Переход права собственности на товар инкотермс | Загранник

Переход права собственности на товар инкотермс

Дата размещения статьи: 13.07.2014

Как правило, при экспорте товаров в другую страну продавец и покупатель руководствуются базисными условиями поставок, прописанными в правилах Инкотермс 2010. При их применении у российского экспортера нередко возникают вопросы: можно ли вносить изменения в базисные условия поставки, регулируют ли правила Инкотермс момент перехода права собственности на товар, влияют ли названные правила на правомерность применения ставки 0% по НДС? Эти и другие вопросы рассмотрены в статье.

Что такое Инкотермс?

Правила Инкотермс изданы Международной торговой палатой в г. Париже и вступили в силу 01.01.2010. Они пришли на смену правилам Инкотермс 2000 и учитывают современную коммерческую практику, а также пожелания участников торговых операций.
Инкотермс – сборник международных торговых терминов с толкованиями, составленный на основании опыта мировой торговой практики. Эти правила могут быть использованы как в договорах международной купли-продажи, так и во внутринациональных договорах купли-продажи.
Правила Инкотермс регулируют не все вопросы, связанные с договором купли-продажи, а лишь определенные сферы: указывают, какая из сторон договора должна осуществить необходимые для перевозки и страхования действия, когда продавец передает товар покупателю, какие расходы несет каждая из сторон, когда и какие риски возникают у сторон договора. Данные правила не регламентируют последствия нарушения договора, не определяют цену и способ оплаты.
Стороны договора купли-продажи не обязаны применять правила Инкотермс. Такое обязательство возникает, если в договоре имеется ссылка на применение определенного базиса поставки товара. Это позволяет сторонам одинаково понимать свои основные права и обязанности в рамках договора.
В Письме УМНС по г. Москве от 16.06.2004 N 11-10/40146 сказано, что положения Инкотермс, прописанные в договоре, используются для определения условий поставки товара, то есть взаимоотношений продавца и покупателя в сфере гражданского оборота. В Решении Суда Евразийского экономического сообщества от 11.02.2014 сделан вывод, что внешнеэкономическая сделка может содержать базисные условия поставки, сложившиеся в виде обычаев в сфере международной торговли. Как правило, применению подлежат формулировки Инкотермс – правила толкования торговых обычаев. Иными словами, указанный суд отнес правила Инкотермс к торговым обычаям. Согласно п. 1 ст. 5 ГК РФ обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обращаем внимание на то, что в этой норме не уточнено, что речь идет именно об обычаях делового оборота. Сфера применения указанной нормы более широка. Следовательно, правила Инкотермс соответствуют понятию обычая, используемому в ГК РФ.
Правила Инкотермс 2010 не относятся к общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ и не имеют приоритета перед гражданским законодательством РФ. Во введении к правилам Инкотермс 2010 сказано: стороны договора купли-продажи должны учитывать, что строго обязательный национальный закон может иметь преимущество в отношении какого-либо аспекта договора купли-продажи, включая избранный термин Инкотермс. Эта норма корреспондирует с п. 2 ст. 5 ГК РФ, предусматривающим, что обычаи, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.
Правила Инкотермс 2010 состоят из 11 терминов (ранее 13) , представляющих собой базисные условия поставки. Если стороны договора купли-продажи выбирают один из этих терминов, они делают в договоре соответствующую ссылку на правила Инкотермс. Базисные условия поставки определяют следующие моменты:
– обязательства сторон по доставке товара от места отправления до места назначения;
– момент перехода рисков случайной гибели или повреждения товаров от продавца к покупателю;
– перечень расходов, которые несет каждая сторона.
——————————–
Число терминов Инкотермс 2010 сокращено с 13 до 11. Это стало возможно путем включения двух новых терминов, которые могут быть использованы вне зависимости от согласованного способа перевозки: DAT (поставка на терминале) и DAP (поставка в месте назначения). Они используются вместо терминов Инкотермс 2000 – DAF (поставка на границе), DES (поставка с судна), DEQ (поставка с причала) и DDU (поставка без уплаты пошлин).

Каждый термин Инкотермс представляет собой аббревиатуру из трех букв. Первая буква указывает на точку перехода обязательств от продавца к покупателю:
– E – у места отправки;
– F – у терминалов отправления основной перевозки, основная перевозка не оплачена продавцом;
– C – у терминалов прибытия основной перевозки, основная перевозка оплачена продавцом;
– D – у покупателя, полноценная доставка.
Представляем полный список терминов правил Инкотермс 2010.

Франко-завод (. название места)

Продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке в момент предоставления товара в распоряжение покупателя на своем предприятии или в другом названном месте (например, на заводе, фабрике, складе и т.п.)

Франко-перевозчик (. название места)

Продавец доставит прошедший таможенную очистку товар указанному покупателем перевозчику до названного места

Франко вдоль борта судна (. название порта отгрузки)

Продавец выполнил поставку в момент, когда товар размещен вдоль борта судна на причале или лихтерах в указанном порту отгрузки

Франко-борт (. название порта отгрузки)

Продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна в названном порту отгрузки

Стоимость и фрахт (. название порта назначения)

Продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна в порту отгрузки. При этом продавец обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в названный порт назначения, однако риск потери или повреждения товара, а также любые дополнительные расходы, возникающие после отгрузки товара, переходят с продавца на покупателя

Стоимость, страхование и фрахт (. название порта назначения)

Продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна в порту отгрузки. Так же как и в предыдущем случае, продавец обязан оплатить расходы и фрахт, а перечисленные выше риски переходят к покупателю. Однако на продавца возлагается обязанность приобретения морского страхования

Фрахт/перевозка и страхование оплачены до (. название места назначения)

Продавец доставит товар названному им перевозчику. Продавец обязан оплатить расходы, связанные с перевозкой товара до пункта назначения, а также заключить договор страхования и уплатить страховые взносы. Покупатель берет на себя все риски и любые дополнительные расходы после доставки таким образом товара

Фрахт/перевозка оплачены до (. название места назначения)

Продавец доставит товар названному им перевозчику. Продавец обязан оплатить расходы, связанные с перевозкой товара до пункта назначения. Покупатель берет на себя все риски потери или повреждения товара, как и другие расходы, после передачи товара перевозчику

Поставка на терминале (. название терминала)

Продавец предоставляет товар в распоряжение покупателя неразгруженным с прибывшего транспортного средства

Читать дальше  Юристы и адвокаты гаврилова яма по арбитражу

Поставка в пункте (. название пункта)

Продавец предоставляет товар в распоряжение покупателя готовым для разгрузки

Поставка с уплатой пошлины (. название места назначения)

Продавец предоставит прошедший таможенную очистку и не разгруженный с прибывшего транспортного средства товар в распоряжение покупателя в названном месте назначения

В правилах Инкотермс к каждому термину даны пояснения, которые выделяют основные моменты: когда их следует применять, когда переходит риск от продавца к покупателю, каким образом распределяются обязанности и расходы между сторонами.
Иногда стороны желают дополнить или изменить какое-либо правило Инкотермс. Делать это не запрещено. В ст. 421 ГК РФ указано, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора, условия которого определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Следовательно, стороны договора могут по собственному усмотрению устанавливать, какие термины и в каком объеме они применяют, сделав соответствующие ссылки в договоре на правила Инкотермс. В то же время во избежание нежелательных сюрпризов сторонам нужно как можно более точно предусмотреть ожидаемый от таких изменений эффект. Например, если в договоре изменено распределение расходов согласно правилам Инкотермс 2010, сторонам необходимо указать, намерены ли они изменить пункт, в котором риск переходит с продавца на покупателя.

Переход права собственности и правила Инкотермс

Правила Инкотермс регулируют только риски случайной гибели и повреждения товара, объем и момент исполнения сторонами международного контракта своих обязательств по поставке товара, но не момент перехода права собственности. На это указано в введении к правилам Инкотермс 2010.
Налоговые инспекции нередко делают ошибочные выводы для целей применения Гражданского и Налогового кодексов, в частности они считают, что базисные условия поставки определяют момент перехода права собственности. На то, что правила Инкотермс не регулируют этот вопрос, многократно указывали суды (см., например, Постановления ФАС МО от 15.01.2008 N КА-А40/14168-07, Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2007 N А41-К2-3450/07).
В каком же порядке определяется момент перехода права собственности на товар во внешнеторговом контракте с применением правил Инкотермс?
Момент перехода права собственности стороны могут прямо указать в контракте. Если же он не назван, необходимо руководствоваться национальным правом. Согласно п. 1 ст. 1210 ГК РФ стороны могут при заключении договора или в последующем выбрать по соглашению между собой то национальное право, которое подлежит применению к их правам и обязанностям по этому договору. Если соглашением сторон оно не определено, в силу п. п. 1 и 2 ст. 1211 ГК РФ применяется право страны, где на момент заключения договора находится основное место деятельности стороны договора, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора. В рамках договора купли-продажи такой стороной является продавец. Соответственно, если продавцом является российская организация, при этом соглашением сторон не определено, право какой страны применяется, используется гражданское право РФ.
В случае если сторонами для обязательного применения выбрано право РФ, применяются положения ст. 223 ГК РФ, согласно которым право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. При этом в п. п. 1 и 3 ст. 224 ГК РФ уточнено, что передачей признается вручение вещи приобретателю, а равно сдача перевозчику для отправки приобретателю или сдача в организацию связи для пересылки приобретателю вещей, отчужденных без обязательства доставки. К передаче вещи приравнивается передача коносамента или иного товарораспорядительного документа на нее.

Пример. Российская организация заключила контракт на экспорт товара на условиях поставки CIF Копенгаген (Инкотермс 2010). Момент перехода права собственности в контракте не указан. В качестве применимого права определено национальное право Российской Федерации.
При базисе поставки CIF – пункт назначения продавец не несет обязательства по передаче товара покупателю в пункте назначения, а обязан только погрузить товар на борт судна в порту отгрузки в установленную дату (срок), товар передается без обязательства доставки. В данном случае днем передачи признается дата сдачи товара перевозчику для отправки покупателю, соответственно, на основании п. 1 ст. 224 ГК РФ на эту дату право собственности на товар переходит к покупателю.

Взаимосвязь факта экспорта товара, правомерности применения ставки 0% по НДС с базисом поставки Инкотермс

Объектом обложения НДС признается реализация товаров на территории РФ (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). При этом согласно пп. 2 п. 1 ст. 147 НК РФ местом реализации товаров является территория РФ, если товар в момент начала отгрузки и транспортировки находится на территории РФ и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией. Реализация товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, облагается по ставке 0% (пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ). При этом для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы (п. 1 ст. 165 НК РФ):
– контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы единой таможенной территории Таможенного союза;
– таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории РФ и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией;
– копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов мест убытия, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ.
Так как понятие таможенной процедуры экспорта в НК РФ не раскрыто, в соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ обратимся к п. 1 ст. 212 ТК ТС, где определено, что экспортом признается таможенная процедура, при которой товары Таможенного союза вывозятся за пределы таможенной территории Таможенного союза и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами.
Из взаимосвязи норм НК РФ и ТК ТС можно сделать вывод, что для применения ставки 0% при экспорте товаров необходимо, чтобы товар был фактически вывезен с таможенной территории Таможенного союза в таможенной процедуре экспорта и экспортер подтвердил данный факт документами, поименованными в п. 1 ст. 165 НК РФ.
В п. 3 ст. 2 ГК РФ сказано, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. По нашему мнению, Налоговый кодекс не связывает подтверждение факта экспорта и правомерности применения ставки 0% с указанием в договоре определенных базисов поставки Инкотермс 2010.
Аналогичное мнение высказывается в официальных разъяснениях налоговиков. Например, в Письме ФНС России от 19.10.2005 N ММ-6-03/886@ сделан вывод, что независимо от условий поставки товаров, предусмотренных Международными правилами толкования торговых терминов Инкотермс (EXW, FCA, FAS, FOB, CFR, CIF и т.д.), а соответственно, и момента перехода права собственности на поставляемые товары от продавца к иностранному покупателю операции по реализации товаров, вывезенных в режиме экспорта, облагаются НДС по налоговой ставке 0% при наличии всех необходимых документов. Такое же мнение высказано в Письмах УМНС по г. Москве от 16.06.2004 N 11-10/40146, от 12.10.2004 N 11-15/65542.
Территориальные налоговые инспекции иногда ошибочно исходят из того, что экспорт не осуществляется в случаях, когда по условиям Инкотермс риски случайной гибели и повреждения товара переходят от продавца к покупателю на территории РФ, считая, что в этой ситуации поставщик должен применить ставку 18%.
Суды не поддерживают данную позицию. По их мнению, право налогоплательщика на применение налоговой ставки 0% при экспорте товаров не ставится в зависимость от выбранных сторонами конкретных условий поставки применительно к Инкотермс (Определения ВАС РФ от 12.02.2009 N 772/09, от 10.04.2008 N 2558/08, Постановления ФАС МО от 15.01.2008 N КА-А40/14168-07, от 27.09.2007, 04.10.2007 N КА-А40/10019-07).
Так, ФАС СЗО в Постановлении от 23.01.2007 N А56-6789/2006, признавая позицию налоговой инспекции неправомерной, указал, что факт экспорта товара подтвержден грузовой таможенной декларацией с отметками таможни "Выпуск разрешен" и "Товар вывезен", факт реализации товаров на экспорт – представленными обществом документами. Валютная выручка, полученная от иностранного лица, поступила на счет российской организации. Суды доказывали неправоту налоговых инспекций, считающих, что экспорта не было, когда в договорах были прописаны, в частности, следующие базисы поставки Инкотермс 2000:
– FCA (Постановления ФАС МО от 12.12.2007 N КА-А41/12858-07, ФАС СЗО от 04.05.2007 N А56-49236/2005, от 22.01.2007 N А56-49739/2005, Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2007 N А41-К2-3450/07);
– EXW (Постановление ФАС СЗО от 02.04.2007 N А56-22496/2006);
– FAS (Постановление ФАС СЗО от 19.01.2007 N А56-49827/2005).
В данных случаях суды анализировали перечни представленных документов для подтверждения факта экспорта и правомерности применения ставки 0%.

Читать дальше  Образец трудового договора с воспитателем 2018

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

Инкоте́рмс (англ. Incoterms, International commercial terms ) — международные правила в формате словаря, обеспечивающие однозначные толкования наиболее широко используемых торговых терминов в области внешней торговли частного характера, прежде всего, относительно франко (англ. free — «очистки») — места перехода ответственности от продавца к покупателю. Международные торговые термины представляют собой стандартные условия договоров международной купли-продажи, которые определены заранее в международном признанном документе, в частности, используются в стандартном контракте купли-продажи, разработанном Международной торговой палатой [1] .

Правила впервые опубликованы в 1936 году Международной торговой палатой, первая редакция известна как «Инкотермс-1936». Поправки и дополнения были позднее сделаны в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990, 2000, 2010 годах. С 2016 года ведётся работа над очередной редакцией — «Инкотермс-2020» [2] [3] .

Содержание

Область охвата [ править | править код ]

Основные принципы, регулируемые в терминах Инкотермс:

  • распределение между продавцом и покупателем транспортных расходов по доставке товара, то есть определение, какие расходы и до каких пор несёт продавец, и какие, начиная с какого момента, — покупатель.
  • момент перехода с продавца на покупателя рисков повреждения, утраты или случайной гибели груза.
  • дату поставки товара, то есть определение момента фактической передачи продавцом товара в распоряжение покупателя или его представителя — например, транспортной организации — и, следовательно, выполнения или невыполнения первым своих обязательств по срокам поставки.

За рамками Инкотермс остаются правила перехода права собственности с продавца на покупателя, а также последствия невыполнения сторонами обязательств по договору купли-продажи товаров, включая основания освобождения сторон от ответственности, что регламентируется нормами применимого права или Венской конвенцией. Структура терминов сформирована в последовательности нарастания объёма обязанностей продавца в отношении базисных условий поставки.

Содержание [ править | править код ]

Одно из ключевых условий применения Инкотермс: регулирование момента перехода права собственности должно быть урегулировано в контракте отдельно, желательно, чтобы с переходом права собственности совпадал переход к покупателю риска случайной гибели или риска повреждения товара.

Каждый определяемый термин является трёхбуквенной аббревиатурой, первая буква указывает на точку перехода обязательств и рисков от продавца к покупателю:

  • Группа E — отгрузка, переход обязательств — у места отправки (англ. departure ). Продавец обязан предоставить товары покупателю непосредственно на предприятии-изготовителе, своём складе, таможенная очистка товара продавцом не производится; Продавец не отвечает за погрузку товара на транспортное средство; EXW.
  • Группа F — основная перевозка не оплачена продавцом (англ. main carriage unpaid ), переход обязательств у терминалов отправления для основной перевозки. Продавец обязуется поставить товар в распоряжение перевозчика, которого покупатель нанимает самостоятельно; FCA, FAS, FOB.
  • Группа C — основная перевозка оплачена продавцом (англ. main carriage paid ), переход обязательств — у терминалов прибытия для основной перевозки. Продавец обязан заключить договор перевозки товара, но без принятия на себя риска его случайной гибели или повреждения товара; CFR, CIF, CPT, CIP.
  • Группа D — прибытие, переход обязательств у покупателя, полноценная доставка (англ. arrival ). Продавец несёт все расходы по доставке и принимает на себя все риски до момента доставки товара в страну назначения; DAT, DAP, DDP.

В Инкотермс-2010 определены 11 терминов, 7 из них применимы к любому виду транспорта основной перевозки [4] .

  1. EXW (англ. ex works , франко-склад, франко-завод): товар забирается покупателем с указанного в договоре склада продавца, оплата экспортных пошлин вменяется в обязанность покупателю.
  2. FCA (англ. free carrier , франко-перевозчик): товар доставляется основному перевозчику заказчика к указанному в договоре терминалу отправления, экспортные пошлины уплачивает продавец.
  3. CPT (англ. carriage paid to… ): товар доставляется основному перевозчику заказчика, основную перевозку до указанного в договоре терминала прибытия оплачивает продавец, расходы по страховке несёт покупатель, импортную растаможку и доставку с терминала прибытия основного перевозчика осуществляет покупатель.
  4. CIP (англ. carriage and insurance paid to… ): то же, что CPT, но основная перевозка страхуется продавцом.
  5. DAT (англ. delivered at terminal ): поставка до указанного в договоре импортного таможенного терминала оплачена, то есть экспортные платежи и основную перевозку, включая страховку, оплачивает продавец, таможенная очистка по импорту осуществляется покупателем.
  6. DAP (англ. delivered at place ): поставка в место назначения, указанное в договоре, импортные пошлины и местные налоги оплачиваются покупателем.
  7. DDP (англ. delivered duty paid ): товар доставляется заказчику в место назначения, указанное в договоре, очищенный от всех таможенных пошлин и рисков.

Также в Инкотермс-2010 определены 4 термина, применимые исключительно к морскому транспорту и транспорту территориальных вод:

  1. FAS ( free alongside ship ): товар доставляется к судну покупателя, в договоре указывается порт погрузки, перевалку и погрузку оплачивает покупатель.
  2. FOB ( free on board ): товар отгружается на судно покупателя, перевалку оплачивает продавец.
  3. CFR ( cost and freight ): товар доставляется до указанного в договоре порта назначения покупателя, страховку основной перевозки, разгрузку и перевалку оплачивает покупатель.
  4. CIF ( Cost, Insurance and Freight ): то же, что CFR, но основную перевозку страхует продавец.
Читать дальше  С каким коэффициентом считается площадь балкона

Содержание Инкотермс в различных редакциях изменяется, так, в Инкотермс-2010 в сравнении с Инкотермс-2000 термин DAP введён взамен исключённых DAF ( delivered at frontier , доставка к границе), DES ( delivered ex ship , доставка на борту судна в порту назначения) и DDU ( delivered, duty unpaid , доставка в указанное место без растаможки), а вместо DEQ (англ. delivered ex quey , доставка в порт) введён более общий термин DAT.

Сложные договоры, которые содержат отсылки к Инкотермс, то есть к международным правилам толкования торговых терминов, обычно заключаются без участия бухгалтера. Это вотчина юристов и руководителей. Однако, как показывает практика, бухгалтеру тоже не помешает заглянуть в договор. Это поможет не ошибиться при учете расходов. Тому, как правильно «читать» такие договоры, и посвящена наша статья.

Что такое Инкотермс

Благодаря Инкотермс (данная аббревиатура складывается из слов «International Commercе Terms» или «Международные коммерческие термины») стороны договора могут одинаково понимать тот или иной термин, использованный в договоре. Это исключает разногласия в части распределения обязанностей по доставке, страхованию груза, моменту перехода риска случайной гибели товара и т.п. Именно благодаря своей конкретности и четкости, эти правила получили широкое распространение не только в международной торговле. Сегодня они применяются и в обычных, внутренних договорах поставки.

Способствует распространению и простота использования Инкотермс. Чтобы правила начали работать, сторонам достаточно сделать соответствующую оговорку в тексте договора. Ведь Инкотермс не является нормативным документом, а относится к обычаям делового оборота (п. 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 16.02.98 № 29).

Впервые свод правил Инкотермс был выпущен в 1936 году и с тех пор неоднократно пересматривался. Последняя редакция — Инкотермс 2010 — действует с 1 января 2011 года. Однако особенность Инкотермс состоит в том, что новая версия не отменяет предыдущую. Стороны сами вправе решить (и указать это в договоре) редакцией какого года они будут пользоваться. Например, сегодня наряду с Инкотермс 2010 активно применяется и предыдущая версия — Инкотермс 2000.

Инкотермс не являются нормативным актом, в силу чего могут быть обязательными для сторон лишь в случае, если они сами закрепили такое условие в договоре.

Инкотермс применяются только к договорам купли-продажи (поставки) и регулируют не договор в целом, а некоторые аспекты взаимоотношений сторон: момент исполнения обязанности по передаче товара, а также распределение рисков между сторонами. При этом Инкотермс не регулируют условия платежа и момент перехода права собственности — на это есть правила Гражданского кодекса.

Инкотермс в основе своей «заточены» под импортные и экспортные контракты, но в последнее время все чаще применяются и для поставок внутри страны. Правовой основой для этого служит пункт 1 статьи 427 Гражданского кодекса, который разрешает определять условия любых договоров примерными условиями, разработанными для договоров соответствующего вида и опубликованными в печати.

DAF — следим за моментом перехода права собственности

Для начала заметим, что определить, есть в договоре Инкотермс или нет, очень просто — достаточно бегло просмотреть текст договора. Если в нем будут встречаться аббревиатуры из трех иностранных букв, как то: DAF, FCA, CMT и тому подобное, то можно практически со стопроцентной уверенностью утверждать, что договор заключен с применением международных правил Инкотермс.

Чаще всего используются первые две аббревиатуры — DAF и FCA. И именно на них мы хотим обратить внимание бухгалтера.

Аббревиатура DAF должна привлечь внимание бухгалтера продавца товара по следующей причине.

Она расшифровывается как Delivered at Frontier, или по-русски «Поставка на границе». Это условие означает, что продавец оплачивает расходы по перевозке товара до определенного пункта на границе, независимо от того, перешло право собственности на товар к покупателю или нет. Соответственно, риск случайной гибели и повреждения товара до момента доставки на границу также лежит на продавце, хотя право собственности на товар уже может перейти к покупателю.

Именно этот нюанс и важен для бухгалтера продавца. Если право собственности на товар уже перешло к покупателю, то расходы на доставку этого товара до границы могут оказаться под пристальным вниманием со стороны налоговиков. Ведь в таком случае расходы будут связаны с чужим товаром. Поэтому в интересах бухгалтера перед заключением договора донести до руководства информацию о возможных рисках, и по возможности изменить либо условия перехода права собственности, либо распределение расходов на доставку.

Если же договор уже заключен, и изменить ничего нельзя, то вопрос об учете данных расходов при налогообложении прибыли придется решать на свой страх и риск. Отметим лишь, что есть достаточно старое письмо Минфина (от 22.01.07 № 03-03-06/1/16), в котором рассматривается вопрос учета подобных расходов. Тогда финансовое ведомство пришло к выводу, что расходы на доставку товара, право собственности на который перешло к покупателю, являются экономически обоснованными если контрактом предусмотрены условия поставки DAF. Такие расходы можно учесть при налогообложении прибыли. Более свежих документов или судебной практики, к сожалению, нет.

FCA — следим за договорами перевозки и страхования

Следующая аббревиатура, на которую бухгалтеру продавца стоит обратить внимание, — FCA, что расшифровывается как Free Carrier или «Франко перевозчик». Данное условие подразумевает, что продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке товара после того, как тот пройдет таможенную очистку, с момента передачи товара в распоряжение перевозчика в обусловленном договором пункте.

Для бухгалтера это условие означает, что все расходы до момента такой передачи товара (по транспортировке, оплате услуг таможенных брокеров, таможенные платежи и т.п.) можно считать экономически обоснованными. А вот после передачи — уже нет. При этом условие FCA означает, что товар передается перевозчику «как есть», то есть, продавец не должен заключать договоры на дальнейшую перевозку и страхование груза. Так что если в договоре есть аббревиатура FCA, то подобные расходы при налогообложении прибыли не учитываются.

Отметим еще один нюанс. Существует хоть и достаточно старая, но все еще применяющаяся на практике позиция налоговых органов. Согласно ей FCA подразумевает, что в цену товара, которая указана в договоре, уже входят расходы по оплате таможенных пошлин и сборов для вывоза, транспортные расходы до передачи товара в обусловленном поставщиком пункте (см. письмо УМНС России по г. Санкт-Петербургу от 07.03.03 № 02-05/4803). А значит, попытка учесть эти расходы отдельно может обернуться спором с налоговиками.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector