовольно занявшим территорию, будут подвергнуты сносу.

Ст. 61 Земельного кодекса РФ предусматривает, что если исполнительными органами был составлен нормативный акт, нарушающий права собственника, суд имеет право его аннулировать.

Однако, чтобы никаких проблем с земельной собственностью не возникло, владельцу нужно иметь все сведения о своих правах. Как оформить земельный участок в собственность находящийся в аренде — читайте тут.

Ограничения прав

В случае нарушения существующего законодательства, владелец земельных территорий может быть ограничен в своих правах. Какие же ограничения существуют?

  1. Градостроительного характера.
  2. Конституционные ограничения.
  3. Земельно-правовые ограничения.
  4. Ограничения экологического характера.

Ограничения в градостроительном плане подразумевают то, что собственник не имеет право возводить какие-то объекты на своей территории, если этого требует законодательство, касающееся охраны культурных памятников.

Ст. 34 Закона об объектах культурного наследия подробно рассказывает об ограничениях на определенных территориях. Такие ограничения могут носить временный или регулярный характер.

Экологические ограничения считаются одними из самых популярных. Так, например, если земля находится в зоне охраняемых природных территорий, человек не имеет права проводить некоторые оросительные и геодезические работы. Также для всех собственников вводится ограничение на запрет загрязнения окружающей среды даже на своем участке.

Весь этот список ограничений необходимо соблюдать, дабы не столкнуться с судебно-административными проблемами.

Перераспределение земельных участков

Зачастую владелец нескольких участков проводит перераспределение земли, в процессе которого образовывается несколько новых смежных территорий, а существование старых на бумаге прекращается. Все нюансы данного процесса называются в Ст. 11 п. 7 Земельного кодекса.

Перераспределение может произойти лишь в том случае, если были проведены соответствующие кадастровые работы.

Сами участки при этом должны соответствовать нескольким требованиям:

  1. Они должны быть смежными
  2. При установлении границ новых участков должны соблюдаться правила межевания.
  3. У всех участков должно быть одно и тоже муниципальное образование.
  4. Перераспределяемые территории обязаны иметь одну категорию земель.

Для того, чтобы процедура прошла как надо, в соответствующие инстанции необходимо подать заявление от всех владельцев земель, подтверждающее их согласие на перераспределение. Если подобное перераспределение происходит по решению суда, то соответствующее заявление не требуется.

Сама процедура по соглашению часто проводится по причине необходимости продажи одной части земли. Например, если владелец участка хочет продать своему соседу не всю свою землю, а лишь ее кусок, необходимо проводить перераспределение. Без него продажа части земли невозможно, ведь у этого куска нет кадастрового номера.

После окончания всех работ, собственники получают на руки кадастровые паспорта имеют возможность зарегистрировать собственность. Как переоформить земельный участок на себя — читайте здесь.

Причины и правила объединения владельцев

Зачастую у собственников возникает необходимость объединения имеющихся земель. Так, например, если соседняя территория пустует, человек может найти собственника, выкупить участок и объединить их.

В процессе этого объединения, новую территорию необходимо внести в кадастровые списки и налоговые учеты, после чего старые участки перестают существовать на бумаге. При создании дачного поселка земли могут быть объединены в несколько больших участков, чтобы потом поровну распределить территории между собственниками.

При объединении участков следует соблюсти несколько условий. О каких же условиях идет речь?

  1. Такие территории обязаны относится к одной категории земель.
  2. Площадь новообразованного участка не должно превышать предельно возможную, обозначенную в градостроительных нормативах.
  3. На новых территориях следует провести тщательные межевальные замеры.

Разумеется, чтобы провести такой маневр с землями, у человека должен быть целый пакет документов. Самое важное — получить соответствующее заявление об объединении у администрации района.

В этом заявлении человек должен указать причины объединения, а также подтвердить все свои права. Приложив к заявлению в администрацию копию документов на землю и свидетельства, подтверждающие личность, человек заметно ускорит процесс.

Перед тем, как несколько участков будут объединены в один, соответствующим кадастровым службам придется провести подготовительные работы. В процессе этих работ изучаются все правоустанавливающие документы, оценивается ситуация по соседним участкам.

После окончания этих работ собственнику выдаются кадастровые паспорта, используя которые можно провести регистрацию участков. После регистрации и присвоения кадастрового номера, новая расширенная собственность автоматически вносится в налоговые декларации. Кстати, сумма ежегодного налога на землю также увеличится с ростом территории.

Если в объединении территорий принимало участие несколько собственников, то в свидетельстве на новую территорию указывается доля каждого участника сделки. Обычно кадастровые инженеры работают быстро, и процесс объединения не занимает больше месяца. Примерно такой же срок может понадобиться для регистрации новых земель в налоговых и регистрационных палатах.

Полное знание своих прав и обязанностей сильно облегчит жизнь собственнику земли. При ежегодной выплате всех налогов и не нарушении существующих ограничений, проблем у собственника возникнуть не должно. Если же его права были нарушены, существующее законодательство поможет справиться с проблемой.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 938-46-83 (Москва)
+7 (812) 425-67-01 (Санкт-Петербург)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector