Содержание
Статья 27. Отказ в осуществлении кадастрового учета
1. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если принятие такого решения допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.
2. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если:
1) имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом;
2) утратил силу с 1 октября 2013 г.;
Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 141-ФЗ пункт 3 части 2 статьи 27 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
3) объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями;
Федеральным законом от 21 декабря 2009 г. N 334-ФЗ пункт 4 части 2 статьи 27 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 марта 2010 г.
4) объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образован из объекта недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о котором носят временный характер;
5) с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо;
6) истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении;
Федеральным законом от 21 декабря 2009 г. N 334-ФЗ часть 2 статьи 27 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 7, вступающим в силу с 1 марта 2010 г.
7) межевой план, технический план или акт обследования заверен подписью неуправомоченного лица;
Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 383-ФЗ часть 2 статьи 27 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 8
8) ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для кадастрового учета, и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе;
Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ часть 2 статьи 27 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 9, вступающим в силу с 1 марта 2015 г.
9) на момент подачи заявления о кадастровом учете земельного участка истек срок действия утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при условии, что образование земельного участка, о кадастровом учете которого подано заявление, осуществляется на основании данной схемы.
Федеральным законом от 21 декабря 2009 г. N 334-ФЗ в часть 3 статьи 27 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 марта 2010 г.
3. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если:
1) утратил силу с 1 марта 2010 г.;
Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 250-ФЗ в пункт 2 части 3 статьи 27 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 октября 2013 г.
2) размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков;
3) утратил силу с 1 марта 2010 г.;
4) утратил силу с 1 октября 2013 г.;
5) утратил силу с 1 октября 2013 г.;
6) такой земельный участок образован из земельных участков, относящихся к различным категориям земель, за исключением установленных федеральным законом случаев;
Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 435-ФЗ часть 3 статьи 27 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 7, вступающим в силу с 1 июля 2011 г.
7) в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в орган кадастрового учета поступили возражения относительно размера и местоположения границ земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, и в составе документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, отсутствуют документы, подтверждающие снятие указанных возражений;
Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ в пункт 8 части 3 статьи 27 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 марта 2015 г.
8) площадь земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, больше площади такого земельного участка, указанной в соответствующем утвержденном проекте межевания земельного участка или земельных участков, более чем на десять процентов;
Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 447-ФЗ в пункт 9 части 3 статьи 27 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.
Положения пункта 9 части 3 статьи 27 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 8 декабря 2011 г. N 423-ФЗ) применяются к отношениям, связанным с безвозмездной передачей военного недвижимого имущества в собственность субъекта РФ – города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность и возникшим после дня вступления в силу названного Федерального закона
9) граница земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, не считается согласованной, если такое согласование предусмотрено настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 141-ФЗ в часть 4 статьи 27 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
4. При кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ.
5. При кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если:
Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 250-ФЗ в пункт 1 части 5 статьи 27 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 октября 2013 г.
1) в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости;
Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 447-ФЗ пункт 2 части 5 статьи 27 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2015 г.
2) при уточнении местоположения указанных границ нарушен установленный настоящим Федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с настоящим Федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, или случая признания местоположения указанных границ уточненным в порядке разрешения земельного спора о местоположении границ земельного участка.
Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 141-ФЗ в часть 6 статьи 27 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
6. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка также в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
7. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет помещения также в случае, если такое помещение не изолировано или не обособлено от других помещений в здании или сооружении.
Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 250-ФЗ в часть 8 статьи 27 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 октября 2013 г.
8. Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения, и указание на допущенные нарушения.
9. Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета должно быть принято не позднее срока, установленного частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 250-ФЗ часть 10 статьи 27 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 октября 2013 г.
10. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения об отказе в осуществлении кадастрового учета, направляет заявителю уведомление о принятии такого решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 250-ФЗ часть 11 статьи 27 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 октября 2013 г.
11. В случае, если в заявлении указано о необходимости получения решения об отказе в осуществлении кадастрового учета в форме документа на бумажном носителе, орган кадастрового учета обязан выдать заверенную копию решения об отказе в осуществлении кадастрового учета соответствующему заявителю или его представителю лично под расписку либо не позднее рабочего дня, следующего за пятым рабочим днем со дня истечения установленного частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона срока, направить заверенную копию такого решения посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении по указанному в заявлении почтовому адресу.
12. Утратила силу с 1 марта 2010 г.
Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 250-ФЗ часть 13 статьи 27 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 октября 2013 г.
13. Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план, акт обследования, представленные для осуществления кадастрового учета.
См. комментарии к статье 27 настоящего Федерального закона
> Исправление ошибок в государственном кадастре недвижимости |
Содержание Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" |
© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
При возникновении необходимости определения границ земельного участка собственник или пользователь надела обращается в геодезическую организацию для заключения договора по составлению межевого плана.
В некоторых случаях, не зависимо от квалификации и опыта кадастрового инженера, проведенная работа не дает желаемых результатов, поскольку отсутствуют предпосылки для установления границ участка, то есть фактически в межевании будет отказано.
В связи с этим, перед выполнением такой процедуры следует внимательно изучить возможные причины отказа в межевании и то, каким образом следует выходить из сложившейся ситуации, до того, как начинать процедуру.
Сама по себе приостановка межевания означает временный отказ в установлении границ земельного участка и формировании межевого плана.
В связи с этим, основаниями для такого действия со стороны инженера, ответственного за выполнение работ на основании заключенного договора, становятся факторы, которые в течение определенного времени можно устранить.
Причины могут быть следующими:
Основания для приостановления межевания регламентируются 218-ФЗ от 13.07.2015 с редакциями, датированными 2016 годом «О государственном кадастре недвижимости», который кроме таких причин содержит целый перечень факторов, определяющий причину временного прекращения процедуры установления границ.
В такой ситуации заявитель самостоятельно или посредством кадастрового инженера имеет возможность устранить недостатки до истечения определенного законом срока и межевание будет осуществлено.
Права кадастрового инженера регламентируются 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» от 2007 года в редакции от 2018 года, в соответствии с которыми такие специалисты имеют следующие права, какими они могут пользоваться в процессе выполнения своих непосредственных обязанностей:
Тем же законодательным актом, что определяет основные права кадастрового инженера, прописываются и его обязанности.
Основными обязанностями специалиста такого типа являются:
В определенных ситуациях в процессе заказа межевых работ может последовать не приостановка процесса, а отказ в проведении межевания земельного участка.
Такое действие со стороны геодизической организации или отдельного инженера может быть вызвано рядом причин, которые на основании законодательных актов делают невозможным установление границ земельного участка по конкретному наделу.
Даже в случае, если инженер согласится выполнить работы, составленный документ не будет иметь силы и выполнение каких-либо действий с участком все равно будет невозможно.
Впоследствии при возникновении дополнительных обстоятельств или факторов, которые устранят имеющиеся препятствия, проведение межевания будет возможно к осуществлению.
В первую очередь, подписывая договор с геодезической организацией, собственник участка или его пользователь должны понимать, что несмотря на то, что он фактически выступает заказчиком и платит за оказание услуг, такой фактор не убирает необходимости выполнения всех условий подписанного соглашения.
В случае нарушения каких-либо из его пунктов кадастровый инженер не только имеет право отказать в проведении межевания, но и даже несет такую обязанность.
Среди нарушений условий договора чаще всего отмечают предоставление недостоверных данных, подачу документов не в полном объеме, попытку скрыть какие-либо факты, которые явно препятствуют проведению межевания.
Сюда же относятся обстоятельства, при которых заявитель фактически не имея прав на земельный участок пытается провести процедуру межевания, таким образом стараясь присвоить чужую собственность.
Осуществление кадастрового учета относительно объектов недвижимости должно производиться с учетом действующего законодательства.
Так, в частности, подписывая договор на оказание услуг (проведение процедуры межевания), кадастровый инженер несет обязательство удостовериться в том, что все основные параметры как самого участка, так и объекты недвижимости, возведенные на его территории (если они имеются), должны в обязательном порядке отвечать требованиям нормативных актов, определяющих основания для возможности межевания участков.
В случае, если характеристика участка или объектов, назначение земельного участка, тип использования не подпадают под такие условия, в межевании будет отказано.
В некоторых ситуациях в предоставленной документации кадастровому инженеру для проведения процедуры межевания выявляется содержание недостоверных данных. В связи с этим инженер имеет основание для отказа в проведении межевания.
В случае отсутствия прямой вины заказчика в такой ситуации после исправления недостатков и оформления документации в соответствии с действительностью возможна повторная подача документов и установление границ участка.
В ходе выполнения своих должностных обязанностей кадастровый инженер должен следовать действующим нормам при непосредственном контакте с заказчиками на проведение межевания.
В частности, такой момент должен также учитываться при непосредственном определении невозможности проведения процедуры межевания.
При обнаружении обстоятельств, которые делают невозможным определение границ участка и оформление межевого плана кадастровый инженер несет обязательство сообщить о таком факте непосредственному заказчику в течение 3 дней.
Итак, получение информации о действующих нормах относительно процедуры межевания земельных участков, возможности отказа в таком действии или временном приостановлении работ может помочь избежать заказчику траты времени и средств, связанных с необходимостью предоставления дополнительных документов, исправления данных и т.д.
Любой заказчик должен понимать, что кадастровые инженеры очень дорожат свое репутацией и при межевании четко придерживаются установленного законом порядка, поскольку при его нарушении у них могут отозвать право оказывать такие услуги.
Верховный суд опубликовал обзор судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета. В нем ВС проанализировал и дал разъяснения по 33 делам данной категории.
В обзоре ВС отмечает, что обобщил практику по спорам, касающимся отказа в осуществлении кадастрового учета, которые подлежат рассмотрению по правилам КАС и главы 24 АПК, для "обеспечения единообразного подхода к разрешению СОЮ и арбитражными судами дел о применении отдельных положений закона "О государственном кадастре недвижимости".
Так, разбирая одно из дел, Верховный суд подчеркивает, что действующее законодательство не предусматривает осуществления кадастрового учета объекта, который не является объектом недвижимости. Бизнесмен оспаривал в арбитраже отказ в постановке на кадастровый учет "навеса для ожидания транспорта". По его словам, он получил участок земли именно для возведения этого объекта, который имеет прочную связь с землей, а демонтировать его без ущерба назначению невозможно (т.е., согласно ст. 130 ГК, является объектом недвижимости). Однако суды установили, что навес представляет собой конструкцию, которая крепится на бетонную площадку болтами, обеспечивающими лишь временную связь с ней. Демонтаж либо перемещение объекта (его частей) не нанесут ущерб всей конструкции (остановочно-торговому комплексу), и она сможет после этого использования по назначению, указали суды, отклонив иск (п. 1 обзора).
Кроме того, анализируя другое дело, ВС отметил, что к объектам недвижимости нельзя отнести и асфальтобетонное покрытие (п. 2 обзора). А недострой, по мнению Верховного суда, можно поставить на кадастровый учет лишь в том случае, если степень выполнения работ позволяет идентифицировать его как самостоятельный объект недвижимости. В качестве примера приводится дело, где бизнесмен требовал зарегистрировать в качестве недвижимости три сваи, вбитые в землю, но получил отказ от судов всех инстанций (п. 3). При этом здание (помещение), которое ставят на учет должно быть обособленным и изолированным, то есть, не являться пристройкой к другому зданию или его частью, огражденной, например, строительными конструкциями (п. 4).
А часть жилого дома может быть поставлена на учет в качестве самостоятельного объекта недвижимости, если она является обособленной, указал ВС и привел в пример следующее дело. Т. отказали в кадастровом учете части одноэтажного жилого дома, тогда он пошел оспаривать это решение в суд. В ходе разбирательства выяснилось, что ранее дом был в долевой собственности Т. и А., однако впоследствии по решению суда Т. выделили отдельный блок из трех комнат, кухни, коридора, уборной и кладовки, который имел отдельный выход, систему отопления и индивидуальные коммуникации. Суд удовлетворил требования заявителя, поскольку жилой дом состоит из двух блоков, являющихся изолированными объектами, которые предназначены для проживания и не имеют вспомогательных помещений общего пользования (п. 5 обзора).
Также ВС разъясняет, в каких случаях возможно поставить на кадастровый учет в качестве единого объекта несколько комнат в коммунальной квартире. Заявителям не должны отказывать в регистрации, если такие комнаты являются смежными и изолированы от других помещений. То есть, имеют "общую" стену, один вход, и из одной можно пройти в другую. При этом, если такие помещения разделены местами общего пользования, регистрировать их как один объект недвижимости нельзя.
Зарегистрировать право на часть объекта недвижимости можно, если проведена госрегистрация ограничения (обременения) вещного права, в связи с установлением которого эта часть образована. В качестве примера приводится обращение потребительского кооператива, которому отказали в регистрации права собственности на кладовые, поскольку те располагались на участке, находящемся в муниципальной собственности. Вместе с тем выяснилось, что часть земли под помещениями кооператив арендовал у муниципалитета. Суд решил: раз на части участка есть обременение, находящаяся на нем постройка может быть зарегистрирована как отдельный объект.
При этом кадастровый учет частей объектов недвижимости (например, части переданного в пользование помещения, крыши или стены здания), осуществляется только в целях отражения в государственном кадастре сведений об ограничениях (обременениях) вещных прав. При этом внесение в кадастр соответствующих сведений в указанных целях не является отражением факта образования нового самостоятельного объекта недвижимости. Учет части переданного в пользование объекта недвижимости – право, но не обязанность собственника или арендатора, напоминает ВС.
"Кадастровый учет изменений помещения, касающихся также и характеристик всего здания, без внесения изменений в сведения о здании недопустим", – отмечает ВС и иллюстрирует это следующим примером. Компания-собственник нежилого помещения, расположенного на первом этаже здания, сделала к нему пристройку. Затем она подала в орган кадастрового учета заявление об учете перепланировки, приложив к нему техплан помещения. Однако фирма получила отказ, так как проведенная ею реконструкция изменила конфигурацию и границы всего здания, чей план с учетом изменений у нее и запросили. Тогда организация обратилась в арбитраж, пояснив, что принадлежащее ей помещение прошло учет как самостоятельный объект, и изменение его характеристик не влечет изменение данных кадастрового учета всего здания. Однако суд отказал в удовлетворении ее иска, указав, что работы по реконструкции помещения "очевидно повлекли изменение характеристик всего здания", элементом которого является данное помещение (п. 10 обзора).
ВС анализирует еще одно дело, затрагивающее вопросы кадастрового учета после перепланировки. Департамент подал заявление "об осуществлении кадастрового учета изменений жилого помещения", однако получил отказ. Орган кадастрового учета указал заявителю на отсутствие документов, подтверждающих согласование перепланировки. Считая отказ незаконным, департамент обратился в суд, сославшись на то, что предоставленный им техплан содержал все необходимые сведения об изменениях в объекте недвижимости. Первая инстанция и апелляция встали на сторону заявителя, указав, что ст. 22 закона о кадастре не предусматривает предоставление решения о согласовании перепланировки в качестве документа, необходимого для кадастрового учета.
Однако окружной арбитраж отказал в удовлетворении заявления, напомнив, что переустройство жилого помещения проводятся по согласованию с органом местного самоуправления (ст. 26 ЖК). Завершение перепланировки подтверждается актом приемочной комиссии, который направляется в орган кадастрового учета. Однако, согласно материалам дела, последний не получал акта приемочной комиссии. В ответе на межведомственный запрос сказано, что соответствующих документов попросту не имеется. Собственник жилья, который провел самовольную перепланировку, несет предусмотренную законодательством ответственность и обязан привести помещение в прежнее состояние (ч. 3 ст. 29 ЖК), напомнил ВС (п. 11 обзора).
Также Верховный суд осветил некоторые спорные моменты, связанные с кадастровым учетом земли. Так, например, невозможно поставить на учет земельный участок, если истек срок действия схемы его расположения. Некий М. обратился в местную администрацию с заявлением о предоставлении безвозмездно в собственность земельного участка, на котором долгое время был расположен его огород. И все бы ничего, но схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории оказалась "просроченной", поэтому суды посчитали отказ в постановке на учет обоснованным.
Невозможно поставить на учет выделенную в натуре долю земельного участка, сформированного для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома и принадлежащего на праве общей долевой собственности всем собственникам помещений в данном доме. ВС указал, что это будет считаться нарушением запрета, установленного пп. 1 ч. 4 ст. 37 ЖК. Также правомерен отказ в постановке на учет участка, если его размеры не соответствуют тем, что указаны в градостроительных регламентах (входят в правила землепользования и застройки, а в отношении земельных участков), Земельном кодексе или других федеральных законах (в случаях, если на земли не распространяется действие градостроительных регламентов). Так, например, нельзя образовать участок в 400 кв. м для ведения подсобного хозяйства, если в градостроительном регламенте населенного пункта, где тот расположен, указано, что его минимальный размер должен составлять 800 кв.м.
При этом, если вы не регистрируете землю "с нуля", а лишь проводите кадастровое уточнение границ, увеличение ее площади не должно превышать предельный минимальный размер земельного участка, а если он не установлен – 10% от указанной в государственном кадастре недвижимости площади этого участка. Отсутствие обоснования увеличения площади земельного участка не должно стать помехой в осуществлении государственного кадастрового учета, поскольку такого основания для отказа не содержится в ст. 27 закона о кадастре.
"Круг лиц, с которыми производится согласование местоположения границ земельного участка, определяется на момент совершения кадастровых работ", – указывает в обзоре ВС и разбирает следующее дело. Кадастровый инженер А. направил в орган кадастрового учета межевой план, подготовленный в связи с уточнением границ и площади участка, занятого автодорогой общего пользования. Однако инженер получил отказ, так как не согласовал план с С. – арендатором смежных участков. Это решение А. оспорил в суде, который установил, что право аренды С. на указанные участки в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано позже даты проведения кадастровых работ. До С. их арендатором был Р., с которым А. согласовал уточненные границы. В связи с этим суд признал решение органа кадастрового учета незаконным (п. 20 обзора). ВС, анализируя другое дело, также отметил, что если в государственном кадастре недвижимости есть адреса лиц, заинтересованных в согласовании границ земельного участка, каждого из них нужно индивидуально оповестить о собрании, где будет проводится такое согласование.
Если сведения о земельном участке, которые вносят в госкадастр недвижимости не имеют временного характера, то снять его с кадастрового учета можно только после преобразования или в других случаях, прямо предусмотренных законом. Так, например, администрация представила предпринимателю землю для строительства ТЦ, а когда оно было окончено, попросила снять участок с кадастрового учета. Суды отказали муниципалитету, так как сведения, представленные в реестр не были временными, и никаких действий с участком не производилось.
Напомнил ВС и о том, что если договор аренды земельного участка не подлежит регистрации, на его основании нельзя изменить статус сведений государственного кадастра недвижимости об участке с временного на учтенный или продлить срок действия временного характера таких данных. Временные сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости самим органом кадастрового учета по истечении срока, установленного Законом о кадастре, если не осуществлена государственная регистрация права или аренды. К временным сведениям относятся и данные о постановке на учет земельного участка, образованного из земель, право собственности на которые не разграничено. Не носят временного характера сведения о ранее учтенных земельных участках. Приостановление аннулирования и исключения из государственного кадастра недвижимости сведений, которые носят временный характер, может применяться судом в качестве обеспечительной меры.
Если суд счел незаконными действия органа кадастрового учета, требование о снятии спорного земельного участка с учета подлежит удовлетворению, если для этого нет препятствий (например, наличие межевого спора, спора об исправлении кадастровой ошибки), отмечает ВС. Компания оспорила в суде решение госоргана о постановке на кадастровый учет нескольких участков. Она указала, что является арендатором участка, из которого путем несанкционировнного раздела вычленили спорные участки. Из-за такого раздела организация не может эксплуатировать принадлежащие ей объекты недвижимости. Однако суд первой инстанции отклонил ее заявление, подчеркнув, что доступ к недвижимости может быть организован через другие земельные участки. Апелляция и кассация это решение отменили, сославшись на заключение землеустроительной экспертизы. Она установила, что раздел исходного участка сделал невозможной эксплуатацию расположенных на нем двух объектов недвижимости, принадлежащих компании. А сформированные участки не достаточны для эксплуатации зданий (п. 28 обзора).
В другом деле ВС подчеркнул, что если объект недвижимости находится в долевой собственности, то его кадастровый учет осуществляется на основании заявления всех собственников. В случаях, когда хотя бы один из них не согласен, в постановке на учет должны отказать.
Арендатор государственной или муниципальной земли сроком больше, чем на пять лет, вправе самостоятельно внести в госреестр сведения об изменениях такого участка, отмечает ВС. А орган госвласти, осуществляющий полномочия собственника, может обратиться с заявлением о внесении таких изменений относительно участка, находящегося в силу закона в собственности РФ, даже если госрегистрация права собственности не проводилась.
Кроме того, ВС подчеркивает, что "внесение сведений о ранее учтенном объекте недвижимости не допускается, если сведения о таком объекте уже содержатся в государственном кадастре недвижимости" (п. 3 ч. 17 ст. 45 Закона о кадастре). В качестве примера приводится следующее дело. Орган кадастрового учета отказал А. во внесении сведений об участке в связи с тем, что в государственном кадастре недвижимости он уже был учтен. А. оспорил это решение в суде, который установил, что данный участок обременен договором аренды с одной из компаний. В сентябре 2011 года по ее заявлению госорган исправил ошибку в кадастровых сведениях о категории земель, к которой отнесен спорный участок, указав категорию "земли лесного фонда". В феврале прошлого года также по заявлению организации в кадастр недвижимости внесли сведения о местоположении участка, а также сведения о его арендаторе. А. обратился в орган кадастрового учета позднее, в мае 2015 года. С учетом этого суд оклонил его иск (п. 33 обзора).
No related posts.